Достоевский Ф. М.
11.9K subscribers
945 photos
42 videos
674 links
Интересные факты о Достоевском, а также размышления и цитаты от Фёдора Михайловича.

Вопросы и пожелания: [email protected]
加入频道
«Достоевский. От двойственности к единству» Рене Жирара

Поиск веры занимает едва ли не центральное место в прозе Фёдора Михайловича, и Рене Жирар, известный философ и культуролог, поставил перед собой амбициозную задачу превзойти по оригинальности все прочие жизнеописания Достоевского: создать психологически достоверный портрет писателя как истового искателя Христа и описать духовную динамику и внутренние противоречия, двигавшие его мысль.

«Лето в Бадене» Леонида Цыпкина

Документальная повесть, в которой автор умело переплетает рассказ о путешествии Достоевского с женой из Санкт-Петербурге в Германию в 1867 году со своими собственными мыслями во время путешествия из Москвы в Ленинград век спустя. Эту малоизвестную книгу высоко оценили Сьюзен Сонтаг и Иосиф Бродский, включив автора в сонм классиков русской литературы.

«Достоевский. Писатель, заглянувший в бездну» Владимира Викторовича

Владимир Викторович — литературовед и доктор филологических наук, преподаватель в Коломенском пединституте, проводящий научные экспедиции в исторической усадьбе Достоевских Даровое под городом Зарайском. В эту книгу вошли 15 лекций, охвативших основные вехи творчества писателя, его дневниковые записи и публицистику, а также пять главных романов: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы».

«Осень в Петербурге» Джона Максвелла Кутзее

Роман о Фёдоре Михайловиче, расследующем гибель своего пасынка в Петербурге, в котором ожили наваждения его лучших книг и самых страшных кошмаров. Джон Максвелл Кутзее — автор из далёкой ЮАР, и тем поразительнее, насколько правдоподобны его Петербург и его видение писателя. «Осень в Петербурге» читается как доселе неизвестный роман самого Достоевского.

«Рулетенбург» Леонида Гроссмана

Рулетенбург — вымышленный город из романа «Игрок», настоящий игорный вертеп Европы, а ещё это название биографического романа Леонида Гроссмана, известного писателя и литературоведа, исследующего Достоевского за рулеткой. Он о том, как после изнурительной работы над очередной книгой Фёдор Михайлович искал отдохновения от работы — в тайных молодёжных кружках, в горячих дискуссиях об истине, в любовном сладострастии, в игре с судьбой.

«Солнце моей жизни – Фёдор Достоевский. Воспоминания. 1846–1917» Анны Григорьевны Достоевской

Анна Григорьевна была не просто стенографисткой: она была редактором, литературным агентом, издателем Достоевского, но что ещё важнее — другом, единомышленницей, преданной женой. «Многие русские писатели чувствовали бы себя лучше, если бы у них были такие жёны, как у Достоевского», — говорил Толстой. В воспоминания Анны Григорьевны вошли как записи о её ранней жизни, так и свидетельства творчества Фёдора Михайловича, их духовной близости и беззаветной любви.

«Т» Виктора Пелевина

Вообще-то главный герой книги Пелевина Граф Т. — не кто иной, как Лев Николаевич Толстой, извечный оппонент Достоевского. Граф Т. — мастер боевых искусств, бежавший от царского охранного отделения в Оптину Пустынь, который вдруг осознаёт, что является персонажем вымышленной книги. По ироническому замыслу Пелевина, выведенный в романе Достоевский является кроссоверным другом Графа Т. из вселенной видеоигры, в которой Ф.М., вооружившись топором, даёт отпор наводнившим Петербург зомби и высасывает из мертвецов ману.
Аркадий Свидригайлов:
"...Ей стало наконец жаль меня, жаль пропащего человека. А когда сердцу девушки станет жаль, то, уж разумеется, это для нее всего опаснее. Тут уж непременно захочется и «спасти», и образумить, и воскресить, и призвать к более благородным целям, и возродить к новой жизни и деятельности, — ну, известно, что можно намечтать в этом роде."
#Преступлениеинаказание
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
К слову, произведения Федора Достоевского сыграли важную роль в формировании китайской литературы нового времени, а его романы и сегодня пользуются большой популярностью в Китае! Только «Преступление и наказание» имеет более десяти различных версий перевода на китайский язык.

