Отделение # 1 РОД «Русская Философия»
75 subscribers
1.3K photos
63 videos
27 files
1.02K links
Единое пространство философии Забайкалья.
Канал Регионального Объединенного Движения «Русская Философия» в Улан-Удэ, Республика Бурятия.
加入频道
«Жизнь коротка – память вечна»

В соответствии с подходом к понятию времени - этернализмом, предметы, ушедшие в прошлое, можно считать реально существующими. Согласно же презентизму, наше сознание, имеющие их образы в сознании, имеет дело с уже нереальными объектами. Но очевидно, что люди, почитающие ушедших от нас людей, считают их всё еще реальными. И чем больше воздаётся памяти, разнообразных упоминаний их заслуг, тем, думаю, поддерживается их реальность.

Так, бурятский советский писатель Даширабдан Батожабай прожил не очень долгую жизнь - 56 лет. Но память о нем осталась, в его честь организуют конкурсы.

Например, еще несколько лет назад в связи с постройкой нового корпуса Национальной библиотеки РБ, установили статую Батожабая во дворе библиотеки, где он сидит за письменным столом.

А в сентябре 2021 в связи с 100-летним юбилеем Батожабая, в Юношеской библиотеке проходил конкурс буктрейлеров по его произведениям.

А побывав на днях в Юношеской библиотеке, я увидел рисунки на стене фойе – вид на гору Фудзи в Японии, японский броненосец; бурятская юрта среди живописных гор: это иллюстрации к его знаменитому роману «Похищенное счастье», где в одном сюжете сплелись разные судьбы и разные страны во время бурных событий начала ХХ века….

#этернализм #Время #батожабай #памятник #похищеннноесчастье #философиявремени

060922-Улан-Удэ-БРОДРФ
Группа "Теплое молоко" исполняет песни гр.Кино
«Секрет успеха городских легенд»

Вот уж действительно, легенды создают понаслышке – их сочиняют не очевидцы событий, потому предания быстро превращаются в легенды, т.е. не вполне соответствуют истории. Ретро-фестиваль «Последний день лета» прошедший 6 сентября в Центре современного искусства «Залуу», показал превращение в легенды еще раз. Ведь суть легенды в ее если и не фантастичности, то в отличиях от реальной истории (выходит особенно иронично, когда очевидцы не узнают в легенде свои воспоминания)

Как и на прошлую ретро-встречу о Виниле (там же, 29 июля), основной публикой и участниками викторины о музыке 90-х оказалась молодежь лет 18-20. Тем не менее, из пяти команд второе место заняла команда юных девушек студенческого возраста. Они объяснили свое знание музыки 90-х (главным образом иностранной, в которой я не силен) тем, что слушают, увлекаются ей, но специально они к викторине не готовились.

Первое место заняла команда «A-Ha», где было целых трое возрастных участника (две женщины под- и мужчина далеко за сорок); вот они и выиграли с большим отрывом (32 балла против 24). Зато я набрал 18 баллов (один играл за целую команду «Кофе вдвоем» - второй участник лет 35 сбежал, т.к ничего не узнавал даже из российских хитов 90-х). Я легко обошел две команды (по 6-8 человек в каждой) и занял 3 место, поскольку на автомате знал песни русской эстрады 90-х (вроде «Колибри», Меладзе, «Агаты Кристи» и т.п.).

Организованный «Книжным Калашников» (расположенный на том же 3 этаже ЦСН «Залуу») вечер закончился живой музыкой. Группа «Теплое Молоко» из молодых ребят с гитарой и укелеле (они же - одноименная команда, занявшая четвертое место на викторине), и молодой человек, исполнивший каверы групп – «Би-2», «Кино». Его кавер на песню Виктора Стрыкало «Любители дешевых драм» оказался к месту, потому что эта современная группа (2010-2018 гг.) имитировала 80-е годы. Поэтому, я подозреваю, Стрыкало (образ ее солиста Юрия Каплана с пронзительным голосом), и вдохновили Юрия Лапенко и его команду на создание пародийного ретро-сериала «Внутри Лапенко».

Итак, тема недавнего ретро пользуется определённой популярностью. Потому появляются желающие распиариться на ретро. Для этого и нужны легенды – набор штампов, по которым все угадают 80-е или 90-е годы. А стереотип по определению ограничен узкими рамками, то есть не вполне соответствует реальности.

