Caucasian Tashkeel
1.57K subscribers
343 photos
140 videos
1 file
163 links
Дервиш босяцкой масти интересно рассказывает
加入频道
Мне, по приколу, скинули комментарии представителя одного маленького дагестанского народа, численностью около 30 000, поглощаемого сейчас, родственными им, аварцами - человек призывал бойкотировать аварский язык, сделать, так сказать, аварство своим врагом.

Меня, честное слово, забавляют вот эти темы когда кавказские народы, ни один из которых не дотягивает своей численностью, до населения Стамбула, например, начинают вот эту телегу про национальное возрождение, про противодействие ассимиляции и так далее. Я вообще не представляю как что-то может еще остатся от этой формы культурной идентичности (ну ок, ладно языки мы опишем, кодифицируем и энтузиасты смогут учить их) на чуть более дальнею перспективу. Глобальный мир перемалывает и более крупные этно-языковые общности.

Наверняка, сейчас уже не идет речь о классическом поглощении одних народов другими, как было в условную "до-модерновую" эпоху. (да, это не очень честный прием с отсылками к понятиям "модерн", "пост-модерн" - согласен. Следующий шаг - начать говорить о мире традиции и архетипах - тогда вообще становится невозможным придти к обьективным выводам.)

Народы в нашу эпоху будут умирать как-то по другому.

Так что, не стоит беспокоится что какой-то этнос в миллион человек поглотит еще какой-то субэтнос в сто тысяч - нам всем крышка. И тем кого совсем мало, и тем кого больше в сто раз.

Думаю дело кончится тем, что вот наряду с зеленым (экологистским) или, так называемым, религиозным экстремизмом, появится радикальная форма этнического.

Типа, национально-озабоченные придут к выводу что единственный путь к сохранению милых им сердцу вышивок, подрезаных у кочевников орнаментов на коврах, и так далее - не пытатся сохранить свой обреченный этно-мирок, а начать разрушать глобальный мир, который их сожрет, в противном случае.

#мысли
"Пайлуч был афганцем до мозга костей: это означает, что он умел ездить верхом, стрелять, рассказывать занимательные истории, был полон уверенности в себе и больше всего любил плов.

Он был из тех, кто всегда стремится к совершенству. Я часто видел, как он разыгрывает сложную партию в шахматы сам с собой, или берёт у людей их ножи, чтобы заточить, потому что считал, что мужчина должен уметь заточить нож.

Ему было что-то между тридцатью и сорока годами, он был огромного роста и пропорций. В его лице можно было заметить черты нескольких народов, составлявших население Афганистана: монголов, арабов, патанов. Глаза слегка суженные, нос чуть-чуть крючковатый, фигура гигантская.

Из его запутанных историй я узнал, что он бывал в Индии, может готовить еду, любил разные виды спорта. Однажды он был кочегаром на британском пароходе, но "мне пришлось назвать себя индийцем, потому что ни один афганец не может быть кочегаром".

- Вы чувствовали, что это повредит вашему достоинству?
- У меня не было времени оценить это, - ухмыльнулся он, - все остальные кочегары были афганцами или патанами, и предупредили меня, что не позволят ни одному иностранцу сказать, что афганец был кочегаром."

О.М. Берк "Среди дервишей"

#afghani
Вспоминаю истории, слышанные от старшего поколения, про кавказскую аристократию в начале XX века, и такие интересные моменты в памяти всплывают -хочется поделится.

Один мужик, так сказать из бывших, приходя к нашим, постоянно приставал к бабушкиной тетке с одной и той же темой:
- А вы наверное помните моего папу? Он был такой, такой... Он ходил в пенсне, в цилиндре и с тросточкой!

Один раз, после его очередного визита старушка не выдержала и, на русском языке, шепелявя сказала:

-Ууу шволошь... "В цщилиндре"! "Ш трошточкой"! Да ш него вши шипались! Когда он уходил горнишная вшей выметала! Он на штуле сидеть не умел! Верхом шадился - как на лошшшщадь!"

Другая история - молодой князь N., всякий раз навещая своих родственников, живших в городе, попадал в неловкое положение - у тех полный дом дочерей был, и девушкам надо было что-то дарить. Ну а денег, конечно, не было. Выход был найден - недалеко от дома его родни располагались прилавки азербайджанцев, торговцев сладостями. Будучи человеком огромного роста и угрожающей наружности, он подходил к ним, пригвождал суровым взглядом, так что те боялись шелохнутся, и просто сгребал сладости себе в хурджун. Эту своеобразную дань он потом дарил племянницам и кузинам.

