#Дневник_писателя1876
"... Хлестаков, по крайней мере, врал-врал у городничего, но всё же капельку боялся, что вот его возьмут, да и вытолкают из гостиной. Современные Хлестаковы ничего не боятся и врут с полным спокойствием.
Нынче все с полным спокойствием. Спокойны и, может быть, даже счастливы. Вряд ли кто дает себе отчет, всякий действует "просто", а это уже полное счастье.
Нынче, как и прежде, все проедены самолюбием, но прежнее самолюбие входило робко, оглядывалось лихорадочно, вглядывалось в физиономии: "Так ли я вошел? Так ли я сказал?" Нынче же всякий и прежде всего уверен, входя куда-нибудь, что всё принадлежит ему одному".
(Дневник писателя 1876. Январь)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
"... Хлестаков, по крайней мере, врал-врал у городничего, но всё же капельку боялся, что вот его возьмут, да и вытолкают из гостиной. Современные Хлестаковы ничего не боятся и врут с полным спокойствием.
Нынче все с полным спокойствием. Спокойны и, может быть, даже счастливы. Вряд ли кто дает себе отчет, всякий действует "просто", а это уже полное счастье.
Нынче, как и прежде, все проедены самолюбием, но прежнее самолюбие входило робко, оглядывалось лихорадочно, вглядывалось в физиономии: "Так ли я вошел? Так ли я сказал?" Нынче же всякий и прежде всего уверен, входя куда-нибудь, что всё принадлежит ему одному".
(Дневник писателя 1876. Январь)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from Андроников монастырь
🔥 Федор ДОСТОЕВСКИЙ.
Я во многом убеждений чисто славянофильских, хотя, может быть, и не вполне славянофил.
Славянофилы до сих пор понимаются различно. Для иных, славянофильство, как для Белинского, означает лишь квас и редьку. Белинский действительно дальше не заходил в понимании славянофильства.
Для других, славянофильство означает стремление к освобождению и объединению всех славян под верховным началом России — началом, которое может быть даже и не строго политическим.
И наконец, для третьих славянофильство, кроме этого объединения славян под началом России, означает духовный союз всех верующих в то, что великая наша Россия, во главе объединенных славян, скажет всему миру, всему европейскому человечеству и цивилизации его свое новое, здоровое и еще неслыханное миром слово.
Слово это будет сказано во благо и воистину в соединение всего человечества новым, братским, всемирным союзом, начала которого лежат в гении славян, а преимущественно в духе великого народа русского, так долго страдавшего, но всегда заключавшего в себе великие силы для будущего разрешения многих горьких и роковых недоразумений западноевропейской цивилизации.
Вот к этому-то отделу убежденных и верующих принадлежу и я.
Федор Михайлович Достоевский.
Дневниковые записи за 1877.
Признания славянофила.
📌 на фото:
Здесь будет московский автомобильный завод "Москвич", а пока Сергей и Степан Рябушинские обсуждают план строительства Автомобильного Московского Общества в Тюфелевой роще, 1916
Подписаться на канал Андроникова монастыря 🤝
Я во многом убеждений чисто славянофильских, хотя, может быть, и не вполне славянофил.
Славянофилы до сих пор понимаются различно. Для иных, славянофильство, как для Белинского, означает лишь квас и редьку. Белинский действительно дальше не заходил в понимании славянофильства.
Для других, славянофильство означает стремление к освобождению и объединению всех славян под верховным началом России — началом, которое может быть даже и не строго политическим.
И наконец, для третьих славянофильство, кроме этого объединения славян под началом России, означает духовный союз всех верующих в то, что великая наша Россия, во главе объединенных славян, скажет всему миру, всему европейскому человечеству и цивилизации его свое новое, здоровое и еще неслыханное миром слово.
Слово это будет сказано во благо и воистину в соединение всего человечества новым, братским, всемирным союзом, начала которого лежат в гении славян, а преимущественно в духе великого народа русского, так долго страдавшего, но всегда заключавшего в себе великие силы для будущего разрешения многих горьких и роковых недоразумений западноевропейской цивилизации.
Вот к этому-то отделу убежденных и верующих принадлежу и я.
Федор Михайлович Достоевский.
Дневниковые записи за 1877.
Признания славянофила.
📌 на фото:
Здесь будет московский автомобильный завод "Москвич", а пока Сергей и Степан Рябушинские обсуждают план строительства Автомобильного Московского Общества в Тюфелевой роще, 1916
Подписаться на канал Андроникова монастыря 🤝
Forwarded from Музеи Ф.М. Достоевского в Старой Руссе
Ольга Будина о работе над ролью Аглаи Епанчиной:
"<...> в «Идиоте» грим сама делала, только над прическами работал профессионал. Более того: специально для роли я поправилась почти на 10 килограммов. Женя Миронов специально на столько же похудел, потому что видел князя именно таким. А Аглая в моем представлении должна быть пухлой девочкой. Она ведь не могла в то время быть такой худенькой, как я в жизни — ношу одежду 42-го размера. Аглая — генеральская дочка, живет на природе: у нее должны быть пухлые щечки, второй подбородочек, она любила вкусно покушать <...> как только я начала набирать в весе, началась истинная работа над ролью, если хотите. Началось погружение. Это уже не я была, это Аглая во мне росла".
