Сергей Комаров
18.8K subscribers
945 photos
328 videos
2 files
2.09K links
Главред изд. Никея, сотрудник Сретенского монастыря, преподаватель ШПМ. Спикер радио Радонеж, радио Вера, ТК Спас, портала Экзегет.

РКН - https://knd.gov.ru/license?id=6762b45540af125d6a4cf65d&registryType=bloggersPermission
加入频道
Что можно назвать главным в торжестве Успения? – Победу над смертью.

Смерть уже была побеждена Богочеловеком, но впервые так властно и могущественно проявилась Его победа в обычном, смертном человеке. Богородица, умерев, воскресает еще до Страшного Суда. Потому Ее Успение и называют "Богородичной Пасхой".

В Ее истории Христос показывает нам не только особую любовь к Своей Матери, но и то, к какой высоте призваны христиане. Произошедшее с Девой Марией должно произойти и с каждым христианином, но только в своем порядке: смерть, воскресение, Суд, жизнь будущего века.

С Богородицей это случается раньше всех, потому что «Честнейшей Херувим» не нужен Страшный Суд. А также потому, что Она больше всех на земле любила Христа и была самым близким для Него человеком – не только по факту материнства, но и по Своим личным духовным качествам.

И, чем более мы становимся похожими на Нее и Ее Сына, тем ближе и к нам становится этот опыт преодоления смерти. Победа над смертью - это победа над грехом, потому что грех=смерть.

Воюем против греха! В нем - наша смерть. А во Христе безгрешном - наша Пасха.

С наступающим праздником Успения Пресвятой Богородицы!
Богородица больше всех на земле любила Христа и была самым близким для Него человеком – не только как Мать, но и по Своим личным духовным качествам.

Какие качества имеются в виду? Прежде всего, Она смиренна.

Давно замечено, что в Священном Писании слава Богородицы оказывается в тени славы Ее Сына. Новый Завет редко упоминает о Ней, но все-таки передает ощущение постоянного присутствия Девы в Евангельской истории. До начала общественного служения Иисус живет в повиновении у Праведного Иосифа и Марии (Иосиф умирает в период, когда Спасителю было от 12 до 30 лет). Мать сохраняет в сердце все слова, сказанные Сыном, и все то, что другие говорили о Нем. Потом вместе со Христом Она переселяется в Капернаум. Евангелисты повествуют, как однажды Она приходит туда, где благовествует Христос, и спрашивает о Нем. Она стоит рядом с Распятием, а после Воскресения Христова мы видим Ее в первохристианской общине. Мать Иисуса всегда рядом с Ним, потому что Иисус – Ее жизнь.

Смиренная Богородица говорит: «отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1,48). Что это – желание похвалы? Нет – пророчество. Библейское пророчество о том, что христиане всего мира будут хвалить и превозносить Родившую Спасителя всех народов.

Впрочем, похвала Богородице превозносит не столько Ее, сколько Бога. Дева Сама об этом свидетельствует в той же песне: «что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его» (Лк.1,49-50).

Ублажающий Марию на самом деле хвалит Бога, ибо Он «сотворил Ей величие». Она славна Богом Отцом, призревшим на Нее; Духом Святым, на Нее сошедшим; Сыном Божиим, воспринявшим от Нее плоть. Как ни к кому другому к Ней идут слова апостола Павла: «Хвалящийся хвались Господом» (1Кор.1,31).

Пусть в этот день Богородица даст нам хотя бы частичку Своего смирения. Без которого жить на земле и быть по-настоящему счастливым невозможно.

С праздником всех!
Праздник, наполненный многозначительной тишиной. Ликование, но при этом покой и умиротворение. Конец земного пути, в котором брезжит некое Начало.

Надежда. Радость. Вера.
Сегодня завершили курс "Апокалипсис".

Ок. 1000 участников!

Самый трудный курс из всех бывших. Материал непростой, толкования еще более непростые. Прошли все Откровение практически по стиху. Невероятное напряжение. Как у меня, так и у курсантов.

Считаю, что все, кто во время курса потрудились над восприятием этого самого таинственного и самого сложного библейского текста - большие молодцы. Знаю, что люди отрывали время от семей, работы, необходимого отдыха. И все это - ради слова Божьего!

