Дворник – это фигура
Коммунальные службы, которые следили за чистотой улиц появились в Петербурге в начале XIX в. Владельцы многоквартирных домов нанимали дворников, в обязанности которых входили: уборка двора и соседних улиц, надзор за техническим состоянием домов и пожарной безопасностью.
Помимо указанных функций, согласно «Обязанностям дворника» 1854 г. «Дворник обязан знать в лицо всех жильцов дома, где служат, в каких квартирах живут, чем занимаются, их звания и чины, а также прислугу их и кто по какому виду (паспорту) проживает». Таким образом, дворники стали заниматься и учетом прибывающих/выбывающих граждан, осуществляя передачу и забор паспорта в специальной адресной экспедиции. О прибывших необходимо было сообщить в полицию в течение суток. Если выявлялись незарегистрированные, то каждому домовладельцу сулило наказание в размере 5 рублей за человека в сутки.
После очередного покушения на Александра II в апреле 1879 г. вышло распоряжение «В каждом доме в Москве должен быть дворник… Дежурные дворники и ночные сторожа обязаны… наблюдать, чтобы не было нигде наклеиваемо объявлений, афиш и т. п. без предъявления надлежащего на то разрешения; наблюдать, чтобы по мостовым, бульварам и тротуарам не было разбрасываемо как объявлений, афиш или подметных писем, так и предметов, могущих причинить вред».
Также инструкция предписывала «Особой заботливости владельцев недвижимой собственности (или ответственных управляющих) поручается должное наблюдение за тем, чтобы в домах и в иных помещениях злоумышленники не могли заводить тайные типографии, держать взрывчатые вещества, оружия и склады противуправительственных изданий, а также устраивать приспособления для совершения преступлений с политическою целью». Однако, как показала история, это не уберегло от подрывных действий революционеров.
Летом дворники носили черный кожаный картуз с черным лакированным козырьком, для защиты от дождя; на околышке — медная пластинка с надписью «Дворник». Также носили специальный дворницкий жилет (черный или темно-синий двубортный глухой жилет с небольшим вырезом и с отложным воротником). Под жилет надевали рубаху из сатина или ситца. Ее выпускали из-под жилета. Сверху носился белый холщовый фартук с нагрудником. На шее у дворника на медной цепочке висела большая медная овальная бляха, на которой по кругу была надпись с названием улицы и номер дома. Бляхи могли прикалываться с левой стороны груди. У дворника был свисток, чаще всего сделанный из рога. Дворники носили широкие черные шаровары и высокие яловые сапоги. Зимой дворники должны были быть одеты в такое платье (полушубок или тулуп),которое, оберегая их от холода, вместе с тем не препятствовало бы движению; воротники зимней одежды дворники должны поднимать настолько, чтобы это не мешало им иметь бдительный надзор за всем происходящим вокруг них.
Услуги дворника достойно оплачивались городской управой. Он получал 25-50 р. жалованья и обеспечивался постоянным казенным жильем в центре своего участка. Особое признание государственной важности дворников стало награждение в 1913 г. в числе других госслужащих медалями в честь 300-летия царствования семьи Романовых.
Вы только посмотрите на эти прекрасные лица достойных мужей той страны, которую не вернуть. Как всё меняется…
Больше фото в нашем Инстаграме: https://www.instagram.com/p/CH03jIwprSn/?igshid=taqxgcnmxcce
#горожанин #Петербург #этнография #хозяйство #запискивбукваре
Коммунальные службы, которые следили за чистотой улиц появились в Петербурге в начале XIX в. Владельцы многоквартирных домов нанимали дворников, в обязанности которых входили: уборка двора и соседних улиц, надзор за техническим состоянием домов и пожарной безопасностью.
Помимо указанных функций, согласно «Обязанностям дворника» 1854 г. «Дворник обязан знать в лицо всех жильцов дома, где служат, в каких квартирах живут, чем занимаются, их звания и чины, а также прислугу их и кто по какому виду (паспорту) проживает». Таким образом, дворники стали заниматься и учетом прибывающих/выбывающих граждан, осуществляя передачу и забор паспорта в специальной адресной экспедиции. О прибывших необходимо было сообщить в полицию в течение суток. Если выявлялись незарегистрированные, то каждому домовладельцу сулило наказание в размере 5 рублей за человека в сутки.
