Отделение # 1 РОД «Русская Философия»
75 subscribers
1.3K photos
63 videos
27 files
1.02K links
Единое пространство философии Забайкалья.
Канал Регионального Объединенного Движения «Русская Философия» в Улан-Удэ, Республика Бурятия.
加入频道
«Ландшафты и парадигмы жителей»

21 августа состоится очередное заседание лаборатории философии Улан-Удэ (организованное БРО ДРФ по заданию РОД «Русская философия»). Оно откроет новый цикл: «Ландшафты и парадигмы жителей». Мировоззрение угро-финнских, самодийских народов, эвенков будет рассмотрено через природную среду их обитания – Лес.

Как можно определить парадигму жителей Леса? И ее трансформацию при переселении в иную природную среду обитания. Предлагается обсудить зависимость парадигмы жителей от окружающего ландшафта.

Обсудим также парадигму жителей Степи, уже обсуждавшуюся во встречах цикла Лаборатории философии, посвященным времени в жизни номада.

Встреча 21 августа, в 15.00 ч., на 6 этаже Национальной библиотеки Бурятии.

#ландшафт #экологиякультeры #парадигманомада #Лес #Степь #традиция #коренныенароды #менталитет

200822-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Байкальская гавань приняла Фестиваль национальных костюмов Бурятии»

20 августа в рекреационной местности Байкальская гавань, рядом с селом Турка, состоялся III-й Межрегиональный этнокультурный фестиваль национальных костюмов "Богатство родного края".

Конец августа – уже не лучшее время для отдыха на суровом озере-море, но к обеду на солнце стало почти жарко, несмотря на сильный ветер с Байкала.

Многие, даже заядлые путешественники по Бурятии, впервые увидели вблизи Байкальскую гавань – она в стороне от села Турка, стоящего на трассе. От нее к берегу подводит длинный сквер, выходящий на центр набережной, ступени которой спускаются к широкой полосе пляжа.

Сама набережная раскинулась вдоль берега, напоминая мощеной дорожкой и фонарями в европейском стиле приморские бульвары в западных городах; а беседками в традиционном буддийском стиле – оправдывая свое нахождение в Бурятии. В одной из беседок, сразу по приезду автобуса с организаторами фестиваля НКО Арадай Хусэл и моделями из агентства «Арт-Подиум», лама провёл для них обряд для успеха и благополучия.

Так как приехали поздно, в двенадцатом часу, уже вовсю шла подготовка сцены – репетиции еще не одетых моделей на подиуме, протянувшемся между двумя фонтанами и мостиками над бассейном.

Среди палаток выделялся желтый эвенкийский чум, словно протыкающий острой верхушкой синее небо над Прибайкальскими горами. Чум – от общины эвенков Бурятии, входящей в Ассоциацию малых народов Севера.

Выставка ремесленников Бурятии расположилась ближе всех к берегу. Мастера на столах разместили свои поделки – бижутерию, фигурки из мыла, вязаные игрушки и многое другое. Эти мастера входят в объединение «Ремесленники Бурятии». Например, Галина Баталова представляла свой «Мир рукоделия» - будучи пенсионеркой, и имея обеспеченных сыновей, она занимается ремеслом (изготовлением бижутерии – брошей, кулонов и пр.) скорее из любви к искусству…

Тем временем, репетиции закончились и началось дефиле этномод.
Из показов костюмов меня более всех впечатлила эвенкийская коллекция из Баунтовского района и Театр Мод из Кабанского района Бурятии.

Эвенкийские костюмы очень гармоничны и эффектно смотрелись на моделях: юношах и девушках. Кстати, почти все они на вид европеоидны и лишь одна девушка-азиатка, что наглядно символизирует взаимопроникновение культур и единство народов Бурятии. Как сказал ведущий, традиционный костюм эвенков поражает своей гармоничностью и изяществом. Модели выходили на подиум более трех раз и каждый раз - в новой коллекции, - костюмы в стиле народов Севера разных цветов и орнаментов.

А Театр Мод Кабанского района, видимо, решил "бить по площадям": в одном дефиле ребята показали костюмы разных народов. Здесь не только бурятские и русские наряды, но и стилизация под японское кимоно: русская девушка вышла в японском наряде с веером. Также поразил выход двух девушек в древнеславянских платьях – под музыку, похожую на мелодию фолк-группы «Мельница».

Из артистов порадовал известный в Бурятии эстрадный певец Валико Гаспарян: вначале он пел песню в своем традиционном костюме народов Кавказа - черкеске. А выступая уже под вечер, Гаспарян вышел в наряде, стилизованном под бурятский халат-дэгэл.

К вечеру сильно похолодало, на Байкале усилился прибой. Легко одетые граждане исчезли; кто мог, оделся потеплее.

Но погода не помешала выйти певцам. Среди них была и Ирина Шагдурова – кроме песен на бурятском, она исполнила всем известные «Цветут сады» Анны Герман, и оперный певец Михаил Пирогов...

Также под занавес фестиваля продрогших зрителей порадовали живые статуи: двое юношей и девушка, покрытые бронзовой краской, изображали статуи бурятских воинов и Матери-Бурятии, установленные в Улан-Удэ.

#фестиваль #Турка #Байкальскаягавань #национальныйкостюм #традиционнаяодежда

210822-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Гедонизм современного Западного общества и городской ландшафт»

21 августа на заседании Лаборатории философии Улан-Удэ (организованной БРО ДРФ по заданию РОД «Русская философия») начался новый цикл занятий «Ландшафты и парадигмы жителей».
Начав рассуждения с тезиса, что природная среда обитания человека предопределяет его мировоззрение, участники лаборатории пришли к выводу, что избыточное потребление обусловлено неправильными установками общества, которые можно свести к гедонизму.

