Батюшка Лютер
5.59K subscribers
196 photos
7 videos
26 files
471 links
Не только Писание.
Канал Георгия Видякина+ @h_b_low и Елизаветы Иваньковой @toxic_orthodoxic
Для связи: @czarduck
加入频道
Безусловно, обсуждать вопрос рукоположения женщин в Русской Православной Церкви пока что очень и очень преждевременно. Даже требовать какого-либо канонического урегулирования женского церковного служения пока что довольно наивно. Этот вопрос гораздо дальше от своей практической реализации, нежели другие реформы, из-за чрезвычайно сильных сексистских настроений в среде мирян и священнослужителей. Какую-то скидку эти «домостроевцы» готовы делать монахиням, но не более.
Что реально можно сделать, это дать женщинам прислуживать в алтаре там, где это служение не вызовет никакой бурной реакции со стороны общины.
В качестве бонуса – икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша», на которой некоторые исследователи видят Марию, совершающую Евхаристию. Действительно, на первом плане иконы – престол, на нем стоит Чаша с младенцем Христом (символическое изображение освященной Чаши со Святыми Дарами), на втором плане стоит Богородица в молитвенной позе «оранта», с воздетыми вверх руками, подобно священникам во время анафоры (хотя тут надо признать, что евхаристическое толкование этой позы довольно позднее).
Православная миссия фсё...
С решением об извержении из сана о. Андрея Кураева рухнул сайт Синодального миссионерского отдела РПЦ МП. Совпадение? Не думаю...
Православный писатель и известный блогер Илья Забежинский поднял в своем фейсбуке тему выбора общиной настоятеля. В изложении Ильи Ароновича она, правда, получилась больше этико-психологической. Особенно сильно звучит его вопрос к условным настоятелям, верят ли они, что, будь завтра выборы на приходе, общины, где они сейчас служат, выберут именно их в качестве своих предстоятелей. Наверняка не один настоятель в этот момент тяжело вздохнул.
Выборы настоятеля сегодняшние православные (как сторонники, так и противники реформы) обычно представляют себе в виде такого своеобразного народного собрания в Афинах. Картинка эта, хоть пока что и фантастична, но обычно весьма проста (отметим при этом нехватку фантазии как определенный недостаток): все без исключения прихожане или члены общины (а ответ на вопрос о том, кого считать членом общины, тоже весьма разнится в зависимости от взглядов рассуждающего) собираются и путем простого голосования поднятием рук выбирают того, кто должен возглавить их приход. Далее обычно следуют сокрушенные рассуждения на тему «ну как так можно?!», причем сторонники реформ сокрушаются не меньше, чем их противники. Неприятие такого метода очевидно: тут и риски манипуляций общественным мнением, и опасность превратить подобное начинание в балаган и страх того, что судьба прихода оказывается в руках толпы (а когда она в руках епископа, то это вроде как надежнее). Поэтому очень важно более детально представлять себе, как могут происходить выборы настоятеля. Батюшка Лютер здесь опишет схему, которую он предлагает, считая ее прозрачной и демократичной, ибо в ней учитываются интересы всех сторон. Да, отчасти она напоминает светское трудоустройство в компанию (резюме, собеседования и т.д.), но почему это плохо? Сразу оговоримся, что важнейший фактор в этой схеме – существование рабочего, а не бутафорского приходского совета и старосты.
