Скучная История
129 subscribers
184 photos
1 file
1K links
История, философия и прочая скукотища. Базовое сообщество: https://vk.com/boring_history
加入频道
урсных» районов, народно-хозяйственный комплекс Советского Союза сложился в основном самодостаточным, что гарантировало социалистической стране независимость от ведущих капиталистических держав. В годы Великой Отечественной войны в значительной мере за счет накопленного экономического потенциала малоуязвимых для неприятеля восточных территорий и эвакуации туда предприятий с запада СССР выстоял и одержал победу над Германией. В послевоенные десятилетия ресурсы глубинных районов, в первую очередь Сибири, Урала и Поволжья, служили важнейшей материально-производственной основой превращения страны во вторую в мире супердержаву."

#статьи | #экономика | #география | #промышленность | #индустриализация | #РФ | #Новейшая_история | #Безруков |
✏️ Скучная История: С ОБЫЧНЫМИ КАЗАКАМИ - НА СОВЕРШЕННО НЕПОНЯТНОМ МАЛОРОССИЙСКОМ НАРЕЧИИ

Исследователь Кубанского казачества К. Скиба цитирует фрагмент из мемуаров Андрея Ивановича Дельвига «Мои воспоминания». Том 1. 1813-1842 годы, посвященный его встрече в 1840 году с атаманом Черноморских казаков Николаем Заводовским:

"«Варениковская пристань, при которой предположено было устроить мостовую переправу через реку Кубань (Дельвигу было поручено детально осмотреть место и дать свое заключение на тему целесообразности ее строительства - К.С.), находилась в области черноморских казаков, а потому я нашел нужным переговорить с атаманом этих казаков, генерал-лейтенантом Николаем Степановичем Завадовским, для чего и остановился в Екатеринодаре. Завадовский принял меня очень любезно и просил переехать в его дом, в котором уступил мне свой кабинет...

На другой день моего приезда в Екатеринодар я услыхал в смежной с моей комнате разговор Завадовского на совершенно непонятном мне языке; оказалось, что он говорил на малорусском наречии с приходившими к нему черноморскими казаками, тогда как со мной и в своем семействе он говорил чисто по-русски с небольшим малороссийским акцентом.

Таким образом, он, зная один русский язык (в смысле не знал иностранных языков, например французского - К.С.), говорил им по обстоятельствам более или менее чисто: с русскими дамами говорил он без всякого акцента, с русскими офицерами с небольшим малороссийским акцентом, с начальствующими лицами Черноморского войска акцент был заметнее, а со своими подчиненными, обычными черноморскими казаками совершенно непонятным мне малороссийским наречием...».

От себя добавим, что потомственный, или говоря нынешним языком, родовой черноморский казак Мыкола Заводовский был сыном Степана Заводовского - бывшего запорожского казака, записавшегося в Черноморское войско и переселившегося на Кубань. Согласно архивным документам, С.Заводовский был «рожден в законе иудейском», то есть был евреем. Впоследствии он крестился и, по рассказу его сына, «был овчаром на войсковом овчарном заводе; с того и назвали его Заводовским...»."

#РИ | #мемуары | #казачество | #Украина | #Дельвиг | #Скиба |

https://vk.com/wall-148607192_99215
✏️ Скучная История: УЧЕБНИК ИСТОРИИ

В компанию к Платонову, Ефремову, Шолохову и Шукшину в списке рекомендованной литературы скромно втиснулся Армен Гаспарян. Аккуратно расположившись между Борисом Васильевым и Даниилом Граниным. Согласитесь, без Гаспаряна данный список смотрелся бы каким-то не полным и несколько легковесным. Его здесь только и не хватало.

К главе о позднеем СССР и Новой России выпускникам рекомендуют для лучшего освоения традиционных ценностей и здорового русского консерватизма немного пелевинского постмодернизма. В рамках борьбы с пропагандой ЛГБТ, для укрепления авторитета власти и уважения к её представителям - "Голубое сало" и "День опричника" Сорокина.

