В рубрике о человеческой стороне книжного лайфстайла - петербургские книжницы, с которыми успела встретиться! Не со всеми добрыми знакомыми удалось бы повидаться в этот короткий приезд, но я приеду еще и до всех вас доберусь😈
А пока благодарю Вику @exlibrisbook_blog, Лизу @lizinyazyk, Таню @dochitalatut, Юлю @my_art_inspo за теплые встречи, прекрасные книги, гастрономические впечатления и музей🥰
А пока благодарю Вику @exlibrisbook_blog, Лизу @lizinyazyk, Таню @dochitalatut, Юлю @my_art_inspo за теплые встречи, прекрасные книги, гастрономические впечатления и музей🥰
“Современная семья”, Хельга Флатланд @polyandria
Родителям Лив, Эллен и Хокона уже за семьдесят, и на семейном торжестве они объявляют детям и внукам, что решили развестись. Казалось бы, совершенно взрослые (куда уж взрослее) самостоятельные люди, которые давно уже выпустили всех своих птенцов из гнезда, могут принять такое решение и не остаться ни перед кем виноватыми. Но.
Неожиданно оказывается, что такой раскол давно устоявшейся ячейки общества сильно бьет по психике давно уже повзрослевших детей, которые, хотя и давно создали семью или активно планируют, все еще страшно привязаны к родителям, к родительскому дому и семейному очагу.
Вообще, удивительно. Сначала может показаться, что Лив, Эллен и Хокон инфантильны донельзя, и их резкая эмоциональная реакция – это просто странно. Сепарируйтесь и все такое. Но когда приоткрывается завеса жизни каждого персонажа в главах от его или ее лица, приоткрывается и тайна истерик, страданий, заламываний рук, слез и драматичных сцен на публике.
Каждый человек в этом романе проходит через свой собственный кризис, о котором сложно говорить с окружающими. И оказывается, даже для успешного самостоятельного взрослого человека есть такие незыблемые ценности, на которых строится и вся его личность, и представления о том, какой должна быть семья, и вера в долгие стабильные отношения между супругами, понятие верности, преданности, долга и любви. Когда фундамент всей их жизни раскололся, этим людям пришлось серьезно переоценить и жизнь своих родителей, и свою собственную жизнь, от детских ссор до взрослых решений и представлений о том, что правильно, а что нет.
Меня впечатлило, что все герои пытаются идти до конца, гнуть свою линию, защищать свои идеалы, кодекс чести, представления о жизни, что угодно – но в то же время, если этим принципам противопоставляется огромное и неохватное чувство любви, любые идеалы можно и немного скорректировать. Как это бывает сложно и больно, позволить людям жить так, как они сами хотят, а не так как ты хочешь, чтобы они жили, правда?
Я дочитала эту книгу в самолете из Петербурга в Москву, и чтение отлично сочеталось с небом! От этой книги меня уже давно отделяла лавина великолепных новинок, но я ужасно рада, что наконец-то добралась до этой простой и эмоциональной книги с великолепной розовой обложкой!
#хельгафлатланд #норвегия
Родителям Лив, Эллен и Хокона уже за семьдесят, и на семейном торжестве они объявляют детям и внукам, что решили развестись. Казалось бы, совершенно взрослые (куда уж взрослее) самостоятельные люди, которые давно уже выпустили всех своих птенцов из гнезда, могут принять такое решение и не остаться ни перед кем виноватыми. Но.
Неожиданно оказывается, что такой раскол давно устоявшейся ячейки общества сильно бьет по психике давно уже повзрослевших детей, которые, хотя и давно создали семью или активно планируют, все еще страшно привязаны к родителям, к родительскому дому и семейному очагу.
Вообще, удивительно. Сначала может показаться, что Лив, Эллен и Хокон инфантильны донельзя, и их резкая эмоциональная реакция – это просто странно. Сепарируйтесь и все такое. Но когда приоткрывается завеса жизни каждого персонажа в главах от его или ее лица, приоткрывается и тайна истерик, страданий, заламываний рук, слез и драматичных сцен на публике.
Каждый человек в этом романе проходит через свой собственный кризис, о котором сложно говорить с окружающими. И оказывается, даже для успешного самостоятельного взрослого человека есть такие незыблемые ценности, на которых строится и вся его личность, и представления о том, какой должна быть семья, и вера в долгие стабильные отношения между супругами, понятие верности, преданности, долга и любви. Когда фундамент всей их жизни раскололся, этим людям пришлось серьезно переоценить и жизнь своих родителей, и свою собственную жизнь, от детских ссор до взрослых решений и представлений о том, что правильно, а что нет.
Меня впечатлило, что все герои пытаются идти до конца, гнуть свою линию, защищать свои идеалы, кодекс чести, представления о жизни, что угодно – но в то же время, если этим принципам противопоставляется огромное и неохватное чувство любви, любые идеалы можно и немного скорректировать. Как это бывает сложно и больно, позволить людям жить так, как они сами хотят, а не так как ты хочешь, чтобы они жили, правда?
Я дочитала эту книгу в самолете из Петербурга в Москву, и чтение отлично сочеталось с небом! От этой книги меня уже давно отделяла лавина великолепных новинок, но я ужасно рада, что наконец-то добралась до этой простой и эмоциональной книги с великолепной розовой обложкой!
#хельгафлатланд #норвегия
Божественная дюжина, или книги, которые мне очень сильно понравились в первом полугодии 2024 года. В среднем они распределились по две на месяц, в топ прорвался только один нонфик, да и то потому что это Рушди. Ссылки ведут на мои отзывы, которые я написала не обо всем, потому что даже я сама не всегда контролирую, напишу ли я о какой-то книге или нет.
Итак, итоги 2024 (первое полугодие)
🌸 “The Seven Moons of Maali Almeida”, Shehan Karunatilaka /“Семь лун Маали Алмейды”, Шехан Карунатилака
🌸 “Канцтовары Цубаки”, Ито Огава
🌸 “Мелкий бес”, Федор Сологуб
🌸 “Люди тут у нас”, Хироми Каваками
🌸 “Baumgartner” by Paul Auster
🌸 “Словно мы злодеи”, М.Л. Рио
🌸 “Knife: Meditations After an Attempted Murder” by Salman Rushdie
🌸 “После банкета”, Юкио Мисима
🌸 “Манарага”, Владимир Сорокин
🌸 “Trust”, Hernan Diaz / “Доверие”, Эрнан Диаз
🌸 “Poor Things”, Alasdair Gray / “Бедные-несчастные”, Аласдер Грей (про эту книгу у нас будет эпизод литературного подкаста Стивен КНИГ)
🌸 “Масло”, Асако Юзуки
Понравилось ли вам что-то из моей подборки лучшего? А что хорошего вы прочитали в этом году?
