Я как редактор имел дело с самыми разными книгами: художественными и нехудожественными, развлекательными и серьёзными, детскими, учебными, техническими. В конце концов я пришёл к пониманию, что интереснее всего мне работать с научно-популярными книгами — преимущественно с ними я и работаю последние годы. Я много мог бы рассказать о просветительской литературе: какая она бывает, что в ней важно, а что может быть лишнее, какие грешки допускают авторы такого рода книг, — и я, пожалуй, когда-нибудь об этом расскажу, но...
Сегодня я хочу предложить вам побеседовать. Расскажите, какими качествами, по вашему мнению, должны обладать хорошие научно-популярные книги. Можете, кстати, привести в комментариях примеры таких книг — хороших, я имею в виду.
#нон_фикшен #разговоры
Сегодня я хочу предложить вам побеседовать. Расскажите, какими качествами, по вашему мнению, должны обладать хорошие научно-популярные книги. Можете, кстати, привести в комментариях примеры таких книг — хороших, я имею в виду.
#нон_фикшен #разговоры
⚡️ Пятьдесят вещей в тексте, влияющих на интерес, — прямо сейчас, в этом посте. 😎 Не буду писать долгий заход, сразу перейду к сути.
1. Новая информация, позволяющая переосмыслить описанные ранее события.
2. Несправедливость или неудача, которая происходит с героем.
3. Напряжённое ожидание чего-либо.
4. Узнавание себя в героях.
5. Злободневная тема.
6. Возможность узнать о новом аспекте жизни от компетентного человека.
7. Кульминация или мини-кульминация.
8. Необычный вымышленный мир, необычные жизненные обстоятельства.
9. Личная заинтересованность читателя в полезной информации.
10. Событие, которого читатель давно ждёт.
11. Возможность разгадать загадку до того, как это сделает герой.
12. «Луч света в тёмном царстве».
13. Сопереживание герою в непростой ситуации.
14. Колоритная экспозиция, обещающая много интересного дальше.
15. Обращение к запретным темам.
16. Повод задуматься.
17. Возможность узнать о реальных людях и событиях, интересных читателю.
18. Любой сюжетный поворот.
19. Возможность прожить вместе с героем опыт, невозможный или нежелательный в реальности.
20. Внутренний конфликт, непростой выбор, стоящий перед героем.
21. Опасность, угрожающая герою.
22. Узнаваемая цитата или аллюзия.
23. Забегание вперёд, намёк на будущие события.
24. Шутка или ирония к месту.
25. Резкая смена темы повествования или диалога на интересном месте.
26. Необычное фантастическое допущение.
27. Описание событий, которые в реальной жизни вызывают азарт (состязания, погони, драки и т.п.).
28. Намёк на то, что описываемые события — не то, чем кажутся.
29. Появление нового интересного героя (или антигероя).
30. Конфликт между героями.
31. Что-то непонятное или необычное, в чём хочется разобраться.
32. Повышение ставок.
33. Возможность заново пережить понравившийся читательский опыт (встретиться с любимыми героями и т.п.).
34. Ожидание или предвкушение чего-либо.
35. Намёк на то, что персонаж — на самом деле не тот, кем кажется.
36. События, требующие от героя проявить характер.
37. Смерть героя.
38. Неудача, препятствие на пути героя.
39. Погружение читателя в интересную ему тему.
40. Колоритное описание.
41. Гордость за героя.
42. Внезапное понимание читателем того, что раньше было просто разрозненными фрагментами информации.
43. Динамичная сцена.
44. Намёк на то, что за событием или героем стоит больше, чем кажется на первый взгляд.
45. Ограничение по времени.
46. Необычный сюжетный ход.
47. Предвкушение эмоционального, волнующего момента (например, в любовной линии).
48. Необычное событие, смысл которого объясняется не сразу.
49. Любые достаточно сильные эмоции, которые переживает читатель.
50. Вера в то, что ЭТОТ автор придумает что-нибудь нестандартное. 🙂
* * *
О каких-то из этих вещей я писал пару лет назад в статье «Крючья, гвозди и прочие интересные вещи». Если не читали — обязательно прочитайте.
#аудитория #архитектоника
1. Новая информация, позволяющая переосмыслить описанные ранее события.
2. Несправедливость или неудача, которая происходит с героем.
3. Напряжённое ожидание чего-либо.
4. Узнавание себя в героях.
5. Злободневная тема.
6. Возможность узнать о новом аспекте жизни от компетентного человека.
7. Кульминация или мини-кульминация.
8. Необычный вымышленный мир, необычные жизненные обстоятельства.
9. Личная заинтересованность читателя в полезной информации.
10. Событие, которого читатель давно ждёт.
11. Возможность разгадать загадку до того, как это сделает герой.
12. «Луч света в тёмном царстве».
13. Сопереживание герою в непростой ситуации.
14. Колоритная экспозиция, обещающая много интересного дальше.
15. Обращение к запретным темам.
16. Повод задуматься.
17. Возможность узнать о реальных людях и событиях, интересных читателю.
18. Любой сюжетный поворот.
19. Возможность прожить вместе с героем опыт, невозможный или нежелательный в реальности.
20. Внутренний конфликт, непростой выбор, стоящий перед героем.
21. Опасность, угрожающая герою.
22. Узнаваемая цитата или аллюзия.
23. Забегание вперёд, намёк на будущие события.
24. Шутка или ирония к месту.
25. Резкая смена темы повествования или диалога на интересном месте.
26. Необычное фантастическое допущение.
27. Описание событий, которые в реальной жизни вызывают азарт (состязания, погони, драки и т.п.).
28. Намёк на то, что описываемые события — не то, чем кажутся.
29. Появление нового интересного героя (или антигероя).
30. Конфликт между героями.
31. Что-то непонятное или необычное, в чём хочется разобраться.
32. Повышение ставок.
33. Возможность заново пережить понравившийся читательский опыт (встретиться с любимыми героями и т.п.).
34. Ожидание или предвкушение чего-либо.
35. Намёк на то, что персонаж — на самом деле не тот, кем кажется.
36. События, требующие от героя проявить характер.
37. Смерть героя.
38. Неудача, препятствие на пути героя.
39. Погружение читателя в интересную ему тему.
40. Колоритное описание.
41. Гордость за героя.
42. Внезапное понимание читателем того, что раньше было просто разрозненными фрагментами информации.
43. Динамичная сцена.
44. Намёк на то, что за событием или героем стоит больше, чем кажется на первый взгляд.
45. Ограничение по времени.
46. Необычный сюжетный ход.
47. Предвкушение эмоционального, волнующего момента (например, в любовной линии).
48. Необычное событие, смысл которого объясняется не сразу.
49. Любые достаточно сильные эмоции, которые переживает читатель.
50. Вера в то, что ЭТОТ автор придумает что-нибудь нестандартное. 🙂
* * *
О каких-то из этих вещей я писал пару лет назад в статье «Крючья, гвозди и прочие интересные вещи». Если не читали — обязательно прочитайте.
#аудитория #архитектоника
Меня тут спросили: «Простите, но что редактор может рассказать о том, как писать интересно? Не редактор же делает текст интересным!»
Верно, не редактор делает текст интересным. Но редактор — если это не просто литературный редактор, а человек, причастный к отбору рукописей в издательстве, — неплохо разбирается в том, что интересно аудитории. Что она купит, а чего не купит. Вы можете думать об этом что угодно, но издательству нет резона тратить миллион на тираж, который ляжет мёртвым грузом на складе и через несколько лет отправится в макулатуру.