Это радует, вдохновляет, обнадеживает. Если нашлась тысяча человек, готовых за две недели прочитать сложнейшую библейскую книгу от корки до корки с толкованиями - у нас однозначно есть будущее.

Спасибо всем за эту любовь к Священному Писанию.

Есть тут те, кто прошел курс? Напишите свои впечатления!
Образ идеальной женщины в книге Притчей.

Насколько же современно выглядит!

Она и работает, и делает свои «бизнес-проекты». Находится в гармонии с собой, уверена в себе. В услугах психолога точно не нуждается («Она чувствует, что занятие ее хорошо»).

Муж ее любит и полностью ей доверяет. Дети ухожены. Дом обставлен по последней моде, сама одевается богато. («Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее»).

Хороший управленец. Скромна, но мудра, в подходящей ситуации может сказать свое веское слово.

Помогает нуждающимся.

Верующая, естественно.

В целом образ наполнен красотой и достоинством.

Некоторые считают, что женщина в традиционной патриархальной культуре была несчастна и забита. Но вот, этот текст показывает, что «успешная» женщина того времени была достаточно активна, вполне могла реализовать свои творческие таланты. И все это в рамках традиционной библейской семьи.

Вполне себе образ «сильной» женщины, так популярный сегодня. Только у Соломона этот образ встроен в нормальную классическую парадигму – вера, семья, дом.

Чем более мы отходим от библейской модели, тем более мы несчастливы. И это не только про женщин.

«Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;

уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;

она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.

Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.

Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.

Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.

Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.

Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.

Она чувствует, что занятие ее хорошо, и – светильник ее не гаснет и ночью.

Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.

Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.

Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.

Она делает себе ковры; виссон и пурпур – одежда ее.

Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.

Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.

Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее.

Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.

Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.

Встают дети и ублажают ее, – муж, и хвалит ее:

«много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их».

Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.

Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела́ ее!»

(Прит.31:10-31).
Насчет скандальной реплики папы на онлайн-встрече с российской католической молодежью.

В целом нам его слова могут показаться приятными. Но.

Уже не раз писал, что папа - мастер напустить тумана, настоящий иезуит в плане последовательности высказываний и действий. То он обнимается с Зеленским, то признается в любви к российской молодежи. То делает реверансы в сторону ЛГБТ, то говорит о ценности традиционного брака. То он антиимпериалист, то восхвалитель «великой империи». То обрушивается на бурятов, то борется против расизма. После очередного высказывания понтифика филиалы его пресслужбы по всему миру судорожно напрягаются, пытаясь объяснить, что же на самом деле он хотел сказать.

Какая же у него все-таки позиция? Подозреваю, что ее вовсе нет. С кем надо, с тем папа и обнимется, и подружится - исходя из ситуации. А миллионы людей потом чешут затылки - как это понимать?

А никак. Просто там уже давно нет каких-либо принципов и внятной позиции. Есть желание усидеть на всех стульях, подружиться с миром и сохранить влияние везде. Но по факту Западу уже давно плевать на католичество, оно уже не делает погоды и ни на что не влияет. На фоне массового превращения храмов в фуд-корты, усиления ислама, распространения крайних либеральных идеологий внутри католической церкви все эти якобы значительные высказывания - жалкая бутафория с невнятной и смешной претензией на формирование общественного мнения.

Мнения Франциска - это уже просто забавная экзотика, инфоповод на полчаса под утренний кофе. Они просто ничего уже не значат, эти слова-симулякры. Что бы понтифик не говорил - сегодня или завтра.
Отец Андрей Ткачев в одной из проповедей говорил, что, когда приезжаешь в Крым, в первую очередь иди к свт. Луке Крымскому. Благословись - и потом уже езжай куда хочешь, занимайся своими делами.
Так и стараюсь делать всякий раз, когда тут бываю.

Святителю отче Луко, моли Бога о нас!
Есть у меня старые друзья, семейная пара с пятью детьми. Из Украины. В феврале 22 года выехали в Европу.

Люди православные, церковные. Россию любят, считают ее действия вынужденными, неизбежными, необходимыми. Все это время мечтали о переезде в Россию, но разные обстоятельства не позволяли. В итоге собрались. Помолившись, выехали.

Попробовали через Белоруссию - не пустили. Решили через Эстонию. Двое суток простояли на эстонской таможне. Еще сутки - на российской.

