РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
6.76K subscribers
2.24K photos
29 videos
1 file
1.39K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Forwarded from Князь Ярославский (Павел Карамышев)
Количество подписчиков достигло 400 человек!
В связи с чем благодарю всех читающих, комментирующих, репостящих, и рекомендую каналы, которые я читаю:

1. Рыбинск – портал в прошлое
https://yangx.top/priezjai_v_rybinsk
Заметки о достопримечательных местах и людях Рыбинска.

2. Женотдел
https://yangx.top/womeninrevolution
Женский аспект революции

3. Череповецкая губерния
https://yangx.top/cherepovesi
История Череповца и Северного Пошехонья.

4. Ростовская земля
https://yangx.top/zalesje
Осмысление пространства древней Северо-Восточной Руси из Костромского Заволжья.

5. Меряния. Merjamaa
https://yangx.top/merjanin
Изучение финно-угорского субстрата и в русском прошлом и настоящем. Меря историческая и этнофутуристическая.


6. Пока горит солнце
https://yangx.top/pokagoritsolnce
Русская этнография на материале Рязанской и Мещёрской земель. Южные соседи.

7. Родина на Двине
https://yangx.top/dvinaland_base
Двинская земля. Северные соседи.

8. Встреча Руси и Чуди
https://yangx.top/rusichud
Языковая история Севера – о том, что в нём русское, а что чудское.


9. Царь Казанский
https://yangx.top/tsarofkazan
Казань и Среднее Поволжье. Русско-татарские отношения.

10. Степной суслик
https://yangx.top/tyrasbaibak
Региональная история в антропологическом аспекте.

11. Лесостепняк
https://yangx.top/lesostepniak
Историческая география. Серии очерков о самых разных регионах и культурных традициях.


12. πολύτιμο μαργαριτάρι
https://yangx.top/itpreciouspearls
Этот канал немного выбивается из общей тональности. Он посвящён литератунрному наследию Отцов Церкви, которым я сам раньше специально занимался. Чем бы вы не интересовались, эти жемчужины в словах, возвещающих истину, останутся с вами навсегда.
Forwarded from Меряфутурист
Николай Александрович Морозов, мельник. Совега.

«Дедушка, замечательный был! Он везде побывал – и на германской, и в астрийском плену, и в Москве был, и в Питере. Работал плотником, строил мельницы по всей Совеге. В Коре тоже построил мельницу, и сам же на ней работал, молол кому чего нужно. Дед катал валенки, плел корзины, долбил колоды, в которых жали льняное масло. Целое дело - пестом толкли семя льна в муку, запаривали эту муку в печи, замачивали, заворачивали колобком в ткань и отжимали в колоде. А какой вкусный из льна жмых выходил!

Дедушка сколотил атомобиль из бревен и досок на тележных колесах и рессорном ходу. Настоящий автомобиль, но без двигателя. Называл его "мимузин". Мужики повозили друг друга на этой машине туда и сюда, закатили ее на угор, залезли в нее вдесятером и покатились вниз – а она под ними рассыпалась. Колеса от этой машины валяются в нашей старой избе в Совеге на чердаке.»

Морозова Серафима Александровна, 1935 Гр, Совега.

#совега #антропология #костромскаяобласть #XXвек
Путешествуя по великорусским регионам России, некоторые возможно обращали внимание, что для той или иной местности характерны свои, пока еще сохранившиеся особенности расположения традиционных домов и дворов. Где-то дома с двух- или трехскатной крышей со светелкой стоят торцом к улице, где-то дома стоят параллельно улице и имеют двух- или четырехскатные крыши, где-то встречается оба этих способа постановки дома относительно улицы. Разновидностей на самом деле масса, но все они являются производными от основных локальных особенностей традиционной планировки дома и приусадебного пространства.

