РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
6.76K subscribers
2.24K photos
29 videos
1 file
1.39K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Север и Революция

Иллюстрация старой русской поговорки "нет худа без добра". Не будь Революции то не пресекся бы колонизационный поток из Северо-Западного края Империи на наш Север, про который пишет уважаемый Павел Пряников в своем канале "Толкователь", и уникальная финно-славянская популяция включающая в себя чудь, весь, меря, корелу, словен, кривичей, и их культура, были бы навсегда размыты. Это же касается и Костромской земли, все еще сохраняющей свой изначальный облик.

Даже после рокового XX века с его "стройками коммунизма", лагерями и ссыльными, массовым оттоком населения в мегаполисы начиная с 1960-ых, ядро нашей популяции сохраняется и сохранится в крупных селах, пгт и малых исторических городах в дальнейшем, даже в случае полного исчезновения деревни.

#север #колонизация
Forwarded from Меряфутурист
«Страна Смирновия» и Смирновы.

Уважаемый Павел Пряников в своем канале «Толкователь», пишет о корреляции великорусской фамилии Смирнов с ареалом крепостного права — «это очень хорошо видно по Вологодской и Костромской области, в восточных районах которых исторически крепостных как раз не было».

Действительно, Смирнов — самая частая великорусская фамилия в обширной полосе, охватывающей все Северное Поволжье. С наибольшей частотой она встречается в Ярославской, Костромской, Ивановской областях и прилегающих районах соседних областей, на востоке эта зона распространяется только на Кировскую область.

Крупнейший русский ономаст (специалист по именам) В.А. Никонов установил, что 90% наиболее часто встречающихся русских фамилий появились еще при Алексее Михайловиче Тишайшем в XVII веке. Одной из самых распространенных в коренной верхневолжской Великороссии В.А. Никонов считал фамилию — Смирнов. Он же определил и основной ареал первоначального происхождения этой фамилии — «Смирновию» — Северное Поволжье:

«Северное Поволжье — зона преобладания фамилии Смирнов, максимальное - в Ярославской, Костромских областях (кроме северо-востока), в южной и средней части Вологодской, в восточной половине Тверской, в соседних районах Московской области (например, Волоколамском), в Ивановской области, далее в Заволжье, в Горьковской, на юго-западе Кировской области и частично во Владимирской».

Таким образом, территориальная общность «Смирновия» полностью коррелирует с Исторической Мерянской землей (ИМЗ) или Северо-Восточной Русью, которая являлась одним из важнейших регионов, где происходил процесс формирования «древнерусской народности».

Никонов В.А. считает, что в основе фамилии Смирнов лежит нецерковное мужское имя в архаичной форме Смирной, то есть «смирный», «послушный», а переносно и «монашеский». Однако происхождение и значение его значительно шире. Этимология закладывает в основу имени Смирной и фамилии Смирнов большой спектр близких по значимости понятий таких как:

«смирить» — сделать покорным, послушным (кого-либо), подавить в себе, сдержать, унять чувства, страсти, желания;

«смириться» — перестать упорствовать в чем либо, уняться, успокоиться, привыкнуть;

«смирить» (кого-то с кем-то) не от "смирный", а от "мир", помирить или согласить, кончить вражду, ссору, убедив помириться;

«смирять» — усмирить, укрощать, обуздывать, отвадить от дикости, лишать природной дикости, зверства, своеволия, самонадеянности, наказывать, завоевывать;

Большинство перечисленных изменений качеств человеческой личности являются важными механизмами социальной адаптации и выживания в переломные моменты истории. Осмелимся предположить, что, возможно, мы имеем дело с постмерянской фамилией являющейся маркером «усмиренных» меря Верхневолжья (XIV-XV вв.) и черемисов Поветлужья и Вятки (XVI-XVII вв.).

