Достоевский Ф. М.
11.9K subscribers
943 photos
42 videos
672 links
Интересные факты о Достоевском, а также размышления и цитаты от Фёдора Михайловича.

Вопросы и пожелания: [email protected]
加入频道
#Дневник_писателя1877
"..Кто бы мог, в наше время, в нашей интеллигенции, кроме небольшой отделившейся от общего хора части ее, допустить, что народ наш в состоянии сознательно понимать свое политическое, социальное и нравственное назначение? Как можно было им допустить, чтоб эта грубая черная масса, недавно еще крепостная, а теперь опившаяся водкой, знала бы и была уверена, что назначение ее - служение Христу, а царя ее - хранение Христовой веры и освобождение православия.

"Пусть эта масса всегда называла себя не иначе как христианством (крестьянством), но ведь она все-таки не имеет понятия ни о религии, ни о Христе даже, она самых обыкновенных молитв не знает". Вот что говорят обыкновенно про народ наш. Кто говорит это? Вы думаете - немецкий пастор, обработавший у нас штунду, или заезжий европеец, корреспондент политической газеты, или образованный какой-нибудь высший еврей из тех, что не веруют в бога и которых вдруг у нас так много теперь расплодилось, или, наконец, кто-нибудь из тех поселившихся за границей русских, воображающих Россию и народ ее лишь в образе пьяной бабы, со штофом в руках?

О нет, так думает огромная часть нашего русского и самого лучшего общества; а и не подозревают они, что хоть народ наш и не знает молитв, но суть христианства, но дух и правда его сохранились и укрепились в нем так, как, может быть, ни в одном из народов мира сего, несмотря даже на пороки его".
(Дневник писателя 1877. Март)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from «...Ум чужой»
"Я не могу сказать, зачем читать Достоевского, но точно знаю, что, независимо от того, читаем мы его или нет, в своих произведениях еще задолго до нашего рождения Достоевский показал, какие мы на самом деле".

Паоло Нори, Невероятная жизнь Федора Михайловича Достоевского

#достоевский #ПаолоНори
#Дневник_писателя1880
"Да и тема эта важная, о ней надо особо и много еще сказать, и буду говорить, пока держу перо в руках, а теперь выражу мою мысль лишь в основном положении: если наш народ просвещен уже давно, приняв в свою суть Христа и его учение, то вместе с ним, с Христом, уж конечно, принял и истинное просвещение.

При таком основном запасе просвещения науки Запада, конечно, обратятся для него лишь в истинное благодеяние. Христос не померкнет от них у нас, как на Западе, где, впрочем, не от наук он померк, как утверждают либералы же, а еще прежде наук, когда сама церковь западная исказила образ Христов, преобразившись из церкви в Римское государство и воплотив его вновь в виде папства.

Да, на Западе воистину уже нет христианства и церкви, хотя и много еще есть христиан, да и никогда не исчезнут. Католичество воистину уже не христианство и переходит в идолопоклонство, а протестантизм исполинскими шагами переходит в атеизм и в зыбкое, текущее, изменчивое (а не вековечное) нравоучение.

О, конечно, вы тотчас же возразите мне, что христианство и поклонение Христу вовсе не заключает в себе и собою весь цикл просвещения, что это только лишь одна ступень, что нужны, напротив, науки, гражданские идеи, развитие и проч. и проч. На это мне нечего вам отвечать, да и неприлично, ибо хотя вы и правы отчасти, насчет наук например, но зато никогда не согласитесь, что христианство народа нашего есть, и должно остаться навсегда, самою главною и жизненною основой просвещения его!"
(Дневник писателя 1880. Aвгуст. Глава третья. I. Об одном самом основном деле)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
«из робкой, застенчивой девушки я выработалась в женщину с решительным характером, которую уже не могла испугать борьба с житейскими невзгодами, вернее сказать, с долгами, достигшими ко времени возвращения нашего в Петербург двадцати пяти тысяч. Моя веселость и жизнерадостность остались при мне, но проявлялись только в семье, среди родных или друзей.