Источник: https://ksonline.ru/nomer/ks/-/id/10858/
"<...> в «Идиоте» грим сама делала, только над прическами работал профессионал. Более того: специально для роли я поправилась почти на 10 килограммов. Женя Миронов специально на столько же похудел, потому что видел князя именно таким. А Аглая в моем представлении должна быть пухлой девочкой. Она ведь не могла в то время быть такой худенькой, как я в жизни — ношу одежду 42-го размера. Аглая — генеральская дочка, живет на природе: у нее должны быть пухлые щечки, второй подбородочек, она любила вкусно покушать <...> как только я начала набирать в весе, началась истинная работа над ролью, если хотите. Началось погружение. Это уже не я была, это Аглая во мне росла".
Источник: https://ksonline.ru/nomer/ks/-/id/10858/
#Дневник_писателя1877
"..Кто бы мог, в наше время, в нашей интеллигенции, кроме небольшой отделившейся от общего хора части ее, допустить, что народ наш в состоянии сознательно понимать свое политическое, социальное и нравственное назначение? Как можно было им допустить, чтоб эта грубая черная масса, недавно еще крепостная, а теперь опившаяся водкой, знала бы и была уверена, что назначение ее - служение Христу, а царя ее - хранение Христовой веры и освобождение православия.
"Пусть эта масса всегда называла себя не иначе как христианством (крестьянством), но ведь она все-таки не имеет понятия ни о религии, ни о Христе даже, она самых обыкновенных молитв не знает". Вот что говорят обыкновенно про народ наш. Кто говорит это? Вы думаете - немецкий пастор, обработавший у нас штунду, или заезжий европеец, корреспондент политической газеты, или образованный какой-нибудь высший еврей из тех, что не веруют в бога и которых вдруг у нас так много теперь расплодилось, или, наконец, кто-нибудь из тех поселившихся за границей русских, воображающих Россию и народ ее лишь в образе пьяной бабы, со штофом в руках?
О нет, так думает огромная часть нашего русского и самого лучшего общества; а и не подозревают они, что хоть народ наш и не знает молитв, но суть христианства, но дух и правда его сохранились и укрепились в нем так, как, может быть, ни в одном из народов мира сего, несмотря даже на пороки его".
(Дневник писателя 1877. Март)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
"..Кто бы мог, в наше время, в нашей интеллигенции, кроме небольшой отделившейся от общего хора части ее, допустить, что народ наш в состоянии сознательно понимать свое политическое, социальное и нравственное назначение? Как можно было им допустить, чтоб эта грубая черная масса, недавно еще крепостная, а теперь опившаяся водкой, знала бы и была уверена, что назначение ее - служение Христу, а царя ее - хранение Христовой веры и освобождение православия.
"Пусть эта масса всегда называла себя не иначе как христианством (крестьянством), но ведь она все-таки не имеет понятия ни о религии, ни о Христе даже, она самых обыкновенных молитв не знает". Вот что говорят обыкновенно про народ наш. Кто говорит это? Вы думаете - немецкий пастор, обработавший у нас штунду, или заезжий европеец, корреспондент политической газеты, или образованный какой-нибудь высший еврей из тех, что не веруют в бога и которых вдруг у нас так много теперь расплодилось, или, наконец, кто-нибудь из тех поселившихся за границей русских, воображающих Россию и народ ее лишь в образе пьяной бабы, со штофом в руках?
О нет, так думает огромная часть нашего русского и самого лучшего общества; а и не подозревают они, что хоть народ наш и не знает молитв, но суть христианства, но дух и правда его сохранились и укрепились в нем так, как, может быть, ни в одном из народов мира сего, несмотря даже на пороки его".
(Дневник писателя 1877. Март)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from «...Ум чужой»
"Я не могу сказать, зачем читать Достоевского, но точно знаю, что, независимо от того, читаем мы его или нет, в своих произведениях еще задолго до нашего рождения Достоевский показал, какие мы на самом деле".
Паоло Нори, Невероятная жизнь Федора Михайловича Достоевского
#достоевский #ПаолоНори
Паоло Нори, Невероятная жизнь Федора Михайловича Достоевского
#достоевский #ПаолоНори
#Дневник_писателя1880
"Да и тема эта важная, о ней надо особо и много еще сказать, и буду говорить, пока держу перо в руках, а теперь выражу мою мысль лишь в основном положении: если наш народ просвещен уже давно, приняв в свою суть Христа и его учение, то вместе с ним, с Христом, уж конечно, принял и истинное просвещение.
При таком основном запасе просвещения науки Запада, конечно, обратятся для него лишь в истинное благодеяние. Христос не померкнет от них у нас, как на Западе, где, впрочем, не от наук он померк, как утверждают либералы же, а еще прежде наук, когда сама церковь западная исказила образ Христов, преобразившись из церкви в Римское государство и воплотив его вновь в виде папства.
Да, на Западе воистину уже нет христианства и церкви, хотя и много еще есть христиан, да и никогда не исчезнут. Католичество воистину уже не христианство и переходит в идолопоклонство, а протестантизм исполинскими шагами переходит в атеизм и в зыбкое, текущее, изменчивое (а не вековечное) нравоучение.
О, конечно, вы тотчас же возразите мне, что христианство и поклонение Христу вовсе не заключает в себе и собою весь цикл просвещения, что это только лишь одна ступень, что нужны, напротив, науки, гражданские идеи, развитие и проч. и проч. На это мне нечего вам отвечать, да и неприлично, ибо хотя вы и правы отчасти, насчет наук например, но зато никогда не согласитесь, что христианство народа нашего есть, и должно остаться навсегда, самою главною и жизненною основой просвещения его!"