У восточнославянских племен исследователи с I тысячелетия н. э. различают два типа жилища: бревенчатые срубные постройки, характерные для северной группы в лесной полосе и постройки полуземляночного типа, характерные для южных групп в лесостепной полосе соответственно. Первый тип получил развитие главным образом на территории великорусских регионов и к XIX в. в совокупности со сложившимися типами приусадебного пространства сформировал облик традиционных великорусских сельских и городских населенных пунктов.

К XIX в. основными разновидностями конструктивно-планировочных решений жилой зоны сруба стали четырехстенок, пятистенок и шестистенок. Первые две разновидности были распространены в средне- и южновеликорусской этнографических зонах, третий тип бытовал на Русском Севере. Четырехстенок представляет из себя простейшее жилое помещение, ограниченное четырьмя стенами, которое может быть однокамерным (с единственным помещением – избой), двухкамерным (с пристройкой неотапливаемого помещения – сеней или моста) или трехкамерным (с пристройкой сеней и клети). В пятистенке изба разделена капитальной стеной на два помещения. Шестистенок является комбинацией двух жилых срубов и подразделяется на различные типы.

С точки зрения вертикальной структуры выделялись дома с подклетом – нижним не жилым этажом и без подклета с завалинкой – насыпью вдоль наружных стен дома служащей для удержания тепла. Основными типами кровли были: двухскатная в северно- и среднерусской этнографических зонах, трехскатная и трехскатная со светелкой в среднерусской этнографической зоне, четырехскатная в средне- и южнорусской этнографической зоне. Крыли крышу тесом, дранью, соломой, позднее лучиной и железом.

В традиционной избе в зависимости от расположения печи и направления ее устья выделяют четыре типа внутреннего плана: северо- и среднерусский (печь у входа, устье печи направлено в другую от входа сторону), восточный южнорусский (печь напротив входа, устье ко входу), западный южнорусский (печь напротив входа, устье от входа), западнорусский (печь у входа, устье ко входу). Во всех случаях по диагонали от печи располагался передний (красный) угол где висели иконы и стоял обеденный стол.

Двор (усадьба) традиционно (классификация Е.Э. Бломквист) подразделяется в зависимости от взаиморасположения жилой и хозяйственной зон на две группы: северный примыкающий к жилью крытый двор и южный открытый двор, окруженный надворными постройками, которые включают в себя по два типа.

Первая группа (северный крытый двор) подразделяется на двухъярусный (северорусский) тип, где жилище с двором составляет одно целое и располагается перпендикулярно улице, и одноярусный (среднерусский) тип, где крытый двор примыкает к жилищу, расположенному также перпендикулярно улице.

Вторая группа (южный открытый двор) включает тип покоеобразной застройки (среднерусский), где изба располагается перпендикулярно или параллельно улице, образуя с расположенными рядом надворными постройками букву "п" в плане, и тип четырехугольного открытого двора (южнорусский), где двор представляет собой большое открытое пространство.

Первая группа распространена на Русском Севере и севере средневеликорусской этнографической зоны, вторая группа на юге средневеликорусской этнографической зоны и в южной этнографической зоне.

#традиции #жилище #двор
Уважаемые подписчики! Просим ознакомиться  с замечательными историческими каналами наших коллег, уверены, что каждый из вас найдет в этом списке то, что его точно заинтересует.   
     
@vatnikstan - пишем об истории и культуре. Издаем книги.
     
@popscienceru — «Загадки истории с Лысым Камрадом». Об истории-археологии —  интересно, увлекательно и достоверно;
     
@ww2history —  канал о Второй Мировой войне в фото и видеоматериалах, интересных и познавательных статья;
     
  • @crypttales — Правда ли, что древнеегипетские мумии могли ожить, и какие ритуалы  проводили жители Долины Нила?  Древний Египет. Только наука и минимум тайн;

@lacewars — Канал известного историка. Сколько стоило повесить пирата? Какими были средневековые маньяки?  Заходи на канал и узнаешь;
     
@zalesje — социальная антропология Замкадья. О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России" — свежо, весело и без понтов;

@medievalnotes — "Записки о Средневековье". Хочешь в Средневековье? Заходи, и узнаешь, как там!
    
