Есть ошибки, за которые вас обязательно кто-нибудь пристыдит. Это буду не я, уж я-то знаю: орфографические и пунктуационные ошибки — не самое плохое, что может случиться с текстом. Но есть люди куда менее терпимые, и некоторые виды ошибок приводят их в состояние священной ярости. Я называю такие ошибки «красными тряпками».
1. Путаница между «-тся» и «-ться». Все со школы помнят, как проверить, нужен ли мягкий знак: задать к глаголу вопрос: «что делать? / что делает?» Но почему-то ошибка эта встречается сплошь и рядом. Я вам скажу почему: потому что знать-то они знают, но привычка задавать проверочный вопрос есть не у каждого.
Пример: «Сегодня заканчиваеться отпущенное на работу время, и нам придёться отчитатся за каждый потраченный рубль».
2. Неверное словоупотребление. Некоторые люди... нет, многие люди не имеют обыкновения проверять слова в толковом словаре и говорят как вздумается. А поскольку явление это массовое, то ещё больше людей видят этот пример и сами начинают использовать слова в неверном значении.
Примеры: «амбициозный» в значении «целеустремлённый», «одиозный» в значении «знаменитый», «нелицеприятный» в значении «неприятный».
3. Ошибки со спряжением глаголов. К сожалению, нет простого мнемонического приёма, позволяющего легко проверить, какая гласная должна быть в окончании глагола. Так что если вы знаете за собой эту ошибку — не поленитесь, вызубрите правила спряжения.
Пример: «Как только вы скажите, мы поедим к морю, и я обещаю, что вы будите довольны».
4. Ошибки сочетаемости. Не все слова способны соединяться друг с другом. На эту тему у меня был пост, почитайте.
Пример: «А девушка с коричневыми глазами на следующий год женилась на учителе словесности».
5. Плеоназмы. Это избыточные словосочетания, в которых одно слово уже содержит в себе значение другого и не нуждается в уточнении.
Примеры: «коллеги по работе» (слово «коллеги» уже означает, что люди работают вместе), «свободная вакансия» («вакансия» — это и есть свободное рабочее место), «главная суть» (суть не бывает второстепенной).
6. Дефисное написание «по» и «то». Есть не так много ситуаций, когда «по» в начале слова или «то» в конце должно писаться через дефис. Однако кое-кто всегда этот дефис ставит — так, на всякий случай.
Пример: «Расскажите по-дробнее, малова-то информации».
7. Раздельное написание вместо слитного или дефисного. Некоторые сложные, сложносокращённые заимствованные слова пишутся слитно, другие пишутся через дефис. Или — или. Но есть люди, которые, не зная правила, выбирают из этих двух вариантов третий — заведомо неверный: они пишут такие слова всегда раздельно.
Пример: «В соц сети выложена запись онлайн трансляции супер полезной лекции про интернет профессии».
8. Искажение устойчивых выражений. Фразеологизм — это как бы слово, состоящее из нескольких слов. Оно воспринимается как смысловая единица, покуда сохраняет целостность. Если же изменить состав фразеологизма, он тут же превратится в белиберду.
Пример: «дышать наладом» (вместо «дышать на ладан»), «проще порванной репы» (вместо «проще пареной репы»), «скрипя сердцем» (вместо «скрепя сердце»), «до белого колена» (вместо «до белого каления»).
9. Распространённые слова с ошибками. Такие уродливые слова встречаются довольно часто (особенно в интернет-переписке), и кого-то от них уже тошнит, а кто-то другой, напротив, смотрит на них и думает: ага, наверное, так и надо.
Примеры: «вообщем», «координально», «будующее», «учавствовать», «пробывать».
10. Неверное употребление деепричастного оборота. О чеховской шляпе я когда-то написал большущий пост, повторяться не буду.
Пример: «Едва выйдя из кафе, начался дождь».
Продолжение см. в следующем посте.
1. Путаница между «-тся» и «-ться». Все со школы помнят, как проверить, нужен ли мягкий знак: задать к глаголу вопрос: «что делать? / что делает?» Но почему-то ошибка эта встречается сплошь и рядом. Я вам скажу почему: потому что знать-то они знают, но привычка задавать проверочный вопрос есть не у каждого.
Пример: «Сегодня заканчиваеться отпущенное на работу время, и нам придёться отчитатся за каждый потраченный рубль».
2. Неверное словоупотребление. Некоторые люди... нет, многие люди не имеют обыкновения проверять слова в толковом словаре и говорят как вздумается. А поскольку явление это массовое, то ещё больше людей видят этот пример и сами начинают использовать слова в неверном значении.
Примеры: «амбициозный» в значении «целеустремлённый», «одиозный» в значении «знаменитый», «нелицеприятный» в значении «неприятный».
3. Ошибки со спряжением глаголов. К сожалению, нет простого мнемонического приёма, позволяющего легко проверить, какая гласная должна быть в окончании глагола. Так что если вы знаете за собой эту ошибку — не поленитесь, вызубрите правила спряжения.
Пример: «Как только вы скажите, мы поедим к морю, и я обещаю, что вы будите довольны».
4. Ошибки сочетаемости. Не все слова способны соединяться друг с другом. На эту тему у меня был пост, почитайте.
Пример: «А девушка с коричневыми глазами на следующий год женилась на учителе словесности».
5. Плеоназмы. Это избыточные словосочетания, в которых одно слово уже содержит в себе значение другого и не нуждается в уточнении.
Примеры: «коллеги по работе» (слово «коллеги» уже означает, что люди работают вместе), «свободная вакансия» («вакансия» — это и есть свободное рабочее место), «главная суть» (суть не бывает второстепенной).
6. Дефисное написание «по» и «то». Есть не так много ситуаций, когда «по» в начале слова или «то» в конце должно писаться через дефис. Однако кое-кто всегда этот дефис ставит — так, на всякий случай.
Пример: «Расскажите по-дробнее, малова-то информации».