При посторонних и особенно в обществе мужчин я держала себя донельзя сдержанно, ограничиваясь в отношении их холодною вежливостью, и больше молчала и внимательно слушала, чем высказывала свои мысли. Приятельницы мои уверяли меня, что я страшно состарилась за эти четыре года, и упрекали, зачем я не обращаю внимания на свою внешность, не одеваюсь и не причесываюсь по моде. Соглашаясь с ними, я тем не менее не хотела ни в чем изменяться. Я твердо была убеждена, что Федор Михайлович любит меня не за одну внешность, а и за хорошие свойства моего ума и характера, и что мы успели за это время “срастись душой”, как говорил Федор Михайлович. Моя же старомодная внешность и видимое избегание мужского общества могли только благоприятно действовать на моего мужа, так как не давали поводов для проявления с его стороны дурной черты его характера — ни на чем не основанной ревности.»

(Из «Воспоминаний» Анны Достоевской)

Узнать о роли этой замечательной женщины в жизни Достоевского вы сможете на экскурсии «Ангел мой, небо мое бесконечное…»: женщины в жизни и книгах Федора Достоевского» 15 января в 18:00.

📷 А.Г.Достоевская. Фотография А.Лушева. 1860-е гг.
"Семейство — это величайшая святыня человека на земле, ибо посредством этого закона природы человек достигает развития (то есть сменой поколений) цели".
(Записная книжка 1863-1864 гг.)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты.
"Мы давно уже заметили, что в нашей журналистике, в последние годы, развилась какая-то особенная добровольная зависимость, подначальность литературным авторитетам. Разумеется, мы не обвиняем нашу журналистику в корысти, в продажности. У нас нет, как почти везде в европейских литературах, журналов и газет, торгующих за деньги своими убеждениями, меняющих свою подлую службу и своих господ на других единственно из-за того, что другие дают больше денег.

Но заметим, однако же, что можно продавать свои убеждения и не за деньги. Можно продать себя, например, от излишнего врожденного подобострастия или из-за страха прослыть глупцом за несогласие с литературными авторитетами.

Золотая посредственность иногда даже бескорыстно трепещет перед мнениями, установленными столпами литературы, особенно если эти мнения смело, дерзко, нахально высказаны. Иногда только эта нахальность и дерзость доставляет звание столпа и авторитета писателю неглупому, умеющему воспользоваться обстоятельствами, а вместе с тем доставляет столпу чрезвычайное, хотя и временное влияние на массу".
(Объявление о подписке на журнал «Время» на 1861 год)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from Филологичка
Только что я занес ногу за высокий порог калитки, вдруг чья-то сильная рука схватила меня за грудь.
— Кто сей? — взревел чей-то голос, — друг или недруг? Кайся!
— Это наш, наш! — завизжал подле голосок Липутина, — это господин Г—в, классического воспитания и в связях с самым высшим обществом молодой человек.
— Люблю, коли с обществом, кла-сси-чес... значит, о-бразо-о-ваннейший... отставной капитан Игнат Лебядкин, к услугам мира и друзей... если верны, если верны, подлецы!
Капитан Лебядкин, вершков десяти росту, толстый, мясистый, курчавый, красный и чрезвычайно пьяный, едва стоял предо мной и с трудом выговаривал слова. Я, впрочем, его и прежде видал издали.
— А, и этот! — взревел он опять, заметив Кириллова, который всё еще не уходил с своим фонарем; он поднял было кулак, но тотчас опустил его.
— Прощаю за ученость! Игнат Лебядкин — образо-о-ваннейший...
Любви пылающей граната
Лопнула в груди Игната.
И вновь заплакал горькой мукой
По Севастополю безрукий.

— Хоть в Севастополе не был и даже не безрукий, но каковы же рифмы! — лез он ко мне с своею пьяною рожей.
— Им некогда, некогда, они домой пойдут, — уговаривал Липутин, — они завтра Лизавете Николаевне перескажут.
— Лизавете!.. — завопил он опять, — стой-нейди! Варьянт:
И порхает звезда на коне
В хороводе других амазонок;
Улыбается с лошади мне
Ари-сто-кратический ребенок.
«Звезде-амазонке».

— Да ведь это же гимн! Это гимн, если ты не осел! Бездельники не понимают! Стой! — уцепился он за мое пальто, хотя я рвался изо всех сил в калитку. — Передай, что я рыцарь чести, а Дашка... Дашку я двумя пальцами... крепостная раба и не смеет...
Тут он упал, потому что я с силой вырвался у него из рук и побежал по улице. Липутин увязался за мной.