К главе о строительстве властной вертикали в 1999-2007 гг. и убедительной победе В. В. Путина на выборах советуется к просмотру художественный фильм "День выборов". Странно, можно было бы отдельно и нетленку группы "Ленинград" оттуда посоветовать к прослушиванию. Для более глубокого понимания детишками, входящими во взрослую жизнь, особенностей отечественного демократического выборного процесса и функционирования государственных институтов.

Какой интересный учебник.

Концепция создания школьных учебников по новейшей истории РФ, принятая в последнее время, вряд ли сможет удовлетворить всем самым взыскательным требованиям. Например, требованию давать в школе хоть сколько-то устоявшиеся, очищенные временем от сиюминутной пены, оценки событий. И не совать туда событий продолжающихся, с открытым финалом. Зато в такой концепции есть масса несомненных потенциальных плюсов. Скажем, вынужденное переписывание и переиздание огромных тиражей учебников каждые год-два. История же не стоит на месте, а старшеклассник должен быть в курсе последних событий, новых эпохальных речей национального лидера и достижений Родины. А это, в свою очередь, сложный труд по освоению новых бюджетных денюжек. И, надо сказать, один только этот плюс с лихвой перекрывает все возможные концептуальные недостатки.

#на_полях | #образование | #РФ | #Новейшая_история | #Мединский |
✏️ Скучная История: ПОЧЕМУ ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ НЕ РАБОТАЕТ

В те недавние, но кажущиеся уже далёкими времена, когда деревья были большими, а так называемое "левое движение" в России совсем маленьким и только-только пыталось читать по слогам, не выговаривая при этом половину букв, Борис Юлин был одним из его детсад-воспитателей.

Огромный мир марксистской политэкономии и классовой борьбы открывался перед взорами "неофитов". В ход шли палочки для счета, пояснения на пальцах, буквари и ролики из разряда простых ответов на все вопросы.

Но шли годы. Детишки росли, научались читать, ходить и иногда даже самостоятельно думать. Прежние штанишки становились им малы, а воспитатель как и раньше нёс им пустышки и погремушки старых заготовленных ответов на все более усложняющиеся запросы.

И вот, однажды крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: - Что ты думаешь по поводу трудовой теории стоимости? А отец на это запилил ролик с ещё одним широко известным в узких кругах товарищем.

Беседа примечательна не новизной критической аргументации. Не размахом на рубль, коих и до того было предостаточно, причём от значительно более известных и авторитетных в теме персон. А тем, что в ней нет практически ни одного значимого тезиса, касающегося существа дела, с которым можно было бы согласиться без каких-либо дополнений, оговорок и внесения контекста. Такое - большая редкость и незаурядное достижение.

Квалифицировать это можно по-разному. Если уважаемые спикеры читали "Капитал" (что, вообще-то, ещё никем не доказано), то они немножечко врут. Если они "Капитал" не читали, то пересказывают они собственное воображение, причём ещё и не соглашаются с ним. Второй случай, по сути, тоже вранье, но тут хотя бы можно найти смягчающее обстоятельство незнакомства с первоисточниками.

Есть ещё, конечно, третий вариант: они читали, но не поняли написанного. Но такое об интеллектуальных способностях двух взрослых широко образованных людей предполагать просто не хочется.

Беседа из категории смех сквозь слезы, подразряда испанский стыд.

#на_полях | #теория | #политэкономия | #Маркс | #Юлин | #Кравецкий |
✏️ Скучная История: "ТОГДА И У НАС НАСТУПЯТ ИЮНЬСКИЕ ДНИ"

Ошибся совсем не намного, и у большевиков и Петросовета, как самостоятельной силы, случились свои "июньские дни", только в июле.