Об этом, в одном из своих материалов, посвященных фамилии Смирнов, писал ивановский краевед и историк Василий Малышев:

«О фамилии Смирнов можно говорить долго и многосложно. Но кто в теме, и так понимают: она напрямую связана с постмерянской этнографией. Совпадение поздне-мерянских этнографических ареалов и фамилии Смирнов настолько разительно, что не оставляет места для каких-то случайностей. Вероятно, первоначально фамилия Смирнов появилась в некоторых западных областях (Тверь и т.п.) и в массе не была связана с меря. Но попав на мерянскую почву центрального Верхневолжья по причине схожести с этническим названием местного населения распространилась очень широко и преобладает сегодня только в постмерянском этническом ареале.»

#смирновы #верхневолжье #ономастика
Forwarded from Sevprostor (Наталья)
У одежды с рисунков Билибина есть реальные прототипы

Знаменитый художник Иван Яковлевич Билибин ездил в экспедицию по Русскому северу, фотографировал людей, местный быт, интерьеры, архитектуру. На основе этих фотографий он сделал многие свои рисунки. Тут я их показывала подробней.

Также он приобретал у крестьян одежду и головные уборы, составив из них уникальную коллекцию, которая сейчас хранится в музее.

Вот, например, всем известный рисунок Василисы Прекрасной. И рядом - прототип одежды, надетой на нее. Это запон, то есть закрытый передник. Источник этого коллажа: Андрей Боровский.

ЗАПОН С НАГРУДКОЙ — женский передник из белой холщовой ткани домашней выработки, белых и цветных тканей фабричного производства.

Запон с нагрудкой прикрывал одежду спереди до колен. Его носили обычно с рубахой и сарафаном.
СВАДЬБА ПО-БОРИСОГЛЕБСКИ

Однажды в старину, не позднее 1980 года в Борисоглебе, точнее - в его окрестностях Лабараторией научной и учебной кинематографии Ленинградского госуниверситета им. А.А. Жданова «Русский свадебный обряд конца XIX - начала XX века», 1981 год.

Главными героями фильма, как по мне, были борисоглебские старушки, которых незадолго перед этим соединила в фольклорный ансамбль директорша Дома культуры В. Смирнова (с удовольствием я каталась с этими старушками в Карабиху на тамошние Дни поэзии, отличавшиеся в ту же старину невероятным по нынешним временам размахом).

Как понимаю из глубин и высот нынешнего моего возраста, старушки были просто пожилыми дамами, не старше 70-ти лет. 1980-70=1910-го и около того года рождения. То есть конец XIX века они в глаза не видели, их свадебная юность приходилась на 1920-1930-е годы.

Гипотетически - да, они вполне могли и видеть, и участвовать в свадьбах, игравшихся по той схеме, которую нам в фильме показали.

Настораживает лишь указание на то, что «Обряд воспроизведен на основе экспедиционных материалов института энографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая Академии наук СССР, собранных в Ярославской области (БОРИСОГЛЕБСКИЙ,
Даниловский, Пошехонский районы).

Борисоглеб и Данилов с Пошехоньем - разные полюса области.

Посему отыскиваем в словаре Мельниченко сведения, которые приведены Докладом в уезд.

Среди прочих там названы

тужики. Каковые отмечены именно для свадебного обряда - именно Ростовского района. И представляют из себя вечеринку на третий день после сговора, на которую собирается только близкая родня. «Когда тужики бывают, невеста обносит гостей семечками, конфетами и пр.»

Тужики - еще и бублики, с которыми пьют чай жених и невеста. И люди, «которые приезжают к невесте на тужики». А еще - вот занятно! «Вид траурной одежды». Экономен ростовский народ, что на новые термины тратиться!

Тужильники - это и то же, что тужики. А также - «гостинцы, с которыми жених едет к невесте вскоре после сговора». И - «Белый хлеб, испечённый в первый понедельник после масленицы».

