Political Animals
10.6K subscribers
542 photos
840 links
Авторский канал Евгения Бермана и Арсентия Тропаревского. Академическая политология и другие смежные науки

💸 поддержать канал - https://pay.cloudtips.ru/p/84d457ed

связь, предложения и гневные отклики - @PoliticalAnimalsBot
加入频道
На Западе образ семьянина играет большую роль в предвыборных кампаниях.

Но что делать если семьи нет?

Правильно, сфоткаться с семьей друга.

А.Т.

#комментарий

🔻Подпишись на Political Animals
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from BitchyK
Кто о чем, а лысый о расческе - ровно то же самое происходит в России, вокруг сплошные "я человек простой, я всего добился сам, просто учился в лучшей школе Москвы (а сегрегация происходит как раз на это уровне)", "я человек простой, я всего добилась сама, просто папа подарил квартиру для игры в футбол и дом, чтобы там жили плюшевые медведи моего детства".

Недавно спорили про институциональное неравенство и что с этим делать (вообще-то для общества в целом надо, чтобы элиты сменялись, это мне, белой привилегированной женщине, надо, чтобы в обществе были каналы для движения наверх - энергия должна циркулировать, чтобы не было взрыва) и все сплошь и рядом простые, всего добившиеся сами - и неважно, что на домашнем обучении ты была в ЮАР и Греции, потому что родители дипломаты, это действительно и искренне не воспринимается как "я привилегированная, это мне помогло в жизни и дало стартовые условия, которых нет у других".

Для меня это удивительно - я не родилась привилегированной (а скорее очень сильно наоборот) - но вот сейчас я уже привилегированная, даже с учетом паузы в карьере, и у меня сильно больше возможностей разруливать пи@дец, чем у многих - поэтому я не говорю своей подруге с зарплатой в 5 тыс долларов и 4 детьми "как ты могла остаться в России", поэтому я не считала - до совсем недавнего времени - что мой путь в эмиграции был хотя бы похожим по уровню сложности, на то, что происходит примерно у 90% моих друзей и знакомых.

Вообще, конечно, ощущение себя, своих привилегий, соотношение себя с другими вокруг - вроде бы такой легкий скилл, а, оказывается, редкость.

Осознание своих привилегий и уровня везения, кидания ими в лицо другим или не признания их наличия как новый барометр зрелости человека)))
Миллиардеры - деньги не главное

Модели - красота не важна

Британская аристократия - а мы тут что-то вроде аниматоров для туристов, а так-то это прикол, а королева наша даже правом вето не пользуется

В смысле давала разрешение только после тщательной проверки 1000 законов и запретила Клинтону в 1998 вторгаться в Ирак? Ну это она так, не всерьёз, просто все бабушку уважают, потому и слушаются

(Ладно, соглы, не "наложила вето", а именно проводила проверку законов, которые могли быть приняты только после личного одобрения, сорян)
Небольшой анонс

9 октября в 19-00 в библиотеке Шанинки пройдет запись второй встречи открытого подкаста «Будем думать». Вместе с соруководителем магистерской программы «Политическая философия» Александром Замятиным обсудим книгу американского журналиста Винсента Бевиса «Метод Джакарта». Я про нее уже делал пару постов.

Книга примечательна впечатляющим разбором фактов по поводу антикоммунистического террора в странах Третьего мира и, в частности, в странах-участниках Движения неприсоединения.

Поговорим про:

▪️Нападения кровососов и другие безумные операции ЦРУ

▪️Государственные перевороты

▪️Военные хунты Бразилии и Индонезии

▪️И о том мире, который построили США по итогам холодной войны.

После подкаста можно будет пообщаться с автором (то есть со мной) и задать интересующие вопросы.

И прогуляться и посмотреть на уникальную библиотеку Шанинки!

Так что записывайтесь друзья. Дискуссия обещает быть интересной. Ссылка для записи:

https://msses.ru/announcement/otkrytaya-zapis-podkasta-budem-dumat/

А.Т.