"Но как в таком случае объяснить то кажущееся противоречие, что в результате демократической революции на арене политической жизни появилось контрреволюционное буржуазное правительство? Вот мне и кажется, что революционная демократия, в лице Совета рабочих и солдатских депутатов, который стал у власти, просто не поняла и не осознала той действенной силы, которую вручила Совету революция. Если формулировать кратко линию поведения оппортунистических элементов в Совете в первый момент, то она сводилась к стремлению свалить поскорее на буржуазию всю заварившуюся кашу, сбросить с себя власть; они полагали, что если власть останется у них в руках, то это будет просто анархия. Стеклов имел достаточно мужества открыть, как становилось у власти это Временное правительство. Если был утвержден список девяти явных капиталистов и помещиков, то здесь старая меньшевистская дребедень сыграла свою пагубную роль. Совет рабочих депутатов, действительная реальная сила, вышедшая из революции, ограничился ролью «крайней оппозиции» при контрреволюционном правительстве и построил всю свою тактику на тактике парламентской оппозиции, а не на революционном действии. Что же получается? Получается, что незаметная для масс фактическая работа Совета становится видимой работой, поскольку ее проводит видимое контрреволюционное правительство. Реальная сила Совета ослабляется им самим.

У отсталых масс получается впечатление, что все дело доведения до конца ликвидации старого строя и все эти акты свободы проводит Временное правительство, и совершенно затемняется тот факт, что главная сила и действительная власть находятся в руках Совета. Последний эпизод с милюковской нотой еще больше ослабил власть Совета и усилил власть Временного правительства, потому что демонстрировал, показал испуг Совета перед возможностью ухода Временного правительства, перед перспективой перехода власти в руки Совета.

Тактика Совета сводится к какому-то неестественному танцу, и, как сказал один рабочий, действительно получается шестигранная кадриль; и если эта кадриль затянется, будет продолжаться, то может получиться так, что соотношение сил между двумя органами власти настолько изменится, что Временное правительство попробует освободиться из плена революционной демократии, потому что проводить всю демократическую программу контрреволюционному правительству — величайшая нелепость. Требовать от Милюкова и Гучкова, чтобы они провели в жизнь наши требования и довели революцию до конца, это просто глупо, и здесь никакая тактика, никакая контактная комиссия ни к чему не приведут, и только политические младенцы могут этого не понять.

Временное правительство великолепно понимает эту игру. Ему нужно свое бессилие уменьшить за счет силы Совета рабочих и солдатских д
епутатов, и когда существующее теперь соотношение сил изменится — а поводов для этого будет достаточно — Временное правительство уйдет из плена, и тогда у нас наступят июньские дни.

Я не сторонник тех оптимистов, которые говорят, что будто у Советов вся власть и армия всецело на их стороне; я думаю, что и у нас картечь Гучкова может рвать на части пролетарское тело. Слишком длителен танец с Временным правительством, и если он продолжится 2—3 месяца, при создавшейся конъюнктуре, у нас наступят июньские дни."

Н. С. Ангарский (Клестов). Из выступления на VII (апрельской) Всероссийской Конференции РСДРП(б) 1917 г.

#революция | #РСДРП | #Ангарский |
✏️ Скучная История: ДА, ДУРАК-ПВОШНИК ВСЕ СБИВАЛ (С)

Просто в прошлый раз такое прокатило же.
Кто в 2023 г. в России жил - тот в ростовском цирке не смеётся.

#на_полях | #РФ | #Пригожин |
✏️ Скучная История: ФИЛОСОФИЯ И ЕЁ ТУПИКОВЫЕ КОНЦЫ

Аннотация:
"В статье представлена проблема незаменимости философии в человеческом познании.

Философия рассматривается как предостережение от необдуманных и опасных экспериментов, способных изменить и сам облик человека и природу человеческого рода. Только мудрец способен предостеречь человечество от посягательства на таинство жизни и смерти. Только философ благодаря своему признанию обязан представить на суд специалистов древние интуитивные предостережения, результаты огромной интеллектуальной работы мыслителей, толкующих о загадках жизни и смерти. Лишь философу надлежит придать проблеме обострённое метафизическое звучание. Проводится демаркационная линия между философией и наукой. При этом философия определяется как специфическая, глубоко личностная и уникальная форма постижения мира, которая пытается ответить на коренные вопросы человеческого существования, раскрыть общие принципы жизни универсума".

📚П. С. Гуревич "КОНЕЦ ФИЛОСОФИИ ИЛИ ЕЁ ВОЗРОЖДЕНИЕ?" // Философская школа. 2017. №1.