@myretrospect — аудио и тексты с историческими фактами, о которых вы захотите рассказать друзьям;
     
@religionlab — исследовательское пространство для гуманитариев. Религиоведение, культура, философия;

@mexicalli — авторский канал об ацтеках и Мезоамерике: история, быт, религия, война и мир, жизнь и смерть;

@panfilovfm —  авторский канал историка и музейного куратора — об истории и мифологии в кино, сериалах и играх, а еще о костюме и вооружении разных эпох.
Forwarded from Меряфутурист
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Реконструкция протоуральского человека, жившего в регионе Уральских гор в середине IV тысячелетия до н.э. и оживленного с помощью искусственного интеллекта.

@factsmania777 (С)

#протоуральцы #протофинноугры #протоуральскийязык
Forwarded from Меряфутурист
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Меряне. Гранд-Бистро. Владимир.

Нагуглил во Владимире новый гастро-проект. Видосы в паблике атмосферные. Анонсирована русская кухня в современном прочтении. Надо будет подкинуть ребятам мерянских рецептов)) А пока подписывайтесь на наш гастро-канал посвященный мерянской кухне - https://yangx.top/merjamaa_food

К слову, все эти "мерянские" хоккейные команды, бистро, группы, книги, арт, это те самые "микротенденции" — маленькие изменения ведущие к большим переменам из концепции Марка Пенна. Тот самый патриотизм малых пространств. Глубинная Родина не перестает удивлять и радовать.

#владимир #меря #мерянскаякухня
​​В преддверии новогодних каникул и периода основных традиционных крестьянских праздников зимнего цикла, вдохновившись приближающимся масленичным челенджем, проводимым ув. Андреем (@merjanin), родилась идея провести дни традиционных блюд.

Правила простые: 
- до новогодних праздников все желающие каналы, касающиеся этно-региональной тематики, публикуют региональные рецепты праздничных блюд (желательно с указанием на источник, но можно и традиционные семейные рецепты);
- в период новогодних каникул все желающие читатели готовят блюда по понравившимся рецептам и до 10 января присылают фото админам. 
- 14 января каналы, участвовавшие в днях традиционных блюд, выкладывают фото, присланные читателями. 

К участию приглашаются ВСЕ желающие! 

#традиции #кухня #днитрадиционныхблюд

(Ниже на фото Татьяны Мякушиной традиционный курник с. Ильинка Скопинского р-на Рязанской обл.)
Тайный язык костромских жгонов.

Смотрите на нашем ютуб-канале Merjamaa уникальный фильм про жгонов.

Когда-то в Костромском Заволжье жили жгоны — ремесленники, вручную валявшие валенки. Осенью, собрав урожай, они уходили на жгонку — шли пешком или ехали поездом в разные регионы страны, оставались там на несколько месяцев и делали обувь для местных жителей. У них был свой тайный язык - своясовая зетка. Сейчас жгонов почти не осталось, а тем, кто еще жив, уже немало лет. Почти исчез и жгонский язык. Телеканал "Россия" нашел последних жгонов, записали их частушки.

#жгоны #костромскаяобласть #жгонскийязык
Пареная калина.

Вдохновил опыт с томленой калиной уважаемой Натальи из Sevprostor. В старо-время калину томили часов по шесть в чугуне в печи, теперича, за неимением печи, приходится пользоваться духовкой и глиняным горшком.

Помыл гроздья калины, и заморозил их для того чтобы было удобнее собрать ягоды с веточек (они легко давятся). Отделил ягоды от гроздей, положил в горшок, добавил немного воды, столовую ложку сахара и поставил в духовку нагретую до 200 градусов. Как калина закипела, уменьшил температуру до 130 градусов и парил её 4 часа. В готовую калину добавил пару ложек меда.
Как известно мёд лучше не греть, а добавить в конце.

