Стоит отметить, что облик села Ижевского за последнее время значительно изменился в лучшую сторону. Дороги к селу и в селе в основном отремонтированы, ведутся работы по благоустройству общественного пространства в рамках средств, выделенных в результате победы Ижевского во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды. И похоже, что изменения эти системные, ведь ещё в мае 2021 года Правительство Рязанской области утвердило границы территории, предмета охраны и требования к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения.
В переводе на простой язык это означает, что село получило статус исторического поселения, а архитектурный облик его исторической части теперь охраняется законом. В границы территории и предмета входят исторические градостроительные элементы расположенные в историческом ядре села - в основном это жилая застройка XIX-XX вв. улиц Циолковского, Озерная, Лапушкина, Средняя, Советская и Коммунальная.
Требования к архитектурным решениям установлены довольно серьезные. При строительстве, реконструкции, иной хозяйственной деятельности обязательно применение утвержденных исторических или стилизованных архитектурных и декоративных элементов, использование в отделке фасадов традиционных строительных материалов (открытая кирпичная кладка, штукатурка, дерево, белый камень) и пр. Например, требованиями для основного строения (жилого дома) установлено, что застройка осуществляется в едином архитектурно-стилевом решении - эклектике, с учетом зафиксированных традиционных форм, параметров и пропорций элементов фасадов, характерных для архитектуры села середины XIX- начала XX века.
Ижевское и вправду очень красивое село, а учитывая хорошо сохранившуюся архитектуру, пойменные озера и окружающие заповедные места, оно точно относится к красивейшим российским населенным пунктам. При правильном и системном подходе Ижевское вполне себе может стать популярным туристическим объектом вроде Боровска, Вереи, Зарайска, Суздаля, Плеса и т.д.
О богатой и интересной истории Ижевского на канале будет отдельный пост.
#рязань #ижевское
В переводе на простой язык это означает, что село получило статус исторического поселения, а архитектурный облик его исторической части теперь охраняется законом. В границы территории и предмета входят исторические градостроительные элементы расположенные в историческом ядре села - в основном это жилая застройка XIX-XX вв. улиц Циолковского, Озерная, Лапушкина, Средняя, Советская и Коммунальная.
Требования к архитектурным решениям установлены довольно серьезные. При строительстве, реконструкции, иной хозяйственной деятельности обязательно применение утвержденных исторических или стилизованных архитектурных и декоративных элементов, использование в отделке фасадов традиционных строительных материалов (открытая кирпичная кладка, штукатурка, дерево, белый камень) и пр. Например, требованиями для основного строения (жилого дома) установлено, что застройка осуществляется в едином архитектурно-стилевом решении - эклектике, с учетом зафиксированных традиционных форм, параметров и пропорций элементов фасадов, характерных для архитектуры села середины XIX- начала XX века.
Ижевское и вправду очень красивое село, а учитывая хорошо сохранившуюся архитектуру, пойменные озера и окружающие заповедные места, оно точно относится к красивейшим российским населенным пунктам. При правильном и системном подходе Ижевское вполне себе может стать популярным туристическим объектом вроде Боровска, Вереи, Зарайска, Суздаля, Плеса и т.д.
О богатой и интересной истории Ижевского на канале будет отдельный пост.
#рязань #ижевское
Telegram
Архитектурные излишества
Ижевское Рязанской области считают самым богатым селом Российской империи. В 1832 году местные крестьяне выкупились на волю за непомерную сумму в 3 миллиона 400 тысяч рублей. После выплаты выкупных платежей они смогли позаботиться о внешнем виде села, тут…
January 24, 2024
Очень теплый и добрый фильм о людях, сохраняющих великорусскую песенно-музыкальную традицию.
#фильмы #традиции #музыка
#фильмы #традиции #музыка
YouTube
Родная музыка
Картина рисует истории современных людей, погруженных в мир русской традиционной культуры. Мы проживаем этот час с музыкантами, для которых фольклор стал чем-то большим, чем просто музыкой
Режиссер / оператор / монтажер - Степан Воронежский
https://vime…
Режиссер / оператор / монтажер - Степан Воронежский
https://vime…
January 25, 2024
На канале Sevprostor (@severprostor) уважаемая Наталья затронула сложную и актуальную поныне тему абортов.
В контексте пропаганды абортов в раннем СССР хотелось бы отметить различие (по крайней мере судя по этнографическим материалам Рязанской губернии) психологической природы понимания крестьянами искусственного прерывания беременности в эпоху до конца первой четверти XX в. и в эпоху СССР.
Аборт, традиционно именовавшийся душегубством, понимался в народе как двойной грех, ведь мать совершившая убийство нерожденного младенца не только не пускала душу на белый свет, но и лишив крещения, закрывала ей путь в Царство Божие. До конца первой четверти XX в. к аборту в основном прибегали незамужние девушки в силу того, что случайная беременность до замужества понималась как отклонение от принятых социальных и нравственных норм и жестко осуждалась обществом. Следствием этого понимания являлся подпольный характер абортов - производили их как правило знахарки (не путать с повитухами, они за такое обычно не брались так как главная их функция заключалась в заботе о матери и ребенке) со всеми вытекающими отсюда зачастую крайне плачевными последствиями. То есть аборты конечно были, но характер они носили скорее исключительный.
В 1920 году постановлением Наркомздрава и Наркомюста "Об охране здоровья женщин" аборты стали официально разрешены. Справедливо будет отметить, что одним из главных декларируемых мотивов официального разрешения абортов была именно высокая смертность женщин, делавших подпольные аборты, а искусственное прерывание беременности допускалось только в условиях больниц. Однако, сама психологическая природа понимания населением абортов изменилась, причем как со стороны государства так и со стороны женщин. Хотя население и продолжало смотреть на аборты как на большой грех, но на первый план среди причин, побуждавших женщин прибегать к абортам, вышли причины иного характера: социальное положение, материальная необеспеченность, и, что важно - более легкий взгляд на эту операцию в силу того, что она проводилась врачами в медицинских учреждениях и уже не несла такой опасности. Новое атеистическое государство в свою очередь теперь рассматривало проблему абортов не с точки зрения нравственности и греховности, а главным образом как медицинскую процедуру, проводимую с женщиной.
#традиции #культураматеринства
В контексте пропаганды абортов в раннем СССР хотелось бы отметить различие (по крайней мере судя по этнографическим материалам Рязанской губернии) психологической природы понимания крестьянами искусственного прерывания беременности в эпоху до конца первой четверти XX в. и в эпоху СССР.
Аборт, традиционно именовавшийся душегубством, понимался в народе как двойной грех, ведь мать совершившая убийство нерожденного младенца не только не пускала душу на белый свет, но и лишив крещения, закрывала ей путь в Царство Божие. До конца первой четверти XX в. к аборту в основном прибегали незамужние девушки в силу того, что случайная беременность до замужества понималась как отклонение от принятых социальных и нравственных норм и жестко осуждалась обществом. Следствием этого понимания являлся подпольный характер абортов - производили их как правило знахарки (не путать с повитухами, они за такое обычно не брались так как главная их функция заключалась в заботе о матери и ребенке) со всеми вытекающими отсюда зачастую крайне плачевными последствиями. То есть аборты конечно были, но характер они носили скорее исключительный.