"Нужна ли философия в эпоху информационного общества, сложнейших, но эффективных технологий, блистательных достижений науки?", - задаётся вопросом автор. Действительно. Нужна ли философия в эпоху мотыги? А в эпоху тяжёлого плуга? А в эпоху трактора? Ну, а в эпоху роботизированного комбайна? Мы тут относительно недавно пейджеры сменили на Айфоны и Сяоми - нам ещё нужна философия или уже нет?

Конечно, нужна! Даже незаменима!, - спешит заверить автор.

Придут Философы, впитавшие "древние интуитивные смыслы" прямиком из недоступного простым смертным вселенского эфира, достигшие нирваны, познавшие дзен с Логикой Гегеля, просветленные мудрецы-мессии, чтобы уберечь человечество от рисков клонирования и новых чернобылей, открыв ему "общие принципы универсума". Чисто Нео из Матрицы. Выбравшие нужную таблетку избранные.

Это называется у автора защитой философии от необоснованных нападок. Он так защищает, что лучше бы даже и не брался.

Но он взялся:
"В том-то и парадокс, что философ размышляет над проблемами, которые не имеют конечного решения. С той же последовательностью, с какой червь прядёт шёлковую нить, мыслитель вытягивает из сознания всё новые и новые парадоксы, заведомо зная, что они никогда не будут разгаданы. Странное, вообще говоря, занятие."

"Человек философствует, потому что зачарован этой страстью. В ней он выражает самого себя. Человек делает это для собственного удовольствия, для самовыражения, ибо он рождён философом"

"Философия — кладезь всяких возвещений, многие из которых вообще не имеют под собой теоретических оснований. Подчас эти откровения наивны, лукавы, безрассудны, оскорбительны для здравомыслия. Но если пресечь эту фонтанирующую мощь воображения, человек перестанет быть самим собой. Оскудеет и его разум. Сознание утратит собственный метафизический потенциал".

И вот, приходит, такой, философ Гуревич со всей своей "кладезью" и "
фонтанирующей мощью воображения" к людям попроще на завод или к поклонникам Ньютона и Бора в какой-нибудь НИИ с лекциями о незаменимости философии. Как такую философию там встретят?

- Ни в п****, ни в Красную Армию, - скажут люди попроще.
- Импотент с плоскостопием, - поинтеллигентнее перефразируют в НИИ.

Если философия - это "глубоко личностная и уникальная форма постижения мира", а нахрена она будет нужна кому-то ещё кроме самого философа? Такая философия даже под комод подложить не сгодится, чтобы не качался - настолько она полезная и незаменимая.

Типичная современная статья "типа по философии". Снаружи все вроде бы наукообразно и заумно, но внутри - попросту говоря, полная хрень.

#статьи | #теория | #философия | #наука | #Гуревич |
✏️ Скучная История: ТОВАРИЩИ! Я НЕ ПРИЗЫВНОЙ!

-...Поэтому вгрыземся зубами во вражеские!..
- Довольно горло рвать - показывай пример.
- Товарищи, я бы с удовольствием, но я не призывной! По возрасту просто не подхожу...

(бессмертная классика).

#на_полях | #кино | #Новейшее_время | #РФ | #право | #ПМВ | #армия |

https://vk.com/video-43277292_456240767
✏️ Скучная История: БОЛЬШЕВИКИ ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ

Из серии от 1917-го до 1924-го за 25 минут. Но некоторые неочевидные моменты озвучены.
_________________________________
Каков политический контекст прихода большевиков к власти? С какими внутренними и внешними, экономическими и политическими проблемами столкнулись Ленин и большевики после Октября? Были ли у Ленина преемники и на каких основаниях проходили споры в РКП(б) в 1920-х годах? Рассказывает Евгений Синин, историк, аспирант кафедры отечественной истории института гуманитарных наук МГПУ.

Научно-просветительского проекта НаукаPRO.