#анонс

🔻Подпишись на Political Animals
Карта географического проживания 0.05 процентов населения Великобритании. Тех, кого принято называть «элитами». Ожидаемо, что наибольшая концентрация наблюдается вокруг Лондона и в целом на юге страны + в Шотландии.

Reeves, A., & Friedman, S. (2024). Born to Rule: The Making and Remaking of the British Elite. Harvard University Press.

А.Т.

#кратко

🔹 Подпишись на Political Animals
«Есть такая партия!» Как автократу захватить власть и не делиться ей с военными

Армия — крайне ненадежный партнер диктатора. Вот он пришел к власти на штыках военных. Сел в своем новом кабинете. Вокруг собрались ребята с автоматами. Чего-то ждут. Но чего? Конечно вознаграждения!

Наш диктатор говорит: без вопросов ребят, заслужили. Но вот идут недели, месяцы. У автократа появляется ощущение дискомфорта. Власть какая-то не такая, приходится постоянно с кем-то делиться. Однако есть и другая проблема: военные часто неспособны обеспечить элементарную безопасность диктатору. Да, есть генералы, полковники, майоры. В общем, старшие офицеры. Но есть же ещё и младшие. Они могут почувствовать себя обиженными. И тогда жди беды. Ворвутся неожиданно с автоматами и расстреляют всех к чертовой матери.

Это отличительная черта военных хунт и диктатур. Ведь где большинство таких режимов установилось? В странах третьего мира: Африка, Латинская Америка и Юго-восточная Азия. С дисциплиной и соблюдением иерархии там было все плохо. Но, конечно не везде. Чилийскую и аргентинскую армию и флот строили немцы. Там с этим был порядок (Пиночет и Видела не дадут соврать). Но вот в Африке — нет. Там армия была похожа на конгломерат племен, которым раздали автоматы. Иерархия строится на принципах принадлежности к племени и лояльность к конкретному командиру, а не к армии или какой-нибудь конституции.

Здесь диктатору пришлось решать две проблемы: сохранить власть и отстранить военных. И способ нашелся, весьма эффективный — создание собственной партии.

Здесь есть несколько причин:

▪️Рекрутинг преданных сторонников. Военными все посты в правительстве не закроешь, поэтому надо было откуда-то брать специалистов. А еще лучше если они будут лояльны персонально диктатору. Это ослабляет власть военных

▪️Мобилизация масс. Партийные активисты могут мобилизовать народ и вывести на улицы. Военные, как известно, не очень любят стрелять по гражданским

▪️Контроль. Такие партии способны создать разветвленные сети шпионажа и упреждать заговоры и попытки мятежей

Барбара Геддес проверила эту теорию количественным путем.

📍Во-первых, она и ее коллеги решили посмотреть, насколько создание партии коррелирует с ротацией главы государства в военных хунтах если существует правящая партия. Ответ: наличие партии снижает вероятность ротации на 25%

📍Во-вторых, они проверили, насколько часто лидеры военных диктатур полагаются на мнение военных и насколько часто в составе правительств присутствуют гражданские при наличии такой партии. Ответ: создание партии снижает вероятность присутствия военных в правительстве и их авторитет в управлении государством.

📍В-третьих, они посмотрели, когда диктаторы формируют партии. Ответ: чаще всего перед выборами. Ведь именно тогда автократ хочет заручиться поддержкой других сил, чтобы маргинализировать военных.

Вот так. Партия — это друг диктатора. Особенно если к власти он пришел на штыках военных.

Geddes, B. (2018). How Dictatorships Work: Power, Personalization, and Collapse. Cambridge University Press.

А.Т.

#кратко

🔹 Подпишись на Political Animals
От парадокса меритократии к кризису демократии. Часть 1

Послушал запись недавнего выступления старика Майкла Сэндела на конференции Google Zeitgeist о кризисе демократии, который мне интересен и которым занимаюсь тоже.