Вкус очень интересный, лишенный горечи и специфического запаха свежей калины, мёд придает особенную пикантность. Привередливым на вкус детям пареная калина зашла на ура. И мне понравилась. Следующей осенью заготовлю в банках впрок, на зиму.

#мерянскаякухня #калина #мед
КОЛЕНВАЛ, ЧУРИКОВЦЫ, сектанты-трезвенники

В ПРОЖИТО попались записки о временах почти недавних - андроповских. Воспоминания Альфреда Симонова:

«…Как-то наша группа возвращалась из Пошехонья — там ликвидировали абсолютно лишнее в этих краях подразделение КГБ, — и на обратном пути мы остановились у винного магазина, чтобы взять бутылочку и вечером отметить уход в небытие пошехонского отделения.

Но наметанным чекистским глазом мы заметили неподалеку притаившуюся милицейскую машину — и рисковать не стали. Проехали мимо. С нами тоже не церемонились бы. Время-то было рабочее.

Сколько карьер было испорчено! Но в стране, где все стали немного строже, постепенно появился порядок и восстанавливалась дисциплина. Медленно, нехотя и не без сопротивления.

По крайней мере, бегать за водкой с заводов в рабочее время люди почти перестали. Видимо, брали с собой. Но появляться пьяным на улице стало опасно. Милиция действовала беспощадно по отношению к пьяницам. Даже в нашем городе, где в дни получки на заводах казалось, что покачиваются не только люди, но и фонари.

Помню эпизод, когда рыбинский мужичок, слегка приняв на грудь, торопливо убежал из магазина с бутылкой водки в руках, завидев издали милицию. Он знал, что все кончится плохо, если его засекут.

Появилась новая водка, которую называли андроповкой или коленвалом. Название водки было написано скачущими вверх-вниз буквами. Она была значительно дешевле той, что продавали в период позднего застоя. Люди это оценили и поняли: пить можно, но дома.

Как стихийный отклик на происходившие перемены в городе появилась достаточно многочисленная секта трезвенников-чуриковцев, которая считала основателя секты Чурикова чем-то вроде живого бога. Чуриков активно действовал, создавая подобные секты, в начале XX века, еще при царе. При советской власти он основал коммуну трезвенников, но непьющие, видимо, вызвали подозрение у новой власти. Дальнейшая судьба его мне не известна.

В общем-то, ничего плохого в пропаганде трезвого образа жизни не было. Правда, посещали ее в основном пожилые люди. Для них это тоже был своеобразный клуб по интересам. Это объединение мне казалось очень полезным, тем более что иногда они действительно добивались результата.

Как-то в Брейтовском районе мне пришлось опрашивать жителей одного села, стоявшего на дороге. Я, как руководитель группы, разыскал избу, где жил председатель местного колхоза, с тем чтобы побеседовать с ним.

Мне открыла немолодая женщина, которая, узнав, кто я и что мне нужен хозяин, страшно перепугалась. Я как мог успокоил женщину и, решив не дожидаться председателя, которого ждали домой только к вечеру, попрощался и пошел к выходу.

Женщина, обрадовавшись, что неприятный визит закончился, вдруг просительно сказала: «Вы уж мужика-то не трогайте, только-только человеком стал. Ну и что, что сектант, зато не пьет».
— А где же он состоит?
— Да у трезвенников. И сегодня поехал туда. Я его туда привела, а то ведь пил по-страшному. А он председатель, ему трезвый ум нужен.


«Ну и дела, — подумал я, — раз председатель, наверное, в партии состоит. Ну да бог с ним, это его дела, перестал пить — и хорошо». И об этом я сказал женщине.

Мне как-то показывали фотографии Чурикова 20-х годов в окружении последователей. Суровый дядька. А среди трезвенников все-таки преобладали женщины. Да и немудрено — в России они были главными жертвами пьянства мужчин…»
Электричка идёт мимо Боголюбовского луга у церкви Покрова на Нерли во время весеннего разлива.

