Самые маленькие и узкие дома в Петербурге
(к вопросу о комфортном микрожилье в мегаполисе)
1. Гагаринская улица, д. 3 Д (жилой дом с одной квартирой, бывш. флигель усадьбы Кушелевых-Безбородко)
2. Набережная Обводного канала, д. 165 А (бывш. дом купца Смирнова, жилой дом)
3. Лиговский проспект, д .113 (бывш. жилой дом издательского дела АО «Копейка», сейчас б/ц)
4. 1-я линия Васильевского острова, д. 30 (бывш. дом Долгоруковых, сейчас научное учреждение)
5. Улица Некрасова, д .14 Д (сейчас гостиница)
6. Набережная реки Мойки, д. 112 Б (бывш. хозяйственный корпус дома Шретера, в ожидании арендаторов)
7. Улица Восстания, д. 27, к. 1 («Дом Штейнгольца», пустует)
8. Улица Маяковского, д .26 (бывш. доходный дом, сейчас административное здание)
9. Гороховая улица, д. 21 (бывш. дом купца В. Лукина, жилой дом)
10. Лиговский проспект, д. 139 («Дом Курицына», жилой дом)
#домики
Фото:
Роман Везенин
(к вопросу о комфортном микрожилье в мегаполисе)
1. Гагаринская улица, д. 3 Д (жилой дом с одной квартирой, бывш. флигель усадьбы Кушелевых-Безбородко)
2. Набережная Обводного канала, д. 165 А (бывш. дом купца Смирнова, жилой дом)
3. Лиговский проспект, д .113 (бывш. жилой дом издательского дела АО «Копейка», сейчас б/ц)
4. 1-я линия Васильевского острова, д. 30 (бывш. дом Долгоруковых, сейчас научное учреждение)
5. Улица Некрасова, д .14 Д (сейчас гостиница)
6. Набережная реки Мойки, д. 112 Б (бывш. хозяйственный корпус дома Шретера, в ожидании арендаторов)
7. Улица Восстания, д. 27, к. 1 («Дом Штейнгольца», пустует)
8. Улица Маяковского, д .26 (бывш. доходный дом, сейчас административное здание)
9. Гороховая улица, д. 21 (бывш. дом купца В. Лукина, жилой дом)
10. Лиговский проспект, д. 139 («Дом Курицына», жилой дом)
#домики
Фото:
Роман Везенин
Поздравляю всех с праздником - Международным днём памятников и исторических мест!
Отмечается 18 апреля. Установлен в 1983 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) созданной при ЮНЕСКО, с целью привлечь внимание общественности к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия.
Отмечается 18 апреля. Установлен в 1983 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) созданной при ЮНЕСКО, с целью привлечь внимание общественности к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия.
"Три эпохи, три типа домов и улиц".
Вот так видел развитие городских зданий и улиц архитектор М. Диканский, автор первой российской монографии по градостроительству «Постройка городов, их план и красота» (1915)
"В средние века этажи домов надвигались над линией улицы, закрывая свет ниже лежащим этажам; получался почти крытый коридор вместо улицы. В современных домах отодвигается одна лишь мансарда, а в будущем можно достигнуть полного освещения всех этажей, отодвигая их последовательно от линии улицы. Жирным пунктиром показан профиль современного дома с мансардой".
Вдохновленный проектом французских архитекторов на Rue Vavin в Париже, построенного архитекторами Соваж и Сарразэн, он мечтал применить их опыт для наших северных широт.
"Для избежания чрезмерного уширения улицы французские архитекторы применили оригинальный способ пирамидальной компоновки уличного фасада (рис. 33—35). Этажи располагаются в виде уступов, и улица расширяется кверху, давая доступ свету в нижние этажи. Эволюция, которую при этом притерпевает общий профиль улицы, показана на рис. 36—38."