(Дневник писателя 1880. Aвгуст. Глава третья. I. Об одном самом основном деле)
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Да и тема эта важная, о ней надо особо и много еще сказать, и буду говорить, пока держу перо в руках, а теперь выражу мою мысль лишь в основном положении: если наш народ просвещен уже давно, приняв в свою суть Христа и его учение, то вместе с ним, с Христом, уж конечно, принял и истинное просвещение.
При таком основном запасе просвещения науки Запада, конечно, обратятся для него лишь в истинное благодеяние. Христос не померкнет от них у нас, как на Западе, где, впрочем, не от наук он померк, как утверждают либералы же, а еще прежде наук, когда сама церковь западная исказила образ Христов, преобразившись из церкви в Римское государство и воплотив его вновь в виде папства.
Да, на Западе воистину уже нет христианства и церкви, хотя и много еще есть христиан, да и никогда не исчезнут. Католичество воистину уже не христианство и переходит в идолопоклонство, а протестантизм исполинскими шагами переходит в атеизм и в зыбкое, текущее, изменчивое (а не вековечное) нравоучение.
О, конечно, вы тотчас же возразите мне, что христианство и поклонение Христу вовсе не заключает в себе и собою весь цикл просвещения, что это только лишь одна ступень, что нужны, напротив, науки, гражданские идеи, развитие и проч. и проч. На это мне нечего вам отвечать, да и неприлично, ибо хотя вы и правы отчасти, насчет наук например, но зато никогда не согласитесь, что христианство народа нашего есть, и должно остаться навсегда, самою главною и жизненною основой просвещения его!"
(Дневник писателя 1880. Aвгуст. Глава третья. I. Об одном самом основном деле)
⟱ ⟱ ⟱ @FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from Музей Достоевского. Петербург
«из робкой, застенчивой девушки я выработалась в женщину с решительным характером, которую уже не могла испугать борьба с житейскими невзгодами, вернее сказать, с долгами, достигшими ко времени возвращения нашего в Петербург двадцати пяти тысяч. Моя веселость и жизнерадостность остались при мне, но проявлялись только в семье, среди родных или друзей.
При посторонних и особенно в обществе мужчин я держала себя донельзя сдержанно, ограничиваясь в отношении их холодною вежливостью, и больше молчала и внимательно слушала, чем высказывала свои мысли. Приятельницы мои уверяли меня, что я страшно состарилась за эти четыре года, и упрекали, зачем я не обращаю внимания на свою внешность, не одеваюсь и не причесываюсь по моде. Соглашаясь с ними, я тем не менее не хотела ни в чем изменяться. Я твердо была убеждена, что Федор Михайлович любит меня не за одну внешность, а и за хорошие свойства моего ума и характера, и что мы успели за это время “срастись душой”, как говорил Федор Михайлович. Моя же старомодная внешность и видимое избегание мужского общества могли только благоприятно действовать на моего мужа, так как не давали поводов для проявления с его стороны дурной черты его характера — ни на чем не основанной ревности.»
(Из «Воспоминаний» Анны Достоевской)
Узнать о роли этой замечательной женщины в жизни Достоевского вы сможете на экскурсии «Ангел мой, небо мое бесконечное…»: женщины в жизни и книгах Федора Достоевского» 15 января в 18:00.
📷 А.Г.Достоевская. Фотография А.Лушева. 1860-е гг.
При посторонних и особенно в обществе мужчин я держала себя донельзя сдержанно, ограничиваясь в отношении их холодною вежливостью, и больше молчала и внимательно слушала, чем высказывала свои мысли. Приятельницы мои уверяли меня, что я страшно состарилась за эти четыре года, и упрекали, зачем я не обращаю внимания на свою внешность, не одеваюсь и не причесываюсь по моде. Соглашаясь с ними, я тем не менее не хотела ни в чем изменяться. Я твердо была убеждена, что Федор Михайлович любит меня не за одну внешность, а и за хорошие свойства моего ума и характера, и что мы успели за это время “срастись душой”, как говорил Федор Михайлович. Моя же старомодная внешность и видимое избегание мужского общества могли только благоприятно действовать на моего мужа, так как не давали поводов для проявления с его стороны дурной черты его характера — ни на чем не основанной ревности.»
(Из «Воспоминаний» Анны Достоевской)
Узнать о роли этой замечательной женщины в жизни Достоевского вы сможете на экскурсии «Ангел мой, небо мое бесконечное…»: женщины в жизни и книгах Федора Достоевского» 15 января в 18:00.
📷 А.Г.Достоевская. Фотография А.Лушева. 1860-е гг.
"Семейство — это величайшая святыня человека на земле, ибо посредством этого закона природы человек достигает развития (то есть сменой поколений) цели".
(Записная книжка 1863-1864 гг.)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты.
(Записная книжка 1863-1864 гг.)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты.
"Мы давно уже заметили, что в нашей журналистике, в последние годы, развилась какая-то особенная добровольная зависимость, подначальность литературным авторитетам. Разумеется, мы не обвиняем нашу журналистику в корысти, в продажности. У нас нет, как почти везде в европейских литературах, журналов и газет, торгующих за деньги своими убеждениями, меняющих свою подлую службу и своих господ на других единственно из-за того, что другие дают больше денег.