Авторам часто не хватает привычки (или умения) смотреть на свой текст глазами читателя. Интерес — он же не сам по себе, интерес в глазах читающего. И вот об этом редактор может рассказать довольно много.
#аудитория
Верно, не редактор делает текст интересным. Но редактор — если это не просто литературный редактор, а человек, причастный к отбору рукописей в издательстве, — неплохо разбирается в том, что интересно аудитории. Что она купит, а чего не купит. Вы можете думать об этом что угодно, но издательству нет резона тратить миллион на тираж, который ляжет мёртвым грузом на складе и через несколько лет отправится в макулатуру.
Авторам часто не хватает привычки (или умения) смотреть на свой текст глазами читателя. Интерес — он же не сам по себе, интерес в глазах читающего. И вот об этом редактор может рассказать довольно много.
#аудитория
А вы знаете, что такое составные союзы и где в них ставится запятая? Как-то раз я провёл в ВК опрос, и он показал, что примерно 90% подписчиков группы имеют на этот счёт некоторые заблуждения.
Для начала: что такое союз? Это средство для соединения или противопоставления смысловых единиц — отдельных слов, обособленных оборотов и простых предложений в составе сложных. Каждый помнит со школы большую тройку: «и», «а», «но». Однако если б я спросил, какие ещё бывают союзы, наверное, многие не смогли бы ничего ответить. А между тем союзы бывают очень разные: подчинительные и сочинительные, изъяснительные и обстоятельственные, парные, повторяющиеся и градационные, простые и составные... О последних (вернее, о составных подчинительных союзах) мы с вами сейчас и поговорим.
Подчинительные союзы присоединяют придаточное предложение к главному (или одно придаточное к другому) и сообщают, в каких смысловых отношениях они состоят. «Я начал писать этот пост, ПОСКОЛЬКУ вы его ждёте». «Я начал писать этот пост, ХОТЯ у меня вагон других дел». «Я начал писать этот пост, СЛЕДОВАТЕЛЬНО я его закончу». Обратите внимание: главное предложение во всех примерах одно и то же, а придаточные — разные, и причинно-следственную связь между главным и придаточным передают союзы (я выделил их прописными буквами).
Всё понятно? Пока каждый союз — одно-единственное слово, ошибок быть не должно (впрочем, некоторые обособили бы тут «следовательно», посчитав вводным словом, и «хотя», потому что «ну, что делая же, да? — деепричастие ведь»). Труднее становится, когда появляются союзы, состоящие из нескольких слов.
Что это за союзы такие? А это, например, «потому что», «несмотря на то что», «для того чтобы», «так что», «с тех пор как», «так же как» и т.п. Обратите внимание: ни в одном из них я не поставил запятой, потому что это целостные конструкции, слитные, с одним смыслом. А между тем многие суют внутрь любого составного союза запятые, как если б это был набор самостоятельных слов, — и тем самым делают ошибку. (Забегая вперёд, скажу, что всё-таки есть случаи, когда составные союзы распадаются на отдельные слова, — но таких случаев не много, все они оговорены правилами, и о них я напишу чуть ниже.)
Вот как по умолчанию должны ставиться запятые в случае с подчинительными союзами:
– Завтра я опять поеду в Кузьмолово, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО меня там уже дважды кусали собаки.
– Лёша подобрал яблоко, ТАК КАК ему хотелось есть.
– ПЕРЕД ТЕМ КАК съесть яблоко, Лёша помыл его с мылом.
– ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ наверняка приучить себя бриться каждое утро, Фёдор купил бритвенный набор за 49 000 рублей.
– Без малого триста человек, ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ работать, сидят и пишут рассказы на конкурс.
Видите, везде запятая как бы огибает союз, ставится не внутри него, а впереди? А если предложение начинается с составного союза, тогда запятая вообще не нужна — её и ставить-то некуда.
(Наверняка сейчас человек двести или триста подумали: «Стоп. А как же правило ставить запятую перед словами „что“, „чтобы“ и „как“?» А нет такого правила, кто-то вас обманул. Запятая в русском языке используется для разделения однородных членов, выделения с двух сторон обособляемых конструкций и разметки внутренней структуры в сложных предложениях. В приведённых примерах и в любых других аналогичных случаях запятая ставится не перед словом и даже не перед группой слов — она отделяет придаточное предложение от главного; и если придаточное предложение начинается с союза — запятая оказывается перед этим союзом.)
#грамотность #русский_язык
Продолжение см. в следующем посте.
Для начала: что такое союз? Это средство для соединения или противопоставления смысловых единиц — отдельных слов, обособленных оборотов и простых предложений в составе сложных. Каждый помнит со школы большую тройку: «и», «а», «но». Однако если б я спросил, какие ещё бывают союзы, наверное, многие не смогли бы ничего ответить. А между тем союзы бывают очень разные: подчинительные и сочинительные, изъяснительные и обстоятельственные, парные, повторяющиеся и градационные, простые и составные... О последних (вернее, о составных подчинительных союзах) мы с вами сейчас и поговорим.
Подчинительные союзы присоединяют придаточное предложение к главному (или одно придаточное к другому) и сообщают, в каких смысловых отношениях они состоят. «Я начал писать этот пост, ПОСКОЛЬКУ вы его ждёте». «Я начал писать этот пост, ХОТЯ у меня вагон других дел». «Я начал писать этот пост, СЛЕДОВАТЕЛЬНО я его закончу». Обратите внимание: главное предложение во всех примерах одно и то же, а придаточные — разные, и причинно-следственную связь между главным и придаточным передают союзы (я выделил их прописными буквами).
Всё понятно? Пока каждый союз — одно-единственное слово, ошибок быть не должно (впрочем, некоторые обособили бы тут «следовательно», посчитав вводным словом, и «хотя», потому что «ну, что делая же, да? — деепричастие ведь»). Труднее становится, когда появляются союзы, состоящие из нескольких слов.
Что это за союзы такие? А это, например, «потому что», «несмотря на то что», «для того чтобы», «так что», «с тех пор как», «так же как» и т.п. Обратите внимание: ни в одном из них я не поставил запятой, потому что это целостные конструкции, слитные, с одним смыслом. А между тем многие суют внутрь любого составного союза запятые, как если б это был набор самостоятельных слов, — и тем самым делают ошибку. (Забегая вперёд, скажу, что всё-таки есть случаи, когда составные союзы распадаются на отдельные слова, — но таких случаев не много, все они оговорены правилами, и о них я напишу чуть ниже.)
Вот как по умолчанию должны ставиться запятые в случае с подчинительными союзами:
– Завтра я опять поеду в Кузьмолово, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО меня там уже дважды кусали собаки.
– Лёша подобрал яблоко, ТАК КАК ему хотелось есть.
– ПЕРЕД ТЕМ КАК съесть яблоко, Лёша помыл его с мылом.
– ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ наверняка приучить себя бриться каждое утро, Фёдор купил бритвенный набор за 49 000 рублей.
– Без малого триста человек, ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ работать, сидят и пишут рассказы на конкурс.
Видите, везде запятая как бы огибает союз, ставится не внутри него, а впереди? А если предложение начинается с составного союза, тогда запятая вообще не нужна — её и ставить-то некуда.
