Василий Филиппов. Психология, управление, энергетика.
343 subscribers
407 photos
58 videos
7 files
736 links
Канал Василия Филиппова, психолога и консультанта по управлению. Психология, управление, мужская психология, женская психология. Консультирование организаций. Гипноз, КПТ, НЛП, ЭОТ, Арт-терапия.
加入频道
Очень странные тезисы.

Меня очень заинтересовали тезисы (лозунги) «Ассоциации промышленного майнинга» (есть и такая!), а также её защитников. Захотелось их разобрать.

1.Организации промышленного майнинга, платят налоги, создают рабочие места, занимаются социальноориентированной деятельностью.

Странно оплату налогов и потребность в персонале ставить себе в заслугу, если задуматься. Сложно так же предположить, что кто-то запретит заниматься социальноориентированной деятельностью, занимаясь чем-то более общественно полезным.

2. Единое ценообразование и недискриминационный доступ — те аксиомы, на которых строился оптовый и розничный рынок.

Строился и … как все мы знаем… не построился. Розничный рынок вовсе не уродился, а оптовый оброс «рыночными» ДПМами и всяким таким.

3. Развитие криптовалют — устойчивый тренд, который сформировался во всем мире, он возник из-за высокой потребительской ценности цифровых активов.

В США устойчивый тренд – рост опиоидной наркомании. И что?
Ещё более интересно, КАКОВЫ ИМЕННО ценности криптовалют для ОБЩЕСТВА? Отдельные потребители несомненно могут обогащаться (в том числе и на спекулятивных операциях и выводе денег за границу), но какова ОБЩЕСТВЕННАЯ польза?

4. Это стало следствием осознания всех возможностей и потенциала рынка для экономического развития страны и ее безопасности.

Очень красивая фраза, но каковы именно возможности и потенциал? Для производителей электроники для майнинга он есть, для криптобирж – есть, но для нашей страны, в чём развитие?
В размещении стороннего оборудования и пережигании углеводородов? Так вроде бы, устойчивый тренд в мире в том, чтобы перестать это делать вовсе.

5. Россия заняла в глобальном рейтинге принятия криптовалют второе место. В перспективе мы видим хорошие возможности для роста потребляемой электроэнергии промышленным майнингом — в 2-3 раза, до 5 ГВт.

Обычно мы не склонны признавать места в международных рейтингах, зная, как они рисуются. В чём отличие? А если РФ на первое место в рейтинге дураков поставят, тоже радоваться?
Китай криптовалюту и вовсе запретил, а ведь одна из ведущих экономик мира.

6. Необходимо отметить, что увеличение бытового потребления электроэнергии в Иркутской области происходит на фоне снижения численности населения. Прежде всего, это свидетельствует о развитии «серого» и «черного» майнинга.

Доказано ли это? При снижении численности населения (на 0,8% всего), рост может быть обусловлен множеством факторов, включая рост потребления оставшимся населением.

7. Рост нагрузок промышленного майнинга не должен приводить к системным проблемам в отрасли.

Не должен, но приводит. При этом, криптоферма сегодня есть, а завтра – нет, в отличие от более капитальных предприятий. И ориентироваться на нестабильный криптобизнес в развитии электроэнергетики как-то странно.

Почему крипто-лоббисты не предложат другое решение? Например: криптофермеры через свою ассоциацию строят экологичную генерацию, половину выработки отдают в ЕЭС по рыночным тарифам, остаток тратят, как захотят.

Зачем им столь несоответствующая мировым трендам не вполне зелёная криптовалюта?
А, я забыл.. Иркутская область… ГЭС… Низкий НЕ РЫНОЧНЫЙ тариф...
Интересно, это тоже мировой тренд?

С другой стороны... Если ориентированным на экспорт алюминщикам можно, то почему криптофермерам нельзя?

Всё, я запутался. И, кажется, дело не в криптовалюте.
Место здесь какое-то ... странное.

Если я где-то ошибся, прошу меня поправить.

Консультант по управлению,
психолог,
Василий Филиппов

#vgfэнерго #vgfуправление #майнинг
Потребление и Общество потребления. 50 тезисов.
часть 1.