В 1920 году постановлением Наркомздрава и Наркомюста "Об охране здоровья женщин" аборты стали официально разрешены. Справедливо будет отметить, что одним из главных декларируемых мотивов официального разрешения абортов была именно высокая смертность женщин, делавших подпольные аборты, а искусственное прерывание беременности допускалось только в условиях больниц. Однако, сама психологическая природа понимания населением абортов изменилась, причем как со стороны государства так и со стороны женщин. Хотя население и продолжало смотреть на аборты как на большой грех, но на первый план среди причин, побуждавших женщин прибегать к абортам, вышли причины иного характера: социальное положение, материальная необеспеченность, и, что важно - более легкий взгляд на эту операцию в силу того, что она проводилась врачами в медицинских учреждениях и уже не несла такой опасности. Новое атеистическое государство в свою очередь теперь рассматривало проблему абортов не с точки зрения нравственности и греховности, а главным образом как медицинскую процедуру, проводимую с женщиной.
#традиции #культураматеринства
Telegram
Sevprostor
В раннем СССР пропагандировали аборты и гинекологические операции среди крестьян (и прочих простых людей) с помощью фильмов, плакатов, диафильмов и т.п. Интересно, как история развивается по спирали, сначала, до ХХ века, об абортах и речи не шло, потом после…
January 25, 2024
На генеалогическом форуме ВГД встретилась работа, содержащая свежие данные о происхождении и этнической самоидентификации известного художника И.Е. Репина (спойлер - по прямой отцовской линии он происходит из великороссов).
«В мемуарах "Далекое близкое" художник многократно упоминает село Большая Бабка Чугуевского (после административной реформы 1797 г. – Змиевского) уезда. Так в главе VIII "В своем дворе" он писал: "Двор наш казался ярмаркой. Везде громко говорили люди, больше хохлы; мне их язык казался смешным, и, когда несколько "погепанных хохлов" говорили громко и скоро, я почти ничего не понимал. Из разных деревень были люди: из Малиновки – это близко, а были хохлы из Шелудковки, из Мохначей, из Гракова, из Коробочкиной, наши русские – из Большой Бабки и других сел."»
«Особый интерес представляет ревизия 1762 года. Все однодворцы Чугуевского уезда в 1762 году подавали о себе "сказки" – листы установленного образца в табличной форме. Ревизия 1762 года первая, в которой был начат учёт женского населения, по этой причине она представляет дополнительный интерес. Данная ревизия по селу Большая Бабка сохранилась в архиве РГАДА [Российский государственный архив древних актов – прим. авт].»
«Традиционно для ревизии 1762 года присутствует таблица со столбцами: "по последнеи ревизии", "из оных после ревизии убыли", "ныне состоит налицо". Тут мы находим Ефима Яковлевича Репина, которому по ревизии 1762 года 42 года. Для него указан и возраст в столбце "по последнеи ревизии" – 26 лет. Но наиболее интересна надпись выше, которая гласит: "Перешедшеи Белогородского уезду Разуменского стану из села Пристани на купленную Харковского полку хорунжего Федора Иванова сына Картавого жены Анны Тимофеевои дочери Чюгуевского уезду села Болшои Бабки помесную землю написаннои в бывшую ревизию однодворец". Таким образом, в селе Большая Бабка Чугуевского уезда прадед художника Ильи Репина – однодворец Ефим Яковлевич Репин появился в период между 1747 и 1762 гг., когда купил землю у жены хорунжего Харьковского Слободского полка и перешел из соседнего Белгородского уезда из села Масловой Пристани.»
«Сказка 1675 года открывает нам отчество двух братьев, станичных ездоков Семена и Григория [прадед И.Е. Репина в седьмом поколении – прим. авт.] Назаровичей Репиных из смотренного списка, датированного в описи 1658 годом. Семен начал служить в станичниках с 7155 (1647) года, после чего в 7180 (1672) году был выбран в рейтары. В сказках 1675 года не указан возраст самих подателей, но указан возраст членов его двора – сыновей Михаила (17 лет) и Тихона (15 лет). Важную подробность сообщает рейтар Семен Назарович Репин о своем брате Григории Назаровиче Репине, который умер на царской службе «в нынешнем походе». По всей вероятности, речь идет о 1-м Чигиринском походе русской армии под командованием князя Григория Григорьевича Ромодановского и малороссийских казаков гетмана Самойловича 1674 года под Чигирин. Вдова и дети умершего солдата Григория Назаровича Репина живут отдельно (своим двором) от Семена Назаровича Репина.»
«Таким образом, благодаря сохранившемуся фонду Разрядного приказа мы восстановили генеалогическую цепочку предков художника Ильи Ефимовича Репина до середины XVII века. Однако стоит отметить, что требуется дополнительная работа по уточнению ряда моментов биографии его предков, особенно 1-й половины XVIII века. Вопрос о причинах попадания предков Репина в зависимость к роду помещиков Масловых из села Маслова Пристань требует кропотливого изучения. На данный момент можно со всей точностью утверждать, что предки Ильи Ефимовича Репина были однодворцами, русскими служилыми людьми Белгородского уезда».
Источник: Сборник статей и материалов по истории Белгородской оборонительной черты. Выпуск 8. Я.Г. Карпиков Локализация места прихода и последующего проживания предков художника И.Е. Репина. 2023.
#великорусы #однодворцы #белгород #курск #белгородскаязасечнаячерта
«В мемуарах "Далекое близкое" художник многократно упоминает село Большая Бабка Чугуевского (после административной реформы 1797 г. – Змиевского) уезда. Так в главе VIII "В своем дворе" он писал: "Двор наш казался ярмаркой. Везде громко говорили люди, больше хохлы; мне их язык казался смешным, и, когда несколько "погепанных хохлов" говорили громко и скоро, я почти ничего не понимал. Из разных деревень были люди: из Малиновки – это близко, а были хохлы из Шелудковки, из Мохначей, из Гракова, из Коробочкиной, наши русские – из Большой Бабки и других сел."»
«Особый интерес представляет ревизия 1762 года. Все однодворцы Чугуевского уезда в 1762 году подавали о себе "сказки" – листы установленного образца в табличной форме. Ревизия 1762 года первая, в которой был начат учёт женского населения, по этой причине она представляет дополнительный интерес. Данная ревизия по селу Большая Бабка сохранилась в архиве РГАДА [Российский государственный архив древних актов – прим. авт].»
«Традиционно для ревизии 1762 года присутствует таблица со столбцами: "по последнеи ревизии", "из оных после ревизии убыли", "ныне состоит налицо". Тут мы находим Ефима Яковлевича Репина, которому по ревизии 1762 года 42 года. Для него указан и возраст в столбце "по последнеи ревизии" – 26 лет. Но наиболее интересна надпись выше, которая гласит: "Перешедшеи Белогородского уезду Разуменского стану из села Пристани на купленную Харковского полку хорунжего Федора Иванова сына Картавого жены Анны Тимофеевои дочери Чюгуевского уезду села Болшои Бабки помесную землю написаннои в бывшую ревизию однодворец". Таким образом, в селе Большая Бабка Чугуевского уезда прадед художника Ильи Репина – однодворец Ефим Яковлевич Репин появился в период между 1747 и 1762 гг., когда купил землю у жены хорунжего Харьковского Слободского полка и перешел из соседнего Белгородского уезда из села Масловой Пристани.»