📸Кирилл Новиков
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Антон)
ВЕПСЫ И ЛЕТОПИСНАЯ ВЕСЬ

В связи с возникающими вопросами о соотнесении вепсов с летописной весью кратко изложу свое видение вопроса

Поскольку этноним весь, несомненно, производен от vepsä, то и весь белозерско-пошехонскую отождествляли с вепсами. Но тогда еще не было в достаточной степени изучены географические названия

Вместе с тем, топонимия свидетельствует, что даже юг Белозерья был для вепсов периферией

И археологически белозерская весь входит в волжско-финскую культурную зону

В настоящее время вполне обоснованной является точка зрения, что вепсское население сложилось в результате смешения прибалтийско-финских по языку носителей средневековой приладожской курганной культуры и белозерской веси, волжско-финской по языку

Таким образом, летописная весь - это общая составляющая (наряду со славянской) современного русского населения Белозерья, Пошехонья и современного вепсского населения

При этом ранних вепсов ("приладожскую чудь") в большей степени интересовало Заволочье (оно интересовало всех), поэтому они со своей основной территории к востоку от Волхова, района Ояти проходили широкой полосой по Вытегорскому, северу Бабаевского района, северу Белого озера и частично переходили волоки, сливаясь с остальными колонизационными потоками, частично оставались на территории северо-запада Вологодской области

Хотя отдельные вепсские группы, разумеется, доходили до Шексны и Сухоны, но сплошного массива топонимии не оставили
Как добавить себе важности.

На обороте этой маленькой симпатичной нательной иконки с шестикрылым Серафимом скрывается прикладная печать, которой владелец мог заверить важные для него грамотки, капнув горячим воском и сделав на нём оттиск всегда сопровождающей его вещицы. Такие иконки-печати мастера отливали скопом загодя (видно, что изображение в центре печати человечка-воина уже пережило немало копирований), а потом на каждой отдельной уже под конкретный заказ вырезали имя - печать Варсонофиева, Тимофеева или там Антониева. Но в нашем случае имя заказчика было простым и коротким - Иван, и резчик решил самовыразиться, заполнив надписью всё поле и не оставляя неизящной пустоты. Вышла "ПЕЧАТЬ ИВАННООВА". Немножко по-фински звучит, но ни с кем не спутаешь.

Аким Трефилов.

24х15. Серебро. Звенигородская земля. XV в.

#археология #звенигород #XVвек
Forwarded from Меряфутурист
Хамуны и сицкари.

В Словаре ярославско-костромского диалекта Мельниченко наткнулся на «хамунов». Согласно «Словарю» так называли уроженцев некоторых деревень Брейтовского района Ярославской области живших рядом с сицкарями. Там же, в «Словаре» упоминается частушка, сложенная про две эти субэтнические популяции:

«Сицкари идут дорогой,
хамуны по сторонам.
Вы не бойтеся, ребята,
Ничего не будет вам»

В каких именно деревнях жили хамуны Мельниченко в своем «Словаре» не уточняет, но я нагуглил, что жили они в селе Брейтово, Черкасово и в близлежащих деревнях.

Этот катойконим (именование жителей определённой местности от др.-греч. κατά — «под» и οἶκος — «дом») происходит от слова «хамовники», т.е. ткачи. Известно, что с XIV века в районе современного села Брейтово сильно развивалось ткачество. Своего расцвета это занятие достигло там в XVII веке, когда Брейтово и стоящее рядом Черкасово превратились в один из самых крупных центров ткачества в Московском царстве.

С хамунами сицкари сосуществовали очень напряженно. Негласная территориальная граница между хамунами и сицкарями проходила в районе современных деревень Цыбыцино (хамуны) и Новое Мерзлеево (сицкари). На гулянья и беседы они друг к другу не ходили. Сицкари были драчливее и гораздо более отчаяннее, зашедших к ним по какой-то причине хамунов избивали. При этом главными задирами в этом вековом конфликте были сицкари. Хамунов во всей Сицкой округе в культурном плане считали выше сицкарей, образованнее.