Практика РПЦ, при которой смена настоятеля выглядит как рейдерский захват, это, безусловно, беззаконие. Во-первых и в главных, необходимость прихода в новом настоятеле должна быть гласной и прозрачной. Этого можно достичь, объявив о потребности такого-то прихода в новом настоятеле на епархиальном собрании или на сайте епархии. Необходимо детально и вполне конкретно описать, какие условия ожидают нового настоятеля на приходе, на какое жалованье он может рассчитывать, где он будет жить, какие у прихода актуальные задачи, финансовое положение, размер налога в епархию и прочие мелочи приходской жизни. После этого все желающие клирики подают свои заявки (по сути, резюме) на должность, а приходской совет отбирает нескольких священников (лучше не больше пяти), которые их устраивают, и по тем параметрам, которые они сами себе определили в качестве наиважнейших (образование, опыт в социальной работе, опыт в душепопечении, красноречие, административные таланты и т.д.). С кандидатами, чьи заявки прошли отбор, проводится собеседование, в котором принимает участие приходской совет и, что важно, сам епископ (или его представитель). По итогам собеседования приходской совет выбирает того клирика, которого хочет видеть главой прихода, и отправляет его кандидатуру на утверждение епископу. Тот, в свою очередь, либо утверждает это решение, либо заворачивает кандидата, и тогда вся процедура повторяется заново.
Рассуждая о церковной демократии, важно понимать, что она не равна анархии в административном управлении. Основной ее принцип – ответственность: епископа за свою епархию, прихожан за свой приход, клириков за свою паству. Реализация ответственности в административной сфере подразумевает следование определенным законным процедурам, которые гарантируют равное участие всех сторон. При таком подходе к административной реформе не случится ни балагана в храмах, так как власть приходских советов будет ограничена епископской, ни архиерейского беспредела, так как власть епископа будет ограничена властью приходов и клира.
Весьма любопытный канал «Букварь» задается двумя вопросами, напрямую связанными с перспективами церкви. Поскольку одним из адресатов этих вопрошаний был избран батюшка Лютер, держите ответ. Вопросы эти следующие: «Отчего такой интерес к псевдо-старцам и лжепророкам сейчас?» и «Справедливо ли суждение, что для развития православной богословской и приходской жизни нужна яркая крепкая ересь, которую Церковь должна будет побороть?».
Начнем с «псевдо-старцев». Интерес к ним был, есть и будет всегда просто в силу природы православия, где любой священнослужитель в пожилом возрасте по определению окружен почетом. А уж если он вещает что-то «контркультурное» и конспирологическое, то успех обеспечен. И вообще, любой проповедник, выступающий активно и часто, найдет себе аудиторию, так как всегда будут люди, разделяющие его мнения, и те, кто видят в нем свой идеал.
Само понятие с приставкой «псевдо» предполагает, что существуют еще и настоящие старцы. Однако батюшка Лютер считает, что любой псевдо-старец это, отчасти, истинный старец, а любой истинный старец — это, отчасти, и псевдо-старец. Вот что кроется за этой замысловатой фразой: мы никогда не узнаем подлинных мотивов и подлинного духовного состояния человека, которого называют старцем. Что скрывается за его старчеством: любовь ко Христу, любовь к власти, любовь к себе? Что движет им в его душепопечении: желание сказать то, что понравится слушателю, желание просто что-нибудь сказать, следование воспитавшей его культуре, черты характера, сиюминутные обстоятельства типа головной боли? Человек — это сложная система, мотивы его действий не очевидны. Может быть, борьба с масонским заговором и мировым правительством воспринимается таким человеком как служение Христу? Готовы ли вы сказать, что Христос отвергнет этого своего сына за то, что тот что-то не то говорит? Ведь, как известно, Бог и намерение целует. Более того, а может ли каждый про себя утверждать, что он однозначно верно мыслит и учит о Христе? Простое следование догматическим оросам еще ничего не гарантирует. Можно безукоризненно знать догматику, но при этом не любить людей (см. 1Ин 4:20).
Что касается ереси, то батюшка Лютер вообще не любитель этого понятия. Да, есть мейнстрим (ортодоксия), есть отклонения от него. Действительно, церковь Константиновской эры развивалась через борьбу с «ересями», то есть с инакомыслием, напирая на то, что отклонение от мейнстрима ведет к печальным последствиям в загробной жизни. Решения соборов обычно подкреплялись силой имперского оружия. С падением империй монополия на истину ушла в прошлое. Церкви теперь приходится мириться с тем, что она никак не может преследовать еретиков. Следовательно, у церкви есть три пути:
— строго держаться ортодоксии и отсекать всех, кто мыслит иначе;
— настаивать на том, чтобы все ее последователи обязательно следовали мейнстриму, но при этом не бояться вступать в диалог с носителями других мнений;
— просто дать всем своим членам право верить как угодно и во что угодно, напирая на то, что христианство строится не вокруг прений о догматах, а вокруг дел милосердия (православные обычно презрительно говорят, что такое христианство это просто нравственное учение, но это неправда, так как личность Христа все равно остается в центре внимания церкви).