#подборка
Итак, итоги 2024 (первое полугодие)
🌸 “The Seven Moons of Maali Almeida”, Shehan Karunatilaka /“Семь лун Маали Алмейды”, Шехан Карунатилака
🌸 “Канцтовары Цубаки”, Ито Огава
🌸 “Мелкий бес”, Федор Сологуб
🌸 “Люди тут у нас”, Хироми Каваками
🌸 “Baumgartner” by Paul Auster
🌸 “Словно мы злодеи”, М.Л. Рио
🌸 “Knife: Meditations After an Attempted Murder” by Salman Rushdie
🌸 “После банкета”, Юкио Мисима
🌸 “Манарага”, Владимир Сорокин
🌸 “Trust”, Hernan Diaz / “Доверие”, Эрнан Диаз
🌸 “Poor Things”, Alasdair Gray / “Бедные-несчастные”, Аласдер Грей (про эту книгу у нас будет эпизод литературного подкаста Стивен КНИГ)
🌸 “Масло”, Асако Юзуки
Понравилось ли вам что-то из моей подборки лучшего? А что хорошего вы прочитали в этом году?
#подборка
Три романа длиной менее 200 страниц, написанные молодыми писательницами на русском языке совсем недавно. Я прочитала их залпом один за другим, думая, что эти автофикциональные истории просто перемешаются у меня в голове, но они оказались настолько разными, что я очень удивилась и обрадовалась.
“Я обязательно уволюсь”, Маша Гаврилова @popcornbookstg
Юная героиня уходит с работы, где ей не давала жизни неадекватная начальница, и начался квест по поиску новой работы с постепенным нисхождением в безденежье, панику и все новые уровни страданий. Это очень юный текст, в центре которого – социально неловкая креветка, которая не может никак построить взрослых отношений с окружающими взрослыми, которые на самом деле такие же невзрослые, как и она сама. Есть очень близкий друг, о котором она даже ничего толком не знает. Есть краш, чувств к которому она натурально боится. Есть подруги, которые наполовину соперницы, наполовину иконы, которым завидуешь, наполовину вообще непонятно кто. И главное: все никак не находится работа.
Текст, который кажется суетливым и поверхностным поначалу, обретает уверенность уже на стадии отрицания принципов работы рынка труда. Голос героини обретает самоиронию, и хоть в ее жизни еще долго будет все максимально странно, читать об этом становится уже интересно. Хотя ее саму постоянно хочется классическим жестом взять за плечи и встряхнуть: что значит, тебе не нравится такая работа?! Тебе же нужно на что-то кормить кошку!!! Что значит, ты не пойдешь к врачу?! Тебе надоело жить?! Конечно, ей не надоело, ей же еще кошку кормить.
“Яд”, Таня Коврижка @polyandria
Автофикциональная героиня этого текста работает из дома, и ее младшая дочь неожиданно тащит в рот листик ядовитого растения, а потом приходит к маме с распухшим языком. Ужас, паника, скорая, чувство вины: не уберегла, отвлеклась, не досмотрела. А ведь есть еще старшая дочка, тоже еще совсем маленькая; есть работа, которая кое-как работается из дома в перерывах между мамско-домашними заботами; есть еще муж, прекрасный, конечно, но это не ему 24/7 приходится быть менеджером всего происходящего в доме и отвечать за жизни двух малышей и пытаться не сойти с ума.
Я все время боюсь нытья и напряженного вглядывания в пупок (себе или ребенку) у героинь “мамского” автофикшена, и тут боялась зря. Писательница использует события своей жизни, а еще – женщин, которых встречала и о которых читала или слышала. Она собирает венок скорбных героинь, которые так или иначе недосмотрели, не уберегли. Кто виноват: отцы, бабушки, братья, сестры, бог, мать? Он ей таким дан – или она сама его таким сделала?
“Но это не точно”, Аня Фёдорова @papiermachepress
Детство – это лучшее время в жизни человека, даже если оно было каким-то не таким, не как положено, не как у всех. Если тебя любили, детство – это супер. Героиня Ани Фёдоровой рассказывает о детстве, с которым так сложно расстаться, от которого так сложно сбежать. Когда у тебя есть мама и папа, но ты живешь с бабушками, в какой-то момент понимаешь, что, вероятно, не все у тебя как у людей. Если обожаешь бабушку – но и не хочешь ни словом, ни жестом расстроить маму. Если любишь папу, но он тебе не всё время нравится, потому что он крайне странно шутит. Если пытаешься воспитать в себе стержень, “железку”, но и одновременно – ангельское терпение и женскую мудрость. Тогда понимаешь, что не всё как у всех. Или…?
Роман погружает читателя детство в поселке в девяностые, и фактуры там – хоть ложкой ешь. Особенно прекрасны и колоритны описания школьной иерархии, дружба с хулиганами, опасные девчонки, у которых множественные приводы, стрелка за гаражами, попытка заручиться поддержкой авторитетной девочки или просто как-то выжить в драке против агрессивной соперницы. Можно, конечно, оставить прошлое в прошлом, идти вперед и строить свою прекрасную новую жизнь с чистого листа. Но это не точно.
#машагаврилова #таняковрижка #аняфедорова #россия
“Я обязательно уволюсь”, Маша Гаврилова @popcornbookstg
Юная героиня уходит с работы, где ей не давала жизни неадекватная начальница, и начался квест по поиску новой работы с постепенным нисхождением в безденежье, панику и все новые уровни страданий. Это очень юный текст, в центре которого – социально неловкая креветка, которая не может никак построить взрослых отношений с окружающими взрослыми, которые на самом деле такие же невзрослые, как и она сама. Есть очень близкий друг, о котором она даже ничего толком не знает. Есть краш, чувств к которому она натурально боится. Есть подруги, которые наполовину соперницы, наполовину иконы, которым завидуешь, наполовину вообще непонятно кто. И главное: все никак не находится работа.
Текст, который кажется суетливым и поверхностным поначалу, обретает уверенность уже на стадии отрицания принципов работы рынка труда. Голос героини обретает самоиронию, и хоть в ее жизни еще долго будет все максимально странно, читать об этом становится уже интересно. Хотя ее саму постоянно хочется классическим жестом взять за плечи и встряхнуть: что значит, тебе не нравится такая работа?! Тебе же нужно на что-то кормить кошку!!! Что значит, ты не пойдешь к врачу?! Тебе надоело жить?! Конечно, ей не надоело, ей же еще кошку кормить.
“Яд”, Таня Коврижка @polyandria
Автофикциональная героиня этого текста работает из дома, и ее младшая дочь неожиданно тащит в рот листик ядовитого растения, а потом приходит к маме с распухшим языком. Ужас, паника, скорая, чувство вины: не уберегла, отвлеклась, не досмотрела. А ведь есть еще старшая дочка, тоже еще совсем маленькая; есть работа, которая кое-как работается из дома в перерывах между мамско-домашними заботами; есть еще муж, прекрасный, конечно, но это не ему 24/7 приходится быть менеджером всего происходящего в доме и отвечать за жизни двух малышей и пытаться не сойти с ума.
Я все время боюсь нытья и напряженного вглядывания в пупок (себе или ребенку) у героинь “мамского” автофикшена, и тут боялась зря. Писательница использует события своей жизни, а еще – женщин, которых встречала и о которых читала или слышала. Она собирает венок скорбных героинь, которые так или иначе недосмотрели, не уберегли. Кто виноват: отцы, бабушки, братья, сестры, бог, мать? Он ей таким дан – или она сама его таким сделала?
