НаучПоп
4.99K subscribers
1.39K photos
62 videos
15 files
884 links
Научно-популярный любительский канал о христианстве.

Священник, настоятель храма свт.Николая Чудотворца с.Константиновка (ЖМ) г.Казань, ст.прп. кафедры религиоведения КФУ, и.о. председателя ОРОиК Казанской епархи Александр Данилов.

Mail: [email protected]
加入频道
Поздравляю канал Gloria in excelsis Deo! Богослужение - это редкая, сложная, но нужная тема. Желаю вам творческих успехов!
Forwarded from Gloria in excelsis Deo (Константин Панферов)
🎉Дорогие читатели, поздравлю вас с тем, что вас уже более 400!

Тематика у нас специфическая, не рассчитанная на широкую публику, а в силу особенностей телеграма узнать о нашем небольшом любительском канале не так просто. Поэтому здорово, что мы с вами, читатели, всё-таки нашли друг друга!

В связи с этим — небольшая подборка каналов. Читаем мы немного, поэтому заранее просим прощения у тех, кто в неё не попал.

Авторские каналы-блоги:
Cogito ergo sum (канал епископа Саввы) — глубокая аналитика и точные формулировки от епископа-математика.
Rebrik sacerdos — написанные сочным, ярким, метким и образным языком мысли и зарисовки приходской жизни от прот. Александра Авдюгина.
Woman in Church — великолепная Евгения Жуковская, alive & true!
Владимир Легойда — официальная информация в живой подаче, анонсы "Парсуны", новости и много ещё чего интересного...
Записки отца Димитрия — молодой автор, но уже ветеран православного Рунета.
Митрополит Амвросий — интересные, нестандартные размышления, трогающие своей искренностью и заставляющие глубже заглянуть в самого себя.
Научпоп — научно-популярный любительский канал о христианстве всегда открытого к диалогу о. Александра Данилова.

Актуально:
Веруем, потому говорим! — отличный миссионерский проект!
Дела Церкви — канал Синодального отдела по благотворительности. Сейчас там очень сильные рассказы от добровольцев из красной зоны.
Лабарум. Сим победиши — глубокая аналитика и чёткий строго православный ответ на острые вопросы и вызовы времени.

Ближайшие коллеги — каналы о богослужении и богослужебном языке:
liturcorpora — ткань богослужебных текстов: компьютерные исследования и богословско-филологические заметки.
Домашняя Церковь — видеоролики о смысле богослужения от о. Вадима Коржевского.
«Паки и паки...» — кто не любит ЦСЛ — анафема, маран-афа подпишитесь и полюбите, а кто любит — подпишитесь и полюбите ещё больше :)

Душеполезное чтение:
СЛОВО — основанные на мыслях св. отцов и пропущенные через личный опыт спокойные и глубокие рассуждения прот. Вячеслава Фомина на духовные темы, а также непередаваемая красота Кавказа.
Читаем святых отцов — цитаты самых разных авторов, среди которых каждый найдёт своего.

"Метаканалы": объединяют пёстрый набор православных каналов в единое целое
Каталог православных каналов — регулярные рейтинги, представления новых каналов и многое другое.
Костромская духовная семинария — очень разнообразный и интересный контент.
Prichod.ru — Новости приходской жизни, статьи и интервью о жизни в Церкви, всё живо и с юмором 🥳
✝️Крестный vs духовник

Канал @zapiskivbukvare и @prichodru подняли интересную тему. Зачем нужны духовники и крестные сегодня?

Ниже я изложу ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СВОЮ точку зрения.

Крестный должен помогать христианину войти в Церковь и укрепиться в вере. Это тот человек, к которому ты пойдёшь за советом, кто обладает авторитетом в твоих глазах. К сожалению, сегодня в большинстве случаев это только красивые слова. Институт крестных никогда в полной мере на Руси не существовал. Но потребность в нем есть!

Именно по этому сегодня так много разговоров о его возрождении. Людям нужны духовные наставники, но проблема в том, что на 50% «православных» реально воцерковлены лишь 1-2%. Поиск крестного или духовного наставника превращается в каторгу. Люди ГОДАМИ ищут нужного человека.

После крещения эта потребность в наставнике только растёт. Взрослые также ищут себе душепопечителей и наставников. Их нет. Люди ищут замену. Этой заменой стали духовники.

Сегодня всюду пишут, что духовник является чем-то обязательным для каждого, но, на мой взгляд, это лишь следствие пустоты в области душепопечения.

