Россия получает не только 4 региона с 8 млн человек. Россия получает ещё тысячу албанцев в трёх сёлах Новороссии. А в близкой перспективе и втрое больше. Что это значит и что нам сулит? Об этом моя новая статья.
https://katehon.com/ru/article/albancy-novorossii-problemy-i-perspektivy-v-sostave-rossii
https://katehon.com/ru/article/albancy-novorossii-problemy-i-perspektivy-v-sostave-rossii
Катехон. Информационно-аналитическое издание
Албанцы Новороссии: проблемы и перспективы в составе России
Свершившееся весной освобождение Приазовья, проведение референдума о возвращении Запорожской области в состав России, как и дальнейшие перспективы расширения освобождённых территорий, ставят Россию
Основной источник терроризма, жестоких преступлений, геноцидов и т.п. - дуализм. Вчерашняя бойня в Ижевске снова это показала. Не разобравшись с источником зла, нельзя ликвидировать и его последствия.
Дуализмом будем называть все картины мира, мировоззрения, которые разрывают всеединство таким образом, что объявляют абсолютно истинными и праведными себя самих, отказывая другим частям всеединства в таком же статусе и даже в частичной истинности.
Дуалисты всегда жёстко разрывают Бога, Абсолют - и творение, мир, отрицают подобие второго первому и устремление второго обратно в лоно первого, к искуплению, обожению и восстановлению, эпистрофе.
Любой фанатизм под религиозными или мнимо секулярными политическими, национальными, расовыми, классовыми знамёнами есть лишь разновидность дуализма. Дуализм может быть открыто атеистическим, а может быть фанатично теистическим, но, отказывая в искорке божественности всему, кроме себя самого, он обезбоживает мир и лишает его жизни и ценности в своих глазах.
Дуализм - это идеология смерти, не знающей воскресения. Важнейшая задача - показать, как один и тот же дуализм скрывается под масками гностицизма и манихейства, либерализма и коммунизма, нацизма и расизма, ваххабизма/салафизма и иудейского фундаментализма, протестантского мейнстрима и полуофициозных лживых трактовок внутри православия и католичества.
Всё это разные маски той злой воли, которая не имеет под собой бытия и борется против бытийности Традиции и целостности Всеединства, пытаясь разбить их на куски.
Дуализмом будем называть все картины мира, мировоззрения, которые разрывают всеединство таким образом, что объявляют абсолютно истинными и праведными себя самих, отказывая другим частям всеединства в таком же статусе и даже в частичной истинности.
Дуалисты всегда жёстко разрывают Бога, Абсолют - и творение, мир, отрицают подобие второго первому и устремление второго обратно в лоно первого, к искуплению, обожению и восстановлению, эпистрофе.
Любой фанатизм под религиозными или мнимо секулярными политическими, национальными, расовыми, классовыми знамёнами есть лишь разновидность дуализма. Дуализм может быть открыто атеистическим, а может быть фанатично теистическим, но, отказывая в искорке божественности всему, кроме себя самого, он обезбоживает мир и лишает его жизни и ценности в своих глазах.
Дуализм - это идеология смерти, не знающей воскресения. Важнейшая задача - показать, как один и тот же дуализм скрывается под масками гностицизма и манихейства, либерализма и коммунизма, нацизма и расизма, ваххабизма/салафизма и иудейского фундаментализма, протестантского мейнстрима и полуофициозных лживых трактовок внутри православия и католичества.
Всё это разные маски той злой воли, которая не имеет под собой бытия и борется против бытийности Традиции и целостности Всеединства, пытаясь разбить их на куски.
Сегодня 40 дней. И вот уже именем подруги называют улицы, но сама она вырвалась из кругов этого мира. И чем дальше, тем больше вскрываются сбывшиеся, удивительные пророческие слова, которые Даша произносила в разные годы. О своем собственном будущем. О нашем будущем. И оно теперь навсегда связано с ней.
