Страница из книги
7.25K subscribers
1.29K photos
2 videos
109 links
Об истории, природе вещей и явлений, о цивилизациях и исторических личностях.
Автор: @daddet
Мой проект «Их время» https://youtube.com/@onehistorical?si=IzW9KagxKL5_0kzA

Купить рекламу: https://telega.in/c/onehistorical
加入频道
Вы уже уходите?

В 1510 году немецкий механик Генлейн приспособил к часовому механизму стальную пружину и сделал первые карманные часы. В них была только одна стрелка и совсем не было стекла. Над каждой цифрой располагался бугорок – так можно было на ощупь определить, который час. Считалось крайне невежливым смотреть на часы. Поэтому, когда человек собирался уходить, он нащупывал часы в кармане

Книга: «История часов», Семен Бронников
#нравы #вещи
Инспектор общественных ламп и безопасность ночного города

С наступлением сумерек любая угроза дому и его владельцам становилась особенно явной: пожар, ограбление, убийство, падение в канал, наконец, ведь у набережных не было парапетов. Вплоть до 1670 года заход солнца ввергал голландский город в кромешную темень, так как лунный свет не мог проникнуть в него из-за чрезвычайной тесноты улиц


С XVI века предпринимались попытки найти действенный способ борьбы с темнотой. В Дордрете городская ратуша, кордегардия и некоторые другие общественные здания освещались установленными в специальных нишах свечами, которых к 1600 году ежегодно ставилось 4266. В других местах использовали небольшие масляные лампы, которые крепили на углах муниципальных зданий и на въезде опасных мостов. В 1579 году трактирщикам Амстердама было приказано вывешивать такие лампы над дверьми. Однако освещение, которого добились с таким трудом, было весьма скудным.

В 1595 году муниципалитет потребовал, чтобы на фасаде каждого двенадцатого дома на железном крюке висел фонарь. Но фонарная свеча стоила денег, поэтому ее частенько «забывали» зажигать.

Эффективная система общественного освещения появилась лишь в 1669 году, когда художник Ян ван дер Гейден представил на рассмотрение в муниципалитет Амстердама проект масляных ламп, специально приспособленных для улиц и предназначенных к массовой установке. Это изобретение вызвало всплеск энтузиазма. Ван дер Гейден был удостоен звания «Инспектор общественных ламп» и принял управление городскими фонарщиками.

С того момента каждый вечер фонарщики обходили улицы с лесенками и тряпками, которыми они вытирали запачканные маслом стекла ламп... В 1679 году город освещали 133 лампы, а через десять лет их насчитывалось уже 2400.

Книга: «Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта», Поль Зюмтор
#город #17век
Договоримся на берегу

Пиратские команды составляли письменные конституции, или «пиратские кодексы», которые определяли законы и наказания на корабле. Конституции возникли на основе «статей соглашения», которым следовали еще в 17 веке. Буканьеры называли свои статьи chasse-party (прим. вероятно от движений «шассе» в танце - когда одна нога догоняет другую)

В этих статьях оговаривался раздел добычи между офицерами и командой наряду с другими условиями организации. Все морские бандиты следовали основному правилу «нет добычи - нет платы». Александр Эксвемелин подробно описывает договор, который регулировал команду в экспедиции:

«...Когда грабят корабль, никто не должен грабить и держать свою добычу при себе. Все взятое — деньги, драгоценности, камни и товары - должно быть разделено между ними всеми, и ни один человек не должен получать ни пенни больше своей справедливой доли. Чтобы предотвратить обман, перед распределением добычи каждый должен поклясться на Библии, что он не оставил себе и шестипенсовика»

Каждая команда разрабатывала свой собственный устав, но пиратские кодексы демонстрировали сильное сходство. Это не удивительно, учитывая, например, что более 70% англо-американских пиратов, действовавших в период с 1716 по 1726 год, были связаны с одним из трех капитанов - Бенджамином Хорни-Голдом, Джорджем Лоутером или Эдвардом Лоу. «Пиратский кодекс», в той мере, в какой он существовал как свод правил для всей профессии, возник в результате тесного взаимодействия и обмена информацией.

В результате возникла система обычного права, получившая название «Обычай побережья» или «Ямайский порядок». Пираты 18 века опирались на эту структуру «для лучшего сохранения своего общества и справедливости по отношению друг к другу».