Я не думаю что такое плачевное положение княжеского и дворянского сословия в те годы - только лишь особенность нашего региона. Сами понимаете, к капиталлизму не всякий может приспособится - что советский инженер, что кавказский аристократ.

#caucasus
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Зрелищное, и одновременно трогательное видео с церемонии dastar bandi (повязывание чалмы) в легендарном Jamia Haqqania (не путать с одноименной суфийской сектой) - закончившие учебу студенты наматывают белый тюрбан, а учителя символически прикладываются к их головам.

Ранее мы упоминали о традиции опоясывания и надевания хырки у суфиев, и облачения в шаровары у живущих по принципу футуввы , теперь вот - повязывание чалмы у факихов и мухадисов.

Все это безумно контрастирует с модным нынче культурным нигилизмом, когда отрицается вообще всякий символизм.



#pashto
Воображаемая география и этнографический кретинизм

Однажды, будучи в одной арабской стране, разговорился с пожилым (ну давайте по честному - откровенно старым) паломником из Индии. На его вопрос "ты откуда?" я ответил что из России. Дед переспросил. Переспросил он вот так:

- Бухара?

И за этим ответом- целая система восприятия внешнего мира. Отстающая лет на сто/тридцать (смотря что брать за точку отсчета- РИ или СССР) в плане геополитики. Когда он сказал Бухара то речь конечно, шла не о Бухаре современного Узбекистана. И не о Бухаре в составе России. И даже не Бухаре времен ханства. Воображаемая Бухара эта существует где-то между эпохой арабских завоеваний и тимуридским возрождением.

Разговор с бенгальцем -человек вообще не знал что такое Россия. Я не вата и мне, как бы, не принципиально, но вот как? Он же пересек тысячи километров на самолете, у него, наверняка, есть телефон, интернет - как он себе представляет мир вообще, который теперь, как нам твердят, "глобальный"?

Довелось пообщатся с путешествующими проповедниками, паштунами из пакистанского города Пешавар - они все были люди образованные, знали по пять языков и всю жизнь провели в странствиях. Когда я сказал что родом с Кавказа они рассмеялись и поведали что у них на родине когда люди говорят про Кавказ то описывают его как страну джиннов (что наверняка правда - подозреваю, что джиннов в наших краях много). И я почувствовал опять у своего затылка дыхание воображаемого восприятия мира - Кавказ как географический регион в головах их земляков попросту не существовал. Позже, другие пакистанцы, уже синдхи, рассказывали мне что в детстве матери их пугали - прилетит огромная птица и унесет их в далекую страну Кавказ.

У меня возник конфликт с одним из официальных работников (дело снова было в одной из стран Залива).
Это был пакистанец, хорошо говоривший по арабски. Поняв, что спорить со мной бесполезно, он крикнул товарищу "эй иди сюда, тут сын твоего дяди" (земляк то бишь). Подходит парень, уйгур из К и т а я. С тоской в голосе говорит "это ж чеченец" (что, конечно, тоже ошибка, но хотя бы не Китай)

Собственно, я подвел к чему - для жителей того региона русскоязычные мусульмане это жители воображаемой страны, объединившей Кавказ, Казахстан, "еще какой -то стан" и, заодно - Боснию.

Сразу вспоминается прошлогодний сериал про мамлюков, где Черкесию поместили в Средней Азии.

Но если сказать что в СНГ не аналогичная ситуация, то значит соврать.

Я своими глазами видел жителей республики на юге РФ, которые считали что КБР расположена на берегу моря. Будучи в одном горном селе, в той же республике , стал участником диалога с мужчиной средних лет. Он спросил подчеркнуто вежливо:
-Вы откуда приехали? Из Чечни?
-Из Кабардино-Балкарии.

Пауза

-Вы из Ингушетии приехали? (Судя по голосу дядька считал свою вторую догадку и так слишком смелой - может в его голове крутилось "поди разбери, существуют эти ингуши вообще? Может и лезгин не существует так-то. Все говорят, а видеть то я их не видел!"
-Из Кабардино-Балкарии.
Снова замолкает. Больше не спрашивает. Видимо принял меня за опасного сумасшедшего.