“Но это не точно”, Аня Фёдорова @papiermachepress
Детство – это лучшее время в жизни человека, даже если оно было каким-то не таким, не как положено, не как у всех. Если тебя любили, детство – это супер. Героиня Ани Фёдоровой рассказывает о детстве, с которым так сложно расстаться, от которого так сложно сбежать. Когда у тебя есть мама и папа, но ты живешь с бабушками, в какой-то момент понимаешь, что, вероятно, не все у тебя как у людей. Если обожаешь бабушку – но и не хочешь ни словом, ни жестом расстроить маму. Если любишь папу, но он тебе не всё время нравится, потому что он крайне странно шутит. Если пытаешься воспитать в себе стержень, “железку”, но и одновременно – ангельское терпение и женскую мудрость. Тогда понимаешь, что не всё как у всех. Или…?
Роман погружает читателя детство в поселке в девяностые, и фактуры там – хоть ложкой ешь. Особенно прекрасны и колоритны описания школьной иерархии, дружба с хулиганами, опасные девчонки, у которых множественные приводы, стрелка за гаражами, попытка заручиться поддержкой авторитетной девочки или просто как-то выжить в драке против агрессивной соперницы. Можно, конечно, оставить прошлое в прошлом, идти вперед и строить свою прекрасную новую жизнь с чистого листа. Но это не точно.
#машагаврилова #таняковрижка #аняфедорова #россия
Многие спрашивают… На этот раз меня реально спрашивали в чате канала @bookinfluencers, и я обещала рассказать! В общем, обещала рассказать, на какие курсы по литературе я собираюсь осенью.
Я за последнее время послушала (и активно поговорила) несколько курсов, связанных с литературой. Это было и “Осознанное чтение” с Галиной Юзефович, и “Как писать о книгах” с Лизой Биргер, и лекции курса “Год большого романа”, который идет сейчас. На осень мой план – курс “Современная литература: тексты, люди, тенденции”, который начнется 1 сентября, а рассказываю я о нем именно сейчас, потому что ранним пташкам на сайте обещают скидку.
В общем, почему я иду на курс: недавно дамы из подкаста “Культурный сюжет” устроили опрос о современной русской литературе, и мне было очень сложно ответить на некоторые вопросы. Например, какие книги я бы посоветовала иностранцу, чтобы проникнуться русским духом, или что из написанного за последние несколько лет я считаю наиболее значительным в литературном процессе. Я застыла над клавиатурой надолго, хоть и читаю довольно много современного русскоязычного.
Курс включает 15 лекций о современном литературном процессе, и слушателям будет предложено прочитать Пелевина, Петрушевскую, Сорокина и других, а лекторами выступают люди, мнение которых для меня далеко не безразлично: Наталья Ломыкина, Максим Мамлыга, Михаил Павловец, Валерия Пустовая, Юрий Сапрыкин и Галина Юзефович (кстати, оцените идеальный гендерный баланс среди лекторов, какая красота!).
В общем, новый учебный год я буду встречать и как студентка, мне очень приятно, что датой начала курса выбрали День знаний, мой любимый праздник. Надеюсь, что с многими из вас мы встретимся на лекциях, а с кем-то увидимся на курсах CWS не в первый раз и радостно займем свои привычные (виртуальные) парты по соседству.
Я за последнее время послушала (и активно поговорила) несколько курсов, связанных с литературой. Это было и “Осознанное чтение” с Галиной Юзефович, и “Как писать о книгах” с Лизой Биргер, и лекции курса “Год большого романа”, который идет сейчас. На осень мой план – курс “Современная литература: тексты, люди, тенденции”, который начнется 1 сентября, а рассказываю я о нем именно сейчас, потому что ранним пташкам на сайте обещают скидку.
В общем, почему я иду на курс: недавно дамы из подкаста “Культурный сюжет” устроили опрос о современной русской литературе, и мне было очень сложно ответить на некоторые вопросы. Например, какие книги я бы посоветовала иностранцу, чтобы проникнуться русским духом, или что из написанного за последние несколько лет я считаю наиболее значительным в литературном процессе. Я застыла над клавиатурой надолго, хоть и читаю довольно много современного русскоязычного.
Курс включает 15 лекций о современном литературном процессе, и слушателям будет предложено прочитать Пелевина, Петрушевскую, Сорокина и других, а лекторами выступают люди, мнение которых для меня далеко не безразлично: Наталья Ломыкина, Максим Мамлыга, Михаил Павловец, Валерия Пустовая, Юрий Сапрыкин и Галина Юзефович (кстати, оцените идеальный гендерный баланс среди лекторов, какая красота!).
В общем, новый учебный год я буду встречать и как студентка, мне очень приятно, что датой начала курса выбрали День знаний, мой любимый праздник. Надеюсь, что с многими из вас мы встретимся на лекциях, а с кем-то увидимся на курсах CWS не в первый раз и радостно займем свои привычные (виртуальные) парты по соседству.
Литературные мастерские Creative Writing School
Современная литература: оптика читателя
Запишитесь на литературную мастерскую от профессиональных преподавателей: Современная литература: оптика читателя - Creative Writing School.
Многие спрашивают (это тоже правда, кстати), когда же вернется ваш любимый литературный подкаст Стивен КНИГ. Да буквально сегодня!
Пока мы вернулись только на Бусти, но скоро вернемся с сезоном триллеров и разной дичи. Искать тут https://boosty.to/stephenknig
Пока мы вернулись только на Бусти, но скоро вернемся с сезоном триллеров и разной дичи. Искать тут https://boosty.to/stephenknig
boosty.to
Стивен КНИГ - Копаем теоретической лопатой
Стивен КНИГ — альтер-эго с множественными личностями. Един в трёх лицах, как и положено порядочному постмодернисту.
Подкаст живет на всех платформах: https://oliterature.mave.digital/ Литературный подкаст Стивен КНИГ! Мы - это Анна, Валентина и Наталия…
Подкаст живет на всех платформах: https://oliterature.mave.digital/ Литературный подкаст Стивен КНИГ! Мы - это Анна, Валентина и Наталия…
Парой постов выше вы можете найти мой топ прочитанного за первое полугодие 2024. Я раньше никогда не подводила подобных итогов, а тут Ира Прекрасная @bookeanarium предложила эту идею, и мне понравилось просматривать прочитанное.
Ира пошла дальше: она собрала итоги нашей Влиятельной группировки и сделала целую серьезную аналитику!!! Вы только посмотрите на это!!!!
А потом почитайте, поскрольте табличку, поделитесь мнениями и эмоциями со мной🥰
Ира пошла дальше: она собрала итоги нашей Влиятельной группировки и сделала целую серьезную аналитику!!! Вы только посмотрите на это!!!!
А потом почитайте, поскрольте табличку, поделитесь мнениями и эмоциями со мной🥰
Читаю - а точнее, слушаю - так много всего сразу, впору хоть включать все книги с разных устройств одновременно. Потому читаю/слушаю по огрызку то тут, то там. Занимательно, но тут две японские книжки в переводе на английский (случайно), одна китайская (в переводе на русский) и одна американская в оригинале. Рядом лежит еще куча слегка начатых, но не будем об этом.