Ф. М. Достоевский "Бесы"
"Кто из Карамазовых является автором идеи: "Если Бога нет, всё дозволено"?
Anonymous Quiz
21%
Дмитрий
54%
Иван
12%
Алексей
12%
Федор Павлович
"...Уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, все будет позволено..."
#БратьяКарамазовы
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
#достоевскийпопонедельникам

Знаешь ли ты, что пройдут века и человечество провозгласит устами своей премудрости и науки, что преступления нет, а стало быть, нет и греха, а есть лишь только голодные. «Накорми, тогда и спрашивай с них добродетели!» – вот что напишут на знамени, которое воздвигнут против тебя и которым разрушится храм твой.

(«Братья Карамазовы»)
К 150-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ ПУБЛИКАЦИИ РОМАНА "ПОДРОСТОК"

22 января 1875 года в журнале "Отечественные записки" были опубликованы первые пять глав романа Ф.М. Достоевского "Подросток". Отдельным изданием произведение вышло в начале 1876 года.
⤵️⤵️⤵️
23 января 1850 г. Достоевский прибыл в Омский каторжный острог.

"Жили мы в куче, - писал впоследствии Достоевский о своей каторге, - все месте в одной казарме. <...> Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками.<...> Я часто лежал больной в госпитале. От расстройства нервов у меня случилась падучая. <...> И в каторге между разбойниками я, в четыре года, отличил наконец людей.

Поверишь ли: есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото. И не один, не два, а несколько. Иных нельзя не уважать, другие решительно прекрасны. <...> Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! Я сжился с ними и потому, кажется, знаю их порядочно. Сколько историй бродяг и разбойник<ов> и вообще всего черного, горемычного быта! На целые томы достанет. Что за чудный народ. Вообще время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его".
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Замысел «Подростка» можно отнести к 1869 году, когда Достоевский планировал написать роман о «детстве» героя. Отрывочные записи, сделанные во Флоренции, получили дальнейшее развитие в декабре 1869-январе 1870 года в плане неосуществленной эпопеи «Житие великого грешника». «Подросток» вбирает в себя ряд мотивов первой части «Жития...», связанной с детством и юностью героя. На одной из стадий работы Достоевский обдумывал подзаголовок к роману: «Исповедь великого грешника, писанная для себя».

В «Подростке» нашли отражение темы, волновавшие писателя на протяжении долгого времени: духовный раскол нации как следствие отъединения младшего поколения от старшего, «случайные семейства», пути преодоления вечного конфликта «отцов и детей», нравственное становление личности в условиях социального беспорядка. Эти темы в полной мере получили выражение в центральных образах романа – Аркадии Долгоруком и его отце Андрее Петровиче Версилове. Подросток, пройдя путь от формирования ротшильдовской идеи могущества до моральных испытаний, меняющих его представление о мире, начинает жизнь взрослого человека. Теперь его главная цель заключается не в том, чтобы накопить много денег и стать знаменитым, а в приобретении высших нравственных ценностей, построенных на идеалах веры, добра и справедливости.
Forwarded from Rebrik sacerdos
25 января – Татьянин день!

Проснулся он денницы ране
И мысль была всё о Татьяне.


Так как родственников у меня с данным именем припомнить не могу, да и среди наших прихожан Татьян раз, два и обчелся, логично было бы предположить, что день памяти святой мученицы Татианы лично для меня особого значения не имеет, особой службы в храме, кроме молебна с акафистом, служить не надо и заботы хозяйственные насущно-материальные в приоритете.

Не получится свести день сей в разряд будничный!
Хотя Татьян вокруг в эти годы и не очень много обретается, но они в книгах живут, в романах, рассказах и стихах пребывают, а в соответствии с пословицей нашей, о том, что написанное пером дело вечное, можно констатировать – рядышком Татьяны, рядом, недалече.

Вспомним наиболее известных именинниц, в литературе нашей русской живущих. Беру в воспоминание только тех Тань, о которых сам читал.