Книга: «The Invisible hook», Peter Leeson.
Перевод с английского «Страница из книги».
#пираты #18век
Борьба оттенков

Греки не знали того обилия вещей, которое нередко превращает наши квартиры в подобие комиссионных магазинов. Обстановка даже в самых богатых домах была скромной. Главным ее элементом было ложе, которое выполняло универсальные функции. На нем спали, ели, вели беседы, занимались чтением и письмом. Дополняли обстановку столы и стулья, сундуки и ларцы. К этому можно добавить глиняную и медную посуду, корзины, переносные жаровни

В их домах не было ни водопровода, ни канализации. Во многих домах не было даже кухни. О простоте греческого быта хорошо сказал историк Циммерн:

«Мы должны вообразить дома без канализации, постели без простыней, комнаты такие же холодные или такие же душные, как воздух снаружи, только немного суше, обед, который начинается и кончается лепешками. Мы должны научиться узнавать время без часов, переправляться через реки без мостов и через моря без компаса, скреплять свою одежду булавками вместо пуговиц, носить сандалии без чулок; обогреваться над горшком с углями, изучать поэзию без книг, географию без карт и политику без газет. Одним словом, мы должны научиться быть цивилизованными людьми при отсутствии комфорта».

Греки очень быстро научились извлекать максимальную выгоду из своего скудного достояния. Производимые ими сорта вин и оливкового масла были признаны лучшими в мире. Конкуренция шла лишь между греческими виноделами и маслоделами: каждый стремился придать своей продукции особый и тонкий вкусовой оттенок, чтобы ее можно было бы отличить от остальных.

Такая же борьба оттенков велась и между ремесленными мастерскими, производившими посуду, ткани, оружие. Победа над соперниками могла быть достигнута только за счет огромной изощренности умения и высокого художественного вкуса. И здесь простейшие материалы, нередко сами по себе не представляющие особой ценности, как, например, гончарная глина, превращались в произведения искусства

Книга: «Цена свободы и гармонии», Юрий Андреев.
#античность #нравы
Обратная сторона сомалийского пиратства

В случае с волной сомалийского пиратства в 2008-2012 годах можно утверждать, что начало было положено в 1990-х, когда сомалийским рыболовам пришлось бороться с океанскими траулерами, вторгавшимися в их промысловые зоны

Траулеры прибывали сюда для браконьерского лова таких ценных пород рыбы, как голубой тунец, макрель и луциан. Вторжения стали следствием краха правительства Сомали и скатывания страны в гражданскую войну. Иностранные суда либо вообще действовали без лицензии, либо имели «лицензии, легитимность которых была крайне сомнительна - на бланках бывшего правительства Сомали, подписанные в Могадишо военным начальником, объявившим себя представителем бывшего правительства». Конец правопорядка на суше привел к беззаконию на море, тем более что на море поддерживать любые формы власти всегда сложнее.

В результате сомалийским рыболовам пришлось иметь дело с постоянно растущим числом океанских траулеров из различных стран Европы (например, Франции и Испании), Ближнего Востока / Западной Азии и Дальнего Востока. Из-за экономического и экологического урона, нанесенного водам Сомали незаконным выловом, некоторые уверенно сравнивают эту деятельность с пиратством, называя ее «пиратским рыболовством».

Не удивительно, что практикующие «пиратское рыболовство» Франция и Испания были ярыми сторонниками операции ЕС «Аталанта», организованной в декабре 2008 года с целью сдерживания сомалийского пиратства: операция отвечала национальным интересам этих стран, защищая их собственные рыболовные флоты, действующие в сомалийских водах.

Книга: «История пиратства», Питер Лер
Издательство @alpinanonfiction
#пираты #21век
«Каждый за себя и Бог за всех нас»

Как русские поражались уличному движению Лондона, так и англичане испытывали аналогичные чувства от движения в Петербурге. Выйдя из поезда и оказавшись на вокзале, иностранец сразу окунался в атмосферу шумного города. Его тут же окружало около сотни извозчиков, которые «жестикулировали, кричали и тащили из стороны в сторону». Самым популярным транспортом в городе считались дрожки, которые вызывали страх у иностранца

«Представьте себе кресло без подлокотников, поставленное на четыре низких колеса, с общим стулом впереди, и вы получите хорошее впечатление русской дрожки. Нет ничего, за что можно было бы держаться, - ничего, что могло бы помешать вам упасть. Не успел я сесть, как кучер пустился во весь опор, дико крича на свою лошадь и хлеща ее, раздвигая поводья обеими руками, а затем резко сводя их вместе. По темным ...дорогам, по бесчисленным колеям мы мчались вперед, бешено мчась со всеми встречными дрожками, проскакивая между экипажами. Держась вплотную к колесам и резко поворачивая под самыми острыми углами. Я откровенно признаюсь, что мало видел Санкт-Петербург».

