Правблог
8.7K subscribers
1.51K photos
302 videos
3 files
6.57K links
Православные блогеры. Живой взгляд на все, что волнует и интересно православным.

Резервный канал - @pravblogreserved

На сербском -
@pravblogs

На английском -
@pravblogen

Обратная связь: @pravblog1feedbackbot
加入频道
Карантин заканчивается – страсти вокруг автокефалии возвращаются

Экс-митрополит Александр (Драбинко) заявил о том, что якобы ряд иерархов РПЦ «согласны с автокефалией Церкви Украины», но не признаются в этом публично.

Более того, по его словам, некоторые из них «с симпатией смотрят» на то, что он сделал, то есть перешел в «ПЦУ».

Честно говоря, кроме улыбки такие заявления вызвать не могут. Представить себе иерарха РПЦ симпатизирующего переходу в «ПЦУ» можно только в состоянии угара. Естественно, Драбинко никак подтвердить свои слова не может и не собирается.

Подобные заявления делаются для того, чтобы «поймать хайп» – всколыхнуть интерес вокруг темы автокефалии «ПЦУ» и напомнить о себе. А то, что это интервью размещено на профанарском сайте Orthodox Times указывает на то, что целью является как раз межправославный резонанс, а не только внутриукраинский. Мол, если уж в РПЦ на автокефалию «ПЦУ» смотрят благосклонно, то что мешает и другим ее признать.

Наряду с визитом премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса в Иерусалимский Патриархат это один из звоночков того, что Фанар и «ПЦУ» снова пытаются перезапустить автокефальный проект и церковную дипломатию, связанную с ним. А если выражаться прямо – интриги, схемы, фейки, давление и подкуп – традиционный набор фанариотов.

#Василий_Мирянин

https://orthodoxtimes.com/several-hierarchs-in-the-russian-church-agree-with-the-autocephaly-of-the-church-of-ukraine/
Forwarded from Klymenko Time
В "ПЦУ" весьма манипулятивное заявление по поводу нового дела Порошенко за "разжигание религиозной розни". Кричат о таргетированном давлении на их "церковь", пишут о "стране-агрессоре", якобы, это все на руку Кремлю:

"Считаем, что и сам факт начала следствия по надуманному поводу, и особенно то, что оно не было закрыто, а якобы продолжается уже более 8 месяцев, став публично известным только сейчас, является позорной и абсурдной попыткой давления на Православную Церковь Украины, осуществляемой в интересах противников ее становления и развития, в том числе тех, кто имеет свой руководящий центр в соседней стране-агрессоре...

Это "расследование" стоит вместе с целым рядом подобных заявлений и действий, совершенных за последние полтора года для преследования духовенства и активных прихожан ПЦУ, для давления на добросовестных представителей органов местной власти и самоуправления".


Рассказываем почему считаем, что "ПЦУ" опять манипулируют. Коллеги из "Правблога" отмечают, что Порошенко хотят привлечь к ответственности не за томос об автокефалии, а за способствование церковному рейдерству. Речь о том, что экс-президент мог бы и остановиться "просто" на участии в создании "ПЦУ", и тогда бы это дело против него вряд ли появилось. Но он пошел дальше... И по стране начались насильственные захваты церквей, которым так или иначе способствовала власть, а вот это уже является не только нарушением Конституции, статьи 35.

В общем еще одно доказательство того, что от религии в "ПЦУ" мало, это политический проект, неоднократно доказавший, и этим заявлением в том числе, что создан он в интересах экс-президента Порошенко.

Klymenko Time
Forwarded from Украина.ру
☦️🇺🇦 "Дело о Томосе"

Митрополия ПЦУ сделала заявление в связи с информацией о возбуждении против Порошенко уголовного дела за Томос и ПЦУ:

"Считаем, что и сам факт начала следствия по надуманному поводу, и особенно то, что оно не было закрыто, а вроде как продолжается уже более 8 месяцев, став публично известным только сейчас, является позорной и абсурдной попыткой давления на Православную церковь Украины, осуществляемой в интересах противников ее становления и развития, в том числе тех, кто имеет свой руководящий центр в соседней стране-агрессоре".

Наш комментарий

1️⃣ Само по себе создание ПЦУ было результатом грубейшего вмешательства государства в религиозную сферу, нарушающего Конституцию и законы Украины. Прямо как-то не верится, что в ПЦУ только вчера от Порошенко об этом узнали.