💥 Более того, в Китае история Родиона Раскольникова используется в качестве учебного пособия по криминальной психологии среди людей, изучающих юриспруденцию. Как мы выяснили, читая разные статьи, во многих университетах Китая на юридических факультетах читается специальный курс по «Преступлению и наказанию»!

🔥
КСТАТИ! Дмитрий Андреевич, правнук, нам рассказывал, что когда он приезжал в европейские библиотеки в рамках популяризации творчества своего великого прадеда, то всегда находились люди, говорившие о том, что произведения Достоевского изменили их жизнь!
Иван Карамазов:
"...Вообще европейский либерализм, и даже наш русский либеральный дилетантизм, часто и давно уже смешивает конечные результаты социализма с христианскими. Этот дикий вывод — конечно, характерная черта. Впрочем, социализм с христианством смешивают, как оказывается, не одни либералы и дилетанты..."
#БратьяКарамазовы
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Князь Мышкин:
"Приведите и поставьте солдата против самой пушки на сражении и стреляйте в него, он еще всё будет надеяться, но прочтите этому самому солдату приговор наверно, и он с ума сойдет или заплачет. Кто сказал, что человеческая природа в состоянии вынести это без сумасшествия? Зачем такое ругательство, безобразное, ненужное, напрасное? Может быть, и есть такой человек, которому прочли приговор, дали помучиться, а потом сказали: «Ступай, тебя прощают». Вот этакой человек, может быть, мог бы рассказать. Об этой муке и об этом ужасе и Христос говорил. Нет, с человеком так нельзя поступать!"
(Идиот)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
‼️ Каждый раз в молитве твоей,
если искренна, мелькнет новое чувство, а в нем и новая мысль, которую ты прежде не знал и которая вновь ободрит тебя.

Федор Михвйлович Достоевский,
“Братья Карамазовы” (из бесед старца Зосимы).

Подписаться на канал Андроникова монастыря 🟧
#Персонаж
Ганя Иволгин — самолюбивый, тщеславный, алчный и завистливый человек, движимый жаждой самоутверждения. Он мечтает разбогатеть через удачную женитьбу, считая деньги символом силы, оригинальности и признания. Больше всего на свете он любит деньги, видя в них не только способ достижения успеха, но и возможность доказать свою ценность в обществе.
В этом монологе Ганя откровенно делится своими амбициозными устремлениями и внутренними противоречиями.


— А, нравственность! Что я еще мальчишка, это я и сам знаю, — горячо перебил Ганя, — и уж хоть тем одним, что с вами такой разговор завел. Я, князь, не по расчету в этот мрак иду, — продолжал он, проговариваясь, как уязвленный в своем самолюбии молодой человек, — по расчету я бы ошибся наверно, потому и головой и характером еще не крепок. Я по страсти, по влечению иду, потому что у меня цель капитальная есть.

Вы вот думаете, что я семьдесят пять тысяч получу и сейчас же карету куплю. Нет-с, я тогда третьегодний старый сюртук донашивать стану и все мои клубные знакомства брошу. У нас мало выдерживающих людей, хоть и всё ростовщики, а я хочу выдержать. Тут, главное, довести до конца — вся задача! Птицын семнадцати лет на улице спал, перочинными ножичками торговал и с копейки начал; теперь у него шестьдесят тысяч, да только после какой гимнастики! Вот эту-то я всю гимнастику и перескочу и прямо с капитала начну; чрез пятнадцать лет скажут: «Вот Иволгин, король иудейский».

Вы мне говорите, что я человек не оригинальный. Заметьте себе, милый князь, что нет ничего обиднее человеку нашего времени и племени, как сказать ему, что он не оригинален, слаб характером, без особенных талантов и человек обыкновенный. Вы меня даже хорошим подлецом не удостоили счесть, и, знаете, я вас давеча съесть за это хотел! Вы меня пуще Епанчина оскорбили, который меня считает (и без разговоров, без соблазнов, в простоте души, заметьте это) способным ему жену продать! Это, батюшка, меня давно уже бесит, и я денег хочу.

Нажив деньги, знайте, — я буду человек в высшей степени оригинальный. Деньги тем всего подлее и ненавистнее, что они даже таланты дают. И будут давать до скончания мира. Вы скажете, это всё по-детски или, пожалуй, поэзия, — что ж, тем мне же веселее будет, а дело все-таки сделается. Доведу и выдержу. Rira bien qui rira le dernier! * Меня Епанчин почему так обижает? По злобе, что ль? Никогда-с. Просто потому, что я слишком ничтожен. Ну-с, а тогда... А однако же, довольно, и пора.
___
*Хорошо смеется тот, кто смеется последним! (франц.)
(Идиот)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
#Дневник_писателя1881
"Нам именно здравые решения необходимы, — до тех пор не будет спокойствия, а ведь только спокойствие есть источник всякой великой силы. Как же спрашивать у нас теперь европейских бюджетов и правильных финансов? Тут уж не в том вопрос, почему у нас нет европейской экономии и хороших финансов, а вопрос лишь в том: как еще мы устояли? Опять-таки крепкой, единительной, всенародной силой устояли".
(Дневник писателя 1881. Январь. Возможно ль у нас спрашивать Европейских финансов?)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
«Братья Карамазовы» Достоевского проданы тиражом более полумиллиона экземпляров на японском языке #факт

Роман по популярности обогнал предыдущего лидера — «Над пропастью во ржи» Сэлинджера в переводе Харуки Мураками. Теперь Достоевский единолично возглавляет рейтинг.

Откуда такая популярность
По словам исследователей, японских читателей привлекает тонкий психологизм русского писателя, а также напор и драматизм ключевых сцен. Эта волна популярности Достоевского в Японии не первая — еще в 1892 году на японском вышел перевод «Преступления и наказания».

Как выражается популярность
В 2013 году рейтинги японского телевидения возглавил одноименный сериал по мотивам «Братьев Карамазовых».
"На днях переходил Невский проспект с солнечной стороны на теневую. Известно, что Невский проспект переходишь всегда с осторожностью, не то мигом раздавят,— лавируешь, присматриваешься, улучаешь минуту, прежде чем пуститься в опасный путь, и ждешь, чтобы хоть капельку расчистилось от несущихся один за другим, в два или три ряда, экипажей. <...> И вот вдруг внезапно раздаются из тумана быстрые, частые, сильно приближающиеся твердые звуки, страшные и зловещие в эту минуту, очень похожие на то, как если бы шесть или семь человек сечками рубили в чане капусту «Куда деваться? Вперед или назад? Успею или нет?» <...> Один миг, отчаянный окрик кучера, и — всё мелькнуло и пролетело из тумана в туман, и топот, и рубка, и крики — всё исчезло опять, как видение. Подлинно петербургское видение!"
"Маленькие картинки" — очерк Достоевского, опубликованный 16 июля 1873г. в газете-журнале "Гражданин".
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
#Дневник_писателя_1877
"Что в том, что не живший еще юноша мечтает про себя со временем стать героем? Поверьте, что такие, пожалуй, гордые и заносчивые мечты могут быть гораздо живительнее и полезнее этому юноше, чем иное благоразумие того отрока, который уже в шестнадцать лет верит премудрому правилу, что «счастье лучше богатырства». Поверьте, что жизнь этого юноши даже после прожитых уже бедствий и неудач, в целом, будет все-таки краше, чем успокоенная жизнь мудрого товарища детства его, хотя бы тому всю жизнь суждено было сидеть на бархате. Такая вера в себя не безнравственна и вовсе не пошлое самохвальство.

Так точно и в народах: пусть есть народы благоразумные, честные и умеренные, спокойные, без всяких порывов, торговцы и кораблестроители, живущие богато и с чрезвычайною опрятностью; ну и бог с ними, всё же далеко они не пойдут; это непременно выйдет средина, которая ничем не сослужит человечеству: этой энергии в них нет, великого самомнения этого в них нет, трех этих шевелящихся китов под ними нет, на которых стоят все великие народы.

Вера в то, что хочешь и можешь сказать последнее слово миру, что обновишь наконец его избытком живой силы своей, вера в святость своих идеалов, вера в силу своей любви и жажды служения человечеству,— нет, такая вера есть залог самой высшей жизни наций, и только ею они и принесут всю ту пользу человечеству, которую предназначено им принести, всю ту часть жизненной силы своей и органической идеи своей, которую предназначено им самой природой, при создании их, уделить в наследство грядущему человечеству.