7. Раздельное написание вместо слитного или дефисного. Некоторые сложные, сложносокращённые заимствованные слова пишутся слитно, другие пишутся через дефис. Или — или. Но есть люди, которые, не зная правила, выбирают из этих двух вариантов третий — заведомо неверный: они пишут такие слова всегда раздельно.
Пример: «В соц сети выложена запись онлайн трансляции супер полезной лекции про интернет профессии».
8. Искажение устойчивых выражений. Фразеологизм — это как бы слово, состоящее из нескольких слов. Оно воспринимается как смысловая единица, покуда сохраняет целостность. Если же изменить состав фразеологизма, он тут же превратится в белиберду.
Пример: «дышать наладом» (вместо «дышать на ладан»), «проще порванной репы» (вместо «проще пареной репы»), «скрипя сердцем» (вместо «скрепя сердце»), «до белого колена» (вместо «до белого каления»).
9. Распространённые слова с ошибками. Такие уродливые слова встречаются довольно часто (особенно в интернет-переписке), и кого-то от них уже тошнит, а кто-то другой, напротив, смотрит на них и думает: ага, наверное, так и надо.
Примеры: «вообщем», «координально», «будующее», «учавствовать», «пробывать».
10. Неверное употребление деепричастного оборота. О чеховской шляпе я когда-то написал большущий пост, повторяться не буду.
Пример: «Едва выйдя из кафе, начался дождь».
Продолжение см. в следующем посте.
Начало см. в предыдущем посте.
11. Неверное сочетание видовременных форм глагола. В русском языке глагол в любом времени может использоваться в значении любого другого времени. Но принципы переносного использования времён настолько сложны и неочевидны, что проще дать такой совет: не уверен — не используй. (Возможно, когда-нибудь я сделаю интенсив про возможности глагола в русском языке.)
Пример: «Вечером мы встречаемся с пацанами, выпили и шли на дискотеку, а потом посидели у клуба, дальше пьём».
12. Злоупотребление запятыми. Я не знаю почему, но некоторые люди считают пропущенную запятую более серьёзной ошибкой, чем лишнюю запятую, и ставят этот знак препинания где можно и нельзя.
Пример: «Уважаемый, Иван Иванович! Позвольте, поблагодарить Вас, за внимание и заботу, с которыми вы, подошли к обучению нашего сына, Серёжи игре, на фортепиано».
13. Злоупотребление многоточиями. Есть мнение, что многоточия добавляют тексту глубокомысленности и тайны. Но на самом деле нет.
Пример: «Она... в то лето была... конечно же, влюблена... но в кого?.. Это вы узнаете... обещаю... но всему своё время... своё время...»
14. Несуществующие знаки препинания. В русской пунктуации нет таких знаков, как четвероточие, чередующиеся восклицательные и вопросительные знаки, тире в конце абзаца и т.п. И, кстати, пробел не нужен ни перед запятой, ни перед точкой.
Пример: «И я увидел ,как .......вдруг!!!!! ужасное чудище ( которое до этого сидело *в засаде* и по—хитрому караулило жертву )кинулось на героев ,оскалив клыки.. О_о»
15. Точки в конце заголовков. Не ставятся. И точка.
#грамотность
11. Неверное сочетание видовременных форм глагола. В русском языке глагол в любом времени может использоваться в значении любого другого времени. Но принципы переносного использования времён настолько сложны и неочевидны, что проще дать такой совет: не уверен — не используй. (Возможно, когда-нибудь я сделаю интенсив про возможности глагола в русском языке.)
Пример: «Вечером мы встречаемся с пацанами, выпили и шли на дискотеку, а потом посидели у клуба, дальше пьём».
12. Злоупотребление запятыми. Я не знаю почему, но некоторые люди считают пропущенную запятую более серьёзной ошибкой, чем лишнюю запятую, и ставят этот знак препинания где можно и нельзя.
Пример: «Уважаемый, Иван Иванович! Позвольте, поблагодарить Вас, за внимание и заботу, с которыми вы, подошли к обучению нашего сына, Серёжи игре, на фортепиано».
13. Злоупотребление многоточиями. Есть мнение, что многоточия добавляют тексту глубокомысленности и тайны. Но на самом деле нет.
Пример: «Она... в то лето была... конечно же, влюблена... но в кого?.. Это вы узнаете... обещаю... но всему своё время... своё время...»
14. Несуществующие знаки препинания. В русской пунктуации нет таких знаков, как четвероточие, чередующиеся восклицательные и вопросительные знаки, тире в конце абзаца и т.п. И, кстати, пробел не нужен ни перед запятой, ни перед точкой.
Пример: «И я увидел ,как .......вдруг!!!!! ужасное чудище ( которое до этого сидело *в засаде* и по—хитрому караулило жертву )кинулось на героев ,оскалив клыки.. О_о»
15. Точки в конце заголовков. Не ставятся. И точка.
#грамотность
Выучить правила русского языка на честную пятёрку с плюсом и овладеть стилистикой лучше любого редактора — благородная, светлая, правильная цель. Очень понятная, наверное, любому писателю. Ты же писатель, ты должен знать и уметь вот это всё, да? Не дай бог тебя поймают на том, что ты неграмотный... или не грамотный, как правильно? Лишний пробел, пара пропущенных запятых, замеченный критиком повтор однокоренных — и всё, позор, не отмоешься до старости. Какой ты после этого писатель? Так что учи, учи русский язык, освой все его тонкости, не позволяй себе ни единой ошибки...
Признавайтесь, кто себе такое говорит хотя бы иногда?
Нет, выучить все-все-все правила, овладеть всем стилистическим инструментарием — это, безусловно, цель благородная. И светлая, и правильная. Только она из той категории целей, на которые человек смотрит время от времени, приложив ладонь козырьком ко лбу, а потом идёт и занимается чем-то другим. Более повседневным, что ли. Более приземлённым, более реальным.