Для Петровского района (сейчас в Ростовском районе) отдельно записан обряд «вторые тужильники»:

«Перед свадьбой в дом невесты приходит молодежь. Гости пляшут, поют песни, играют, а невеста обносит их гостинцами».
Forwarded from Меряфутурист
Русь и малые суда средневековья.

Уважаемый Павел Пряников в «Толкователе» описывает раннесредневековые суда ходившие по Волжскому торговому пути.

Пару лет назад подписчик нашего старого канала «Залесье» Дмитрий Силкин написал для нас аналитику про физические размеры исторических малых судов и эффективность торговли в раннем средневековье. В продолжение интереснейшей темы:

Часть 1. Географическая.

Для центральной части России характерны равнинные реки со скоростью течения 0.2-0.5 м/c. Типичная длина волока – от русла малой реки одного бассейна до малой реки другого бассейна, составляет 3-5 км. Еще от 5 до 20 километров русла река может быть слишком малой для полноценного судоходства, что осложнит продвижение судна по ней. Может потребоваться разбор бобровых плотин, рубка перегородивших реку деревьев, частичная либо полная разгрузка судна, ожидание половодья и т.п. Полная длина волока – от вполне судоходной реки до другой вполне судоходной реки, таким образом, может достигать 30 км.

Длина же всего торгового пути, с учетом извилистости русел рек, обыкновенно превышала тысячу километров. Только речная часть пути «из варяг в греки», или «в персы», навскидку, составит 4.5 тысячи километров, из которых не менее тысячи километров – путь против течения реки.

Часть 2. Требования к судну.

Суда, пригодные для прохождения всего маршрута должны обладать следующими качествами.

2.1. Осадка не более 0.3-0.5м. Протяженные участки такой глубины могут встречаться даже на крупных равнинных реках при отсутствии дноуглубительных работ. Например, на Клязьме в 10-20 км выше Собинки есть такие участки, при ширине реки около 50 м.

2.2. Разгруженное судно может быть вытащено из воды на пологий берег силами команды без сложных механических приспособлений. Масса судна не более 50 кг на одного человека.

2.3. Хороший ход на веслах при небольших усилиях команды. То есть, судно должно развивать скорость не менее 1.5 м/с (скорость пешехода - 5.4 км/ч) при судостроительном числе Фруда F=V/sqr(g*L)=0.15. Опытным путем было установлено, что гребное судно с классическими обводами может приводиться в движение со скоростью, соответствующей F=0.25..0.3 лишь в течение нескольких минут, а при F=0.15 - сколь угодно долгое время. Для соблюдения указанных требований, длина судна по ватерлинии должна быть не менее L=((V/F)^2)/g = 10.2м.

2.4. Достаточную грузоподъемность для перевозки товара, припасов, дельных вещей.

2.5. Возможность нести и быстро поднимать и опускать вспомогательное парусное вооружение - только для попутного ветра. Достаточно сильный ветер на реке, даже широкой, бывает только попутный и встречный.

Часть 3. Выводы.

Таким образом, минимально приемлемое для данной задачи судно - низкобортная немореходная лодка длиной 10.5, шириной 2 метра, должна была иметь вместимость 10-20 человек и собственную массу не более 1 тонны.
Традиционные деревянные мореходные лодки такого размера имеют собственную массу 1.5-2 тонны. Речное судно может иметь намного меньшую массу ввиду существенно меньших требований к прочности. Водоизмещение такого судна - около 4 тонн (1 тонна - судно, 1 тонна - груз, 1.5-2 тонны - команда с припасами и дельными вещами). При коэффициенте полноты судна 0.5 это дает осадку 0.4м, что соответствует требованиям по осадке. Такое судно может быть погружено на двухосную колесную повозку (или превращено в таковую) и транспортироваться по грунтовой дороге силами команды. Преодоление волока в 30 км, в случае предварительной подготовки колес, могло занимать от 2 до 5 дней.

