Капитан Фалькас: заметки китайского преподавателя
8.1K subscribers
572 photos
73 videos
1 file
123 links
Блог писателя Ильи Фальковского о жизни в Китае и не только

Для связи @Yingzhaopai
加入频道
Следопыт

Еще перед посещением мавзолея я прогулялся по городу. Для начала прошел через вещевой рынок и свернул в прилегающую к нему махаллю. Тут я заметил за собой слежку. За мной следовал человек в черной футболке с логотипом адидас.

Подходя к мавзолею, я обернулся. Он шел на некотором расстоянии сзади по направлению к ближайшему каменному парапету у деревьев. Может быть, просто устал и хочет посидеть, отдохнуть?

После выхода с ханского кладбища я его не видел. Я забрел довольно далеко, через несколько кварталов свернул еще в одну махаллю и уперся в тупик. Пришлось поворачивать обратно. Черт, он шел мне навстречу! Я ускорился, и, дойдя до выхода из махалли на проспект, посмотрел назад. Разумеется, он тоже уткнулся в тупик и теперь несся за мной. Сомнений не оставалось.

Я сделал большой круг, шел быстрым шагом, фигура в черном держалась на отдалении, но не отставала. Наконец показалась улица магазинов. Лавки, люди, достаточно оживленно. Тут я юркнул в магазин хозтоваров, и он потерял меня из виду. Сквозь витрину я видел, как он прошел мимо, остановился и бешено озирается по сторонам. Я решил его приманить. Выглянул наружу, постоял на крыльце и неторопливо двинулся назад по улице. Он сразу заметил меня и пошел за мной. Я занырнул в другой магазин. Он сел неподалеку на ступеньку в ожидании. Тогда я выбежал из магазина и направился прямо к нему. Он попытался прикрыть лицо руками, но было поздно.

– Ну что ты за мной следишь? – спросил я.

От такой наглости он опешил.

– Не понимаю, не понимаю, не понимаю, – только и твердил он.

– Что тут непонятного? Хочешь следить, давай вместе ходить, вдвоем. Понял?

Но он все повторял одно и то же, как заведенный. Было видно, что он в полном шоке.

Насладившись победой, я снова свернул в махаллю. Тактика оказалась верной – он больше не шел за мной, а звонил куда-то по телефону.

Я вернулся к начальной точке своего прогулочного маршрута – выставочному центру. Взял синьцзянское лакомство – мороженое с йогуртом и со льдом. И принялся ждать. По моему расчету, он должен был пройти мимо, возвращаясь к тому месту у рынка, где впервые засек меня, а я его. Так и случилось. Теперь мы поменялись местами. Я был кошкой, а он – мышкой. Я буравил его взглядом. Проходя мимо, он отвернулся и ускорился. Я вскочил с места и успел издалека сфотографировать его со спины. Вот он, в черной футболке.

Занятно, что в прошлый раз в Хотане со мной произошел ровно такой же случай. Что это было? Реальный следопыт или городской сумасшедший, несчастный продукт нередкой в здешних краях шпиономании? Остается только гадать.
Конец Яркенда

Тут меня просят рассказать про калмыков. Откуда вообще взялись на северо-западе страны потомки российских калмыков?

Для этого надо для начала рассказать, как территория нынешнего северо-запада оказалась в составе Цинской империи. Во всем виновата династия яркендских ходжей (духовных учителей). Она берет свое начало в 1533 г., когда из Ферганской долины в Кашгар прибыл ходжа Махдум Аззам, шейх суфийского ордена Накшбанди. В то время Кашгар был частью Яркендского ханства, которым правила династия Чингизидов. После смерти ходжи Махдума Аззама между его сыновьями Исхаком Вали и Мухаммат-Имином вспыхнула непримиримая вражда. Группа сторонников Исхака получила название «Исхакия», а сторонников его старшего брата прозвали «Ишкия» (от «ишан» – духовный лидер в суфизме). Сторонники «Исхакии» надевали на головы черные такии, а их противники белые такии. Постепенно в литературе их стали неточно называть «белогорцами» и «черногорцами».

Во второй половине XVII в. Абдулла-хан попытался ограничить сферу влияния сына Мухаммат-Имина Юсуфа Ходжи. В ответ на это Юсуф Ходжа вместе со своим сыном Аппаком решили свергнуть хана. Для этого они предложили поддержку и содействие Йолвас-хану, старшему сыну хана, в его стремлении завладеть троном отца. В 1663 г. Юсуф Ходжа и его сын подняли бунт в Яркенде и разгромили «черногорцев». Йолвас-хан изгнал отца и занял трон. В 1670 г. лидер «черногорцев» Шади Ходжа поднял восстание против «белогорцев». Юсуф Ходжа, с одной стороны, организовал оборону Кашгара, а с другой, пользуясь родственными связями с Шади Ходжой, попытался оттянуть время и заключить с ним мирное соглашение. Однако тот разгадал планы Юсуфа, пригласил его к себе на прием якобы для подписания соглашения и отравил. После чего Шади Ходжа сверг Йолвас-хана, а на его место посадил его брата Исмаила.

