Отделение # 1 РОД «Русская Философия»
75 subscribers
1.3K photos
63 videos
27 files
1.02K links
Единое пространство философии Забайкалья.
Канал Регионального Объединенного Движения «Русская Философия» в Улан-Удэ, Республика Бурятия.
加入频道
«Бурнардума – первое бурятское правительство»

На волне революционных преобразований в бывшей Российской империи в апреле 1917 года появился Бурнацком – Национальный комитет бурят Восточной Сибири. Уже на его основе в 1918 году появилась Бурятская Народная Дума (Бурнардума). Среди законодательных проектов Бурнацкома и Бурнадумы следует упомянуть медицинскую помощь бурятскому населению за счет средств госбюджета, разнообразные постановления об улучшении жизни бурят по обе стороны Байкала (Иркутская губерния и Забайкальская область).

Руководителем Бурнардумы в 1918 г. был Даши Сампилон. Когда летом 1918 года Читу захватили белогвардейцы Атамана Семенова, Сампилон признал власть Семенова над Бурнардумой. Тем не менее после ухода белых, Сампилон занимал в Бурят-Монгольской АССР ряд госдолжностей. Но к началу 1930-х голов он был арестован и затем расстрелян.

#Бурнацком #Бурнардума #буряты #Сампилон #гражданскаявойна

260822_Улан-Удэ_БРОДРФ
«Вечер прощания с летом в ретро-стиле»

Пятница 26 августа в Улан-Удэ ознаменовалось сразу тремя культурными событиями, случившимися почти одновременно. И если открытый концерт пианистки Валентины Лисицы на площади Советов начался чуть ранее вечера, то вечер-презентация Русского драмтеатра им. Бестужева в преддверии театрального сезона и литературно-музыкальный Книговорот в НБРБ, практически совпали.

Ведущая Книговорота сотрудница Национальной библиотеки Эржин Соборова оказалась и сама певицей (как и другие сотрудники этой библиотеки, показавшие за месяц до этого свои разносторонние умения на вечере Легендарные 90-е).

Теперь же перед малочисленной публикой (в основном сами поэты и пенсионеры, выложившие старые книги на буккросинг) выступили молодые поэты Дарима Николаева, Евгения Зондуева и Михаил Платонов. Часть публики ушла внутрь библиотеки на детективный квест, и во дворе библиотеки осталось менее полусотни человек, тем более быстро холодало.

А сюрпризом стал музыкальный номер молодого гитариста Сандана Цыбикжапова. Неожиданно он сыграл на электрогитаре зажигательную мелодию под инструментальную композицию Артура Смита «Гитарное буги», напомнив о таком подзабытом направлении джаза 1920-1930-х годов как фортепьянное буги-вуги, по мелодике являющееся предшественником рок-н-ролла.

Улан-удэнскую публику уже знакомил с классическими образцами буги-вуги и блюза пианист из Германии Аксель Цвингенбергер в марте 2020 года в концертном зале Музыкального колледжа им. Чайковского.

Теперь же Сандан Цыбикжапов сыграл несколько композиций "самой жаркой музыки" - буги-вуги. Он признался мне, что не был на том концерте Цвингенбергера, хотя он выпускник Музколледжа и Восточно-Сибирского Института культуры по классу эстрадной гитары.

На обратном пути я вышел на остановке «Саяны», привлеченный звуками какой-то, как я думал, рок-группы, гремевшей с крыльца Русского драмтеатра.

Оказалось, что будоражили вечернюю публику артисты самого драмтеатра. Я как раз успел к их последней за вечер песне «Белла Чао», которую помнит старшее поколение. А молодые должны знать по современному сериалу, кажется «Бумажный корабль», во всяком случае, так сказала ведущая.

Не относясь ни к тем, ни к другим, я «Белло чао» узнал своим путем... Песня итальянских партизан опять-таки напоминала ретро-звучанием времена более чем полувековой давности – в исполнении артистов ГРДТ «Белла-Чао» почему-то звучала с одесским колоритом…

#ретро #бугивуги #беллачао #валентиналисица #цвингенбергер

270822-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Мусорный ветер»

Махинации подрядчиков по уборке мусора в Бурятии напоминают ряд примеров из истории. Так, один польский писатель, повествуя о послевоенном восстановлении Варшавы (полностью уничтоженной по приказу Гитлера), рассказывал как обманывали за казенные деньги такие частные уборщики. Вместо вывоза разбитого щебня от разрушенных зданий, подрядчик на бульдозере, развозил мусор по горизонтали, а затем прикапывал сверху землей, чтоб свиду казалось будто чисто…

Разные времена и страны, разное воспитание. Но приемы хитрости почти одни и те же. Словно подсмотрели у плохих учителей как в сказках и легендах людей учат злые силы.