Но заметим, однако же, что можно продавать свои убеждения и не за деньги. Можно продать себя, например, от излишнего врожденного подобострастия или из-за страха прослыть глупцом за несогласие с литературными авторитетами.
Золотая посредственность иногда даже бескорыстно трепещет перед мнениями, установленными столпами литературы, особенно если эти мнения смело, дерзко, нахально высказаны. Иногда только эта нахальность и дерзость доставляет звание столпа и авторитета писателю неглупому, умеющему воспользоваться обстоятельствами, а вместе с тем доставляет столпу чрезвычайное, хотя и временное влияние на массу".
(Объявление о подписке на журнал «Время» на 1861 год)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Но заметим, однако же, что можно продавать свои убеждения и не за деньги. Можно продать себя, например, от излишнего врожденного подобострастия или из-за страха прослыть глупцом за несогласие с литературными авторитетами.
Золотая посредственность иногда даже бескорыстно трепещет перед мнениями, установленными столпами литературы, особенно если эти мнения смело, дерзко, нахально высказаны. Иногда только эта нахальность и дерзость доставляет звание столпа и авторитета писателю неглупому, умеющему воспользоваться обстоятельствами, а вместе с тем доставляет столпу чрезвычайное, хотя и временное влияние на массу".
(Объявление о подписке на журнал «Время» на 1861 год)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from Филологичка
Только что я занес ногу за высокий порог калитки, вдруг чья-то сильная рука схватила меня за грудь.
— Кто сей? — взревел чей-то голос, — друг или недруг? Кайся!
— Это наш, наш! — завизжал подле голосок Липутина, — это господин Г—в, классического воспитания и в связях с самым высшим обществом молодой человек.
— Люблю, коли с обществом, кла-сси-чес... значит, о-бразо-о-ваннейший... отставной капитан Игнат Лебядкин, к услугам мира и друзей... если верны, если верны, подлецы!
Капитан Лебядкин, вершков десяти росту, толстый, мясистый, курчавый, красный и чрезвычайно пьяный, едва стоял предо мной и с трудом выговаривал слова. Я, впрочем, его и прежде видал издали.
— А, и этот! — взревел он опять, заметив Кириллова, который всё еще не уходил с своим фонарем; он поднял было кулак, но тотчас опустил его.
— Прощаю за ученость! Игнат Лебядкин — образо-о-ваннейший...
Любви пылающей граната
Лопнула в груди Игната.
И вновь заплакал горькой мукой
По Севастополю безрукий.
— Хоть в Севастополе не был и даже не безрукий, но каковы же рифмы! — лез он ко мне с своею пьяною рожей.
— Им некогда, некогда, они домой пойдут, — уговаривал Липутин, — они завтра Лизавете Николаевне перескажут.
— Лизавете!.. — завопил он опять, — стой-нейди! Варьянт:
И порхает звезда на коне
В хороводе других амазонок;
Улыбается с лошади мне
Ари-сто-кратический ребенок.
«Звезде-амазонке».
— Да ведь это же гимн! Это гимн, если ты не осел! Бездельники не понимают! Стой! — уцепился он за мое пальто, хотя я рвался изо всех сил в калитку. — Передай, что я рыцарь чести, а Дашка... Дашку я двумя пальцами... крепостная раба и не смеет...
Тут он упал, потому что я с силой вырвался у него из рук и побежал по улице. Липутин увязался за мной.
Ф. М. Достоевский "Бесы"
— Кто сей? — взревел чей-то голос, — друг или недруг? Кайся!
— Это наш, наш! — завизжал подле голосок Липутина, — это господин Г—в, классического воспитания и в связях с самым высшим обществом молодой человек.
— Люблю, коли с обществом, кла-сси-чес... значит, о-бразо-о-ваннейший... отставной капитан Игнат Лебядкин, к услугам мира и друзей... если верны, если верны, подлецы!
Капитан Лебядкин, вершков десяти росту, толстый, мясистый, курчавый, красный и чрезвычайно пьяный, едва стоял предо мной и с трудом выговаривал слова. Я, впрочем, его и прежде видал издали.
— А, и этот! — взревел он опять, заметив Кириллова, который всё еще не уходил с своим фонарем; он поднял было кулак, но тотчас опустил его.
— Прощаю за ученость! Игнат Лебядкин — образо-о-ваннейший...
Любви пылающей граната
Лопнула в груди Игната.
И вновь заплакал горькой мукой
По Севастополю безрукий.
— Хоть в Севастополе не был и даже не безрукий, но каковы же рифмы! — лез он ко мне с своею пьяною рожей.
— Им некогда, некогда, они домой пойдут, — уговаривал Липутин, — они завтра Лизавете Николаевне перескажут.
— Лизавете!.. — завопил он опять, — стой-нейди! Варьянт:
И порхает звезда на коне
В хороводе других амазонок;
Улыбается с лошади мне
Ари-сто-кратический ребенок.
«Звезде-амазонке».
— Да ведь это же гимн! Это гимн, если ты не осел! Бездельники не понимают! Стой! — уцепился он за мое пальто, хотя я рвался изо всех сил в калитку. — Передай, что я рыцарь чести, а Дашка... Дашку я двумя пальцами... крепостная раба и не смеет...
Тут он упал, потому что я с силой вырвался у него из рук и побежал по улице. Липутин увязался за мной.