(Наверняка сейчас человек двести или триста подумали: «Стоп. А как же правило ставить запятую перед словами „что“, „чтобы“ и „как“?» А нет такого правила, кто-то вас обманул. Запятая в русском языке используется для разделения однородных членов, выделения с двух сторон обособляемых конструкций и разметки внутренней структуры в сложных предложениях. В приведённых примерах и в любых других аналогичных случаях запятая ставится не перед словом и даже не перед группой слов — она отделяет придаточное предложение от главного; и если придаточное предложение начинается с союза — запятая оказывается перед этим союзом.)
#грамотность #русский_язык
Продолжение см. в следующем посте.
Начало см. в предыдущем посте.
Ну что ж, с использованием составных союзов по умолчанию мы разобрались, а теперь давайте поговорим про исключительные случаи.
Бывает, что составной союз разваливается на части, перестаёт быть целостной единицей. Это называется расчленением. Запятая в расчленённом союзе ставится между частями: получается, одна его часть отходит к главному предложению, другая остаётся в придаточном. Есть несколько ситуаций, когда такое может происходить.
1️⃣ Перед союзом стоит частица «не». Сравните: «Я пью чай, ПОТОМУ ЧТО больше нечего делать», — и: «Я пью чай НЕ ПОТОМУ, ЧТО больше нечего делать».
2️⃣ Перед союзом стоит частица со значением выделения, ограничения, усиления, сомнения и др. Пример: «Я пью чай ЛИШЬ ПОТОМУ, ЧТО больше нечего делать».
3️⃣ Прямо перед союзом стоит вводное слово. Пример: «Я пью чай, СОБСТВЕННО, ПОТОМУ, ЧТО больше нечего делать».
(В каждом из этих случаев перед составным союзом оказывается сильный «магнит» — слово, выражающее эмоцию, отношение, ограничение, отрицание и т.п., — и он перетягивает на свою сторону половину союза, а другая остаётся там, где была, в начале придаточного предложения.)
4️⃣ Первая часть союза относится к перечню однородных членов. Пример: «Я пью чай и ПОТОМУ, ЧТО мне нечего делать, и ПОТОМУ, ЧТО у меня есть чай, и ещё ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ можно было рассказать об этом в посте про союзы».
5️⃣ Автор хочет сделать смысловой акцент на первую часть союза. Стандартный вариант «Я пью чай, ПОТОМУ ЧТО мне нечего делать» — нейтральный, он просто сообщает информацию и читается ровно. Вариант же «Я пью чай ПОТОМУ, ЧТО мне нечего делать» — более эмоциональный, автор подчёркивает важность причинно-следственной связи; читать это второе предложение нужно, выделяя голосом слово «потому» и делая после него небольшую паузу. «Вы спрашиваете, почему я тут чаи гоняю? Я пью чай ПОТОМУ, что мне нечего делать! Где тэзэ? Где тексты, товарищ заказчик?»
Постскриптум. Я собрал список таких составных подчинительных союзов, прикрепляю его картинкой ниже. 👇
#грамотность #русский_язык
Ну что ж, с использованием составных союзов по умолчанию мы разобрались, а теперь давайте поговорим про исключительные случаи.
Бывает, что составной союз разваливается на части, перестаёт быть целостной единицей. Это называется расчленением. Запятая в расчленённом союзе ставится между частями: получается, одна его часть отходит к главному предложению, другая остаётся в придаточном. Есть несколько ситуаций, когда такое может происходить.
1️⃣ Перед союзом стоит частица «не». Сравните: «Я пью чай, ПОТОМУ ЧТО больше нечего делать», — и: «Я пью чай НЕ ПОТОМУ, ЧТО больше нечего делать».
2️⃣ Перед союзом стоит частица со значением выделения, ограничения, усиления, сомнения и др. Пример: «Я пью чай ЛИШЬ ПОТОМУ, ЧТО больше нечего делать».
3️⃣ Прямо перед союзом стоит вводное слово. Пример: «Я пью чай, СОБСТВЕННО, ПОТОМУ, ЧТО больше нечего делать».
(В каждом из этих случаев перед составным союзом оказывается сильный «магнит» — слово, выражающее эмоцию, отношение, ограничение, отрицание и т.п., — и он перетягивает на свою сторону половину союза, а другая остаётся там, где была, в начале придаточного предложения.)
4️⃣ Первая часть союза относится к перечню однородных членов. Пример: «Я пью чай и ПОТОМУ, ЧТО мне нечего делать, и ПОТОМУ, ЧТО у меня есть чай, и ещё ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ можно было рассказать об этом в посте про союзы».
5️⃣ Автор хочет сделать смысловой акцент на первую часть союза. Стандартный вариант «Я пью чай, ПОТОМУ ЧТО мне нечего делать» — нейтральный, он просто сообщает информацию и читается ровно. Вариант же «Я пью чай ПОТОМУ, ЧТО мне нечего делать» — более эмоциональный, автор подчёркивает важность причинно-следственной связи; читать это второе предложение нужно, выделяя голосом слово «потому» и делая после него небольшую паузу. «Вы спрашиваете, почему я тут чаи гоняю? Я пью чай ПОТОМУ, что мне нечего делать! Где тэзэ? Где тексты, товарищ заказчик?»
Постскриптум. Я собрал список таких составных подчинительных союзов, прикрепляю его картинкой ниже. 👇
#грамотность #русский_язык
Все, кто пишет или собирается написать рассказ на конкурс «Коллекция фантазий — 29», — обратите внимание: до конца приёма осталось пять дней, включая сегодняшний. Продления срока или каких-нибудь индивидуальных исключений не будет.
Рассказы я принимаю на почтовый адрес newkolfan [сбк] yandex [тчк] ru, формат файлов — только .doc, .docx, .rtf или .txt, объём текста — от 5000 до 40 000 знаков, считая пробелы, сноски и заголовок. Все участники должны также зарегистрироваться на конкурсном форуме kolfan.ru.
#оргмоменты
Рассказы я принимаю на почтовый адрес newkolfan [сбк] yandex [тчк] ru, формат файлов — только .doc, .docx, .rtf или .txt, объём текста — от 5000 до 40 000 знаков, считая пробелы, сноски и заголовок. Все участники должны также зарегистрироваться на конкурсном форуме kolfan.ru.
#оргмоменты
Никогда не понимал людей, которые держатся за каждую вскочившую в голову идею как за великую ценность. Ну идея и идея, подумаешь. Идей миллиард, какие-то из них получше, какие-то похуже. Какие-то, на первый взгляд, классные — но покрутишь в голове так и этак да и выбросишь. У меня так. И я знаю немало людей, в голове у которых идей появляется ещё больше, чем у меня.
Но я также знаю, что есть люди, которым трудно придумывать что бы то ни было. Это, конечно, не приговор — но это создаёт известные трудности.
Сегодня я хочу поговорить с вами об идеях для творчества: как много их вокруг вас? Хороши ли они? Как вам удаётся воплотить их во что-то большее? И, главное: где вы берёте идеи, если они не приходят к вам в голову сами?
Опрос прикрепил ниже. 👇
#творчество
Но я также знаю, что есть люди, которым трудно придумывать что бы то ни было. Это, конечно, не приговор — но это создаёт известные трудности.
