Шпилька архитекторки
2.9K subscribers
2.11K photos
6 videos
2 files
484 links
Канал об архитектуре и немного больше: разбираемся, что и как на неё влияет с точки зрения практикующего архитектора. Всматриваемся в старый и новый Петербург, анализируем, критикуем, мечтаем!

Обратная связь [email protected]
加入频道
Праздничное первомайское настроение 1920 года. "Окна РОСТА". Художник С. А. Малютин.
Архишпильки

Позволю себе чуть отклониться от архитектуры, но недалеко - уж очень родственные каналу изображения увидела…

Миланский 3d-дизайнер Str4ngeThing, в соавторстве с ИИ (или наоборот, ИИ в партнерстве с дизайнером), вдохновленные архитектурой Ренессанса, создали фантастическую коллекцию обуви:

"Эта коллекция является доказательством силы дизайна и инноваций с использованием ИИ. Каждое произведение коллекции представляет собой слияние классических элементов и современного стиля, что приводит к уникальному и художественному самовыражению".

Интересно, что соцсетях модели приветствовали и спрашивали как/где/почём купить. Пока обувь можно распечатать на 3-d принтере, либо изготовить на нём же форму для отливки - например из резины…

Ожидаемой критики - “непрактично, неконструктивно, как в этом ходить? ” на сайтах не было вовсе.
Я, при внешнем ВАУ-эффекте “образцов” вижу традиционное, обывательское "отношение" ИИ к форме, но очень удачно и "ловко" скомпанованное (благодаря таланту соавтора-дизайнера) из маленьких понятных домиков, без признаков абстрактного “ИИ-мышления” - каждая деталь конкретна, как из конструктора. Для сравнения можно посмотреть "архитектурную" обувь от Захи Хадид

Так что футуристическое формотворчество, и творчество вообще, пока остается за человеком. Но - на то он и интеллект, чтобы со временем подключить к не важно к чему технологию изготовления, анатомию, маркетинг и нативную рекламу.
И кто знает - сможем ли мы тогда ему сказать “Спасибо, не надо”?
Соцреализм. Достоверность или магия? (неархитектурый сюр)

Увидела интересный ассоциативный опрос по картинам советских художников от ув. коллеги https://yangx.top/moneyandpolarfox/4502. Поиск образа «производственной политики» показал, что силён ещё дух пролеткульта 1920-х. Авторский комментарий к опросу – здесь

Добавлю, что образ пролетариев по-прежнему движет процессом, а очкарики в белых халатах с пробирками – как-будто вторично-прикладной компонент производства (как и проектировщики в строительстве)

А теперь “за искусство”:

Прочла комментарий химика к прекрасной картине (аутсайдеру опроса) художницы Ирины Воробьевой, и расстроилась, поняв, что по-прежнему «обидеть художника может каждый», а "читать" живопись мы не умеем. И поскольку в моей семье были химики - цветы в детстве поливались из колб, натюрморты рисовались с ретортами, а заваривать чай любили в химических стаканах, то я обязана высказаться.

Претензии критика - вроде бы к деталям: неправильные халаты с завязками, неубранные чёлки, нарушение техники безопасности и техники взвешивания, непонятное оборудование. Вывод - художник неуч, а автор текста - остроумный молодец.

Я могу сказать что “ошибки” эти осознанные, а смотреть на картину нужно чуть иначе.

Для начала просто попробуем представить на картине девушек соцреализма, одетых по технике безопасности - в глухих халатах и тугих шапочках до бровей. Привлекательно? Здесь же незначительные детали одежды создают контраст между "живыми" девушками и холодными колбами (обратите внимание на их свечение...)

Допустим, что лаборантка слева взвешивает некое вещество правильно - но тогда мы не поймем, чем она занята - это будет просто спина. Передвинуть в другую сторону девушку нельзя - собьем направление взгляда - к центру… Её расположение одновременно не дает горизонтальной линии разделить композицию на 2 части.

Да, эта полка со склянками через всю картину - очень смелый приём… Она делит надвое пространство картины - мир нижний, обыденный, с упорядоченными земными банками, весами и заготовками, и верхний - разумный и мистический мир творцов (согласна, звучит пафосно).

Мысленно со штатива уберём лишнее, оставив внизу только прибор - по технике безопасности. На столе пусть будет черная стойка...? На картине же - изогнутые трубки с растворами создают ощущение одушевленного и скрытого движения… Может это змей на древе познания, подозрительно близко подобрался к героине справа? - почему бы и нет? Но он ей не интересен, и мы тоже смотрим в центр…

Нарисуем “аппарат Киппа” - в центре - по ГОСТ. Уберем из-под него чёрное основание, по правилам - тогда он опустится и сольётся с халатом главного химика. Неважно, что на картине это центр композиции, как магический шар “алхимика”, хранитель “эликсира жизни”, или средства Макропулоса… (далеко меня занесло - но была тогда такая популярная пьеса) . Возвращаемся в соцреализм…Тема картины - создание Сиропа Шиповника.

Что здесь еще необычно - это намеренно упрощенная, плоскостная, вторичная трактовка человеческих фигур, и контрастное, реалистично-холодное изображение создаваемой человеком материи. Такая … религия наоборот? Или это приоритет творения, а не человека? Кажется, в то время так и думали..