«Сказка 1675 года открывает нам отчество двух братьев, станичных ездоков Семена и Григория [прадед И.Е. Репина в седьмом поколении – прим. авт.] Назаровичей Репиных из смотренного списка, датированного в описи 1658 годом. Семен начал служить в станичниках с 7155 (1647) года, после чего в 7180 (1672) году был выбран в рейтары. В сказках 1675 года не указан возраст самих подателей, но указан возраст членов его двора – сыновей Михаила (17 лет) и Тихона (15 лет). Важную подробность сообщает рейтар Семен Назарович Репин о своем брате Григории Назаровиче Репине, который умер на царской службе «в нынешнем походе». По всей вероятности, речь идет о 1-м Чигиринском походе русской армии под командованием князя Григория Григорьевича Ромодановского и малороссийских казаков гетмана Самойловича 1674 года под Чигирин. Вдова и дети умершего солдата Григория Назаровича Репина живут отдельно (своим двором) от Семена Назаровича Репина.»
«Таким образом, благодаря сохранившемуся фонду Разрядного приказа мы восстановили генеалогическую цепочку предков художника Ильи Ефимовича Репина до середины XVII века. Однако стоит отметить, что требуется дополнительная работа по уточнению ряда моментов биографии его предков, особенно 1-й половины XVIII века. Вопрос о причинах попадания предков Репина в зависимость к роду помещиков Масловых из села Маслова Пристань требует кропотливого изучения. На данный момент можно со всей точностью утверждать, что предки Ильи Ефимовича Репина были однодворцами, русскими служилыми людьми Белгородского уезда».
Источник: Сборник статей и материалов по истории Белгородской оборонительной черты. Выпуск 8. Я.Г. Карпиков Локализация места прихода и последующего проживания предков художника И.Е. Репина. 2023.
#великорусы #однодворцы #белгород #курск #белгородскаязасечнаячерта
January 26, 2024
Крестьянская семья из русского Полесья. Село Березичи, Козельский уезд, Калужская губерния. 1920-е.
#калуга #южныерусские #полехи
#калуга #южныерусские #полехи
January 28, 2024
Forwarded from Криватроп
Многим любителям археологии "варварского мира" знакома реконструкция рязано-окского вождя из Ундриха.
Так вот, генетика показывает, что КРОМовский вождь 5 века, был выходцем из кривицких земель. Об этом пишет канал, посвященный изучению генетики КРОМ.
Мало того, авторы делают смелое предположение, что упомянутый в саге о Тидреке ярл с городища Демидовка, под Смоленском, может быть тем самым вождем.
#кром #кривичи #сагаотидреке #генетика
Так вот, генетика показывает, что КРОМовский вождь 5 века, был выходцем из кривицких земель. Об этом пишет канал, посвященный изучению генетики КРОМ.
Мало того, авторы делают смелое предположение, что упомянутый в саге о Тидреке ярл с городища Демидовка, под Смоленском, может быть тем самым вождем.
#кром #кривичи #сагаотидреке #генетика
January 29, 2024
К предыдущему репосту.
Недавно на канале уважаемого Алексея Криватроп, вышел интересный пост о генетике рязано-окского вождя из Ундриха. В комментариях читателем был задан вопрос о том как связаны племена Кривичей и Рязанский край. В этой связи хотелось бы обратить внимание на основные существующие взгляды исследователей так или иначе касавшихся данного вопроса.
На основании имеющихся археологических данных из рязанского Поочья и исследований традиционной материальной и нематериальной культуры рязанских великорусов местное население в первую очередь возводится к племенам вятичей и донских славян, которые во взаимодействии с финским населением Рязанского края составили основу современного местного населения данной территории. Однако, север Рязанского края - Мещера, хранит следы довольно раннего проникновения еще одного племени - кривичей.
В археологическом отношении Мещера является практически не тронутым регионом, сохраняющим массу информации (очень вероятно ключевой) о взаимодействии в центре Русской равнины балто-славянского и финского миров. Стоит также заметить, что сам термин Мещера зачастую применяется бессистемно и под ним понимаются совсем разные понятия такие как: Мещера как географическое понятие (мещерская низменность), Мещера как историческая область (княжество), Мещера как летописный город и племя, Мещера как название субэтноса великорусов. Интересно, что эти понятия между собой не совпадают. К этому сложному и требующему объяснения вопросу мы еще вернемся, а сейчас о кривичах на территории Рязанского края.
Как известно общность кривичей делится на две группы - псковскую и смоленско-полоцкую. К этноопределяющим вещам смоленско-полоцких кривичей исследователями в первую очередь относятся украшения в виде браслетообразных височных колец с завязанными концами, находки которых сконцентрированы главным образом в кривичском летописном ареале. Вне этого ареала подобные украшения известны только в тех областях, которые были освоены выходцами из Смоленской и Полоцкой земель. На территории бывших Владимирской и Рязанской губерний среди курганов IX-XIII вв. Волго-Окского междуречья известны следующие памятники с находками браслетообразных завязанных височных колец: Пустошки/Пустоша (быв. Судогодский у.); Заколпье (быв. Меленковский у.); Жабок/Жабки (быв. Егорьевский у.); Нарма, Парахино, Поповка (быв. Касимовский у.). В.В. Седов. Восточные славяне в VI-XIII вв. 1982. С. 158, 187.
👇(продолжение в посте ниже)
Недавно на канале уважаемого Алексея Криватроп, вышел интересный пост о генетике рязано-окского вождя из Ундриха. В комментариях читателем был задан вопрос о том как связаны племена Кривичей и Рязанский край. В этой связи хотелось бы обратить внимание на основные существующие взгляды исследователей так или иначе касавшихся данного вопроса.
На основании имеющихся археологических данных из рязанского Поочья и исследований традиционной материальной и нематериальной культуры рязанских великорусов местное население в первую очередь возводится к племенам вятичей и донских славян, которые во взаимодействии с финским населением Рязанского края составили основу современного местного населения данной территории. Однако, север Рязанского края - Мещера, хранит следы довольно раннего проникновения еще одного племени - кривичей.
В археологическом отношении Мещера является практически не тронутым регионом, сохраняющим массу информации (очень вероятно ключевой) о взаимодействии в центре Русской равнины балто-славянского и финского миров. Стоит также заметить, что сам термин Мещера зачастую применяется бессистемно и под ним понимаются совсем разные понятия такие как: Мещера как географическое понятие (мещерская низменность), Мещера как историческая область (княжество), Мещера как летописный город и племя, Мещера как название субэтноса великорусов. Интересно, что эти понятия между собой не совпадают. К этому сложному и требующему объяснения вопросу мы еще вернемся, а сейчас о кривичах на территории Рязанского края.
Как известно общность кривичей делится на две группы - псковскую и смоленско-полоцкую. К этноопределяющим вещам смоленско-полоцких кривичей исследователями в первую очередь относятся украшения в виде браслетообразных височных колец с завязанными концами, находки которых сконцентрированы главным образом в кривичском летописном ареале. Вне этого ареала подобные украшения известны только в тех областях, которые были освоены выходцами из Смоленской и Полоцкой земель. На территории бывших Владимирской и Рязанской губерний среди курганов IX-XIII вв. Волго-Окского междуречья известны следующие памятники с находками браслетообразных завязанных височных колец: Пустошки/Пустоша (быв. Судогодский у.); Заколпье (быв. Меленковский у.); Жабок/Жабки (быв. Егорьевский у.); Нарма, Парахино, Поповка (быв. Касимовский у.). В.В. Седов. Восточные славяне в VI-XIII вв. 1982. С. 158, 187.