Напоминает сюжет в одном из выпусков телепередачи «И в шутку и всерьез» (похожей на "Фитиль"), году в 1988-м. Сюжет был явно навеян толкинистскими мотивами: показывают вполне фэнтезийных гномов: «В те времена, когда по дорогам толпами бродили гномы и прочие существа, злые волшебники создали книгу обмана и хитрости. И по ней люди стали учиться обманывать".

Налетел ураган, и развеял страницы этой книги.

Но листы ее разлетелись по всему миру. И люди находят эти листы до сих пор.
И далее в сюжете показывают советских продавщиц из гастронома, которые нашли лист из той древней книги и по нему начали обманывать покупателей…

Получается, законы подлости одинаковы во всех странах и во все эпохи, как будто люди учились обманывать по одной книге…

Так и в фильме «Приключения Арслана» злой волшебник Карахан развивал у человека порок, к которому тот более склонен и человек становился полностью порабощен...

#мусор #ЖКХ #мошенничество #пороки #ившуткуивсерьез

280822-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Резкая смена условий существования Человека, приводит к утрате всяких ценностей»

На очередном заседании Лаборатории философии г. Улан-Удэ (организованной по заданию РОД Русская Философия) проблему детерминации мировоззрения человека географической средой, свели к обсуждению коррупции в современном обществе как следствия резкой модернизации в 20 веке.

Для начала модератор Алексей Гергенов предложил обсудить трансформацию парадигмы жителей одного географического ареала при их переселении в другой: жители Степи в Лесу (например, буряты), или жители лесостепей, освоившие лесную зону (как русские землепроходцы 17 века в Сибири).

Затронув скифо-сарматскую культуру, носители которой первыми освоили кочевое скотоводство в Степи (а лишь затем тюрки и монголы), обсуждение ушло в боле близкое понятное нам время – в 20 век с его двумя коренными трансформациями: установлении советской власти и ее крах.

Пришли к выводу, что более негативное влияние имела вторая из этих трансформаций. Хотя, конечно она напрямую связана и с первой, т.к. при резком переходе от Традиции к Модерну, многие люди, теряя традиционные ценности, не успевают приобрести ценности Запада, что приводит к неэтичному поведению как в быту, так и на уровне ответственных лиц (примеры коррупции в сфере городского благоустройства).

Максим Бадмацыренов привел пример из Платона с его обсуждением кастовости общества. Получается, иерархичность общества является неким предохранительным клапаном для коррупции. Алексей вспомнил диалоги Платона, где разбиралась деградация высшего сословия Спарты, могущее послужить наглядным примером трансформации всякого общества, основанного на высоких идеалах.

Далее засилье коррупции Максим объяснил, опять же по Платону, страстным началом души. Для каждого из сословий характерно преобладание своего начала. И для крестьян и ремесленников (охлоса и демоса) присуще страстное начало.

Модератор Алексей развил эту мысль, объяснив причину коррупции и прочих негативных моментов падения нравственности в обществе. Страстное начало разрешает добиваться своих целей любым путем; и для наемного работника такое поведение неопасно для общества - ведь такой человек не имеет власти, а если нужно больше денег, то он возьмет подработку.

Но попав во властные структуры «вчерашний раб» получает возможность для удовлетворения страсти к наживе любой ценой, причем сравнительно в законных рамках. Как раз о них напомнил Игорь Доржиев – укладка нового асфальта взамен еще вполне добротного, что проходит в эти дни в Улан-Удэ на ул. Терешковой почти в центре в города.

Для подрядчика – это возможность заработать максимум денег вместо ремонта действительно разбитых дорог на окраине города. Есть контролирующие органы, есть сам мэр и его подчиненные, но нецелесообразное расходование бюджета налицо.

К этой же проблеме относится и недавняя информация о махинациях с отвозом мусора в Бурятии.

Максим также приводил примеры из кастовости индийского общества и провел некоторые параллели с идеями Платона о государстве. Получается, проблема в несовпадении начала души человека (разумного, яростного или страстного) и реально занимаемого им места в обществе.

#Платон #страстноеначало #мусор #мошенничество #парадигмаСтепи #парадигмаЛеса

290822-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Как в Бурятию вернулось Маски-шоу, а точнее, не вернулось»

Пару недель назад в Бурятию вернулся масочный режим в связи с новой волной ковида-19.

Спустя немалое количество дней можно подвести промежуточные итоги.

Если в самые первые дни введения режима, отсутствие масок на посетителях магазинов и в микроавтобусах можно было объяснить этими первыми днями (кто-то не успел, забыл, не узнал во время о введение режима и т.п.), то спустя полмесяца обязательного ношения СИЗов, налицо явное игнорирование средств защиты от постоянно мутирующего вируса.

