Пока горит солнце
920 subscribers
349 photos
23 videos
2 files
248 links
Авторские заметки и размышления о великорусской традиционной культуре. Этнография, краеведение, фольклор, история и немного генеалогии. Этническая саморефлексия без политики и фантастики.

Обратная связь: @IlyaLabzin
加入频道
1. Рушник, сер. XIX в. Шиловский музейный историко-культурный комплекс.
2. Рушник, кон. XIX в. Брянский краеведческий музей.

Фото из открытых источников.
Фотографии из экспедиций Н.И. Лебедевой 1925 и 1926 гг. в великорусскую часть Полесья.

#полесье #верхнеочье
В тему недавнего диспута о роли Литвы и Орды в русской истории встретил на канале уважаемого Антона Ракитина интереснейшую статью И.А. Марзалюка "Торговля московскими невольниками в Могилеве во время Ливонской войны".

В контексте данной статьи и правда каких-то особых цивилизационно-культурных различий между Западом и Востоком найти не удаётся, ведь внезапно правовое положение пленников, что в городах магдебургского права, что в ордынских городах было примерно одинаковым. Однако, нагляднейшим образом становится понятно происхождение таких русских терминов как "литовские воровские люди", "воры запорожские черкасы", "литовские воровские черкасы" и пр.

Подобная терминология начала складываться в Русском государстве с середины XVII столетия в отношении подданных Речи Посполитой, не принимавших российского подданства и приходивших в пограничные районы для разбоя и грабежа. В неспокойном порубежном регионе, не имевшем естественных рубежей и четко маркированной государственной границы, подобные случаи были частым явлением.

Так, в 1648 г. дьякам было велено собирать вместе все воеводские отписки с изложением фактов нападения черкас на российских подданных "на улику черкасского воровства" в связи с чем в делопроизводстве Разрядного и Посольского приказов появляется соответствующий термин "черкасское воровство".

#русскопольсколитовскиевойны #воровскиелюди
Forwarded from Князь Ярославский (Павел Карамышев)
Слабое место всех этих восточно-западных и евро-азиатских споров состоит в том, что сами эти категории слишком широки, чтобы иметь какую-то внятную содержательность, так ещё вдобавок к этому им придаётся очень грубое оценочное значение (быть Западом классно, а Востоком нет, или наоборот). Хотя вроде бы подразумевается, что речь идёт о каких-то макрорегионах, выделяемых на основе культурных различий (например, религиозных), которые означают не превосходство одного над другим, а только инаковость и отличия одного от другого.

Торговля невольниками, военная жестокость и тому подобные вещи обычно стоят над рамками культурных различий. Ещё задолго до появления татар условные новгородцы, суздальцы, смоляне и черниговцы свободно покупали и продавали друг друга, потому что каждая междоусобица поставляла военнопленных на рынки отдельных русских земель. Ещё раньше языческие варяжско-русские князья вывозили "чадь" из подвластных земель на продажу (Святослав Игоревич называл рабов наряду с мехами и воском как главный русский экспорт в X веке). Это если не вспоминать традиции крепостного права уже Нового времени.

Всё это никак не отменяет того факта, что христианская Литва и христианская Русь в XIV-XVII веках, даже с учётом конфессиональных различий между католиками и православными, были явно ближе друг другу, чем к мусульманской Орде.

То есть, когда мы делим мир на какие-то историко-культурные типы или цивилизации, мы должны всегда обозначать критерии этого деления и понимать его относительность. Нет ничего странного в том, чтобы называть Россию восточной страной, если учитывается контекст. Россия - восточно-европейская страна, но это европейский восток. Русское православие - это ветвь восточного христианства, но это христианский восток. Русские - это восточные славяне, но это славянский восток. Проблемным такой взгляд становится тогда, когда русскую культуру пытаются оторвать от более родственных западных культур и "пришить" к более чужим восточным культурам. Когда говорят, что, например, тюрки русским ближе, чем западные или даже другие восточные славяне, или что ислам ближе православию, чем католичество или даже униатство.
Кухня. Малышев Василий Григорьевич (1843-1875). Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), Якутск.

#искусство
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Делимся с вами чудесным фильмом «Истоки», который был снят в с. Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области.

В нем вы услышите большое количество песен и человеческой мудрости в высказываниях местных жителей, а также увидите красоту костюмов.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1. Косоклинный сарафан Вяземского уезда Смоленской губернии, сер. XIX в.
2. Прямой (круглый) сарафан Сольвычегодского уезда Вологодской губернии, кон. XIX - нач. XX в.
3. Сарафан "Сукман" Темниковского уезда Тамбовской губернии, кон. XIX в.
4. Сарафан Устюженского уезда Новгородской губернии, 1910-е.

Иллюстрации из открытых источников.