***
Какие практические выводы могут из этого следовать?
1. Если вы непременно желаете найти себе старца, духовника или просто адекватного священника, то искать следует того, кто наиболее подходит вам по взглядам и манере душепопечения.
2. Самые дикие старцы всегда будут привлекать тех, кому не хватает именно их «дикости», а вернее, характерного подхода. Любители самобичевания, алармистских настроений, сильной руки всегда будут кучковаться вокруг таких же пастырей.
3. Не стоит однозначно отвергать инакомыслие как прямой путь в вечную погибель. Христианство очень многообразно, и «маргинальные» движения и группы могут таить в себе много всего интересного с точки зрения духовного опыта.
Представители силовых структур, отмиссионеренные многолетним общением со «служителями культа», посчитали, что уже хорошо разбираются во всех нюансах христианского предания. Настолько хорошо, что могут выпустить методичку по организации крещенских купаний.
В принципе, давно стоило ожидать, что скрепную традицию опишут в методичках, и удивительно, что этого не случилось раньше. Несомненно, техника безопасности и правила организации купели это очень хорошо и полезно, но еще лучше было бы только ими и ограничиться. Как минимум, чтобы не читать вот такое: «По поверью, вся вода в водоемах становится святой и приобретает особые целительные свойства. Считается, что человек, окунувшийся в прорубь с освященной водой, очищается от всех грехов и получает крепкое здоровье на весь год». Это пишут авторы, а батюшки, которые 30 лет боролись с подобными суевериями, тихонько съезжают под стол.
Да, кстати, методичка составлена ЦДРА им. Фрунзе, а значит, не обойтись без сценария культурного мероприятия для детей младшего и среднего школьного возраста. Зрителей, как обещает сценарий, ждет знакомство с происхождением праздника Крещения, но не только. В программе также танцы, песни («не буги-вуги какие-нибудь современные, а настоящие песни, народные»), частушки, рассказ о приметах и гаданиях («Покатился крещенский вечер, / Где гаданья – надежды вестник»), игра «Ручеек» и «Найди себе пару» (что?!) и прочие традиционные русские православные развлечения. Зрителям рассказывают, что в древности люди рисовали мелом крестики на дверях для защиты от нечистой силы, умывались снегом, чтобы не болеть, сжигали на крещение все свои неприятности и неудачи (детей даже вовлекают в такой обряд сжигания неприятностей). Потом участникам предлагают погадать. В завершение мероприятия зрителей ждет старинное русское угощение – пряники с предсказаниями. Завершается все это пафосным призывом «помнить и чтить обычаи и традиции своего народа».
Святая Русь, которую мы заслужили.
Любопытный, почти житийный эпизод из жизни недавно почившего митрополита Филарета Вахромеева батюшка Лютер обнаружил на канале #игуменнекаюсь. Действительно, это поколение было совершенно иным...
***
Когда владыка скончался, начали звучать голоса, что-де, стань митрополит Филарет патриархом в 2009 году, все пошло бы иначе. С этим сложно спорить, но история не обязательно стала бы развиваться по лучшему сценарию. Точно ли новый патриарх в почтенном возрасте (митрополит Филарет был старше патриарха Кирилла на 11 лет) не стал бы тем предстоятелем, которого старательно направляют многочисленные помощники и секретари?..
***
А вот обнаруженный канал оказался довольно интересным. Реальные истории, литературные зарисовки, юмор и талантливое бытописание в стиле Лескова. Автору (или авторам), несомненно, было бы важно, если бы их истории читали неравнодушные к клерикальной теме люди.