Наступившее будущее показало, что замечательный приём "пирамидальной компоновки" активно используют при строительстве курортных отелей и в элитной малоэтажной застройке, всё так же актуален мансардный этаж, а вот в мегаполисах кажется, из-за дороговизны земли многие хотели бы обратной тенденции…
#былое
Вот так видел развитие городских зданий и улиц архитектор М. Диканский, автор первой российской монографии по градостроительству «Постройка городов, их план и красота» (1915)
"В средние века этажи домов надвигались над линией улицы, закрывая свет ниже лежащим этажам; получался почти крытый коридор вместо улицы. В современных домах отодвигается одна лишь мансарда, а в будущем можно достигнуть полного освещения всех этажей, отодвигая их последовательно от линии улицы. Жирным пунктиром показан профиль современного дома с мансардой".
Вдохновленный проектом французских архитекторов на Rue Vavin в Париже, построенного архитекторами Соваж и Сарразэн, он мечтал применить их опыт для наших северных широт.
"Для избежания чрезмерного уширения улицы французские архитекторы применили оригинальный способ пирамидальной компоновки уличного фасада (рис. 33—35). Этажи располагаются в виде уступов, и улица расширяется кверху, давая доступ свету в нижние этажи. Эволюция, которую при этом притерпевает общий профиль улицы, показана на рис. 36—38."
Наступившее будущее показало, что замечательный приём "пирамидальной компоновки" активно используют при строительстве курортных отелей и в элитной малоэтажной застройке, всё так же актуален мансардный этаж, а вот в мегаполисах кажется, из-за дороговизны земли многие хотели бы обратной тенденции…
#былое
Маленькие тайны незначительной архитектуры
Самая большая знаменитость среди маленьких домов Петербурга - на Гагаринской, 3Д - не всегда привлекал к себе столько внимания. Большую часть жизни он прослужил не домом, а арочным проездом к усадьбе графов Кушелевых-Безбородко, и для удобства был оборудован помещением привратника над аркой. Главное здание располагалось дальше - как и сейчас. Это Малый Мраморный дворец, начатый архитектором Боссе в 1830-е годы, и завершенный Шмидтом в 1860-е, в неоренессансном стиле с мраморной отделкой.
Видимо, его рукой и был нарисован арочный проезд с "корпусом над вратами" - в том же стиле, но лаконичный и пропорциональный.
Хочется обратить внимание на особенность фасада:
Самый "опасный" приём для архитектора - это расположение двух окон над аркой или дверью под ними. При отрисовке обычно возникает иллюзия "дома с глазами" - есть даже такой термин -"парейдолия". Только правильные пропорции и смещение акцентов не сделают фасад смешным. Здесь мы видим четкую геометрию, сбивающую "лицо" - два квадрата с делением пополам, разбивкой карнизами, пилястрами и наличниками, а также декор тяг - всё упорядочено, как по Альберти. Архитекторы старой школы промашек не допускали, но если присмотреться - всё равно понятно, что нас привлекает именно то самое "милое и человеческое".
В истории усадьбы есть интересная глава, напрямую к нашему дому не относящаяся, но не удержусь - напишу… (продолжение здесь)
Самая большая знаменитость среди маленьких домов Петербурга - на Гагаринской, 3Д - не всегда привлекал к себе столько внимания. Большую часть жизни он прослужил не домом, а арочным проездом к усадьбе графов Кушелевых-Безбородко, и для удобства был оборудован помещением привратника над аркой. Главное здание располагалось дальше - как и сейчас. Это Малый Мраморный дворец, начатый архитектором Боссе в 1830-е годы, и завершенный Шмидтом в 1860-е, в неоренессансном стиле с мраморной отделкой.
Видимо, его рукой и был нарисован арочный проезд с "корпусом над вратами" - в том же стиле, но лаконичный и пропорциональный.