В чате предложили раскрыть тему Общества потребления.
Дело в том, что тема в целом уже раскрыта и не раз. :)

Торо написал "Уолден или жизнь в лесу" в 1854 году, Бодрийяр написал "Общество потребления..." в 1970 году.

Есть книги попроще:
Де Грааф "Потреблятство, болезнь, угрожающая миру",
Шварц "Парадоксы выбора: "почему меньше значит больше",
Холл "Аскетизм"
Есть масса статей обо всё этом, а также про Минимализм, Simple living и Slow living.
Всё гуглится и скачивается. Знай - читай, не ленись. :)

Для меня лучше всего тему общества потребления иллюстрирует эта фотография.
"Деньги - это счастье!" - говорят эти милые искренние лица.
Больше и добавить нечего!
Или почти нечего. :)

часть 1 (эта)
часть 2
часть 3
часть 4
часть 5
часть 6
часть 7
часть 7,5 вне очереди
часть 8
Философия - это власть!
часть 9 (тест)
фильм по теме

Читать единым текстом на сайте психологов b17

Консультант по управлению,
психолог,
Василий Филиппов

#vgfпсихология
Из Института общей генетики имени Вавилова уволили директора, который публично озвучил тезис о людях, живших ДО ПОТОПА по 900 лет. По его "данным" генетические болезни связаны с "родовым и личным грехом".
Кстати, за него вступилась РПЦ. :)

***
Говорят, академик Иван Павлов выгонял из своей лаборатории сотрудников, которые говорили "собачка грустит" и т.д.
Потому что учёный, который без оснований приписывает животному чувства человека, не совсем учёный. :)

***
Ибо, вера - одно, а наука - другое.

Источник.

#vgfпсихология
КультМасс на выходных.

фильм "Серафим Полубес и другие жители Земли", 1983, СССР.

Один из любимых фильмов, очень советский, психологичный, посвящённый поиску себя, внутренней свободе и творчеству.
Успешный московский чиновник отправляется в командировку в глухомань, откуда ему вернуться, похоже, не суждено. По крайней мере прежним.

Как ни странно (для СССР), в нём затронуты темы "успешного успеха" и ценностей Общества потребления - темы следующей недели.

На Кинопоиске.

#vgfКультМасс #vgfкино
#психологишутят

"Жена-чудовище и другие страшные истории для мужчин".
:)

#юмор
Сегодня думается на тему самопроявления в нашей культуре:
- российской вообще;
- бизнесовой, госслужебной, офисной - в частности.
Если интересно, предлагаю обсудить в комментариях. Можно в личные сообщения (тема как раз соответствует).
У меня это не тема для изложения, а направление мыслей.

Однако, канву обрисую.

Самопроявление.

Самопроявление - открытое проявление чувств и высказывание мыслей.
Что приходит вам в голову на эту тему прямо сейчас?
Как это - проявиться, открыть чувства и мысли другим людям? Нормально, интересно, рискованно, опасно, как?

По сути, проявиться - открыть себя, своё "истинное Я".
Не социальную маску "вот я такой(ая) правильный, красивый, социально-одобряемый, хороший", а реальных себя.

Ожидаемый вопрос "А зачем?"
Ну зачем человеку открываться перед кем попало?
И такая формулировка некорректна, она лишь защищает от необходимости отвечать и углубляться в тему.

Ответ:
потому что скрываем «истинных себя» мы двумя способами:
1. За социальной маской – ролью, как у актёра на сцене.
2. Сидим в уголке, чтобы не заметили.
1,5. Нечто промежуточное, называемое «покерфэйс».

Второе – путь глубоких интровертов – не одобряется социально. Получить социальное ободрение важно и это естественная потребность. Совершенно свободны от социального одобрения только психопаты – психически больные люди. Но их не так много (как кажется).