Кстати, глубокая вовлечённость Даши в платонизм даёт повод затронуть вопрос о разных стилях традиционной мысли платоновского духа в разных странах. В широком смысле, конечно: в том смысле, в каком Владимир Емельянов называет предплатонизмом мировоззрение шумеров, Альгис Уждавинис - египтян, а Флоренский и Элиаде прямо отождествляли с платонизмом "первобытное" мышление всех народов.
Так вот, стиль и характер этой мысли заметно различается у разных культур и даже народов внутри одной культуры. Китайский от индийского, греческий от латинского и т.д.
Традиционализм романских стран - от де Местра до Генона, от Морраса до Эволы - по-латински стройный, прозрачный, ясный. Традиционализм германо-скандинавский, от Гамана и Новалиса до Юнгера и Шпенглера - невероятно сумрачный и глубокий, онтологически насыщенный. Англо-кельтский платонический традиционализм - это магический реализм, постоянное вторжение самых фантастических архетипов в жизнь, уже мало отличимую от смерти, это платонизм смерти par excellence. Румынский традиционализм возводит эту насыщенность магическим смертельным реализмом в квадрат, проваливаясь в дремучую балканскую, карпатскую глубину, в миоритическое пространство.
Но каков же стиль и дух русского платонизма, русского традиционализма? Его тоже не спутать ни с каким другим...
Так вот, стиль и характер этой мысли заметно различается у разных культур и даже народов внутри одной культуры. Китайский от индийского, греческий от латинского и т.д.
Традиционализм романских стран - от де Местра до Генона, от Морраса до Эволы - по-латински стройный, прозрачный, ясный. Традиционализм германо-скандинавский, от Гамана и Новалиса до Юнгера и Шпенглера - невероятно сумрачный и глубокий, онтологически насыщенный. Англо-кельтский платонический традиционализм - это магический реализм, постоянное вторжение самых фантастических архетипов в жизнь, уже мало отличимую от смерти, это платонизм смерти par excellence. Румынский традиционализм возводит эту насыщенность магическим смертельным реализмом в квадрат, проваливаясь в дремучую балканскую, карпатскую глубину, в миоритическое пространство.
Но каков же стиль и дух русского платонизма, русского традиционализма? Его тоже не спутать ни с каким другим...
Сегодня я заезжал в Москву. Внезапно в книжном магазине увидел роман Мединского "Стена" в переводе на польский (под названием "Mury Smoleńska"). Книга с личным автографом Мединского. Из-за этого она стоит 2500 р.
Итак, каков же врождённый стиль и дух русского платонизма, русского традиционализма? Он не идёт ни ввысь, ни вглубь. Он невероятно домашний. И не в том смысле, что в быт вторгается трансцендентное - оно это очень ярко делает в других культурах - а в том, что оно не выглядит как таковое. Напротив, оно выглядит скудно, бедно, убого, а иногда и чудовищно. Но в этом невероятно местном и родном чувствуется иное, запредельное.
Вот почему суть русского характера и русской мысли так точно описали Гоголь, Достоевский, Пимен Карпов, Мамлеев. Из опытов аналитической, научной рефлексии над русским сознанием важнейшими трудами остаются "Русская вещь" и "Русский Логос" Дугина. Впрочем, и предшествовавшие наблюдения над русскостью Розанова, Бердяева, Лосского сохраняют определенную ценность.
Подумайте только, как у нас проявляется Абсолют? Не так, как в великих культурах Востока и Запада, не в славе и триумфе, не в снах и грёзах, не как внезапное явление посреди быта, но как непосредственно бытующее здесь и сейчас нечто убогое или ужасное. Русский Абсолют проявляется в явно сумасшедших придурках, в полоумных маньяках, в алкашах-фантазерах, он является в засаленном домашнем халате. "Абсолют поживает неплохо, вам кланяется, передаёт привет", - говорил Мамлеев своим гостям. В традиционализме какой другой страны возможны подобные выходки?!