Преодоление же всего пути «из варяг в персы», при ежедневном переходе в 20-30 км против течения и 50-60 км - по течению, могло занимать около 3-4 месяцев. Очевидно, при переходе приходилось решать и другие задачи (добыча пропитания, починка судна и т.п.), что увеличивало время прохождения «пути». С этой точки зрения прохождение «пути» на судне меньшей длины (и, следовательно, меньшей скорости) в пределах летнего сезона выглядит затруднительным.

#волжскийторговыйпуть #торговля #древняярусь
Forwarded from Меряфутурист
«Роза племен». Или соседи древних мерян.

В ленте увидел схему расселения средневековых народов/племен в которой, как обычно, отсутствует меря. Решил исправить это досадное недоразумение. В центре Ростовская земля (Северо-Восточная земля).

#северовосточнаяземля #племена
Forwarded from Великорус
Дмитрий Зеленин в книге "Русская (восточнославянская) этнография" (впервые издана в Германии 1927 г. на немецком), не считает великорусов одним этносом.

Хотя его мнение об отсутствии значимого финно-угорского компонента в этногенезе великорусов и военном противостоянии финно-угров и великорусов скорее умозрительно и бездоказательно, но этнографическое разделение великорусов выглядит более убедительным, учитывая его глубокие диалектологические познания.

Интересно, что он в основном называет великорусов русскими, следуя традиции окончательно сложившейся в 20е годы.

Как пишет этнограф К.В.Чистов
в приложении к впервые изданному в 1991 году переводу книги на русский язык - это стало общепринято после революции, чтобы избежать ассоциаций с "великорусским шовинизмом" (привет всем антибольшевикам, которые отвергают слово "великорус" как устаревшее).

При этом в названии книги русский употребляется в значении восточнославянский, как отголосок старой классификации. Также он использует слова "народность" и "народ" в современном значении "этнос".

Зеленин пишет, что южнорусская народность населяет Рязанскую, Тамбовскую, Воронежскую, Курскую, Тульскую, Орловскую и Калужскую губернии и отличается от севернорусской народности больше, чем от белорусской.

Севернорусские и южнорусские "резко отличаются друг от друга типом жилища, одежды и другими особенностями быта" и говором в его терминологии (сейчас это называют "наречием").

Южнорусский - акающий, а севернорусский - окающий. Но даже лексика очень сильно отличается.

Он приводит пример севернорусских староверов, которые переселились из Нижегородской в Уфимскую.

Нижегородцы "долгое время не соглашались признавать русскими своих новых южнорусских соседей из Тульской губернии: они считали их особой нацией и даже дали имя новое имя: надызы (от южнорус. слова надысь, т.е. недавно)."

При этом он максимально подчёркивает близость всех четырёх этносов.

Чистов соглашается с резкими отличиями южнорусских от севернорусских.

Он пишет, что они отличаются друг от друга также как украинцы от белорусов или русские (великорусы) от белорусов.

Но не согласен выделять четвёртый этнос, так как нет особого этнического самосознания ни у южнорусских, ни севернорусских.

При этом он сокрушается, что Зеленин пренебережительно относится к среднерусским, рассматривая их как смесь севернорусских и южнорусских.

По мнению Чистова у них есть определённые особенности, которые не могут быть объяснены смешением.

Кажется сомнительным наличие обязательного этнического самосознания для выделения этноса, но гипотеза о наличии четырёх и даже пяти (если взять среднерусских) русских (восточнославянских) этносов многое объясняет.
Уважаемые подписчики и читатели канала! Просим ознакомиться с замечательными историческими каналами наших коллег, уверены, каждый из вас найдет в этом списке то, что его точно заинтересует. Знакомьтесь, читайте и, разумеется, подписывайтесь!

@vatnikstan — пишем об истории и культуре. Издаем книги.

@cucumberdeath — история в печатных источниках, старинных фотографиях, изображениях, газетах и книгах.

@popscienceru — «Загадки истории с Лысым Камрадом». Об истории-археологии —  интересно, увлекательно и достоверно.