Иностранцы отмечали, что страх перед русскими дрожками был во многом связан с отвратительными дорогами, даже в центре города. «По обеим сторонам от железнодорожных путей пролегала деревянная мостовая, по которой дрожки неслись во весь опор, а между деревянной мостовой и бордюром из круглых грубых камней. Земля здесь провалилась, как и везде в Петербурге», заключает Дисей.

Ситуация усугублялась тем, что русские извозчики привыкли ездить очень быстро. «В России они ездят так быстро, как только могут их лошади. Каждый за себя и Бог за всех нас, кажется, таков девиз кучеров»

Книга: «Свои, другие, чужие. Из истории взаимодействия и противоборства Запада, Востока и России».
#нравы #19век
На ступеньках не сидеть, женщин не водить: быт дворца елизаветинской эпохи

Во дворце все чувствовали себя свободно, когда государыня Елизавета Петровна куда-нибудь внезапно уезжала. Но, значит, в каком-то другом дворце, где Елизавету не ждали, начиналась паника среди расслабившихся придворных. Государыня влетала в апартаменты, и ее острый взгляд сразу замечал непорядки. Из одного распоряжения, например, видно, что государыня предписала «указать, чтоб на ступенях у трона никто не садился»

Дворец был огромным живым организмом, его обслуживали тысячи людей: несметное число водоносов, истопников, поваров, лакеев, прачек, музыкантов. Одни из них постоянно жили в нижних помещениях, другие рано утром приходили из своих домов, расположенных на близлежащих улицах.

Зимний дворец в начале 1740-х годов отапливался девятью десятками голландских печей! Топка их была многотрудным делом. Дровяные склады заполняли все пространство позади Зимнего в сторону современной Дворцовой площади. Кроме того, ежедневно нужно было кормить не только императрицу, ее двор, но и многочисленную прислугу. На дворцовых кухнях работали сотни людей.

Управлять этой массой служителей было сложно, тем более что прислуга подчас вела себя ужасно. Граф Миних предложил проект Генерального придворного регламента, в котором от служителей требовалось вести себя пристойно, регулярно ходить в церковь, не заходить самовольно в императорские апартаменты, на кухню, в погреб и чуланы, побольше молчать о том, что они видят при дворе, и вообще «всякие непотребства, обхождение с подозрительными и худого житья женщинами, також пьянствование, неочередная еда, карты и зерни (кости) и в прочем всем христианам непристойные буйства наикрепчайше запрещаются».

Книга: «Афродита у власти», Евгений Анисимов
#18век #нравы #Россия
Хороший спортсмен в плохой форме

Выдающиеся спортсмены XVIII и начала XIX вв. являлись воплощением двух крайностей: это были либо кулачные бойцы с мощно развитой мускулатурой, либо жокеи весом с перышко. Они редко становились образцовыми примерами. В целом хорошая физическая форма не считалась долгом перед собой или перед кем-либо другим, а выражение Mens sana in corpore sano «в здоровом теле здоровый дух» еще не вошло в моду

«Старый» спорт не был кодифицирован. Он являлся частью традиционной культуры, включал и народные развлечения, и пари, и ставки. Бег, прыжки, метание дисков были открыты для всех, способных и не способных, молодых и пожилых. Так, в 1790 году в беге на 100 ярдов и в прыжках в длину состязались двое мужчин - тридцати пяти и семидесяти лет. Для забега вместе с тучными людьми участникам, не страдавшим лишним весом, выдавали дополнительный груз. Иногда один бегун стартовал в одном направлении, а второй в другом, и дистанции им приходилось пробегать тоже разные.

Царила общая завороженность исключительными спортивными достижениями. До эры любительского спорта отсутствовала установленная норма физических параметров: наиболее известными спортсменами были как великаны, так и почти крошечные люди. Жокеи, чей вес обычно мало отличался от веса ребенка, считались одними из образцовых фигур английского спорта; между тем они часто подрывали здоровье приемом слабительного, диетами и паровыми ваннами.

Самый известный викторианский жокей Фред Арчер удерживал титул чемпиона в течение тринадцати лет подряд. В 1880 году он выиграл соревнование в Дерби, несмотря на серьезную травму руки (ее пришлось привязать прямо к телу). Храбрый и невероятно знаменитый, он страдал от депрессии и, находясь в зените славы, покончил жизнь самоубийством. Арчер, великий профессиональный спортсмен, был антиподом физического идеала любительского
спорта.