Только сильная такой верой нация и имеет право на высшую жизнь. Древний легендарный рыцарь верил, что пред ним падут все препятствия, все призраки и чудовища и что он победит всё и всех и всего достигнет, если только верно сохранит свой обет «справедливости, целомудрия и нищеты». Вы скажете, что всё это легенды и песни, которым может верить один Дон-Кихот, и что совсем не таковы законы действительной жизни нации. Ну, так я вас, господа, нарочно поймаю и уличу, что и вы такие же Дон-Кихоты, что у вас самих есть такая же идея, которой вы верите и через которую хотите обновить человечество!"
(Дневник писателя 1877. Январь. Примирительная мечта вне науки)
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
В конце 1872 г., после завершения романа «Бесы», Достоевский принял предложение князя Мещерского стать редактором издаваемого им еженедельника «Гражданин». С первого выпуска Достоевский начал публиковать здесь главы из своего «Дневника писателя» — «Старые люди», «Бобок», «Влас» и др. В 1872 г. Редакция журнала размещалась в квартире князя Мещерского на Николаевской улице (ныне — улица Марата), 9.

Больше времени, чем в редакции, Достоевский проводил в типографии А.И.Траншеля, где печатался «Гражданин», иногда засиживаясь за работой до утра. Типография до августа 1873 г. размещалась на углу Невского и Владимирского проспектов, в доме, где затем находился знаменитый ресторан К.Палкина. В то время, когда там печатался «Гражданин», дом перестраивался, лестницы были полуразобраны, и рабочие поднимали и спускали Достоевского на верхний этаж на руках. В августе 1873 г. с Невского типография была переведена во флигель во дворе собственного дома А.И.Траншеля на Стремянной улице.

Из воспоминаний Варвары Тимофеевой, работавшей корректором в типографии Траншеля:

«В типографии Федор Михайлович не только читал корректуру, но и просматривал и исправлял весь свой редакционный материал и тут же писал свои “Дневники”. Иногда он предварительно рассказывал мне их содержание, как бы проверяя на мне будущие впечатления “в публике”. Иногда громко читал какую-нибудь отдельную фразу, не дававшуюся ему, и требовал, чтобы я немедленно подсказала нужное ему слово.
— Ну, скорей! Говорите скорее, какое тут надо слово! — И он нетерпеливо при этом топал ногой, торопя меня еще более.
... Когда он писал разговоры, он всегда, прежде чем написать, несколько раз повторял их шепотом или вслух, делая при этом соответствующие жесты, как будто видел перед собой изображаемое лицо.» (В.В.Тимофеева. Год работы с знаменитым писателем)

► Узнать больше об этом и других «достоевских» адресах в этом районе вы сможете на экскурсии «Владимирская площадь и ее окрестности в жизни и творчестве Ф.М.Достоевского» 24 ноября в 12:00. Ведет экскурсию старший научный сотрудник Музея Достоевского Наталия Викторовна Чернова.
🎟 Билеты

📷 Дом на углу Невского и Владимирского проспектов. Типография Траншеля работала со стороны Владимирского проспекта. Фото 1902 г.: Невский пр., д.47. («Невский проспект». Т.2. Сост. И.Божерянов. СПб., 1902 г. Табл. XVII). Адрес дома: Невский пр., 47/Владимирский пр., 1. © Citywalls.ru
#достоевскийпопонедельникам

Все вы, до единого, — болтунишки и фанфаронишки! Заведётся у вас страданьице — вы с ним как курица с яйцом носитесь!
(«Преступление и наказание»)

