Шпилька архитекторки
2.9K subscribers
2.11K photos
6 videos
2 files
484 links
Канал об архитектуре и немного больше: разбираемся, что и как на неё влияет с точки зрения практикующего архитектора. Всматриваемся в старый и новый Петербург, анализируем, критикуем, мечтаем!

Обратная связь [email protected]
加入频道
Трубы, свинец и фатальная страсть. 

В продолжение темы о долговечности старинных водопроводов:

Свинцовые трубы древнеримского водопровода действуют до сих пор. Но не в Риме, а в английском городе-курорте Бат, построенном римлянами у термальных источников более 2000 лет назад. 
 
На фото 1 - "рабочая" труба главного бассейна терм - кальдария, с горячей водой. 

Дно и стенки бассейна надежно защищались от протекания свинцовыми плитами. При раскопках в термах были найдены и другие необходимые купальщикам изделия из свинца - таблички с проклятиями ворам, крадущим одежду. 

Современные маркетинговые стратегии были римлянам неизвестны, благодаря чему древние термы, приспосабливаясь, пережили средние века и были реконструированы с сохранением древних чаш бассейнов в XVIII-XIX веках - на фото 2-3 бассейны римские, а сооружения выше уровня воды - реконструкция. 

Неслучайно в английском языке "сантехника" - это "plumbing", от лат. "plumbum" - "свинец".

(кстати, современные исследования говорят о том, что свинцовые трубы, запрещенные в Европе с 1970-х, были безопасны для здоровья благодаря образующемуся в них налёту от соединения с минералами, содержащимися в воде, а отравления знатных римлян свинцом происходили из-за моды добавлять сладкий свинцовый порошок (ацетат свинца) в вино для улучшения вкуса… Не все изобретения римлян оказались одинаково полезны).

Илл. 4 - рисунок 1825 года "Купание в бассейне".
#былое
Мавзолей Ленина.

Завершающая часть публикаций о его проектах и строительстве (к дате рождения “Вождя мирового пролетариата”)

Начало ⬇️
1- Первый временный мавзолей , прототипы и эскизы
2 - Конкурс на второй мавзолей и деревянное здание, конкурсные работы

О проекте третьего, каменного мавзолея Ленина мы знаем намного меньше, чем о его предшественниках. Судить об архитектуре всего здания мавзолея мы по-прежнему не можем, поскольку его внутренняя структура засекречена. Неизвестны его внутренние размеры, нет планов и разрезов всего комплекса, включающего в себя еще как минимум Сенатскую башню Кремля (по некоторым данным, там расположено холодильное оборудование). До сих пор опубликованы только предварительные эскизные варианты наружного объема и плана подземного зала с саркофагом и окружающими коммуникационными пространствами.

Весной 1929 года была создана правительственная комиссия по разработке каменного здания мавзолея - без конкурса, «так как образ деревянного мавзолея выдержал испытание временем» - как пишет историк архитектуры С. О. Хан-Магомедов в книге "Мавзолей Ленина".

Разработка была поручена Щусеву. Он начал менять облик здания, предложив высокую ступенчатую пирамиду, и делая ассиметричные варианты с вынесенной на угол ассиметричной трибуной (рис. 1), в конструктивистском стиле. Эти варианты были отвергнуты комиссией с указанием сохранить в каменном мавзолее облик деревянного. В июне 1929 г. Щусев уезжает в Ташкент проектировать оперный театр. Его замещает Исидор Француз, он же подает следующий эскиз комиссии, который и был утверждён. Этот факт у многих историков вызывает сомнение в авторстве Щусева - во всяком случае, эскизов, выполненных его рукой - нет, а как выстраивалась работа в его мастерской, нам тоже не известно.

Строительство велось с июля 1929 по осень 1930 г.