Как видим, приведенная выше частушка появилась не случайно. Хамуны и сицкари никогда не роднились между собой, и между ними существовала устойчивая вражда.

Хамуны как и сицкари были небольшой субэтнической группой, по-видимому, автохтонной, скорее всего близкой к мологжанам, и ее численность вряд ли когда либо превышала 2,5 тыс. человек.

К слову, разглядывая весьма своеобразную архитектуру сицкарских деревень я обратил внимание на «ломаную» крышу характерную для хат голядско-крывицкого (балтского) этно ареала Смоленщины, Северо-западной Калужчины и Восточной Беларуси. И тут интересно то, что существует предположение о наличии у сицкарей белорусского («литовского») этнического компонента.

Ярославский этнолог Лена Павлова как-то рассказывала, что они вместе с коллегой Ниной Владимировной Обнорской, на основе изучения истории князей Сицких — князей Сицкого княжества, являвшегося уделом княжества Моложского, предположили, что предки сицкарей могли быть перевезены в эту местность после Второй русско-литовской войны 1507-1508 гг.. князем Фёдором Петровичем «Кривым» Сицким (ум. после 1535 г.), активным участником этой военной кампании. Т.е. сицкари это «литовские людишки», полон с пограничья ВКЛ, а попросту говоря, кривичи.

По-видимому, именно этим объясняется замкнутость их общины на протяжении столетий и кровная вражда с местными автохтонами — хамунами.

#сицкари #хамуны #XVIвек #сицкоекняжество #ярославскаяобласть
Forwarded from Меряфутурист
«Morsie». Меря или Татарские мурзы? (Часть I)

В 1698 г. по приглашению Петра I в Московское царство прибывает английский корабельный мастер Джон Перри. Прослужив здесь в общей сложности 14 лет, и вернувшись на родину, в 1716 году Перри публикует в Лондоне сочинение о своей службе и о преобразованиях царя Петра под заглавием «Состояние России при нынешнем царе» (англ. The state of Russia under the present czar). Наше внимание привлёк следующий фрагмент этой книги в русском переводе княжны Ольги Михайловны Дондуковой-Корсаковой (1871):

«Мордва и Меря, а также Черемышские Татаре по сю сторону Волги, покоренные за 140 лет тому назад, проживающие в деревнях, находящиеся в постоянных сношениях с Русскими и под непосредственным управлением Царя, также положительно отказываются от принятия Христианской Веры».

Как можно убедиться из оригинальной копии сочинения, словом «меря» княжной Ольгой Михайловной Дондуковой-Корсаковой был переведён с английского некий этноним Morsie упомянутый автором наряду с Murdaw (мордва), Cheremiss Tartars (марийцы).

На первый взгляд Morsie походит одновременно и на Mari / Marie и на Ersia. А так же на форму термина Меря в наклонении: Мерский. Известно, что на Верхневолжье были Мерские станы, и выходцев из них тоже могли звать «мерскими». По аналогии с «русскими», а сами меря мигрировали с территорий Ростово-Суздальской земли в Меровию (Ветлуга).

С другой стороны, Морсе — это такой же оборот как Морд-ов и уд-Мурт. Впрочем, в списке мы видим мордву и черемису. Значит, речь не о них. Конструкт же «удмурт» заметно дальше по звучанию, поэтому тоже не подходит.

Долго мы с Оли и Ваской ломали голову над этим загадочным этнонимом пока не нашли сборник саратовского историка, краеведа, архивиста, родоначальника изучения истории мордовского народа Александра Александровича Гераклитова (1867–1933), «Избранное» Саранск, 2011.

В нем, в статье «Несколько малоизвестных заметок о мордве иностранных путешественников конца XVII — начала XVIII в.», Гераклитов подробно разбирает труд Перри.