@ww2history — канал о Второй Мировой войне в фото и видеоматериалах, интересных и познавательных статья.

@catx2 — cборник авторских статей, мемов и постов на историческую и научную тематику. «Познавательно, информативно и с юмором» — таков наш девиз.

@philosophycafemoscow — канал философов из редакции журнала "Финиковый Компот". Философы, философия и философские журналы.

@lacewars — канал известного историка. Сколько стоило повесить пирата? Какими были средневековые маньяки? Подписывайся – и узнаешь!

@zalesje — социальная антропология Замкадья. О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России" — свежо, весело и без понтов.

@medievalnotes  — хочешь в средневековье? Заходи и узнаешь как там!

@religionlab  — расскажем про религиозные отсылки в кино и сериалах, необычные похоронные традиции и где Большой Лебовски стал святым. Подписывайтесь!

@asclepiusforever — уроки, которые даёт нам история медицины. Авторский канал от преподавателя медицинского университета в текстах, искусстве и душевных мемах.

@medieval_legacy —  канал об истории и культуре европейского Средневековья. Авторские размышления и живое наследие тысячелетней эпохи.

@mexicalli — авторский канал об ацтеках и Мезоамерике: история, быт, религия, война и мир, жизнь и смерть.

@panfilovfm — историк об истории в кино, играх и сериалах, а еще о доспехах и костюмах разных эпох.
Чем подтирались на Руси.

Уважаемая владелица канала «Sevprostor» пишет про туалетную бумагу в позднем СССР: «Прочитала сейчас, что туалетную бумагу в СССР стали производить только в 1969 году. Но народ поначалу ее не принял, не понял, не хотел деньги тратить. Использовали старые газеты. А только потом "распробовали". Но чем подтирались до газет, в тех же деревнях? Не было же у людей столько бумаги? Мхом? Травой? Камнями, вероятно?»

Да, мхом, травой, листьями, очёсами льна и, деревянными палочками!

Анализ остатков выгребных ям – это надежный источник, позволяющий получить достоверные ответы на множество вопросов, касающихся системы питания и состояния здоровья людей, живших много лет назад.

В 2019 году при проведении плановых спасательных работ на территории Троице-Сергиевой лавры экспедиция Института археологии РАН исследовала участок, мало изученный археологически. На участке, который находился на задворках лавры, в низине, археологи обнаружили следы нескольких отхожих мест конца XV-начала XVII веков. Были отобраны пробы, которые, благодаря хорошей сохранности органики, позволили расширить знания о быте и условиях жизни насельников лавры того времени и узнать детали, не известные по письменным источникам.

Неожиданным и интересным аспектом исследования стало изучение деревянных изделий, напоминающих деревянные ножи. Эти изделия были найдены в большом количестве в заполнении выгребных ям. Скорее всего, эти палочки, так же, как и очесы льна, и мох, использовались как средства гигиены.

#гигиена #археология #древняярусь
КОГДА РОСТОВЦЫ БЫЛИ ГОРДЫМИ

Статья А. Г. Мельника «Гордые ростовцы: самосознание жителей Ростова в конце XI - первой трети XIII в.» - публикация 2016 года - большая цитата.

«В древнейших летописях с 1096 до 1220-х гг. многократно фигурирует термин «ростовци», обозначающий жителей города Ростова. Значит, они тогда осознавали себя как некую особую общность. А это заставляет предполагать, что в конце XI - первой трети Х в. население Ростова обладало весьма развитым местным самосознанием или локальной идентичностью. В источниках обнаруживаются более конкретные подтверждения данного предположения.