Начнем, конечно, с главной Татьяны.
Татьяна Ларина, героиня в романе-поэме Пушкина «Евгений Онегин».
Любимая героиня поэта, самый известный у нас женский образ.
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей…

Правда, тут некоторые смущаются и других смущают, что Татьяна Ларина вышла замуж за «старика Грёмина». Но! В тексте романа нигде не сказано, что безымянный генерал — старик. Он не старый, а толстый — что, кстати, может обозначать не выпирающее пузо, а просто крепкое сложение, отличное от субтильных фигур «архивных юношей». Они на «ты» с нестарым Онегиным — а значит, разница в летах между ними не так велика.

Какие Татьяны могут быть после Лариной?
Конечно, Татьяна Юрьевна из «Горя от ума» Грибоедова:

Молчалин
Да это, полно, та ли-с?
Татьяна Юрьевна!!!
Известная, - притом
Чиновные и должностные -
Все ей друзья и все родные;
К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам.

Чацкий
На что же?
Молчалин
Так: частенько там
Мы покровительство находим, где не метим.

Чацкий
Я езжу к женщинам, да только не за этим.

У любимого Антона Палыча Чехова в рассказе «Черный монах» есть Таня Песоцкая, которой признается в любви главный герой, в шутку напевая арию из оперы: «Онегин, я скрывать не стану…»

«Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» Фраермана. Это лирическое произведение о дружбе, о нравственном взрослении подростков. Книжку нынче почти забыли а в ней чистая и трогательная история, где главная героиня – Таня.

"Му-му" Все мы со школы помним, как завали собаку тургеневского Герасима. А как звали его любимую женщину? Татьяной ее звали! «Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье), была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке…»

Есть еще и Татьяна Павловна Пруткова, героиня романа Ф.М.Достоевского «Подросток», владелица 35-ти собственных крепостных душ и управительница над пятью сотнями душ чужих.

Вспоминается и Татьяна Марковна Бережкова из «Обрыва», И.А.Гончарова. В романе она персонаж очень авторитетный, всем опора и советчица.

И.А Бунин «Танька».
Маленькая крестьянская девочка Танька, трогательно привязанная к младшему братишке и сероглазая горничная Таня, служившая у помещицы Казаковой: «…ей шел семнадцатый год, она была невелика ростом… ходила босая или, зимой, в валенках, ее простое личико было только миловидно, а серые крестьянские глаза прекрасны только молодостью». 👇
#Дневник_писателя1877
"...Стыдиться своих убеждений нельзя, а теперь и не надо, и кто имеет сказать слово, тот пусть говорит, не боясь, что его не послушают, не боясь даже и того, что над ним насмеются и что он не произведет никакого впечатления на ум своих современников. В этом смысле "Дневник писателя" никогда не сойдет с своей дороги, никогда не станет уступать духу века, силе властвующих и господствующих влияний, если сочтет их несправедливыми, не будет подлаживаться, льстить и хитрить".
(Дневник писателя 1877. Январь)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
"Достоевский говорит о Христе — как о грани человека и Бога, как о человеке на грани Бога, как о Боге на грани человека. Вспомним его символ веры: «<…> верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть» [Достоевский, 1972–1990, т. 281, с. 176]. Борис Тихомиров отметил, «что в так сформулированном credo Достоевского еще отсутствует специфический религиозный момент» [Тихомиров, 1994, c. 102]. Я, обращая внимание на иное, сказала бы иначе: Достоевский здесь прорисовывает ту именно грань, за которой начинается переход человека в Бога: здесь нет ничего, недоступного для человека, как мы его знаем, но одновременно все эти доступные для человека качества описаны в их пределе (в математическом смысле). Достижение человеком этого предела и будет моментом радикальной трансформации.

Вспомним и другую знаменитую цитату из черновиков: «NB. Христос есть Бог, насколько Земля могла Бога явить» [Достоевский, 1972–1990, т. 24, с. 244]. За эту фразу (в числе, впрочем, многих других фраз, вынутых из контекста) современные богословы и публицисты от богословия даже объявили Достоевского еретиком. Однако они не учли того обстоятельства, что человек у Достоевского есть человек тоже ровно настолько, насколько земля в ее нынешнем состоянии могла явить человека. То есть человек — это тоже на земле нечто недостаточно проявленное.