Три дня с пятью детьми в машине.
Закончилась еда, детские смеси, вода. У детей - шок. Но это еще цветочки, ягодки были впереди.

Наши таможенники распотрошили все тщательно уложенные вещи в прицепе, и оценили перевес груза… в 150000 рублей!

У ребят таких денег не было. Включились мы - их друзья. Попросили таможенников дать счет для оплаты. Ответ - нет. Оплатить могут только пересекающие границу, притом только с российской карты (откуда может быть российская карта у украинцев, въезжающих в Россию с Европы - непонятно). В итоге нашли в Печорах человека, который подъехал к таможне, передал карту с необходимой суммой, и семья этой картой сделала оплату.

Отношение было хамское как на одной таможне, так на другой. На нашей - особенно.

Господи, какой позор!

Пятеро детей в машине. Православная семья. Третьи сутки на таможне. Люди приняли судьбоносное, трудное решение - переехать в Россию на пмж. Жить, работать, служить Богу и ближним здесь. И их встречают - хамством, грабежом, издевательствами. Ясно дают понять: вас здесь не ждут.

И это они еще не столкнулись с оформлением документов и устройством детей в школу.

Да, понятно, что первоначальная романтика любви переселенцев к Родине неизбежно должна пройти испытания при встрече с реальностью. Чтобы любить Россию, ее нужно именно сильно и глубоко любить, духовно.

Но все равно - так нельзя встречать людей Дома. Очень многие мои друзья из Украины, оказавшись из-за войны в Европе, мечтают жить в России. Но, после вот таких историй, которые быстро расходятся по народной почте - кто к нам приедет?

Это оскорбление России в целом. Клевета на нее. Потому что в целом народ наш добрый, сострадательный, гостеприимный. Но то, что происходит на таможнях и в других бюрократических наших органах - это не Россия. Это - ад.

И что с этим делать - непонятно.
Завтра 1е сентября, начало учебного года, День знаний.

Нужны ли знания о мире верующему человеку, который уже обрел Истину, узнав Бога?

Если человек здоров телесно, у него хороший аппетит. Если человек здоров духовно, это духовное здоровье порождает жадность к познанию Бога и Его законов. Христианину — а христианин и есть человек, вставший на путь выздоровления — свойственно хотеть учиться и во Христе пытаться понять весь мир.

В посланиях апостола Павла встречается интересная мысль. Говоря об иудеях, Павел писал, что их умы ослеплены и на них лежит некое «покрывало», мешающее им понимать правильно ветхозаветные Писания (2Кор.3,14). Как же снять это «покрывало»? Оно снимается Христом, верою в Него — пишет апостол.

Но вера во Христа снимает «покрывало» не только с евреев, и не только в отношении Священного Писания. Христианская вера снимает с глаз всякого человека покров непонимания и равнодушия к окружающему миру. Вся вселенная становится интересной христианину, потому что он прозревает за всякой пылинкой мироздания Божию премудрость, и за каждым жизненным событием — глубину промысла Божьего.

Под взглядом христианина наука обретает полноту смысла, ведь наука изучает Божье творение. Искусство становится подарком верующему — потому что подлинное искусство всегда выражает божественную истину. Любая грань человеческой культуры несет бездну смысла христианину, ибо он знает, откуда что берется, и куда что идет.

Вера Христова открывает путь ко всем тайнам мироздания, верующему человеку становится интересен весь мир, который теперь читается им как своеобразная книга действия Божией силы.

Насколько по-иному начинает восприниматься мир после обретения веры! Как бы хотелось даже и сейчас сесть за школьную парту, и ушами верующего человека вновь прослушать всю школьную программу: биологию, физику, математику, литературу, историю... Чтобы стать на шаг ближе ко Христу, вникая в составленные Им законы.

И недоумение вызывают христиане, не желающие учиться, что-либо читать, узнавать... Да неужели неинтересно познавать Творца не только в молитве, но и в делах рук Его? Неужели может быть скучно во вселенной, которую сотворили руки Господни? Во вселенной, о которой написано: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1,31). Что же, для Бога это - хорошо весьма, а для нас - скучно?

Потому крещеный человек - счастливейший из людей! Вера во Христа снимает с него покров невежества, глупости, узости. И учит познавать законы Божии, действующие в мире.