Исмаил-хан возвысил «черногорцев» и выдворил Аппака Ходжу из ханства. Ходжа провел в ссылке двенадцать лет, побывав в Самарканде, Бадахшане, Кашмире и Кокнуре. В 1682 г. он появился в Тибете у помощника далай-ламы. Тот от имени далай-ламы написал письмо джунгарскому хану Галдану с просьбой помочь ходже свергнуть Исмаил-хана. Исповедовавшие буддизм джунгары (ойрат-калмыки) восприняли эту просьбу как удачный повод захватить Яркендское ханство с помощью «белогорцев».

Историк XIX в. Мухаммад Садык Кашгари так описывает этот эпизод: «Ходжа Аппак остановился в одном из храмов в Тибете. Его спросили: «Кто вы? Откуда будете?» Ходжа Аппак ответил: «Я из мусульманских ученых-путешественников. Много у меня мюридов и почитателей, особенно в Кашгаре и Яркенде. Однако Исмаил-хан отнял у меня эти города, а меня выслал. Я обращаюсь к вам с просьбой, дав мне людей, помогите свергнуть Исмаил-хана и вернуть мне моих подданных». Лама ответил: «Очень трудно снарядить туда с такой дали войска» и составил письмо калмыцкому хану такого содержания: «О, беспощадный хан! Ходжа Аппак – человек достойный, знаток, достигший в своей религии совершенства. Он был хозяином Кашгара, Яркенда. Однако Исмаил-хан отнял у него родину. Если найдете возможным, пошлите воинов своих и помогите ему вернуть родной край». Ходжа Аппак, взяв это письмо, направился к калмыцкому хану, который с большим уважением отнесся к просьбе и со своим войском отправился в Кашгар. Дошло до народа Кашгара сообщение о том, что Ходжа Аппак идет в Кашгар под защитой врага по прозвищу «беспощадный». Тогда султан Бабак со своими войсками лицом к лицу встретился с врагом. Но враги одержали победу, султан Бабак, смертельно раненый, погиб за веру в газавате».
Падение Джунгарии и приход российских калмыков в Цинскую империю

В итоге территория Кашгарии попала под власть джунгаров. После смерти в 1745 г. их правителя Галдан-Цэрэна началась междоусобная война. Один из соперников, Амурсана, призвал на помощь цинскую армию. На территорию Джунгарии, чья столица располагалась в районе нынешней Кульджи, вошли многочисленные китайско-маньчжурские войска. Так Кашгария вместе с Джунгарией оказалась в составе Цинской империи. Но Амурсана, недовольный полученными от Цинов условиями, в 1755 г. поднял восстание. Оно было разгромлено, почти все джунгары истреблены, а остальные умерли от лишений и голода. Лишь один улус в составе 10 т. чел. под руководством нойона Шеаренга пробился и вышел в Россию, в тамошнее Калмыцкое ханство.

Казалось бы на этом закончилась история синьцзянских ойратов. Но в 1771 г. правитель Калмыцкого ханства Убаши, в свою очередь недовольный обращением российских чиновников, решил откочевать в Джунгарию, на историческую родину. Знаменитый «пыльный» поход длился около 7 месяцев. Из-за дорожных лишений и нападений казахов до границ Джунгарии смогла добраться лишь треть из примерно 170-200 000 чел., ушедших вместе с Убаши. Поначалу цинские власти не знали, что с ними делать. Затем потребовали принять цинское гражданство, когда те согласились, пропустили их на территорию империи и рассеяли по северо-западному региону. Калмыцкое ханство в России после ухода Убаши и его улусов было упразднено. Оба государства ойрат-калмыков, Джунгарское и Калмыцкое ханства, прекратили свое существование.
товарищ! Если больше не учиться, надо ездить на голове капиталом!

Смешную сумочку мне подарили.
На праздники заехал в старый Пхукет. Теперь здесь полно тайцев, индусов, арабов и русских, а еще пару сотен лет назад это был чисто китайский городок.

Фото 1: китайско-португальская архитектура
Фото 2: здание старой китайской школы
Оловянный городок

Колин Макей в своей «Истории Пхукета» пишет, что в старые времена остров состоял из одной провинции Саланг. Ее основными жителями были малайцы и несколько сиамцев, которые выращивали рис и ловили рыбу для собственного потребления.