А как у вас?
А как у вас?
Совершенно внезапно у меня образовался сектантский июль.
Четвертый том "Квартета Фредерики" Антонии Байетт, "A Whistling Woman", вдруг оказался триллером про секту👀 Дослушала в начале месяца, и это шедевр😍
"Семь способов засолки душ" Веры Богдановой оказался про секту совершенно ожидаемо, я ровно на середине, и оторваться невозможно. Вышло 4 эпизода аудиосериала на Букмейт, но я расскажу об общем впечатлении уже совсем скоро🔥
"Страх, любовь и пропаганда" Александры Стайн просто должна была оказаться в этой подборке, чтобы пояснить матчасть про то, как обычные адекватные люди оказываются в секте. Слушаю аудиоверсию📚
В этой подборке остро не хватает "The Running Grave" Гэлбрейта, как думаете?😁
Четвертый том "Квартета Фредерики" Антонии Байетт, "A Whistling Woman", вдруг оказался триллером про секту👀 Дослушала в начале месяца, и это шедевр😍
"Семь способов засолки душ" Веры Богдановой оказался про секту совершенно ожидаемо, я ровно на середине, и оторваться невозможно. Вышло 4 эпизода аудиосериала на Букмейт, но я расскажу об общем впечатлении уже совсем скоро🔥
"Страх, любовь и пропаганда" Александры Стайн просто должна была оказаться в этой подборке, чтобы пояснить матчасть про то, как обычные адекватные люди оказываются в секте. Слушаю аудиоверсию📚
В этой подборке остро не хватает "The Running Grave" Гэлбрейта, как думаете?😁
Впала в какой-то творческий кризис, выручайте. О чем написать сегодня?
Final Results
52%
Золотой храм Мисимы
48%
Аудиосериал Богдановой из предыдущего поста
“The Temple of the Golden Pavilion”, Yukio Mishima /
“Золотой храм”, Юкио Мисима
Продолжаю мой мисимный год одной из вершин творчества автора, романом “Золотой храм”. Книжка небольшая, но читала я ее на удивление долго: не исключаю, что меня замедлял перевод, хотя и в русских переводах я не могу читать Мисиму залпом.
Сюжет романа – художественное осмысление поджога храма в Киото монахом. Мисиму захватила эта история: красота ускользает, и в ее хрупкости суть ее ценности. Погибшую красоту уже не осквернить, в момент исчезновения она на пике великолепия. Примерно такие мысли проносятся в голове монаха Мидзогути, который в конце романа поджигает Золотой храм. Но стоит ли чтения роман, главный сюжетный поворот которого очевиден еще до того, как вы прочитали первую строчку?
Мисима наделяет своего героя заиканием, и он с детства привыкает в издевкам и насмешкам, к своему несовершенству. В то же время его отец постоянно рассказывает ему о Золотом храме, который в его сознании становится символом совершенства. Когда отец везет Мидзогути в Киото, мальчик разочарован: храм совсем не так красив, как в его фантазиях, это старое обшарпанное здание. Но расстояние и время делают свое дело, и греза о Золотом храме возвращается.
Примерно по такой же синусоиде и будут развиваться отношения Мидзогути с тем, что он считает прекрасным и совершенным: он стремится прикоснуться к красоте, но не может. В момент контакта происходит разочарование, или осознание собственной неполноценности, или недостаточная идеальность момента. Прекрасное становится таковым лишь в момент, когда оно не близко, а абстрактно или на грани ускользания.
Мисима дает Мидзогути двух приятелей, двух спутников, которые олицетворяют дьявола на одном плече и ангела на другом. Один из них полнится доброжелательностью, не обращает внимание на заикание, чем приводит Мидзогути в шок, а другой, сам обладающий физическим недостатком, использует его для достижения своих целей – крайне порочных и корыстных. Мидзогути мечется между друзьями, но жизнь делает выбор за него, будто подтверждая теорию о том, что прекрасное недолговечно и должно исчезнуть на пике великолепия.
Мне вспоминались “Дети полуночи” Салмана Рушди, где главный герой Салим чувствовал, что его судьба и судьба Индии, его страны, – это единое целое. В романе Мисимы герой чувствует слияние с Золотым храмом, который захватил его мысли и чувства, стал воплощением прекрасного и одновременно преградой, которая отделяет его от настоящей жизни и непосредственных чувств.
Концовка романа шокирует и отрезвляет: герой, мучимый внутренними демонами, нерациональный, своевольный и совершенно неадекватно воспринимающий людей вокруг и их мотивацию, вдруг открывает глаза. И я не уверена, что читателю очень понравится то, что смотрит из этих глаз на языки пламени, пожирающие Золотой храм.
Википедия говорит, что этот роман – одно из самых популярных в мире японских литературных произведений, и я уверена, что и сама к нему еще вернусь: в своем обзоре я лишь чуть поскребла по поверхности и пунктиром обозначила только одну основную смысловую линию. Если вам есть что добавить или поделиться, добро пожаловать в комментарии!
#мисима #япония
“Золотой храм”, Юкио Мисима
Продолжаю мой мисимный год одной из вершин творчества автора, романом “Золотой храм”. Книжка небольшая, но читала я ее на удивление долго: не исключаю, что меня замедлял перевод, хотя и в русских переводах я не могу читать Мисиму залпом.
Сюжет романа – художественное осмысление поджога храма в Киото монахом. Мисиму захватила эта история: красота ускользает, и в ее хрупкости суть ее ценности. Погибшую красоту уже не осквернить, в момент исчезновения она на пике великолепия. Примерно такие мысли проносятся в голове монаха Мидзогути, который в конце романа поджигает Золотой храм. Но стоит ли чтения роман, главный сюжетный поворот которого очевиден еще до того, как вы прочитали первую строчку?
Мисима наделяет своего героя заиканием, и он с детства привыкает в издевкам и насмешкам, к своему несовершенству. В то же время его отец постоянно рассказывает ему о Золотом храме, который в его сознании становится символом совершенства. Когда отец везет Мидзогути в Киото, мальчик разочарован: храм совсем не так красив, как в его фантазиях, это старое обшарпанное здание. Но расстояние и время делают свое дело, и греза о Золотом храме возвращается.
Примерно по такой же синусоиде и будут развиваться отношения Мидзогути с тем, что он считает прекрасным и совершенным: он стремится прикоснуться к красоте, но не может. В момент контакта происходит разочарование, или осознание собственной неполноценности, или недостаточная идеальность момента. Прекрасное становится таковым лишь в момент, когда оно не близко, а абстрактно или на грани ускользания.
Мисима дает Мидзогути двух приятелей, двух спутников, которые олицетворяют дьявола на одном плече и ангела на другом. Один из них полнится доброжелательностью, не обращает внимание на заикание, чем приводит Мидзогути в шок, а другой, сам обладающий физическим недостатком, использует его для достижения своих целей – крайне порочных и корыстных. Мидзогути мечется между друзьями, но жизнь делает выбор за него, будто подтверждая теорию о том, что прекрасное недолговечно и должно исчезнуть на пике великолепия.
Мне вспоминались “Дети полуночи” Салмана Рушди, где главный герой Салим чувствовал, что его судьба и судьба Индии, его страны, – это единое целое. В романе Мисимы герой чувствует слияние с Золотым храмом, который захватил его мысли и чувства, стал воплощением прекрасного и одновременно преградой, которая отделяет его от настоящей жизни и непосредственных чувств.
Концовка романа шокирует и отрезвляет: герой, мучимый внутренними демонами, нерациональный, своевольный и совершенно неадекватно воспринимающий людей вокруг и их мотивацию, вдруг открывает глаза. И я не уверена, что читателю очень понравится то, что смотрит из этих глаз на языки пламени, пожирающие Золотой храм.
Википедия говорит, что этот роман – одно из самых популярных в мире японских литературных произведений, и я уверена, что и сама к нему еще вернусь: в своем обзоре я лишь чуть поскребла по поверхности и пунктиром обозначила только одну основную смысловую линию. Если вам есть что добавить или поделиться, добро пожаловать в комментарии!
#мисима #япония
Books in my hands | Книги в моих руках
Совершенно внезапно у меня образовался сектантский июль. Четвертый том "Квартета Фредерики" Антонии Байетт, "A Whistling Woman", вдруг оказался триллером про секту👀 Дослушала в начале месяца, и это шедевр😍 "Семь способов засолки душ" Веры Богдановой оказался…
В секту - значит в секту🤷♀️
“Семь способов засолки душ”, Вера Богданова @bookmate_ru @shubinabooks
Тема сект и других тоталитарных сообществ традиционно бередит умы. Чем мне нравится подход Веры Богдановой, так это скрупулезностью, системностью, серьезностью. Кажется, что она каждый раз (весьма успешно, надо отметить) гонится за двумя зайцами: создает захватывающий сюжет и пишет социально-просветительский проект. Обоих неизменно ловит. Вновь я не смогла оторваться от текста Богдановой, пока не дочитала до конца.
По поводу аудиоверсии поворчу: я часто слушаю аудиокниги в машине, и внезапные посторонние звуки остро мешают вождению и пугают, вдруг у меня что-то отвалилось, или я на что-то странное наехала. В остальном аудио хорошее, лишь немного мрачное, но мрачность оправдана.
Итак, Ника возвращается в родной город, по пути представляясь чужим именем, но этим никого не обмануть. Староалтайск – город маленький, и все знают всех: и Нику, и ее покойного отца, и ее мать, и нынешнего мужа матери. Ну а как не знать покойного пророка и духовного учителя? Как не видеть в возвращении его дочери священный знак?
Секты всегда связаны с целым букетом преступлений: от финансовых до преступлений против человека, его личной свободы, его жизни. Секта хранит секреты, которые не умирают со смертью лидера, даже со смертью самой секты. Оставить прошлое в прошлом не удается. Ника оказывается втянута в водоворот страшных событий, связанных с прошлым ее семьи, а может, с настоящим: старые секреты не умирают со смертью духовного лидера.
Другая важная тема романа – жизнь человека с психиатрическим диагнозом. Реально ли то, что видят ее глаза? Как контролировать то, что показывают Нике органы чувств? Не может ли всё это быть чем-то большим, чем нездоровье? Как при этом верить самой себе?
При этом образ душного маленького городка выписан виртуозно, ему сразу веришь и хочешь оттуда поскорее уехать. Зачем же, зачем туда возвращается Ника? Чтобы сбежать от кого-то? Чтобы нажить себе новых проблем? Чтобы что-то найти?
Мне было безумно интересно следить за сюжетом, но ближе к концу начало казаться, что какие-то куски пострадали от умолчаний, от сжатия времени, от некоторой недосказанности всего текста. Я не из тех, кто любит, чтобы всё разжёвывали, но здесь душа просила подробностей и жаждала деталей. Впрочем, из-за некоторой пунктирности читатель не пострадал, а от динамизма развязки захватывало дух.
Если слушать в дуэте с каким-нибудь нонфиком про секты и промывание мозгов, можно поймать такой резонанс, что захочется выйти из всех групп, объединений и клубов в которых вы состоите, имейте в виду! Вдруг над вами там обретут тотальный контроль?
P.S. Аудиосериал вышел еще не до конца, но уже близится к финалу.
#богданова #россия
Тема сект и других тоталитарных сообществ традиционно бередит умы. Чем мне нравится подход Веры Богдановой, так это скрупулезностью, системностью, серьезностью. Кажется, что она каждый раз (весьма успешно, надо отметить) гонится за двумя зайцами: создает захватывающий сюжет и пишет социально-просветительский проект. Обоих неизменно ловит. Вновь я не смогла оторваться от текста Богдановой, пока не дочитала до конца.
По поводу аудиоверсии поворчу: я часто слушаю аудиокниги в машине, и внезапные посторонние звуки остро мешают вождению и пугают, вдруг у меня что-то отвалилось, или я на что-то странное наехала. В остальном аудио хорошее, лишь немного мрачное, но мрачность оправдана.
Итак, Ника возвращается в родной город, по пути представляясь чужим именем, но этим никого не обмануть. Староалтайск – город маленький, и все знают всех: и Нику, и ее покойного отца, и ее мать, и нынешнего мужа матери. Ну а как не знать покойного пророка и духовного учителя? Как не видеть в возвращении его дочери священный знак?
Секты всегда связаны с целым букетом преступлений: от финансовых до преступлений против человека, его личной свободы, его жизни. Секта хранит секреты, которые не умирают со смертью лидера, даже со смертью самой секты. Оставить прошлое в прошлом не удается. Ника оказывается втянута в водоворот страшных событий, связанных с прошлым ее семьи, а может, с настоящим: старые секреты не умирают со смертью духовного лидера.
Другая важная тема романа – жизнь человека с психиатрическим диагнозом. Реально ли то, что видят ее глаза? Как контролировать то, что показывают Нике органы чувств? Не может ли всё это быть чем-то большим, чем нездоровье? Как при этом верить самой себе?
При этом образ душного маленького городка выписан виртуозно, ему сразу веришь и хочешь оттуда поскорее уехать. Зачем же, зачем туда возвращается Ника? Чтобы сбежать от кого-то? Чтобы нажить себе новых проблем? Чтобы что-то найти?
Мне было безумно интересно следить за сюжетом, но ближе к концу начало казаться, что какие-то куски пострадали от умолчаний, от сжатия времени, от некоторой недосказанности всего текста. Я не из тех, кто любит, чтобы всё разжёвывали, но здесь душа просила подробностей и жаждала деталей. Впрочем, из-за некоторой пунктирности читатель не пострадал, а от динамизма развязки захватывало дух.
Если слушать в дуэте с каким-нибудь нонфиком про секты и промывание мозгов, можно поймать такой резонанс, что захочется выйти из всех групп, объединений и клубов в которых вы состоите, имейте в виду! Вдруг над вами там обретут тотальный контроль?