То есть, люди хотят социального одобрения, но боятся раскрываться, потому что это риск социального неодобрения. Остаётся первое.
Создают социальную маску уже во время учёбы, или позже – на работе.
Но работа занимает большую часть жизни человека и маска «приклеивается» как в фильме «Маска» с Джимом Кэрри. Постепенно человек уже не отделяет себя от маски, находится постоянно в социальной роли. Те, кто не создали хорошую маску, часто не одобряются, к ним относятся в коллективе с насмешкой или подозрением.
Обычно, чем выше «социальный статус», тем выше требования к маске. Для чернорабочего требований нет вовсе, для ТОП-а они наивысшие.

И есть проблема.
(продолжение).


Консультант по управлению,
психолог,
Василий Филиппов

#vgfпсихология #самопроявление
Самопроявление.
Часть 2.
(в начало)

Проблема в том, что поддержание роли требует энергии и порождает напряжение. Напряжение от того, что человек, чтобы соответствовать роли и поддерживать маску, вынужден отказывать себе в самовыражении, сдерживать себя в импульсах и желаниях.

То есть:
- появилось желание;
- желание порождает энергию (напряжение) для получения желаемого;
- оно сразу сдержано для оценки, насколько оно соответствует роли (что подумают другие);
- если не соответствует, оно сдержано окончательно, отложено или в нём себе отказано;
- а энергия (напряжение) никуда не делось;
- чем сильнее желания и чем дольше сдерживание, тем выше суммарное психическое напряжение.

Эта тема всплывает в работе с женщинами, когда они осознают, насколько «Когда я тщательно выбираю одежду на работу, крашусь и т.д. – это как доспехи, которую я надеваю на себя, чтобы защититься». (А потом, возвращаясь домой разительно меняется, снимая всё это вместе с маской.)

А с мужчинами и работать не надо для того, чтобы заметить это во время возлияний: насколько меняется человек, отпускает себя, выпив.

Роли – хорошо и нужно. Без них и не деться никуда.
Но самопроявление – это не «открываться ПЕРЕД КЕМ-ТО», а уметь проявлять СЕБЯ. Не для кого-то, а для себя. И не обязательно постоянно, а хотя бы уметь это делать, причём не упиваясь в зюзю, а на трезвую голову.

Сила напряжения зависит от:
- разницы между играемой социальной ролью и естественностью;
- времени поддержания напряжения (игры роли).
Чем сильнее роль отличается от человека, чем дольше её приходится играть, тем сильнее напряжение.
Чем сильнее напряжение, тем мощнее требуется разрядка. Чем мощнее разрядка, тем сильнее выход желаний и импульсов из-под контроля. Ведь сдерживание импульсов и желаний – это контроль.

А потом всеобщее изумление: ведь такой хороший актёр, такой приличный человек, зачем же он сел за руль бухой, да ещё и человека насмерть сбил?
Да не зачем, а почему: постоянно играет роль «хорошего актёра и приличного человека», а чтобы раскрепоститься и снять контроль, нужно бухнуть. Но контроль с помощью алкоголя снимается не в отдельной сфере жизни, а весь сразу.

Опять же, если держать внутреннее напряжение, не снимая. Будет психическая перегрузка, психологический или нервный срыв или инфаркт.
Поэтому уметь самопроявляться – это не «перед кем-то», а «для себя». Причём, это навык – умение, которое некоторые люди утрачивают напрочь. Заодно утрачивая доступ к чувствам, собственным желаниям, мотивации.

На мой взгляд, помогает вернуть этот навык творческая активность. Свободное творчество – это фактически арт-терапия.
Однако, к творчеству у людей с сильно прилипшими масками тоже много сопротивления. Оно им кажется «недостаточно серьёзным» (по сравнению с привычной ролью сдержанного человека). И они правы!!! Творчество – это недостаточно серьёзно. А вот инфаркт и алкоголизм – в самый раз – выбор победителя! :)

Промежуточный вариант: доживает человек в маске до определённого возраста, потом понимание «все эти годы я жил(а) не своей жизнью» и всё прошлое под откос! Но навык самопроявления-то из ниоткуда не появится…

Но тогда вопрос: чего же мы (наша культура, общество), так (пардоньте) до ус%ачки боимся, что выбираем алкоголизм и ранние инфаркты?