Я только кратко обозначу здесь принцип, которым столь многие богословы пользуются при интерпретации богословских идей Достоевского, в результате чего целостное его мировидение совершенно ускользает от них: они вырывают небольшой кусок из контекста — и вставляют его в совсем другой контекст, к которому, по их мнению, это высказывание наиболее может относиться, на который оно, с их точки зрения, похоже.

Нужно подчеркнуть это «похоже с их точки зрения», потому что в большинстве случаев богословы, элиминируя контекст автора, навязывают высказыванию контекст, сформировавшийся в их собственной голове, свои ассоциации, свои проекции, игнорируя (или ничего не зная о них и даже о самой проблеме подставления своего контекста на место авторского) филологические методы, позволяющие снять свои проекции и иметь дело именно с авторским высказыванием. Так Достоевскому навязывается, например, пелагианский или и вовсе манихейский контекст. То, что текст нужно истолковывать в его целостности и связности, то, что высказывание может получить совершенно разное значение в зависимости от того, в какой контекст оно включено, они решительно упускают из виду".

Из книги: Касаткина Т.А. «Мы будем — лица…» Аналитико-синтетическое чтение произведений Достоевского / отв. ред. Т.Г. Магарил-Ильяева. — М.: ИМЛИ РАН, 2023. — 432 с.
"Подлецы любят честных людей, вы этого не знали?.."

Ф.М. Достоевский. "Идиот".

Фото: кадр из кинофильма "Идиот" (реж. - Иван Пырьев).
В роли Гани Иволгина - Никита Подгорный.
Весной 1922 года рукопись уникальной книги «Достоевский» по дороге в издательство была похищена. Автор книги — один из крупнейших философов российского анархизма, историк Алексей Боровой — вспоминал: «Черновика не было. “Волнуясь и спеша”, в короткий срок, я восстановил рукопись по памяти». Далее возникли затруднения с цензурой. Именно об этой – до сих пор не опубликованной (!) — книге пойдет речь на лекции московского исследователя Петра Рябова.

«Труд Борового посвящён Достоевскому в подлинном, глубоком смысле: он не коллекционирует отдельные “цитаты” и отдельные “позиции” своего героя, но пытается раскрыть его внутреннюю жизнь, боль, проблемы, противоречия, мучившие Фёдора Михайловича, его искания и страсти — всегда удивительно тактично, тонко и уважительно», — пишет в одной из работ П.В.Рябов, много лет посвятивший изучению архива Борового.

«Но как могло случиться, что я — революционер, анархист — обратился к Достоевскому? Как и чем он мне так близок, что сказать “своё” о нём стало для меня пламенной мечтой?» Поиск ответов на эти вопросы Алексей Боровой начинает со времен университета: «Я затруднился бы сказать – по скольку раз я читал “Карамазовых”, “Идиота”, “Бесов”, “Записки из подполья”, “Зимние заметки”... И Достоевский незримо, незаметно для меня самого, сыграл в образовании моего мировоззрения — исключительную роль. Многое, разумеется, в студенческие годы оставалось для меня непонятым. Многое было не по плечу. От многого я отталкивался моим политическим сознанием. Но я не мог не волноваться, чувствуя повсюду в Достоевском — разлившуюся стихию бунта. Логика, не отступавшая ни перед каким решением, сердце, не боявшееся никаких концов, всё — циклопичное, неодолимое, как жизнь…».

Подробнее о лекции

📷 Федор Достоевский. Литография П.Ф.Бореля. 1862
📷 Алексей Боровой. Начала XX века
Forwarded from БЕСОГОН
Лев Гумилёв, русский учёный, историк:
«Прав был Ф.М. Достоевский, отметивший, что, если у французов есть гордость, любовь к изяществу, у испанцев – ревность, у англичан – честность и дотошность, у немцев – аккуратность, то у русских есть умение понимать и принимать все другие народы. Русские понимают, к примеру, европейцев гораздо лучше, чем те понимают россиян. Наши предки осознавали уникальность образа жизни тех народов, с которыми сталкивались, и потому этническое многообразие России продолжало увеличиваться. Колонизация Сибири русскими не была похожа ни на истребление североамериканских индейцев англосаксами, ни на работорговлю, осуществлявшуюся французскими и португальскими авантюристами. А ведь в пору этих деяний и англосаксы, и французы, и португальцы, и голландцы уже пережили век Просвещения и гордились своей "цивилизованностью"».
Протоиерей Андрей Ткачев
«Потребительская корзина»