Если б у нас был хорошо развит институт крестных родителей и душепопечителей, то за духовниками никто бы так не бегал. Зачем, если есть крестный, которому ты доверяешь или хороший друг-христианин, которого ты уважаешь и к которому можешь всегда прийти за советом? Что-то можно обсудить с ними, что-то с обычным приходским батюшкой, который вашим духовником не является.

Нужен ли в такой ситуации духовник? Да, но не всем. Многим будет достаточно хорошего крестного или друга христианина, ну и приходского батюшки. Все.
В патриотическом сегменте ТГ не утихают отоголоски реплики отца Павла Островского у Дмитрия Пучкова («Гоблина»). Сегодня тему вспомнил Андрей Медведев — репостом, в котором отец Павел именуется еретиком.

Отец Павел рассказывает Д.Пучкову случай из своей практики: к нему пришли мусульмане с просьбой крестить ребёнка — дескать мы хотим его в местную веру, он им ответил, что по правилам Церкви крещение ребёнка совершается по вере родителей и в итоге отказал.

Сразу о двух явных ошибках отца Павла (отче @pavelostrovski, не обижайтесь, готов то же сказать при встрече):
А) что он рассказал эту историю в ходе интервью (как будет видно, в рассказе слишком много лакун);
Б) что он прокомментировал непростой пастырский казус в фривольно-бурсацкой тональности (это выглядит отталкивающе).

NB: об отце Павле слышал как о добром пастыре и совестливом христианине.

Теперь об ошибках оппонентов:

1) Не имел право отказать, так как крестить младенца следует по факту обращения.
Это не соответствует святоотеческому Преданию. Цитаты повторять не буду, см. мой предыдущий пост. Отец Павел очень точно процитировал учение Церкви по этому поводу. И именовать его «еретиком» вовсе нет причин.

2) Ссылка на евангельскую цитату «...приходящего ко Мне не изгоню вон».
А к Нему ли пришли те родители? Быть может это была попытка получить некий земной статус в России с полным безразличием к самой вере? Разве мы не помним из истории Российской Империи как евреи крестились, чтобы получить привилегии выкрестов, нисколько не принимая при этом христианство (да, некоторые крестились искренне, но далеко не все)? Едва ли не они были потом злейшими врагами Православия. Так вот: «к Нему ли пришли?» — на этот вопрос нужно ответить себе священнику, принимая решение. Как отец Павел принимал решение остаётся за пределами его рассказа. См. литеру «А» выше.

3) Отцу Павлу следовало вовлечь родителей в беседу, поговорить, привести к вере и уже затем крестить всю семью.
Это аргумент я же и привёл, затем он был подхвачен. Но мы не знаем, была ли такая возможность. Может быть отец Павел постарался так поступить. Он оставил это за пределами своего рассказа, что вызывает смущение. Опять см. литеру «А» выше.

4) Поведение отца Павла противоречит заповеди Спасителя — «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» — и, в целом, миссионерским задачам Русской Православной Церкви среди иноверцев.
Это вовсе подмена понятий. Рассматриваемая ситуация говорит совершенно о другом. Если была сделана настойчивая попытка вовлечь пришедших в беседу (см. п.3 выше) и она не удалась, то вполне уместна другая цитата: «отрясите прах от ног ваших». Замечу, что и апостолы шли, научали и «крестили имярек и весь дом его».
Задачу идти, проповедовать, крестить никто не отменял. В том, числе, дорогой Игорь, и «за три моря». Мой пост вовсе этому не противоречит. И отец Павел в приведенном отрывке никак не говорит о том, что не следует проповедовать иноверцам…

Начало выше.

5) Православие есть форма инкультурации, поэтому надо принимать всех подряд, кто обращается от инородцев.
Вот тут хотел бы заострить внимание всех друзей, знакомых и незнакомых из патриотического сегмента ТГ: да, я согласен с вами, что распространение Православия, Православия в русском изводе, идёт бок о бок с укреплением величия России. И что честно принимающий Православие будет легче инкультурироваться. Но христианство не может быть инструментализировано, оно должно сохранять сакральность, иначе оно потеряет свою силу (подробнее писал об этом месяц назад). В том числе Православие не может быть инструментом инкультурации вопреки тем задачам, которые стоят перед Церковью. Иллюстрация к этому уже приведённый выше пример неискренних выкрестов.