Сегодня я хочу поговорить с вами об идеях для творчества: как много их вокруг вас? Хороши ли они? Как вам удаётся воплотить их во что-то большее? И, главное: где вы берёте идеи, если они не приходят к вам в голову сами?
Опрос прикрепил ниже. 👇
#творчество
Сделал подборку из 25 слов, связанных с Интернетом, которые многие пишут неверно.
✔️ Правильно: аккаунт.
❌ Неправильно: акаунт, эккаунт.
✔️ Правильно: апгрейд.
❌ Неправильно: обгрейд.
✔️ Правильно: баннер.
❌ Неправильно: банер.
✔️ Правильно: биткоин.
❌ Неправильно: биткойн.
✔️ Правильно: блогер.
❌ Неправильно: блоггер.
✔️ Правильно: вайфай или Wi-Fi.
❌ Неправильно: вай-фай.
✔️ Правильно: веб-... (в таких словах, как «веб-дизайн», «веб-страница», «веб-сайт» и др.).
❌ Неправильно: вэб-..., web-...
✔️ Правильно: дизлайк.
❌ Неправильно: дислайк, дезлайк.
✔️ Правильно: имейл или электронная почта.
❌ Неправильно: емейл, е-мейл, и-мейл.
✔️ Правильно: кеш.
❌ Неправильно: кэш.
✔️ Правильно: криптовалюта.
❌ Неправильно: крипто-валюта.
✔️ Правильно: лендинг.
❌ Неправильно: лэндинг.
✔️ Правильно: маркетплейс.
❌ Неправильно: маркетплэйс, маркет-плейс, маркет плейс.
✔️ Правильно: мессенджер.
❌ Неправильно: мэссенджер, мессенжер.
✔️ Правильно: онлайн.
❌ Неправильно: он-лайн.
✔️ Правильно: офлайн.
❌ Неправильно: оффлайн, офф-лайн, оф-лайн.
✔️ Правильно: промокод.
❌ Неправильно: промо-код, промо код.
✔️ Правильно: соцсеть.
❌ Неправильно: соц-сеть, соц сеть, соц. сеть.
✔️ Правильно: спам.
❌ Неправильно: СПАМ (действительно, это слово произошло от английской аббревиатуры, но нет необходимости писать его по-русски прописными буквами).
✔️ Правильно: тег.
❌ Неправильно: тэг.
✔️ Правильно: «Телеграм» или Telegram.
❌ Неправильно: «Телеграмм».
✔️ Правильно: трафик.
❌ Неправильно: траффик.
✔️ Правильно: файрвол.
❌ Неправильно: фаервол, файервол.
✔️ Правильно: хештег.
❌ Неправильно: хэштег, хэштэг, хештэг.
✔️ Правильно: эсэмэмщик или специалист по SMM.
❌ Неправильно: SMMщик, SMM-щик, SMM’щик.
Постскриптум. Ещё у меня когда-то был пост о том, как правильно писать слова, начинающиеся с «фото-», «видео-», «медиа-» и т.п.
#лексикон #русский_язык
✔️ Правильно: аккаунт.
❌ Неправильно: акаунт, эккаунт.
✔️ Правильно: апгрейд.
❌ Неправильно: обгрейд.
✔️ Правильно: баннер.
❌ Неправильно: банер.
✔️ Правильно: биткоин.
❌ Неправильно: биткойн.
✔️ Правильно: блогер.
❌ Неправильно: блоггер.
✔️ Правильно: вайфай или Wi-Fi.
❌ Неправильно: вай-фай.
✔️ Правильно: веб-... (в таких словах, как «веб-дизайн», «веб-страница», «веб-сайт» и др.).
❌ Неправильно: вэб-..., web-...
✔️ Правильно: дизлайк.
❌ Неправильно: дислайк, дезлайк.
✔️ Правильно: имейл или электронная почта.
❌ Неправильно: емейл, е-мейл, и-мейл.
✔️ Правильно: кеш.
❌ Неправильно: кэш.
✔️ Правильно: криптовалюта.
❌ Неправильно: крипто-валюта.
✔️ Правильно: лендинг.
❌ Неправильно: лэндинг.
✔️ Правильно: маркетплейс.
❌ Неправильно: маркетплэйс, маркет-плейс, маркет плейс.
✔️ Правильно: мессенджер.
❌ Неправильно: мэссенджер, мессенжер.
✔️ Правильно: онлайн.
❌ Неправильно: он-лайн.
✔️ Правильно: офлайн.
❌ Неправильно: оффлайн, офф-лайн, оф-лайн.
✔️ Правильно: промокод.
❌ Неправильно: промо-код, промо код.
✔️ Правильно: соцсеть.
❌ Неправильно: соц-сеть, соц сеть, соц. сеть.
✔️ Правильно: спам.
❌ Неправильно: СПАМ (действительно, это слово произошло от английской аббревиатуры, но нет необходимости писать его по-русски прописными буквами).
✔️ Правильно: тег.
❌ Неправильно: тэг.
✔️ Правильно: «Телеграм» или Telegram.
❌ Неправильно: «Телеграмм».
✔️ Правильно: трафик.
❌ Неправильно: траффик.
✔️ Правильно: файрвол.
❌ Неправильно: фаервол, файервол.
✔️ Правильно: хештег.
❌ Неправильно: хэштег, хэштэг, хештэг.
✔️ Правильно: эсэмэмщик или специалист по SMM.
❌ Неправильно: SMMщик, SMM-щик, SMM’щик.
Постскриптум. Ещё у меня когда-то был пост о том, как правильно писать слова, начинающиеся с «фото-», «видео-», «медиа-» и т.п.
#лексикон #русский_язык
Писатель (если он хочет быть действительно писателем, а не просто «автором текстов») должен уметь мыслить синонимами. Это не талант, это привычка, которую нужно наработать и поддерживать. Первым делом в голову обычно лезет что? Самая банальщина, тысяча или две наиболее употребительных слов. Образности в них ноль, только информация. Но вот если покрутить каждое такое слово, поискать синонимы — наверняка найдётся что-то получше, что-то, будто специально придуманное для этого конкретного места в вашем тексте.
Незамысловатый или ленивый автор подумает о дороге — и напишет: «дорога». Например: «У дороги стоял дом». Или: «Человек ехал по дороге на машине и смотрел по сторонам». Или: «К нашему дому ведёт не очень хорошая дорога».
Но можно ведь и по-другому. Смотрите:
📖 Сейчас они выедут за ворота и поедут по серпантину, вниз, под утес (А. и Б. Стругацкие).
📖 По пыльному проселку шел совершенно легендарный путник, один из тех, каких описывали с такою охотой наши русские романтики (Д. Мамин-Сибиряк).
📖 И прочее разное говорил, а проезжая шляхом повыше Качаловских лесов, приостанавливал своего гладкого пятнистого мерина... (М. Шолохов)
📖 И бежит, бежит по полю белая да пыльная дороженька, усмехается на окрестные просторы, — к иным полям, к иным селам, к славному городу Лихову, откуда всякий народ шляется... (А. Белый)
📖 Хуторянин Карп своим примером здорово обнадежил солдата, особенно когда сказал, что и по соседству за гравийкой также живут — по вечерам слышно, как лает собака... (В. Быков)
📖 Поля шумели земледельцами, пылили стада по большаку, изумительное молодое солнце улыбалось разродившейся измученной земле (А. Платонов).