2️⃣ Не знаю как насчёт "соседней страны-агрессора", а вот без участия совершенно несоседней дружественной страны тут точно не обошлось.

3️⃣ Дело заведено по инициативе лидера УПЦ-КП лжепатриарха Филарета. Именно он рукоположил руководителя ПЦУ Епифания в митрополиты. Обижаться раньше надо было - когда пошёл в раскольническую структуру к заведомому жулику.

4️⃣ И, всё таки, какая позиция ПЦУ относительно превращения Софии Константинопольской в мечеть? Патриарх молчит. Но ведь ПЦУ у нас типа автокефальная? Может иметь свою точку зрения?
Из зала суда над Епископом ИОАННИКИЕМ и священниками

Судья, согласно процедуре, спросил подсудимого Иоанникия о его финансовом состоянии, так как штраф за преступление, которое рассматривается, предусматривает ДЕНЬГИ

«Зачем спрашивать монаха о его финансовом состоянии: у монаха НИЧЕГО НЕТ, но ЕСТЬ ВСЕ ЧТО НУЖНО», - ответил Епископ Иоанникий.

На фото: отражение креста в глазах Епископа Иоанникия
Как интересно: деньги "ПЦУ" уходят в карман Константинополя.

Иск, поданный Филаретом, вскрывает все новые и новые интересные подробности. Оказывается, "независимая" "ПЦУ" сразу же после своего создания стала платить оброк Фанару. Вот тебе и "автокефалия".

"Дело открыто в ноябре 2019 СБУ по заявлению Филарета. Его мотив – это претензии к руководству государства в первую очередь потому, что деньги, которые получала УПЦ КП в первую очередь от своих иностранных представительств, после создания ПЦУ уплачиваются в Константинополь".

Филарета понять можно. При нем все средства оставались в Украине, а вот его последователи стали разбазаривать столь тяжело нажитое добро, ублажая турецкий карман.

В целом же, все очень и очень интересно. Чувствуем, что мы еще много чего узнаем о якобы "автокефальной" "ПЦУ".

Получается, что Порошенко по факту нужно судить даже не за церковное рейдерство, а за то, что он целую независимую религиозную структуру Украины отдал под контроль внешнего церковного центра. Вот уж воистину - "СЦУ" Константинопольского патриархата.

https://bit.ly/2Yfx3Wn

#Николай_Потера
Forwarded from Raskolam.net
Уважаемые! Не надо впутывать нашу Украинскую Православную Церковь в эту историю. Оставьте нас в покое. Это ваши проблемы. Проблемы в треугольнике – УПЦ КП, ПЦУ и Порошенко. Ведь иск на Порошенко подали юристы от Филарета, от УПЦ КП. Вот там между собой и разбирайтесь.

https://bit.ly/2YTTq2n
В День медика в храмах УПЦ помолятся о врачах.

21 июня, в День медицинского работника, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия во всех храмах и монастырях Украинской Православной Церкви будут совершены молебны за здоровье живых, а также панихиды по усопшим медицинскими работниками. Соответствующий циркуляр был направлен во все епархии, сообщает пресс-служба УПЦ.

https://vesti.ua/strana/v-den-medika-vo-vseh-hramah-upts-budut-molitsya-o-vrachah
"Киевский патриархат" будет праздновать годовщину своего отделения от "ПЦУ".

Раскол в расколе. Более того, это "празднование" - очередной гвоздь в крышку гроба уверений Варфоломея о том, что его вмешательство в украинские церковные дела принесло только благо.

Интересно - сколько еще глава Фанара сможет делать вид, что он ничего не замечает? Хотя его можно понять. Ведь если Константинополь пойдёт на крайние меры, Варфоломей, мягко говоря, будет выглядеть в глупом свете. Реабилитировать Филарета и всячески оправдывать эту неправомерную реабилитацию с тем, чтобы потом опять его осудить... Да такую ситуацию не смогут нормально объяснить даже искушенные в манипуляциях фанариоты. Тем более, что их на глазах всего Православного мира публично предупреждали, что легализация украинского раскола добром не закончится...

#Николай_Потера

https://yangx.top/antiraskol/2649
Forwarded from Религия и политика. Александр Вознесенский
Униаты начали переживать о томосе.