Так мы хотим выучить английский, чтобы говорить легко и без акцента. Хотим накачать рельефные бицепсы и кубики на животе. Хотим устроиться в «Газпром». Это всё очень хорошо. Но это всё очень далеко. Ну где я — и где кубики на животе? Слишком высокая планка, мы смотрим на неё и ясно понимаем: нам её не взять. По крайней мере, сейчас — не взять. И мы не делаем ничего, чтобы хотя бы на шаг приблизиться к цели.
Это распространённая проблема, и решение давно известно. Нужно опустить планку пониже. Выучить английский на том минимальном уровне, чтобы можно было в другой стране объясниться с официантом или узнать дорогу до библиотеки. Сбросить лишние пять или десять кило. Уволиться из этого гадюшника и устроиться хоть куда-нибудь, где и работать интересно, и платят неплохо, и люди хорошие.
И — да, научиться писать и редактировать так, чтобы у среднестатистического читателя — не филолога, не издательского рецензента, не того ядовитого злыдня с колфановского форума, а просто читателя — при виде твоих текстов не текла кровь из глаз. Это гораздо проще, чем выучить вот прямо всё-всё-всё. Это по силам любому.
#мотивация
Признавайтесь, кто себе такое говорит хотя бы иногда?
Нет, выучить все-все-все правила, овладеть всем стилистическим инструментарием — это, безусловно, цель благородная. И светлая, и правильная. Только она из той категории целей, на которые человек смотрит время от времени, приложив ладонь козырьком ко лбу, а потом идёт и занимается чем-то другим. Более повседневным, что ли. Более приземлённым, более реальным.
Так мы хотим выучить английский, чтобы говорить легко и без акцента. Хотим накачать рельефные бицепсы и кубики на животе. Хотим устроиться в «Газпром». Это всё очень хорошо. Но это всё очень далеко. Ну где я — и где кубики на животе? Слишком высокая планка, мы смотрим на неё и ясно понимаем: нам её не взять. По крайней мере, сейчас — не взять. И мы не делаем ничего, чтобы хотя бы на шаг приблизиться к цели.
Это распространённая проблема, и решение давно известно. Нужно опустить планку пониже. Выучить английский на том минимальном уровне, чтобы можно было в другой стране объясниться с официантом или узнать дорогу до библиотеки. Сбросить лишние пять или десять кило. Уволиться из этого гадюшника и устроиться хоть куда-нибудь, где и работать интересно, и платят неплохо, и люди хорошие.
И — да, научиться писать и редактировать так, чтобы у среднестатистического читателя — не филолога, не издательского рецензента, не того ядовитого злыдня с колфановского форума, а просто читателя — при виде твоих текстов не текла кровь из глаз. Это гораздо проще, чем выучить вот прямо всё-всё-всё. Это по силам любому.
#мотивация
А давайте-ка я дам вам упражнение. Давно у нас не было упражнений, да? Вот вам небольшой текст, сухой и безэмоциональный. Перепишите его образным, художественным языком, по возможности сохранив смысл и не добавляя никакой отсебятины.
* * *
Три недели назад наступила осень. Листья на некоторых деревьях уже стали жёлтыми или красными, а на других деревьях всё ещё остаются зелёными. Скоро птицы полетят зимовать на юг. Я люблю осень, но не позднюю, когда целыми днями идёт дождь, а на улицах грязь и лужи. Я люблю осень такую, как сейчас, — в сентябре или в начале октября: солнечную и ещё не холодную.
#упражнения #стилистика
* * *
Три недели назад наступила осень. Листья на некоторых деревьях уже стали жёлтыми или красными, а на других деревьях всё ещё остаются зелёными. Скоро птицы полетят зимовать на юг. Я люблю осень, но не позднюю, когда целыми днями идёт дождь, а на улицах грязь и лужи. Я люблю осень такую, как сейчас, — в сентябре или в начале октября: солнечную и ещё не холодную.
#упражнения #стилистика
Я много раз говорил: никто не грамотен — ибо русский язык сложен и изменчив, а человек от природы несовершенен.
Однако уровень грамотности можно подтянуть. Любой уважающий себя человек занимается этим минимум пятнадцать минут в день, между зарядкой и завтраком. 🙂 Я дам вам три совета — кому-то они наверняка покажутся банальными, но кому-то и помогут.
1️⃣ Читайте больше хорошей литературы. Люди, много читающие с детства, в среднем более грамотны, потому что их мозг фиксирует правильное написание слов и расстановку знаков препинания.
2️⃣ Развивайте чутьё на лажу. Многие пишут так, будто никаких правил не существует. Другие потом читают безграмотные тексты и сами неосознанно воспроизводят ошибки. Для того чтобы не лить воду на мельницу энтропии, а, напротив, делать мир вокруг более грамотным, заведите привычку всегда проверять потенциально опасные места в тексте (где вы можете сделать ошибку) и каждый раз проверять их написание. Приучайте себя сомневаться в написанном.
3️⃣ Держите правила перед глазами. Пусть учебник русского языка и справочник по стилистике будут у вас всегда под рукой. И ещё один совет, третий с половиной: выписывайте на листок слова и правила, в которых вы систематически ошибаетесь, и держите перед глазами.
#грамотность
Однако уровень грамотности можно подтянуть. Любой уважающий себя человек занимается этим минимум пятнадцать минут в день, между зарядкой и завтраком. 🙂 Я дам вам три совета — кому-то они наверняка покажутся банальными, но кому-то и помогут.
1️⃣ Читайте больше хорошей литературы. Люди, много читающие с детства, в среднем более грамотны, потому что их мозг фиксирует правильное написание слов и расстановку знаков препинания.
2️⃣ Развивайте чутьё на лажу. Многие пишут так, будто никаких правил не существует. Другие потом читают безграмотные тексты и сами неосознанно воспроизводят ошибки. Для того чтобы не лить воду на мельницу энтропии, а, напротив, делать мир вокруг более грамотным, заведите привычку всегда проверять потенциально опасные места в тексте (где вы можете сделать ошибку) и каждый раз проверять их написание. Приучайте себя сомневаться в написанном.
