БУКВАРЬ
2.96K subscribers
1.65K photos
56 videos
2 files
463 links
Записки этнокультуролога-энтузиаста Даниила Сина.
Наблюдение культурно-исторического наследия через призму бытовой религиозности.

Связь: @yabukvar
加入频道
«Товарищество А.Ф. Второв и сыновья» – первые русские предреволюционные супермаркеты.
В отделениях товарищества торговали одеждой, различными аксессуарами, в том числе последними новинками парижской моды.

Отделения были расположены в Иркутске, Томске, Екатеринбурге, Бийске, Верхнеудинске, Барнауле, Чите и др.

Со временем товарищество стало заниматься и другими видами торговли, недвижимостью, промышленным производством.

Александр Фёдорович Второв (20.11.1841–20.10.1911) – купец, предприниматель, потомственный почетный гражданин.

#личность #бизнес #этнография #запискивбукваре
Скит Барнаульского Знаменского женского монастыря
остров Патмос, близ села Чемал, Алтай

#Алтай #этнография #храмостроение #вера #география #запискивбукваре
Являясь большим любителем чая, хочу поделиться краткой историей городских чаепитий Царской России.

В Российскую империю на заре чайной культуры чай доставляли караванами по суше преимущественно из китайских провинций Хубэй и Хунань. Это значительно выделяло качество чая от индийского чая англичан, так как он не был пропитан морской влагой.
К XIX веку чай пили уже все сословия. В 1830-40 гг. российская статистика отмечала, что в районах, где росло потребление чая, падало потребление крепких спиртных напитков.
Культура чаепития заметно стимулировала рост производства самоваров и фарфоровой чайной посуды.
Традиционно Россия всегда потребляла больше черного чая, нежели зеленого.

В трактирах чай подавали «парами», т.е. в двух чайниках: большой, с кипятком, и устанавливающийся на него в специальное углубление малый заварочный чайник. Посетитель сам наливал себе в чашку заварку и разводил её кипятком до нужной крепости.

За чаем велись деловые беседы и встречи, а потому большие чайные имели два зала: чайный, где пили чай, и «деловой», где писцы и невысокого ранга юристы подрабатывали, составляя за небольшую плату документы, письма, прошения, давая консультации.

Чаепития были длительными, в ходе которых выпивалось до нескольких десятков чашек. Считается, что русский городской романс появился как результат длительных посиделок мещан, которые нередко звали гитаристов на чаепития.

Больше прекрасных картин на тему чаепития у нас в Инстаграме: https://www.instagram.com/p/CHql6otpMYJ/?igshid=tlfp6pyeme24

#этнография #фотография #хозяйство #запискивбукваре
​​Ямские «прелести»

С развитием ямской службы (перевоз почты и пассажиров с грузами) в конце XVIII в. появилась индустрия колокольцев.
Колокольчики использовались как своеобразный сигнал (лучшие образцы выдавали звук на расстоянии 2 км) для станции, где могли успеть подготовить сменных лошадей. Во время непогоды колокольчики уберегали других извозчиков и пеших путников от трагичных исходов.
Не менее важной была и развлекательная функция. Колокольчики вешали по несколько рядом и настраивали определенным образом. По звуку можно было определить владельца. По оформлению каждый также старался выделиться: колокольцы покрывали различными узорами, наносили различные надписи. Кастомизации подвергались и дуги, на которые крепились колокольчики – их расписывали на свой лад, подчеркивая свою индивидуальность.

Поддужные колокольчики сбивали с толку станционных сотрудников, которые принимали их владельцев за почтовых курьеров, а потому в 1836 г. Правительство запретило использовать колокольчики частным извозчикам. И здесь на свет появляются бубенцы из бронзы/латуни с ядрышком дроби внутри. Сам звон намного тише, чем у колокольчиков, однако был не менее искусно настроен.

Колокольчики и бубенцы резко стимулировали металлургическую промышленность, в целом, и бронзолитейную, в частности.

Чуть больше иллюстраций в нашем Инстаграме: https://www.instagram.com/p/CHs1IHaJU-7/?igshid=15xzbku5shfjd

#транспорт #этнография #география #запискивбукваре
В поездках по России или встречаясь в Москве с людьми из других земель русских, регулярно слышу о т.н. московском акающем говоре.
Меня всегда это расстраивало, так как московский говор – это все же много больше чем это, в реальной жизни практически не встречающееся, акание.

Более того, современный московский говор сохранил в себе множество черт старомосковского говора, который я постараюсь наглядно продемонстрировать без излишнего лингвистического занудства.

1. Мягкость согласного перед следующим мягким согласным звуком: д’в’ерь, пес’н’я, ес’т’ес’т’в’енно и тп
Интересно наличие мягкой Р’ в середине слов: цер’овь, четвер’г, пер’вый и тп

2. Окончание -ЫЙ прилагательных и причастий ед. ч. м. р.: строгый, тихый, Маяковскый, одинокый и тп

3. Возвратный суффикс с, са: возвращайса, стараюс, занимаюс, просыпайса и тп

4. ШН/ШТ вместо чн/чт: булошная, калашный, коришневый, пошта, очешник, шапошное и тп

5. Долгое Ж’Ж’ на месте зж, жд, жж или Щ’Щ’ на месте жч, зч, сч, шч, здч, стч: пож’ж’е, забреж’ж’ил, подож’ж’ен, веснущ’щ’атый,мущ’щ’ина, ращ’щ’еска и тп

6. ЦА на месте безударного це: танцавать, цалую и тп

7. Окончания УТ/ЮТ вместо ат/ят: ходют, дышут, слышут, бродют и тп

8. И крайне неочевидное Х вместо к и г: хто, хде, Бох, Хосподь, убохий, блаходарность и тп

Очевидно, что по отдельности или суммой определенных элементов подобный говор встречается и в других частях России.
__________
В полном наборе не встречал пожалуй ни одного москвича, даже среди людей почтенного возраста.
Собери свое старомосковское бинго!

#горожанин #Москва #этнография #лингвистика #язык #запискивбукваре
Слава Богу, в нашей семье к вопросу родословной относятся с большим трепетом. В свое время, бабушка плотно занялась данной проблематикой и составила генеалогическое древо и генеалогический сад нашей большой семьи. На фото лишь малая часть сада.
Сбор осуществлялся посредством интервью, через переписку (обратите внимание с каким трепетом и точностью написаны эти ответные письма на пишущей машинке).

Наши друзья из бюро творческой генеалогии «История тебя» не только теоретически рассказывают о генеалогических исследованиях, но и предлагают реальные инструменты для изучения своей родословной (один чек-лист вопросов для интервью чего стоит).

Главное, успеть переговорить со своими пожилыми родными, которые могут быть единственными хранителями столь ценной информации о прошлом Вашей семьи.