#предложка | #революция | #Гражданская_война | #РСДРП | #Ленин | #Синин |

https://vk.com/video-190320587_456240532
✏️ Скучная История: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС, ИЛИ КТО У КОГО ЧТО ПОДРЕЗАЛ

Термин "самоопределение" не изобретение времен русских революций. Самоопределение - не чье-то ноу-хау, чтобы его патентовать и у кого-то воровать. Самоопределение тогда писали в свои программы все кому ни лень, и вопрос заключался не в наличии этого лозунга, а в его смысловом содержании.

То, что написано в эсэровской статье (см. скрин) - эта та самая концепция в понимании самоопределения наций (не национальностей), которая была широко известна тогда в разных вариациях как "культурно-национальная автономия". Сегодня нет никакого смысла указывать на все значимые работы публицистов РСДРП(б) до революции, где обсуждался, разжевывался и дискутировался национальный вопрос и право наций на самоопределение. Их было более чем достаточно, они известны и доступны. Можно отметить некоторые: Ленин "Тезисы по национальному вопросу", "Критические заметки по национальному вопросу", "О "культурно-национальной" автономии", "О праве наций на самоопределение", Сталин "Марксизм и национальный вопрос" и др. И, надо сказать, там найдётся совсем не то самоопределение, которое предлагали нациям эсэры (и не только они). А также длительная история спора как раз с той трактовкой права самоопределения, которая изложена в газете и программе ПСР.

Программа РСДРП готовилась аж с 1901 года и была окончательно принята на 2ом Съезде в 1903 г. Она уже содержала этот пункт - §9 ("Право на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства"). В дальнейшем он будет много раз обсуждаться, разъясняться, конкретизироваться, но останется в силе и до, и после революции.

Программа ПСР была опубликована как проект в 1904 году в той же газете «Революционная Россия» и утверждёна на 1ом Съезде в 1906 г. ("...установленная на этих началах демократическая республика с широкой автономией областей и общин, как городских, так и сельских; возможно более применение федеративных отношений между отдельными национальностями, признание за ними безусловного права на самоопределение; (...) в областях со смешанным населением право каждой национальности на пропорциональную своей численности долю в бюджете, предназначенном на культурно-просветительные цели, и распоряжение этими средствами на началах самоуправления...").

Чисто хронологически подсмотреть в ещё не вышедшую программу ПСР при наличии уже готовой своей собственной проблематично. То есть кто у кого подсматривал? Ответ: никто ни у кого. По указанной выше простой причине: списывать было совершенно не обязательно, т.к. это принципиально разное понимание вопроса. Хотя и там и там что-то про самоопределение, это иные идеи и лозунги. Никакие "зазрения совести" и "предрассудки" тут ни при чем.

Если уж говорить о заимствованиях, то большевикам было куда смотреть и кроме эсэров: работы Маркса и Энгельса давали множество примеров тезисов и логики рассуждений о марксистских принципах национальной политики.

Не у
дивительно здесь другое. Что понимание права наций на самоопределение было схожим не у эсэров и большевиков, а как раз у эсэров и различных буржуазных и других мелкобуржуазных партий, а также у различных национально-социалистических групп, типа Бунда. То есть у тех партий, которые не ставили во главу угла, не признавали вовсе или признавали по-своему классовый подход, а оперировали "общедемократическими" или националистическими лозунгами.

Выходит просто анекдот.

С одной стороны - самоопределение через культурно-национальную автономию, с "широчайшим развитием местного самоуправления" для "мирного сожития под одной государственной кровлей". С другой - самоопределение вплоть до политического отделения.

То есть, и не "Волгу", а 100 рублей. И не в шахматы, а в домино. И не выиграл, а проиграл. А так, да - лозунги прямо один в один.

#теория | #право | #РСДРП | #эсэры | #Лебский |
✏️ Скучная История: ЗАГАДКА "ВЕЛИКОГО РАСХОЖДЕНИЯ"

Известная и довольно популярная, особенно среди зарубежных авторов, проблема "великого расхождения", или "возвышения Европы" была не только поставлена, но и в общем виде, в первом приближении решена ещё в 1867 г. Задолго до Даймонда, Померанца, Голдстоуна или Аллена. Причём не географически или институционально, как у некоторых, в т.ч. названных авторов, а политэкономически.