После очередного покушения на Александра II в апреле 1879 г. вышло распоряжение «В каждом доме в Москве должен быть дворник… Дежурные дворники и ночные сторожа обязаны… наблюдать, чтобы не было нигде наклеиваемо объявлений, афиш и т. п. без предъявления надлежащего на то разрешения; наблюдать, чтобы по мостовым, бульварам и тротуарам не было разбрасываемо как объявлений, афиш или подметных писем, так и предметов, могущих причинить вред».
Также инструкция предписывала «Особой заботливости владельцев недвижимой собственности (или ответственных управляющих) поручается должное наблюдение за тем, чтобы в домах и в иных помещениях злоумышленники не могли заводить тайные типографии, держать взрывчатые вещества, оружия и склады противуправительственных изданий, а также устраивать приспособления для совершения преступлений с политическою целью». Однако, как показала история, это не уберегло от подрывных действий революционеров.
Летом дворники носили черный кожаный картуз с черным лакированным козырьком, для защиты от дождя; на околышке — медная пластинка с надписью «Дворник». Также носили специальный дворницкий жилет (черный или темно-синий двубортный глухой жилет с небольшим вырезом и с отложным воротником). Под жилет надевали рубаху из сатина или ситца. Ее выпускали из-под жилета. Сверху носился белый холщовый фартук с нагрудником. На шее у дворника на медной цепочке висела большая медная овальная бляха, на которой по кругу была надпись с названием улицы и номер дома. Бляхи могли прикалываться с левой стороны груди. У дворника был свисток, чаще всего сделанный из рога. Дворники носили широкие черные шаровары и высокие яловые сапоги. Зимой дворники должны были быть одеты в такое платье (полушубок или тулуп),которое, оберегая их от холода, вместе с тем не препятствовало бы движению; воротники зимней одежды дворники должны поднимать настолько, чтобы это не мешало им иметь бдительный надзор за всем происходящим вокруг них.
Услуги дворника достойно оплачивались городской управой. Он получал 25-50 р. жалованья и обеспечивался постоянным казенным жильем в центре своего участка. Особое признание государственной важности дворников стало награждение в 1913 г. в числе других госслужащих медалями в честь 300-летия царствования семьи Романовых.
Вы только посмотрите на эти прекрасные лица достойных мужей той страны, которую не вернуть. Как всё меняется…
Больше фото в нашем Инстаграме: https://www.instagram.com/p/CH03jIwprSn/?igshid=taqxgcnmxcce
#горожанин #Петербург #этнография #хозяйство #запискивбукваре
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
ул. III-го Интернационала, г. Белозерск, Вологодская обл.
1810 г.
_________
Было – стало.
Закрыта в 1932 г., ротонда сломана. Первоначально передавалась под музей, позже долго была занята машинно-тракторной станцией. В настоящее время заперта, пустует.
Вероятно, архитектором этого прекрасного храма можно считать знаменитого Баженова В.И. Только посмотрите какой масштаб и пространство ощущается внутри храма. Церковь имела 5 приделов: Троицкий, Предтеченский, Введенский, Зосимо-Савватиевский и Казанский.
Больно, когда такая красота стоит в руинах в черте города и за ней нет должного ухода. Здесь уже не работают отговорки о том, что прихожан нет или слишком удалено от транспортных узлов. Этот храм – очередной видимый укор нам православным, взывающий к совести.
#Русский_Север #Вологодчина #храмостроение #вера #запискивбукваре
ул. III-го Интернационала, г. Белозерск, Вологодская обл.
1810 г.
_________
Было – стало.
Закрыта в 1932 г., ротонда сломана. Первоначально передавалась под музей, позже долго была занята машинно-тракторной станцией. В настоящее время заперта, пустует.
Вероятно, архитектором этого прекрасного храма можно считать знаменитого Баженова В.И. Только посмотрите какой масштаб и пространство ощущается внутри храма. Церковь имела 5 приделов: Троицкий, Предтеченский, Введенский, Зосимо-Савватиевский и Казанский.
Больно, когда такая красота стоит в руинах в черте города и за ней нет должного ухода. Здесь уже не работают отговорки о том, что прихожан нет или слишком удалено от транспортных узлов. Этот храм – очередной видимый укор нам православным, взывающий к совести.