Итак, вчерашние и позавчерашние поездки в маршрутном такси показали картину прямо противоположную тому, что творилось в 2020 и 2021 годах в общественном транспорте Улан-Удэ. Если в ходе первых волн, во всей полной людьми маршрутке ехало один-два человека без масок, то после полугода вольного режима, дисциплинированных пассажиров один-два на всю безмасочную маршрутку в час пик…

Видимо, у людей притупилось чувство опасности. Как в Средние века люди устраивали пир во время чумы, так и сейчас настроение людей лучше всего выражает карикатура бурятского сатирика из популярного СМИ. На рисунке все в транспорте сидят в масках – но в игровых, словно они на маскараде.

Действительно, народная смеховая культура помогала людям выжить в трудные времена. На Руси скоморохи, в Западной Европе – жонглеры и прочие шуты, и сами рядовые горожане становились ряжеными на разных мистериях …

Бахтин возможно переоценивал значение Смеховой культуры для общества, ведь сколько ни устраивай маскарад, его польза не выйдет за рамки утилитарной надобности по поднятию настроения на один вечер…

Впрочем, создатели песни КВН, возрожденного в 1986 году, имели другое мнение (при той же трезвой оценке реальности): «Пусть не решит нам всех проблем, но станет радостнее всем, веселей станет всем…».

#Бахтин #смеховаякультура #маски #КВН #мистерии #масочныйрежим #маскарад

300822-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Реки как центр цивилизаций. Парадигма речных жителей»

4 сентября состоится очередное заседание лаборатории философии Улан-Удэ (организованное БРО ДРФ по заданию РОД «Русская философия»).

Заседание пройдет в рамках цикла «Ландшафты и парадигмы жителей». Тематика этого заседания: «Речной мир (Мир реки). Река в парадигме ее жителей».

Рассмотрим понятие Речной город, речные жители. Но в начале поговорим о том, как реки способствовали связям межу народами и культурами, на примере освоения Сибири казаками.

Также интересен вопрос феномена Реки и ее жителей в культуре, в литературе: Озерный город (в Средиземье Дж. Р.Р. Толкина), цикл романов "Мир реки" Филипа Фармера.

Каков менталитет речных, озерных или островных жителей и в целом, что такое парадигма водных жителей?

Также вспомним о Реке как месте зарождения и сердцевине речных цивилизаций (Нил и Египет; Междуречье и шумеры, Инд и Хараппская цивилизация и т.д.).

Если Река являлась колыбелью первых городских цивилизаций, как изменилась ее роль в современном обществе?

Время и место: как обычно по воскресеньям – 04 сентября, в 15.00 на 6 этаже Национальной библиотеки РБ.

#мирреки #речнаяцивлизация #ландшафт #экологиякультуры #Река #озерныйгород

310822-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Где галстук к Дню знаний?»

Есть в этой лихорадочной подготовке к 1 сентября, что-то и от торопливой подготовки Наташи Ростовой к ее первому балу, когда важные детали делаются в последний момент, хотя времени казалось, было много.

Так и я вечером 1 сентября 1991 года (праздничная линейка в том году пришлась на 2 сентября, т.к. 1-е выпало на воскресенье), никак не мог найти дома свой пионерский галстук. И на уверения мамы «Так иди», упрямо отвечал: «Ни разу я не приходил в школу без пионерского галстука!» В итоге галстук мы не нашли, зато нашли мой старый, изношенный пионерский галстук, который я и завязал на следующее утро.

Но подойдя к школе, иная социально-политическая реальность показала насмешку над моими поисками накануне. Часть школьников средних классов пришла без положенных им красных галстуков…

Одноклассник, надевший модный тогда узенький черный галстук-регата, говорил мне: «У нас теперь демократия – вон те ребята вообще в спортивной форме пришли».

Есть мнение, что время откладывает отпечаток на людей – например, 12-летний подросток непохож на ровесника, жившего на полвека раньше.

Но пример с моими поисками галстука показывает и много общего – как сейчас карикатурист Укусика Покусай нарисовал вопль отчаяния накануне 1 сентября: «А галстук где?». Конечно, уже не пионерский, но всё те же хлопоты.

#1сентября #деньзнаний #возрастнаяпсихология #школа #пионерскийгалстук

010922-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Кто в Улан-Удэ дождался больших автобусов?»

То, о очень мы так долго мечтали, сбывается. С осени начнётся поступление в Улан-Удэнский ПАТП-1 первой партии автобусов большой и средней вместимости, сообщает местное СМИ.