Книга: «История тела»
#нравы #18век #19век
Неримский легион

Расширяя социальную базу для рекрутирования солдат, римские императоры сделали решительный шаг на пути к денационализации армии. Легионы перестали быть в прямом смысле слова римскими и превратились в легионы провинций. Уже к концу II в. среди рядового состава армии италиков практически не оставалось

Если при Августе италиков в армии было свыше 60%, то к царствованию Адриана их оставалось меньше 1%. Траян пытался увеличить число рекрутов италийского происхождения. Он ввел alimenta государственные займы, предоставляемые зажиточным италийцам для воспитания свободнорожденных детей из беднейших семейств. Таким образом, император содержал их на общественный счет в качестве резерва на случай войны. Но основным источником пополнения станут сыновья солдат, «рожденные в лагерях» (ex castris), и уроженцы той провинции, где квартировал легион.

Проблема пополнения армии личным составом становится все более ощутимой начиная со второй половины II в. Продолжительная война с маркоманнами, чума, неурожаи и другие стихийные бедствия привели существовавшую систему комплектования в полное расстройство. Поэтому при Марке Аврелии правительство вынуждено было прибегнуть к принудительным наборам, пополняя легионы рабами, разбойниками и гладиаторами. В это время добровольцами были исключительно колоны крупных землевладельцев. Поэтому армию
Марка Аврелия некоторые историки предлагают рассматривать как чисто крестьянскую. Легионы этого времени по своему составу совершенно отличались от «городских легионов» I века.

Книга: «Эволюция римской военной системы», Андрей Банников
#античность #война
Как не попасть под суд инквизиции (никак)

Виновные в преступлениях, не имевших отношения к религии, казалось бы, не подпадали под церковный суд, однако инквизиторы вмешивались и в такие дела, поскольку преступления вообще не могли быть совершены без тлетворного влияния ереси…

В расчет не брались ни родственные связи, ни болезни. Подозреваемого могли забрать в церкви, нарушая неприкосновенность святого места.

Под юрисдикцию судов подпадали не только сами еретики, но и сочувствующие им - «укрыватели, соумышленники и соучастники», а также те, кто не помогал инквизиторам. Причем в этот разряд могли попасть и очень богатые люди - в том числе и феодалы, которые обещали изгнать из владений еретиков, но взятых на себя обязательств не исполняли.

Примыкали к таким «подозрительным» членам общества и жители городов (даже правящая верхушка), которые не соглашались отменить действующие статуты, идущие вразрез с распоряжениями инквизиторов.

Если на сторону осуждаемого становился адвокат, которому, собственно, самим законом и предписывалось защищать несчастного, то они тоже автоматически попадали в разряд ненадежных.

«Все жители, в возрасте - для мальчиков от четырнадцати и для девочек - от двенадцати лет, должны дать клятвенное обещание, что они будут преследовать еретиков; а в случае отказа с ними будут обращаться как с подозреваемыми в ереси; те, которые не будут являться в трибунал для покаяния три раза в год, будут одинаково считаться подозре­ ваемыми в ереси; все дома, служившие еретикам, будут уничтожены; всё имущество еретиков и их соучастников будет за­ хвачено, причем дети их лишатся права получить из него хотя бы малейшую часть; добровольно обращенные еретики не имеют права жить в той же местности; они обязаны носить на своей одежде два желтых креста, один на груди, второй на спине, для отличия их от католиков; наконец, ни один мирянин не имеет права читать Евангелия иначе как на латинском языке»

Книга: «Повседневная жизнь инквизиции». Наталия Будур
#нравы #преступления #средневековье
В тюрьму за свой счет

В конце XIV в. парижская тюрьма Шатле была переполнена до такой степени, что тюремщики не знали, ку­да помещать новых заключенных. При этом тюремное заключение было платным. Только за само помещение в тюрьму обвиняемый должен был заплатить сумму, согласно своему социальному статусу: граф — 10 ливров, шевалье — 20 парижских су, экюйе — 12 денье, еврей — 2 су, а «все прочие» — 8 денье. Дополнительно оплачивались еда и постель

«Прокат» кровати стоил в Шатле в 1425 г. 4 денье. Если заключенный приносил кровать с собой, то платил только за место (2 денье). Такой привилегией пользовались наиболее высокопоставленные преступники, помещавшиеся обычно в соответствующих их социальному статусу отделениях тюрьмы. На кроватях они спали в гордом одиночестве. Что касается прочих, то ордонанс запрещал тюремщикам помещать на одну койку больше 2-3 человек. За голый пол тоже приходилось платить - 1 денье.

Социальное неравенство проявлялось и в питании. По закону преступникам полагались лишь хлеб и вода, но «благородный человек» имел право на двойную порцию, а по особому разрешению прево — на помощь семьи и друзей. В самом выгодном положении находились те, кто был посажен в тюрьму за долги: их содержали кредиторы.