Или не боимся и это всё не так?
А как вы скидываете напряжение от профессиональной роли или маска уже прилипла?

Консультант по управлению,
психолог,
Василий Филиппов

#vgfпсихология #самопроявление
Общество потребления. 1.
Потребление и общество потребления. Тезисно.
часть 2.
(в начало)

1. Люди объединяются в группы (нация, сообщество, субкультура, коллектив), это естественная потребность. Обычно группа формируется по некоему признаку, объединяющему участников. Группы могут быть формальными и неформальными.

2. В группе люди живут, разделяя какие-то смыслы и ценности, которыми отличаются от других групп. Люди в группах любят отличаться и противопоставлять себя другим группам. Особенно приятно выглядеть при этом лучше других. Если сравнение не почему-то объективно измеримому (бегать быстрее, в шахматы обыграть), а по факту приписывания себе признака (улица или район, как в недавнем сериале, принадлежность к болельщикам футбольной команды), то в любом случае сравнение будет в свою пользу.

3. В группах естественным образом образуется иерархия, но она может создаваться также принудительно и искусственно. Занимающие более высокое положение в иерархии могут хотеть получать больше благ, чем нижестоящие. Самый лёгкий способ получить их - за счёт других – нижестоящих или представителей других групп. Для этого нижестоящими надо целенаправленно управлять, чтобы они отдавали своё или помогали отобрать чужое.

4. Самый грубый и явный способ контроля других людей и отъёма благ - насилие. Гораздо более сложный и скрытый - через формирование и внушение другим определённых мыслей, ценностей и смыслов. Тезис не нов (Бехтерев «Внушение и его роль в общественной жизни», 1903). Но за это время появились СМИ и внушение стало массовым, более точным и контролируемым.

5. Выраженным самостоятельным критичным мышлением обладает меньшинство населения, предположу, что достаточно небольшой процент. Преимущественно не из-за глупости даже, а из-за отсутствия навыка, привычки, времени и сил.
Ещё меньший процент способен осознавать и формулировать собственные смыслы и ценности. Этому людей опять же нигде не учат. Большинству людей этого просто не надо, но это не значит, что они чем-то плохи. Все живут по-разному, кто как хочет и может.
Но это значит, что смыслы и ценности этим людям внушат извне. Может быть родители и окружающие естественным путём, а может быть посредством целенаправленного воздействия (п. 4).

6. Распространённость идеологии капитализма породила потребность в постоянном экономическом росте, а она привела к появлению Общества потребления, в котором каждый индивид должен стремиться как можно больше потреблять, чтобы, как ему внушено, «получать больше счастья», но на самом деле только чтобы обеспечивать экономический рост.

7. Чтобы заставить людей потреблять, им внушают ложные идеи, манипулируют их сознанием посредством СМИ (включая кинематограф, эстраду и литературу).
Это не сложно, так как (п.5), люди не способны противостоять внушению, тем более что оно производится качественно.

8. По отношению к этому внушению люди (не осознанно или осознанно) делятся на три категории: поддавшиеся, сомневающиеся и сопротивляющиеся.

9. Порядка 25% людей (по оценкам психиатров, видимо в любом обществе) относятся к категории «лёгкая степень умственной отсталости», что не позволяет им абстрактно мыслить, а осознание и критика происходящего опираются на абстрактное мышление. У них нет другого выбора, кроме как поддаваться внушениям. Добавим расслоение по уровню знаний и образования. Думаю, на более 50% не могущих критически осмысливать информацию мы выйдем. А это большинство.

10. Если большинство людей в группе (обществе) начинают разделять некие мысли и ценности, остальные ощущают психологическое давление (Л. Фестингер «Когнитивный диссонанс»).
Это не целенаправленный процесс, могущий быть неосознанным, но порождающий давление, если человек понимает, что не соответствует окружению, отличается. Чем сильнее отличие, тем выше давление. Отличие значимо любое: от тем разговоров до внешнего вида, включая потребление всего, включая одежду, информацию, культуру, «маркеры статуса» (статусные вещи), продукты питания – ВСЁ.