3️⃣ Держите правила перед глазами. Пусть учебник русского языка и справочник по стилистике будут у вас всегда под рукой. И ещё один совет, третий с половиной: выписывайте на листок слова и правила, в которых вы систематически ошибаетесь, и держите перед глазами.
#грамотность
Есть в русском языке слово «кстати», и оно — пожалуй, рекордсмен по неправильному употреблению. Чаще всего его произносят, когда хотят сменить тему или ввернуть что-то, не имеющее отношения к предмету разговора. Однако его назначение, согласно словарю, — указывать на связь произнесённой фразы с тем, что было сказано ранее. Обращали на это внимание?
Нужно найти какое-то другое слово, которое бы обозначало смену темы, но не содержало смыслового противоречия, как «кстати» в значении «некстати», — а такого слова в русском языке, кажется, и нет.
Что делать? Я считаю, ближе всего по смыслу «между прочим», однако можно обойтись и вообще без вводных слов.
Кстати, а вы используете «кстати», чтобы переключиться на другую тему? И если нет, то что вы в таком случае говорите?
#культура_речи #лексикон
Нужно найти какое-то другое слово, которое бы обозначало смену темы, но не содержало смыслового противоречия, как «кстати» в значении «некстати», — а такого слова в русском языке, кажется, и нет.
Что делать? Я считаю, ближе всего по смыслу «между прочим», однако можно обойтись и вообще без вводных слов.
Кстати, а вы используете «кстати», чтобы переключиться на другую тему? И если нет, то что вы в таком случае говорите?
#культура_речи #лексикон
Ну-ка, давайте по-честному: смущает ли вас детская загадка «Что ты смотришь на меня? Раздевайся, я твоя»? 😱 Заставляет ли вас покраснеть фамилия французского футболиста Стива Манданда? 😱 Решились бы вы ополоснуть ноги в горной речке под названием Херота? 🙀 И ставите ли вы ударение в словосочетании «писа́ть книгу», чтобы вас, не дай бог, не поняли превратно?
Казалось бы, нет ничего ужасного в этих и многих других двусмысленных по значению словах. Но кое-кто, встретив их в тексте или услышав в речи, начинает хихикать, ёрзать, подшучивать или, наоборот, смущённо опускать глаза.
Для обозначения такой ситуации филологи придумали термин: эсхрофемизм. Под эсхрофемизмом понимается вчитывание неприличного значения или подтекста в обыкновенное слово.
Давайте немного похулиганим. Напишите, какие примеры забавных эсхрофемизмов знаете вы. Только, чур, не материться в открытую!
#стилистика
Казалось бы, нет ничего ужасного в этих и многих других двусмысленных по значению словах. Но кое-кто, встретив их в тексте или услышав в речи, начинает хихикать, ёрзать, подшучивать или, наоборот, смущённо опускать глаза.
Для обозначения такой ситуации филологи придумали термин: эсхрофемизм. Под эсхрофемизмом понимается вчитывание неприличного значения или подтекста в обыкновенное слово.
Давайте немного похулиганим. Напишите, какие примеры забавных эсхрофемизмов знаете вы. Только, чур, не материться в открытую!
#стилистика
Несколько лет назад я взял у Святослава Логинова большое интервью. Если вы не читали — прочитайте, это интересно. Он рассказывает, как решил стать писателем, как попал на семинар Стругацкого, как добивался публикаций в 1970–1980-е годы, что считает (и что не считает) настоящей фантастикой, как пишет рассказы в жанре «ужасов» и пр.
Telegraph
Интервью со Святославом Логиновым
Каким был ваш собственный путь от момента, когда вы поняли, что хотите писать прозу, и до момента, когда вы осознали себя как вполне состоявшегося писателя? Где вы учились писать и как? Наверное, нигде не учился. Или, наоборот, учился всюду. Для начала нужно…
Когда кто-то утверждает, что у него врождённая грамотность или что он умеет ставить запятые на слух, я обычно говорю: «Хорошо, тогда скажи мне вот что: когда после слова „например“ запятая нужна, а когда — нет?»
Многие интуитивно запомнили со школы, что некие специальные слова (они называются вводными, но это уже помнят не все) выделяются, — и ставят запятые когда надо и не надо.
Ладно, «например» — вводное слово, и в большинстве случаев оно действительно выделяется запятыми с двух сторон: «У нас в лесу, например, растёт вкусная морошка и голубика, а ещё встречаются совы и ежи». Тут всё в порядке, но это далеко не единственный возможный случай.
Если вводное слово открывает обособленный оборот, то оно обособляется вместе с ним: «У нас в лесу растёт много разных ягод, например вкусная морошка и голубика, а ещё встречаются совы и ежи». Сюрприз, запятая после слова «например» уже не нужна.
И если вводное слова стоит в конце обособленного оборота, оно тоже от него не отделяется: «У нас в лесу растёт много разных ягод, вкусная морошка и голубика например, а ещё встречаются совы и ежи». Теперь запятая стоит после «например», а перед ним её нет.
А вот я помещаю вводное слово в середину обособленного оборота — и запятых в предложении становится заметно больше: «У нас в лесу растёт много разных ягод, вкусная морошка, например, и голубика, а ещё встречаются совы и ежи».
Если же оборот заключён в скобки или отделён от предложения с помощью двух тире, то он уже не обособленный, а вставной. Попавшее в него вводное слово выделяется запятыми, где бы оно ни стояло — в начале, в конце или в середине: «У нас в лесу растёт много разных ягод (например, вкусная морошка и голубика), а ещё встречаются совы и ежи», — или: «У нас в лесу растёт много разных ягод — вкусная морошка и голубика, например, — а ещё встречаются совы и ежи».
Непросто, да? Но своя логика в этих правилах есть, и её можно понять и запомнить. А вот «врождённая грамотность» или «умение ставить запятые на слух» тут ну никак не помогут.
#корректура #грамотность
Многие интуитивно запомнили со школы, что некие специальные слова (они называются вводными, но это уже помнят не все) выделяются, — и ставят запятые когда надо и не надо.