#Русский_Север #Вологодчина #храмостроение #вера #запискивбукваре
____________
Москва 1888 г.
Просто молчаливая тоска по той Москве, в которой мы никогда не окажемся.
Смотри какая чистота и свежесть. Даже избыток вывесок не нарушает гармонии городского пространства.
#горожанин #Москва #этнография #фотография #запискивбукваре
Москва 1888 г.
Просто молчаливая тоска по той Москве, в которой мы никогда не окажемся.
Смотри какая чистота и свежесть. Даже избыток вывесок не нарушает гармонии городского пространства.
#горожанин #Москва #этнография #фотография #запискивбукваре
На днях обратил внимание на работы Герарда Фридриха Миллера (1705-1783), немецкого ученого посвятившего более 10 лет жизни изучению Сибири. А потому начну приводить любопытные примеры быта народов Сибири.
У тунгусов существует особый обряд принесения клятвы, которая способна оправдать запутанные дела, например, о распутстве или супружеских изменах.
Мужчина находит кобеля, женщина - суку. Особым образом они забивают их (как рогатый скот) – прокалывают отверстие в груди, запускают руку и обрывают аорту таким образом, что кровь собирается в верхней полости тела. Затем немного крови спускается в специальную берестяную посуду и выпиваются несколько глотков. Кровь непременно должна быть горячей.
Далее, человек, приносящий клятву, бросает тело собаки в большой костер, разведенный вне юрт, со словами: «Как собака сейчас корчится в огне, так пусть и я скорчусь в годичный срок, если я совершил то, в чем меня обвиняют».
Присутствуют на данном обряде все заинтересованные лица и обвинители. Считалось, что если человек принес ложную клятву, то в течение года его постигнет серьезное несчастье, болезнь или внезапная смерть. Тунгусы верят, что с кровью собаки в тело входит ее дух, который свершает правосудие, осуществляя наказание.
Иллюстрация: Тунгус на охоте. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. — СПб., 1799. — Т. 4
#Сибирь #вера #хозяйство #этнография #запискивбукваре
У тунгусов существует особый обряд принесения клятвы, которая способна оправдать запутанные дела, например, о распутстве или супружеских изменах.
Мужчина находит кобеля, женщина - суку. Особым образом они забивают их (как рогатый скот) – прокалывают отверстие в груди, запускают руку и обрывают аорту таким образом, что кровь собирается в верхней полости тела. Затем немного крови спускается в специальную берестяную посуду и выпиваются несколько глотков. Кровь непременно должна быть горячей.
Далее, человек, приносящий клятву, бросает тело собаки в большой костер, разведенный вне юрт, со словами: «Как собака сейчас корчится в огне, так пусть и я скорчусь в годичный срок, если я совершил то, в чем меня обвиняют».
Присутствуют на данном обряде все заинтересованные лица и обвинители. Считалось, что если человек принес ложную клятву, то в течение года его постигнет серьезное несчастье, болезнь или внезапная смерть. Тунгусы верят, что с кровью собаки в тело входит ее дух, который свершает правосудие, осуществляя наказание.
Иллюстрация: Тунгус на охоте. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. — СПб., 1799. — Т. 4
#Сибирь #вера #хозяйство #этнография #запискивбукваре
Пищевые запреты у якутов
Принято выделять 4 группы табу: общие, детские, женские, табу для беременных женщин.
Общие запреты на употребление:
мясо хищных птиц – тк эти птицы связаны с миром злых духов и являются тотемами.
кусок пищи, упавший на землю утром – от этого можно заболеть, тк на кусок собирается все нечистое и злое, такой кусок нужно бросить в огонь.
Нельзя есть левой рукой – равносильно испитию собственной крови.
Запрещено громко говорить и шуметь над только сделанной и не готовой кумысной закваской – влечет смерть закваски.
Дети не могли есть:
головной мозг, селезенку
основание хвоста – чтобы, оказавшись на чужбине в качестве жениха или невесты, не издать неприличный звук.
основание и кончик языка – чтобы не быть болтливым и агрессивным.
мышцы, голени, бедер – чтоб в будущем не мучаться судорогами этих мышц.