“Каменный мавзолей совершенно иной по художественным ощущениям и темпераменту. Это чистая, лишенная намека на декор кубистическая композиция, сохранившая динамику даже в окончательном симметричном варианте. А в несимметричных ее было еще намного больше” - пишет историк архитектуры Д. Хмельницкий.
(Продолжение - здесь)
#советская_архитектура
Мавзолей Ленина
(продолжение, начало здесь)

Превращение деревянного мавзолея в каменный сопровождалось не только небольшим увеличением наружных объемов – здание стало выше на 3 м, внешний объем увеличился в 4,5 раза - с 1 300 до 5 800 м3. Внутренний объем был увеличен в 12 раз – с 200 до 2400 м3. То-есть под землей возник целый комплекс новых помещений, связанных подземными переходами с …, о которых в открытых источниках нет никакой информации. Да и само упоминание об увеличении внутреннего объема мавзолея совершенно случайно проскользнуло в брошюре рабочего с постройки мавзолея Семена Шапиро «Ленин», опубликованной, вероятно по недосмотру, в 1930 г.

О гигантских подземных размерах говорят несколько фотографий со строительной площадки (фото 5,6,7).

Мавзолей явился новым типом здания, объединившим две до тех пор несоединимые функции: гробницу и трибуну. Впрочем, как трибуна он почти не использовался, а скорее стал витриной для одних, и местом силы для других.

Гениальность же его архитектуры в том, что простыми формами ступенчатой пирамиды и удачным расположением собралось в единую композицию всё разностилье Красной площади. А вспоминая, что здание создавалось уже при начавшемся развороте официального стиля к эклектике, закрепленном в 1932 году, можно только радоваться, понимая, от чего Щусев уберег Красную площадь.

1 – Первый ассиметричный эскиз Щусева
2, 3 - Второй и третий (утвержденный) эскизы
4 – Макет в натуральную величину на Красной площади (1/4 часть здания)
5,6,7 – Строительная площадка и подземные работы
8 – Реконструкция 1974 года
9 – Цветная линогравюра, 1930 г.
#советская_архитектура
Микроклетка.

В Москве выставлено на продажу переоборудованное под жильё помещение площадью 2.3 м2 за 870 тыс. руб.

Интересно не просто само помещение и цена, а его расположение и кейс.

Это элитный жилой комплекс у метро Динамо. Покупатель, по словам продавца, получает возможность пользования паркингом и может зарегистрировать в помещении несколько юрлиц. Комната без окна, расположена на жилом этаже, удобства - в виде общего санузла, без душа. Но внутри есть небольшая раковина.

Очень похоже, что это бывшее помещение уборочного инвентаря - такие кладовые с раковинами обязательны по нормам в общественных зданиях, и в них предусматривается вентиляция (это ценный лайфхак - нужно уточнить перед покупкой. Также нужно узнать высоту этажа - в элитном ж/к должна быть метра три, что даст возможность в будущем сделать антресоль). Для жилья подобные хоз. помещения необязательны. В этом здании такие помещения на каждом этаже...

По словам продавца, интерес к лоту большой - видимо потому он особо не озаботился оживить "интерьер" перед продажей.

Похоже, что даже если микрожилье у нас не будет официально признано, его появление неизбежно, а уж под каким предлогом  там будут жить люди - неважно.

Фото - с информационных сайтов о продаже "жилья".
#жилье
Дома-коммуны для соцгородов

В конце 1920-х годов в СССР начали развиваться идеи нового вида жилья с обобществленным бытом - "дома-коммуны". В этом направлении интересно работали архитекторы-конструктивисты. 

Архитекторы предполагали, что в таком индивидуальном жилье люди будут освобождены от бытовых занятий: от готовки и стирки их избавят столовые, прачечные, комнаты для игр детей и библиотеки, освободив время для учебы и работы.

А в 1930 г. в журнале «Строительство Москвы», посвященном строительсву соцгородов, на  предпоследней странице неприметным текстом сообщалось о Постановлении правительства:

«Коллегия Наркомтруда РСФСР официально постановляет прекратить всякое строительство индивидуального жилища для рабочих, и переключить проводимое Наркомтрудом опытное строительство рабочих жилищ с индивидуальных домов на дома-коммуны». 

В этом же номере приведены данные, позволяющие понять, что скрывалось за прогрессивным понятием "домов-коммун":

"Рабочее жилищное строительство составит 84 проц. общей программы. Всего в 1930 г. по РСФСР будет выстроено около 7 млн. м2 новой жилой площади».

(см. фото 1,2 - "Строительство Москвы", номер 1, 1930 г.)

Получается, что один квадратный метр по плану в среднем должен стоить 88 рублей. 