Ф. М. Достоевский "Бесы"
"Кто из Карамазовых является автором идеи: "Если Бога нет, всё дозволено"?
Anonymous Quiz
22%
Дмитрий
54%
Иван
12%
Алексей
12%
Федор Павлович
"...Уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, все будет позволено..."
#БратьяКарамазовы
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
#БратьяКарамазовы
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from Комьюнити «Достоевка и Партнёры»
#достоевскийпопонедельникам
Знаешь ли ты, что пройдут века и человечество провозгласит устами своей премудрости и науки, что преступления нет, а стало быть, нет и греха, а есть лишь только голодные. «Накорми, тогда и спрашивай с них добродетели!» – вот что напишут на знамени, которое воздвигнут против тебя и которым разрушится храм твой.
(«Братья Карамазовы»)
Знаешь ли ты, что пройдут века и человечество провозгласит устами своей премудрости и науки, что преступления нет, а стало быть, нет и греха, а есть лишь только голодные. «Накорми, тогда и спрашивай с них добродетели!» – вот что напишут на знамени, которое воздвигнут против тебя и которым разрушится храм твой.
(«Братья Карамазовы»)
Forwarded from Музеи Ф.М. Достоевского в Старой Руссе
К 150-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ ПУБЛИКАЦИИ РОМАНА "ПОДРОСТОК"
22 января 1875 года в журнале "Отечественные записки" были опубликованы первые пять глав романа Ф.М. Достоевского "Подросток". Отдельным изданием произведение вышло в начале 1876 года.
⤵️⤵️⤵️
22 января 1875 года в журнале "Отечественные записки" были опубликованы первые пять глав романа Ф.М. Достоевского "Подросток". Отдельным изданием произведение вышло в начале 1876 года.
⤵️⤵️⤵️
23 января 1850 г. Достоевский прибыл в Омский каторжный острог.
"Жили мы в куче, - писал впоследствии Достоевский о своей каторге, - все месте в одной казарме. <...> Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками.<...> Я часто лежал больной в госпитале. От расстройства нервов у меня случилась падучая. <...> И в каторге между разбойниками я, в четыре года, отличил наконец людей.
Поверишь ли: есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото. И не один, не два, а несколько. Иных нельзя не уважать, другие решительно прекрасны. <...> Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! Я сжился с ними и потому, кажется, знаю их порядочно. Сколько историй бродяг и разбойник<ов> и вообще всего черного, горемычного быта! На целые томы достанет. Что за чудный народ. Вообще время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его".
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Жили мы в куче, - писал впоследствии Достоевский о своей каторге, - все месте в одной казарме. <...> Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками.<...> Я часто лежал больной в госпитале. От расстройства нервов у меня случилась падучая. <...> И в каторге между разбойниками я, в четыре года, отличил наконец людей.
Поверишь ли: есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото. И не один, не два, а несколько. Иных нельзя не уважать, другие решительно прекрасны. <...> Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! Я сжился с ними и потому, кажется, знаю их порядочно. Сколько историй бродяг и разбойник<ов> и вообще всего черного, горемычного быта! На целые томы достанет. Что за чудный народ. Вообще время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его".
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from Музеи Ф.М. Достоевского в Старой Руссе
Замысел «Подростка» можно отнести к 1869 году, когда Достоевский планировал написать роман о «детстве» героя. Отрывочные записи, сделанные во Флоренции, получили дальнейшее развитие в декабре 1869-январе 1870 года в плане неосуществленной эпопеи «Житие великого грешника». «Подросток» вбирает в себя ряд мотивов первой части «Жития...», связанной с детством и юностью героя. На одной из стадий работы Достоевский обдумывал подзаголовок к роману: «Исповедь великого грешника, писанная для себя».
В «Подростке» нашли отражение темы, волновавшие писателя на протяжении долгого времени: духовный раскол нации как следствие отъединения младшего поколения от старшего, «случайные семейства», пути преодоления вечного конфликта «отцов и детей», нравственное становление личности в условиях социального беспорядка. Эти темы в полной мере получили выражение в центральных образах романа – Аркадии Долгоруком и его отце Андрее Петровиче Версилове. Подросток, пройдя путь от формирования ротшильдовской идеи могущества до моральных испытаний, меняющих его представление о мире, начинает жизнь взрослого человека. Теперь его главная цель заключается не в том, чтобы накопить много денег и стать знаменитым, а в приобретении высших нравственных ценностей, построенных на идеалах веры, добра и справедливости.
В «Подростке» нашли отражение темы, волновавшие писателя на протяжении долгого времени: духовный раскол нации как следствие отъединения младшего поколения от старшего, «случайные семейства», пути преодоления вечного конфликта «отцов и детей», нравственное становление личности в условиях социального беспорядка. Эти темы в полной мере получили выражение в центральных образах романа – Аркадии Долгоруком и его отце Андрее Петровиче Версилове. Подросток, пройдя путь от формирования ротшильдовской идеи могущества до моральных испытаний, меняющих его представление о мире, начинает жизнь взрослого человека. Теперь его главная цель заключается не в том, чтобы накопить много денег и стать знаменитым, а в приобретении высших нравственных ценностей, построенных на идеалах веры, добра и справедливости.
Forwarded from Rebrik sacerdos
25 января – Татьянин день!
Проснулся он денницы ране
И мысль была всё о Татьяне.