Давайте разговаривать друзья, прежде чем бросаться ярлыками.
Forwarded from Быть
О протестантизации сознания

Хотел написать об это позже, но смотря на то, как последние несколько дней православные яйца (анонимные и полу-анонимные миряне) гурьбой пытаются учить православную курицу (священника Павла Островского и епископа Савву) как она, курица, должна себя вести, напишу сейчас.

Считается, что церковная Реформация, которая развернулась в Европе 500+ лет назад породила протестантизм в его классической и неопротестантских версиях. На самом деле же, она повлияла на все мировые религии, поставив под сомнение авторитет священослужителей. Разница лишь в том, когда и как идеи Реформации «доходили», были усвоены представителями той или иной религии.

Не стало исключением и православное сознание, особенно, в современной России, которая получила солидную дозу протестантизма в 90-е годы, хотя и со своей спецификой. Люди получили возможность не только читать Библию, но и различные толкования святых и не очень отцов. Как грибы после дождя начали появляться харизматические лидеры, часть из которых ушла в раскол, а другие до сих пор остаются «внутри» церковной структуры.

В результате, поменялось мышление: даже самые «фундаменталистски» настроенные миряне приняли идею, что руководство церкви может ошибаться и часто это делает. Что роль священника — это не учительство и наставничество, а совершение магических процедур: чтение записочек, проведение крещений и освящений. Что каждый может и должен трактовать если не само Писание, то Предание, выделяя из него то, что ему ближе.

«Ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку свою ударом!», «В Откровении Святого апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис) в 13 главе, стих 16, 17 - есть слово «начертание», оно же «метка», как её называл великий русский старец Кирилл Павлов, оно же печать антихриста», «под Брюсселем построен огромный суперкомпьютер Зверь, в котором собирают информацию о всех людях», «Крести всех, Господь узнает своих» — каждый «активный мирянин» сегодня генерирует подобное в промышленных масштабах, не задумываясь о том, насколько всё это соответствует учению церкви, к которой он считает себя принадлежащим.

Точнее, такой мирянин считает, что он сам в праве решать, чему церковь учит. Что у него хватает способностей, права и власти давать толкования на Отцов и каноны, а то и на Писание. При этом, если спросить у него — какой отец или канон даёт ему это право и что по этому поводу думает его духовник, то чаще всего оказывается, что таких канонов и комментариев нет, как и духовника. Есть только неуёмное эго и самомнение.
Крести всех подряд

«Крести всех подряд. Плевать, верят или нет. Плевать, собираются быть в Церкви или нет. Поп не смеет отказать никому! Права такого у него нет! Пусть закроет рот и молча крести всех подряд, по конвейеру. Именно так мы и возродим Святую Русь…

Попы пусть машут кадилом и не открывают рот. А то, удумали модернизм. И крестных на беседу гоните, и веру у родителей спрашиваете! Предки крестили всех подряд и вон как вера распространилась! Вся страна уже Православная! Да кто вы вообще такие, что учите нас?»

Все написанное выше является сарказмом.

Отцу Павлу Островскому желаю сил и терпения.
Прошу обратить внимание. Это не для меня, а для поддержки хорошего проекта.
Forwarded from БУКВАРЬ
Дорогие, в настоящее время темпы появления публикаций снизились по сравнению с предыдущими периодами, что связано с участием в сторонних проектах, которые также имеют культурную и общественную важность.

Как вы знаете "БУКВАРЬ" не имеет коммерческой составляющей и не зарабатывает за счет рекламы. Вы могли заметить, что те рекомендации и подборки, которые мы формируем всегда ориентированы на нашу аудиторию и никогда не выбиваются из общей канвы наших публикаций и смысловых блоков.

Дорогие читатели, для нас важно выпускать качественный авторский материал, а потому это требует времени, которое приходится занимать у других активностей. В связи с этим, будем рады, если вы сможете поддержать наш проект рублем, что позволит нам с большей регулярностью создавать и предлагать вам интересные темы и публикации.

2202 2007 2294 3279 Даниил Леонидович С. | Сбербанк

***
Ваш БУКВАРЬ
Forwarded from Павел Островский (священник Павел Островский)
Тут в некоторых анонимных ТГ-каналах стали обсуждать некоторые мои высказывания, сделанные на встрече с Дмитрием Юрьевичем (он же Goblin).

Во-первых, я принципиально не вступаю в полемику с анонимами, поэтому упоминать их в этом сообщении не буду.
Во-вторых, по сути я был прав; и об этом подробно у себя в ТГ написал епископ Савва Тутунов @kartezianec. Кстати, можете подписаться на его канал - благо он не анонимный, что радует.