Ладно, «например» — вводное слово, и в большинстве случаев оно действительно выделяется запятыми с двух сторон: «У нас в лесу, например, растёт вкусная морошка и голубика, а ещё встречаются совы и ежи». Тут всё в порядке, но это далеко не единственный возможный случай.
Если вводное слово открывает обособленный оборот, то оно обособляется вместе с ним: «У нас в лесу растёт много разных ягод, например вкусная морошка и голубика, а ещё встречаются совы и ежи». Сюрприз, запятая после слова «например» уже не нужна.
И если вводное слова стоит в конце обособленного оборота, оно тоже от него не отделяется: «У нас в лесу растёт много разных ягод, вкусная морошка и голубика например, а ещё встречаются совы и ежи». Теперь запятая стоит после «например», а перед ним её нет.
А вот я помещаю вводное слово в середину обособленного оборота — и запятых в предложении становится заметно больше: «У нас в лесу растёт много разных ягод, вкусная морошка, например, и голубика, а ещё встречаются совы и ежи».
Если же оборот заключён в скобки или отделён от предложения с помощью двух тире, то он уже не обособленный, а вставной. Попавшее в него вводное слово выделяется запятыми, где бы оно ни стояло — в начале, в конце или в середине: «У нас в лесу растёт много разных ягод (например, вкусная морошка и голубика), а ещё встречаются совы и ежи», — или: «У нас в лесу растёт много разных ягод — вкусная морошка и голубика, например, — а ещё встречаются совы и ежи».
Непросто, да? Но своя логика в этих правилах есть, и её можно понять и запомнить. А вот «врождённая грамотность» или «умение ставить запятые на слух» тут ну никак не помогут.
#корректура #грамотность
Повешу-ка я здесь старую, но важную статейку, которую написал для ВК лет пять назад. А то ведь кое-кто способен осмыслить проблему только через образы и эмоции — я имею в виду проблему «пишу медленно, мучительно и с непредсказуемым результатом».
#эффективность
#эффективность
Telegraph
Как писать, когда ты в аду
Когда-то я писал очень медленно. Бывало, открывал с утра чистый файл, в течение дня делал несколько подходов к нему, начинал что-то набирать, удалял, молча смотрел в пустоту экрана, а вечером закрывал файл, не сохраняя. Бывало даже, я неделями возвращался…
«Только творческие импотенты думают о целевой, прости господи, аудитории — а настоящий писатель садится за машинку и истекает кровью. Вот, например, Достоевский...»
Время от времени, когда я рассказываю о работе автора с аудиторией, какие-то люди пишут мне в комментариях нечто этакое. Мол, раз Достоевский мог, я-то и подавно смогу. На самом деле распространённая точка зрения (хоть такая формулировка — надругательство над логикой).
Давайте поговорим о Достоевском. Как вы думаете, для кого он писал? Нет, вечность — это не «кто», а «что». Писал ли он для пролетария, пропахшего потом, горячим металлом и маслом? Для студента-разночинца, любителя почитать запретную «клубничку» и «чернушку»? Для отставного жандарма, убеждённого охранителя? Писал ли он для солдат и матросов? Для крестьян? Для цыган? Для детей? Писал ли он для детей?
Школьники в большинстве своём Достоевского на дух не переносят, так что довольно уверенно можно сказать, что для детей он не писал. И для остальных перечисленных он тоже не писал. Если один за другим отбрасывать неподходящие варианты, можно прийти к тому, что у Достоевского был вполне конкретный читатель — человек с определённым вкусами, взглядами, терзаниями и сомнениями.
Но знал ли Достоевский этого читателя? думал ли о нём? Может, и нет — но своего читателя он определённо чувствовал.
Достоевский был мастером. Это отличает его от современного графомана, исторгающего из себя куски просмотренного аниме вперемешку с эмоциями, комплексами и заблуждениями и называющего это «творчеством». Достоевский был мастером, профессионалом — а у мастеров есть одна особенность.
Неосознанная компетентность.
Это когда что-то делаешь не думая, и получается прекрасно. Видели, как старый дальнобойщик выполняет сложные манёвры на десятитонном тягаче? Как художник на лету делает наброски идущих мимо людей? Как джазмен легко встраивается со своим саксофоном в любой джем? Вот это она — неосознанная компетентность.
Достигнуть её можно двумя путями. Первый, доступный для каждого, — через компетентность осознанную. Когда вы с полным пониманием, предельно аккуратно и вдумчиво что-то делаете — и на тысячном повторении у вас начинает получаться, а на десятитысячном вы уже справляетесь, не задумываясь. У всех есть такой опыт — вспомните, как вы учились ходить, ездить на велосипеде, читать.
Второй путь предполагает наличие таланта. Нет, талант — это не когда от поясницы к затылку бегут мурашки при мысли о том, какой ты хороший. Талант — это что-то вроде суперспособности. Летать, запрыгивать на небоскрёб, зажигать взглядом свечку. Видеть прекрасное в обыденном. Перешагивать через страх. Заглядывать в душу другим людям.
У вас есть талант? Думаете, есть? Тогда у меня для вас новость: это ничего не гарантирует. Сырой, неразвитый талант может так и остаться в зачаточном состоянии. Не любой верзила — хороший баскетболист. Но если вы старательно совершенствуетесь в своей профессии или хобби, вы можете прийти к неосознанной компетентности, минуя осознанную стадию. Талант встроится в систему ваших знаний и навыков. Впрочем, не надо думать, что вам ничего не придётся повторять десять тысяч раз. Что-то да придётся.
Я полагаю, случай Достоевского — как раз второй: он чувствовал людей, не задумываясь об этом специально. Он чувствовал и своих героев, и своего читателя.
У других великих писателей могло и не быть этого таланта, но и они понимали или интуитивно угадывали, для кого и зачем они пишут. Смотрите: это либо ваш автор, либо не ваш. Вы либо его читатель, либо нет. Откуда такая прицельность? А вот оттуда.