👇(продолжение в посте ниже)
January 31, 2024
👆(продолжение предыдущего поста)
По мнению А.Л. Монгайта вятичские и кривичские потоки двигались одновременно, а заселение восточными группировками кривичей Мещерской низменности и в частности северной части современной Рязанской области происходило из Волго-Клязьминского междуречья и носило мирный характер. Исчезновение финно-угорских памятников он относит к периоду X-XII вв. А.Л. Монгайт. Рязанская земля. 1961. С. 122.
В.П. Даркевич считал, что кривичи шли в район Рязани с двух направлений: непосредственно из Смоленской земли - с верховьев Днепра по его левым притокам на Угру, затем - в бассейн верхней Оки и далее в бассейн Москвы-реки; из освоенных кривичами Ростовского, Суздальского, Юрьевского ополий - на Муром и Рязань. В.П. Даркевич, Г.В. Борисевич. Древняя столица Рязанской земли. 1995. С. 25.
А.В. Чернецов и И.Ю. Стрикалов полагают, что кривичи пришли в бассейн Оки раньше, чем вятичи. Н.А. Марков, А.В. Чернецов. Русь в XIII веке: Древности темного времени. 2003. С. 18.
Н.И. Лебедева на основании в т.ч. исследований Б.Ф. Куфтина разделяла Рязанскую губернию на три части исходя из типа понев распространенных у местного населения. По ее мнению, такое разделение "совпадает с данными археологии о трех славянских группах, принявших участие в образовании русских Рязанской губ.: вятичей, кривичей и племен Подонья". В северной части Рязанской губернии Н.И. Лебедева и Г.С. Маслова отмечали, что "прослеживается общность с населением Смоленщины, которая в каких-то чертах, возможно, восходит к кривичской культуре". Г.С. Маслова, Н.И. Лебедева. Русская крестьянская одежда XIX-начала XX века. Н.И. Лебедева. Научные труды. 1996. Т. 2. С. 172.
Рязанские говоры северной части по массе признаков (например, цоканье, шепелявое произношение переднеязычных согласных) противопоставляются остальным говорам Рязанского края, что рядом исследователей связывается с кривичской миграцией. Лингвист С.Л. Николаев по результатам исследования истории возникновения и развития аффрикат в восточнославянских языках пришел к выводу, что системы с неразличением ц и ч (т. е. с цоканьем) возникали в процессе исторического развития языка, независимо от финно-угорского влияния в говорах, восходящих к племенным языкам кривичей и словен. С.Л. Николаев. Балто-славянские исследования.1986. Следы особенностей восточнославянских племенных диалектов в современных великорусских говорах. I. Кривичи. 1988.
#рязань #кривичи #мещера
По мнению А.Л. Монгайта вятичские и кривичские потоки двигались одновременно, а заселение восточными группировками кривичей Мещерской низменности и в частности северной части современной Рязанской области происходило из Волго-Клязьминского междуречья и носило мирный характер. Исчезновение финно-угорских памятников он относит к периоду X-XII вв. А.Л. Монгайт. Рязанская земля. 1961. С. 122.
В.П. Даркевич считал, что кривичи шли в район Рязани с двух направлений: непосредственно из Смоленской земли - с верховьев Днепра по его левым притокам на Угру, затем - в бассейн верхней Оки и далее в бассейн Москвы-реки; из освоенных кривичами Ростовского, Суздальского, Юрьевского ополий - на Муром и Рязань. В.П. Даркевич, Г.В. Борисевич. Древняя столица Рязанской земли. 1995. С. 25.
А.В. Чернецов и И.Ю. Стрикалов полагают, что кривичи пришли в бассейн Оки раньше, чем вятичи. Н.А. Марков, А.В. Чернецов. Русь в XIII веке: Древности темного времени. 2003. С. 18.
Н.И. Лебедева на основании в т.ч. исследований Б.Ф. Куфтина разделяла Рязанскую губернию на три части исходя из типа понев распространенных у местного населения. По ее мнению, такое разделение "совпадает с данными археологии о трех славянских группах, принявших участие в образовании русских Рязанской губ.: вятичей, кривичей и племен Подонья". В северной части Рязанской губернии Н.И. Лебедева и Г.С. Маслова отмечали, что "прослеживается общность с населением Смоленщины, которая в каких-то чертах, возможно, восходит к кривичской культуре". Г.С. Маслова, Н.И. Лебедева. Русская крестьянская одежда XIX-начала XX века. Н.И. Лебедева. Научные труды. 1996. Т. 2. С. 172.
Рязанские говоры северной части по массе признаков (например, цоканье, шепелявое произношение переднеязычных согласных) противопоставляются остальным говорам Рязанского края, что рядом исследователей связывается с кривичской миграцией. Лингвист С.Л. Николаев по результатам исследования истории возникновения и развития аффрикат в восточнославянских языках пришел к выводу, что системы с неразличением ц и ч (т. е. с цоканьем) возникали в процессе исторического развития языка, независимо от финно-угорского влияния в говорах, восходящих к племенным языкам кривичей и словен. С.Л. Николаев. Балто-славянские исследования.1986. Следы особенностей восточнославянских племенных диалектов в современных великорусских говорах. I. Кривичи. 1988.
#рязань #кривичи #мещера
January 31, 2024
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Антон)
ВОТ ТАКАЯ ЦОКОТУХА!
Интересный материал ув. «Пока горит солнце» об освоении Мещёрского края в Поочье напомнил об одном важном фонетическом явлении в русских диалектах – цокании, заключающемся в замене [ч’] на [ц] или [ц’]. Например, когда вместо чашка чаю говорят цяшка цяю (при мягком цокании) или цашка цаю (при твердом). Цокание встречается в севернорусских и, частично, в среднерусских говорах. Его появление связывают с влиянием древненовгородского диалекта (словено-кривичского по своей природе)
Подобные явления замены шипящих (ч, ш, ж) на свистящие (ц, с, з) встречаются и в говорах других славянских языков: в польском («мазурение»), нижнелужицком, полабском и хорватском («чакавизм»)
Однако, отсутствует однозначный ответ на вопрос: являются ли мазурение, цокание и чакавизм результатом собственного развития языка (для этого как будто бы имеются предпосылки) или это результат иноязычного влияния?