Мы пришли в этот мир учиться. Прежде всего, любви - к Богу и людям. И все в мире есть учебник этой любви, если уметь правильно воспринимать.

Потому поздравляю с Днём знаний всех, как учеников Божиих. Дай Бог и нам научиться чему-то хорошему в будущем учебном году. И сумме знаний о каком-либо предмете - почему бы и нет? Но более всего добру, сострадательности, отзывчивости, и всему тому, что входит в понятие христианской любви. Познание любви - это познание Бога.

Всем помощи Божией в предстоящем учебном году!
Отрадно видеть, что Захар Прилепин, поправляясь после покушения, изучает Священное Писание. Регулярно публикует выписки из Ветхого Завета. Читая, сопоставляет с нынешней реальностью.

Дай Бог ему воцерковиться. Прежде всего, конечно, для спасения собственной души, для познания Бога. Как знать, может быть, для того и спас его Господь от верной гибели.

Уверен, что нормальная церковная жизнь углубит его и как писателя.

Глядишь, и о существовании новомучеников узнает, книжку напишет и ролики снимет.

https://yangx.top/zakharprilepin/19526
О трагедии Приднестровья. Заметки очевидца

Сегодня Приднестровской Молдавской Республике исполняется 33 года.

В тех местах я родился и вырос. Маленький поселок возле лимана. На другом берегу - Украина. В моем советском детстве границ никаких не было, конечно. Там, где сейчас таможня с пулеметными точками, пролегала обычная дорога. Плавни, камыши, лес.

В конце 80х - началось…

Впервые я узнал о том, что такое нацизм, во дворе. Мальчик постарше, молдаванин, спросил: ты кто по национальности? Я как-то оторопел. Папа русский, а мама из Украины, говорю. Что вы тогда тут делаете? - сказал он недружелюбно. Молдова - для молдован. Русские - вот из Молдовы!

Конечно же, он это не сам придумал. От родителей услышал.

К слову, «что мы там делали». Все построили - имею в виду наш поселок и огромнейшую двенадцатиблоковую электростанцию. Мы - то есть русские/украинцы, совместно с молдаванами…

Потом в школе на уроках молдавского ввели обязательную латиницу. Кишинев давил, требовал всеобщей молдаванизации/румынизациии. Молдавский язык на латинице должен был стать государственным языком Молдавской ССР. При том, что в нашем поселке, например, большая часть жителей говорила на русско-украинском суржике, а молдаване были в меньшинстве.

Сами же молдоване поделились на упоротых нацистов (вроде родителей того мальчика), и на адекватных людей, желающих мира. Такой была, например, моя учительница молдавского языка. При всей ее любви к Молдове, которую она умела нам передавать, ни одного слова против русских никогда от нее не слышал.

В результате всех этих волнений Приднестровье объявило о независимости. Начались столкновения молдово-румынских сил с приднестровцами.

Молдавские нацисты творили страшные зверства над пленными. Вот всего лишь несколько фактов.

После боя на Роговской развилке пленные приднестровцы были найдены со следами пыток и выжженными на спинах и животах красными звёздами, без части рук и ног - в жижесборниках близлежащего села. Тело одного из пленных, с отрезанными половыми органами, его жена смогла забрать только через несколько месяцев. Ополченцу Брагарчуку разрубили голову топором, а другого пленного ополченца, Полякова, подвесили на дереве за челюсть. Молдавские «волонтеры» изнасиловали и убили жену и двух дочек ополченца Мунтян из города Дубоссары (девочкам было 10 и 13 лет), их утром нашли соседи задушенными, без нижней одежды, со связанными руками и заткнутыми платками ртами. У старшей дочки был перелом ключицы во время зверского изнасилования и последующего убийства. Прибывшего домой перед рассветом отца семейства «волонтёры» застрелили в висок. Уходя, кинули гранату в дом. Практически одновременно то же самое случилось с детьми нескольких других ополченцев: 10-летняя Таня Гацкан, 13-летняя Таня Бондарец, 19-летняя Ольга Дорофеева были убиты и изнасилованы в подвале одного из дубоссарских домов.

И подобных случаев - сотни. Таков был стиль румынских ОПОНовцев в «наведении порядка» в Приднестровье.