Но в глазах Русского Абсолюта светится иное, и даже не просто Бог, но Сверх-Бог, по Дионисию Ареопагиту и Лосеву. И это нечто, что трансцендентно по отношению к самому трансцендентному, что трансцендентно в квадрате, прорывается в нашу жизнь здесь и сейчас. Причем как-то самой собой, случайно. Летели утки от Господа и как будто случайно залетели на нашу улицу.
"Хохотун я и томный ублюдок,
Одиноко брожу по дворам,
Жду нездешних доверчивых уток,
Залетевших от Господа к нам"...
Вот почему суть русского характера и русской мысли так точно описали Гоголь, Достоевский, Пимен Карпов, Мамлеев. Из опытов аналитической, научной рефлексии над русским сознанием важнейшими трудами остаются "Русская вещь" и "Русский Логос" Дугина. Впрочем, и предшествовавшие наблюдения над русскостью Розанова, Бердяева, Лосского сохраняют определенную ценность.
Подумайте только, как у нас проявляется Абсолют? Не так, как в великих культурах Востока и Запада, не в славе и триумфе, не в снах и грёзах, не как внезапное явление посреди быта, но как непосредственно бытующее здесь и сейчас нечто убогое или ужасное. Русский Абсолют проявляется в явно сумасшедших придурках, в полоумных маньяках, в алкашах-фантазерах, он является в засаленном домашнем халате. "Абсолют поживает неплохо, вам кланяется, передаёт привет", - говорил Мамлеев своим гостям. В традиционализме какой другой страны возможны подобные выходки?!
Но в глазах Русского Абсолюта светится иное, и даже не просто Бог, но Сверх-Бог, по Дионисию Ареопагиту и Лосеву. И это нечто, что трансцендентно по отношению к самому трансцендентному, что трансцендентно в квадрате, прорывается в нашу жизнь здесь и сейчас. Причем как-то самой собой, случайно. Летели утки от Господа и как будто случайно залетели на нашу улицу.
"Хохотун я и томный ублюдок,
Одиноко брожу по дворам,
Жду нездешних доверчивых уток,
Залетевших от Господа к нам"...
Юрий Стефанов, ещё один русский искатель Абсолюта и "скважин между мирами", начищал до блеска таз и смотрел в него часами. Часа через три начинал видеть удивительные вещи.
То есть если русскому человеку дать таз, он не то что в бане (всё-таки лиминальное место), но и в советской десакрализованной квартире с тазом начнет искать Абсолют. И ведь найдёт...
Но легче ему от этого не станет. Потому русские не устанут поглощать прекрасную культуру Запада и Востока, ибо между нами самими и Абсолютом такой культуры не стоит.
Вместо этого просто: шла рязанская баба с коромыслом, упала в лужу и постигла Абсолют и тайны Вселенной. Или пьяная злыдота в лесу выла и кочевряжилась, как у Карпова. Но это настолько неэстетично, убого, да и неэтично, что хочется и иного опыта.
Потому и Стефанов с его насквозь советским базовым мышлением и воспитанием стал одним из образованнейших и культурнейших людей столетия. Иностранные культуры были у него для души, а своя душа - для Абсолюта, который прорвался прямо в его квартиру.
То есть если русскому человеку дать таз, он не то что в бане (всё-таки лиминальное место), но и в советской десакрализованной квартире с тазом начнет искать Абсолют. И ведь найдёт...
Но легче ему от этого не станет. Потому русские не устанут поглощать прекрасную культуру Запада и Востока, ибо между нами самими и Абсолютом такой культуры не стоит.
Вместо этого просто: шла рязанская баба с коромыслом, упала в лужу и постигла Абсолют и тайны Вселенной. Или пьяная злыдота в лесу выла и кочевряжилась, как у Карпова. Но это настолько неэстетично, убого, да и неэтично, что хочется и иного опыта.
Потому и Стефанов с его насквозь советским базовым мышлением и воспитанием стал одним из образованнейших и культурнейших людей столетия. Иностранные культуры были у него для души, а своя душа - для Абсолюта, который прорвался прямо в его квартиру.