Так как родственников у меня с данным именем припомнить не могу, да и среди наших прихожан Татьян раз, два и обчелся, логично было бы предположить, что день памяти святой мученицы Татианы лично для меня особого значения не имеет, особой службы в храме, кроме молебна с акафистом, служить не надо и заботы хозяйственные насущно-материальные в приоритете.
Не получится свести день сей в разряд будничный!
Хотя Татьян вокруг в эти годы и не очень много обретается, но они в книгах живут, в романах, рассказах и стихах пребывают, а в соответствии с пословицей нашей, о том, что написанное пером дело вечное, можно констатировать – рядышком Татьяны, рядом, недалече.
Вспомним наиболее известных именинниц, в литературе нашей русской живущих. Беру в воспоминание только тех Тань, о которых сам читал.
Начнем, конечно, с главной Татьяны.
Татьяна Ларина, героиня в романе-поэме Пушкина «Евгений Онегин».
Любимая героиня поэта, самый известный у нас женский образ.
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей…
Правда, тут некоторые смущаются и других смущают, что Татьяна Ларина вышла замуж за «старика Грёмина». Но! В тексте романа нигде не сказано, что безымянный генерал — старик. Он не старый, а толстый — что, кстати, может обозначать не выпирающее пузо, а просто крепкое сложение, отличное от субтильных фигур «архивных юношей». Они на «ты» с нестарым Онегиным — а значит, разница в летах между ними не так велика.
Какие Татьяны могут быть после Лариной?
Конечно, Татьяна Юрьевна из «Горя от ума» Грибоедова:
Молчалин
Да это, полно, та ли-с?
Татьяна Юрьевна!!!
Известная, - притом
Чиновные и должностные -
Все ей друзья и все родные;
К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам.
Чацкий
На что же?
Молчалин
Так: частенько там
Мы покровительство находим, где не метим.
Чацкий
Я езжу к женщинам, да только не за этим.
У любимого Антона Палыча Чехова в рассказе «Черный монах» есть Таня Песоцкая, которой признается в любви главный герой, в шутку напевая арию из оперы: «Онегин, я скрывать не стану…»
«Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» Фраермана. Это лирическое произведение о дружбе, о нравственном взрослении подростков. Книжку нынче почти забыли а в ней чистая и трогательная история, где главная героиня – Таня.
"Му-му" Все мы со школы помним, как завали собаку тургеневского Герасима. А как звали его любимую женщину? Татьяной ее звали! «Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье), была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке…»
Есть еще и Татьяна Павловна Пруткова, героиня романа Ф.М.Достоевского «Подросток», владелица 35-ти собственных крепостных душ и управительница над пятью сотнями душ чужих.
Вспоминается и Татьяна Марковна Бережкова из «Обрыва», И.А.Гончарова. В романе она персонаж очень авторитетный, всем опора и советчица.
И.А Бунин «Танька».
Маленькая крестьянская девочка Танька, трогательно привязанная к младшему братишке и сероглазая горничная Таня, служившая у помещицы Казаковой: «…ей шел семнадцатый год, она была невелика ростом… ходила босая или, зимой, в валенках, ее простое личико было только миловидно, а серые крестьянские глаза прекрасны только молодостью». 👇
Проснулся он денницы ране
И мысль была всё о Татьяне.
Так как родственников у меня с данным именем припомнить не могу, да и среди наших прихожан Татьян раз, два и обчелся, логично было бы предположить, что день памяти святой мученицы Татианы лично для меня особого значения не имеет, особой службы в храме, кроме молебна с акафистом, служить не надо и заботы хозяйственные насущно-материальные в приоритете.
Не получится свести день сей в разряд будничный!
Хотя Татьян вокруг в эти годы и не очень много обретается, но они в книгах живут, в романах, рассказах и стихах пребывают, а в соответствии с пословицей нашей, о том, что написанное пером дело вечное, можно констатировать – рядышком Татьяны, рядом, недалече.
Вспомним наиболее известных именинниц, в литературе нашей русской живущих. Беру в воспоминание только тех Тань, о которых сам читал.
Начнем, конечно, с главной Татьяны.
Татьяна Ларина, героиня в романе-поэме Пушкина «Евгений Онегин».
Любимая героиня поэта, самый известный у нас женский образ.
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей…
Правда, тут некоторые смущаются и других смущают, что Татьяна Ларина вышла замуж за «старика Грёмина». Но! В тексте романа нигде не сказано, что безымянный генерал — старик. Он не старый, а толстый — что, кстати, может обозначать не выпирающее пузо, а просто крепкое сложение, отличное от субтильных фигур «архивных юношей». Они на «ты» с нестарым Онегиным — а значит, разница в летах между ними не так велика.
Какие Татьяны могут быть после Лариной?
Конечно, Татьяна Юрьевна из «Горя от ума» Грибоедова:
Молчалин
Да это, полно, та ли-с?
Татьяна Юрьевна!!!
Известная, - притом
Чиновные и должностные -
Все ей друзья и все родные;
К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам.
Чацкий
На что же?
Молчалин
Так: частенько там
Мы покровительство находим, где не метим.
Чацкий
Я езжу к женщинам, да только не за этим.
У любимого Антона Палыча Чехова в рассказе «Черный монах» есть Таня Песоцкая, которой признается в любви главный герой, в шутку напевая арию из оперы: «Онегин, я скрывать не стану…»
«Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» Фраермана. Это лирическое произведение о дружбе, о нравственном взрослении подростков. Книжку нынче почти забыли а в ней чистая и трогательная история, где главная героиня – Таня.