Так, часть исследователей связывают эти явления с влиянием следующих языков:
мазурение – древнепрусский или немецкий
цокание – финно-угорские
чакавизм – романские
При этом, отмечу, что для широко распространенного территориально цоканья, «финно-угорское» влияние – это слишком общее понятие. Разумеется, на русский язык не было некоего общефинно-угорского влияния – на разных территориях и в разное время оно носило различный характер, происходило из различных источников. Да и сами источники изменялись под влиянием внутренних и внешних факторов
Таким образом, однозначного и окончательного ответа на вопрос о происхождении русского цокания нет
В Мещёрском крае присутствовало и взаимодействовало волжско-финское (мещёра и мордва), восточнославянское (кривичское) и тюркское население
Позднее на данной территории оформились субэтнические группы русского и татарского народов: русская мещёра и татары-мишари
При этом интересно, что цокание характерно не только для русских мещёрских говоров, но и для отдельных говоров мишарского диалекта татарского языка
Причем мещёрское региональное цоканье рассматривается:
то как наследие субстрата («автохтонов»):
мещёрский финно-угорский – для русской мещёры;
алано-буртасский (т.е. иранский) или буртасско-можарский – для мишарей,
то как наследие пришедших на данную территорию славян или тюрков:
русская мещёра – фонетические особенности рязанских мещёрских говоров находят параллели в севернорусских говорах (в том числе вологодских и архангельских, тоже «постновгородских» и соответственно «постпосткривичских»), а твердое цокание – в псковских;
мишари – цокание иногда возводится к общеалтайской эпохе.
При этом наличие балкарского цоканья может рассматриваться как аргумент в пользу противоположных точек зрения: иранского субстрата (влияния алан) или общеалтайского / древнетюркского наследия в мишарском
Таким образом, ответа на вопрос о происхождении мещёрского «регионального» цокания у меня нет, но иногда важно поставить вопрос, а не ответить на него
И он как всегда связан с более универсальным вопросом о соотношении «автохтонного» и «пришлого». Фактически – это чисто научный вопрос, поскольку в реальности все группы несут в себе элементы как «местных», так «пришельцев». Однако, зачастую он выходит за научные рамки и носит эмоциональную окраску по причине представления (не всегда реального) о большей престижности одной из линий предков (какой-либо ранней этнической / культурной / языковой составляющей, влившейся в состав современной этнической или языковой группы)
Интересный материал ув. «Пока горит солнце» об освоении Мещёрского края в Поочье напомнил об одном важном фонетическом явлении в русских диалектах – цокании, заключающемся в замене [ч’] на [ц] или [ц’]. Например, когда вместо чашка чаю говорят цяшка цяю (при мягком цокании) или цашка цаю (при твердом). Цокание встречается в севернорусских и, частично, в среднерусских говорах. Его появление связывают с влиянием древненовгородского диалекта (словено-кривичского по своей природе)
Подобные явления замены шипящих (ч, ш, ж) на свистящие (ц, с, з) встречаются и в говорах других славянских языков: в польском («мазурение»), нижнелужицком, полабском и хорватском («чакавизм»)
Однако, отсутствует однозначный ответ на вопрос: являются ли мазурение, цокание и чакавизм результатом собственного развития языка (для этого как будто бы имеются предпосылки) или это результат иноязычного влияния?
Так, часть исследователей связывают эти явления с влиянием следующих языков:
мазурение – древнепрусский или немецкий
цокание – финно-угорские
чакавизм – романские
При этом, отмечу, что для широко распространенного территориально цоканья, «финно-угорское» влияние – это слишком общее понятие. Разумеется, на русский язык не было некоего общефинно-угорского влияния – на разных территориях и в разное время оно носило различный характер, происходило из различных источников. Да и сами источники изменялись под влиянием внутренних и внешних факторов
Таким образом, однозначного и окончательного ответа на вопрос о происхождении русского цокания нет
В Мещёрском крае присутствовало и взаимодействовало волжско-финское (мещёра и мордва), восточнославянское (кривичское) и тюркское население
Позднее на данной территории оформились субэтнические группы русского и татарского народов: русская мещёра и татары-мишари
При этом интересно, что цокание характерно не только для русских мещёрских говоров, но и для отдельных говоров мишарского диалекта татарского языка
Причем мещёрское региональное цоканье рассматривается:
то как наследие субстрата («автохтонов»):
мещёрский финно-угорский – для русской мещёры;
алано-буртасский (т.е. иранский) или буртасско-можарский – для мишарей,
то как наследие пришедших на данную территорию славян или тюрков:
русская мещёра – фонетические особенности рязанских мещёрских говоров находят параллели в севернорусских говорах (в том числе вологодских и архангельских, тоже «постновгородских» и соответственно «постпосткривичских»), а твердое цокание – в псковских;
мишари – цокание иногда возводится к общеалтайской эпохе.
При этом наличие балкарского цоканья может рассматриваться как аргумент в пользу противоположных точек зрения: иранского субстрата (влияния алан) или общеалтайского / древнетюркского наследия в мишарском
Таким образом, ответа на вопрос о происхождении мещёрского «регионального» цокания у меня нет, но иногда важно поставить вопрос, а не ответить на него
И он как всегда связан с более универсальным вопросом о соотношении «автохтонного» и «пришлого». Фактически – это чисто научный вопрос, поскольку в реальности все группы несут в себе элементы как «местных», так «пришельцев». Однако, зачастую он выходит за научные рамки и носит эмоциональную окраску по причине представления (не всегда реального) о большей престижности одной из линий предков (какой-либо ранней этнической / культурной / языковой составляющей, влившейся в состав современной этнической или языковой группы)
Telegram
Пока горит солнце
К предыдущему репосту.
Недавно на канале уважаемого Алексея Криватроп, вышел интересный пост о генетике рязано-окского вождя из Ундриха. В комментариях читателем был задан вопрос о том как связаны племена Кривичей и Рязанский край. В этой связи хотелось…
Недавно на канале уважаемого Алексея Криватроп, вышел интересный пост о генетике рязано-окского вождя из Ундриха. В комментариях читателем был задан вопрос о том как связаны племена Кривичей и Рязанский край. В этой связи хотелось…
January 31, 2024
А вот так в оригинале выглядит один из вариантов традиционного женского костюма великорусов Мещеры с тяжелой, двухслойной браной поневой.
Костюм из села Салтыково Спасского уезда Тамбовской губернии (сейчас Сасовский район Рязанской области). Коллекция С.А. Глебушкина.
#рязань #тамбов #мещера #традиционныйкостюм
Костюм из села Салтыково Спасского уезда Тамбовской губернии (сейчас Сасовский район Рязанской области). Коллекция С.А. Глебушкина.
#рязань #тамбов #мещера #традиционныйкостюм
YouTube
Рязанская область, Сасовский район. Русский народный женский костюм XIX в. Красно-Кросно. Уклад.
Костюм женский праздничный
~~~"Сряда"~~~
Рязанская область, Сасовский район, село Салтыково
конец 19 века
Собрание русского народного костюма Сергея Глебушкина ( http://www.glebushkin.ru/ )
Проект "Красно-Кросно": Наследие народного костюма, реализуемый…
~~~"Сряда"~~~
Рязанская область, Сасовский район, село Салтыково
конец 19 века
Собрание русского народного костюма Сергея Глебушкина ( http://www.glebushkin.ru/ )
Проект "Красно-Кросно": Наследие народного костюма, реализуемый…
February 1, 2024
Forwarded from Генеалогия Русской равнины
Что же такого могло выясниться во время опроса? А вот что: «47% жителей страны отметили, что они знают историю своей семьи, в том числе генеалогическое древо и происхождение. Еще 42% хоть и не в курсе своей семейной истории, но проявили интерес к ее изучению».
Сомнения возникли на фрагменте «47% жителей страны отметили, что они знают историю своей семьи, в том числе генеалогическое древо и происхождение», потому что практика, как правило, показывает обратное. Начинаешь общаться с человеком, и часто дальше бабушек-дедушек, в лучшем случае прабабушек и прадедушек, люди уже никого не знают. Не говоря уже о том, чтобы знать что-то о своих предках в дореволюционную эпоху.