Апофеозом стал случай в Азербайджане. Еду с таксистом, молодой парень, приехавший в Баку на заработки из регионов. Спрашивает куда я дальше. Отвечаю что в Дагестан.
-У Азербайджана границы с Дагестаном нет!

Ну приехали. Видимо, на севере живут кинокефалы , а дальше люди с одной ногой? Не знаю кому верить - Марко Поло или Геродоту...

Понятно, что это не особенность только стран исламского мира - я в Европе никогда не был, но подозреваю что для жителя юга Италии, что Чехия, что Албания, что Венгрия - какой-то Мордор, погибельная земля.

Но когда люди в XXI живущие в трехстах километрах от КБР спрашивают - один ли народ кабардинцы и балкарцы и кто из них мусульмане (наверное, следующий вопрос - кто живет на береговой линии?) это уже туши свет.

В общем, в каких-то вещах мир далеко не глобален, да и не будет, наверняка, таким никогда.
Кстати вот еще прикольный момент, иногда можно услышать как вайнахи называют Турцию "хункар мохк" (не ручаюсь за орфографию), типа "страна султана", хотя давным давно нет никакого султана. Вот так история, через язык, прорывается в настоящее.

Всегда нахожу такие вещи чуть волнительными.
И еще, вот с тем разговором, про Кавказ - страну джиннов, считаю необходимы описать при каких красочных обстоятельствах он проходил.

Как я упомянул - это были в основном паштуны из Пешавара, но среди них было двое отличавшихся от остальных - меланхоличный пенджабец и один дядька с каких-то диких горных мест, полной глуши, видимо паштунизированый дард или нуристанец.

Он мое внимание сразу привлек, потому что был похож на такого лубочного сибирского русского мужика.

Огромный, медведеподобный, с очень светлой, даже бледной кожей, то ли серыми, то ли зелеными глазами на широком, откровенно стереотипном славянском лице, широченной темно-русой бородой по грудь и выбритой верхней губой.

Если помните в нулевые-десятые был фильм документальный о русских мусульманах где-то в Сибири, и там был вот такой брат, очень на него похожий.

Он молча сидел, улыбаясь улыбкой скромного, но уверенного в себе на 100% человека и разливал гостям сладкий чай с молоком.

Спутники со смехом указали в его сторону:

-Этот как и ты, из мест населеных джиннами. Может и сейчас с ним один-два...

Человек-медведь сверкнул своими глазищами и усмехнулся таким громоподобным смешком, переходящим в рык, что будто все предметы в комнате подпрыгнули на месте.

Весь его вид говорил что никаких джиннов он не боится, и вообще никого не боится кроме Аллаха.

Думаю, я и через десятки лет буду эту картину так же отчетливо вспоминать.

#pashto #coolstory
_

Мне многие скажут типа постить на канал ночью это так себе вариант, что охват меньше и так далее. Но я не могу мариновать тексты, в памяти что-то всплывает - записал, опубликовал. Кто беспокоится за охват - пусть рассылает друзьям😂
Хьо марша вог1ийла Хьабиби Мухьаммад
Къадари Т1арикъат
Пронзительный назам в старом стиле, без особого украшательства голосов. Ассоцируется с лицами на черно-белых фотографиях сделанных советскими этнографами во время экспедиций в горные села ЧИАССР. #sounds
У меня уже год-два в голове крутится одно предположение, и все больше склоняюсь к тому что прав, но это уже невозможно никак однозначно доказать.

Вот традиционная культура народов Северо-Западного Кавказа* сильно была завязана на этических кодексах типа "тут сиди, тут стой, тут молчи, тут говори, тут иди пешком, тут верхом, для этой группы родственников ты делай всё, а эти родственники наоборот тебе должны, этого называй по имени, этого не называй" и так далее. Сейчас это почти везде, кроме одного региона, исчезло и выродилось в "кому в каком порядке наливать".

Но в своем историческом представленнии эти правила поведения реально контролировали практически все формы социального взаимодействия.

С другой стороны - на востоке Кавказа мы не находим такой фанатичной регламентации - я бы не сказал что представители горных районов относящиеся к разным этносам, подчас даже враждебно воспринимающие ближайших соседей по горам, в своей воображаемой картине мира, сильно отличаются друг от друга. Не буду ходить вокруг да около - горцы реально простой народ. И я не верю что дескать были какие-то мега-строгие адаты которые контролировали каждый шаг, и потом вот пришла советская власть и все изничтожила.