"Му-му" Все мы со школы помним, как завали собаку тургеневского Герасима. А как звали его любимую женщину? Татьяной ее звали! «Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье), была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке…»
Есть еще и Татьяна Павловна Пруткова, героиня романа Ф.М.Достоевского «Подросток», владелица 35-ти собственных крепостных душ и управительница над пятью сотнями душ чужих.
Вспоминается и Татьяна Марковна Бережкова из «Обрыва», И.А.Гончарова. В романе она персонаж очень авторитетный, всем опора и советчица.
И.А Бунин «Танька».
Маленькая крестьянская девочка Танька, трогательно привязанная к младшему братишке и сероглазая горничная Таня, служившая у помещицы Казаковой: «…ей шел семнадцатый год, она была невелика ростом… ходила босая или, зимой, в валенках, ее простое личико было только миловидно, а серые крестьянские глаза прекрасны только молодостью». 👇
#Дневник_писателя1877
"...Стыдиться своих убеждений нельзя, а теперь и не надо, и кто имеет сказать слово, тот пусть говорит, не боясь, что его не послушают, не боясь даже и того, что над ним насмеются и что он не произведет никакого впечатления на ум своих современников. В этом смысле "Дневник писателя" никогда не сойдет с своей дороги, никогда не станет уступать духу века, силе властвующих и господствующих влияний, если сочтет их несправедливыми, не будет подлаживаться, льстить и хитрить".
(Дневник писателя 1877. Январь)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
"...Стыдиться своих убеждений нельзя, а теперь и не надо, и кто имеет сказать слово, тот пусть говорит, не боясь, что его не послушают, не боясь даже и того, что над ним насмеются и что он не произведет никакого впечатления на ум своих современников. В этом смысле "Дневник писателя" никогда не сойдет с своей дороги, никогда не станет уступать духу века, силе властвующих и господствующих влияний, если сочтет их несправедливыми, не будет подлаживаться, льстить и хитрить".
(Дневник писателя 1877. Январь)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from Журнал "Достоевский и мировая культура" ИМЛИ РАН
"Достоевский говорит о Христе — как о грани человека и Бога, как о человеке на грани Бога, как о Боге на грани человека. Вспомним его символ веры: «<…> верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть» [Достоевский, 1972–1990, т. 281, с. 176]. Борис Тихомиров отметил, «что в так сформулированном credo Достоевского еще отсутствует специфический религиозный момент» [Тихомиров, 1994, c. 102]. Я, обращая внимание на иное, сказала бы иначе: Достоевский здесь прорисовывает ту именно грань, за которой начинается переход человека в Бога: здесь нет ничего, недоступного для человека, как мы его знаем, но одновременно все эти доступные для человека качества описаны в их пределе (в математическом смысле). Достижение человеком этого предела и будет моментом радикальной трансформации.
Вспомним и другую знаменитую цитату из черновиков: «NB. Христос есть Бог, насколько Земля могла Бога явить» [Достоевский, 1972–1990, т. 24, с. 244]. За эту фразу (в числе, впрочем, многих других фраз, вынутых из контекста) современные богословы и публицисты от богословия даже объявили Достоевского еретиком. Однако они не учли того обстоятельства, что человек у Достоевского есть человек тоже ровно настолько, насколько земля в ее нынешнем состоянии могла явить человека. То есть человек — это тоже на земле нечто недостаточно проявленное.
Я только кратко обозначу здесь принцип, которым столь многие богословы пользуются при интерпретации богословских идей Достоевского, в результате чего целостное его мировидение совершенно ускользает от них: они вырывают небольшой кусок из контекста — и вставляют его в совсем другой контекст, к которому, по их мнению, это высказывание наиболее может относиться, на который оно, с их точки зрения, похоже.
Нужно подчеркнуть это «похоже с их точки зрения», потому что в большинстве случаев богословы, элиминируя контекст автора, навязывают высказыванию контекст, сформировавшийся в их собственной голове, свои ассоциации, свои проекции, игнорируя (или ничего не зная о них и даже о самой проблеме подставления своего контекста на место авторского) филологические методы, позволяющие снять свои проекции и иметь дело именно с авторским высказыванием. Так Достоевскому навязывается, например, пелагианский или и вовсе манихейский контекст. То, что текст нужно истолковывать в его целостности и связности, то, что высказывание может получить совершенно разное значение в зависимости от того, в какой контекст оно включено, они решительно упускают из виду".
Из книги: Касаткина Т.А. «Мы будем — лица…» Аналитико-синтетическое чтение произведений Достоевского / отв. ред. Т.Г. Магарил-Ильяева. — М.: ИМЛИ РАН, 2023. — 432 с.
Вспомним и другую знаменитую цитату из черновиков: «NB. Христос есть Бог, насколько Земля могла Бога явить» [Достоевский, 1972–1990, т. 24, с. 244]. За эту фразу (в числе, впрочем, многих других фраз, вынутых из контекста) современные богословы и публицисты от богословия даже объявили Достоевского еретиком. Однако они не учли того обстоятельства, что человек у Достоевского есть человек тоже ровно настолько, насколько земля в ее нынешнем состоянии могла явить человека. То есть человек — это тоже на земле нечто недостаточно проявленное.