У Перри в тексте сначала упоминаются Mordwa and Morzee Tartars потом Murdaw and Morsie, and the Cheremiss Tartars. Гераклитов переводит Morzee Tartars как «татарские мурзы», соответственно далее по тексту Джона Перри Morsie — просто «мурзы».

Речь идет о мурзах бывшего Мещёрского юрта, т.е. земель бывшего Касимовского ханства существовавшего с 1452 по 1681 г. в междуречье средней Оки и бассейна Мокши на части территорий современных Рязанской, Тамбовской, Нижегородской областей и Республики Мордовия со столицей в Касимове. Татары в Мещёрском юрте составляли правящую верхушку — хан, его семья и двор, карачаи, беки, мурзы, аталыки, казыи и казаки. Податным населением была «мордва», т.е. эрзя и мокша. Сами татары разделялись на два субэтноса — собственно касимовских татар и мишарей, которые также были военным сословием юрта.

С конца XVI века началась медленная христианизация касимовских татар, в 1573 году принял крещение Сеин-Булат и был наречён Симеоном; около 1653 года — Сеид-Бурхан под именем Василия.

Ликвидация Касимовского ханства в 1681 году, перевод касимовских татар и мишарей из правящего и военного сословия в гражданское, в ходе которого многие из них стали торговцами, ремесленниками, мелкими землевладельцами и государственными крестьянами, а также усиление христианизации в Петровское время, стали причиной переселения касимовских татар, и в особенности мишарей, из пределов бывшего Касимовского ханства на земли современного Татарстана, и нижней Волги. Особенно сильно этот процесс затронул татарских мурз, чей дрейф был связан с потерей доминионов в Мещерском юрте.

Именно с такими мурзами — Morzee Tartars / Morsie, конными дворянами, познакомился Перри при строительстве Волго-Донского канала через Камышинку — Иловлю.

Продолжение 👇

#меря #мишари #татары #мордва
Forwarded from Меряфутурист
«Morsie». Меря или Татарские мурзы? (Часть II)

В итоге, упомянутые Перри этнонимы можно интерпретировать так: Mordwa — мордва, Morsie или Morzee Tartars — татарские мурзы (мишари), Cheremiss Tartars — горные марийцы, или, чуваши, тут не очевидно.

Откуда же в тексте княгини Ольги Михайловны Корсаковой-Дундуковой, автора первого русского перевода книги Джона Перри, появилась Меря— Morsie?

Ольга Михайловна выросла в образованной аристократической семье. Её отец сделал карьеру по линии министерства просвещения, став вице-президентом Академии наук. Брат отца был приятелем Пушкина. Старший брат – генералом, успешным полководцем и воинским управленцем. Другие братья и сёстры тоже не потерялись в жизни: одни сделали карьеру по разным ведомствам, другие вращались в кругах образованного общества. В целом, все они были в курсе новейших веяний общественной мысли, в том числе исторической науки. Постреформенное же время — эпоха взлёта интереса не только к древнерусскому, но и как следствие, к мерянскому наследию, как естественной части первого.

В 1851 г. граф Алексей Сергеевич Уваров, начинает свои раскопки курганных могильников Владимиро-Суздальского княжества, на основании которых позднее напишет свою книгу «Меряне и их быт по курганным раскопкам» вышедшую на год позже (1872) перевода Джона Перри сделанного Корсаковой-Дундуковой (1871). Не удивительно, что Ольга Михайловна знала о Меря, бывших во второй половине XIX века на слуху, и допускала, что речь у Джона Перри может идти именно о них. Но, как видим, её интерпретация этого загадочного этнонима оказалась ошибочной.

Оли, Васка, Анди. (С)

#меря #мишари #татары #мордва
Нашли вы конечно время, вспоминать связь Дондуковых-Корсаковых с графом Уваровым. Как рассказал нам Александр Сергеевич Пушкин, связь эта носила экстремистский характер!