Мэр Львова Садовый заявил: "Мы как депутаты городского совета, независимо от того, какой мы конфессии, любого вероисповедания, мы должны четко дать нашу позицию: «Руки прочь от томоса!»".
Как вы думаете к чему эта вставка о конфессии? Правильно, Садовый - это глубоко религиозный униат и в политику он пришел именно на волне сотрудничества с УГКЦ. И вот сейчас этот униат кричит "руки прочь от томоса", который униатов вроде как вообще не касается. В чем же дело спросите вы? А дело в том, что именно униаты были и остаются главными двигателями создания единой церкви на Украине, именно в рамках этой идеи они добивались получения томоса для раскольников, чтобы попытаться их легализировать, и именно в рамках этой идеи они всячески пытаются оторвать УПЦ от РПЦ.
Поэтому посягательство на томос униаты рассматривают как покушение на их идею создания единой церкви и перспективу поглощения православных путем объединения.
Сжатые сроки заставили Порошенко сдать "ПЦУ" Варфоломею.

Комментарий политолога Кирилла Рыжанова для Правблога:

"Борьба внешних и внутренних сил влияния в украинской политике трагикомичным образом нашла отражение в конфликте между ПЦУ и УПЦ КП. Ну а то, что предметом разбирательств стали финансовые обязательства ПЦУ перед Константинопольским патриархатом - тоже неудивительно. Подобных "мелочей", на которые в спешке создания ПЦУ просто не обратили внимания, будет всплывать ещё немало. Сжатые сроки избирательной кампании Порошенко катализировали процессы, происходившие десятилетиями - и более опытные и системные игроки (патриарх Варфоломей) смогли выписать более выгодные условия для себя. Находясь при власти, Пётр Порошенко мог в известной степени блокировать информационные утечки - и тем более юридические последствия. В новых условиях многое тайное станет явным".

https://yangx.top/pravblog1/3884
Преодолена ли проблема «филиокве» в православно-католическом диалоге?

В МДА состоялось обсуждение заочной дискуссии между доцентом МДА Романом Конем и профессором Олегом Давыдовым, посвященной проблеме «филиокве» (специфического учения католиков о третьем Лице Троицы – Святом Духе).

Не секрет, что ортолибералы (в частности Давыдов) считают «ересь филиокве» давно уже разоблаченным «мифом». По их мнению, все точки над «ї» давно расставлены и лишь «провинциалы» продолжают считать «филиокве» проблемой для православно-католических отношений.

Основанием для таких заявлений служит в частности разъяснение, предоставленное папским советом по содействию христианскому единству в 1995 году под названием «Греческая и Латинская традиция об исхождении Святого Духа».

Если коротко описать суть – проблема «филиокве» это филологическое недоразумение, обусловленное использованием разных глаголов для перевода слова «исхождение/исходит». А если конкретнее, то католики используют «более широкий» по значению глагол «происхождение/происходит».

По мнению католиков, католический и православный подходы являются взаимодополняющими, «если только не заострять заложенных в них отличий».

Наши доморощенные филокатолики, конечно же рады «не заострять». И слишком легко сдаются там, где нужно отстаивать богословскую истину и собственную богословскую традицию. А посему склонны к самоуничижительной оценке православной полемики с католиками.

Вообще, многие ортолибералы давно уже считают католическую «новую теологию» (прежде всего Ханса Бальтазара) и англиканскую «радикальную ортодоксию» (Джон Милбэнк) едва ли не эталоном... для православного богословия. И с удовольствием берут у англикан и католиков аргументы для «деконструкции» трудов православных богословов (например, Владимира Лосского), которые им не нравятся. С их точки зрения, критика католицизма уже неактуальна и никакой схизмы в реальности не существует.

Естественно, мы, как православные традиционалисты, не можем с этим согласиться. И вовсе не потому, что испытываем к католикам ненависть, а потому что этого требует наша религиозная совесть. К тому же, не нужно быть большими "экуменистами", чем сами католики, которые в 2007 году опубликовали документ из которого ясно следует, что католическая церковь никогда не переставала считать православных схизматиками. В этом контексте, позиция ортолибералов выглядит как откровенный мазохизм.