Да и реальность ли прошлое, если оно уже ушло – в настоящем его нет?

Проверить подлинность потому и затруднительно.

В том я вижу и секрет успеха ретро-команд – никто толком не знает, как всё было на самом деле. Когда группа «Браво» в начале 90-х имитировала стиляг 50-х, сами участники группы потом говорили: «Никто не знал, как стиляги выглядели». Конечно, им был известен набор штампов о стилягах, но эта парадоксальная цитата выражает, что Е. Хавтан и В. Сюткин понимали, как штампы далеки от реальности.

А в Улан-Удэ складывается вполне благодатная почва для подъема именно легенд о 90-х. Очевидцы на такие мероприятия о 90-х почти не ходят, а если кто-то и ходит, не узнаёт доброй половины песен и почти ничего из мелодий заставок к сериалам. Так получается потому, что мероприятия организуют дети 90-х, а взрослые американских мультсериалов в конце 90-х я не смотрели, равно как и подростковые сериалы, считавшиеся низкопробными как «Беверли Хиллз 90210».

Похоже на эффект ложной памяти (или здесь - ее отсутствия), который называют эффектом Нельсона Манделы. В случае горлегенд, ложная память скорее у юных поклонников ретро, тогда не живших.

Нечто подобное - об очевидцах исторических событий плохо их помнящих, описано еще А. и Б. Стругацкими в повести «Отягощенные Злом». Там современника Иисуса Христа, дожившего до наших дней, упрекают: «Апостолов - поименно - не помните, где у Дмитрия стоял запасной полк не знаете, хотя лично принимали участие»; не мог указать Агасфер Лукич и где библиотека Ивана Грозного, хотя был его личным библиотекарем...

#ретро #реконструкция #миф #городскиелегенды #элиаде #брунвард #джозефкэмпбелл

070922-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Говорил я вам, не послушались!»

Не делать выводы из уже известных прогнозов и даже опыта - становится традицией не только для непослушных детей, но и для муниципальных служб столицы Бурятии. А ведь я еще несколько лет назад встречался с прогнозами и предостережениями, в которые полумиллионный город уперся лишь сейчас. То, о чем говорили прозорливые люди, так и получилось.

Так, известные всему городу пробки на Элеваторе выросли. Об этом рассказывает
известный в Бурятии психолог (и журналист одной из республиканских газет) Дмитрий Родионов.

Он выпустил еще одну неоднозначную статью о транспортной инфраструктуре Улан-Удэ.

Как всегда тема его злободневна – критика расширения проспекта 50-летия Октября (на “Элеваторе”) с двух до трех полос, из-за чего движение еще больше замедлилось – даже вне часа пик в 11 ч. Минут 40 люди проезжают пару сотен метров. Но главную причину парадоксального на первый взгляд итога увеличения полосности он совершенно не раскрыл. А я все эти годы с осени 2017 года, когда предложил сходную идею увеличения числа полос на улице Терешковой, думал над ее справедливостью, поскольку другой журналист – Егор Б. на планерке сразу возразил: если сделать ещё одну полосу, то пробки только вырастут, т.к. размер выезда на улицу Бабушкина останется прежним. Откуда-то он знал – ведь жил и в Иркутске, и в Москве.

И вот практика подтвердила прогноз Егора, правда в другой части города - на "Элеваторе", где еще более страшные пробки. В общем, как он говорил, так и получилась.

Тем более, Дмитрий Родионов пишет, что разметку до 3 полос там уже увеличивали на время, и все равно опять наступили на грабли...

Дмитрий Родионов лишь еще больше сгущает краски: строятся новые многоэтажки и пробки будут усиливаться. А способ решения пробок на проспекте 50-летия Октября – надо расширить путепровод до пл. Советов – раскопать вширь тоннели под насыпью, по которой проложен Транссиб. Об этой идее "раскопки" путепровода писал один пенсионер в газету несколько лет назад, потом еше раз, сетуя, что облицовку насыпи обновили. К нему тоже не прислушались, а вот сейчас поздновато.

#урбанизация #миграции #ландшафт #городскойпейзаж #экологиякультуры #джентрификация

080922-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Любовь в философии»

11 сентября, на заседании Лаборатории философии в г. Улан-Удэ (организованной БРО ДРФ по заданию РОД «Русская философия»), рассмотрим понятие Любви в философии В. Соловьева.

В своей концепции Всеединства В.Соловьев предполагал преобразование общества при помощи Любви. Труд философа «Смысл любви».

Дата: как всегда по воскресеньям – 11 сентября, в 15.00 на 6 этаже Национальной библиотеки РБ.

#философиявсеединства #Соловьев #философиялюбви #всеединство

090922-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Любовь к кумирам вечна»

В Улан-Удэ восторженные зрители делали селфи со своим кумиром, пишет Новая Бурятия.

Вот уж, правда, искусство вечно. Знаменитый актер Игорь Костолевский получил порцию любви от улан-удэнцев. Вот что значит единое культурное пространство.

Советское и российское кино до сих пор об'единяет разные города.

#кумиры #фанаты #костолевский #гастроли

100922-Улан-Удэ-БРОДРФ.
«Жизнь как игра, или Игра как Жизнь?»

В данном случае, верно скорее последнее утверждение - Игру можно уподобить жизни. 10 сентября в историческом центре Улан-Удэ прошел пешеходный квест «Тайны старого города» (организованный комитетом по культуре Администрации города и улан-удэнским энкаунтером). Если в книге Германа Гессе «Игра в бисер» вполне серьезные занятия людей искусством и даже наукой, названы игрой, то возможно и обратное утверждение.

Ведь 15 команд, многие из которых были зарегистрированы за считанные минуты до ее начала, объединили порой незнакомых до этого людей.
Так, я попросил организатора включить меня команду, где один человек. Он мне сразу показал на молодого мужчину.
"Ваша команда "Анемона?" – спросил я и получил утвердительный ответ (на сайте улан-удэнского энкаунтера были видны все эти нюансы).

Итак, с Андреем(и его 4-летим сыном) мы пробегали по центру от здания к зданию, ища коды, решали головоломки . Заняли в итоге 9 место (из 15), что даже неплохо, многие команды вообще к финишу не дошли.

За два часа поисков кодов на различных лестницах и стенах, игроки прожили подобие жизни…. Или саму жизнь?

Если Игра - модель жизни, то иногда ее можно считать даже самой жизнью. Если бы не игра, участники вряд ли бы познакомились.

Но ведь так нами играют и обстоятельства жизни. И имитация становится одним из факторов жизни.

Люди думают, что играют, а на самом деле, общение и было жизнью (все эти невольные ассоциации с «конкурирующей организацией», как восклицал Бендер в «12 стульях»). Созданные условиями игры и действиями игроков моменты общения, думаю, уже по сути не отличаются от прочих предлагаемых обстоятельств жизни…

Согласно концепции Жака Дерриды, Мир – это Текст. Тогда все игры и квесты, в т. ч. завязанные на интернет и гаджеты – лишь разновидность текстов этого мира.

#человекиграющий #игравбисер #гессе #homoludens #жизньигра #деррида #постмодернизм

110922-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Любовь спасет мир?»

11 сентября на заседании Лаборатории философии в г. Улан-Удэ (организованной БРО ДРФ по заданию РОД «Русская философия»), рассмотрели понятие Любви в философии В. Соловьева.

- Тема любви наверно каждому знакома – во всяком случае, из произведений искусства литературы, из масскульта, - начал модератор Алексей Гергенов. - Тем не менее, это очень глубокая тема. Хотя есть недовольные тем, что тема любви затаскана, ведь в поп-музыке 80-90 процентов песен - о любви, что возможно принижает эту тему. Такое тематическое своеобразие европейской песенной поэзии берёт истоки в лирике трубадуров, писавших стихи о возвышенной любви к Прекрасной даме.

Андрей Извеков добавил:
- Это еще одна из тем психологии. У Эриха Фромма была книга «Искусство любить». Это тоже близко к философии. Наверно одно из крупнейших произведений, потому что, скажем, есть древнеримский автор Овидий Назон с книгой «Искусство любить»…

Модератор Алексей Гергенов вернулся к основной теме обсуждения:
- А так, философская теория Вл. Соловьева основана на любви. Россия развивалась тогда когда он жил, в конце 19 века, большими темпами (экономика, техника, наука), но философ видел отрицательные стороны и хотел изменить страну к лучшему при помощи Любви.

- Земной любви или божественной? – спросил Андрей Извеков.

- Божественной, - ответил модератор. – Но и земной, видимо, тоже. Как считали древние греки, нужна гармония телесного и духовного. И любовь земная, в частности, между мужчиной и женщиной подразумевает присутствие в их отношениях и небесной силы, божественной любви… Недаром обложку одного из изданий «Смысла любви» Вл. Соловьева украшает фото древнегреческой скульптуры мужчины и женщины. Где небесное, там и телесное. Они слиты воедино.

Можно ли любовью спасти мир? Интересный вопрос. Любящий человек вряд ли будет унижать кого-то, во всяком случае, объект своей любви, иначе это не любовь. Если распространить на всё общество любовь, может это действительно было бы решением его проблем. Этика будет подчинена любви…

#философиявсеединства #Соловьев #любовь #философиялюбви #всеединство

120922-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Архитектурные кульбиты Улан-Удэ: спортплощадки на скверах и бульварах»

Как отмечал М. Фуко, архитектура способна задавать жизнь общества, и потому она особенно значима для понимания человека, его ценностей и культуры.

Получается, смешение стилей выражает хаос во внутреннем мире людей, принимающих решения об обустройстве детских игровых площадок на скверах и бульварах, построенных в классическом стиле…

Так, сквер на пл. Славы в мкр-не ЛРВЗ Улан-Удэ имеет две детских игровых площадки, оборудованных дешёвым китайским оборудованием: все эти катушки, турники, рукоходы и прочие тренажеры выкрашены в яркие кричащие цвета, что особенно уродует облик сквера, заложенного в строгих классических традициях еще до войны в 1930-е годы. Сквер гармонирует с ансамблем зданий вокруг, который многие (в том числе блогер-урбанист Варламов) отмечают как редкое наследие прошлого, удачно сохранившееся в Улан-Удэ.
Недавняя перепланировка сквера лишь усилила классический стиль установкой памятника и скульптур труженикам тыла в годы ВОВ.

Но словно назло всему, горе-планировищки дополнили лврз-вский сквер двумя игровыми площадками.

Это зрелище режет глаза.

Вообще, все эти однотипные китайские площадки сами по себе режут глаза яркими красками, калечащими с малых ногтей эстетическое чувство детей там играющих…

Но хотя бы эти детские городки в большинстве своем устанавливались во внутренних дворах домов. Но ведь не перед внешними фасадами, не на бульварах и скверах надо их ставить! У людей нет простейшего эстетического чувства.

Очередную детскую площадку, нарушающую архитектуру, я увидел сегодня и на бульваре Карла Маркса – недавно там сделали врезку площадки и установили ярко-красные катушки и прочие тренажеры. Но там хотя бы это безобразие частично скрыто густыми ветвями вязов.
https://yangx.top/rodrfburyatia/1717?single
#философияархитектуры #фуко #городскойпейзаж #сквер #постмодернизм

130922-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Друиды в Бурятии»

17 сентября на окраине Улан-Удэ - на Верхней Березовке горожане высадят деревья. В субботний полдень любой желающий может восполнить сгоревший в том месте лес.
Примечательно, что организатор экологического мероприятия назвается центр "Друиды".

Друиды - будучи священнослужителями кельтской языческой религии, придавали большое значение деревьям. У них даже астрологический календарь основан на разных видах деревьев.

Не следует забывать, что и у коренных жителей Сибири и Бурятии (эвенков, бурятов) почитаются деревья. Недаром в лесу около Улан-Удэ можно заметить, как на стволах завязаны ленточки, ккски белой материи.

Народные традиции природользования, основанные на бережном отношении к лесным ресурам, изучались Абаевой, Доржигушаевой и другии учеными Бурятии.

Для язычества характерна сакрализация природных об'ектов. Так осуществляется традиционное природопользование: священную рощу недалеко от дома нельзя рубить, при охоте детенышей животных оставлять в живых и т.п.

#друиды #экология #природопользование #шаманизм #язычество

140922-Улан-Удэ-БРОДРФ