В это время квадратный метр временного барака стоил 50-60 руб. Квадратный метр жилья в обычном благоустроенном кирпичном доме стоил тогда по расчетам Госплана от 160 до 200 рублей. Квадратный метр строившегося в 1931 году в Ленинграде роскошного дома Ленсовета  на Карповке, Фомина и Левинсона – 700-800 руб. (об этом пишет историк архитектуры Д. Хмельницкий).

На какие дома-коммуны можно было рассчитывать, исходя из стоимости 88 руб/м2 - публикует журнал "Сборные деревянные дома. Конструкции" в следующем, 1931 году.

Фото 3 - "Проект двухкамерного фанерного барака на 50 чел."

(в реальности отдельных больших помещений для столовой не было - там тоже стояли  кровати, а чаще нары).
#советская_архитектура
#жилье
Без малого тысячелетие

Самой старой двери Великобритании - почти тысяча лет.

Она находится в Вестминстерском аббатстве, и расположена в здании Капитула - церковного совета. 

Исследования показали, что дерево, из которого сделана дверь, было срублено около 1032 года, и ему могло быть в то время  триста лет.

Можно предположить, что годичные кольца дуба помнят остатки римской империи на островах. 

Дверь была выполнена во времена правления короля Эдуарда Исповедника, построившего нормандское аббатство в 1065 году. 

Её сохранили при перестройке аббатства Генрихом III в 1245 году, видимо, из почтения - ей уже тогда исполнилось 180 лет. Но ради установки в новом месте дверь урезали в высоту, лишив арочного завершения. Сейчас её размеры - 6,5 футов в высоту и 4 фута в ширину. Гладкая обработка с двух сторон говорит о том, что стояла она в значимом помещении (для обычных дверей обрабатывали только одну сторону). И чтобы лучше представить ее старинный облик, ещё один штрих: 

В конце XIX в. на ней были обнаружены следы кожаных ремней и коровьей шкуры. Дверь была обита шкурами с обеих сторон - для эффекта и утепления (сложилась легенда, будто ремни были из кожи преступника, уличенного в святотатстве - для устрашения грабителей. Но это выдумки прошлой, слишком впечатлительной эпохи). 

Может это монашеская бережливость, а не какое-то особое отношение к древностям.
А может просто климат там другой.
#двери
#англия
Небесный СССР

В Советском Союзе 30-х годов жили не одними словами о прекрасном будущем. С размахом проектировались и строились не только грандиозные и идеологически важные здания, типа Дворца Советов, но и общедоступные “оазисы красоты", где любой гражданин должен был, увидев убедительную картину достижений советского строя, ощутить себя в “раю на земле”. И поверить, что рай этот, в виде всеобщего благоденствия, скоро распространится повсеместно. Речь в первую очередь о Всероссийской сельскохозяйственной выставке, открытой 1 августа 1939 года, (будущей ВДНХ).

А вот в каких формах этот рай представили обществу архитекторы - очень интересно посмотреть внимательно.

Понимание и видение образа “Небесного СССР” пришло не сразу. Чтобы угадать, что же хотел "Заказчик" и как представляется народное счастье, архитекторам пришлось заплатить высокую цену.

Проектная группа, выигравшая конкурс на ВСХВ, задумывала его иначе, а главный архитектор Вячеслав Олтаржевский был архитектором иной, дореволюционной формации, и скорее разделял идеи конструктивизма, чем эклектики.

На примерах малой архитектуры - как наиболее осязаемой и близкой человеку - парковых павильонов, киосков и отдельных декоративных элементов - очень хорошо считываются особенности, присущие и большой “сталинской архитектуре”.

Кажется, что Будущее, в наивысшей своей красоте, рисовалось на ВСХВ 1939 года из форм не новаторских, а вполне буржуазных и привычных, взятых из прошлой эпохи, но очень выборочно, и с явным желанием их ещё более приукрасить - то-есть сделать “дворец как у господ, только богаче”. Также использовались "бутафорские", формалистские приёмы (например, в павильоне Главхладокомбината, с имитацией айсберга и скульптурой белого медведя). Некоторые же сооружения напоминают милые вещицы из какого-нибудь "кухаркиного тайника", с оставшимися от бывших хозяек пудреницами, брошками и хрустальными графинами…
#советская_архитектура #малыеформы #ссср