Тюремщикам запрещались любые физические и моральные издевательства над заключенными, тем более что особо опасные преступники находились в карцере (cachot) или «каменном мешке» (oubliette) или бывали закованы в цепи (за которые сами же и платили).

Книга: «Истинная правда», Ольга Тогоева
#нравы #преступления
Gaudeamus igitur

Студенты XIII в. не пользовались хорошей репутацией среди современников. Они были задирами, любителями вина и женщин, повергавшими в отчаяние своих отцов и вызывавшими потоки слез у матерей, бабниками, всегда искавшими приключений, «бунтовщиками», которым не доставало лишь характеристики perfecto

Сын бедного крестьянина отправляется учиться в Париж: его отец, дабы приобрести репутацию и уважение, вынужден взять примерно десятину или полдеся­ тины земли, от чего он останется разоренным. Прибыв в Париж исполнять свой долг и вести праведную жизнь, сын меняет на оружие продукт вспашки и жатвы. Он слоняется по улицам в поисках веселого времяпрепровождения. Деньги его тают, одежда изнашивается, и все начинается сначала. Вместо власяницы он носит кольчугу и напивается до умопомрачения.


Драка знаменует диспут, а сексуальные услуги — Искусство любви. Ночью студент, вооружившись, ведет гульбу на улицах, ломясь в двери домов, а из городских судов доносятся отголоски его скандальных похождений. Этих молодцов причисляли к злодеям и бандитам, слонявшимся по ночам во всеоружии, насиловавшим, убивавшим, грабившим. Праздники, отмечавшиеся «нациями» в честь покровителя студентов, вместо того чтобы служить назиданием, становились лишь поводом к пьянству и разгулу.

Вооруженные студенты шлялись по Парижу, нарушая своими воплями покой мирных граждан, приставая к невинным прохожим. В 1276 г. за ними числились даже надругательства над церковными алтарями.

Однако и мэтры были не лучше. Их описания, если верить Жаку из Витри, заканчиваются рассказом о размещении школы над борделем, в верхнем этаже:

В том же доме, наряду с домом терпимости, находившемся на первом этаже, на втором размещалась школа. В верхнем этаже учителя давали свои уроки, а в нижнем шлюхи практиковали свое постыдное ремесло. С одной стороны были проститутки, бранившиеся между собой и со своими сутенерами, а с другой — ученые мужи, шумевшие, спорившие, дискутировавшие.

Книга: «Средневековое мышление», Ален де Либера
#нравы #средневековье
На этой неделе будет небольшая подборка отрывков, посвященных одной из самых тяжелых сторон любой войны - плену. Точнее плену 18-19 вв., когда понятия военного права только формировались.

Почему Юг и Север во время Гражданской войны прекратили обмен пленными? Что такое «частный плен»? Как «брали в плен» морские суда и почему призовое право стало основой британского флота? Как в новых масштабах наполеоновских войн поступали с пленными? И, наконец, как правильно сдаться в баталии 18 века чтобы остаться в живых?
Нажива и долг

Основой службы помимо карьеры для Royal Navy были призы и призовые деньги. Любой корабль, захваченный в бою или во время крейсерства, приводился на призовой суд, где оценивалась его стоимость, и из этой суммы до двух третей доставалось капитану, офицерам и матросам, захватившим приз. Вообще, власть над флотом строилась не только на продвижении по карьерной лестнице, но и на возможности наградить денежно. Искушение иной раз было настолько сильным, что кэптены и адмиралы Royal Navy покидали предписанные районы крейсерства в погоне за призами

Кэптены всегда были вынуждены выбирать между общественной пользой (public good) и частной прибылью. Например, в 1762 году именно за подобное нарушение был снят с должности кэптен Джон Бентинк, который ушел из устья Нигера к островам Зеленого мыса в погоне за испанскими призами.

Очень часто в эту игру вступали члены Адмиралтейства и политики. В 1747 году командовать 60-пушечным «Дифайнсом» в Западную эскадру (эскадра, специально созданная для перехвата французских конвоев из Вест-Индии и в Вест-Индию) был назначен Томас Гренвилл, и протекцию ему в этом назначении оказал его брат Джордж, который был честолюбивым молодым политиком и членом Адмиралтейства, правда, членом с большими карточными долгами. Томас был назначен кэптеном «Дифайнса» именно в предвкушении призовых, которые позволили бы его брату расплатиться с долгами.