#худлит #психология #творчество
Время от времени, когда я рассказываю о работе автора с аудиторией, какие-то люди пишут мне в комментариях нечто этакое. Мол, раз Достоевский мог, я-то и подавно смогу. На самом деле распространённая точка зрения (хоть такая формулировка — надругательство над логикой).
Давайте поговорим о Достоевском. Как вы думаете, для кого он писал? Нет, вечность — это не «кто», а «что». Писал ли он для пролетария, пропахшего потом, горячим металлом и маслом? Для студента-разночинца, любителя почитать запретную «клубничку» и «чернушку»? Для отставного жандарма, убеждённого охранителя? Писал ли он для солдат и матросов? Для крестьян? Для цыган? Для детей? Писал ли он для детей?
Школьники в большинстве своём Достоевского на дух не переносят, так что довольно уверенно можно сказать, что для детей он не писал. И для остальных перечисленных он тоже не писал. Если один за другим отбрасывать неподходящие варианты, можно прийти к тому, что у Достоевского был вполне конкретный читатель — человек с определённым вкусами, взглядами, терзаниями и сомнениями.
Но знал ли Достоевский этого читателя? думал ли о нём? Может, и нет — но своего читателя он определённо чувствовал.
Достоевский был мастером. Это отличает его от современного графомана, исторгающего из себя куски просмотренного аниме вперемешку с эмоциями, комплексами и заблуждениями и называющего это «творчеством». Достоевский был мастером, профессионалом — а у мастеров есть одна особенность.
Неосознанная компетентность.
Это когда что-то делаешь не думая, и получается прекрасно. Видели, как старый дальнобойщик выполняет сложные манёвры на десятитонном тягаче? Как художник на лету делает наброски идущих мимо людей? Как джазмен легко встраивается со своим саксофоном в любой джем? Вот это она — неосознанная компетентность.
Достигнуть её можно двумя путями. Первый, доступный для каждого, — через компетентность осознанную. Когда вы с полным пониманием, предельно аккуратно и вдумчиво что-то делаете — и на тысячном повторении у вас начинает получаться, а на десятитысячном вы уже справляетесь, не задумываясь. У всех есть такой опыт — вспомните, как вы учились ходить, ездить на велосипеде, читать.
Второй путь предполагает наличие таланта. Нет, талант — это не когда от поясницы к затылку бегут мурашки при мысли о том, какой ты хороший. Талант — это что-то вроде суперспособности. Летать, запрыгивать на небоскрёб, зажигать взглядом свечку. Видеть прекрасное в обыденном. Перешагивать через страх. Заглядывать в душу другим людям.
У вас есть талант? Думаете, есть? Тогда у меня для вас новость: это ничего не гарантирует. Сырой, неразвитый талант может так и остаться в зачаточном состоянии. Не любой верзила — хороший баскетболист. Но если вы старательно совершенствуетесь в своей профессии или хобби, вы можете прийти к неосознанной компетентности, минуя осознанную стадию. Талант встроится в систему ваших знаний и навыков. Впрочем, не надо думать, что вам ничего не придётся повторять десять тысяч раз. Что-то да придётся.
Я полагаю, случай Достоевского — как раз второй: он чувствовал людей, не задумываясь об этом специально. Он чувствовал и своих героев, и своего читателя.
У других великих писателей могло и не быть этого таланта, но и они понимали или интуитивно угадывали, для кого и зачем они пишут. Смотрите: это либо ваш автор, либо не ваш. Вы либо его читатель, либо нет. Откуда такая прицельность? А вот оттуда.
#худлит #психология #творчество
Все, конечно, со школы помнят проверочный вопрос: «Что делать / что делает?» и знают, для чего он нужен. Все же, да? Тем не менее в Интернете (и не только в Интернете) прискорбно часто встречаютЬся 😳 глаголы с мягким знаком, когда он не нужен, или без оного, когда он решительно необходим. Можно, конечно, списать это на происки неких вездесущих «неграмотных людей», которые подобно грызунам точат окружающую нас текстосферу. А можно признаться (хотя бы мысленно): увы мне, и я не без греха, часть этих «тЬся» — мои «тЬся».
Давайте поговорим начистоту. Делаете ли вы ошибки с «тся/ться»? Как часто? Насколько это мешает вам? Я прикрепил к посту опрос, он анонимный, никто не узнает, как именно вы проголосовали. Но если наберётся достаточно «да», то в следующем посте я дам упражнение, которое поможет избавиться от этой проблемы раз и навсегда. 👇
#опросы #грамотность
Давайте поговорим начистоту. Делаете ли вы ошибки с «тся/ться»? Как часто? Насколько это мешает вам? Я прикрепил к посту опрос, он анонимный, никто не узнает, как именно вы проголосовали. Но если наберётся достаточно «да», то в следующем посте я дам упражнение, которое поможет избавиться от этой проблемы раз и навсегда. 👇
#опросы #грамотность
Делаете ли вы ошибки с «тся/ться»?
Anonymous Poll
1%
Да, постоянно делаю, и проверочного вопроса я не знал(а), спасибо
2%
Да, постоянно делаю, хоть и знаю проверочный вопрос
28%
Да, иногда проскакивают, хоть я и знаю проверочный вопрос
56%
Нет, я со школы пишу правильно
11%
Нет, у меня же врождённая грамотность! :)
1%
Воздержусь от ответа
Извините, навеяло опросом:
«Вы что! Я же человек с врождённой грамотностью! У людей вроде меня ошибок в тексте не случаеться, могут только иногда случатся систематические опечатки в одних и тех же местах».
😁
«Вы что! Я же человек с врождённой грамотностью! У людей вроде меня ошибок в тексте не случаеться, могут только иногда случатся систематические опечатки в одних и тех же местах».
😁
Если вы считаете, что делать ошибку на «тся/ться» стыдно и глупо, потому что «ну есть же простейшее правило, да?», — значит, вы не понимаете психологической природы этой проблемы.