Единственное, с чем мы могли бы согласиться, так это с тем, что православным богословам-традиционалистам действительно нужно глубже подходить к богословской полемике, повышать ее уровень, и терпеливо отстаивать христианскую истину в современном достаточно агрессивном интеллектуальном дискурсе.

#Василий_Мирянин
Победа Байдена приведёт к перезапуску проекта "ПЦУ".

К сожалению, происходящие в США события будут сказываться и на церковной сфере Украины. Если благодаря беспорядкам и ряду других факторов Байден въедет в Белый дом, процесс продвижения проекта "ПЦУ" обретет новую скорость. Как в вопросе её признания на уровне Православных Церквей, так и продолжения рейдерской атаки раскольников на УПЦ.

Хотя понести потери может не только каноническая Церковь. Новый импульс "развития" "ПЦУ", заданный с подачи американского президента-"демократа", может создать проблемы для инициативы слияния структуры Епифания с УГКЦ. Ведь раскольники, почувствовав такую поддержку, не захотят быть младшими партнёрами униатов. И в таком случае возможны разные сценарии. В том числе, смена лидера "ПЦУ", поскольку Епифаний уж слишком прогибается под интересы УГКЦ.

#новая_уния #США

#Владимир_Разумовский

https://yangx.top/stranaua/5798
Признание томоса "ПЦУ" означает признание главенства Константинопольского патриархата.

Филарет в интервью телеканалу Зик отметил то, о чем мы неоднократно говорили ранее.

"Почему 11 (Церквей) не признают ("ПЦУ")? Если признать этот томос, то нужно признать и верховенство вселенского патриарха. Ибо там написано, что он имеет эти права".

Как нам кажется, это очень важный посыл и очень важная тема. И не проблема, что она прозвучала из уст лидера "УПЦ КП" Филарета. Он всего лишь повторил то, что всегда было очевидно.

Исходя из этого, концентированный упор на этот тезис, а также его систематическое доведение до целевых аудиторий разных Поместных Церквей были бы очень и очень уместны со стороны всех неравнодушных к нашей Церкви людей и сил. В идеале данный посыл должен восприниматься, как 2*2=4. Или же, как минимум, стать элементом большой межправославной дискуссии о границах влияния Фанара.

#Леонид_Воеводин
Newsone: в программе "Хронология недели" - об иске представителей "УПЦ КП" к Порошенко, комментарии Правблога о выплате "ПЦУ" оброка Константинопольскому патриархату и влиянии потенциальной президентской победы Байдена на церковную сферу Украины, оценка политологом Кириллом Рыжановым причин иска к экс-президенту, юридическая борьба УПЦ против церковного рейдерства.

2:08:58

Для просмотра нужного фрагмента видео нажмите, пожалуйста, на тайм-код, указанный выше.

https://m.youtube.com/watch?v=QSnesPChs5Q
Курс на "дробление" Православия.

Согласны с нашим коллегой. Лишь отметим, что описывая ситуацию с Байденом, мы не планировали затрагивать широкий контекст. С нашей стороны было желание подчеркнуть ряд важных деталей с точки зрения исключительно украинских реалий.

Что же касается более глубокого анализа, то мы поддерживаем позицию одного из друзей нашего канала. В своё время Правблог публиковал фрагменты его статьи. Теперь, по прошествии большого периода времени, можно сказать, что многое из озвученных прогнозов попало в цель.

"1. Создание «СЦУ» является тем самым пресловутым пересечением Рубикона, которым Константинополь обрубил себе все пути к отступлению. Фанар поставил на кон все: свой авторитет, свой статус и свое будущее – ради установления постоянного и незыблемого контроля над другими Православными Церквями.

2. Главными элементами соответствующей стратегии Фанара выступают: навешивание ярлыка «раскольников» на несогласные с «греческим папизмом» Церкви; их постепенное дробление на многочисленные и независимые друг от друга части; формирование новых религиозных структур, которые бы вводились в глобальное православное пространство под личиной автокефальных, а на деле зависимых от Константинополя институтов; закрепление за итогами обязательных и систематических совещаний под председательством главы Фанара (которые будут называться «Всеправославными соборами») директивного статуса для участвующих в них Православных Церквей (их обяжут выстраивать в неукоснительном соответствии с решениями «соборов» свою деятельность во всех значимых сферах и вопросах).