Хочется обратить внимание на особенность фасада:
Самый "опасный" приём для архитектора - это расположение двух окон над аркой или дверью под ними. При отрисовке обычно возникает иллюзия "дома с глазами" - есть даже такой термин -"парейдолия". Только правильные пропорции и смещение акцентов не сделают фасад смешным. Здесь мы видим четкую геометрию, сбивающую "лицо" - два квадрата с делением пополам, разбивкой карнизами, пилястрами и наличниками, а также декор тяг - всё упорядочено, как по Альберти. Архитекторы старой школы промашек не допускали, но если присмотреться - всё равно понятно, что нас привлекает именно то самое "милое и человеческое".
В истории усадьбы есть интересная глава, напрямую к нашему дому не относящаяся, но не удержусь - напишу… (продолжение здесь)
Маленькие тайны незначительной архитектуры (начало здесь)
За аркой, во внутренней части усадьбы находился комплекс строений: графская картинная галерея, сад, оранжереи, усадебный театр, библиотека и другие «непарадные» части имения (см. илл. 4). В 1913 году последняя владелица, деятельная Екатерина Леонард, приняла решение ликвидировать сады и прочие затеи и начала проводить "уплотнительную застройку" доходными домами. Понятно, что содержать такое феодальное поместье в центре Петербурга было обременительно, а норм по озеленению и не было...
В 1915 г. Екатерина Павловна взяла ссуду под залог своей петербургской недвижимости и получила 785 600 рублей (порядка 1 миллиарда на нынешние деньги) на перестройку. А в 1916 году она вместе с семьей уехала из Петрограда и больше не возвращалась. И кажется, не прогадала.
Достраивали дома на месте садов уже при большевиках - плотность застройки можно оценить по илл. 5.
Дворец со строениями утратил усадебный вид, не стало дворцового привратника, и в 30-е годы ворота превратились в окно - бдительность стала превыше всего. Дверь появилась позже, но не в квартиру. Вход на второй этаж получился со двора, и выглядит непрезентабельно.
Сейчас первый и второй этажи живут разной жизнью. Первый - в ожидании арендатора. Остекление арки и наружая дверь с маскароном льва - современные и неплохие, но лучше бы не с горизонтальным импостом. Крыльцо же надо обязательно исправлять - оно домику не по размеру.
А вот однокомнатная квартира "надвратного привратника", с жилой площадью 30 м2, недавно продавалась на Авито - и в ней уже разместился мини-отель на 1 номер. И почти все дни до сентября - забронированы.
(использованы материалы краеведа Алексея Шишкина)
За аркой, во внутренней части усадьбы находился комплекс строений: графская картинная галерея, сад, оранжереи, усадебный театр, библиотека и другие «непарадные» части имения (см. илл. 4). В 1913 году последняя владелица, деятельная Екатерина Леонард, приняла решение ликвидировать сады и прочие затеи и начала проводить "уплотнительную застройку" доходными домами. Понятно, что содержать такое феодальное поместье в центре Петербурга было обременительно, а норм по озеленению и не было...
В 1915 г. Екатерина Павловна взяла ссуду под залог своей петербургской недвижимости и получила 785 600 рублей (порядка 1 миллиарда на нынешние деньги) на перестройку. А в 1916 году она вместе с семьей уехала из Петрограда и больше не возвращалась. И кажется, не прогадала.
Достраивали дома на месте садов уже при большевиках - плотность застройки можно оценить по илл. 5.
Дворец со строениями утратил усадебный вид, не стало дворцового привратника, и в 30-е годы ворота превратились в окно - бдительность стала превыше всего. Дверь появилась позже, но не в квартиру. Вход на второй этаж получился со двора, и выглядит непрезентабельно.
Сейчас первый и второй этажи живут разной жизнью. Первый - в ожидании арендатора. Остекление арки и наружая дверь с маскароном льва - современные и неплохие, но лучше бы не с горизонтальным импостом. Крыльцо же надо обязательно исправлять - оно домику не по размеру.
А вот однокомнатная квартира "надвратного привратника", с жилой площадью 30 м2, недавно продавалась на Авито - и в ней уже разместился мини-отель на 1 номер. И почти все дни до сентября - забронированы.
(использованы материалы краеведа Алексея Шишкина)