Что остановит взгляд зрителя, и чем происходящее будет отличаться от картинки из телевизора, если сделать всё по правилам? - ничто и немногим.

Живопись воздействует на человека в первую очередь через форму, композицию и цветовые акценты. Она создает ассоциативные ряды. И "читать" их тоже можно и нужно учиться. В данном случае технические детали вторичны. Но спасибо уважаемым критикам, что был повод обратить на это внимание.
#живопись
Коронация начинается ... с кресла

В Вестминстере уже в сороковой раз - с 1066 года, проходит церемония коронации.
Этот обряд остается практически неизменным почти тысячу лет.
Самым древним участником церемонии является коронационное «Кресло короля Эдуарда». Оно старше готических стен главной церкви аббатства, и даже королевской короны.

Кресло было изготовлено по заказу короля Эдуарда I между 1297 и 1300 г. Плотник - мастер Уолтер, получил за свою работу значительную сумму - 100 шиллингов. Дважды кресло “реконструировали” - в начале ХIV века к основанию кресла добавили ножки в форме четырех позолоченных львов, и сравнительно недавно - в 1727 году, их заменили.

В пространстве под сиденьем устроена полка, где до 1996 года хранилась священная реликвия королей Шотландии - Скунский камень. Теперь он возвращен в Эдинбург с условием использования при каждой коронации, и его должны привозить тайным маршрутом.

В прошлом кресло было богато расписано и позолочено - считается, что на его спинке был когда-то изображён образ короля Эдуарда Исповедника. Сегодня однако, его спинка из гладкой древесины чем-то напоминает самую старую дверь аббатства.

Как видно, облик трона сохраняли, не поддаваясь желаниям приукрасить потёртоcти временем и королями, но нельзя сказать, что отношение к нему было каким-то сакральным.

Трон ещё и знаменит своими граффити. Большая часть граффити на задней части кресла - это имена вестминстерских школьников, хористов и посетителей, вырезавших их в XVIII и XIX веках. Один из туристов вырезал на сиденье надпись:

«П. Эббот спал в этом кресле 5-6 июля 1800 года»
(просто будем знать об этом)
#англия
Бурлаки повсюду

(в дополнение к посту коллеги @moneyandpolarfox)

Изобразительное искусство - лучший свидетель того, что бурлацкий труд в XVIII-XIX веках использовался повсеместно, и особенно в Европе. И кстати женщины там, как и в России, тянули бурлацкую лямку. Интересно, что в русском искусстве нет жанровых картин с женщинами-бурлачками, в отличие от европейского. Видимо у нас это считалось позорным явлением, и даже художникам духу не хватало для изображений. Но возможно, женщины не соглашались позировать, в том числе из-за суеверий (известно, что Репин платил натурщикам-бурлакам по 20 копеек за сеанс).

На европейских гравюрах XVIII-XIX веков бурлаки – это часть пейзажа (1).

А вот к примеру, немецкий рисунок (2) - с женщинами в шляпках, которые буксируют лодки на канале Эльба-Любек - напоминает сюжет из легкой прогулки в фильме «Трое в лодке не считая собаки» (по книге Дж. К. Джерома) - как вполне обычная, жанровая картинка.

Но уже голландцы начала XIX в. смотрят критичнее и показывают своё отношение к использованию людей-буксировщиков эзоповым языком - «Голландский канал и буксирный путь» 1800 г. (3) - повозку молодой зеленщицы везут собаки, а позади лодку тянут буквально падающие мужчина и женщина.

Ближе к концу XIX в. картины стали гораздо гораздо трагичнее:

4 - Лайош-Деак-Эбнер "Бурлаки", Австро-Венгрия, 1880 г.
5 - Телемако Синьорини "Тропа" , Италия, 1864 г.
6 - Фрэнк Брэнгвин "Бурлаки" Англия, 1906 г.
7 - Онорэ Домье "Перевозчик лодки", Франция, 1856-1860 г.

Но официально труд бурлаков был запрещён только в Германии в середине XIX в, и в СССР – в 1929 году. В остальных странах он просто сошел на нет естественным путём... В Германии же бурлакам поставлены несколько памятников - например этот, экспрессивный, в Эбербахе (8)

(не удивляйтесь пожалуйста - посты об архитектуре ещё будут – это ненадолго, и называется «архитектор в отпуске»))
#живопись
Спасаем дом

Три месяца назад был у меня пост об уникальном деревянном памятнике древнего Каргополя – доме купца Лёхова, проект восстановления которого с созданием арт-резиденции победил в Конкурсе культурных инициатив. Но выделенных денег оказалось крайне мало даже для противоаварийных работ. Сейчас дело движется - в том числе и с нашей помощью удалось кое-что собрать 💸 🎉 💰

На сайте появилась плашка-отчет (проверила – при переводе денег она сразу обновляется), и работы уже ведутся!

Но средств ещё недостаточно, сбор сильно замедлился, а сметы растут... Давайте поможем дому - можно перевести любую небольшую сумму. И скоро на канале появятся отличные фотографии с русского Севера! А пока – фото начала противоаварийных работ с участниками проекта!

💳 Помогающая ссылка ➡️ https://art-kargopol.ru/sbor-sredstv/