Важнейшим структурообразующим компонентом самосознания ростовцев являлось то, что они считали себя жителями старшего города Ростово-Суздальской земли. Вполне определенно это выражено в летописной статье 1176 г.: «Новгородци бо изначала, и Смолняне, и Кыяне, [и Полочане], и вся власти якоже на думу на веча сходятся, на что же старейшии сдумают, на том же пригороди станут; а зде город старый Ростов, и Суждаль, и вси боляре хотяще свою правду поставити, не хотяху створити правды Божия, но "како нам любо", рекоша, "такоже створим, Володимер есть пригород нашь"…»

Как видим, в данной статье Ростов определен как «город старый», то есть старейший и главный город Ростово-Суздальской земли. Более того, он поставлен в ряд с другими древнейшими городами Руси, политическими центрами обширных земель: Новгородом, Смоленском, Киевом и Полоцком - теми самыми, которые фигурируют на ранних страницах русских летописей.

По мнению автора цитированной статьи, который открыто выражал интересы жителей Владимира на Клязьме, ростовцы полагали, что решение веча таких главных городов было обязательным для исполнения жителями подчиненных им «пригородов», то есть младших городов соответствующих земель.
На этом основании ростовцы свысока смотрели на остальных обитателей Ростово-Суздальской земли, может быть, исключая только суздальцев.


В частности, по версии летописной статьи 1175 г., жителей столичного на тот момент города Владимира ростовцы уничижительно называли своими холопами. Характерно, что это утверждение летописец вложил в уста обиженных владимирцев, которые «не хотяще покоритися Ростовцемь»…»
На "Авито" продается замечательный сундук - яркая устюжская роспись, XIX в. Но с аккуратным отверстием. Моя версия - отверстие для кошки, чтоб та всегда могла ценности на предмет мышей проконтролировать.

Аким Трефилов.

#русскийсевер #сундук #этнография
Forwarded from Меряфутурист
Святое древо зовомое рябиною.

Очень интересный пост на «Sevprostor». Рябина у всех финно-угров и постфинно-угров — священное и обережное дерево. Предположу, что таким образом ижорские женщины и девочки с этих фото защищаются от «сглаза» чужака фотографа! Все как у волго-уральских финнов. Как-то обсуждали с марийским йолташем магию рябины и можжевельника. В марийских деревнях часто видел их веточки воткнутые в калитки и ворота — от злых духов, на счастье и здоровье. Йолташ рассказывал:

«Мне пару лет назад машину продал уже обрусевший мариец, директор института по труду безопасности или что-то там в таком духе. Так у него в машине ветка рябины была воткнута.)) Сам обрусел, а рябина надолго остается в подкорке, подсознании и душе. Такие дела.»

Марийцы считают рябину самым мощным средством, оберегающим человека от колдовства. Марийская традиция запрещала ломать ветки рябины и черемухи во время их цветения, эти два дерева считались неприкосновенными. В народной традиции удмуртов рябина была наделена магическими свойствами, ее использовали как оберег от сглаза, воздействия колдуна: веточку рябины в виде рогатки прикрепляли к шерсти животных, одежде; перед предполагаемым колдуном клали рябиновую ложку, веря, что он не может использовать её для еды. Рябиновую палку/рябиновый крест помещали над дверьми. После смерти колдуна, во избежание превращения его в вампира-мертвеца/кулэм убир, в могилу вбивали рябиновый кол.

В преданиях о удмуртских богатырях как предках рода сюжет о кладе связан с заклятьем на рябину:

«Мардан-атай расщепляет рябиновый ствол и бросает его в реку, желая найти клад тому, кто найдёт две половинки, соединит их и вырастит новую рябину».

В контексте вспоминается что в нашем постмерянском, поствесьском Пошехонье в XVII-XIX веках было зафиксировано большое количество сообщений о почитаемых камнях, колодцах, родниках, деревьях, в том числе о рябине.

Об этом пишет наш ростовский этнограф Алексей Киселев:

О существовании «лечебных» ритуалов, ... свидетельствует «Житие» Преподобномученика Адриана Пошехонского, составленное в 1626–1670 годах. В произведении сообщалось, что церковный дьяк с. Гужова Пошехонского уезда Иван Прокопиев «хождаше по вся летах к Илье Пророку на пустоши на реку Ухру, на устье реки Ушломы (в настоящее время р. Ушлонка. — А. К.) к рябине на Ильинскую пятницу».