Минутка рекламы канала моего друга.
Краеведение идёт в Телеграм!
Небанальные факты по нижегородской истории с юмором и душевностью - в канале "История Нижнего Новгорода"
https://yangx.top/nn800plus
Краеведение идёт в Телеграм!
Небанальные факты по нижегородской истории с юмором и душевностью - в канале "История Нижнего Новгорода"
https://yangx.top/nn800plus
Telegram
История Нижнего Новгорода
У нашего прошлого - большое будущее 💪
Наконец-то в программной речи Путина прямо упомянуты русские философы, по смыслу фразы - Александр Гельевич и Даша. Но я бы обратил внимание вот на что ещё.
Путин объявил мобилизацию и референдумы 21 сентября - чтобы перебить старые горькие воспоминания о ельцинском указе 21 сентября 93-го, начавшем мини-гражданскую войну в России. Путин произвел акт возвращения в Россию четырех наших регионов 30 сентября, прямо осудив Беловежский сговор, чтобы ярче подчеркнуть годовщину освобождения Абхазии 30 сентября 93-го. И если Дума и Совфед ратифицируют сегодняшние договоры 3-4 октября, то это наверняка задумано как попытка перебить более сильным праздником траур по героям-белодомовцам.
Путин объявил мобилизацию и референдумы 21 сентября - чтобы перебить старые горькие воспоминания о ельцинском указе 21 сентября 93-го, начавшем мини-гражданскую войну в России. Путин произвел акт возвращения в Россию четырех наших регионов 30 сентября, прямо осудив Беловежский сговор, чтобы ярче подчеркнуть годовщину освобождения Абхазии 30 сентября 93-го. И если Дума и Совфед ратифицируют сегодняшние договоры 3-4 октября, то это наверняка задумано как попытка перебить более сильным праздником траур по героям-белодомовцам.
Верно Соня пишет. Но надо ещё внутри России победить и уничтожить все эти технократические, космистские и трансгуманистические идеологии. Наша борьба не политическая как таковая, она философская и метафизическая - борьба против "расколдованного мира", вырвавшегося за защитный круг Традиции, и против его техники.
https://yangx.top/philosonya/1778
https://yangx.top/philosonya/1778
Telegram
Филосония I Z
До речи Путина смотрела краем глаза документалку англосаксов про космическое освоение. Резюме: капитализм это офигенно круто, государство вообще не нужно, только частники - нужно закупать и бронировать астероиды, добывать оттуда полезные ископаемые и жить…
Сегодня Охлобыстин на Красной площади побудил толпу кричать клич опричников: Гойда!
И про Священную войну сказал. И про необходимость победить современный мир.
И стяг Спаса Нерукотворного развернули под стенами Кремля.
Все эти годы враги Традиции до дрожи в коленях боялись такого исхода, сочиняя пасквили про "день опричника" (помню, какой был вой, когда Михаил Леонтьев открыл кафе "Опричник"). И вот, как верно сказал в адрес современного мира сегодня Охлобыстин (а более 20 лет назад в одном из лучших своих стихотворений сказал Яшин) - "Мы пришли".
И мы теперь не одни.
И про Священную войну сказал. И про необходимость победить современный мир.
И стяг Спаса Нерукотворного развернули под стенами Кремля.
Все эти годы враги Традиции до дрожи в коленях боялись такого исхода, сочиняя пасквили про "день опричника" (помню, какой был вой, когда Михаил Леонтьев открыл кафе "Опричник"). И вот, как верно сказал в адрес современного мира сегодня Охлобыстин (а более 20 лет назад в одном из лучших своих стихотворений сказал Яшин) - "Мы пришли".
И мы теперь не одни.
Сегодня день Софии. И мы ещё много будем говорить о Софии. И это промыслительно, что уже четвертый (!) раз за тридцать лет в этот день мы одерживаем важную победу. София пребудет с нами, и Россия - Ее любимый удел. Микушевич объяснил, почему так случилось...