Консультант по управлению,
психолог,
Василий Филиппов

#vgfпсихология
Общество потребления. 2.
Потребление и общество потребления. Тезисно.
часть 3.
(в начало)

11. Чем глупее человек, тем менее он критичен в том числе к самому себе, своим способностям, уровню интеллекта. И тем более уверенно он считает что то, что он думает, является единственно верным. Это помогает ему, при донесении информации до других, иметь более убеждённый и уверенный вид, что оказывает влияние на аудиторию, так как невербалика (поза, мимика, жесты, интонации и т.д.) играет важную роль при восприятии информации, а если речь ускорить, говорить громче и напористее, то это определит согласие некоторой части аудитории.
При этом, людям со сниженным интеллектом недоступны темы сложные и абстрактные, то есть большая часть познания и культуры, зато вещественное, простое, опирающееся на животные потребности – вполне, а это как раз вся сфера материального потребления.
Фактически эти люди оказались группой поддержки идеологии потребления. При этом сами они обычно пытаются компенсировать чувство собственной недостаточности, униженности или ущербности демонстрацией принадлежности к чему-то дорогому или «статусному».

12. Появление социальных сетей и доступ к ним любого человека, независимо от наличия психиатрических диагнозов и уровня интеллекта, фактически сняло остатки какого-либо общественного контроля со СМИ.
Концентрация тем потребления в информационном поле возросла, что повысило уровень когнитивного диссонанса и давления «общества потребления» на людей.
Поддаваясь давлению, сомневающиеся переходят в категорию поддавшихся внушению, начинают разделять предлагаемые ему ценности. В какой-то момент практически весь общественный дискурс (информационное поле), заполнен темами, так или иначе связанными с потреблением.
Так формируется общество потребления с его ценностями, смыслами и идеалами.

13. Не то, чтобы Общество потребления автоматически означало Общество дебилов (как часто шутят в интернетах), но оно определённо эксплуатирует недостаточно умственно развитых людей, психологические травмы и животную природу человека: желание быть выше других или хотя бы казаться по факту обладания чем-то, желание демонстрировать благосостояние (пусть и в кредит), вызывать зависть.
Можно легко заметить связь между «примативностью» - сильно выраженной животной природой в человеке, не скомпенсированной ни образованием, ни воспитанием и падкостью на бренды и демонстрацию обладания ими.

14. Бренды эксплуатируют потребность людей формировать группы (п.2), случается группирование по брендам (водители BMW, владельцы мотоциклов Harley Davidson и т.д.) и потреблению услуг (обычно некие заведения, которые говорят потребителю, что они премиальные, за что потребитель должен отдавать больше денег, но получает право чувствовать себя более достойным).

15. Если человек играет в эту социальную игру про потребление, покупая что-то «статусное» и более дорогое, он как бы получает право (и верит в это), чувствовать себя выше тех, у кого этого нет или кто пользуется чем-то более дешёвым.
Например, в школе владелец новенького Iphone может считаться более «статусным», чем владелец обычного смартфона, пусть и с такими же функциями. В школе это лучше заметно, но многие взрослые продолжают играть в эту игру всю жизнь. Это не хорошо и не плохо, просто так есть.

16. Покупка чего-то брендового не означает происходящую внутри человека социальную игру, но тщеславие человека брендами эксплуатируется очень активно, и если зависимость от брендов налицо, человек в игру вовлечён.
Есть определенные группы, в которых, если человек хочет принадлежать к ним и восприниматься как равный, он вынужден соответствовать определённому «коду», как минимум во внешнем виде, одежде, аксессуарах. Это и часть бизнес-среды, различные специфические тусовки», субкультуры, созданные вокруг брендов (п.14). Входящему в такие группы придётся обзавестись соответствующими «маркерами» потребления.


Консультант по управлению,
психолог,
Василий Филиппов

#vgfпсихология
Место ритуала в современной российской энергетике.

Если бы в РФ имела место наука (настоящая, не сводящаяся к освоению бюджетов), то возможно нашёлся бы некий наблюдательный учёный, который заметил бы, что в электроэнергетике нашлось место любопытным ритуалам.