Отдельно скажу про комментарии о недопустимости тона или смеха, который я себе позволял на встрече с ДЮ.
Друзья, есть люди, которые любят, когда все обсуждается очень строго и выдержанно; а есть другие, которым хочется облегчённый вариант разговора. Например, пришёл человек после 24 на 7 изнасилования на работе, включил ютупчик и отдохнул, взирая на общение любимого ведущего с интересным гостем.

Если подходить к подобным разговорам с серьезной миной, выискивая в них догматические тезисы и пуританский флешмоб, то тогда нужно вообще весь ютуп сжечь…

Историю про то, что ко мне пришла мусульманская пара с просьбой покрестить их ребенка, я рассказывал 100500 раз; и все всегда понимали ее смысл и контекст.
Конечно, ко мне можно применить принцип - «Не давайте повода, ищущим повода». Поэтому определённые выводы я для себя сделаю.

Но позвольте мне напомнить и еще один принцип, взятый из той же книги:
«Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое».
Собственно, Андрей Андреевич, в данном случае Вы со мной и не спорите.

https://yangx.top/MedvedevVesti/5670

С этого я и начал, что сам факт рассказа у "Гоблина" и тем паче его тональность я считаю неприемлемыми. И собственно сразу написал, что тональность — отталкивающая.

Что касается сути вопроса "как же свт Стефан Пермский крестил язычников и т.п.". Потому и крестил, что дальше просвещал. Да, святой Владимир при крещении Руси тоже едва ли интересовался глубиной веры приходящих или приводимых к Днепру. Но дальше шло просвещение, хотя бы даже иногда и принудительное.
И это правильно.

А вот если приходят русские (отвлекаясь от "кейса") родители и говорят: мы атеисты, покрестите ребёночка для страховки от сглаза, но в храм мы не ходили и ходить не будем — то священник вполне вправе отказать.

Чтобы два раза не вставать, отвечу и Владлену Татарскому
https://yangx.top/vladlentatarsky/8297:

Обмен цитатами из Писания — не новое упражнение. Повторюсь, Спаситель сказал: "если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших".
Ни я, ни отец Павел не серцеведцы. Поэтому достаточно спросить: Вы собираетесь воспитывать ребёнка в христианской вере? Сами или отдать крёстному на воспитание? Или давайте мы с вами будет встречаться, общаться, поговорим о Христе? Нет, не принимаете слова этого? Далее по цитате. Скажу более: если ответят "да" (не "да-да, конечно", но ясное "да"), то, опять же, поелику не серцеведцы, священнику следует принимать на веру этот ответ. А дальше уже на совести сказавшего.

По поводу же "пустите детей ко мне": здесь говорится не о Крещении.

Но, собственно, Владлен, если мы выходим из контекста Православной Церкви (cf. Ваши слова: "Для меня Слова Господа нашего Иисуса Христа важнее предания старцев" — а цитировал я Отцов Церкви), то наш обмен репликами бесполезен. Ибо Православная Церковь живёт в единстве Священного Писания и Священного Предания — то есть в том как Священное Писание раскрыто Святыми Отцами.
Да и бессмыслено вне православного учения обсуждать действия православного батюшки.
Мысли вслух

Из всех изобретений человечества бюрократия является одним из самых разрушительных. Когда любая организация начинает разрастаться в ней неизбежно возникает бюрократия. Это логично т.к. невозможно в режиме онлайн одному/нескольким людям контролировать множество процессов. Нужен контроль. Нужны отчеты. Приказы. Выговоры. Множатся папки и разноцветные графики.

Это неизбежное зло.

Но, в какой-то момент, бюрократия становится опасной. Члены общества, поглощенного бюрократией забывают, что она является только средством, а не целью.

Люди, в какой-то момент, забывают, что можно иногда мыслить и вне бюрократических категорий и схем. Жизнь сложнее.

Именно по этому я всегда сторонился бюрократии и бесчисленных бумаг. Я боялся и боюсь этого. Это поглощает. Иссушает. Ты, в какой-то момент, забываешь, что за переданной объяснительной за прогул скрывается живой человек со своей удивительной жизнью и далеко не всегда его следует оценивать сухо по правилам.

Ну и, плюс, бумаги дают власть. Серый чиновник с ручкой и печатью становится силой, решающей судьбы. Бюрократия дарит власть не вышестоящим лидерам любой организации, а серым чиновникам в кабинетах один взмах руки которых может обратить в прах все ваши труды.