«Губернатором острова в то время был Пхра Пхалат. Его послали в Покет, когда тот был всего лишь рыбацкой деревушкой. Будучи человеком предприимчивым, он решил посмотреть, какие сокровища скрыты под землей, и ему удалось найти то, что, по его мнению, через несколько лет с лихвой окупит все затраты...» Так началась добыча олова. Вскоре на Пхукет в большом количестве хлынули китайцы. Пхра Пхалат предоставил им средства для начала работ, это место процветало и быстро росло.

В то время в Катху можно было попасть по кишащему крокодилами ручью Клонг Банг Яй, который сейчас сильно заилен, в большинстве мест залит бетоном и служит ливневой канализацией. На небольших плоскодонных лодках по этой речке через густые джунгли в примитивные китайские шахтерские лагеря, разбитые на вырубках (в районе современной деревни Гет Хо в Катху), доставлялись грузы, оборудование и люди. К 1800 г. примерно в миле вверх по Клонг Банг Яй от моря, достаточно далеко вглубь острова, чтобы не притягивать пиратов, появился ветхий китайский портовый городок, снабжавший старателей и горняков продовольствием, оборудованием, опиумом и азартными играми, а также плавивший оловянную руду. Это поселение стало называться "Букит", "Покет" или теперь "Пхукет".

К началу XIX века добыча олова в этом регионе возросла примерно до 400 тонн в год. В отдельные годы до 40 т вывозилось в Бангкок в качестве налога, а оставшаяся часть шла на покупку оружия и тканей, которые также необходимо было доставлять в Бангкок.

Из-за постоянной угрозы пиратства перевозить эти ценности через Малаккский пролив в Бангкок было небезопасно. Вместо этого их отправляли старым маршрутом из города Марид (сегодня Тхап Пхут) в Пханг Нга на лодках вверх по течению реки, затем на слонах или волах через перевал Кхао Сок (сегодня в районе плотины Ратчапрапа), затем вниз по реке до Сураттхани, где их перегружали на джонки для отправки в Бангкок.

Этот путь был тяжелым и медленным, и многие товары терялись в пути. Например, в одном из тайских документов конца XVIII в. рассказывается, что губернатор Такуа Тхунг в Пханг Нга в качестве подарка королю привез из Индии корабль со "штучными товарами и серебряными сосудами, эмалированными в разные цвета, которые использовались при дворе... Все эти ценные вещи губернатор под своим личным наблюдением доставил в Тха Кхао Сок". Там их погрузили на лодки, чтобы доставить вниз по реке до залива Бандон на восточном побережье, но "из-за внезапного разлива реки лодка губернатора затонула, и вся эмалированная утварь была потеряна".

Многие другие товары были потеряны как во время переправы через реку, так и похищены бандитами, которые охотились на эти торговые конвои.

В 1804 г. Пхрайя Суриндр-раджа, тайский комиссар в этом регионе, приступил к строительству нового, более удобного маршрута "для перевозки королевских доходов и других пошлин через полуостров... поскольку путь через Кхао Сок был практически неосуществим из-за многочисленных порогов и [водопадов] на реках, благодаря чему имущество короны много раз пропадало... Король одобрил этот план и предоставил слонов для этой цели... для прокладки пути через джунгли от Пак Пханома до Пханг Нга. "

Вскоре между вице-королем Лигора и Пхрайя Суриндр-раджей возникли разногласия по поводу того, кто будет собирать пошлину за проезд по участку дороги, проходившему через земли Лигора. Пхрайя Суриндр-раджа одержал верх. Это был первый признак того, что Пхукет с его растущим оловянным богатством начинает оспаривать традиционное господство древнего города Лигора. Новый маршрут сократил время пересечения полуострова до четырех-пяти дней. Это также означало, что прежнее отдаленное и дистанционное господство Бангкока над Пхукетом начало крепнуть, поскольку остров становился все более ценным.
Будет очень страшно

Мои китайские товарищи активно обсуждают ситуацию на Ближнем Востоке. Как такое военизированное государство с мощным разведывательным аппаратом могло профукать выступление повстанцев? А у нас Институтом развития человеческой среды (письма) и сайтом Клуб красной песни готовится видеоконференция, посвященная творчеству Чжан Чэнчжи, Цао Чжэнлу и Лю Цзимина. И я там буду одним из спикеров. Все эти авторы так или иначе затрагивали тему Ближнего Востока, лагерей беженцев и пр. Так что я нашел свое старое интервью 2015 г. с одним анархистом, бывшим офицером израильской армии, в котором он совершенно пророчески предвидел то, что сейчас происходит. И перевел для товарищей отрывок на китайский язык. Вот мой вопрос и его ответ:

— Как в принципе ты оцениваешь перспективы арабо-израильских отношений?