📖 Рыбаки и купальщики, разумеется, выбирали первый вариант, всем остальным приходилось идти по бетонке, надежно замаскированной вязкой глиной, намытой дождевыми потоками из поросших сурепкой отвалов (Е. Парнов).
📖 Стекла КПП роняли дрожащие желтые блики на отполированную тягачами лежневку (С. Довлатов).
📖 На гору мимо бахчей, мимо обрывистых меловых Яров гадючьим хвостом извивается кочковатый летник (М. Шолохов).
📖 Генеральская пятерка во весь карьер вылетела из города и понеслась по тракту к злобинским заводам, но на десятой версте генерал велел остановиться, повернуть назад и ехать в город (Д. Мамин-Сибиряк).
Вот так-то. Кстати, а много ли синонимов к слову «дорога» знаете вы?
#стилистика #лексикон
Незамысловатый или ленивый автор подумает о дороге — и напишет: «дорога». Например: «У дороги стоял дом». Или: «Человек ехал по дороге на машине и смотрел по сторонам». Или: «К нашему дому ведёт не очень хорошая дорога».
Но можно ведь и по-другому. Смотрите:
📖 Сейчас они выедут за ворота и поедут по серпантину, вниз, под утес (А. и Б. Стругацкие).
📖 По пыльному проселку шел совершенно легендарный путник, один из тех, каких описывали с такою охотой наши русские романтики (Д. Мамин-Сибиряк).
📖 И прочее разное говорил, а проезжая шляхом повыше Качаловских лесов, приостанавливал своего гладкого пятнистого мерина... (М. Шолохов)
📖 И бежит, бежит по полю белая да пыльная дороженька, усмехается на окрестные просторы, — к иным полям, к иным селам, к славному городу Лихову, откуда всякий народ шляется... (А. Белый)
📖 Хуторянин Карп своим примером здорово обнадежил солдата, особенно когда сказал, что и по соседству за гравийкой также живут — по вечерам слышно, как лает собака... (В. Быков)
📖 Поля шумели земледельцами, пылили стада по большаку, изумительное молодое солнце улыбалось разродившейся измученной земле (А. Платонов).
📖 Рыбаки и купальщики, разумеется, выбирали первый вариант, всем остальным приходилось идти по бетонке, надежно замаскированной вязкой глиной, намытой дождевыми потоками из поросших сурепкой отвалов (Е. Парнов).
📖 Стекла КПП роняли дрожащие желтые блики на отполированную тягачами лежневку (С. Довлатов).
📖 На гору мимо бахчей, мимо обрывистых меловых Яров гадючьим хвостом извивается кочковатый летник (М. Шолохов).
📖 Генеральская пятерка во весь карьер вылетела из города и понеслась по тракту к злобинским заводам, но на десятой версте генерал велел остановиться, повернуть назад и ехать в город (Д. Мамин-Сибиряк).
Вот так-то. Кстати, а много ли синонимов к слову «дорога» знаете вы?
#стилистика #лексикон
Почитал я тут обсуждения — и решил на несколько месяцев закрыть комментарии. А там посмотрим, действительно ли они были нужны здесь. В конце концов, большинство телеграм-каналов вполне обходятся без привязанного чата.
Коль скоро у нас зашла речь о стилистике, дам-ка я ссылку на старую, но важную статью «Возможность сказать по-разному». Если вы не очень хорошо понимаете, что такое стилистика, что такое стиль и зачем вам это может быть нужно — обязательно прочитайте.
#стилистика
#стилистика
Telegraph
Возможность сказать по-разному
Есть такие ошибки, которые не всегда ошибки. И такие, которые лучше не исправлять. А ещё есть ошибки, о которых не известно никому, кроме учёных-филологов. Все эти ошибки называют стилистическими. Я хотел написать о них статью, но понял, что начать придется…
Я знаю три способа наработать авторский стиль. Впрочем, нет, всё-таки четыре — последний способ я не считаю надёжным, но для полноты картины о нём тоже стоит рассказать.
1️⃣ Подражание. Древнейший способ обучения, возникший ещё до появления человека: «Делай как я». Так котята, играя, подражают взрослой кошке — и учатся быть охотниками. Так ученик повторяет действия наставника, не очень-то понимая, что и зачем он делает, — и сам со временем становится мастером.
Если говорить о литературном или поэтическом мастерстве, то вы пытаетесь подражать языку вашего любимого автора — и постепенно у вас начинает получаться сперва неплохо, потом хорошо, потом отлично.
Недостатки этого подхода: во-первых, непредсказуемость в плане времени и результата; во-вторых, то, что ваш собственный стиль будет похож на стиль вашего кумира. Впрочем, последняя проблема вполне решаема. Вы можете, достигнув некоторого уровня, сознательно двинуться в противоположную сторону — то есть искать формы, не свойственные исходному стилю. Или же вы можете подражать сразу нескольким ярким, непохожим друг на друга авторам.
2️⃣ Интуитивная работа со стилем. В этом случае вы экспериментируете, полагаясь на чутьё, на своё чувство прекрасного, уместного, соразмерного, — и со временем у вас складывается привычка использовать определённые языковые средства для решения тех или иных задач (другими словами, у вас складывается свой стиль).
И этот подход не лишён недостатков. Он так же непредсказуем (поскольку на начальных этапах вы толком не понимаете, что и зачем делаете, и полагаетесь только на интуицию) и может потребовать ещё больше времени, чем обучение через подражание (поскольку вы не имеете перед глазами образца, на который следует равняться).
А кроме того, результат в этом случае зависит прежде всего от вашего читательского опыта: от того, как много книг (и каких именно книг) вы прочли — ведь как раз оттуда вы и почерпнули все те паттерны «уместного-неуместного», «красивого-отталкивающего», «возможного-невозможного», на которые опирается ваша интуиция.
3️⃣ Сознательная работа со стилем. Вы изучаете, как устроен стиль, какие его элементы на что и как работают, вы осваиваете каждый из них — и потом учитесь осознанно использовать их.
Мне ближе этот подход, но я не буду утверждать, что он лучше других. Все люди разные. Кто-то мыслит как музыкант или поэт, кто-то — как математик или инженер. Кто-то полагается на чутьё, кто-то — на твёрдое знание.
Постскриптум. Я обещал рассказать ещё о четвёртом способе найти свой стиль. Я называю его «Пиши как пишется», и, судя по всему, его придерживаются немало авторов. Они считают, что достаточно просто много писать — не поднимая планку, не экспериментируя, не пытаясь решить творческую задачу, — и рано или поздно авторский стиль появится сам собой.
Я не буду категорично утверждать, что от этого подхода нет никакой пользы. Может, в итоге что-то и появится. Но когда это произойдёт? И что это будет за стиль? Полагаться на такое — всё равно, что надеяться обрести атлетическое телосложение, пять раз в неделю проходя пешком два километра до работы и столько же обратно.
Тем не менее ходить всё-таки полезнее, чем сидеть или лежать целыми днями. А писать хоть что-нибудь — полезнее для творческого совершенствования, чем не писать ничего. 😉
#стилистика #обучение
1️⃣ Подражание. Древнейший способ обучения, возникший ещё до появления человека: «Делай как я». Так котята, играя, подражают взрослой кошке — и учатся быть охотниками. Так ученик повторяет действия наставника, не очень-то понимая, что и зачем он делает, — и сам со временем становится мастером.