Ключевая, по его мнению, причина кризиса — «тирания меритократии». О нем много пишут левые (но в другой терминологии и запале) в контексте критики успешного успеха. Когда здоровые, молодые, зажиточные буржуа учат секретам процветания менее успешных товарищей, которым нужно прокачать правильные установки и они добьются того же. 

Сэндел очень аккуратно встает на контрэлитные позиции. Отдельно мило, что он критикует дух меритократии внутри нее самой, на конференции Google. Но так осторожно, что никто ничего не замечает. Он частично пересказывает положения из своих книг «Democracy’s discontent» и «The Tyranny of Merit», которые, на мой взгляд, хорошо объясняют кризис демократии на уровне идей. Я не коммунитарист, но мне импонирует этот анализ кризиса демократии через критику идеи меритократии.

«Тирании меритократии» — это упование на то, что каждый человек, имея равные возможности, способен победить в гонке за успешную жизнь, у каждого есть внутренние способности и внешние возможности реализовать желаемое, все зависит только от тебя.

Этот образ мышления относится не только к мировоззрению успешного успеха, он имеет и далеко идущие политические последствия. Как пишет Сэндел в книге «The Tyranny of Merit», «победители», оказавшиеся наверху в силу разных обстоятельств и везения, думают, что их успех — это полностью их заслуга, он справедлив. А «проигравшие» — тоже, соответственно, заслуживают свою участь, она справедлива. В определенном смысле фундаментальная ошибка атрибуции из социальной психологии. Только тут хлеще: приписывание побед и неудач только себе, отношение к ним как к справедливым, заслуженным и игнорирование всех внешних обстоятельств, факторов как играющих тебе на руку, так и против тебя. 

Со временем социальные разрывы между «победителями» и проигравшими растут, поляризация усиливается. Проигравшие социальные группы начинают сначала ненавязчиво, а потом бурно вопрошать снизу, а им отвечают меритократы: нужно лучше работать над собой, и вообще ты кузнец своего счастья. Получается по-христиански и вполне паллиативно — индивидуально спастись, конечно, можно, но коллективно — нет. Без уверенности в себе, безусловно, никак, но важно и другое.

Вернемся к критике самой исходной идеи. Является ли меритократия меритократичной? Продолжим в следующем посте
От парадокса меритократии — к кризису демократии. Часть 2

Так является ли меритократия меритократичной? 

Меритократия — это идеал («если шансы равны, победители заслуживают своих выигрышей», емко говорит Сэндел), который нам нравится и мы апеллируем к нему. Своего рода социально желательная этика, которая не работает по нескольким причинам. Здесь мне близка аргументация Сэндела, на которую ссылаюсь (она есть в книге The Tyranny of Merit) которую можно продолжить. Во-первых, мы имеем неравные стартовые условия – семья, здоровье, воспитание. Во-вторых, будучи меритократами, мы сами часто не соблюдаем меритократические правила игры — выбираем компаньонов из числа друзей и близких, а не самых способных и заслуженных, чаще руководствуемся личными ценностями и интересами. В-третьих, относительная ценность труда, которая определяется рыночной стоимостью и в меньшей степени, например,  вкладом в общее благо. В-четвертых, фактор случайности. В-пятых, мы ценим определенные неравенства, они для нас естественны, мы хотим отличаться и иметь редкие ресурсы. Если мы хотим по-настоящему поиграть в меритократию — давайте отменим институт семьи, наследство, займемся генной инженерией. Но ведь мы этого не хотим — получается, мы не совсем меритократы? Наконец, в-шестых, чаще всего мы имеем дело с рыночной меритократией (экономическая система), а не с аристотелевской (заслуги) — это не совсем одно и то же, однако в нашем языке они смешиваются, это путает. 

Тем не менее, имея такие изъяны, к нем по-прежнему апеллируют.
 
Складывается определенный когнитивный эффект — «меритократическое высокомерие» «победителей», успех которых был достигнут исключительно самостоятельно без участия семьи, сообществ, благополучных возможностей, институтов, случайностей. А с неудачниками все понятно. Этот эффект, опосредованно порождающий несправедливость, разъедает ткань социального порядка. Кстати, вот еще одно хорошее недавнее выступление Сэндела на ту же тему.