— У меня очень пессимистичный взгляд на эти вещи. Более сотни лет конфликта, столько пролилось крови и столько ненависти, столько погибших людей с обеих сторон, в особенности со стороны арабов, что говорить о мире нет никакого смысла. Территория крохотная, разделиться здесь нет просто места, кто говорит о двух государствах, которые будут жить бок о бок, это просто миф и бред. Этого не будет, тут нет ни ресурсов, ни возможностей, ни земли. По моему мнению, Израиль, как проект, свое отжил, он не нужен уже Западу, который тащит его на своей спине очень нехотя, и, в конечном счете, он будет лет через двадцать, максимум тридцать, прикрыт. Те, кто отсюда не успеет уехать, убежать, окажутся лицом к лицу с массами обездоленных и нищих арабов, которые придут с Западного берега и из Газы, и будет очень страшно. Наиболее дальновидные люди это хорошо понимают и отсюда бегут, особенно богатые, 70% капиталистов Израиля здесь не живут, они делают бизнес на военной индустрии, но живут за границей. Все бизнесмены, крупные политики уезжают из Израиля. Люди из низших классов, которые приезжают сюда и видят, какой здесь пиздец творится, тоже уезжают, в той же Москве сейчас живет на постоянке 10000 израильтян. Финансирование уже уменьшено, плюс Израиль уже не нужен самим евреям. Если когда-то он был построен энтузиастами-пуристами, которые были готовы убивать и умирать за свое государство, сейчас такого больше нет, армия прогнивает и разваливается, это уже не та непобедимая армия, которая фактически без оружия и подготовки, на одном энтузиазме, держалась и побеждала врагов. Сейчас в Израиле развиваются бизнес, конкуренция, процветают эгоистические чувства, нет больше духа кибуцев, братского общества евреев, типа еврей еврея не обидит. Ведь Израиль рождался как утопия, рабочее еврейское государство, созданное националистически настроенными левыми радикалами. Сейчас всего этого нет, гнилая армия держится на технологиях, всяких роботах, авиации и т.д. Но армия жрет бешеные бабки, и как только кран с этими бабками будет прикрыт, армия начнет разваливаться, а за ней само общество и государство. И оно уже разваливается, растут цены, повышается стоимость жизни, при этом зарплаты не растут. Увеличивается уровень преступности, падает социальное обеспечение, разрыв между классами становится все более вопиющим, и если у правящих классов есть возможность съебаться на Запад, то бедняки, зажатые в гетто, от арабской бедноты до еврейской бедноты, а сейчас еще и беженцы добавились, оказались как между молотом и наковальней. Поэтому будущее здесь очень печально.
Самий мочщщный шаурма

Заглянули на крокодиловую ферму - дети хотели крокодила покормить курятиной. А оказалось, там вместо того, чтобы кормить крокодила, можно съесть его самого. И вот такая странная реклама фермы (фото 1) и не менее странная реклама будущей шаурмы из крокодила (фото 2).
Ват Чалонг

Храм Чалонг на Пхукете стал известным благодаря двум монахам, Луанг Пхо Чему и Луанг Пхо Чуангу, которые помогли отразить нападение китайских горняков в 1876 г. Многие местные жители тогда укрылись в монастыре. Когда повстанцы приблизились к монастырю, людьми овладело отчаяние. По легенде, монахи воодушевили их на битву и возглавили ответную атаку.

В тайской историографии повстанцы рисуются исключительно как террористы бандиты, убивавшие и грабившие жителей. В действительности бандитами этих простых работяг сделала нищета. В то время мировые цены на олово упали, а правительство повысило налоги на труд. Многие карьеры были закрыты, на других перестали платить зарплату.

Когда началось восстание, на остров прибыли боевые американские сиамские корабли. Это еще больше подлило масла в огонь. Восставшие напали на тюрьму полицейский участок и освободили задержанных.

Лидеры диаспоры выдвинули три требования:

1. Правительство должно приостановить взимание высоких налогов, пока не вырастет цена на олово.
2. Правительство должно разрешить им выращивать марихуану и экспортировать ее для получения дополнительного дохода.
3. Правительство должно объявить амнистию повстанцам.

Восстание продолжалось больше месяца. Казалось, что провинция потеряна для правительства. В конце концов в сектор на остров прибыли дополнительные войска и подавили мятеж. Бунтовщикам была мудро объявлена амнистия. Как заметил один сиамский аристократ: «Если бы правительство захотело преследовать бунтовщиков, это было бы трудно, так как они очень многочисленны. Если бы правительство стало действовать слишком решительно, они могли бы пригрозить новым восстанием». Власть на острове постепенно перешла от старых сиамских семей к китайским лидерам.