Наша голова устроена таким образом, что всякие часто выполняемые мелкие задачи проваливаются в подсознание и становятся привычками, автоматизмами. Это очень упрощает жизнь: нам не надо постоянно думать, куда вставить ключ, чтобы завести автомобиль, с какой стороны выключатель в спальне и где на клавиатуре буквы «ъ» и «ф» (да, умение печатать вслепую — тоже привычка).
Бывает, что вместо привычки в голове прописывается ноль: «Ничего не делай, просто иди дальше». Это, например, позволяет нам не отвлекаться или не обращать внимание на неопасные раздражители. Тоже полезное свойство, если только в категорию «неопасных раздражителей» у вас почему-то не попали запрещающие дорожные знаки и пешеходы на проезжей части.
Однако иногда (скорее даже не «иногда», а «часто») этот психологический механизм даёт сбой, и в подсознание проваливается что-то ненужное, неправильное, контрпродуктивное. Так образуются вредные привычки.
Мы начинаем автоматически делать всякие странные вещи. Грызём ногти. Постоянно глупо шутим. Из-за малейшей ерунды лезем на рожон. Качаемся на стуле. Отвлекаемся на новости в смартфоне когда можно и нельзя. Материмся через слово. И — да, вместо того чтобы задумыватся, пишем слова как получаеться. 😑
Привычка неправильно писать «тся/ться» (а также делать ошибки в некоторых специфических словах, ставить лишние запятые и т.д.) — ближе к грызьбе ногтей, чем к решению, что сегодня приготовить на обед или за кого голосовать на муниципальных выборах. Правила помогают разобраться только с теми сложными местами, которые встречаются в тексте относительно редко: вам приходится остановиться, задуматься (!) и вспомнить правило либо найти его в справочнике. В этом случае вы принимаете решение сознательно. У вас всё под контролем.
В случае же с мягким знаком в «тся/ться» или с некоторыми правилами на запятые всё, к сожалению, происходит по-другому. Такие штуки встречаются в тексте слишком часто, и ваше подсознание давно уже автоматизировало эту задачу. Вы выполняете её не задумываясь. Возможно, вы выполняете её правильно: то есть, встретив в тексте опасное место, мгновенно сверяетесь с правилом или применяете мнемонический приём. Или, возможно, вы приучились игнорировать такие места как те самые «неопасные раздражители». Ну «тся» и «тся», подумаешь! Вы проскакиваете их и пишете мягкий знак как бог на душу положит.
Нельзя перестать грызть ногти просто потому, что вы осознали, насколько это некрасиво или вредно. И нельзя начать писать «тся/ться» правильно просто потому, что вас в очередной раз ткнули носом в томик Розенталя. Примите как факт: у вас сложилась вредная привычка. Работать вам нужно именно с ней.
Хорошая новость: менять привычки не так трудно, как кажется на первый взгляд. Обычно достаточно выполнять регулярно простое упражнение — и через месяц или два в ваше подсознание вместо прежней запишется новая, правильная привычка.
В случае с «тся/ться» вам нужно приучить себя останавливаться на таких сочетаниях букв и задавать к глаголу вопрос: «Что делать? / Что делает?»
Упражнение см. в следующем посте.
Наша голова устроена таким образом, что всякие часто выполняемые мелкие задачи проваливаются в подсознание и становятся привычками, автоматизмами. Это очень упрощает жизнь: нам не надо постоянно думать, куда вставить ключ, чтобы завести автомобиль, с какой стороны выключатель в спальне и где на клавиатуре буквы «ъ» и «ф» (да, умение печатать вслепую — тоже привычка).
Бывает, что вместо привычки в голове прописывается ноль: «Ничего не делай, просто иди дальше». Это, например, позволяет нам не отвлекаться или не обращать внимание на неопасные раздражители. Тоже полезное свойство, если только в категорию «неопасных раздражителей» у вас почему-то не попали запрещающие дорожные знаки и пешеходы на проезжей части.
Однако иногда (скорее даже не «иногда», а «часто») этот психологический механизм даёт сбой, и в подсознание проваливается что-то ненужное, неправильное, контрпродуктивное. Так образуются вредные привычки.
Мы начинаем автоматически делать всякие странные вещи. Грызём ногти. Постоянно глупо шутим. Из-за малейшей ерунды лезем на рожон. Качаемся на стуле. Отвлекаемся на новости в смартфоне когда можно и нельзя. Материмся через слово. И — да, вместо того чтобы задумыватся, пишем слова как получаеться. 😑
Привычка неправильно писать «тся/ться» (а также делать ошибки в некоторых специфических словах, ставить лишние запятые и т.д.) — ближе к грызьбе ногтей, чем к решению, что сегодня приготовить на обед или за кого голосовать на муниципальных выборах. Правила помогают разобраться только с теми сложными местами, которые встречаются в тексте относительно редко: вам приходится остановиться, задуматься (!) и вспомнить правило либо найти его в справочнике. В этом случае вы принимаете решение сознательно. У вас всё под контролем.
В случае же с мягким знаком в «тся/ться» или с некоторыми правилами на запятые всё, к сожалению, происходит по-другому. Такие штуки встречаются в тексте слишком часто, и ваше подсознание давно уже автоматизировало эту задачу. Вы выполняете её не задумываясь. Возможно, вы выполняете её правильно: то есть, встретив в тексте опасное место, мгновенно сверяетесь с правилом или применяете мнемонический приём. Или, возможно, вы приучились игнорировать такие места как те самые «неопасные раздражители». Ну «тся» и «тся», подумаешь! Вы проскакиваете их и пишете мягкий знак как бог на душу положит.
Нельзя перестать грызть ногти просто потому, что вы осознали, насколько это некрасиво или вредно. И нельзя начать писать «тся/ться» правильно просто потому, что вас в очередной раз ткнули носом в томик Розенталя. Примите как факт: у вас сложилась вредная привычка. Работать вам нужно именно с ней.
Хорошая новость: менять привычки не так трудно, как кажется на первый взгляд. Обычно достаточно выполнять регулярно простое упражнение — и через месяц или два в ваше подсознание вместо прежней запишется новая, правильная привычка.