Весной 1759 года английский корабль «Амазон» захватил недалеко у Барбадоса три торговых французских брига, которые были приведены на призовой суд колонии. Цены, назначенные барбадосским судьей, показались кэптену просто оскорбительными, и он... отвел корабли с товарами во французскую колонию Антигуа, где отдал их за выкуп, в два раза превышавший деньги, которые назначили за призы барбадосские судьи.

Книга: «Операция «Сжечь Белый дом», Сергей Махов
#флот #18век
Сугубо частный плен

Понятие частного плена сохранялось в России к началу XVIII столетия. Оно регламентировалось законодательством, согласно пункту 99 Уложения все пленники, взятые в большом сражении или при штурме («общим военным случаем») оказывались в государевой собственности. Плененные в мелких стычках и небольшими отрядами («в разных починках») доставались тем, кто их захватил

Как и раньше в XVII веке во время походов по неприятельским землям большое количество селян захватывалось и уводилось в Россию, где они попадали в услужение новым хозяевам или перепродавались. Как при Алексее Михайловиче «полоняники иных земель» составляли значительную долю холопского сословия, так и при Петре Алексеевиче пленники продолжали попадать в личную зависимость под названием дворовых людей. Причем в услужение к себе приобретали людей не только дворяне, но также купцы, посадские, чиновники, священнослужители.

По переписи 1710 г. в одной из дворянских семей в Тобольске значились «купленыеж на Москве полонные люди из Нарвы чюхонской породы Яков Кузьмин 28 лет да из уезду чюхонскиеж породы Лаврентей Данилов 50 лет а служили де они в шведцких полках в салдатах». В Санкт-Петербурге 1718 г. дворовые составляли половину населения, из них 6% были пленными иностранцами.

Не всегда соблюдались правила захвата частных пленников, и их могли брать после «общего военного случая».Самым известным представителем этой категории пленников стала будущая императрица Екатерина I, взятая в плен в Мариенбурге в 1702 г.

Книга: «Осады и штурмы Северной войны», Борис Мегорский
#18век #война
В плен, в Англию

В наполеоновских войнах, охвативших почти все страны европейского мира, расстояния играли большую роль: армии часто отправлялись в далекие края, что влекло за собой серьезные последствия для военнопленных. Передвигающиеся армии были недостаточно приспособлены к тому чтобы охранять пленных. Серьезную проблему представляло и большое число пленных, которых было особенно много после больших побед. Как надежно охранять их, как помешать им бежать и присоединиться к собратьям по оружию?

Англия была одной из тех стран, с которой Францию связывала долгая история войн и взаимных пленений. Она была одним из наиболее знакомых для французов государств. С этой точки зрения заключение в британской тюрьме должно было пугать меньше, чем в испанских или русских застенках. Но это не отменяло реалий тюремной жизни.

В Англии пришлось найти или построить здания для содержания 120 тыс. пленных французов. Для размещения этих людей требовалось очень быстро построить тюремные здания на много тысяч человек.

Заключенных толпами запихивали в плохо проветриваемые камеры. Болезни и эпидемии стали обычным явлением, множилось число самоубийств. За четыре года только в Дартмуре скончалось более 1100 военнопленных. Большинство умерло из-за плохих условий содержания от холода и сырости, от болезней и проблем со здоровьем.

Использовались и бывшие военные корабли, некоторые из которых были переоборудованы под размещение пленных. Самые большие корабли, трехпалубные, вмещали до 1200 человек. Воздух на этих судах, набитых пленными снизу доверху, был нездоровым; здесь царили болезни и лихорадки. После каждой английской победы, начиная с битвы при Абукире в 1798 г., прибывал новый груз военнопленных, из-за чего
порой требовалось переоборудовать еще нескольких старых кораблей в плавучие тюрьмы: четыре таких корабля потребовалось в 1805 г. после Трафальгарской битвы и еще три в 1806 г. с введением Континентальной блокады.

Книга: «За кромкой поля боя», Алан Форрест.
#нравы #война #19век
Судьба негра в синем мундире

22 июля 1862 года Союзная армия вступила в соглашение с армией Юга об обмене военнопленными. Согласно ему, сержант приравнивался к двум рядовым, лейтенант к четырем, и так далее вплоть до генерала, за которого надо было отдать 60 рядовых. Оставшиеся отпускались под честное слово. В течение десяти месяцев такое соглашение действовало безотказно. Конец практике обменов пришел в 1863 году

В мае 1863 года Конгресс Конфедерации принял меру по обращению в рабство или казни захваченных чернокожих солдат и их офицеров. Тогда военное министерство США приостановило действие картеля. Попытки возобновить соглашение ни к чему не привели из-за отказа южан обращаться с темнокожими солдатами как с военнопленными:

«Вооружение наших рабов варварство. Никто... не станет терпеть... использование против себя дикарей... Мы никак не можем позволить, чтобы наша собственность получала какие-либо права на основании ее кражи».