Откуда вообще взятся такой строгой поведенческой регламентациии в малонаселенных горных общинах, часть из которых при этом существовала в рамках эндогамии - кругом ближайшая родня, зачем усложнять то?

Мое мнение в том, что все эти детализированные нормы поведения экспортировались в горы с равнины от более сложных феодальных обществ (как и сам феодализм, нередко), где сословная принадлежность определяла место человека в социуме и отношение окружающих к нему.

Я вижу некую условную ось: Ханский Крым- Княжеская Кабарда- Шамхальская Кумыкия, и предполагаю что вся модная движуха зарождалась в этих рамках, а оттуда уже проникала в в горы. Собственно, меня наверное растреляют где нибудь за эти слова, но почему вот у многих народов синонимом аристократической этики или уточенности стали выражения "черкес намыс", "черси эли", "чергесав" и так далее?

Исходя из этого, думаю что на самом деле эррозия традиционных поведенческих институтов у не-феодальных и тех, у кого феодальные отношения остались в зачатке (условные ханы чья реальная власть дальше двух сел не распространялась) народов сильно преувеличена разного рода идеологами из этой же этнической среды, которые своих предков пытаются представить какими-то биорботами которые не сидели, не спали, не ели и не пили. А только толкали пафосные речи.

Все вышеупомянутое не преподносится мной как единственно верная точка зрения. Это лишь предположение, и если вы считаете по другому - дело ваше, может вы и окажетесь правы.
_______
*на самом деле я бы предпочел называть его Центральным Кавказом - обозначив как условный "восток" Дагестан и часть Чечении. А КБР, КЧР, Ингушетию, часть ЧР и Северную Осетию поместил бы в Центр.

P.S. Возможно скажут что "автор канала нацик и хочет поднять свой народ", то я сразу ставлю в известность:
я не кабардинец, я не выношу местную этно-патриотическую движуху и считаю что население современной КБР к той модной княжеской Кабарде имеет такое же отношение, как жители современной Греции к эллинистической цивилизации. Поэтому не возводите на меня напраслины.

#caucasus
⬆️В белой чалме - покойный Уци-Мухаммад, шейх тарикатов Накшбандия и Шазалия из Нового Костека.

Людям, его знавшим, он запомнился как человек бескомпромисный в следовании Шариату, чуждый крайним суфийским возрениям ученый шафиитского мазхаба, добрый и скромный человек. Жил он в небольшом сельском доме в окружении книг, а ездил на старой "ниве".

Автору этих строк довелось его увидеть (Шейх был таков, что любой человек с улицы мог спокойно придти к нему домой, хотя и не был с ним знаком), с этим связан трогательный эпизод, о котором хочу рассказать.

Я сидел в его комнате, которая одновременно служила библиотекой, пил забористый черный чай с медом, а шейх показывал мне книгу о истории ахль бейт в Хадрамауте (Йемен), которую ему подарили в Чечне. Он так искренне радовался книге, что глядя на него у меня самого сердце радовалось.

Было время послеполуденного намаза, а в этом селе у местного джамаата принято, совершив молитву собираться садясь в круг в мечети и громко читать зикр. При этом включают громкоговорители на вершинах минаретов и зикр слышен по всему селу.
Мне пришло в голову спросить:

- А как быть с тем что машаихи этого тариката порицали громкий коллективный зикр?

- Согласно мазхабу имама Шафии это разрешено - ответил шейх, и начал искать взглядом книгу на мночисленных полках.

-Об этом пишет Ибн Хаджар Хайтами ...

Он встал и стал перебирать книгу за книгой, ища нужную.

А книга никак не отыскивалась.

Мне стало очень неловко, что из-за моего вопроса, заданного, по большому счету, невзначай, старый уважаемый человек вынужден утомлятся. Я сидел и ругал себя, за то что полез с вопросами, хотя и слышал раньше, что шейх отвечает только показав ответ в книге.

Только подумал "надо ему сказать чтобы не утруждал себя, стыдно ведь!" , Как вдруг шейх с неожиданной ловкостью наклонился, быстро выбросив руку и схватил искомый китаб.

-Вот же она!- воскликнул устаз с торжествующей улыбкой.
Он раскрыл его - это был старый (такие книги в Дагестане называют "желтыми"), весь исписанный пометками, явно старше меня, труд по фикху (память может подводить меня, но по-моему это была "аль-Фатава-ль-Хадисиййа". )
и указывая пальцем на строчки, прочитал мне слова автора, что громкий коллективный зикр разрешен.