Завтра во всех православных храмах будут призывать к свержению власти

Почему? А потому что, согласно календарю, должно читаться 233 апостольское зачало (Ефесянам 6:10-17). А там есть такие слова: «...наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего <...>. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять».
А вот в евангельском чтении Господь уже будет обличать свою церковь через рассказ об искушении Христа в пустыне (Мф. 4:1-11): «…Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: Отойди от Меня, сатана, ибо написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”».
***
… Зачем Ты отверг этот последний дар? Приняв этот третий совет могучего духа, Ты восполнил бы все, чего ищет человек на земле, то есть: пред кем преклониться, кому вручить совесть и каким образом соединиться наконец всем в бесспорный общий и согласный муравейник, ибо потребность всемирного соединения есть третье и последнее мучение людей. … Мы и взяли меч кесаря, а взяв его, конечно, отвергли Тебя и пошли за ним … О, мы убедим их, что они тогда только и станут свободными, когда откажутся от свободы своей для нас и нам покорятся. И что же, правы мы будем или солжем? Они сами убедятся, что правы, ибо вспомнят, до каких ужасов рабства и смятения доводила их свобода Твоя. (Ф.М. Достоевский, «Братья Карамазовы»)
Forwarded from Padre Girolamo
Господи, Боже наш, Царь мира и Владыка вечности, к Тебе прибегаем мы, заблудившиеся Твои дети.
Имя Тебе Истина, а у нас наши частные правды.
Имя Тебе Любовь, а у нас безразличие и дремота.
Имя Тебе милосердие и справедливость, а у нас потакательство или злоба.
И по делам нашим принимаем воздаяние.
Ты вывел нас из египетского безбожного рабства, а мы взалкали о котлах с мясом и не вошли в место покоя, которое Ты уготовал нам.
Мы сотворили себе тельцов золотых, мы преклонили колена перед ваалами величия и богатства, перед астартами удобства и разврата.
Мы наполнили наши города насилием и угнетением, мы не слушали обличений, как иерусалимляне не слушали Исайю, приговаривая: "у нас есть храм, он нас защитит".
Мы не изгнали торгующих из храма, а попросили у них скидок, мы не напомнили Закхею, чтобы вернул наворованное, а наградили его орденами.
Мы превратили нашу веру в набор обрядов, мы украшали стены и не замечали мерзости запустения в собственных сердцах.
Мы сказали: "кесарю кесарево, а моя хата с краю". И мы соглали, будто это Ты нас так научил.
Пусть не все мы, но слишком многие из нас так поступали, а остальные молча принимали это. И если брались обличать соринку в глазу ближнего, не замечали бревна в собственном глазу. Так что отвернулись сердца детей от отцов, и разделилось в себе наше государство, и стыд покрыл наши лица. Мы дрожим при мысли о грядущем и ужасаемся там, где нет страха. Пусть не все мы, но слишком многие из нас.
Одно у нас земное Отечество, одна у него судьба, не нам делить себя самих на овец и козлищ. А Твои суды праведны и справедливы. И теперь мы молим Тебя не о правосудии, ибо кто устоит перед Твоим праведным гневом - о милосердии.
Мы взываем к Тебе, Отче, как во времена израильских судей, как во времена вавилонского пленения, как во времена нашествия беззаконных. Но не враг поработил нас, а наши собственные пороки, собственное безразличие.
Ты сказал, Господи: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное". Даруй нам осознать свою нищету.
Ты сказал, Господи: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся". Насыть их, Господи, ибо мы не сумели.
Ты сказал, Господи: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими". Сотвори мир в наших городах и селениях, ибо мы их наполнили враждой.
Ты сказал, Господи: "Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное". Пребудь с ними, ибо мы их оставили.
Мы - соль, утратившая силу. Только Ты можешь нас вновь осолить. Смилуйся над нами, Господи.
Не оставь тех, кто выйдет на площади ради справедливости и правды, огради их, молим Тебя, от насилия извне и озлобления изнутри.