Если говорить о литературном или поэтическом мастерстве, то вы пытаетесь подражать языку вашего любимого автора — и постепенно у вас начинает получаться сперва неплохо, потом хорошо, потом отлично.
Недостатки этого подхода: во-первых, непредсказуемость в плане времени и результата; во-вторых, то, что ваш собственный стиль будет похож на стиль вашего кумира. Впрочем, последняя проблема вполне решаема. Вы можете, достигнув некоторого уровня, сознательно двинуться в противоположную сторону — то есть искать формы, не свойственные исходному стилю. Или же вы можете подражать сразу нескольким ярким, непохожим друг на друга авторам.
2️⃣ Интуитивная работа со стилем. В этом случае вы экспериментируете, полагаясь на чутьё, на своё чувство прекрасного, уместного, соразмерного, — и со временем у вас складывается привычка использовать определённые языковые средства для решения тех или иных задач (другими словами, у вас складывается свой стиль).
И этот подход не лишён недостатков. Он так же непредсказуем (поскольку на начальных этапах вы толком не понимаете, что и зачем делаете, и полагаетесь только на интуицию) и может потребовать ещё больше времени, чем обучение через подражание (поскольку вы не имеете перед глазами образца, на который следует равняться).
А кроме того, результат в этом случае зависит прежде всего от вашего читательского опыта: от того, как много книг (и каких именно книг) вы прочли — ведь как раз оттуда вы и почерпнули все те паттерны «уместного-неуместного», «красивого-отталкивающего», «возможного-невозможного», на которые опирается ваша интуиция.
3️⃣ Сознательная работа со стилем. Вы изучаете, как устроен стиль, какие его элементы на что и как работают, вы осваиваете каждый из них — и потом учитесь осознанно использовать их.
Мне ближе этот подход, но я не буду утверждать, что он лучше других. Все люди разные. Кто-то мыслит как музыкант или поэт, кто-то — как математик или инженер. Кто-то полагается на чутьё, кто-то — на твёрдое знание.
Постскриптум. Я обещал рассказать ещё о четвёртом способе найти свой стиль. Я называю его «Пиши как пишется», и, судя по всему, его придерживаются немало авторов. Они считают, что достаточно просто много писать — не поднимая планку, не экспериментируя, не пытаясь решить творческую задачу, — и рано или поздно авторский стиль появится сам собой.
Я не буду категорично утверждать, что от этого подхода нет никакой пользы. Может, в итоге что-то и появится. Но когда это произойдёт? И что это будет за стиль? Полагаться на такое — всё равно, что надеяться обрести атлетическое телосложение, пять раз в неделю проходя пешком два километра до работы и столько же обратно.
Тем не менее ходить всё-таки полезнее, чем сидеть или лежать целыми днями. А писать хоть что-нибудь — полезнее для творческого совершенствования, чем не писать ничего. 😉
#стилистика #обучение
Продолжаю отвечать на вопросы. Спрашивали: «Как понять, что является ошибкой, а что — проявлением авторского стиля?» Проявлением авторского стиля может быть что угодно — даже такие вещи, которые в любом другом месте считались бы ошибками.
Но есть важная оговорка: не потому, что вы так захотели, и не потому, что вы гений. И даже не потому, что вам разрешил редактор. Если какой-то элемент текста вы использовали вопреки правилам, необычно, на грани фола, но ваша аудитория поняла, зачем вы это сделали, — тогда это приём. Это допустимо и, может быть, даже хорошо. Впрочем, верно и обратное: если ваша аудитория чего-то не поняла, то это плохо, это неудачно — даже если формально это и не ошибка.
Соответственно, можно сделать два вывода: знайте свою аудиторию. И знайте тот инструмент, с которым вы работаете, — язык, текст, стиль. И практикуйтесь, конечно, — на одном только знании далеко не уедешь.
Кстати, у меня на эту тему была статья — «Право нарушать правила».
Но есть важная оговорка: не потому, что вы так захотели, и не потому, что вы гений. И даже не потому, что вам разрешил редактор. Если какой-то элемент текста вы использовали вопреки правилам, необычно, на грани фола, но ваша аудитория поняла, зачем вы это сделали, — тогда это приём. Это допустимо и, может быть, даже хорошо. Впрочем, верно и обратное: если ваша аудитория чего-то не поняла, то это плохо, это неудачно — даже если формально это и не ошибка.
Соответственно, можно сделать два вывода: знайте свою аудиторию. И знайте тот инструмент, с которым вы работаете, — язык, текст, стиль. И практикуйтесь, конечно, — на одном только знании далеко не уедешь.
Кстати, у меня на эту тему была статья — «Право нарушать правила».
Telegraph
Право нарушать правила
Когда-то я обещал вам рассказать, как можно нарушать правила и делать ошибки. Обещал же, да? Что ж, я наконец собрался с духом и готов исполнить обещание. Итак... Я, Александр Петров, литературный редактор и прочая, и прочая, находясь в здравом уме и твёрдой…
«Авторский стиль должен быть прежде всего красивым» — это распространённый миф. Автор никому ничего не должен, и стиль его тоже не должен ничего. Стиль — инструмент для решения творческой задачи (или иной задачи, стоящей перед текстом). Если таковая задача — доставить читателю эстетическое удовольствие, тогда стиль может быть красивым. Но далеко не каждый текст пишется ради эстетики.
«Авторский стиль непременно должен быть оригинальным» — это распространённый миф номер два. Почему? Опять же: стиль решает задачу. У текста обычно много разных задач, и одной из них может быть... скажем так, показать, какой автор оригинал и выдумщик. Такое бывает, но редко когда это — единственная задача текста. Как правило, есть задачи посерьёзнее: сделать сюжет увлекательным, доступно изложить учебный материал, достоверно описать исторические события и т.д. Автор может проявить оригинальность (и даже сделать это с пользой, а не просто изобразить балетное антраша, дескать: «Смотрите, как я могу!») — но не в ущерб более важным вещам.
#стилистика
«Авторский стиль непременно должен быть оригинальным» — это распространённый миф номер два. Почему? Опять же: стиль решает задачу. У текста обычно много разных задач, и одной из них может быть... скажем так, показать, какой автор оригинал и выдумщик. Такое бывает, но редко когда это — единственная задача текста. Как правило, есть задачи посерьёзнее: сделать сюжет увлекательным, доступно изложить учебный материал, достоверно описать исторические события и т.д. Автор может проявить оригинальность (и даже сделать это с пользой, а не просто изобразить балетное антраша, дескать: «Смотрите, как я могу!») — но не в ущерб более важным вещам.
#стилистика
Стилистика начинается не с метафор, эпитетов и прочих средств художественной выразительности. Не с исправления стилистических ошибок. И даже не с точного подбора слов.
Она начинается с функциональных стилей.
Вы когда-нибудь задумывались, почему стихотворение и какая-нибудь докладная записка — такие разные? Казалось бы: и то, и другое — текст, написанный русским языком. Но вы никогда их не перепутаете и вряд ли сможете использовать одно вместо другого.
Дело в том, что одно и то же средство: русский язык — издавна используется для решения очень разных задач. И потому сложились определенные традиции и принципы, подобные тем, которые можно видеть в других областях человеческого взаимодействия. Например, в общении: в семье, на работе, в присутственном месте, на свидании вы будете общаться по-разному — в том числе потому, что ожидания собеседников будут разными.