3. Основной удар будет направлен на Русскую и Сербскую Православные Церкви, которые способны создать наиболее серьезные препятствия на пути глобального «переформатирования» Православия. В первом случае акцент сфокусируется на откалывании от РПЦ таких «направлений», как Украина, Белоруссия, Молдавия, Казахстан и так далее, пока ареал функционирования РПЦ не сузится до пределов Российской Федерации. Во втором случае – позиции СПЦ будут подрываться признанием «автокефалии» Черногорской, Македонской и Косовской «церквей».

Эффективная реализация такого сценария позволит Фанару не только ослабить и отсечь от Русской и Сербской Церквей серьезные человеческие, имущественные и иные ресурсы, но и в имиджевом, а также административном разрезе восполнить те потери, которые возникнут в случае полного разрыва церковных отношений Москвы и Белграда со Стамбулом. Фактически будет продвигаться следующий манипулятивный посыл Константинополя: «Да, РПЦ и СПЦ из-за нежелания даровать свободу тем Церквям, которые хоть и связаны с ними, но уже длительное время функционируют в независимых государствах, отказались от единства с Вселенским престолом. Однако они не могут остановить процесс автокефалий, которых жаждут в этих странах. Вместо временно ушедших в раскол РПЦ и СПЦ православная семья прирастает многочисленными новыми церквями. Миллионы наших братьев и сестер вернулись к Чаше, а другие миллионы обрели столь чаемую полноценную духовную свободу».

При этом «стамбульцы» будут держать наготове и такое оружие, как возможность отзыва автокефалий у «негреческих» Церквей (о том, что такой вариант действий со стороны Фанара вполне возможен, засвидетельствовало интервью архиепископа Телмисского Иова (Гечи) ВВС от 2 ноября 2018 года). Тем самым Константинополь оставит для себя на крайний случай опцию тотальной зачистки православного «поля» от неугодных ему «игроков» (либо за счет противоправного нивелирования их веса в межправославных отношениях, либо формирования на их территории альтернативных и признанных Фанаром «церковных» субъектов)".

https://pravoslavie.ru/118614.html
Опрос. Поддерживаете ли вы такую позицию и считаете ли её до сих пор актуальной?

Что же касается перспектив Русской Православной Церкви в контексте навязываемого ей Фанаром противостояния, то многое будет зависеть от того, как именно будет позиционировать себя РПЦ в данном разрезе. Если все будет сведено только к неправомочности дарования Константинополем автокефалии для Украины, стратегическая инициатива сохранится за Константинополем, который рано или поздно добьется поставленных перед собой целей. Ведь никто из других Церквей не будет с головой ввязываться в столь опасную и масштабную битву за, грубо говоря, отстаивание чужих властных и имущественных интересов.

Совершенно другой расклад может получиться, если Русская Православная Церковь во всеуслышание скажет то, что не осмеливаются уже длительное время сказать другие Православные Церкви. А именно озвучит давно ожидаемую сентенцию о стремительном отходе Константинополя от истинной веры и его прочном встраивании в глобальную управленческую систему, направленную на постепенное выхолащивание и вырождение мирового Православия.

Если церковная Москва сможет перевести противостояние на эту «доску», стратегическая инициатива окажется на ее стороне. Даже в самом Константинопольском Патриархате есть силы, которые считают, что Фанар давно идет по губительному духовному пути. Однако до недавнего времени этим силам не было на кого ориентироваться и опираться. Позиционирование же РПЦ как центра, выступающего за защиту и сохранение православной веры, позволит ей обрасти многочисленными сторонниками даже в тех Церквях, которые считаются «надежными партнерами» Фанара.
Forwarded from Klymenko Time
По поводу вчерашней акции с флагом ЛГБТ-сообщества возле Родины-мать. Участники акции запустили дрон, который завис над скульптурой, чтобы флаг казался висящим на ее мече.

Будем кратки - это неуместно и некорректно. К представителям ЛГБТ-сообщества можно относиться по-разному, дело в другом.

Только больной на голову Нефедов мог увидеть в этой акции что-то позитивное и важное, рассказывая что, мол, как символично, что "дрон повесил флаг на советской скульптуре". Для тебя, Максим, это конечно просто "советская скульптура" 🤦‍♂️. Не удивлены.

Кстати - сегодня день начала войны. Рано утром 22 июня самолеты 4-го воздушного флота Люфтваффе бомбили спящий Киев. Первыми попали под удар Святошино, Жуляны и завод "Большевик".

Интересно было бы узнать сколько ЛГБТ-активистов сегодня придут к памятнику Родина-мать с цветами, чтобы почтить память воинов, благодаря которым они живы и вольны выбирать кем быть. Хотя о чем это мы. Тренинги и гранты их вряд ли научили помнить эту дату.

Klymenko Time
👆Именно сегодня - день скорби, а не 8 мая. Однако многие из тех, кто весной ходит с красными маками в петлицах, об этом даже и не вспомнят. Ведь одно дело - "быть с Европой" и другое - без пафоса и камер почтить память миллионов соотечественников, погибших в той страшной войне.
​​Карантин для всех, но не для «ПЦУ»?

Количество заболевших на коронавирус в Украине растет, но представители «ПЦУ» во главе с Епифанием и Александром Драбинко проводят массовые мероприятия без соблюдения санитарных норм.

Как отмечает Валентина Ильина, журналистка из Ровно, несмотря на то, что в Ровенской области эпидемия наращивает обороты, представители «ПЦУ» проигнорировали карантин и собрали сотни людей и значительное количество своих клириков 21 июня во время чествования... солдат УПА, (их перезахоронили в Гурбах Ровенской области в октябре прошлого года при участии перешедшего в «ПЦУ» Александра Драбинко).

На фотографиях видно внушительное количество людей без масок, в том числе и представителей местных властей. При чем, один из депутатов без тени смущения принял медаль из рук Епифания.

«Я хорошо помню события трехмесячной давности: неделя до карантина и первый месяц жизни в нем. Тогда социальные сети, СМИ, превратились в активных охотников за верующими УПЦ, которые ходили на молитву в храмы. Борцы с ковидом их выслеживали и снимали, не уставали вызывать правоохранителей под ровенские храмы десятки раз за день, писать гневные пасквили и клеймить неугодную церковь с ее последователями. А между тем, цифра заболевших тогда не была настолько впечатляющей как сейчас!», – отмечает журналистка и задается вопросом, как так получилось, что карантинные ограничения применяются не для всех?
Между Зеленским и Порошенко происходит своеобразное соревнование по дате начала Второй мировой войны для украинцев. Кто назовет более раннюю дату.

Правда, исторические изыскания обоих выглядят одинаково неуместно в сегодняшний день – день нападения Германии на СССР, когда для подавляющего большинства украинцев как раз и началась война.

Зеленский начал свое обращение по 22 июня со слов о том, что война для украинцев началась в сентябре 1939 года, когда Германия напала на Польшу.

Но Порошенко пошел еще дальше. Он сказал, что война началась в марте 1939 года – когда «первые выстрелы прозвучали на Закарпатье». Что это за выстрелы были он не уточнял, зато сразу перешел к «сговору Сталина и Гитлера» (то есть к пакту Молотова-Риббентропа).

Между тем, события в Закарпатье в марте 1939 года никого отношения к пакту не имели (они произошли за полгода до его заключения).

В марте 1939 года Закарпатье аннексировала Венгрия, по договоренности с Германией. Это было частью процесса расчленения Чехословакии, который запустил не пакт Молотова-Риббентропа, а Мюнхенский сговор Германии, Франции и Англии, по которому Чехословакию заставили фактически капитулировать перед немцами.

То есть, другими словами, Порошенко фактически заявил, что войну в Украину принесла Франции и Британия, вступив в сговор с Гитлером.

В общем, поосторожнее Петру Алексеевичу нужно быть с историей. Далеко зайти может. Западные партнеры не поймут.
ВУК ВУКОВИЧ, Будванский полицейский, несёт КРЕСТ во время вчерашней молитвенной процессии в защиту Сербской православной церкви в Черногории.

Он прослужил в полиции 17 лет и решил, что больше не МОЖЕТ быть полицейским.

«Сегодня о охраняю ЦЕРКОВЬ...

Святой Крест - это жертва, я несу эту жертву.


Я воспитывался в духе Православия, в духе Святости, гордился своими предками, своей фамилией и дурмиторским краем, племенем дробняков, моей Старой Герцеговиной, моей Черногорией», - сказал он.