Максим Бадмацыренов рассказал о разнице между эпикурейством и гедонизмом, причем эпикурейство (эвдемонизм) является неким балансом между двумя крайностями – учением киников и гедонизмом. Игорь Доржиев здесь привел сравнение с буддизмом, Будда после поисков себя в аскезе, стал практиковать средний путь – без крайностей.

Вернувшись от истоков философии к сегодняшнему дню, участники лаборатории обнаружили, что в обществе уверенно побеждает гедонизм. Ради прибылей, приносится в жертву и удобство жителей городов, и культурно-природная среда обитания, о важности сохранения которой писал еще Дмитрий Лихачев. В «Земле Родной» он приводил пример того, как природный ландшафт влиял на историческую застройку городов. К сожалению, отметил далее модератор встречи Алексей Гергенов, мноние современные города застраиваются однотипными зданиями, без учета природы, культурного и архитектурного наследия.

Далее Модератор привел примеры из городской застройки Улан-Удэ, неправильное, расточительное расходование бюджетных средств мэрией...

Так и на уровне отдельных семей, люди в погоне за мнимыми ценностями излишком материальных благ, лишают себя полноценного отдыха, а также из-за чрезмерной занятости работой, не хватает времени и сил на познание себя и мира. В ответ на это Игорь Доржиев заметил, что работа, связанная с духовным самопознанием, может решить проблему нехватки времени для самосовершенствования человека. Конечно же, такие возможности саморазвития есть лишь у очень небольшого процента жителей.

Игорь Доржиев выразил надежду, что на пути более оптимального и гуманного распоряжения ресурсами, поможет возрождение народных традиций, в частности традиций номадов (аскетичный быт которых обусловлен кочевым образом жизни).

#ландшафт #экологиякультуры #парадигманомада #Степь #традиция #коренныенароды #менталитет

220822-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Городской ландшафт Улан-Удэ начал формироваться еще до революции»

В Ансамбле зданий, окаймляющих площадь Советов в Улан-Удэ, есть всего одно построенное до революции. Это каменный дом Рубинштейна и Сбоева, находящийся напротив Главпочтамта, ныне в нем здание Факультета иностранных языков БГУ.

В начале ХХ века там находился Восточный институт, эвакуированный в г.Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) из Владивостока в начале 1905 года в связи с началом русско-японской войны.

Кстати, на табличке, что висит сейчас на здании, указаны не совсем точные сведения. Студенты были отчислены из Восточного института за волнения против преподавателей в ходе первой русской революции.

Дело в том, что они остались без стипендии и средств к существованию. До осени 1905 года Восточный институт не работал, и общественность Верхнеудинска и Кяхты – то есть Троицкосавска, - начала сбор денежных средств для студентов.

А соседнее здание Геологоуправления, примыкающее сейчас сюда вплотную, построили позднее - уже при Советской власти, даже после Великой Отечественной, дело рук ссыльного архитектора Минерта, фактически, создавшего облик Улан-Удэ... Так что на старых фото дом Рубинштейна и Сбоева возвышается непривычно один.

#ландшафт #экологиякультуры #Уланудэ #архитектура #урбанистика

230822-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Степные думы как органы самоуправления бурят в 19 веке»

Степные думы в России существовали с 1822 по 1903 годы. Они были образованы указом по управлению инородцами у кочевых или полукочевых народов: якутов, бурят, калмыков, хакасов и др.

У бурят существовали в разное время от 7 до 12 Степных Дум, Аларская, Балаганская, Селегинская, Агинская, Хоринская, Баргузинская и прочие - по местам компактного проживания бурят.

Степные думы ведали вопросами хоз.деятельности: о сборе ясака, о повинностях и т.д.; выполняли статистические функции и т.д. Со временнм они приобрели судебные функции: разбирали дела среди бурят о мелких преступлениях или тяжбах. Считается, что это были органы самоуправления.
Структура степной думы была трехступенчатой: улус, объединявший 15 или более семейств; улусы объединялись в инородную управу, а те – в ведомство. Во главе стоял тайша, подчинявшийся царским органам власти.

Примечательно, что делопроизводство в думах велось на старомонгольской письменности.

В 2003 году, изучая в Госархиве Бурятии дела о польских полит.ссыльных, мне довелось видеть документы Селенгинской степной думы за 1871 г. Там было Дело о принятии в Хатагинский род арестанта Дмитрия Галичанина (отбывшего срок в Селенгинском остроге), остальные документы прилагались на вертикальной старомонгольской вязи. Это дело входило в состав документов Селенгинского полицейского управления (Фонд98,Опись №1 1869-1912, Селенгинское окружное полицейского управления Забайкальской области .г. Селенгинск).

#степнаядума #самоуправление #парадигманомада #Степь #традиция #коренныенароды

240822-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Лес и Степь»

28 августа, на заседании Лаборатории философии в г. Улан-Удэ (организованной БРО ДРФ по заданию РОД «Русская философия»), рассмотрим Лесостепь как смешение парадигм жителей Леса и Степи.

Сущность Степи как ландшафта, влияющего на парадигму ее жителей, рассмотрим на историческом материале: заселение бурятскими племенами Байкальского региона. Люди Степи в Лесу.

Дата: как всегда по воскресеньям – 28 августа, в 15.00 на 6 этаже Национальной библиотеки РБ.

#Лес #парадигманомада #Степь #традиция #коренныенароды

250822-Улан-Удэ-БРОДРФ