Такие традиции в использовании языка и текста и называют функциональными стилями. Всего их пять, и сейчас я вам про них расскажу.
👮♂️ Официально-деловой стиль — это язык законов, юридических документов, официальных объявлений, правил, инструкций, руководств. Его отличительные черты:
– однозначные, точные и исчерпывающие формулировки;
– термины;
– специфический (и довольно ограниченный) лексикон;
– шаблоны и штампы;
– длинные громоздкие предложения;
– беспристрастность, безэмоциональность, обезличенность.
Пресловутый канцелярит — это использование элементов официально-делового стиля в текстах, принадлежащих к другим стилям. В официальных же документах слова «данный», «надлежащий», «гражданин», «во избежание» и т.п. — не ошибки. А вот что здесь точно недопустимо — это средства художественной выразительности и прочие красивости.
🔬 Научный стиль сформировался в течение столетий в академической среде. Он используется в строго научных текстах: от рефератов и курсовых работ до диссертаций, монографий и вузовских и школьных учебников. Во многом он похож на официально-деловой стиль, но всё-таки назначение у него другое, а потому есть свои нюансы. Вот что отличает научный стиль:
– однозначные, точные и исчерпывающие формулировки;
– термины;
– специфический лексикон (не такой, как в оф.-дел. стиле — например, здесь используется академическое «мы» вместо «я»);
– длинные громоздкие предложения;
– беспристрастность и безэмоциональность;
– последовательность и связность изложения;
– доказательность фактов;
– логичность и аргументированность рассуждений.
Точно так же, как и в официально-деловом, в научном стиле не место средствам художественной выразительности.
📯 Публицистический стиль исходно был языком СМИ, но со временем расширился и сейчас охватывает большинство нехудожественных текстов. Вследствие широты и универсальности его границы размыты, и он может включать в себя в ограниченном объёме элементы любых других стилей. Главная его задача — быть доступным, поэтому язык публичных текстов всегда ориентирован на широкую аудиторию. Публицистические тексты выполняют две функции: информирующую и воздействующую (в зависимости от текста они могут быть представлены в разном соотношении).
Что относится к этому стилю: все виды текстов для СМИ (кроме сугубо научных), нехудожественная литература во всём своём многообразии, учебная литература для широкой публики, реклама, некоторые виды корпоративных текстов.
Продолжение см. в следующем посте.
#стилистика
Она начинается с функциональных стилей.
Вы когда-нибудь задумывались, почему стихотворение и какая-нибудь докладная записка — такие разные? Казалось бы: и то, и другое — текст, написанный русским языком. Но вы никогда их не перепутаете и вряд ли сможете использовать одно вместо другого.
Дело в том, что одно и то же средство: русский язык — издавна используется для решения очень разных задач. И потому сложились определенные традиции и принципы, подобные тем, которые можно видеть в других областях человеческого взаимодействия. Например, в общении: в семье, на работе, в присутственном месте, на свидании вы будете общаться по-разному — в том числе потому, что ожидания собеседников будут разными.
Такие традиции в использовании языка и текста и называют функциональными стилями. Всего их пять, и сейчас я вам про них расскажу.
👮♂️ Официально-деловой стиль — это язык законов, юридических документов, официальных объявлений, правил, инструкций, руководств. Его отличительные черты:
– однозначные, точные и исчерпывающие формулировки;
– термины;
– специфический (и довольно ограниченный) лексикон;
– шаблоны и штампы;
– длинные громоздкие предложения;
– беспристрастность, безэмоциональность, обезличенность.
Пресловутый канцелярит — это использование элементов официально-делового стиля в текстах, принадлежащих к другим стилям. В официальных же документах слова «данный», «надлежащий», «гражданин», «во избежание» и т.п. — не ошибки. А вот что здесь точно недопустимо — это средства художественной выразительности и прочие красивости.
🔬 Научный стиль сформировался в течение столетий в академической среде. Он используется в строго научных текстах: от рефератов и курсовых работ до диссертаций, монографий и вузовских и школьных учебников. Во многом он похож на официально-деловой стиль, но всё-таки назначение у него другое, а потому есть свои нюансы. Вот что отличает научный стиль:
– однозначные, точные и исчерпывающие формулировки;
– термины;
– специфический лексикон (не такой, как в оф.-дел. стиле — например, здесь используется академическое «мы» вместо «я»);
– длинные громоздкие предложения;
– беспристрастность и безэмоциональность;
– последовательность и связность изложения;
– доказательность фактов;
– логичность и аргументированность рассуждений.
Точно так же, как и в официально-деловом, в научном стиле не место средствам художественной выразительности.
📯 Публицистический стиль исходно был языком СМИ, но со временем расширился и сейчас охватывает большинство нехудожественных текстов. Вследствие широты и универсальности его границы размыты, и он может включать в себя в ограниченном объёме элементы любых других стилей. Главная его задача — быть доступным, поэтому язык публичных текстов всегда ориентирован на широкую аудиторию. Публицистические тексты выполняют две функции: информирующую и воздействующую (в зависимости от текста они могут быть представлены в разном соотношении).
Что относится к этому стилю: все виды текстов для СМИ (кроме сугубо научных), нехудожественная литература во всём своём многообразии, учебная литература для широкой публики, реклама, некоторые виды корпоративных текстов.
Продолжение см. в следующем посте.
#стилистика
Начало см. в предыдущем посте.
🎭 Художественный стиль — это стиль, собственно, художественной литературы: прозы, поэзии, драматургии. Здесь во главе угла стоит творческая задача, и для её решения автор может применять почти что угодно (в том числе элементы иных функциональных стилей). Именно в художественном стиле в полную силу используются средства художественной выразительности: те самые метафоры, эпитеты и синекдохи. И ещё: здесь большое значение имеет индивидуальность авторского стиля.
👨🔧 Разговорным стилем мы обычно не пишем, а общаемся устно. Впрочем, есть и тексты, где он используется: это всевозможная переписка — от СМС до пространных любовных писем, комментарии в сети Интернет, личные блоги.
Главная особенность разговорного стиля заключается в его спонтанности. Когда мы общаемся — мы импровизируем. У нас нет времени тщательно перебирать синонимы, выстраивать в голове сложные синтаксические конструкции. А с другой стороны, когда нам не хватает слов, мы помогаем себе мимикой и жестикуляцией. Поэтому для разговорного стиля свойственны:
– очень ограниченный лексикон;
– речевые ошибки и оговорки;
– оборванные и синтаксически неверные конструкции;
– междометия, звукоподражательные слова, слова-паразиты;
– сленговые и бранные слова;
– опора на контекст (когда мы говорим: «Дай-ка мне вон ту фигню», — собеседник понимает, какую именно).
🍆 Ну и под конец расскажу про гибридные стили. На самом деле такого термина вы не встретите в серьезных филологических книгах, я придумал его, чтобы как-то называть тексты, отклоняющиеся от традиционных функциональных стилей. Вернее, любой текст по его назначению можно отнести к какому-либо из пяти стилей, но при этом он может заметно тяготеть к другому стилю (или даже к нескольким), и тогда в нем допускается использовать в большем или меньшем количестве элементы этого другого стиля.