У меня есть своя теория на этот счёт. «Знать своих предков» для большинства наших сограждан исчерпывается как раз двумя-тремя поколениями. И зачастую этот интерес ограничен уверенностью в том, что дальше ничего найти невозможно.
Конечно, это не так, и вы, уважаемые подписчики, уже должны об этом знать. Зачастую без сверхординарных усилий возможно добраться по своему родословному древу до эпохи Петра Великого, а в некоторых случаях уйти и в царский период.
Так распространяйте же знание об этом! Рассказывайте друзьям и знакомым о своих успехах в поиске предков, пусть их гложет зависть и интерес, пусть и они начинают восстанавливать свою родословную. Давайте все вместе обретём свою подлинную семейную историю!
P. S. У меня на канале тоже когда-то проводился опрос, вот тут можете ознакомиться с результатами.
Диалог
56% россиян считают, что семьей можно считаться только при наличии ребенка
Жители России рассказали «Веберу», знают ли они историю своей семьи, как относятся к чайлдфри и считают ли важным при выборе партнера получать одобрение родителей.
February 2, 2024
Так вышло, что практически одновременно прочитал абсолютно на мой взгляд верный пост ув. Генеалогии Русской равнины, а также пост ув. Алексея (автора канала Криватроп) с цитатой Barunzir Daurug и коммментариями.
Все эти мысли на мой взгляд объединяет ключевая идея об исключительной важности и определяющем характере локального в традиционной культуре и этнической саморефлексии, что перекликается с тематикой данного канала. В этой связи интересно посмотреть кто из уважаемых читателей вообще знает что-то о происхождении и локализации своих предков до конца первой четверти XX в., т.е. до эпохи становления принципиально новой макрокультуры на территории современной России и сопредельных государств.
Предполагается, что результаты покажут степень качества вовлеченности в эту самую этническую саморефлексию, ведь одно дело считать себя потомком условных новгородцев или чуди, а своей "отчиной" и "дединой" условное Заволочье и при этом не знать, что один из твоих предков по прямой мужской линии переселенный пленный "смоленский выходец", другое же дело владеть такой информацией. Конечно, в итоге человек сам решает кто он (и это правильно), но есть же и объективные категории, интерес к которым никто не отменял.
P.S. Да-да, можно сказать, мол как же объем выборки, репрезентативность и прочее, и это будет абсолютно справедливо, но при этом не стоит забывать, что тут не Академия наук. Итак, опрос в посте ниже, кому не лень нажмите кнопочку.
#идентичности #опрос
Все эти мысли на мой взгляд объединяет ключевая идея об исключительной важности и определяющем характере локального в традиционной культуре и этнической саморефлексии, что перекликается с тематикой данного канала. В этой связи интересно посмотреть кто из уважаемых читателей вообще знает что-то о происхождении и локализации своих предков до конца первой четверти XX в., т.е. до эпохи становления принципиально новой макрокультуры на территории современной России и сопредельных государств.
Предполагается, что результаты покажут степень качества вовлеченности в эту самую этническую саморефлексию, ведь одно дело считать себя потомком условных новгородцев или чуди, а своей "отчиной" и "дединой" условное Заволочье и при этом не знать, что один из твоих предков по прямой мужской линии переселенный пленный "смоленский выходец", другое же дело владеть такой информацией. Конечно, в итоге человек сам решает кто он (и это правильно), но есть же и объективные категории, интерес к которым никто не отменял.
P.S. Да-да, можно сказать, мол как же объем выборки, репрезентативность и прочее, и это будет абсолютно справедливо, но при этом не стоит забывать, что тут не Академия наук. Итак, опрос в посте ниже, кому не лень нажмите кнопочку.
#идентичности #опрос
February 2, 2024
Я знаю происхождение и локализацию своих предков
Final Results
23%
- более чем по 4 прямым линиям родства до первой четверти XX в.
26%
- по основным 4 прямым линиям родства до первой четверти XX в.
32%
- по некоторым линиям родства до первой четверти XX в.
2%
- по основным 4 линиям родства после первой четверти XX в.
17%
- по некоторым линиям родства после первой четверти XX в.
February 2, 2024
February 2, 2024
Гармонь, гармоника или гармошка - наверное один из самых известных традиционных русских народных музыкальных инструментов. Конечно, гармонь не принадлежит исключительно русской народной традиции (она широко известна в различных видах у многих народов), но такое признание и искреннюю любовь гармоника получила похоже только у русских. Поспорить с этим (по праву) могут раве что татары. История гармони отнюдь не древняя, но она наглядно показывает, что этот инструмент русские по праву считают традиционным и аутентичным.
Единой принятой версии происхождения гармони нет. Одно из наиболее подробных объяснений было выдвинуто и обосновано известным ученым, инструментоведом А.М. Миреком. Согласно его версии первая гармонь была придумана чешским мастером органного искусства Франтишеком Киршником в 1783 г. в Санкт-Петербурге. Гармонь Франтишека имела внушительные размеры - музыкант садился за нее, как за рояль, а игра осуществлялась одной рукой, другой же рукой музыкант управлял встроенным в корпус мехом. В 1822 г. немецкий мастер Кристиан Бушман сделал гармонику ручной, а спустя еще несколько лет Кирилл Демианов, русский музыкальный мастер, живший в Вене, создал уже знакомую нам гармонь с резным корпусом и клавишами с двух сторон.
Далее начинается стремительное развитие и популяризация гармони в России. В 1830 г. тульским оружейником Иваном Сизовым на основе купленного на Нижегородской ярмарке инструмента была разработана первая тульская гармошка и открыта первая в России «Вольно-оружейничья гармонная фабрика» (при этом, туляки утверждают, что мастера Сизов и Шкунаев изобрели гармонь самостоятельно). Уже в 1830 г. было организовано массовое изготовление гармоней. Буквально за одно десятилетие инструмент получает широкое распространение во всех российских губерниях, появляются различные региональные разновидности и традиции: тульская, череповецкая, вятская, вологодская, бологоевская, ливенская, елецкая, саратовская, новоржевская, смоленская, пермская, касимовская, татарская, марийская и пр. Складываются самобытные региональные школы игры и целые династии мастеров изготовителей гармоник. В 1870-х создается и набирает популярность наиболее известный сейчас и массовый вид гармони - хромка. Тульская гармонь помимо народной любви и популярности получает еще и всемирное признание на Международной торговой выставке в 1900 г. К середине XX в. гармонь хромка становится одним из самых массовых инструментов, производимых промышленностью, при этом, сохраняется производство региональных видов гармони.
С появлением гармоники, архаичные песни и мелодии получают новые формы звучания и становятся частью массовой народной культуры уже в модном "мейнстримном" качестве. Как это происходило можно посмотреть в том числе на примере исполнения старинного псковского наигрыша Скобаря на русской волынке, псковской гармони резухе и общерусской гармони хромке. К сожалению в силу незнания этих фактов и отличий "клюквы" от аутентики в настоящее время встречается и предвзятое отношение к гармони как к чем-то не традиционному и "наносному". Изменить такое восприятие возможно лишь демонстрацией истинного характера этого народного инструмента, сохранившего и донесшего до нашего времени значительную часть древних мелодий и песен наших предков, которые мы можем осмыслять, хранить, развивать и передавать следующим поколениям. Именно поэтому гармонь является самой что ни на есть живой аутентикой, а переоценить ее значение в русской традиционной народной культуре сложно.