P.S. Аудиосериал вышел еще не до конца, но уже близится к финалу.
#богданова #россия
#накупила и наполучала в подарок в июле столько крутых книг, что голова идет кругом!
Неожиданно очень недорого купила на озоне огромный шикарный томище – заключительный том трилогии Хилари Мантел. Я не ожидала, что он будет размером и весом с дом, отличный сюрприз.
Разные скидки, прогулки по фикспрайсу и ре-букс принесли мне еще кучу книг: Мельчор, Лэй Ми, Пелевина, де Уртури, Сопикову, Диккенса, Барри и Ален-Фурнье. Ни о чем не жалею!
Отыскала “Женщину из дома с олеандрами”, теперь у меня целых четыре книжки с японскими рассказами, надо уже начинать читать их, или покупать и читать – это все же слишком разные хобби?
Из горячих новинок у меня появились: Лабатут (скоро расскажу), Анн-Гаэль Юон (очень красивая книжка, меня привлекла обложка, если честно), и Виола Ардоне (спасибо большое Юле @my_art_inspo, я уже начала читать, и это очень интересно).
Лиза @lizinyazyk подарила мне “Горшок золота”, а я сама себе подарила прогулки по книжным магазинам Петербурга с результатом всего в 4 книги: Рушди, Гибер, Альенде, Мердок.
В общем, мне снова есть что почитать, и это прекрасно. Поможет ли мне это меньше шопоголить в августе? Не уверена. В последнее время я мало читаю бумажных книг, но об этом в следующем посте. Здесь традиционно приглашаю вас поделиться самыми крутыми июльскими книжными приобретениями!
Неожиданно очень недорого купила на озоне огромный шикарный томище – заключительный том трилогии Хилари Мантел. Я не ожидала, что он будет размером и весом с дом, отличный сюрприз.
Разные скидки, прогулки по фикспрайсу и ре-букс принесли мне еще кучу книг: Мельчор, Лэй Ми, Пелевина, де Уртури, Сопикову, Диккенса, Барри и Ален-Фурнье. Ни о чем не жалею!
Отыскала “Женщину из дома с олеандрами”, теперь у меня целых четыре книжки с японскими рассказами, надо уже начинать читать их, или покупать и читать – это все же слишком разные хобби?
Из горячих новинок у меня появились: Лабатут (скоро расскажу), Анн-Гаэль Юон (очень красивая книжка, меня привлекла обложка, если честно), и Виола Ардоне (спасибо большое Юле @my_art_inspo, я уже начала читать, и это очень интересно).
Лиза @lizinyazyk подарила мне “Горшок золота”, а я сама себе подарила прогулки по книжным магазинам Петербурга с результатом всего в 4 книги: Рушди, Гибер, Альенде, Мердок.
В общем, мне снова есть что почитать, и это прекрасно. Поможет ли мне это меньше шопоголить в августе? Не уверена. В последнее время я мало читаю бумажных книг, но об этом в следующем посте. Здесь традиционно приглашаю вас поделиться самыми крутыми июльскими книжными приобретениями!
#начитала за июль восемнадцать книг, но по количеству страниц лишь немного перевалила за цифру прошлого месяца: многие книжки июля были совсем крошки. В этом месяце бумажным изданиям тоже не очень повезло, пять бумажных прочитанных книжек на фото, остальное – электронка и аудио. Аудио в последнее время гораздо лучше держит мое внимание, чем текст на странице, и за счет аудио полнится мой список прочитанных (точнее, прослушанных) книг. Писалось мне не так продуктивно, как в июне, поэтому рассказать успела не обо всем прочитанном, ну да доберусь когда-нибудь! Итак:
🌸“Babel Tower”, A.S. Byatt
🌸“The Book of Illusions”, Paul Auster
🌸“Нечестивицы”, Агустина Бастеррика @inspiria_books
🌸“If I Survive You”, Jonathan Escoffery
🌸“Я обязательно уволюсь”, Маша Гаврилова @popcornbookstg
🌸“A Whistling Woman”, A.S. Byatt
🌸“Яд”, Таня Коврижка @polyandria
🌸“Но это не точно”, Аня Фёдорова @papiermachepress
🌸“Цитомегаловирус”, Эрве Гибер @KOLONNAPublications
🌸“Современная семья”, Хельга Флатланд @polyandria
🌸“The Searcher”, Tana French @phantombooks
🌸“The Temple of the Golden Pavilion”, Yukio Mishima / “Золотой храм”, Юкио Мисима
🌸“Breasts and Eggs”, Mieko Kawakami @sindbad_publishers
🌸“Sea of Tranquility”, Emily St. John Mandel
🌸“Семь способов засолки душ”, Вера Богданова @bookmate_ru @shubinabooks
🌸“MANIAC”, Бенхамин Лабатут @admarginem
🌸“Страх, любовь и пропаганда: Механизмы влияния в сектах и тоталитарных системах”, Александра Стайн @alpinaru
🌸“His Bloody Project: Documents Relating to the Case of Roderick Macrae”, Graeme Macrae Burnet
Семь книг прочитала на английском, четыре – на русском, две – в переводе на английский, пять – в переводе на русский, и из них всего один нонфик. Мне понравились все книги, хоть они и были очень разными. И да, это честный отзыв😁
А еще в июле я:
📚прошлась по чудесным книжным магазинам Петербурга, а в комментариях мне насоветовали те, что я пропустила;
📚подвела книжные итоги полугодия и собрала топ-дюжину, а Ира @bookeanarium собрала в один пост и крутую табличку итоги всей нашей Влиятельной группировки;
📚начали новый сезон подкаста Стивен КНИГ – но пока только для подписчиков бусти и патреона;
📚внезапно погрузилась в чтения о сектах, не про все еще успела написать, но вот вам подборка моего свежепрочитанного и текущего.
🤩И самое главное достижение месяца – основали канал нашей Влиятельной книгоблогерской группировки @bookinfluencers, а с завтрашнего дня он превратится (не в тыкву!) в закрытый клуб для поддержки и развития книжных блогов. За месяц существования в открытом формате мы успели обсудить столько всего, что я уверена, у этого проекта есть будущее!