Помню огромные вереницы беженцев, потянувшихся в сторону Украины. В поселок заехали колонны танков. Канонада не смолкала днём и ночью, бои шли уже близко. Отец ушел в ополчение.

В июне 1992 г. класс моего старшего брата праздновал выпускной. Я тоже был там, бегал между столами. Вдруг объявление - срочно по домам, в Бендерах серьезные бои, враг очень скоро может быть здесь. Тут же поселок облетела жуткая новость - ОПОНовцы захватили в заложники два выпускных класса, изнасиловали девочек, потом всех расстреляли. Одна из девочек выжила, и потом написала воспоминания об этой страшной ночи.

Благодаря вмешательству генерала Лебедя, командующего 14й российской армией, которая стояла тогда в Приднестровье, война остановилась. Царствие ему небесное, мужественный и неравнодушный был человек! Влупил Градами по базам ОПОНовцев. Тут же Молдова запросила перемирие! Молчащая до тех пор Европа завопила о «российской агрессии». Президенты сели за стол переговоров.

От одной до трех тысяч убитых, более 5000 раненых и покалеченных на совести молдово-румынских нацистов. За это жутчайшее преступление до сих пор никто не ответил.
Когда начался конфликт на Донбассе, и стали доходить слухи о зверствах украинских нацистов, мне сразу было понятно - это ОНО. То же самое. ОНО вернулось. Талергоф, Хатынь, Бухенвальд, Руанда, Приднестровская трагедия, Донбасс - это дым из того же самого «кладезя бездны». С этим злом невозможно договориться, так же как и с диаволом. Оно должно быть уничтожено.

Моему отцу уже 71. Старшему брату 48. И они твердо говорят: если вдруг что, снова пойдем. С оружием в руках защищать семьи от этого зла.

И я пойду, конечно. Если призовут, если нужно будет. И неважно, Приднестровье ли это, или нынешняя СВО. Зло одно и то же, борьба одна и та же. И в том, и в другом случае против этого зла воюет Россия.

Вторая Мировая, день окончания которой мы сегодня вспоминаем, еще не окончена, как оказалось.

Но зло обязательно будет побеждено.
Сегодняшнее евангельское чтение - притча о злых виноградарях. Это Мф. XXI, 33-42.

Непонятно, почему 43й стих не вошел в это чтение. Ведь там говорится, что же такое виноградник, из-за которого разыгрывается драма с убийством. Виноградник есть Царство Божие.

"Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его".

Но тут ещё один смысл. Что дано было другим народам? - Церковь.

Отсюда мы можем понять, что Церковь есть «проекция» Царствия Божьего на земле. Или даже само Царство. Настолько, насколько оно в этом мире доступно для человека.

У иудеев Господь забрал его. А нам отдал. Но: «Не гордись, но бойся». Будем жить недостойно его - и у нас заберёт.

Злые виноградари, пытающиеся присвоить себе виноградник, есть те, кто считает, что Церковь у них - но на самом деле это не так. Церкви там нет.

И сегодня есть формы без содержания, имитация Церкви. Вот, например, украинский проект Госдепа - ПЦУ. Симулякр, пустышка, обман. Напялили рясы и «служат», типа они «церковь».

Евангелие - оно все про сегодняшний день…

Подлинная же Церковь - это Царствие Божие на земле, виноградник Божий. В этом винограднике нужно трудиться, что обрести духовные плоды.

Дай нам Бог быть такими добрыми виноградарями.
Крестовоздвиженская домовая церковь семьи Романовых в Ливадии.

Здесь молились три поколения русских царей – семья Александра II, Александра III и Николая II. Здесь св. Иоанн Кронштадтский отслужил первую панихиду об умершем у него на руках государе Александре III. Здесь на следующий день после кончины царственного отца новый император Николай II принес присягу на верность Отечеству. Первым Указом молодого царя был указ «Об имянаречении Гессенской принцессы Алисы Александрою Феодоровной и о принятии Ея в лоно Православной Церкви через Миропомазание». Таинство Миропомазания здесь же совершил св.Иоанн Кронштадский.

Много людей, большой приход, почти все причастились. Детей много. Радость!

Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!

Последнее фото - со вчерашней всенощной в Преображенском храме в Никите. Тоже очень красивый храм. Внешне выглядит как древний, хотя на самом деле 19 века.