В конце концов, бюрократическая система обретает, если можно так сказать, свой разум и существует ради самой себя.
Смею поправить дорогого Футуролога, что «сан, возможность принятие исповеди и наложение епитимьи» являются признаками священника, но не обязательно духовника.

Обращу внимание, что нет четких представлений о духовнике для мирян. Есть таковое лишь для монахов, но точное копирование из монашества в мир является опасным занятием.

Тут все сложнее. Соглашусь, что сегодня духовник - это священник. Но насколько это нерушимо и обязательно?
✋🏻 Православный футуролог с удовольствием включается в дискуссию, затеянную каналом "Букварь", о том, какими должны быть крёстные, и что значит быть восприемником.

Из различных доступных исторических и научных материалов (статей, монографий, диссертаций) на эту тему можно сделать вывод, что восприемники были:

1. Опытными членами христианской общины, богословски подкованными;
2. Христианами, специально отобранными для наставничества среди новоначальных;
3. Навигаторами, проводниками в сложном мире Церкви.

В этой связи, футуролог позволит себе не согласиться с Даниилом Сином, админом "Букваря", который, основываясь на цитате блж. Августина, допустил предположение, что крёстные исторически выполняли функции духовников. В тематической литературе не упоминается, чтобы они имели сан, принимали исповедь, и накладывали епитимии - а это основные черты духовничества. Хотя, конечно, были некоторые наставнические функции.

Основная задача восприемников первых веков христианства мыслилась - не дать новоначальному христианину заблудиться на первых шагах по пути к спасению, поэтому крёстный советовал, консультировал, учил, но не вторгался в пастырские сферы.

Поэтому проблему девальвации института восприемничества можно было бы решить следующим образом:

1. Отказаться от практики выбора крёстных из числа нецерковных родственников и знакомых;
2. Вернуться к первохристианской практике назначения восприемников из числа опытных прихожан.
Мысли вслух

Уезжаю от родителей домой, в Казань. С одной стороны я очень соскучился по храму и по моим прихожанам. Честно, немного беспокоился. С другой стороны, очень тоскливо уезжать от родителей.

В очередной раз убеждаюсь, как же прекрасно и бесценно выйти рано утром на кухню и встретить там маму и запах кофе, который наполняет воздух.

Ещё тяжелее от того, что жена и дети остаются там ещё на неделю/две по делам. Не видеть жену и детей ещё тоскливее…

Ничего заумного писать не хочется
Поздравляю от всей души! Пусть Анна растёт здоровой, сильной и, конечно же, настоящей христианкой! Многая лета!

P.s. Как-нибудь напишу в честь кого мы называли наших детей:)))
Forwarded from БУКВАРЬ
В эту пятницу, 13 августа, родилась моя дочь — Анна. Прошу молитв дорогих моих отцов, чтобы Бог укрепил и вразумил меня на достойное отцовство.

Сейчас люди редко называют своих детей в честь новомучеников и исповедников, обычно мыслят так: чем «древнее» святой, тем «сильнее» молитва.

Мы же решили свою дочь назвать в честь мученицы Анны.

https://azbyka.ru/days/sv-anna-serova
СТАРЫЙ НОВЫЙ МИР

Читайте новую статью на портале www.vera21.ru от Гуркиной Елены. В этот раз речь пойдет от двойных стандартах в современном мире, сексуальной революции, феминизме, гендере и многом другом.

https://vera21.ru/stariy-noviy-mir/
https://www.instagram.com/p/CStk1XNjL7_/?utm_medium=copy_link

Мы закончили
строительство воскресной школы в д.Константиновка. Почти два года это длилось, но мы справились. Каждый прихожанин постарался внести свою лепту. Смотрите видео из здания по ссылке:)
Можно, конечно, не любить США, но радоваться победе талибов - это край. Страшно видеть такое среди знакомых.

P.S. Для тех, кто не в теме. Победа талибов некоторыми рассматривается как торжество «традиционных ценностей» над безбожными либералами.
Мне интересно, будут ли убивать за переход из ислама в христианство и за проповедь христианства, как в некоторых странах? Кто знает как с этим у талибов из тех кто глубоко в теме? Как у них вообще отношение к христианству?
Талибы со своей стороны усердно отмываются от репутации женоненавистников и даже разрешают женщинам вести телевизионные передачи (lol).
Женский вопрос в новом Афганистане - одна из самых интересных гендерных политических интриг сегодняшнего дня. Следим.
И паки и паки переживаем и сочувствуем - на #ЖенскойПоловине в современном Кабуле даже злостной сопернице сейчас оказаться не пожелаешь.