Традиционно приглашаю вас в комментариях поделиться книжными итогами месяца!🌸
🌸“Babel Tower”, A.S. Byatt
🌸“The Book of Illusions”, Paul Auster
🌸“Нечестивицы”, Агустина Бастеррика @inspiria_books
🌸“If I Survive You”, Jonathan Escoffery
🌸“Я обязательно уволюсь”, Маша Гаврилова @popcornbookstg
🌸“A Whistling Woman”, A.S. Byatt
🌸“Яд”, Таня Коврижка @polyandria
🌸“Но это не точно”, Аня Фёдорова @papiermachepress
🌸“Цитомегаловирус”, Эрве Гибер @KOLONNAPublications
🌸“Современная семья”, Хельга Флатланд @polyandria
🌸“The Searcher”, Tana French @phantombooks
🌸“The Temple of the Golden Pavilion”, Yukio Mishima / “Золотой храм”, Юкио Мисима
🌸“Breasts and Eggs”, Mieko Kawakami @sindbad_publishers
🌸“Sea of Tranquility”, Emily St. John Mandel
🌸“Семь способов засолки душ”, Вера Богданова @bookmate_ru @shubinabooks
🌸“MANIAC”, Бенхамин Лабатут @admarginem
🌸“Страх, любовь и пропаганда: Механизмы влияния в сектах и тоталитарных системах”, Александра Стайн @alpinaru
🌸“His Bloody Project: Documents Relating to the Case of Roderick Macrae”, Graeme Macrae Burnet
Семь книг прочитала на английском, четыре – на русском, две – в переводе на английский, пять – в переводе на русский, и из них всего один нонфик. Мне понравились все книги, хоть они и были очень разными. И да, это честный отзыв😁
А еще в июле я:
📚прошлась по чудесным книжным магазинам Петербурга, а в комментариях мне насоветовали те, что я пропустила;
📚подвела книжные итоги полугодия и собрала топ-дюжину, а Ира @bookeanarium собрала в один пост и крутую табличку итоги всей нашей Влиятельной группировки;
📚начали новый сезон подкаста Стивен КНИГ – но пока только для подписчиков бусти и патреона;
📚внезапно погрузилась в чтения о сектах, не про все еще успела написать, но вот вам подборка моего свежепрочитанного и текущего.
🤩И самое главное достижение месяца – основали канал нашей Влиятельной книгоблогерской группировки @bookinfluencers, а с завтрашнего дня он превратится (не в тыкву!) в закрытый клуб для поддержки и развития книжных блогов. За месяц существования в открытом формате мы успели обсудить столько всего, что я уверена, у этого проекта есть будущее!
Традиционно приглашаю вас в комментариях поделиться книжными итогами месяца!🌸
Telegram
Books in my hands | Книги в моих руках
“Нечестивицы”, Агустина Бастеррика @inspiria_books
Можно говорить, что все блогеры читают одно и то же, а можно просто пойти вместе с нами и прочитать этот странный короткий роман от создательницы “Особого мяса” (вот тут можно послушать, как я рассказываю…
Можно говорить, что все блогеры читают одно и то же, а можно просто пойти вместе с нами и прочитать этот странный короткий роман от создательницы “Особого мяса” (вот тут можно послушать, как я рассказываю…
#дайджест книжного телеграма вокруг меня, или о чем писали околокнижные каналы в июле.
Анастасия Завозова делала предположения о том, что войдет в букеровский шорт, и многое угадала. А мы на канале Не перевелись еще напоминаем, что прочитали весь прошлогодний лонг и в этом году тоже не останемся в стороне! Книжки уже поделили, кое-что прочитанное появится на канале в ближайшее время.
Максим Мамлыга подвел емкий итог разговорам о писательских райдерах. Все эти разговоры было интересно наблюдать, захотелось сделать себе райдер, но пока в нем только один пункт: чтобы куда-нибудь позвали. А уж если начнут куда-то приглашать, базовый список необходимого я точно для себя напишу.
Надя виртуозно написала про роман “Определенно голодна”, который я определенно должна прочитать. Он ждет меня уже как минимум с января.
Настя преодолела рубеж в 1000 отзывов на канале и пишет о том, какую мудрость приобрела за это время. Нормальная такая мудрость, рекомендую.
Таня написала о мрачняке и тлене от молодых российских писательниц. 50% этого списка я уже прочитала, можно приниматься за вторые 50.
Ася очень точно пишет о “Я обязательно уволюсь”, которую я тоже прочитала в июле. Меня хватило на небольшую заметку, Ася написала подробно. Люба тоже написала про эту книжку, и это тоже прекрасно и увлекательно. Кристина ставит оптимистичную точку в обсуждениях этой книжки-малышки и в целом настраивает на свершения в работе и жизни, спасибо.
Юля написала про моего любимого Лорана Бине и его “Цивилиzации” так, что мне срочно захотелось перечитать (а еще посмотрите на фотографию, это идеально). И переслушать подкаст, который мы записывали пару лет назад.
Леночка рассказывает про роман “Пеликан”, небольшой, трагичный и пронзительный. Отдельно отмечу красоту обложки!
Дина пишет о мужском автофикшене “Ничто, кроме сердца” и грустит.
Лена отделяет мух от котлет, а Франкенштейна – от его монстра. Увлекательно.
Таня написала о романе “MANIAC” так, что я поняла, что он мне срочно нужен.
Ира как всегда разрывает пространство лучшими мемами и идеальной аналитикой.
Лиза по достоинству оценила “Бедных-несчастных”, книгу, которую я безумно полюбила. Эту книжку оценила и Яна: блондинки вокруг меня просто синхронизировались!
Поделитесь со мной какими-нибудь крутыми постами из сохраненок или самым крутым постом со своего канала! 🌸
Анастасия Завозова делала предположения о том, что войдет в букеровский шорт, и многое угадала. А мы на канале Не перевелись еще напоминаем, что прочитали весь прошлогодний лонг и в этом году тоже не останемся в стороне! Книжки уже поделили, кое-что прочитанное появится на канале в ближайшее время.
Максим Мамлыга подвел емкий итог разговорам о писательских райдерах. Все эти разговоры было интересно наблюдать, захотелось сделать себе райдер, но пока в нем только один пункт: чтобы куда-нибудь позвали. А уж если начнут куда-то приглашать, базовый список необходимого я точно для себя напишу.
Надя виртуозно написала про роман “Определенно голодна”, который я определенно должна прочитать. Он ждет меня уже как минимум с января.
Настя преодолела рубеж в 1000 отзывов на канале и пишет о том, какую мудрость приобрела за это время. Нормальная такая мудрость, рекомендую.
Таня написала о мрачняке и тлене от молодых российских писательниц. 50% этого списка я уже прочитала, можно приниматься за вторые 50.
Ася очень точно пишет о “Я обязательно уволюсь”, которую я тоже прочитала в июле. Меня хватило на небольшую заметку, Ася написала подробно. Люба тоже написала про эту книжку, и это тоже прекрасно и увлекательно. Кристина ставит оптимистичную точку в обсуждениях этой книжки-малышки и в целом настраивает на свершения в работе и жизни, спасибо.
Юля написала про моего любимого Лорана Бине и его “Цивилиzации” так, что мне срочно захотелось перечитать (а еще посмотрите на фотографию, это идеально). И переслушать подкаст, который мы записывали пару лет назад.
Леночка рассказывает про роман “Пеликан”, небольшой, трагичный и пронзительный. Отдельно отмечу красоту обложки!
Дина пишет о мужском автофикшене “Ничто, кроме сердца” и грустит.
Лена отделяет мух от котлет, а Франкенштейна – от его монстра. Увлекательно.
Таня написала о романе “MANIAC” так, что я поняла, что он мне срочно нужен.
Ира как всегда разрывает пространство лучшими мемами и идеальной аналитикой.
Лиза по достоинству оценила “Бедных-несчастных”, книгу, которую я безумно полюбила. Эту книжку оценила и Яна: блондинки вокруг меня просто синхронизировались!