"Если мы отвлечёмся от большего или меньшего развития общественного производства, то производительность труда окажется связанной с естественными условиями. Эти последние могут быть целиком сведены к природе самого человека, к его расе и т. п., и к окружающей человека природе. Внешние природные условия экономически распадаются на два больших класса: естественное богатство средствами жизни, следовательно плодородие почвы, обилие рыбы в водах и т. п., и естественное богатство средствами труда, каковы: действующие водопады, судоходные реки, лес, металлы, уголь и т. д. На начальных ступенях культуры имеет решающее значение первый род, на более высоких ступенях – второй род естественного богатства.

Сравните, например, Англию с Индией или – в античном мире – Афины и Коринф со странами на побережье Чёрного моря. Чем меньше число естественных потребностей, которые абсолютно необходимо удовлетворять, чем больше природное плодородие почвы и чем благоприятнее климат, тем меньше рабочее время, необходимое для поддержания и воспроизводства жизни производителя. Тем больше, следовательно, может быть избыток его труда, идущий на других, по сравнению с трудом на самого себя. (...)

Раз дано капиталистическое производство, то, при прочих равных условиях и при данной длине рабочего дня, величина прибавочного труда изменяется в зависимости от естественных условий труда и в особенности от плодородия почвы. Однако отсюда отнюдь не вытекает обратного положения, что наиболее плодородная почва является наиболее подходящей для роста капиталистического способа производства. Последний предполагает господство человека над природой. Слишком расточительная природа «ведёт человека, как ребёнка, на помочах». Она не делает его собственное развитие естественной необходимостью. Не области тропического климата с его могучей растительностью, а умеренный пояс был родиной капитала. Не абсолютное плодородие почвы, а её дифференцированность, разнообразие её естественных продуктов составляют естественную основу общественного разделения труда; благодаря смене тех естественных условий, в которых приходится жить человеку, происходит умножение его собственных потребностей, способностей, средств и способов труда.

Необходимость общественно контролировать какую-либо силу природы в интересах хозяйства, необходимость использовать или обуздать её при помощи сооружений крупного масштаба, возведённых рукой человека, играет решающую роль в истории промышленности. Примером может послужить регулирование воды в Египте, Ло
мбардии, Голландии и т. д. или в Индии, Персии и т. д., где орошение при помощи искусственных каналов не только доставляет почве необходимую для растений воду, но в то же время приносит вместе с илом минеральное удобрение с гор. Тайна хозяйственного расцвета Испании и Сицилии при господстве арабов заключалась в ирригации.

Благоприятные естественные условия обеспечивают всегда лишь возможность прибавочного труда, но отнюдь не создают сами по себе действительного прибавочного труда, а, следовательно, и прибавочной стоимости или прибавочного продукта. Различные естественные условия труда приводят к тому, что то же самое количество труда удовлетворяет в различных странах неодинаковые массы потребностей, следовательно к тому, что при прочих равных условиях необходимое рабочее время оказывается различным. На прибавочный труд они влияют лишь как естественная граница, т. е. определяют лишь тот пункт, за пределами которого может начаться работа на других. Эта естественная граница отодвигается назад в той мере, в какой прогрессирует промышленность.

Среди западноевропейского общества, где рабочий лишь при помощи прибавочного труда может купить себе позволение трудиться для поддержания собственного существования, легко возникает иллюзия, будто доставлять прибавочный продукт является врождённым качеством человеческого труда. Но возьмём, например, жителей восточных островов азиатского архипелага, где саго растёт в лесу в диком виде.