Действительное отношение южан к черным пленникам выяснить сложно. Неизвестно даже их количество, так как конфедераты не вели учета, отказываясь считать их военнопленными. Многие чернокожие так и не добирались до лагеря. Согласно директиве военного министра Конфедерации Седдона:

«Нам не стоит испытывать угрызения совести по отношению к таким пленникам... Их надлежит расстреливать без промедления».

Вот показания одного сержанта союзной армии, описывавшего, что произошло после того, как конфедераты в апреле 1864 года отвоевали Плимут на побережье Северной Каролины:

«Все негры в синих мундирах или имевшие другие признаки принадлежности к нашим войскам были убиты, я лично видел, как некоторых отвели в лес и там повесили. Другие, как я видел, были раздеты догола; они стояли лицом к реке - так их и расстреляли. Третьи были забиты прикладами ружей. Мятежники в буквальном смысле вышибли им мозги»

Книга: «Боевой клич Свободы», Джеймс Макферсон.
#США #19век
Плен в войне с прусским королем

Стратегия выживания при пленении в 18 веке предусматривала два универсальных принципа: первый - «а поговорить?», второй - иметь при себе, чем задобрить противника

Наряду с кошельком приоритетным объектом реквизиции у пленных служили часы. Именно часы, кафтан и деньги спасают жизнь Михайле Леонтьеву в битве при Цорндорфе.

Что касается пользы знания иностранных языков, то поручик Шлиссельбургского полка Александр Иванович Анненков не истек кровью на нейтральной территории Цорндорфского поля, так как был подобран неприятелем, а не зарублен - благодаря знанию немецкого:

«Ранен я был уже под вечер часу в 5-м в левую лядвию или стегно и не мог уже встать <...> Уж на рассвете, увидев небольшую партию гуcap, едущих оттуду, где наша армия стояла, думая, что они наши, стал их крича просить, чтобы меня взяли, но оные как скоро услышали мой голос, <...> хотели меня срубить, но я, видя оное их злое намерение
<...> стал просить по немецки сказывая о себе, и обещая им все отдать, что я имею, которые на оные мои представления согласились»


Судьбы цорндорфских пленных решались по-разному: кому-то удалось бежать, кого-то выкупали. Поскольку прусская армия испытывал большие проблемы с личным составом, на службу загоняли всех подряд. На протяжении 1759 года в расположение русских войск регулярно прибывали бежавшие из прусского плена и взятые на службу к королю гусары, драгуны и даже казаки. Особо пруссаков интересовало привлечение артиллеристов. Те перед пленением старались успеть сорвать с кафтанов черные воротники и обшлага, чтобы выдать себя за обычных пехотинцев.

Тем не менее, даже по малой толике дел в немецких архивах видно, что во второй половине 18 века в армейском делопроизводстве мелькают разнообразные Ivanoff…

Книга: «Письма с прусской войны», Денис Сдвижников.
#война #18век
Конвейер смерти Монфокон

На всех осужденных деревянных виселиц в виде буквы Г не напасешься. Особенно в крупных городах вроде Парижа. Посему некую светлую голову осенила мысль оптимизировать процесс и заодно не создавать трудностей с захоронением останков казненных. B результате была создана самая грандиозная виселица в Европе, известная под названием Монфокон

На квадратном каменном фундаменте размером 12 на 14 метров в виде русской буквы П была построена трехуровневая виселица. На этой основе стояли 16 каменных столбов высотой до 12 метров, пересекаемые тремя деревянными поперечинами (каждый проем от двух до трех метров). Три яруса, что создавало возможность одновременно повесить 15 приговоренных с северной стороны, а с восточной и западной стороны по 18 приговоренных. В общей сложности - 51. При необходимости в одном проеме можно было разместить двоих, что повышало вместительность виселицы почти вдвое.

Каждый повешенный цеплялся к виселице цепью до поры, пока труп не истлеет и не высохнет - зрелище в качестве назидания незаконопослушным.

Утилизация останков также была предусмотрена. Большинство казненных хоронить в освященной земле запрещалось, поэтому внутри «коробки» фундамента был предусмотрен оссуарий, куда сбрасывались отходы производства. Вход запирался палачом города Парижа, ключ хранился у него же.

Если мы вспомним роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», то именно в этой подземной камере Квазимодо последний раз обнял Эсмеральду: «…среди отвратительных человеческих остовов нашли два скелета, из которых один, казалось, сжимал другой в своих объятиях».