В случае с «тся/ться» вам нужно приучить себя останавливаться на таких сочетаниях букв и задавать к глаголу вопрос: «Что делать? / Что делает?»
Упражнение см. в следующем посте.
Начало см. в предыдущем посте.
Итак, упражнение. Откройте какой-нибудь текст (а лучше распечатайте) и начните внимательно читать его. Ваша задача — не вникать в смысл, а искать «тся/ться». Нашли — подчеркнули, прочитали вслух, задали проверочный вопрос: «Что делать? / Что делает?» Обнаружили ошибку — исправили ошибку.
Возможно, если вы взяли чистый текст, который прошёл через руки редактора и двух корректоров, в нём не окажется ошибок — и вы постепенно начнёте зевать, делать упражнение вполсилы, а потом и вовсе забросите. Давайте усложним задачу — добавим ошибок. Прежде чем распечатывать текст, откройте его в Microsoft Word, нажмите Ctrl + H и в открывшемся окне «Найти и заменить» введите в первое поле «тся», а во второе — «ться» (то и то без кавычек). Нажмите кнопку «Заменить все». Вуаля! Теперь все «тся» у вас в тексте превратились в «ться». Нагрузка возросла, тренироваться стало тяжелее — но появилось чувство прогресса.
(Можете, чтобы разнообразить упражнение, в какие-то дни менять «тся» на «ться», а в другие делать наоборот.)
Выполняйте это упражнение минут по пятнадцать каждый день или раз в несколько дней на протяжении месяца-двух, и вы перестанете делать ошибки с «тся/ться».
Можете потом таким же образом поменять другие контрпродуктивные автоматизмы на полезные: разобраться ещё с какими-нибудь несложными правилами русского языка, которые вы знаете, но почему-то не применяете, избавиться от слов-паразитов или ругательств в речи, отучиться грызть ногти или перестать читать новости в телефоне каждые 15 минут.
Итак, упражнение. Откройте какой-нибудь текст (а лучше распечатайте) и начните внимательно читать его. Ваша задача — не вникать в смысл, а искать «тся/ться». Нашли — подчеркнули, прочитали вслух, задали проверочный вопрос: «Что делать? / Что делает?» Обнаружили ошибку — исправили ошибку.
Возможно, если вы взяли чистый текст, который прошёл через руки редактора и двух корректоров, в нём не окажется ошибок — и вы постепенно начнёте зевать, делать упражнение вполсилы, а потом и вовсе забросите. Давайте усложним задачу — добавим ошибок. Прежде чем распечатывать текст, откройте его в Microsoft Word, нажмите Ctrl + H и в открывшемся окне «Найти и заменить» введите в первое поле «тся», а во второе — «ться» (то и то без кавычек). Нажмите кнопку «Заменить все». Вуаля! Теперь все «тся» у вас в тексте превратились в «ться». Нагрузка возросла, тренироваться стало тяжелее — но появилось чувство прогресса.
(Можете, чтобы разнообразить упражнение, в какие-то дни менять «тся» на «ться», а в другие делать наоборот.)
Выполняйте это упражнение минут по пятнадцать каждый день или раз в несколько дней на протяжении месяца-двух, и вы перестанете делать ошибки с «тся/ться».
Можете потом таким же образом поменять другие контрпродуктивные автоматизмы на полезные: разобраться ещё с какими-нибудь несложными правилами русского языка, которые вы знаете, но почему-то не применяете, избавиться от слов-паразитов или ругательств в речи, отучиться грызть ногти или перестать читать новости в телефоне каждые 15 минут.
Недавно в ВК ко мне обратилась с вопросом Анастасия Грицкова: не знаю ли я кого-нибудь, кто занимается аудиокнигами? Анастасия пишет научную работу по этой теме. Я, к сожалению, с ходу не вспомнил никого из знакомых специалистов и предложил вместо этого запустить дискуссию у себя в ВК и «Телеграме». Наверняка кто-нибудь из 30 000 моих подписчиков работает с аудиокнигами или просто много их слушает. Да и сама по себе тема интересная, я бы тоже охотно почитал, что говорят знающие люди.
Итак, вопросы (некоторые от Анастасии, некоторые от меня):
🎧 Растёт ли, сокращается или держится на одном уровне доля любителей аудиокниг среди читательской аудитории вообще?
🎧 Какие ещё вы видите тенденции в нише производства и распространения аудиокниг?
🎧 Какие этапы создания аудиокниги можно выделить?
🎧 Какова общая себестоимость средней (часа на три) аудиокниги и как примерно эта сумма распределяется между участниками производства?
🎧 Как долго окупается аудиокнига (и какой процент аудиокниг окупается, и окупаются ли они вообще)?
🎧 На какие подводные камни может натолкнуться человек, решивший работать в этой нише?
🎧 Насколько сложно/дорого уговорить на чтение аудиокниги самого автора — и оправдано ли это (всё-таки далеко не все писатели — прирождённые дикторы)?
🎧 Сложно ли любителю стать профессиональным чтецом — и что для этого нужно?
#аудиокниги #разговоры
Итак, вопросы (некоторые от Анастасии, некоторые от меня):
🎧 Растёт ли, сокращается или держится на одном уровне доля любителей аудиокниг среди читательской аудитории вообще?
🎧 Какие ещё вы видите тенденции в нише производства и распространения аудиокниг?
🎧 Какие этапы создания аудиокниги можно выделить?
🎧 Какова общая себестоимость средней (часа на три) аудиокниги и как примерно эта сумма распределяется между участниками производства?
🎧 Как долго окупается аудиокнига (и какой процент аудиокниг окупается, и окупаются ли они вообще)?
🎧 На какие подводные камни может натолкнуться человек, решивший работать в этой нише?
🎧 Насколько сложно/дорого уговорить на чтение аудиокниги самого автора — и оправдано ли это (всё-таки далеко не все писатели — прирождённые дикторы)?
🎧 Сложно ли любителю стать профессиональным чтецом — и что для этого нужно?
#аудиокниги #разговоры