Ритуал - совокупность действий, сопровождающих религиозный акт или некий порядок действий, обусловленный традицией (а не эффективностью и смыслом). Совершается обычно ради демонстрации чего-то кому-то.

Ритуалы очень важны и ни одно племя людей без них не обходится.
Например, в Японии, дабы навлечь плодородие на с/х земли, толпа людей несёт гигантский фаллос (%%% по-нашему) через весь город.
В племени Форе (Новая Гвинея) принято было после кончины соплеменника, поедать его труп. Причём, мозг доставался детям, чтобы они росли умнее. (Правда потом выяснилось, что преимущественно так передаётся не ум, а болезнь Куру и ритуал исчез.)
А в Африке в племени Масаи, где смерть не считается событием естественным, а значит всегда есть виновный, его изобличают так. Труп сажают под дерево, вокруг рассаживаются соплеменники и ждут, пока тело упадёт. В чью сторону упало, тот и виноват, а значит должен уплатить штраф.

Много есть интереснейших ритуалов, причём, если нам не понятен их смысл, это не значит, что его нет или не было ранее (просто теперь он утрачен).
И совсем не факт, что ритуалы не работают.

Я был свидетелем, как на Соловецких островах в период уборки сена, когда уже много дней шёл дождь и прогноз погоды обещал хляби небесные и наперёд, для остановки дождя провели Крестный ход и дожди прекратились.
Понятно, что «после того» и не значит «вследствие того», что хитрый инициатор хода мог свериться с народными приметами (каждая из которых, точнее российских прогнозов погоды), но факт есть факт: дожди прекратились.

Когда читаешь новость о том, как перед Комитетом ГД по энергетике выступит Заместитель Министра энергетики, поневоле задумываешься, как бы это действо рассматривал антрополог.
Ну сами посудите: из 14 членов Комитета, только 2 имеют образование, связанное с энергетикой и 2 соответствующий опыт работы.
Выступление Замминистра Энергетики, разбирающегося в проблемах отрасли, перед компанией депутатов, «не совсем связанных с энергетикой», если не ритуал, то что?
Учитывая, что выступление в любом случае будет носить формальный характер, а проблемы будут, так сказать, «сглажены», если это не ритуал, то что?

Однако, у каждого ритуала есть или был некий магический смысл. Японцы огромный %%й таскают, чтобы урожай был высокий, папуасы мозг едят, чтобы умнее быть, негры труп под дерево сажают, чтобы справедливость восстановить.
А какой тайный смысл у нашего энерго-ритуала?

По логике, если человек многомудрый делится жемчужинами своего разума с менее подготовленной аудиторией, он послан ей, чтобы осеменять своей мудростью умы внемлющих.
То есть, речь идёт о повышении компетентности.
Давайте проверим, есть ли толк. На Соловках вот дождь прекратился после ритуала – сразу понятно – работает!

Ритуалы выступлений проводятся не первый год. Но если посмотреть на статистику законодательных инициатив, исходящих от членов Комитета, то она окажется удивительной. За созыв всего несколько жалких инициативок, часть которых отправляется на доработку обратно.

Это значит лишь одно: ритуал проводится неправильно! Что-то нарушено или утрачено в обрядовой части. А значит нужно как-то изменить ритуал.

Вариантов масса, решение остаётся конечно за Комитетом, но, в качестве примера:
- при серьёзных авариях, под дерево ставится 3-литровка 18-летнего односолодового, вокруг сажаются ТОПы компании, на чьей территории был косяк, и дегустируют. Чьё тело первым упадёт, тот и виноват;
- перед заседаниями обходить зал с фаллосо-подобной двухметровой опорой ЛЭП, в качестве песнопений голося пункты 35-ФЗ;
- в случае кончины заслуженного энергетика, ну… Но только после проверки на болезнь Куру!

Я не настаиваю именно на этих формах. Просто, как вариант. Если уж так, как есть, работает так себе.