Люди долго ждали. И здесь главное – не сломаться, проявив подлинный стоицизм, а не хамство, злобу, которую нередко пассажиры из-за редко ходящих микриков срывают на водителях...

Вдумайтесь, несмотря на ряд сокращений предыдущих лет, с весны этого года количество маршруток в городе упало с 1800 единиц до каких-то пятисот с лишком!

Итого, почти в три раза сократились и без того редкие автобусы малой вместимости.

https://gazeta-n1.ru/news/society/114594/

#транспорт #микроавтбусы #стоицизм #автобусы #пассажиры

020922-Улан-Удэ-БРОДРФ.
«Озерные люди»

На готовящемся 4 сентября заседании Лаборатории философии Улан-Удэ (организованной БРО ДРФ по заданию РОД «Русская философия»), посвященном парадигме Речного мира, поговорим также о значении Байкала для его населения.

Получается, буряты как носители парадигмы жителей Степи, испытали влияние не только Леса, но и Речного мира. Байкал как озеро, впитывающее в себя сотни рек и речушек, являет собой квинтэссенцию Речного мира.

Недаром страна Баргуджин-Токум, известная по Сокровенному сказанию монголов, получила название сходное название с именем реки Баргузин, впадающей в Байкал. Выходит, влияние речного мира на парадигму древних монголов еще не выяснено до конца.

А парадигму озерных жителей подметили устроители фестиваля «Байкал-Мичиган. Спасем озера!» летом 1990 года в Улан-Удэ: помню тогда на остановке красочную афишу с фото, рисунками-карикатурами и картами: Байкала и одного из Великих озер между США и Канадой.

Известный театрал Улан-Удэ Анатолий Баскаков неожиданно напомнил мое детское воспоминание в 2012 г., когда проводил театральный фестиваль Артерия». Ведь режиссер Баскаков был одним из организаторов фестиваля«Байкал-Мичиган», предполагавшего сотрудничество общественных деятелей СССР и США, живших по берегам этих озер...


#Байкал #Баргузин #речнаяцивИлизация #ландшафт #экологиякультуры #Река #озеро #байкалмичиган

030922-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Автодоры! Автодоры? Буравтодор!»

В центра Улан-Удэ стена одного здания расписана довольно неформальной картиной - изображён пролом в стене, в котором виден участок прибайкальского шоссе.

Пролом на граффити довольно реалистичен – с отваливающейся штукатуркой и торчащими концами арматуры.

Всё бы ничего, но стена эта принадлежит зданию Бурятского Автодора...

Вспоминается крик: «Автодоры. Автодоры. Автодоры» испуганного персонажа пьесы Маяковского «Клоп».

Попав в будущее (в 1979 г. из 1929 г.) Присыпкин испугался рева сирен на оживленной улице: «Ни людей ни лошадей. Автодоры, автодоры, автодоры!».

В 1920-е годы даже в Москве еще было не так много мало автомобилей и скорость их была невелика. Встреча с Будущим повергла попаданца в шок. Теперь же видна тоска по прошлому – по чистому воздуху и загородным дорогам. Это стремление и отображено в смелом рисунке: человек словно хочет сломать опостылевшие рамки и вернуться в Природу, на Байкал.


#Байкал #автодор #ландшафт #экологиякультуры #пьесаКлоп #Присыпкин

040922-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Изменения климата двигали людей к рекам и по рекам»

На прошедшем 4 сентября заседании Лаборатории философии Улан-Удэ (организованной БРО ДРФ по заданию РОД «Русская философия»), разбирали парадигму речных жителей через призму климата. Автор книги «Пустыня Россия» Константин Ранкс связал малый Ледниковый период (15 – 18 вв.) с продвижением русских землепроходцев на восток, освоение Сибири.

Оказалось, что русскому народу свойственны речные ландшафты. Например, Валдайская возвышенность, откуда берут начла истоки многих рек.

К. Ранкс привел сведения, что для вспашки поля лучше подходит лесостепная полоса, а не степь (более тонкий слой дерна). Поэтому экологическим оптимумом для русского земледельца была полоса - по южной кромке северных лесов, тайги. В общем, лесостепь и реки – это исконный ландшафт русского народа. Недаром освоение Казахстанской степи началось намного позднее Сибири, уже в 19 веке (о коренном отличии присоединения Туркестана я уже писал).

Именно реки служили опорой в хозяйствовании, а также в продвижении (в торговых и переселенческих путях), начиная от Пути из Варяг в Греки и заканчивая освоением Сибири, когда казаки на плоскодонках проходили на восток с помощью волоков между притоками рек.

#речнаяцивилизация #ландшафт #экологиякультуры #Реки #лесостепь

050922-Улан-Удэ-БРОДРФ