Я из этого эпизода вынес много уроков. Мне была показана и ответственность ученого перед спрашивающим (он не стал отвечать по памяти, а открыл книгу), и любовь к знанию, и приоритет фикха над суфийским манхаджем.

Один из самых прекрасных людей, кого я когда либо видел.

Пусть Аллах даст ему райские сады. Амин.

#caucasus #sufi
____
Есл
и я ошибся с названием книги и автором, то пусть меня исправят.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
И последний, на сегодня, пост - красивый голос из Ингушетии. Мне он кажется, по-своему, уникальным - сочетание молодости и трагизма какого-то в звучании (без привязки прямой к тексту назма).
#sounds

Спокойной ночи.
Постоянно возвращаюсь к этому моменту из «ОЧЕРК О СОБЫТИЯХ В ДАГЕСТАНЕ В 1294 ГОДУ» Али-кади Салтинского, где говорится о восстании 1877 года:

"И вот когда неверные подошли к ним, то они заключили с ними мир и сдались, кроме жителей селения Асах (Г1асакълиб). Они укрывшись в своих домах, подготовились принять бой.

Тогда неверные и бывшие с ними мусульмане, бросились на них, и между обеими сторонами завязался ожесточенный бой. Жители того селения убили большое количество неверных из числа грузин и других, а также из мусульман, бывших на стороне [русских].

Затем много мужчин селения сбежали. В числе тех, кто спасся бегством, оказался их предводитель хаджи Гара.

А те, кто остался вместе со своими женами и детьми, собрались в одном доме и продолжали оказывать отчаянное сопротивление. И жены бились наряду со своими мужьями. В конце, когда силы у них вконец ослабели, то женщины вышли на крышу той сакли, и громко читая зикр, начали ходить кругами по ней с намерением умереть раньше своих мужей. Рассказывали, что в тот момент эти женщины, обратившись лицом к неверным, кричали: «Бросайте в нас пики, да проклянет вас Аллах!», они (женщины) все были убиты. После этого неверные, уже не зная как справиться с мюридами, укрывшимися в сакле, подпалили ее.

Тогда оставшиеся в ней правоверные вынуждены были выбираться оттуда. Их было около шести мужчин и все они пали мучениками.

Рассказывают также, что в углу того дома были обнаружены двое спрятавшихся детей, [которые] остались в живых. Тела их были обожжены, они плакали, зовя своих родителей. Один тушинец взял их в плен и
забрал с собой
"

Показательно что дидойский аул Асах был окончательно исламизирован совсем незадолго до этих событий, во времена Имамата Шамиля.

#caucasus
Оттуда же:

«Люди приходили к нему толпами, и приходили они в обличии мюридов»

"Во вторник, второго числа месяца Рамадана того года, особый круг почетных жителей селения Согратль собрались в доме Умара, сына Лабазана Согратлинского, чтобы объявить [об установлении] шариата и провозгласить в качестве имама вышеупомянутого хаджи Мухаммада.

Они назначили его имамом и принесли ему присягу. Они обвязали папахи чалмами желтого, белого и черного цветов. Также они оповещали об этом собрании телетлинцев Муртаза-Али и хаджи Хамзата , а также других доверенных лиц. Были извещены многие люди из Гидатлинского общества.

С таким вынесенным решением часть из них направились к местечку Анада, а остальные напали на находившихся у бацадинской реки в местечке Хурдух и убили их всех кроме одного, который оказался мусульманином из Казани.

Когда первые дошли до поляны Анада к ним начали стекаться все жители из окрестных селений Ругуджа, Кулла, Унти, Бацада, а также люди из селений Караха, Тленсера и Мукратля.

Они [были] со знаменами, и [облачившись] в чалмы, демонстрируя приверженность шариату, громко читали зикр.

В тот же день телетлинцы нарушили договор с неверными. Объявив у себя об [установлении] шариата, они вышли со знаменами и напали на размещенных в местечке Заиб, убили их и завладели их лошадьми."

#caucasus
Как мы видим - в то время ношение чалмы "обличия мюрида" было признаком взглядов, которые в наше время бы назвали экстремисткими.
В XIX веке на Кавказе чалма подвергалась некой неофициальноей стигматизации - в своем автобиографическом сочинении Мухаммад Тахир аль-Карахи рассказывал как в бытность свою на должности муфтия, уже после поражения имама Шамиля, явился на работу в черной чалме, что вызвало подозрения со стороны российского начальства.