Кроме того, сюда совершали шествия настоятели и прихожане окрестных церквей, служившие здесь молебны с иконой Параскевы Пятницы, приезжали «торговые и земские люди» из Ярославля, Костромы, Вологды, Романова и Пошехонья. В этот день страдающие различными недугами совершали здесь следующий ритуал: «у рябины сквозе сучие пронимаху дети малыя и юноты, а инии людие и в совершенном возрасте пронимахуся».

Как свидетельствует «Житие», на этом месте позднее была сооружена церковь Илии пророка и Параскевы Пятницы и обнаружено место захоронения убитого Преподобного Адриана Пошехонского. Последним автор «Жития» объяснял целебные свойства рябины:

«не от древа бысть исцеление, но от его многострадальных мощей».

Данное описание содержит большое количество элементов, позволяющих наиболее полно представить локальный культ священного дерева, в частности рябины, в XVII веке. Во-первых, в качестве святыни выступала рябина, которая, согласно верхневолжским поверьям, обладала магическими свойствами. С другой стороны, автор «Жития» называет день массового паломничества к священному дереву — «Ильинская пятница».

Известно, что «Ильинская пятница» являлась почитаемой вне канонов пятницей, приходящейся на одноимённый день недели перед праздником Святого Илии Пророка. Кроме того, интересно, что в молебнах, служившихся около рябины, упоминается икона Параскевы Пятницы — святой, тесно связанной с народной медициной.

Сооружение храма на месте почитаемого дерева объясняется общей тенденцией Русской православной церкви к «охристианиванию» субстратных языческих культов.

#язычество #народноеправославие #рябина
Древность и современность, война и мир, буквально всё от Адама до Саддама. Одним словом: РЕКОМЕНДУЕМ!

MOSCOW XXI — эстетика и атмосфера Москвы нулевых годов в фотографиях и заметках.

Катехизис Катарсиса — сборник авторских статей, мемов и постов на историческую и научную тематику.

Философское кафе – канал философов из редакции журнала "Финиковый Компот". Ни смысла, ни покоя.

Великая война —  канал о Первой мировой. Тактика и стратегия, великие сражения и окопный быт, боевая техника и оружие. Все о войне, перевернувшей мир.

Нумизматика/NumisKlad — История в кладах и монетах.

Ростовская Земля —  социальная антропология Замкадья. Канал о субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России.

Записки о Средневековье — хочешь в Средневековье? - Заходи, и узнаешь, как там!

Белое Дело — канал об истории Белого движения и русской эмиграции.

Retrospect | Подкасты | История — канал с короткими подкастами по истории, которые удобно слушать где и когда удобно. Подписывайте, и вам будет что рассказать друзьям;

WeHistory —  всё самое интересное из мировой истории: от Вавилона до Силенда, от осады Трои до войны виски.  Весело, увлекательно и со вкусом!

Starcheolog — канал археолога работающего в Старой Руссе и Новгороде  – рассказы (с картинками) о раскопках, археологических экспедициях, исторических исследованиях, событиях, интересных книгах, удивительных находках и музеях.

Amentia Bellum — ужасы войны, которые историки и сладкоголосые ораторы стараются обходить стороной; все фото и видео без цензуры.

mexicalli — авторский канал об ацтеках и Мезоамерике: история, быт, религия, война и мир, жизнь и смерть.

ТЕМНОВЕКОВЬЕ — погрузит тебя в атмосферу, когда за любую оплошность ждёт костёр.

Ave Historia! — место, где ваши исторические запросы совпадают с нашими предложениями.