Илл. Сони Маслинцыной
Из статьи доктора филологических наук Татьяны Касаткиной "Как и зачем читать Достоевского?":
"Начнем с тех, кто Достоевского не любит и не читает — и при этом считает нужным или испытывает потребность говорить об этом публично, часто довольно пространно и по возможности громко. Эта категория «нечитателей» гораздо легче типологизируется: читают Достоевского по гораздо большему количеству причин, чем «не читают». Как правило, именно «нечитатели» транслируют устойчивые и довольно легко каталогизируемые стереотипы относительно писателя и его творчества.
<...>
Большинство читателей Достоевского — это люди, которые, читая его, меняются, все с разной скоростью, кто — на миг, кто — навсегда переходя на новый уровень, к новому способу бытия; это люди, которые и читают его потому, что в процессе чтения с ними что-то происходит".
📖Читать полностью:
Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2023. №1(21). С.27–37.
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Рассказ Ф.М.Достоевского «Сон смешного человека» был напечатан в апрельском выпуске «Дневника писателя» 1877 года с авторским подзаголовком «Фантастический рассказ». В этом маленьком рассказе заложен едва ли не весь спектр главных тем Достоевского. Герой — незаметный, смешной человек, обычный петербургский чиновник, обитатель крошечной комнаты на чердаке.

«Я смешной человек. Они меня называют теперь сумасшедшим. Я бы сам смеялся с ними, — не то что над собой, а их любя, если б мне не было так грустно, на них глядя. Грустно потому, что они не знают истины, а я знаю истину. Ох как тяжело одному знать истину! Но они этого не поймут. Нет, не поймут… Я всегда был смешон, и знаю это, может быть, с самого моего рождения. Надо мной смеялись все и всегда. Но не знали они никто и не догадывались о том, что если был человек на земле, больше всех знавший про то, что я смешон, так это был сам я, и вот это-то было для меня всего обиднее» («Сон смешного человека»).

📍15 декабря в 19:00 в Музее Достоевского — моноспектакль Георгия Яковлева «Сон смешного человека». Рассказ написан в форме исповеди. Георгий Яковлев сохраняет авторский замысел и играет этот «фантастический рассказ», пытаясь реконструировать и осмыслить ту петербургскую ночь, когда жизнь неизвестного, явившегося из ниоткуда молодого человека разделилась на «теперь» и «прежде».

Подробнее о спектакле

🎟 Билеты

📷 Георгий Яковлев в спектакле «Сон смешного человека». Фотограф: Андрей Парфенов
#Из_бесед_и_поучений_старца_Зосимы
"Над послушанием, постом и молитвой даже смеются, а между тем лишь в них заключается путь к настоящей, истинной уже свободе: отсекаю от себя потребности лишние и ненужные, самолюбивую и гордую волю мою смиряю и бичую послушанием, и достигаю тем, с помощию Божьей, свободы духа, а с нею и веселья духовного!"
(Братья Карамазовы)
С началом Рождественского поста!
⟱ ⟱ ⟱
@FDostoevskiy — не только цитаты
Forwarded from Rebrik sacerdos
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Вышла подготовленная нашим Научно-исследовательским центром «Ф.М. Достоевский и мировая культура» ИМЛИ РАН коллективная монография:

Касаткина Т.А., Корбелла К., Магарил-Ильяева Т.Г., Подосокорский Н.Н. Книги в книге. Роль и образ книги в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» / отв. ред. Т.А. Касаткина. М.: ИМЛИ РАН, 2024. 392 с.

Книга размещена в свободном доступе на сайте Издательства ИМЛИ РАН: https://ed-imli.ru/index.php/ru/3943-knigi-v-knige-rol-i-obraz-knigi-v-romane-f-m-dostoevskogo-idiot

Аннотация: Характернейшим свойством художественного мира Ф.М. Достоевского является то, что практически все значимые герои его произведений читают, обсуждают, переводят, толкуют и интерпретируют, покупают и продают, дарят, берут в библиотеке, передают на время друг другу и пишут сами разные книги. При этом упоминание любой книги в текстах Достоевского никогда не является случайным и проходным, но неизменно придает дополнительный объем его основным историям, которые таким образом могут необыкновенно расширяться и углубляться, вбирая в себя сложно интерпретированные смыслы включенных книг, а также их жанровые формы от житейского и исторического анекдота, фельетона, журнальной статьи и газетной заметки до евангельской притчи и апокалиптического пророчества.

При этом даже на фоне творчества Достоевского особенно выделяется количеством включенных в него книг роман «Идиот». Предлагаемая вниманию читателей коллективная монография посвящена исследованию причин и целей, способов и характера присутствия такого изобилия художественных, исторических и священных книг в самом мистическом романе писателя, демонстрации того, как включенные в него книги влияют на его поэтику, этику, эстетику и метафизику.