#традиции #музыка #гармонь
Единой принятой версии происхождения гармони нет. Одно из наиболее подробных объяснений было выдвинуто и обосновано известным ученым, инструментоведом А.М. Миреком. Согласно его версии первая гармонь была придумана чешским мастером органного искусства Франтишеком Киршником в 1783 г. в Санкт-Петербурге. Гармонь Франтишека имела внушительные размеры - музыкант садился за нее, как за рояль, а игра осуществлялась одной рукой, другой же рукой музыкант управлял встроенным в корпус мехом. В 1822 г. немецкий мастер Кристиан Бушман сделал гармонику ручной, а спустя еще несколько лет Кирилл Демианов, русский музыкальный мастер, живший в Вене, создал уже знакомую нам гармонь с резным корпусом и клавишами с двух сторон.
Далее начинается стремительное развитие и популяризация гармони в России. В 1830 г. тульским оружейником Иваном Сизовым на основе купленного на Нижегородской ярмарке инструмента была разработана первая тульская гармошка и открыта первая в России «Вольно-оружейничья гармонная фабрика» (при этом, туляки утверждают, что мастера Сизов и Шкунаев изобрели гармонь самостоятельно). Уже в 1830 г. было организовано массовое изготовление гармоней. Буквально за одно десятилетие инструмент получает широкое распространение во всех российских губерниях, появляются различные региональные разновидности и традиции: тульская, череповецкая, вятская, вологодская, бологоевская, ливенская, елецкая, саратовская, новоржевская, смоленская, пермская, касимовская, татарская, марийская и пр. Складываются самобытные региональные школы игры и целые династии мастеров изготовителей гармоник. В 1870-х создается и набирает популярность наиболее известный сейчас и массовый вид гармони - хромка. Тульская гармонь помимо народной любви и популярности получает еще и всемирное признание на Международной торговой выставке в 1900 г. К середине XX в. гармонь хромка становится одним из самых массовых инструментов, производимых промышленностью, при этом, сохраняется производство региональных видов гармони.
С появлением гармоники, архаичные песни и мелодии получают новые формы звучания и становятся частью массовой народной культуры уже в модном "мейнстримном" качестве. Как это происходило можно посмотреть в том числе на примере исполнения старинного псковского наигрыша Скобаря на русской волынке, псковской гармони резухе и общерусской гармони хромке. К сожалению в силу незнания этих фактов и отличий "клюквы" от аутентики в настоящее время встречается и предвзятое отношение к гармони как к чем-то не традиционному и "наносному". Изменить такое восприятие возможно лишь демонстрацией истинного характера этого народного инструмента, сохранившего и донесшего до нашего времени значительную часть древних мелодий и песен наших предков, которые мы можем осмыслять, хранить, развивать и передавать следующим поколениям. Именно поэтому гармонь является самой что ни на есть живой аутентикой, а переоценить ее значение в русской традиционной народной культуре сложно.
#традиции #музыка #гармонь
YouTube
Гармонист Даниил Ермолов. Русского. Яблочко
ВКонтакте - https://vk.com/c.planka
Телеграм - https://yangx.top/celnaya_planka
Одноклассники - https://ok.ru/group/62419308904653
00:00 - заставка
00:13 - русского
01:33 - яблочко
#гармонь #частушки #наигрыши #нижегородка #горьковская #Даниил_Ермолов #harmonica…
Телеграм - https://yangx.top/celnaya_planka
Одноклассники - https://ok.ru/group/62419308904653
00:00 - заставка
00:13 - русского
01:33 - яблочко
#гармонь #частушки #наигрыши #нижегородка #горьковская #Даниил_Ермолов #harmonica…
February 4, 2024
Forwarded from ДНК-история Евразии
И на этой неделе мы увидели, что линия H6c1 из Владимира XIII-XIV веков нашлась у современницы - очаровательной Ирины, нашей читательницы. Ее ближайшие корни (бабушка по матери) - Рязанская область, Муравлянский р-н, с.Чарыково.
Напомним, что мито H1-146C (H1m1), найденное у владимирской Княгини XII века, мы нашли у современных носителей из с. Чермные в Кадомском районе Рязанской области (Чугуновой Тамары Евдокимовны, 1940 г.р, и, следовательно, ее матери Ларькиной Анисьи Ильиничны, 1897 г.р.)
Вообще, вскрылся интересный тренд. Те мито, что мы нашли в средневековом Владимире - H1-146C (H1m1) и H6c1, мы видим в рязанских местах. Эти мито - не самые распространенные для Центра России, так что гипотезу о переселении древнего населения Владимира под Рязань будем держать в рассмотрении. вдруг найдутся и более сильные подтверждения.
Напомним, что мито H1-146C (H1m1), найденное у владимирской Княгини XII века, мы нашли у современных носителей из с. Чермные в Кадомском районе Рязанской области (Чугуновой Тамары Евдокимовны, 1940 г.р, и, следовательно, ее матери Ларькиной Анисьи Ильиничны, 1897 г.р.)
Вообще, вскрылся интересный тренд. Те мито, что мы нашли в средневековом Владимире - H1-146C (H1m1) и H6c1, мы видим в рязанских местах. Эти мито - не самые распространенные для Центра России, так что гипотезу о переселении древнего населения Владимира под Рязань будем держать в рассмотрении. вдруг найдутся и более сильные подтверждения.
February 6, 2024
Forwarded from Русский домик
Потаённое чудо: о планировке наших деревень
Говоря о русском доме, не забудем, что это основа огромного мира русской деревни — уникального явления, где тысячу лет жили наши предки; где сформировался народный характер и чувство прекрасного.
Как выглядела настоящая русская деревня и чем она была, можно понять в том числе из её пространственной организации, бережно изученной доктором архитектуры Юрием Сергеевичем Ушаковым (1928–1996). За спиной учёного — три десятка экспедиций по изучению архитектуры Русского Севера. Ушаков был также талантливым художником: его схемы и зарисовки — это произведения искусства.
Итак, на Русской равнине характерны три типа расселения: скученный, гнездовой и разбросанно-хуторской. Для Русского Севера наиболее характерен гнездовой тип, когда деревни и сёла располагаются не в одиночку, а группами.
Гнездовая форма группировки поселений отличается структурностью, соподчинённостью и внутренней организованностью (окол — деревня — село, подчинённые центру — храму с погостом).
Ряд исследователей утверждали, что «русская деревня организована хаотично». Но эти люди просто ничего не поняли.
Вместо «гнезда» в народе говорят «куст деревень», что на уровне языка подчёркивает связь наших поселений с природой, бережное отношение к пространству окрест.
Итак, основные типы гнёзд северорусских поселений (по Ю.С.Ушакову):
1) при малой реке (село Верховье, Онежский район Архангельской области);
2) при большой реке (село Заостровье, Приморский район Архангельской области);
3) при озере (село Колодозеро, Пудожский район Карелии);
4) приморско-промысловое (село Малошуйка, Онежский район Архангельской области).
Наконец, это просто красиво.