Не оставь тех, кто будет нести службу, внуши им, молим Тебя, уважение к закону и снисхождение к слабым.
Не оставь и тех, кто выбрал путь судьи неправедного, ибо и они дети Твои, и для них не закрыто покаяние.
Даруй нам видеть в ближних братьев и сестер.
Не дай нам предать правду ради сытости, солидарность ради выгоды, милосердие ради гнева.
Ты пребываешь с нами, Господи, даже когда мы сами предаем себя. Ты взошел ради нас на Крест, ты воскрес и нас воскрешаешь к вечной жизни.
И да будет во всем воля Твоя, и да будет Тебе слава, Отцу, и Сыну, и Святому Духу во веки веков.
Аминь.

Андрей Десницкий
Батюшка Лютер уже знакомил своих читателей с некоторыми из чинопоследований, присланных на конкурс литургического творчества. Пришло время представить очередной замечательный труд. Это «Орологий» -- адаптированный под домашнюю молитву богослужебный часослов. Познакомиться с тем, как составитель сам описывает принципы своей работы над этим сборником и как рекомендует им пользоваться, можно во вступлении.

… Когда-то один мой друг сказал мне, что православная молитва должна строго соответствовать трем критериям: быть долгой, нудной и непонятной. Да, к сожалению, церковный мейнстрим именно так и считает. Но в «Орологии» я потрудился, чтобы все эти три краеугольных критерия нарушить, вернув ежедневную личную молитву к её библейским основаниям (т.е. к псалмам и библейским песням) и сделав её лёгкой и желанной.
Когда в последний раз вы удивлялись учению Христа?

Вопрос может звучать необычно, но он очень важен. Учение Христово удивительно. «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его», сказано в Евангелии от Матфея (Мф 7:28). Слушатели изумляются и дивятся словам Иисуса.
«Удивление, вместе с его синонимом “изумление” – одно из самых частотных слов в Новом Завете. У Матфея оно встречается 13 раз, у Марка — 14, у Луки – 18 и у Иоанна – 6 раз. Когда читаешь Евангелие под этим углом зрения, то складывается впечатление, что все только и делают, что удивляются. Удивляются ученики словам и делам Иисуса, удивляется народ, видя Его чудеса, удивляется Пилат и власть имущие. Удивляется Сам Господь», ― пишет библеист Илья Гриц (об этом удивительном человеке можно почитать здесь).
Итак, когда же мы в последний раз удивлялись словам Христа? Ответы вроде «Я постоянно удивляюсь» или «Они все удивительные» не принимаются. Вспомните конкретный момент, когда изумление от слов Господа возникало в душе. Батюшка Лютер готов поспорить, что для многих (от них же первый есмь аз) это будет довольно сложно. Регулярное чтение Евангелия, при всех своих плюсах, делает текст слишком привычным и «ровным». Все Евангелия сливаются в одну слишком знакомую историю, которая уже ничем не удивляет, потому что каждый сюжетный поворот, каждый каверзный вопрос и оригинальный ответ, каждый образ не просто знакомы, а навязли в зубах. Все эти «Истинно говорю вам…», «Вера твоя спасла тебя…», «Отдавайте кесарю кесарево…» уже не удивляют, как не может удивлять гениальная песня, которая постоянно крутится в голове, или зазубренное когда-то гениальное стихотворение, прочитанное скороговоркой.
Христиане с живой верой чувствуют эту проблему и решают ее по-разному. Один из способов ― обратиться к библейской науке, которая действительно может подсветить привычные места с необычных ракурсов, а иногда и вообще перевернуть всю привычную евангельскую историю вверх дном (и это тоже хорошо, хотя для многих и страшновато). Другой способ ― обсуждать Евангелие с другими людьми, которым есть, чем поделиться. Третий способ ― прочитать Евангелие на другом языке или в другом переводе. Наконец, не стоит забывать, что можно и нужно молиться о даровании удивления от Священного Писания. Но к такому удивлению нужно быть готовым, потому что оно вполне способно сотрясти основания частной веры.