В Чеченской Республике пожилые последователи тариката Ташу-хаджи из Эндирея, активного участника кавказской войны и кандидата на должность имама, по сей день наматывают поверх тюбитейки полоску красной ткани, считающуюся символом их вирда.

Самое смешное, что и в наше время, чалма, которая на самом деле является одной из сунн, неоднозначно воспринимается самими мусульманами.

К примеру, в одной арабской стране увидев автора в черной чалме, завязанной в индо-пакистанском стиле, один салафитский студент в ужасе вытаращил глаза, сказав что хоть это и сунна, но в наше время "такое могилопоклонники носят"🤦‍♂️🤦‍♂️🤦‍♂️
Это напомнило то, как на Кавказе в нулевые в крайней суфийской среде относились к бородам и сбриванию усов.

С этой же черной чалмой, и в той же арабской стране, связан еще более забавный случай.
Как мы знаем, в Афганистане уже три десятка лет не стихает война. Провинции переходят от контроля одним движением под контроль другим и так далее. Но жизнь продолжается - люди из Афганистана продолжают ездить в Хадж. И огромное колличество паломников открыто показывают свою приверженность запрещенному, и признаному экстремистким, в России движению "Талибан" ( которое проводит переговоры в Москве) -в Мекке и Медине их всегда можно узнать по длинному, до пят, одеянию с разрезами - такие носят в Кандагаре и Гильменде, и невероятно красивым, по шесть с половиной метров, черным тюрбанам "pagri" из японской ткани (там реально золотыми буквами такими отпечатанно made in Japan в таком [] квадратике в рамочке.)

Ну и получается так, что афганцы, которые по разные стороны соперничающих за контроль над страной сил, стараются друг от друга максимально дистанцироваться

У меня же, в бытность мою в Хадже, чалма была черная из самой простой, марлеобразной ткани (по несколько турецких лир за метр, кажется), три с половиной метра и без какого либо идеологического подтекста- просто черная потому что белой у меня не было. Да я и не шарил про все эти маркеры и вообще не задумывался как меня будут воспринимать иностранцы.

Поэтому, я совершенно не понял настороженного, и почти враждебного отношения хозяев продуктового магазинчика, местных афганских экспатов (то ли узбеки, то ли таджики). И лишь позже, разговорившись с афганским интеллигентом, работающим преподавателем гуманитарных дисциплин у себя на родине, я узнал от него в чем прикол:

- У нас черные чалмы носят талибы (*запрещены в России) - поэтому от тебя шарахаются афганцы!- со смехом обьяснил он мне.

На всякий случай я потом сменил черную чалму на обычную тюбитейку.

#caucasus #afghani
Несколько не в формате канала, но, наверное, ничего дурного не будет если прокомментирую актуальный момент?

Мне кажется что рассуждения в духе "Вот Азербайджан- он шиитский, там живут шииты" это тоже из воображаемой географии.

Из моего опыта пребывания в Азербайджане сделал вывод что тамошняя религиозность - обычная пост-советская, такая же как в КБР или, например, Казахстане. Ну есть шииты идейные (Нардаран тот же), но еще чаще я встречал идейных мадхалитов😂

А кричать что, дескать, прям Азербайджан это какая-то гидра шиизма на юге Кавказа, это смахивает на то, как в арабских странах всякий раз вытаскивают чучело "шииты персы маджусы" которые, типа, "против арабов", хотя самые отбитые шииты живут в населенном арабами Ираке (ну тоже вопрос какие они там арабы, но это другая тема).

Ничего хорошего не стоит ждать на Кавказе, пока будет существовать эта дихотомия про северную и южную стороны хребта.

Тем более, мне все убедительнее видится мысль, что левантийство азербайджанцев, которое отталкивает жителей Северного Кавказа - это не какая-то особенность населения, а просто закономерный итог выдохшейся асабии и жизни в чуть более лучших природных условиях.

Еще лет через сто точно также и на Северном Кавказе будет и в Махачкале и везде.

Если чего не случится страшного.

#caucasus
AUD-20180630-WA0006
<unknown>
Аварского языка еще на канале не было. Наверстываем.

update: я запамятовал, было же - видео с дедушкой тоже на аварском.
#sounds