Поделитесь со мной какими-нибудь крутыми постами из сохраненок или самым крутым постом со своего канала! 🌸
Telegram
Толще твиттера
Завтра в 16 часов по Москве объявят длинный список Букеровской премии 2024. Я покопалась во всевозможных слухах, сплетнях и прогнозах и составила список книг, которым чаще всего предсказывают попадание в лонг. Завтра проверим заодно, насколько Букер может…
Вчера закончила сотую книгу в этом году, и она мне не понравилась. 99я была куда лучше!!!😁
“Олива Денаро”, Виола Ардоне @polyandria
Олива родилась в месте потрясающей красоты – на великолепном острове Сицилия. Но есть нюанс: 20й век лишь недавно перевалил через середину, семья у нее не отличается богатством, а Олива… Ну, в общем, имела несчастье родиться девочкой.
На каждый случай для девочки есть правила, которым учит строгая мама: правила поведения в церкви, за столом, на улице, при старших. А когда ее тело показывает первые робкие признаки взросления, правила сковывают каждый шаг. Теперь нельзя носиться по улицам с другом детства и разглядывать облака. Пришло время смотреть в пол, ходить чинно, не заговаривать с мужчиной (и неважно, что еще вчера валялась с этим мальчишкой на траве), не танцевать на людях, не поднимать руки выше плеч. А если на тебя как-то не так посмотрели, решили спеть тебе серенаду или, например, похитить прямо с улицы “с целью заключения брака”, то совершенно очевидно, что ты навлекла это все на себя сама, ведь ты дала повод! Радуйся, что твоя честь будет восстановлена.
Олива не видела вокруг себя счастливых женщин, но видела довольных жизнью мужчин. Ее любимый брат будто жил в другом мире, где он сам решал, что делать и куда идти. С другой стороны, мужчины тоже оказывались зажатыми в тиски традиционных предрассудков, часть из которых была зафиксирована в законодательстве. Даже мужчине не всегда было под силу изменить привычный порядок вещей, куда уж женщине, единственная цель которой – не растерять свою честь!
Мне очень понравилось, что в романе создан образ цельной главной героини. Она настолько не знает, чего хочет, и боится необходимости сделать выбор, что это отражается даже в языке. Она говорит “меня привлекает”, а не “мне нравится” или “я хочу”. Это отметила в наших обсуждениях романа Таня @dochitalatut.
Олива постоянно обращается к авторитетным фигурам за советом, подсказкой, интерпретацией своих чувств. И только когда она видит перед собой примеры того, как можно жить и думать иначе, она начинает – сначала робко, потом увереннее – думать собственной головой, а не перечислять в голове правила по случаю.
Мне показались интересными образы родителей Оливы. Мать, так жестко муштрующая детей, оказывается, сама совершила в юности безрассудный поступок, ослушавшись родителей. Отец, который будто до сих пор чувствующий вину перед женой, слишком робко пытается защитить своих детей. Образы персонажей, такие простые в начале романа, приобретают объем и внутреннюю логику.
Финал романа отдает кукольной мелодраматичностью, но это идеальный финал. Лишь это предсказуемое и чуть приукрашенное развитие событий могло дать читателю это несравненное чувство: после очищения страданием жизнь все же воздаст всем по справедливости. И самое главное, пожалуй: бесполезно рассчитывать на чью-то помощь, если ты в первую очередь не поможешь себе сам.
Тщательно прописанный социальный контекст, на фоне (и по причине) которого развивается действие романа – огромное достоинство книги.
#италия #виолаардоне
Олива родилась в месте потрясающей красоты – на великолепном острове Сицилия. Но есть нюанс: 20й век лишь недавно перевалил через середину, семья у нее не отличается богатством, а Олива… Ну, в общем, имела несчастье родиться девочкой.
На каждый случай для девочки есть правила, которым учит строгая мама: правила поведения в церкви, за столом, на улице, при старших. А когда ее тело показывает первые робкие признаки взросления, правила сковывают каждый шаг. Теперь нельзя носиться по улицам с другом детства и разглядывать облака. Пришло время смотреть в пол, ходить чинно, не заговаривать с мужчиной (и неважно, что еще вчера валялась с этим мальчишкой на траве), не танцевать на людях, не поднимать руки выше плеч. А если на тебя как-то не так посмотрели, решили спеть тебе серенаду или, например, похитить прямо с улицы “с целью заключения брака”, то совершенно очевидно, что ты навлекла это все на себя сама, ведь ты дала повод! Радуйся, что твоя честь будет восстановлена.
Олива не видела вокруг себя счастливых женщин, но видела довольных жизнью мужчин. Ее любимый брат будто жил в другом мире, где он сам решал, что делать и куда идти. С другой стороны, мужчины тоже оказывались зажатыми в тиски традиционных предрассудков, часть из которых была зафиксирована в законодательстве. Даже мужчине не всегда было под силу изменить привычный порядок вещей, куда уж женщине, единственная цель которой – не растерять свою честь!
Мне очень понравилось, что в романе создан образ цельной главной героини. Она настолько не знает, чего хочет, и боится необходимости сделать выбор, что это отражается даже в языке. Она говорит “меня привлекает”, а не “мне нравится” или “я хочу”. Это отметила в наших обсуждениях романа Таня @dochitalatut.
Олива постоянно обращается к авторитетным фигурам за советом, подсказкой, интерпретацией своих чувств. И только когда она видит перед собой примеры того, как можно жить и думать иначе, она начинает – сначала робко, потом увереннее – думать собственной головой, а не перечислять в голове правила по случаю.
Мне показались интересными образы родителей Оливы. Мать, так жестко муштрующая детей, оказывается, сама совершила в юности безрассудный поступок, ослушавшись родителей. Отец, который будто до сих пор чувствующий вину перед женой, слишком робко пытается защитить своих детей. Образы персонажей, такие простые в начале романа, приобретают объем и внутреннюю логику.
Финал романа отдает кукольной мелодраматичностью, но это идеальный финал. Лишь это предсказуемое и чуть приукрашенное развитие событий могло дать читателю это несравненное чувство: после очищения страданием жизнь все же воздаст всем по справедливости. И самое главное, пожалуй: бесполезно рассчитывать на чью-то помощь, если ты в первую очередь не поможешь себе сам.
Тщательно прописанный социальный контекст, на фоне (и по причине) которого развивается действие романа – огромное достоинство книги.
#италия #виолаардоне
“Orbital” by Samantha Harvey (2023)
Начинаем наш марафон чтения длинного списка Букера 2024 на канале @read_original! Первой оказалась книжка Саманты Харви.
Двое русских, англичанка, японка, американец и итальянец работают на международной космической станции, которая облетает Землю 16 раз за сутки.
Приходите обсуждать, если читали! Вдруг вы объясните мне, в чем там дело...
Начинаем наш марафон чтения длинного списка Букера 2024 на канале @read_original! Первой оказалась книжка Саманты Харви.
Двое русских, англичанка, японка, американец и итальянец работают на международной космической станции, которая облетает Землю 16 раз за сутки.
Приходите обсуждать, если читали! Вдруг вы объясните мне, в чем там дело...