Я только кратко обозначу здесь принцип, которым столь многие богословы пользуются при интерпретации богословских идей Достоевского, в результате чего целостное его мировидение совершенно ускользает от них: они вырывают небольшой кусок из контекста — и вставляют его в совсем другой контекст, к которому, по их мнению, это высказывание наиболее может относиться, на который оно, с их точки зрения, похоже.
Нужно подчеркнуть это «похоже с их точки зрения», потому что в большинстве случаев богословы, элиминируя контекст автора, навязывают высказыванию контекст, сформировавшийся в их собственной голове, свои ассоциации, свои проекции, игнорируя (или ничего не зная о них и даже о самой проблеме подставления своего контекста на место авторского) филологические методы, позволяющие снять свои проекции и иметь дело именно с авторским высказыванием. Так Достоевскому навязывается, например, пелагианский или и вовсе манихейский контекст. То, что текст нужно истолковывать в его целостности и связности, то, что высказывание может получить совершенно разное значение в зависимости от того, в какой контекст оно включено, они решительно упускают из виду".
Из книги: Касаткина Т.А. «Мы будем — лица…» Аналитико-синтетическое чтение произведений Достоевского / отв. ред. Т.Г. Магарил-Ильяева. — М.: ИМЛИ РАН, 2023. — 432 с.
Forwarded from Музеи Ф.М. Достоевского в Старой Руссе
"Подлецы любят честных людей, вы этого не знали?.."
Ф.М. Достоевский. "Идиот".
Фото: кадр из кинофильма "Идиот" (реж. - Иван Пырьев).
В роли Гани Иволгина - Никита Подгорный.
Ф.М. Достоевский. "Идиот".
Фото: кадр из кинофильма "Идиот" (реж. - Иван Пырьев).
В роли Гани Иволгина - Никита Подгорный.
Forwarded from Музей Достоевского. Петербург
Весной 1922 года рукопись уникальной книги «Достоевский» по дороге в издательство была похищена. Автор книги — один из крупнейших философов российского анархизма, историк Алексей Боровой — вспоминал: «Черновика не было. “Волнуясь и спеша”, в короткий срок, я восстановил рукопись по памяти». Далее возникли затруднения с цензурой. Именно об этой – до сих пор не опубликованной (!) — книге пойдет речь на лекции московского исследователя Петра Рябова.
«Труд Борового посвящён Достоевскому в подлинном, глубоком смысле: он не коллекционирует отдельные “цитаты” и отдельные “позиции” своего героя, но пытается раскрыть его внутреннюю жизнь, боль, проблемы, противоречия, мучившие Фёдора Михайловича, его искания и страсти — всегда удивительно тактично, тонко и уважительно», — пишет в одной из работ П.В.Рябов, много лет посвятивший изучению архива Борового.
«Но как могло случиться, что я — революционер, анархист — обратился к Достоевскому? Как и чем он мне так близок, что сказать “своё” о нём стало для меня пламенной мечтой?» Поиск ответов на эти вопросы Алексей Боровой начинает со времен университета: «Я затруднился бы сказать – по скольку раз я читал “Карамазовых”, “Идиота”, “Бесов”, “Записки из подполья”, “Зимние заметки”... И Достоевский незримо, незаметно для меня самого, сыграл в образовании моего мировоззрения — исключительную роль. Многое, разумеется, в студенческие годы оставалось для меня непонятым. Многое было не по плечу. От многого я отталкивался моим политическим сознанием. Но я не мог не волноваться, чувствуя повсюду в Достоевском — разлившуюся стихию бунта. Логика, не отступавшая ни перед каким решением, сердце, не боявшееся никаких концов, всё — циклопичное, неодолимое, как жизнь…».
Подробнее о лекции
📷 Федор Достоевский. Литография П.Ф.Бореля. 1862
📷 Алексей Боровой. Начала XX века
«Труд Борового посвящён Достоевскому в подлинном, глубоком смысле: он не коллекционирует отдельные “цитаты” и отдельные “позиции” своего героя, но пытается раскрыть его внутреннюю жизнь, боль, проблемы, противоречия, мучившие Фёдора Михайловича, его искания и страсти — всегда удивительно тактично, тонко и уважительно», — пишет в одной из работ П.В.Рябов, много лет посвятивший изучению архива Борового.
«Но как могло случиться, что я — революционер, анархист — обратился к Достоевскому? Как и чем он мне так близок, что сказать “своё” о нём стало для меня пламенной мечтой?» Поиск ответов на эти вопросы Алексей Боровой начинает со времен университета: «Я затруднился бы сказать – по скольку раз я читал “Карамазовых”, “Идиота”, “Бесов”, “Записки из подполья”, “Зимние заметки”... И Достоевский незримо, незаметно для меня самого, сыграл в образовании моего мировоззрения — исключительную роль. Многое, разумеется, в студенческие годы оставалось для меня непонятым. Многое было не по плечу. От многого я отталкивался моим политическим сознанием. Но я не мог не волноваться, чувствуя повсюду в Достоевском — разлившуюся стихию бунта. Логика, не отступавшая ни перед каким решением, сердце, не боявшееся никаких концов, всё — циклопичное, неодолимое, как жизнь…».
Подробнее о лекции
📷 Федор Достоевский. Литография П.Ф.Бореля. 1862
📷 Алексей Боровой. Начала XX века