«У нас служил здесь о. Андрей Дакалин. Помните, да? Вот, почему его отсюда перевели? Он тоже стал блогером…». Когда батюшка Лютер услышал эту фразу в проповеди епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия Антипова, ему захотелось разорвать на себе ризы и воскликнуть: «Как, и он тоже?!». Старый колхозник Преосвященный владыка Алексий произносит слово «блогер» как какое-то ругательство, которое означает, что человек так низко опустился, что попрал все свое достоинство. А ситуация, которая стоит за этой фразой из проповеди (про о. Андрея на 02:18:20), тем не менее, заслуживает того, чтобы обратить на нее внимание.
Священник Андрей Дакалин, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в селе Перевозинка (Бузулуская епархия), это довольно интересный пастырь. У его аккаунта в инстаграме (daveqwerty85) чуть более 1000 фолловеров. Еще есть ЖЖ dave_7447 и аккаунт во «Вконтакте». Он публикует свои размышления, фото и видео, на некоторых поет под гитару (что, кстати, тоже стало поводом для епископа кинуться в него какашками с амвона).
Историю о том, как на батюшку настучал один рьяный прихожанин, а владыка не преминул прижать к ногтю слишком неформатного пастыря, рассказывает супруга о. Андрея в своем телеграм-канале (раз, два, три, четыре). Сейчас о. Андрею грозит дисциплинарная комиссия и даже лишение сана (по крайней мере, такая угроза в проповеди архиерея прозвучала).
24 декабря 2020 года в своем онлайн-докладе на епархиальном собрании патриарх Кирилл сказал, что «не каждый священник может быть проповедником в социальных сетях». В первую очередь, батюшка-блогер должен быть «пастырем с многолетним опытом приведения людей ко Христу». «Плохо, когда в центре такого [интернет-]общения незаметно оказывается личность священника, его собственные, к сожалению, иногда не бесспорные, размышления», ― сказал патриарх Кирилл и тем самым развязал руки всем архиереям, которые давно хотели дотянуться до неугодных клириков, активничающих в соцсетях. Еще бы, теперь их легко можно обвинить в том, что виртуальное служение стало для них важнее приходского. Видимо, о. Андрей Дакалин стал одним из таких козлов отпущения. Как написал батюшке Лютеру один из подписчиков, «блогерство нынче смертный грех».
И парочка мемов в тему батюшек-блогеров. Да простит батюшку Лютера о. Павел "Хозяин в доме" Островский @pavelostrovski 😊
Выполняя свое давнее обещание, батюшка Лютер публикует сборник, составленный из чинов и молитв, присланных ему на конкурс литургического творчества «Со-Творим».
Структура и содержание «Молитвенного сборника» отличается от структуры и содержания привычных молитвословов, которые обычно включают в себя утреннее и вечернее правило, последование ко Святому Причащению, молитвы на всякую потребу и т.д. Здесь молитвы разбиты по темам: любовь, смерть, кризис, покаяние и другие.
Все молитвы очень разные, от чего работать с ними, объединяя вместе под одну обложку, было особенно классно. Это действительно проявление голоса Церкви, такой разнообразной, но такой единой в своем порыве богообщения.
«Мы видим, что добро и способность отличать добро от зла не ушли из человеческого общежития, не ушли из личной жизни людей. А это значит, что еще есть время, которое нужно использовать для того, чтобы в личной, семейной и, конечно, общественной жизни укреплялось добро и давался совместный отпор всякому злу, всякому губительному воздействию на человеческую душу…», -- сказал патриарх Кирилл в своей сегодняшней проповеди. Действительно, протестующие по всей России сегодня дали отпор злу государственной репрессивной машины и губительному воздействию пропаганды на человеческие души.
Правда, патриарх говорил прямо о противоположном, но, как мы помним, в Евангелии был персонаж, Каиафа, который хотел сказать одно, а получилось другое: «Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником...» (Ин. 11:51).