РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
7.38K subscribers
2.26K photos
28 videos
1 file
1.29K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Forwarded from Меряфутурист
Подборка "мерянистых" работ художницы Яны Антоновой.

#арт
Forwarded from Меряфутурист
Пространство мерянских снов.

Изучаю нейросеть Bing, мне нравится её творчество по колориту и проработке образов. Конечно сами по себе её картинки бездушные, но, по уникальным запросам можно генерировать себе оригинальный клипарт для картин. Если их соединять одну с другой они образуют иллюзорное пространство снов о мере, красивых, нереальных, божественных и инфернальных. Словом, нейросети инструмент для познания коллективного мерянского бессознательного, снов о чем-то важном, как говорит Максим Сухарев.

Работой "В мерянском сне" начинаю новую серию основанную на союзе человека и иск.интеллекта — футуристической суперпозиции, экзистенциальной инклюзии.

Вся финно-угорская Россия сегодня пространство снов. Меря, чудь, весь недостаточно серьёзны для верхневолжцев наяву, но слишком серьёзны в их бессознательном. Ибо из всех снов для нас важнейшими являются те в которых приходят предки, волшебные птицы и животные, вещие старики, в которых мы соприкасаемся с предвечными Светом и Тьмой...

#этнофутуризм #сны
PDF Библиотека. Жгонский язык: Словарь лексики пимокатов Макарьевского, Мантуровского и Нейского районов Костромской области. Громов А.В.

В нашем болге платного контента Boosty в свободном доступе опубликовали PDF монографии костромского учителя из Мантурова Александра Вячеславовича Громова, представляющей собой словарь тайной профессиональной лексики костромских жгонов, то есть валяльщиков обуви, шерстобитов.

Эта книга представляет собой своеобразный триптих: открывается она содержательным очерком известного московского филолога И.Г. Добродомова о том, что такое жгонский язык, об истории его собирания и изучения; основная часть издания - собственно словарь, составленный костромским учителем из Мантурова Александром Вячеславовичем Громовым; издание заключается записями условного языка крестьян-шерстобитов прошлого века, выполненными по поручению В.И. Даля его чиновником Лури.

Таким образом, под одной обложкой представлено первое и последнее свидетельство жизни почти вымершего жгонского языка.

https://boosty.to/merjamaa/posts/a13752a9-b0b9-4fae-856d-b2c547195200

#меря #жгонскийязык #жгоны #костромскаяобласть
Lunvecit. Меч с Сарского городища. Рассказывает хранитель археологической коллекции Ростовского кремля Иван Купцов.

Обнаружен на городище во время раскопок 1930 г. Впервые А.Н. Кирпичников опубликовал его как найденный в кургане в окрестностях Ростова и датировал Х-ХI вв. Меч относится к типу Е, по классификации Я. Петерсена, но имеет ряд особенностей, отличающих его от большинства других образцов этого типа. Распространенная орнаментация навершия и перекрестия с помощью пропущенной в ячейки серебряной проволоки на сарском мече отсутствует. Нет и традиционного трехчастного деления навершия: в этом он сходен с мечом, найденным в Киеве. Отмечая простоту отделки, А.Н. Кирпичников был склонен предполагать местное происхождение меча. Однако при расчистке клинка на долу была обнаружена надпись "+LVNVECIT+", т.е. "Лун сделал", а на другой его стороне - клеймо в виде косого креста в обрамлении парных вертикальных черт. Датирован меч концом Х в. Надпись уникальна - на других расчищенных европейских клинках подобные ни разу не встречены.

https://www.youtube.com/watch?v=JQ6DNDJV3mE

#сарскоегородище #ростов #археология
Forwarded from Меряфутурист
Мин ти омаш / Я тебе снюсь. 2024.

Продолжение серии "Пространство мерянских снов". Неким образом она тоже про будущее, но не в космосе и не в пространстве монструозных планетарных городов, как образы серии "Меряфутуризм", а в мире мифов и грез о будущих встречах. От будущего тут технологии искусственного интеллекта. Будущее всё-таки есть, просто изменился окружающий мир и мы нашли в нем какое-то новое место для себя, новые смыслы и мечтания.

Сюжет вкратце таков: магистрант ВШЭ, убежденный либераст и славянский филолог Петр Вокшерин пьет горькую, находясь в летней этнографической экспедиции в малоизвестном поселке Пошехонского района Ярославской области.

Во время одного из опросов информантов он встречает бабушку Агафью, у которой по рассказам соседей есть некая волшебная тетрадь то ли с крестами, то ли с пентаклями, которая раскрывает ему тайны туземной мерянской демонологии и в последующие ночи самый настоящий мерянский Ёлс вторгается в сны Петра... Только в разговорах с ним он по-настоящему глядит в глаза своим проблемам. Не в силах всего этого вынести, Петр пьет все больше.

В итоге в его смартфоне, макбуке и мессенджерах тоже появляется контакт Ёлса. Переписка и встречи с потусторонним другом заканчиваются осознанием своих реальных мерянских корней (дедушка главного героя уроженец села Яхробол, а бабушка деревни Цицерма). Петр прозревает, посылает свою подругу-абьюзера заставляющую его релоцироваться в Тбилиси, продает квартиру на Малой Филевской и переводится в КГУ им Некрасова в Кострому, где начинает заниматься реконструкцией мерянского языка и мифологии. Ёлусь па ёлусь.

#этнофутуризм #сны #ёлс
Эффектные крупные поясные пряжки с шумящими привесками - утиными лапками хорошо известны по статусным муромским женским захоронениям IX-XI вв. Подвески-"лошадки" с такими же привесками распространены еще шире - по всем землям среднерусских и волжских финнов того времени от Белоозера до низовий Оки.

А вот такой гибрид, сочиненный тогда каким-то мастером или мастерицей из мордовских земель, я вижу впервые. Подражаний вроде бы не возникло, хотя вышло впечатляюще. Не знаю, с каким зверем и сравнить.

Аким Трефилов.

#археология #финноугры
Деревни, села, хутора, починки… Количество и тип сельских населенных пунктов по губерниям Российской империи (по данным "Списков населенных мест Российской империи", 1861-1885).

"Списки населенных мест Российской империи" - важный историко-географический источник, содержащий, помимо всего прочего, информацию о суммарном количестве населенных пунктов в той или иной губернии или области и об их распределении по типу. На сайте ГПИБ в электронном виде имеются материалы «Списков» по 44 губерниям, из которых 41 - в Европейской части и Закавказье. Отсеяв совсем небольшое число городов и положив на карту табличные данные (см. карту №1), можно получить весьма любопытные сведения.

Лидерами по числу сельских населенных пунктов в абсолютном исчислении по состоянию на третью четверть XIX века являлись нечерноземные губернии к северу от Москвы, Запад и Северо-Запад в лице Смоленской и Псковской губерний, а также Вятка и Северный Урал.

Практически везде в структуре сельских н.п. по типу в пределах северных губерний преобладают деревни. Единственное исключение - Вятская губерния (она же - абсолютный лидер по общей численности сельских н.п.), где более половины приходится на починки. В целом починки - почти исключительно вятский феномен, и губернии со значимыми долями починков - Казанская и Пермская - являются непосредственными соседями Вятской губернии.

Доля сел (в традиционном понимании - крупных деревень со своей церковью) в среднем в указанных губерниях не превышает 5%. При этом нельзя обойти стороной тот факт, что в районах, населенных мусульманами, населенные пункты, имеющие свою мечеть, селами не считались.

К югу от Москвы, в черноземной зоне, в Среднем и Нижнем Поволжье, на Южном Урале, на Дону, на левобережье Днепра, в Причерноморье, в ряде губерний и областей Кавказа численность сельских населенных пунктов по губерниям существенно ниже, чем на севере. В структуре по типу здесь стоит отметить преобладание хуторов на левобережье Днепра и очень "пестрый" состав населенных пунктов Воронежской губернии с относительно высокой по сравнению с другими губерниями долей слобод.

Иллюстрация: Количество и тип сельских населенных пунктов по 41 губернии и области Европейской части Российской империи и Закавказья (по данным «Списков населенных мест Российской империи», 1861-1885)

Ренат Темиргалеев (С)

#сельскоенаселение #империя #XIXвек #социология
Число жителей в расчете на 1 сельский н.п. по 40 губерниям и областям Европейской части Российской империи и Закавказья (по данным «Списков населенных мест Российской империи», 1861-1885)

Разумеется, большое количество населенных пунктов в северных губерниях вовсе не означает лидерства этих губерний по суммарной людности. Анализируя сведения о численности населения 40 губерний и областей Европейской части и Закавказья, при отсутствии резких перепадов, отчетливый перевес черноземных и в целом южных губерний над северными прослеживается довольно отчетливо.

Соединив два описанных параметра, получаем карту средней людности сельских населенных пунктов по губерниям и областям (см. карту №2). В лидерах по данному показателю - Черноземье (в особенности Воронежская губерния), а также Среднее и Нижнее Поволжье. На противоположной стороне шкалы - регионы Русского Севера с очень низкими показателями - менее 100 человек на сельский н.п. Все это вкупе отчетливо дает следующую картину: небольшие по числу жителей и дворов деревни, разбросанные по обширным лесным пространствам в противовес относительно небольшому количеству крупных сел в лесостепной и степной зонах - районах относительно нового освоения, ориентированных на товарное сельскохозяйственное производство.

Ренат Темиргалеев (С)

#сельскоенаселение #империя #XIXвек #социология
Forwarded from Меряфутурист
Кресын палык / Крестное знамение. 2024.

Продолжение серии «Пространство мерянских снов». Сегодня, как и сотни, и тысячи лет назад, воплощённые, т.е. живущие в этом физическом мире люди, ощущают жизнь как единственную и непрерывную исключая перерывы для сна. Весь мир воспринимается нами аналогично трансляции стрим телевидения, в конкретное «здесь и сейчас» мы проживаем «кадр», а затем идёт смена «кадра», и нас ждут другие, необходимые или случайные для нашей жизни процессы. Мы намертво включены в «кадр» и не можем его «перематывать» ни назад ни вперед.

Только входя в сон, являющийся «окном» в другие миры, мы можем прокручивать поток по своему желанию, научившись управлять сновидениями, или просто полуосознанно перемещаясь в них, влекомые Силами. Во снах можно попасть не только в будущее, но и в прошлое, поговорить со своими предками, духами и Богами. Например встретить в сумерках лешего в сосновом бору на Сарском городище.

Этнограф Алексей Киселев в одной из своих работ посвященных народной демонологии постмерянских пространств Ростовской земли так описывал его образ:

«По поверьям, бытовавшим в Ростовском районе, леший преимущественно обитал в отдаленных и безлюдных местах и обычно наделялся антропоморфными признаками. Так, информант из д. Ершники Фатьяновского сельского округа сообщал следующее: «Пугали все нас маленьких. «Леший придет из Зараменья и тебя заберет». «А леший, леший - это, во-первых, лесной человек, страшный, он никому не показывается. Но он может заблудить; может быть, и обидеть...».

В ходе полевых исследований удалось выявить большую группу текстов, объединенных мотивом оборотничества лешего - способности показываться в виде человека, знакомого герою повествования.

В качестве примера приведем следующие сообщения: «Это в Потоке. Папа раньше-говорил, что здесь водит. Сюда вот, на Шугорском лугу. Заблудился дядя Ваня Спиридонов. Говорит, шел домой, и ему казался мой папка с бутылкой. И он за этой бутылкой по этому оврагу пошел. В Подберезье пришел».

«А вот бабушки раньше знали. Сидят прялки прядут. Стучат в окошко: «Пойдем, подруга». Идут: деревни, деревни. Идут по лесу. Заводит, заводит. Угощает куличами. И р-раз - пропала. И остается около поленницы в лесу. А вместо куличей лошадиный помет».

Вызывают интерес рассказы, в которых описывается поведение лешего: «Лешай ходит... Вот у нас на этем, на реке Саре, один раз и нашего папу завело. Вот иду, говорит, иду в гору. В гору взойду, а моста нет. Слетаю под гору кувырком. Раза четыре, говорит, в гору влезал, все мосту нет. Потом, говорит, идут две женщины. Говорит: «Как вы перешли, мосту-то нет». Они засмеялиса. А я, говорит, стою: «Господи, как же... Мосту-то нет». Ха-ха-ха-ха-ха! Только, говорит, смех прошел, и я, говорит, пошел по мосту хоть бы што. Вот, это, гот, меня, значит, леший завел».

«У меня вот мать... Там болото, называется Семеновское болото, вот она все ходит в это болото за клюквой... «И вот, И говорит, - как прихожу, лес [так!] начинает хлопать в ладоши. Говорю: «Как, вот так?»
- Да, пугает меня все...
- Да это тебе кажется.
- Да нет, это настоящий леший... начинает кричать».

Любопытно следующее произведение: «Мама рассказывала моя. Раньше едут в Ростов, и около Серьгова все, лошадь не пойдет, вся в пене бьется. И глядишь: пойдет и пойдет лешай. Говорили. Пойдет и фонариком сверкает... Молитву прочитает, и куды чего девается. Лошадь пойдет и сухая.

«Прихожу часа в два [ночи]. Матери нет. А она является в три-четыре часа. Она говорит: «Шла- шла, - говорит, - дошла до Холщевки. Прошла низом, и в этот ельник. Гляжу, - говорит, ельник. Перекрестилась гляжу: гладкая дорога».. Как раньше говорили, леший завел».

Представление о действенности крестного знамения и молитвы можно объяснить упоминанием в них Бога, Богородицы, святых, противостоящих, согласно христианским представлениям, «нечистой силе».

Арт: Кресын палык / Крестное знамение. 2024. Андрей Малышев-Мерянин

#этнофутуризм #сны #леший #меря #чудь
Меря. Археология Ростова.

Новый выпуск на Youtube канале Merjamaa — Кирилл Ревякин обсуждает проблемы археологии Ростова Великого с ростовским археологом Иваном Купцовым.

#меря #ростоввеликий #археология
Посчитала, что за последние 60 лет каждый день из Костромской области куда-то уходит 20 человек.

Вчера. Судайский район.

Екатерина Соловьева (С)

#костромскаяобласть #судай