Больше о планировках северорусских поселений и деревенских ансамблях — в монографии Ушакова «Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера» (Ленинград, «Стройиздат», 1982). Скачать книгу можно тут.
#Домик_Теория
Русский домик
Говоря о русском доме, не забудем, что это основа огромного мира русской деревни — уникального явления, где тысячу лет жили наши предки; где сформировался народный характер и чувство прекрасного.
Как выглядела настоящая русская деревня и чем она была, можно понять в том числе из её пространственной организации, бережно изученной доктором архитектуры Юрием Сергеевичем Ушаковым (1928–1996). За спиной учёного — три десятка экспедиций по изучению архитектуры Русского Севера. Ушаков был также талантливым художником: его схемы и зарисовки — это произведения искусства.
Итак, на Русской равнине характерны три типа расселения: скученный, гнездовой и разбросанно-хуторской. Для Русского Севера наиболее характерен гнездовой тип, когда деревни и сёла располагаются не в одиночку, а группами.
Гнездовая форма группировки поселений отличается структурностью, соподчинённостью и внутренней организованностью (окол — деревня — село, подчинённые центру — храму с погостом).
Ряд исследователей утверждали, что «русская деревня организована хаотично». Но эти люди просто ничего не поняли.
Вместо «гнезда» в народе говорят «куст деревень», что на уровне языка подчёркивает связь наших поселений с природой, бережное отношение к пространству окрест.
Итак, основные типы гнёзд северорусских поселений (по Ю.С.Ушакову):
1) при малой реке (село Верховье, Онежский район Архангельской области);
2) при большой реке (село Заостровье, Приморский район Архангельской области);
3) при озере (село Колодозеро, Пудожский район Карелии);
4) приморско-промысловое (село Малошуйка, Онежский район Архангельской области).
Наконец, это просто красиво.
Больше о планировках северорусских поселений и деревенских ансамблях — в монографии Ушакова «Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера» (Ленинград, «Стройиздат», 1982). Скачать книгу можно тут.
#Домик_Теория
Русский домик
February 8, 2024
В дополнение темы про тесную связь рязанской Мещеры с Северо-Западом России интересно посмотреть на локализацию рязанских святых источников. На карте-схеме из 1 тома монографии «Русские Рязанского края», составленной по материалам С.А. Иниковой (картограф Л.В. Беркасова) видно, что из всех рязанских святых источников во имя Параскевы Пятницы и Иоанна Предтечи, в Мещере (на левобережье Оки на территориях современных Клепиковского р-на и Касимовского р-на и части правобережья от с. Инякино Шиловского р-на до пгт. Лашма Касимовского р-на) расположено 15 из 16 пятницких источников и 8 из 9 ивановских источников.
Образ Параскевы Пятницы был некогда крайне популярен у среди русских. По одной из основных версий она является преемницей дохристианского женского божества Мокоши - покровительницы женского рукоделия. На происхождение самой Мокоши единой точки зрения нет. Ряд ученых считают ее славянским божеством, другие видят в названии «Мокошь» балтскую основу. Источники во имя Параскевы Пятницы широко распространены на Северо-Западе России.
Христианский праздник рождения Ионна Предтечи по времени совпадает с восточно-славянским праздником Ивана Купалы, посвященным летнему солнцестоянию, известному в бывших Ярославской, Тверской Рязанской губерниях под названием Ярило. А.Н. Афанасьев считает, что имена Купало и Ярило обозначали одно и то же плодотворящее божество лета, что подтверждается свидетельствами о «бесстыдном» характере купальских игрищ и совмещением в корне "куп" тех же понятий, что и в корнях "яр" и "буй".
По мнению исследователей такая концентрация пятницких и ивановских источников, на территории Мещеры не случайна и связывается с населением заселявшим данный регион с территории северо-западных Смоленских и Ростово-Суздальских земель. Также обращает на себя тот факт, что на территории заокской Мещеры (Клепиковский и Касимовский р-ны) и заценской части Мещеры (родник около Кадома) и пятницкие, и ивановские источники часто имеют одно название - "паника", что возможно связано с возникновением тех и других в среде одного племени или этнической группы.
#святыеисточники #мещера
Образ Параскевы Пятницы был некогда крайне популярен у среди русских. По одной из основных версий она является преемницей дохристианского женского божества Мокоши - покровительницы женского рукоделия. На происхождение самой Мокоши единой точки зрения нет. Ряд ученых считают ее славянским божеством, другие видят в названии «Мокошь» балтскую основу. Источники во имя Параскевы Пятницы широко распространены на Северо-Западе России.
Христианский праздник рождения Ионна Предтечи по времени совпадает с восточно-славянским праздником Ивана Купалы, посвященным летнему солнцестоянию, известному в бывших Ярославской, Тверской Рязанской губерниях под названием Ярило. А.Н. Афанасьев считает, что имена Купало и Ярило обозначали одно и то же плодотворящее божество лета, что подтверждается свидетельствами о «бесстыдном» характере купальских игрищ и совмещением в корне "куп" тех же понятий, что и в корнях "яр" и "буй".
По мнению исследователей такая концентрация пятницких и ивановских источников, на территории Мещеры не случайна и связывается с населением заселявшим данный регион с территории северо-западных Смоленских и Ростово-Суздальских земель. Также обращает на себя тот факт, что на территории заокской Мещеры (Клепиковский и Касимовский р-ны) и заценской части Мещеры (родник около Кадома) и пятницкие, и ивановские источники часто имеют одно название - "паника", что возможно связано с возникновением тех и других в среде одного племени или этнической группы.
#святыеисточники #мещера
February 11, 2024
Forwarded from Центр «ГУСЛИ»
У нас уникальное событие✨
Творческая встреча-концерт с ансамблем тверских рожков «ЗУБЦЫ».
Коллектив исполняет традиционную музыку на рожках, бытовавшую среди пастухов Тверской области, в частности, Зубцовского района, откуда коллектив и приобрел свое название. Ансамбль был создан по инициативе и под руководством Сергея Николаевича Старостина.
Тверской рожок – традиционный русский пастуший духовой инструмент, одна из древнейших разновидностей русских жалеек среди прочих инструментов этого типа, сохранившихся до настоящего времени.
В составе ансамбля: Сергей Старостин, Павел Крюков, Всеволод Кремнев.
Вход по клубной карте центра «ГУСЛИ» свободный.
Стоимость билета 1000 рублей
Оплата по ссылке ⬇️
https://securecardpayment.ru/sc/VpMQrBpiwDaxDIaB
Творческая встреча-концерт с ансамблем тверских рожков «ЗУБЦЫ».
Коллектив исполняет традиционную музыку на рожках, бытовавшую среди пастухов Тверской области, в частности, Зубцовского района, откуда коллектив и приобрел свое название. Ансамбль был создан по инициативе и под руководством Сергея Николаевича Старостина.
Тверской рожок – традиционный русский пастуший духовой инструмент, одна из древнейших разновидностей русских жалеек среди прочих инструментов этого типа, сохранившихся до настоящего времени.
В составе ансамбля: Сергей Старостин, Павел Крюков, Всеволод Кремнев.
Вход по клубной карте центра «ГУСЛИ» свободный.
Стоимость билета 1000 рублей
Оплата по ссылке ⬇️
https://securecardpayment.ru/sc/VpMQrBpiwDaxDIaB
February 12, 2024