Но если отвлечься от контекста знаменитой эпиграммы, то можно вспомнить что один из Корсаковых (которые приходились седьмой водой на киселе Дондуковым-Корсаковым) — казанский историк Дмитрий Александрович в 1872 году выпустил монографию «Меря и Ростовское княжество. Очерки из истории Ростовско-Суздальской земли», где были заданы рамки всех вопросов о древней мере, об участии мери в этногенезе великороссов и о реликтах мерянской культуры, типа языка офеней.

Короче, не удивительно, что Дондукова-Корсакова мишарских мурз приняла за мерю. На волне общего подъема историографии в финно-угорское прошлое исконной России хотелось углубиться многим. Ключевский этот момент историографии законсервировал в своём «Курсе». Но по всей логике там действительно «мурзы», которые всегда писались отдельно от прочих этно-сословных групп.

Забавно при этом, что род Корсаковых — литвинский, появившийся в Москве в свите Серсеи Софьи Витовтовны, которая известно как относилась к Галичу Мерьскому и утвердившейся там княжеской ветви.

PS
По научному руководству я прихожусь далёким пра-пра-пра-пра-учеником Дмитрию Александровичу Корсакову. Но поскольку в науке не прижился, моя ветвь — тупиковая.

https://yangx.top/merjanin/2233
Мой скромный канал достиг числа в 500 уже 600 подписчиков. Для кого-то это не очень много. Но это выглядит невероятным для марта 2022 г., когда я ушел из инстаграма (запрещен в России за экстремизм, и поделом ему), призвав подписываться в телеграме, а из тамошних 1500 человек сюда пришло только 18 :)

По традици в телеграме принято упоминать то интересное, что читаешь сам. Тем более некоторые каналы меня репостили когда-то, и есть повод сказать им искреннее спасибо.

Итак:
1. Ростовская земля
https://yangx.top/zalesje
Канал, который меня изначально замотивировал не только снимать о местах съёмки, но и читать, писать, думать о них. И личное спасибо, ваш первый репост моего кадра с Золотыми воротами из Владимира как раз и дал первый толчок росту аудитории.

2. Меряния https://yangx.top/merjanin
Канал о прошлом и настоящем летописного народа меря. С частью материалов я не согласен, но большая часть про историю края, традиции, людей - это всё вызывает искренние максимально теплые чувства.

3. Славянская мифология https://yangx.top/slavicmythology
Канал, в котором автор на основе научных исследований и реальных источников, а также своих размышлений, пытается проникнуть в мир славянского язычества.

4. Канал Прошлое
https://yangx.top/proshloejournal
Михаил Родин держит в курсе по поводу его новых исторических видео, в которых самая последняя информация об исследованиях от лучших историков.

5. Читаю периодически канал Записки о старообрядчестве https://yangx.top/russianoldbelievers

6. Канал Российские древности https://yangx.top/russianold рассказывает об истории и современном состоянии памятников Древней Руси.

7. Канал Князь Ярославский в деталях рассказывает об истории исторического (пардон) сердца России, а таковым я считаю область регионов Владимира, Иванова и Ярославля https://yangx.top/theodoretheblack

8. Про Китай я читаю агрегатор мировых новостей Китайская угроза (реально там совсем не про угрозу Китая, а переводы статей о Китае с разных точек зрения) https://yangx.top/daokedao

9. И недавно подписался на интересные китайские и не только Записки Ма Женчжи https://yangx.top/ma_renzhi

10. Ещё периодически читаю переводчика древних текстов Бронислава Виногродского про взгляд на мир через очки китайской культуры и философии.
https://yangx.top/bbvinogrodskiy

11. Читаю Толкователя, а особенно те посты, где про историю России и социологию русского общества
https://yangx.top/tolk_tolk


Ещё отдельно должен сказать спасибо каналу традиционалистов Русскій вѣстникъ https://yangx.top/traditional_news,
который прям очень часто репостит мои фото. Если мои современные фото подходят и для этой тематики, что ж я рад. Спасибо!



На этом не злоупотребляю текстом и возвращаюсь к работе над фотографиями.