Консультант по управлению,
психолог,
Василий Филиппов

#vgfэнерго #vgfуправление
Общество потребления. 3.
Потребление и общество потребления. Тезисно.
часть 4.
(в начало)

17. До определённого уровня рост цены и степень брендовости (если бренд ответственный) действительно означает значительно более высокое качество, уровень эстетики и комфорта, более долгий срок службы без утраты свойств.
Это факт.
Но с какого-то момента цена каждой условной единицы прироста качества начинает расти очень быстро и рационального смысла переплата не имеет. Смысл становится виртуальным, в рамках внушённой потребителю ценности приобщённости к бренду.

18. Всё, что предлагает усомниться в ценностях потребления, бренда, осознать искусственность ценностей, либо сдаётся под действием когнитивного диссонанса, либо изолируется (позиция отщепенца), либо замухлёвывается (перевирается, обесценивается), либо коммерциализируется и становится частью общества потребления (всевозможные коммерческие тренинги осознанности).

19. Общество потребления формирует человека универсального, не уникального. Самим людям в обществе потребления кажется, что они разделены на группы как минимум по признаку уровня потребления, может быть потребление чего-то «особенного» (но тоже массового) подчёркивает их индивидуальность (что нонсенс), но на самом деле они объединены общими признаками. Это значит, что ими легче управлять. Таким образом, общество потребления объединяет интересы властолюбцев (управляющих обществом) и людей алчных (зарабатывающих на избыточном потреблении). Союз покрепче рабочего и колхозницы. :)

20. Если общество потребления вокруг сформировалось, человеку проще сдаться, принять ценности окружающих людей, чем сопротивляться или осознаваться. И сопротивление, и осознанность – это постоянная трата психической энергии, а человеческое естество этого очень не любит, если не ясна прикладная польза.
Однако, в обществе потребления человеку приходится тратить больше энергии на соответствие постоянно меняющемуся окружению вследствие постоянной смены моды. Получается, что и тут трата лишней энергии, но зато под всеобщее одобрение и признание соответствия некоему «уровню».

21. Вопрос не в том, хорошо потребление или плохо. В конечном итоге, не потреблять вовсе человек не может. Вопрос в том, насколько ценности общества потребления соответствуют глубинным интересам конкретного человека, каковы они – эти интересы, прояснены ли для него самого, откуда взялись и куда ведут. Это вопрос осознания собственных ценностей и выбора жизненного пути.

22. Тема осознания – это тема внутренней работы над собой. С одной стороны, это интересно и полезно для развития личности (хотя определение «развитию личности» дать сложно), с другой – осознание и реальное развитие ведут к индивидуализации человека. Он перестаёт быть похожим на других людей. Не в формате «купи эту машину/сделай эти брови/другое - и будешь не как все», а действительно непохожим, своими ценностями, мышлением, желаниями, поступками.
Эта непохожесть – путь в сторону одиночества. А одиночество может усиливать давление Когнитивного диссонанса (п.9).

23. Общество потребления побеждает по всей планете, и оно будет, даже когда нечего будет потреблять. Тогда «уникальным» потребителям объяснят, что теперь потребляться будет что-то другое, например лекции и книги об отказе от потребления :) и всё исключительно «зелёное» (экологически чистое), но гораздо дороже и т.д.

24. С психологической точки зрения это про социальное управление и психологию масс. С моральной – про эксплуатацию слабостей человека. С духовной, это всё очень похоже на понятие «Дьявол». Но так как в обществе потребления не благословляется думать о таких темах, всё это просто есть, и оно таковое, как есть – Человеку потребляющему лучше это не осмысливать.
Как сформулировал один психолог, «Социальная матрица современного общества не содержит в себе ответов, как из этого общества выйти» (ассоциация с фильмом Матрица).

Консультант по управлению,
психолог,
Василий Филиппов

#vgfпсихология
Уже несколько дней в ЧАТЕ канала идёт битва между сторонниками материализма и идеализма. :)
Неожиданно возникшая тема.
Если хотите поучаствовать, обсудить какие-то темы из публикаций или предложить свои темы и вопросы, добро пожаловать в чат.
Напишите мне в личном сообщении и я пришлю ссылку-приглашение в чат!
Общество потребления. 4.