Вот несколько примеров такого рода текстов:
– публицистические тексты, близкие к художественным (в которых присутствует автор, довольно богатая образность, может быть даже сюжет);
– научно-популярные книги и статьи — это или публицистические тексты с элементами научного стиля, или научные с элементами публицистического;
– лекции — это, по сути, научный стиль с элементами разговорного;
– публикации в большинстве блогов — это гибрид разговорного и публицистического стиля (они могут быть представлены в разной пропорции, в зависимости от «серьёзности» и официальности блога);
– деловая переписка в основе своей имеет официально-деловой стиль, но может иметь уклон к публицистическому или к разговорному стилю;
– «жёлтая» пресса — это публицистический стиль, но там может быть довольно много просторечных и сленговых словечек (для большей близости к ширнармассам).
Функциональный стиль задаёт, какие элементы в тексте предпочтительны, какие допустимы, какие нежелательны, а каким и вовсе не место. Если в языке появляется что-то из другого стиля, и оно неуместно или не оправдано, то это всегда ошибка. А ещё функциональный стиль задаёт ожидания аудитории. Как только мы понимаем, какой тип текста перед нами, нам становится ясно, что там может быть внутри, а чего там не должно быть.
#стилистика
🎭 Художественный стиль — это стиль, собственно, художественной литературы: прозы, поэзии, драматургии. Здесь во главе угла стоит творческая задача, и для её решения автор может применять почти что угодно (в том числе элементы иных функциональных стилей). Именно в художественном стиле в полную силу используются средства художественной выразительности: те самые метафоры, эпитеты и синекдохи. И ещё: здесь большое значение имеет индивидуальность авторского стиля.
👨🔧 Разговорным стилем мы обычно не пишем, а общаемся устно. Впрочем, есть и тексты, где он используется: это всевозможная переписка — от СМС до пространных любовных писем, комментарии в сети Интернет, личные блоги.
Главная особенность разговорного стиля заключается в его спонтанности. Когда мы общаемся — мы импровизируем. У нас нет времени тщательно перебирать синонимы, выстраивать в голове сложные синтаксические конструкции. А с другой стороны, когда нам не хватает слов, мы помогаем себе мимикой и жестикуляцией. Поэтому для разговорного стиля свойственны:
– очень ограниченный лексикон;
– речевые ошибки и оговорки;
– оборванные и синтаксически неверные конструкции;
– междометия, звукоподражательные слова, слова-паразиты;
– сленговые и бранные слова;
– опора на контекст (когда мы говорим: «Дай-ка мне вон ту фигню», — собеседник понимает, какую именно).
🍆 Ну и под конец расскажу про гибридные стили. На самом деле такого термина вы не встретите в серьезных филологических книгах, я придумал его, чтобы как-то называть тексты, отклоняющиеся от традиционных функциональных стилей. Вернее, любой текст по его назначению можно отнести к какому-либо из пяти стилей, но при этом он может заметно тяготеть к другому стилю (или даже к нескольким), и тогда в нем допускается использовать в большем или меньшем количестве элементы этого другого стиля.
Вот несколько примеров такого рода текстов:
– публицистические тексты, близкие к художественным (в которых присутствует автор, довольно богатая образность, может быть даже сюжет);
– научно-популярные книги и статьи — это или публицистические тексты с элементами научного стиля, или научные с элементами публицистического;
– лекции — это, по сути, научный стиль с элементами разговорного;
– публикации в большинстве блогов — это гибрид разговорного и публицистического стиля (они могут быть представлены в разной пропорции, в зависимости от «серьёзности» и официальности блога);
– деловая переписка в основе своей имеет официально-деловой стиль, но может иметь уклон к публицистическому или к разговорному стилю;
– «жёлтая» пресса — это публицистический стиль, но там может быть довольно много просторечных и сленговых словечек (для большей близости к ширнармассам).
Функциональный стиль задаёт, какие элементы в тексте предпочтительны, какие допустимы, какие нежелательны, а каким и вовсе не место. Если в языке появляется что-то из другого стиля, и оно неуместно или не оправдано, то это всегда ошибка. А ещё функциональный стиль задаёт ожидания аудитории. Как только мы понимаем, какой тип текста перед нами, нам становится ясно, что там может быть внутри, а чего там не должно быть.
#стилистика
Мне тут задали вопрос: почему книги Дарьи Донцовой — это плохая литература?
Я не считаю, что это плохая литература. Очень даже хорошая — для своей аудитории, и тиражи это отлично подтверждают. Я, знаете, вообще не сторонник эгоцентричненького такого деления сложных культурных явлений на «вау» и «уэ». Для кого-то ведь и Набоков — уэ.
Если это ваша литература, если вы хотите писать такую литературу — пожалуйста, вот вам ориентир. А если хотите писать что-то совсем другое — тогда и ориентируйтесь на другое, и читайте тоже другое.
#чтение
Я не считаю, что это плохая литература. Очень даже хорошая — для своей аудитории, и тиражи это отлично подтверждают. Я, знаете, вообще не сторонник эгоцентричненького такого деления сложных культурных явлений на «вау» и «уэ». Для кого-то ведь и Набоков — уэ.
Если это ваша литература, если вы хотите писать такую литературу — пожалуйста, вот вам ориентир. А если хотите писать что-то совсем другое — тогда и ориентируйтесь на другое, и читайте тоже другое.
#чтение
Неуверенность автора проявляется в тексте и легко считывается аудиторией. Точно так же, как в жизни: если человек ведёт себя скованно, мы это чувствуем, хотя иногда и сами не можем сказать точно, как мы это понимаем.
Чем вредна неуверенность в тексте? Главным образом, тем, что если сам автор в себе сомневается — то и у читателя есть повод усомниться. А действительно ли это тот, за кого он себя выдаёт? Достаточно ли он владеет темой? Да писатель ли он вообще?
Неуверенность может проявляться в тексте по-разному, в частности:
😒 в обилии кавычек: автор чрезмерно страхует себя от того, чтобы быть неправильно понятым;
😒 в использовании скобок — часто это всякие внутритекстовые комментарии;
😒 в использовании слишком большого количества сносок (особенно с пояснением общеизвестных фактов, типа: «Ленин В. И. — известный политический деятель»);
😒 в злоупотреблении вводными конструкциями, сообщающими авторское отношение или источник информации («как мне кажется», «насколько я могу судить», «по известной мне информации» и т.п.);
😒 в избегании слов, которые — не дай бог! — могут быть поняты неправильно;
😒 в пустословии (когда автор недостаточно владеет информацией или считает, что недостаточно ею владеет).
#стилистика
Чем вредна неуверенность в тексте? Главным образом, тем, что если сам автор в себе сомневается — то и у читателя есть повод усомниться. А действительно ли это тот, за кого он себя выдаёт? Достаточно ли он владеет темой? Да писатель ли он вообще?
Неуверенность может проявляться в тексте по-разному, в частности:
😒 в обилии кавычек: автор чрезмерно страхует себя от того, чтобы быть неправильно понятым;
😒 в использовании скобок — часто это всякие внутритекстовые комментарии;
😒 в использовании слишком большого количества сносок (особенно с пояснением общеизвестных фактов, типа: «Ленин В. И. — известный политический деятель»);
😒 в злоупотреблении вводными конструкциями, сообщающими авторское отношение или источник информации («как мне кажется», «насколько я могу судить», «по известной мне информации» и т.п.);
😒 в избегании слов, которые — не дай бог! — могут быть поняты неправильно;
😒 в пустословии (когда автор недостаточно владеет информацией или считает, что недостаточно ею владеет).
#стилистика