CatGeek — канал для любителей комиксов, фильмов, сериалов, игр и всей современной гик-культуры в самом широком смысле.
Дорогие подписчики «Ростовской земли»! Огромное спасибо за поддержку нашего проекта с выставкой архивных фотографий Владимира Варновского. Все Вы помогли нам собрать больше 80 000 рублей, что покрыло расходы по печати и монтажу выставки. Отдельная благодарность уважаемому Павлу Пряникову, всегда поддерживающему наши инициативы на своем канале «Толкователь», очень ценим Ваш вклад и участие, спасибо!

На открытии выставки «Невидимая страна» был полный аншлаг, на следующий день я читала лекцию по фотоархивам, и там тоже зал был полон. Выставка работает в Центре Русского искусства Костромы до 19 ноября! Приходите, приводите друзей и родственников. После окончания срока выставка поедет по другим районам области и в итоге найдет место для постоянного экспонирования в Парфеньеве.

Екатерина Соловьева. Кострома.

https://www.theartnewspaper.ru/posts/20231030-trpc/

#кострома #фотография #история #парфеньево
Скандинавы, финно-угры или славяне? Кто в IX-X веках населял Тимерёвское поселение близ современного Ярославля?

Об особенностях Тимерёвского археологического комплекса рассказывает кандидат исторических наук Елена Спиридонова, доцент ЯрГУ им. Демидова в подкасте «Место силы. Золотое кольцо»:

«Само поселение и курганный могильник несколько друг от друга отличаются, хотя поселение Тимерево Дубов считал чуть ли не Арсой из арабских источников, городом, который участвовал в заключении русско-византийского договора 911 года и так далее, городом такое европейского масштаба. Судя по находкам он куда более скромный, скорее это что-то достаточно локальное получается. Дубов высказывал свою идею о переносе города, о протогороде, что Тимирево исчезает, не выдержав конкуренции с новым Ярославлем.

С другой стороны, если брать раскопки более поздних времен поселок там был не очень большой, 100-120 человек, расположен в необычном для ранних поселений месте, на высоком коренном берегу Которосли, фактически на водоразделе между Которослью и Волгой, от самой Волги удален на 12 километров, для торговли не очень удобное положение, да и от самой Которосли он удален на 3 километра и его с ней соединяет маленькая речка Сечка, почти исчезнувшая сейчас.

Основным занятием жителей, судя по находкам, было земледелие, скотоводство, пушной промысел, все традиционно для сельского поселения, укрепления там не найдено, и тому подобное.

А вот могильник в Тимерёво богатый, и весьма значимый, плюс там были найдены три крупных клада, в одном из них, 1973 года было найдено более 2762 дирхемов»
.

Интересная оптика, поселение обычное, сельское, без укреплений, которыми, по ее логике, обязательно должен обозначаться экономический и политический центр, но при этом очень богатый, уникальный могильник. Как селище и могильник коррелируют между собой, да? Елена Владиславовна, а как же большие неукрепленные поселения Суздальского Ополья, как быть с неукрепленным Ростовом, который на протяжении всей своей средневековой истории не имел укреплений, которые в нём появляются только после Смутного времени?...

Но в целом очень информативно, рекомендую. https://vk.com/wall-217098103_2406

#тимерево #археология #меря #скандинавы #славяне #ярославль
Forwarded from Меряфутурист
Мой отец помнит как его малышом в деревне бабушка парила в печи. Примерно 1954-55 годы. От старой традиции нас отделяет буквально 1-2 поколения.

Вопреки сложившемуся стереотипу, бани строили не везде. Этнограф Андрей Желтов писал, что особенно популярны они были на Псковско-Новгородском северо-западе, тогда как в пределах бывших Рязанского и Владимиро-Суздальского княжеств, люди часто парились не в банях, а в просторных домашних печах. ... Огонь в печи разжигали каждое утро — для готовки еды и обогрева жилья. А для парения нужно было лишь поставить в нее горшок или чугун с водой.

А вы или ваши родители помните парение в печи?

#традиция #русскаяпечь