«Туземцы, просверлив в дереве дыру и убедившись, что сердцевина созрела, рубят дерево, разделяют его на несколько кусков, извлекают сердцевину, смешивают её с водой и, отцедив воду, получают саговую муку, вполне пригодную к употреблению. Одно дерево даёт обыкновенно 300 фунтов, а иногда может дать и от 500 до 600 фунтов. Таким образом, там отправляются в лес нарубить себе хлеба, как у нас отправляются в лес за дровами». Допустим, что такому восточноазиатскому хлебоколу требуется 12 рабочих часов в неделю для удовлетворения всех его потребностей. Благоприятные естественные условия дают ему непосредственно лишь одно – избыток свободного времени. Для того чтобы он производительно употребил его на самого себя, необходим целый ряд исторических условий; для того чтобы он затрачивал его в виде прибавочного труда на других лиц, требуется внешнее принуждение. Если бы там было введено капиталистическое производство, то нашему молодцу пришлось бы, может быть, работать шесть дней в неделю, чтобы иметь возможность употребить в свою пользу продукт одного рабочего дня.

Благоприятные естественные условия отнюдь не объясняют, почему он работает теперь шесть дней в неделю или почему даёт 5 дней прибавочного труда. Они объясняют лишь, почему его необходимое рабочее время ограничено одним днём в неделю. Но его прибавочный продукт ни в коем случае не мог возникнуть из некоего таинственного свойства, присущего от природы человеческому труду."

#теория | #политэкономия | #промышленность | #Маркс |
✏️ Скучная История: ДЮКОВЩИНА И ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Советская национальная политика пронзает время и сносит многим крышу похлеще тропического урагана. Крайне недооцененное секретное психическое оружие большевиков. Как и положено всем ленинским минам, отложенного действия.

Пока ещё вроде бы историк А. Дюков подмечает (скрин 1):
"Забавно, что ленинская идея о необходимости образования на "национальных" языках базируется не на Марксе, а на идеях православного просветителя Ильминского (1822 - 1891), старшего товарища его отца. Ильминский писал Победоносцеву: «Наше оружие - инородческий язык, богослужение на нем, священники и учителя из инородцев». Оригинальный трансфер реакционной идеи - от Победоносцева к Ленину."

Отец Ленина был знаком с Ильминским, потом Ленин перекантовывался у него перед поступлением, а ещё тот писал Победоносцеву письма. Отсюда у Дюкова "трансфер" (в патриотичных рассуждениях о реакционной языковой политике очень к месту, правда?) идей Победоносцева в идеи Ленина.

Надо быть интеллектуальной амебой (что не про Дюкова) или иметь какой-то отличный от познания истории интерес (например, деньги), чтобы задвигать такое, выдавая подобные логические ходы. И точно быть сильно не высокого мнения об умственных способностях читателей своего Телеграмма.

Обучение/богослужение на национальных языках - не идея Ленина, не идея Маркса и даже не идея Ильминского. Образованию на национальных (без всяких кавычек) языках сто лет в обед было когда Ленина ещё в проекте не было. Идея же, что понимание чего бы то ни было приходит лучше и быстрее, когда тебе это поясняют на понятном тебе языке - ровесница языка как такового. В этом заключена вся суть этой "реакционной идеи" до копеечки.

Не доросшие в силу различных исторических причин до собственной государственности народности (в каком-то в смысле, "недонации") имеют собственные языки. Это данность, и Ленин тут - невероятно, но такое бывает - не причём. И с этой данностью, как и с самими носителями языка, нужно как-то иметь дело.

Конечно, нациообразование нельзя сводить только к неумолимому року истории, как и вообще все, где присутствует человек. Что касается вопроса формирования общенационального языка, бывали в истории примеры вполне рукотворных попыток. Например, в период якобинской диктатуры были проекты решить языковую "проблему" лихими якобинскими же декретами в пользу французского языка, на котором в конце 18 века говорило менее половины будущей единой французской нации.

27 января 1794 года. Выступая на заседании Конвента от имени Комитета общественного спасения, якобинец Бертран Барер де Вьёзак в своем докладе «О языках» сформулировал проблему и решение так: «Мы революционизировали правительство, законы, торговлю, саму мысль; давайте же революционизируем и язык — повседневное орудие всего этого… Свет, посылаемый на окраины Франции, приходя туда, гаснет, поскольку законы остаются непонятыми. Федерализм и суеверие говорят на н
ижнебретонском языке; эмиграция и ненависть к революции говорят по-немецки, контрреволюция говорит по-итальянски, а фанатизм говорит по-баскски. Разрушим эти орудия вреда и заблуждения».