Судьба одного из создателей этого монументального сооружения - Ангеррана де Мариньи, талантливого финансиста, при этом нелюбимого высшим дворянством, закончилась именно на Монфоконе. Виселица Монфокон верно служила королевству четыре с половиной столетия и была окончательно закрыта в 1760 году. В 1790-м снесли последние столбы. Сейчас следов Монфокона не осталось.

Книга: «Вокруг Апокалипсиса», Gaius Anonimus.
#средневековье #казнь
Опасный GRAND TOUR. От просвещения до растления

С конца XVI века мода на гранд-тур охватила всю Северную Европу. В поездку по Франции и Италии отправлялись сыновья знатных родов Германии, Англии, Скандинавии, Польши. Попутчиками их вскоре стали сынки разбогатевшей буржуа. Они стремились подготовить своих детей к будущей карьере, сделать их «хорошими регентами с хорошими манерами»

Огромное значение, которое они придавали гранд-туру своих детей, видно из завещания, составленного в 1592 году Адвокатом Голландии Йоханом ван Олденбарневелтом. В завещание входил детальный план поездки, разработанный им для своих сыновей, старшему из которых было в тот момент три года, а младшему один год. После учебы в Лейденском университете они должны были девять (!) лет провести во Франции, в Италии, Швейцарии и Германии.

При этом просвещенная Италия виделась северянам средоточием греха. Считалось, что среди мужчин в Италии много хитрых и ловких обманщиков, а среди женщин есть красавицы, но они распутны и бесстыдны, «поэтому для простаков вроде нас там кроется опасность». Учиться в Италии могли молодые люди не моложе 25 лет, да и тем не следовало оставаться там долго.

Надежду на спасение молодого путешественника от венецианок и римлянок, «не обычных женщин, а истинных Венер», дает стойкость характера и сила воли.

Ван Мандер предлагает молодому путешественнику быть в Италии, как сокол в клобучке, чтобы не видеть «прекрасных Цирцей со всеми их коварными уловками».

Опасались родители и того, что их чад совратят в Италии содомиты. И Липсий, и Марганетти предупреждали о гомосексуальности итальянцев, особенно тосканцев, а в самой Тоскане - флорентийцев. По всей Европе Флоренция с ее Ночной канцелярией слыла вторым Содомом, а Florenzer было в немецком сленговым обозначением содомита.

Помимо плотской, существовала и духовная угроза: юные и еще не утвердившиеся в вере души попадали к католикам, как запретный плод, притягивавшим путешественников-протестантов.

Книга: «Истории страны Рембрандта», Ольга Тилкес
#нравы #Италия
Честная и бесчестная римская смерть

Для римлян наименее постыдной была смерть от меча или вообще любого колющего оружия, но не секиры и розог ликтора, ибо они придавали казни потусторонний, сакральный смысл. Куда позорнее считалась удавка, а уж распятие римских граждан в республиканские времена вообще являлось немыслимым

Итак, способ первый: отрубание головы. Такая казнь могла осуществляться мечом и в этом случае именовалась римским термином animadversio gladio. Куда позорнее и ужасней считалась смерть от специальной секиры, которой в древности убивали жертву, посвящая ее богам. Так, именно секирой вероломные иллирийцы казнили римских послов.

Перед смертью и публичной поркой лицо и головы осужденных было принято закрывать. Таким же точно образом поступали и на войне и, вообще, перед лицом насильственной смерти (Гай Юлий Цезарь при нападении заговорщиков). Чем вызван этот обычай, доподлинно неизвестно, в Риме обычно голову покрывали редко.

Один из самых известных способов казни - распятие на кресте. Он был позаимствован в Карфагене еще в III веке до н. э. Этот способ применялся только к рабам, преступникам и пиратам. Методика была различной: крест мог быть «быстрым» или «медленным», сам осужденный мог быть привязан к нему веревками или прибит металлическими гвоздями, форму креста мог вполне заменить и обычный столб и так далее.

Слово affigere - «распинать» в источниках попадается постоянно, а с появлением христиан этот вид казни стал принимать религиозное и значение. Как промежуточный вариант между распятием и петлей употребляли т. н. patibulum. Эта конструкция состояла из деревянной колодки, которую закрепляли на шее, а на концах ее крепились кисти обеих рук. Затем преступника, висящего на колодке, подвешивали на деревянный столб, врытый в землю, и оставляли висеть сколько нужно. Если колодку затягивали сильнее, то осужденный мог задохнуться, но зачастую ее закручивали не сильно, и тогда жертва висела на ней неделями.

Книга: «Цивилизация Древнего Рима», Андрей Громов
#античность #нравы #казнь