Женщине запрещалось употреблять в пищу:
мясо чаек, поганок, гагар – в противном случае мог родиться ребенок с дефектами речи или с вывернутыми ногами.
налима и медведя – восходит к поверью, что медведь в глубокой древности был женщиной.
Беременная женщина не должна была есть:
сухожилия – чтобы при родах не было судорог.
мясо похоронных животных – тк ребенок мог не родиться и спать в утробе матери 3 года или же, родившись, стать заикой или немым.
голову и внутренности водоплавающей птицы, убитой из ружья – удача отвернется от убившего птицу охотника.
Ранее рассказывал о пищевых запретах на Вологодчине.
А здесь советы-табу для беременных на Вологодчине.
#Саха #этнография #хозяйство #вера #запискивбукваре
Принято выделять 4 группы табу: общие, детские, женские, табу для беременных женщин.
Общие запреты на употребление:
мясо хищных птиц – тк эти птицы связаны с миром злых духов и являются тотемами.
кусок пищи, упавший на землю утром – от этого можно заболеть, тк на кусок собирается все нечистое и злое, такой кусок нужно бросить в огонь.
Нельзя есть левой рукой – равносильно испитию собственной крови.
Запрещено громко говорить и шуметь над только сделанной и не готовой кумысной закваской – влечет смерть закваски.
Дети не могли есть:
головной мозг, селезенку
основание хвоста – чтобы, оказавшись на чужбине в качестве жениха или невесты, не издать неприличный звук.
основание и кончик языка – чтобы не быть болтливым и агрессивным.
мышцы, голени, бедер – чтоб в будущем не мучаться судорогами этих мышц.
Женщине запрещалось употреблять в пищу:
мясо чаек, поганок, гагар – в противном случае мог родиться ребенок с дефектами речи или с вывернутыми ногами.
налима и медведя – восходит к поверью, что медведь в глубокой древности был женщиной.
Беременная женщина не должна была есть:
сухожилия – чтобы при родах не было судорог.
мясо похоронных животных – тк ребенок мог не родиться и спать в утробе матери 3 года или же, родившись, стать заикой или немым.
голову и внутренности водоплавающей птицы, убитой из ружья – удача отвернется от убившего птицу охотника.
Ранее рассказывал о пищевых запретах на Вологодчине.
А здесь советы-табу для беременных на Вологодчине.
#Саха #этнография #хозяйство #вера #запискивбукваре
Сегодня в день памяти апостола и евангелиста Матфея хочется рассмотреть интересный казус иконографии, связанный с изображением апостола Матфея в деревянной пермской скульптуре.
Здесь мы видим, что у апостола Матфея изображен на плече ангел (символ Матфея). Обычно же, в иконографии, за плечом апостола Иоанна Богослова принято изображать Ангела – Софию Премудрость Божию, диктующую ему священный Текст.
Здесь правая рука евангелиста Матфея приподнята, ладонь прикасается к устам, как бы призывая к молчанию. Традиционно же, таким образом изображается апостол Иоанн Богослов «в молчании». Такое сходство жестов уникально в иконографии и встречается лишь в коллекции Великоустюгского музея, где также изображен именно апостол Матфей с поднесенной к устам ладонью.
В этом же случае, Матфей изображен с таким незавершенным жестом взволнованности и чудесной сосредоточенности, как бы прислушивающимся к своему внутреннему голосу, озарению.
#вера #этнография #иконография #скульптура #запискивбукваре
Здесь мы видим, что у апостола Матфея изображен на плече ангел (символ Матфея). Обычно же, в иконографии, за плечом апостола Иоанна Богослова принято изображать Ангела – Софию Премудрость Божию, диктующую ему священный Текст.
Здесь правая рука евангелиста Матфея приподнята, ладонь прикасается к устам, как бы призывая к молчанию. Традиционно же, таким образом изображается апостол Иоанн Богослов «в молчании». Такое сходство жестов уникально в иконографии и встречается лишь в коллекции Великоустюгского музея, где также изображен именно апостол Матфей с поднесенной к устам ладонью.
В этом же случае, Матфей изображен с таким незавершенным жестом взволнованности и чудесной сосредоточенности, как бы прислушивающимся к своему внутреннему голосу, озарению.
#вера #этнография #иконография #скульптура #запискивбукваре