В этом смысле популистская волна, cultural backlash, запрос на авторитаризм здесь вполне закономерны. Политологи редко замечают этот фактор. Элитам не нравится, что массы спрашивают за меритократию брутальными способами, они гасят бурления. Гасить без разбору нельзя, поэтому это дело приправляется определенной экспертизой, морализацией (а политологи говорят, что морализация характерна для популизма, но здесь они идут в сцепке) и демонизацией неуклюжих порывов масс. То есть разрыв и политическая поляризация особенно в старых демократиях еще больше растет, и может дойти до ручки. Хорошо, что у нас такого нет! Хотя у нас была своя «тирании меритократии» под занавес девяностых. Артемий Магун немного заостряет, но правильно пишет в «Меланхоличекой традиции современности…» о предательстве широких социальных групп постсоветской интеллигенцией и новыми элитами. Их надменный тон, моральный террор широких социальных групп. Власть удачно аккумулировала это напряжение, контейнировала чувства масс, реанимируя идеи достоинства, и нанесла асимметричную ответочку в нулевые. Дальше уже немного другая история. 

Так что предлагает Сэндал? В лучших традициях — благие пожелания без конкретных решений. Однако все равно они важны как этические ориентиры. Решение придут по ходу. Я бы выделил для себя несколько вещей. Во-первых, пересмотр самого концепта меритократия и возращение его в аристотелевское русло. Во-вторых, возвращение в политическую философии и общественную дискуссию идеи достоинства, об этом точно пишет Авишай Маргалит в «Достойном обществе». Отказ в достоинстве во многом порождает чувство несправедливости и ресентимент, который копится и со временем приобретает консервативно-авторитарные черты.

Отдельный вопрос. Если немеритокрактические системы еще слабее в этической отношении и если мы ценим идеал меритократии и его ядро (заслуги) и ее ощутимые плоды, то на каких принципах может быть выстроен обновленный меритократический отбор, который мог бы нивелировать и компенсировать радикальные социальные рассинхроны, подрывающие саму идею меритократии? Или это невозможно в принципе? Подумаем в следующие разы)
Вышла книга от французского историка и социолога Эмманюэля Тодда. Он известен тем, что дал точный прогноз распада СССР в 1976 году. Теперь предрекает поражение Запада, судя по названию книги.

Читал кто-нибудь?

А.Т.

🔹Подпишись на Political Animals
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Зачем мы такие? (Albina Gallyamova)
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Беженцы и рост преступности. Кейс Турции

Недавно просматривал интересные кейсы в журналах по policy analysis. Нашел статью, где авторы решили проанализировать влияние миграционного кризиса 2012 года на рост преступности в Турции. Тогда огромное число сирийских беженцев бежало в соседнюю страну. К 2018 году их число достигло 3.6 миллионов человек. Сначала они компактно проживали в пограничных регионах, а потом начали расселяться по всей стране.

Ожидаемо, что в этот период исследователи обнаружили всплеск преступности. Среднее число преступлений до кризиса составляло 40,000 в год в одной провинции. Согласно их подсчетам, прирост беженцев на 1000 человек в одной из 81 турецких провинций ведет к увеличению числа преступлений на 240 дел, что составляет около 0.6% от общего числа преступлений, поступивших к следователям. Кроме того, исследователи установили, что рост числа беженцев привел к дополнительным 75,000 до 150,000 преступлениям в год с 2012 по 2016.

Однако сам рост не говорит о том, что эти преступления совершают только беженцы. Скорее всего, массовая миграция могла привести и к всплеску преступлений со стороны местных. Подобные стрессы влияют как на коренное население, так и на мигрантов.

Akbulut‐Yuksel, M., Mocan, N., Tumen, S., & Turan, B. (2024). The crime effect of refugees. Journal of Policy Analysis and Management, 43(2), 472-508.

А.Т.

#кратко

🔹Подпишись на Political Animals