В «Дневнике писателя» среди множества ярких мыслей и интересных эпизодов есть такой. Достоевский вспоминает время своей юности, посиделки на квартирах друзей и страстные разговоры о будущем человечества. В это время он был частным гостем у В. Г. Белинского. Белинский увлечённо рассказывал о будущем счастье мира, о новом социальном устройстве и походя критиковал Христианскую Церковь и её Божественного Основателя.

Достоевский же непременно морщился и всем видом показывал неудовольствие от слышанного всякий раз, когда осмеивался или критиковался Христос. И вот однажды «неистовый Виссарион» отреагировал на неудовольствие юного писателя. «Посмотрите на него, — сказал он, указывая на Достоевского ещё одному человеку, молча сидевшему в кресле. — Да ведь если ваш Христос явился бы сейчас в мир, то Он так бы и стушевался при виде современного развития человечества. Паровые машины, электричество, высотные здания... Ваш Христос был бы обычным маленьким человеком и не посмел бы рта открыть в современном мире».

Молча сидевший в кресле человек возразил Белинскому: «Нет. Христос непременно стал бы во главе движения» (имея в виду движение социалистическое). Белинский поспешно согласился: «Да-да, непременно стал бы во главе».
Эта история, несмотря на свою давность, кажется мне очень актуальной. Христос, возглавляющий социальное движение, Христос-революционер — это впоследствии стало реальностью в головах многих людей.

...В белом венчике из роз
Впереди Исус Христос, —

писал Блок в поэме «Двенадцать». Это, если хотите, так называемая «теология освобождения», распространённая в Латинской Америке, это и пафос борьбы за бедных, характерный для первых лет революции, и многое другое. Примитивные мысли Белинского размножились во многих головах: "Христос устарел и испугался бы усложнившейся цивилизации". Глупость несусветная, но в тайне исповедуется многими.
<...>
Кроме суеты, вечно заслоняющей от человека духовную реальность, ныне «единое на потребу» скрыто ещё и под густым слоем «цацек» и побрякушек, придуманных техническим прогрессом. Эти побрякушки делают человека чванливым и самодовольным, безразличным ко всему, что нельзя съесть и во что нельзя выстрелить из пистолета.
А между тем, природа человека не изменилась. Современная жизнь знает сотни примеров того, как профессора и академики в случае беды или болезни обращаются к безграмотным «бабкам», шаманам, экстрасенсам. И знания от этого не спасают, и религиозный скепсис куда-то испаряется.

Человек — это такое существо, которое даже поднимаясь по трапу современного звездолёта, может сжимать в кулаке монетку «на счастье» или приколоть под скафандр заговорённую булавку. И верить будет пилот звездолёта не в научно-технический прогресс и не в гениальную чудо-машину, а именно в монетку и булавку. Это и плохо, и хорошо одновременно. Плохо потому, что, не имея правой и истинной веры, человек неизбежно освобождает место в душе для веры ложной, суетной и мелкой. А хорошо потому, что такое дремучее поведение громче всех доводов рассудка говорит о человеке как о существе вечно религиозном, нуждающемся в невидимой помощи сил, которые выше человека.
<...>
Что касается самого Белинского, то последние годы своей жизни, будучи смертельно больным, он утешал себя тем, что наблюдал издалека за строящимся в Петербурге новым вокзалом. В грохоте землеройных машин ему чудилась гармония будущего счастья, подобно тому, как итальянские футуристы считали рёв революционных моторов красивее песни влюблённой девушки. Вот такие плоские души, лишённые всяческой глубины, были хозяевами дум и у нас, и на Западе.

Точно такой взгляд на жизнь нам проповедуется ежедневно средствами массовой информации. Если ядро жизненных интересов составляет «потребительская корзина», то взгляд независимого исследователя буквально через один логический шаг усматривает за «корзиной» её неизбежное последствие — ватерклозет. Кто мы — дети унитазной цивилизации или вечные люди с небесной пропиской? Решать нам.
📰Источник
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты