РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
6.76K subscribers
2.24K photos
29 videos
1 file
1.39K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Forwarded from Меряфутурист
«Трёхградье». Или Верхневолжская конурбация.

На «Толкователе» интересная инфографика показывающая, что Владимир, Рязань, Тула, Калуга и Тверь давно стали частью большой Московской агломерации, а у Ярославля и Костромы есть все шансы создать свою собственную верхневолжскую конурбацию (полицентрическую агломерацию), Иваново бы только логистически и экономически к ним подтянуть.

В случае возникновения верхневолжского «Трёхградья», назовем эту конурбацию так, вдоль авто и жд коммуникаций связывающих эти крупные городские центры, и ведущих к ним извне, можно было бы вполне эффективно заниматься современным сельским хозяйством, агро-туризмом, промышленным производством, ориентируясь на региональный рынок сбыта. А это около 1,2 миллионов человек только в крупных городах. (Ярославль - 570 824 чел., Иваново - 360 687 чел., Кострома - 265 959 чел. на 2023 год.).

В самой конурбации начнет развиваться своя экономическая жизнь, за счет создаваемых новых рабочих мест (Производства, строительство, сфера услуг, энергетика, туризм, образование, культура и тд). Если пространства агломерации застраивать не многоэтажками, а допустим таунхаусами и агрогородками аля-Беларусь с удобными связями и современной инфраструктурой, многие полузаброшенные местности нашей обезлюдевшей земли снова удастся возродить.

Нечто подобное было в 1920-30-х годах, когда существовала Ивановская Промышленная область (ИПО) (1929 - 1936), в которую вошли части: Иваново-Вознесенской, Владимирской, Ярославской и Костромской губерний.

За семь лет существования области её индустрия и сельское хозяйство удвоили свой потенциал. ИПО стала драйвером развития ядра РСФСР: была ликвидирована послереволюционная безработица, продолжительность рабочего дня в ряде отраслей сократилась до 7 часов и т.д. Было положено начало комплексному развитию сельского хозяйства, машиностроительной, химической и др. специализаций.

«Трёхградье» это ресурсы без малого 2,7 млн человек проживающих в 3 областях. Это более 800 млрд рублей ВВП. Это развитая промышленность Ярославля, включающая в себя Ярославнефтеоргсинтез ОАО Славнефть, шинный и моторный заводы, судостроительный, вагоноремонтный, электровозоремонтный заводы, электромашиностроительный завод, фармацевтические производства. Это костромская Мотордеталь, энергоизбыточная Костромская ГРЭС — крупнейшая в Верхневолжском регионе электростанция. Кострома производит 30% ювелирной продукции, 27% льняных тканей и 20% продукции деревообработки в РФ. В Иваново, превратившемся за последние 25 лет из «текстильной столицы России» в «город студентов», расположено 18 вузов, из которых самые сильные: архитектурно-строительная, художественно-текстильная, медицинская и сельскохозяйственные академии, химико-технологический, государственный и энергетический университеты, а также институт государственной противопожарной службы МЧС РФ.

Через Ярославль и Кострому проходит «Трансиб» соединяющий ЦФО, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Это мощный логистический центр Центральной России.

«Трёхградье» обладает большим туристическо-рекреационным потенциалом, малые исторические города Ярославской, Костромской и Ивановской областей входят в «Золотое кольцо России» — крупнейший туристский маршрут страны, проходящий по древним центрам Северо-Восточной земли, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры аутентичного финно-славянского средневековья, центры народных ремёсел и тд.

#верхневолжье #будущее #экономика #социум
Грешно ли русскому православному человеку вынимать из тыквы мякоть и помещать внутрь свечку?

Вдогонку к прошедшему Хэллоуину, Аким Трефилов цитирует "Ростовский вестник":

«В крупном торгово-промышленном селе Поречье, специализировавшемся на огородничестве на плодородных приозерных землях и на рыбной ловле, в XIX в. ростовскими краеведами описан необычный осенний праздник. Старожилы, которым 80 – 90 лет говорили, что так праздновали его, когда были детьми. Это так называемый «Никитин день», связанный у поречских крестьян с их сельскохозяйственным циклом:

"К концу уборки урожая, вечером, в престольный для здешней церкви вмч. Никиты праздник , дети ходили и ходят по селению, перекликаясь, держа в руках фонарики из овощей, у которых вынута сердцевина, а внутрь вставлена свечка. Молодежь в этот вечер может «чудить», устраивает некоторые «безобразия»: разваливает поленницы, может посветить фонариком в окно. Один из поречских старожилов упомянул, что огонь для фонариков когда-то выносили из церкви".

Краеведы XIX в. отметили, что плошками и фонариками со свечами, числом до тысячи, украшались в Поречье храмы и дома. Особенно оживленными были в канун праздника базарные дни, на которых продавались овощи. Богатое село у Ростовского озера - с самой высокой сельской колокольней в России и с площадью, застроенной двухэтажными крестьянскими каменными домами.»

(см.: "Ростовский вестник" 25 октября 2011; Федотова Т. П. Вокруг Ростова Великого. М., 1987 (Серия "Дороги к прекрасному") С. 88)

#ростоввеликий #поречьерыбное #никитиндень #тыква
Унорожский артуг.

На Вексе, соединяющей Галичское озеро с рекой Костромой, стоит погост Унорож. Церковь Благовещения и вокруг нее городище - вал, окружающий крупное финское (мерянское) поселение IX-X вв. Раскопки уже долгое время ведет Костромская археологическая экспедиция. Все как надо - шумящие подвески, вещи из Прикамья, предметы скандинавского облика, серебряные дирхемы из Средней Азии.

В 2018 г., однако, в верхнем слое нашлась вещь иной эпохи - небольшая монетка с крестами на обеих сторонах и не полностью сохранившейся латинской надписью по кругу.

Это артиг - ливонское подражание авторитетным для Прибалтики шведским эртугам. Они чеканились в Риге, Дерпте и в Ревеле. Именно этот, судя по всему, 1413-1417 гг.

Как он мог попасть на столь далекий Северо-Восток, за 1300 верст, в сердце удельных владений московского князя Звенигородского и Галич-Мерьского Юрия Дмитриевича?

Понятно, всякое может быть, но наиболее вероятными путями оказываются псковский и новгородский. Обе Республики много торговали с Ливонией, а во втором - начале третьего десятилетий XV в. придали хождению у себя импортных "артугов" официальный характер: стали на них торговать и во внутреннем обороте. Лишь в 1420-х от импортной монеты перешли уже к чеканке своих, новгородских и псковских денег.

Этот же артуг явно уже побывал в русском обращении: он обрезан по краям, чтобы его вес примерно соответствовал прочей тогдашней русской норме. Как он попал в галичские пределы? Или с каким-нибудь новгородцем, прибывшим из Вологды или из Подвинья через Лежский волок на Кострому, а с той свернувшего в Вексу к Галичу-Мерьскому.

На Унороже в то время функционировал небольшой Благовещенский монастырек, заграничная денежка могла быть потеряна во время посещения обители или дана как пожертвование. Есть и иные варианты: несомненно, немало ливонских монет получили бояре и слуги из окружения державшего Углич князя Константина Дмитриевича в то время, когда он княжил в Пскове и потом сидел в Новгороде. В таком случае кто-то из его людей либо ушел на службу в Галич-Мерьский - к Юрию Дмитриевичу или к Дмитрию Шемяке, ну или приезжал с каким-то поручением от Константина. Несколько менее вероятна связь появления на Северо-Востоке этой ливонской монеты с княжениями во Пскове ростовских князей в 1409-1434 гг. Понятно, конечно, что возможны и более сложные варианты с несколькими посредниками.

Аким Трефилов.

#XVвек #унорож #археология #галичмерьский #нумизматика
А где "Из варяг в персы"?

Вопрос из "Большого этнографического диктанта". Волжский торговый путь "Из варяг в персы" — самый ранний и самый важный из трёх великих речных путей Древней Руси, соединявших Ладогу и Ростов с Халифатом в раннем средневековье, забыли, киевоцентричные этнографы вы наши.

#изварягвперсы #древняярусь #история
Forwarded from Меряфутурист
"Искусство Новых Темных веков". Галич.

Термин "искусство Новых Темных веков", введенный в обиход уважаемый Павлом Пряниковым, прекрасно подходит к этому образу галичского фото-летописца Михаила Марковича Смодора (1882—1944), установленному на центральной площади Галича.

Михаил Маркович, уроженец местечка Любавичи, Оршанского уезда, Могилёвской губернии, бывшего с XVII в. крупным религиозным центром хасидизма, обучался фотоделу у варшавского фотографа Я. Тираспольского в течение 7 лет. Закончив обучение, Смодор некоторое время работал наёмным фотографом в г. Москве, после чего, в марте 1906 г., Михаил Маркович переезжает в город Буй Костромской г. к своему брату. Здесь он подаёт Прошение на имя Костромского губернатора с просьбой открыть фотографию. В начале 1907 г., получив разрешение открыть собственное дело, он приезжает в Галич где активно занимается фотографией, с небольшим перерывом на отсидку в ГУЛАГе с 1935 по 1937 гг., до самой своей смерти в 1944 г.

#галич #смодор #хтонь
ИСТОРИЯ РОСТОВСКОЙ ЗЕМЛИ: что нашли археологи?

В блоге отдельная страница была посвящена ключевым предметам, представленным в залах исторической экспозиции #гмзрк.

К сожалению, картинки без впн не открываются, но тексты - вполне. Ссылки внутри - тоже могли погибнуть, поскольку вели на старую версию официального сайта.

На картинках: ременный разделитель, птичка с Горы святой Марии, копоушка и коньковидная подвеска.

Кстати, не открылась и ссылка на сайте ИА РАН - со статьей: Голубева Л.А. Коньки-подвески междуречья Волги и Оки // Советская археология. 1976. № 2. С. 67-82 - где коньковидная подвеска присутствует. В общем, традиционная библиографическая ссылка работает надежнее.

Читаем книжки!
В селе Учма Ярославской области нашли очень простой, но действенный приём рассказать о людях и домах: рядом со зданиями висят старинные фотографии их владельцев.

Фото: Мария Максимова (С)

#учма #ярославскаяобласть
Ростовский провинциальный погост позапрошлого или начала прошлого века.

Любопытно: когда мы себе представляем провинциальный погост позапрошлого или начала прошлого века, то нами там ожидаются простые деревянные крестьянские кресты (если погост староверческий - то они же с меднолитыми иконками или с деревянными же вырезанными сложными голгофскими крестами, ну и голбцы), а также близко знакомые и нам в силу их понятной сохранности вычурные чугунные и кованые железные - богатых крестьян, купцов, дворян. Ну и какой-нибудь одинокий помещичий памятник с наивной и мудрой эпитафией, резанной по камню.

А вот на фото Ивана Кузнецова 1908 г. на погосте у церкви Иоанна Богослова на Ишне на переднем плане стоит пара деревянных с иконописным Распятием с предстоящими и с херувимами. Понятно, что до наших времен (в широком смысле, включающем период этак с 1950-х гг.) такие не доживали - климат, влажность, деревянный крест без ухода падает через поколение, лет через 25-30. И интересно - насколько все ж широка была такая традиция, когда зародилась, кого нанимали такое делать - иконописцев ли местных, или еще кого.

Кстати, на иконе , которая в киоте на наружной стене церкви - явление преподобному Авраамию апостола Иоанна Богослова, Иоанн вручает Авраамию чудотворный посох, которым тот по мысли агиографов XVI в. поразил потом языческого идола.

Аким Трефилов.
Источник фото HUMUS.

#ростоввеликий #богословнаишне #XXвек #погост
Forwarded from Меряфутурист
Глиняный колокольчик из археологического собрания Костромского музея-заповедника.

В 2012 году в городе Костроме в ходе раскопок на территории бывшего Анастасинского монастыря был найден глиняный колокольчик с необычным декором. Колокольчиков, полностью аналогичных костромскому, не выявлено; близкие аналогии происходят из Владимира (XIV-XV вв.). Большинство из них имеет следы росписи белым ангобом. Однако наиболее интересным признаком костромского колокольчика является особый декор, отличающий его от владимирских аналогий.

Сатурин А.А., Щербаков В.Л., работники Костромского музея, считают, что идейное содержание рисунков колокольчика позволяет сделать предположение, что сюжет, начерченный на нем, не был изображением окружающей действительности.

Поиск мифологических сюжетов, вмещающих эти символы, привел их к космогоническому сюжету эпоса «Калевала»!

Подробнее - http://www.merjamaa.ru/news/glinjanyj_kolokolchik/2016-05-10-1129

#кострома #археология #мифология
Forwarded from Князь Ярославский (Павел Карамышев)
Автор канала Меряния поделился в комментариях любопытной фотографией 2015 года, сделанной в Ростове. Слова на баннере отсылают к известной речи Володимера Мономаха, которой он на княжеском снеме (съезде) увещевал свою братью прекратить междоусобицы.

Этот съезд проходил в 1097 году в Любече (сейчас город в Черниговской области на границе Украины и Беларуси), но непосредственным поводом к нему стала битва на Колокше близ Суздаля. О ней я когда-то рассказывал  в контексте связи Володимера Мономаха с Ростовской землёй. Князь Олег Святославич, воевавший с Мономахом, невольно стал виновником гибели его сына Изяслава, который неосторожно напал на него. Ожидая мести, Олег решил действовать на упреждение, напал на Ростовскую землю, принадлежавшую тогда Мономаху, но потерпел поражение от другого его сына - Мстислава. После этого Ольгу ничего не оставалось, как явиться на съезд по призыву победителей. Однако Мономах не только простил ему смерть сына, но и признал справедливость его притязаний на владения своего отца.
Forwarded from Князь Ярославский (Павел Карамышев)
👆Любецкий съезд имел противоречивые последствия.  Междоусобиц он не прекратил, но ограничил их рамками родового раздела Руси между разными ветвями княжеского дома, а сам стал важным примером для последующих поколений князей: как можно договариваться и не губить Русской земли хотя бы ради опасности извне (со стороны половцев на то время).

Примечательно,  что этот, к сожалению, часто актуальный призыв к "князьям" - "не губить Русской земли" вдруг был вывешен в Ростове, ведь в Ростовской земле в 1097 году произошло последнее кровопролитие, завершившее "добрую войну" и приведшее к "худому миру", когда мудрый Володимер Мономах произнёс эти вечные слова.
“Время ЕСТЬ. Ростов Великий” .

С 17 ноября по 17 декабря в Ростове пройдет гастро фестиваль.

В честь этого события рестораны - участники предлагают гостям сеты по фиксированной цене содержащие эксклюзивные, здоровые и полезные блюда - авторские реконструкции старинных ростовских рецептов на основе локальных продуктов.

Участники:

кафе “Харчевня”, ул. 50 лет Октября, 5

кафе “Алешкины пельмешки”, ул. 50 лет Октября, 3

кафе “Аппетит”, Соборная площадь, 2

ресторан “Покровские Ворота”, ул. Ленинская, 28/18

ресторан “Русское подворье”, ул. Маршала Алексеева, 9

ресторан “Рождественский”, Советская площадь, 22

ресторан “Боярский двор”, ул. Каменный мост, 4

ресторан “Иван Царевич”, ул.Ленинская, 19

кафе "Провинция", ул. Каменный мост, 5

Подробности читайте на сайте фестиваля https://clck.ru/36cpNu

#ростоввеликий #традиционнаякухня
День рожденья - отличный повод напомнить о себе. Редко пишу в фб, но сегодня грех не написать, тем более, что есть о чем.

Кто-то знает, а кто-то еще нет, что уже почти три года как я занимаюсь костромскими фотоархивами советского времени. Их, найденных в брошенных домах или отданных мне в работу потомками фотографов - у меня уже десять. И явно будут еще. Волей-неволей задумались мы с Антоном и друзьями-единомышленниками, что публикации и выставки это хорошо, но нужен свой музей. Эдакий музей-дом друзей, как у Чебурашки.
Раз уж выпало в империи родиться, в империю вернуться, в аварии в этой империи выжить, то вторую половину жизни надо посвятить чему-то осмысленному.

В общем, в прошлом месяце мы с Антоном купили за 1 рубль у администрации города Галича, что в 100 км от Костромы - деревянный дом, объект культурного наследия в неудовлетворительном состоянии, бишь руину.

В этом доме с 1906 и до самой смерти в 1944 году жил Михаил Маркович Смодор - выдающийся фотограф того времени, который снимал Галич на протяжении сорока лет. Смодора в городе знают, выставки его устраивают, альбомы издают, даже памятник в центре города воздвигли. А дом стоял расселенный почти 20 лет, и никому не было до него дела. Украли крышу, отрезали электричество, устроили стихийный общественный туалет и стали ждать, когда дом, в который нарядные галичане начала прошлого века приходили на семейную съемку, - уйдет в небытие, и можно будет на его месте уже построить очередной фикс-прайс.

Беспощадные жернова советской истории перемололи и семью фотографа - его фотоателье национализировали, потом приняли его туда же на работу, в 1935-м году по доносу отправили в лагерь, а когда он вернулся, сломленный, уже не смог снимать. Его сыновей забрала война, а вдова, Фаина Ароновна, доживала свой век в комнатке, которую ей выделили в этом самом доме.

При жизни она успела передать одну коробку со стеклянными негативами в музей. Большая же часть архива сгинула - новые жильцы сбрасывали ящики со стеклами прямо в реку, дети скатывали пластины с городских валов и смотрели, как они разбиваются, переливаясь на солнце.

В 2016-м часть архива Смодора выставлялась в МАММе, огромная работа была проделана тогда нашими неравнодушными друзьями. Теперь пришло время и дому дать вторую жизнь. Он нас дождался, фотографа и реставратора. Очень страшно и ничего непонятно, но надо делать. Согласны?

Екатерина Соловьева. Кострома-Галич.

#смодор #галичмерьский #XXвек #нашенаследие