Формирование нации требовало единого общенационального рынка, а тот - единого языка коммуникации, как связующего "клея" нации. Специалистам по эпохе ВФР виднее, было ли это уже тогда теоретически осознаваемо якобинцами, но их буржуазно-революционная чуйка тут улавливала "направление ветра истории" достаточно чётко. Но на практике такие попытки "декретировать" язык сверху не работали ни в конце 18-го, ни тем более в веке 20-ом, когда процессы нациообразования у самих "малых" народов ушли далеко вперёд. Сами большевики успели, кстати, наступить на те же якобинские грабли в недолгий период перегибов коренизации, убедившись ещё раза на практике, что насильно никого в язык не впихнешь и из языка не выпехнешь, пока не созреют для того объективные условия.

Дюков, насколько можно судить, не считает, что преподавание на национальном (в том контексте, что здесь упоминается - родном) языке - зер гут? Считает эту идею реакционной? Что ж, можно смело свернуть в трубочку все претензии к языковой политике в Прибалтике или на Украине и засунуть себе в одно место. Потому что к русскому языку этот принцип должен относиться в равной степени.

Все это не ново. Дюков довольно последователен в своих общетеоретических взглядах . Нация - для него чей-то проект, не имеющий под собой объективной исторической основы. Во всяком случае, это касается любой нации, кроме русской. Кем конструировалась данная нация не уточняется. Наверное, богом.

Не удивительно, что он находит примордиализм (скрин 2) даже в сухом указании для ЗАГСов по более объективному и точному учёту национального состава населения. Большевики видят в национальности и далее в нации объективную исторически сложившуюся данность, Дюков - субъективный конструкт.

В своих кавалерийских атаках на национальную и языковую политику большевиков Дюков выступает вполне по-якобински. При этом - что особенно пикантно - стоя фактически за царскую политику "русификации", но борясь с как ему кажется "реакционными" идеями "федералиста" Ленина, политика которого в этой сфере была значительно более демократичной по отношению к народам бывшей РИ, чем у тех же якобинцев во Франции. Такой ералаш в отдельно взятой голове историка - очередная ирония истории.

Печально, что, видимо, достаточно дотошный и работоспособный для такого трудного ремесла, как копание архивов, историк, разменялся на... это. Спустив всю свою ранее заработанную на прибалтийских и украинских националистах репутацию в пропагандистский, повесточковый унитаз. Причём так топорно и примитивно.

PS. Не важны общетеоретические вопросы? Можно пренебречь философской гигиеной? У нас же здесь конкретная история, сплошная эмпирика и никакой философии? Но вот что получается, когда подхватываются "конструктивистские" и субъективистские м
икробы. Кушайте, не обляпайтесь.

#теория | #нацизм | #РФ | #РИ | #СССР | #Ленин | #Дюков |
✏️ Скучная История: БОЛЬШЕВИСТСКИЕ ЦЕННОСТИ

Суждение о большевиках, как о самых больших субъективистах - сильное заявление. По части субъективизма те же упомянутые здесь народники могут дать фору любым большевикам. Марксистское постулирование исторического материализма и объективных законов истории никак не противоречит постулированию активного субъективного действия. Так, большевики могут быть названы как самыми большими субъективистами, так и самыми большими объективистами. Вопрос только, а зачем их искусственно впихивать в эти категории, зная, что марксизм предполагает несколько иное их понимание? Но в целом довольно интересные наблюдения.
________________________________
В чём заключались ценности большевиков? Кто такой большевик с точки зрения самого большевика? Как они относились к самим себе и что стремились дать всем людям? Почему большевики — это следствие эпохи Просвещения и яркое проявление эпохи модерна? Какими качествами не должны были обладать большевики по их собственному мнению? Рассказывает Евгений Синин, историк, аспирант кафедры отечественной истории института гуманитарных наук МГПУ.

Научно-просветительского проекта НаукаPRO.

#предложка | #революция | #РСДРП | #Ленин | #Синин |

https://vk.com/video-190320587_456240570