Я же сейчас на эмоциях. Смотрю речь Охлобыстина на Красной площади и ликую. Весь мир это слышит: "Одесса и Харьков - это Россия! От великого джихада в своем сердце - к малому джихаду-свинорезу! Гойда! Гойда!"
https://rutube.ru/video/ae8d2b48546fd36061c3b2dce9d8e9c2/
Я же сейчас на эмоциях. Смотрю речь Охлобыстина на Красной площади и ликую. Весь мир это слышит: "Одесса и Харьков - это Россия! От великого джихада в своем сердце - к малому джихаду-свинорезу! Гойда! Гойда!"
https://rutube.ru/video/ae8d2b48546fd36061c3b2dce9d8e9c2/
Почему я сказал, что четыре победы в день Софии Премудрости Божией?
30 сентября - это:
1993 - победоносное завершение абхазской войны.
1999 - вступление российской армии в Чечню.
2015 - начало нашей спецоперации в Сирии.
2022 - присоединение четырёх регионов Новороссии.
Почему я сказал, что Россия - это особый удел Софии, хотя, безусловно, Она печётся обо всём мире? Потому что тайна этого - в Чаше. Намекну ещё: Князь Сосуда.
30 сентября - это:
1993 - победоносное завершение абхазской войны.
1999 - вступление российской армии в Чечню.
2015 - начало нашей спецоперации в Сирии.
2022 - присоединение четырёх регионов Новороссии.
Почему я сказал, что Россия - это особый удел Софии, хотя, безусловно, Она печётся обо всём мире? Потому что тайна этого - в Чаше. Намекну ещё: Князь Сосуда.
Итак, вернёмся к теме дуализма. У Традиции два врага: пантеизм/атеизм/политеизи (культы имманентного многого без Единого) и дуализм (подмена Единого двумя началами, одно из которых быстро самообожествляется, второе же очерняется, что напрочь закрывает путь к всеединству).
Вот почему все ведущие традиционалисты, разделавшись сначала с первым противником - материалистическим хамством - затем основное внимание уделяли второму противнику, который охотно мимикрирует и прикрывается вывесками и ортодоксальных религий в том числе, и мнимо идеалистической философии.
Вот почему все ведущие традиционалисты, разделавшись сначала с первым противником - материалистическим хамством - затем основное внимание уделяли второму противнику, который охотно мимикрирует и прикрывается вывесками и ортодоксальных религий в том числе, и мнимо идеалистической философии.
Платон презирал материалиста Демокрита настолько, что ни разу не упомянул его учение, а молча скупал и сжигал его трактаты. Но основной удар он нанес по субъективному идеализму софистов как главному врагу.
Точно так же Соловьев начал с избиения философски беспомощных позитивистов и материалистов, а на зрелой стадии главным врагом объявил дуализм. Флоренский начал с удара по атеизму в "Столпе", после чего расправился с дуализмом Канта как "столпа злобы богопротивныя" и продолжил борьбой с идеализмом Модерна, оставлявшим мир расколдованным и обезбоженным, в "Водоразделах" и "Мнимостях".
Генон и Эвола неустанно бились как против тьмы материализма, так и против всех видов неоспиритуализма, развоплощавших телесный мир.
Карсавин в своих ранних диалогах легко расправился с коммунистическим атеизмом и материализмом, после чего 30 лет воевал с бестелесным, дуалистическим пониманием религии, причем прямо в "Философии истории" противопоставив Православие как панентеизм двум врагам - монотеизму и политеизму/пантеизму. Заветное слово было произнесено: религия Троицы и Боговоплощения не является ни "монотеистической", ни "авраамической", ибо вершится по чину Мелхиседекову.
Но ярче всех эту борьбу на два фронта сформулировал Лосев.
Точно так же Соловьев начал с избиения философски беспомощных позитивистов и материалистов, а на зрелой стадии главным врагом объявил дуализм. Флоренский начал с удара по атеизму в "Столпе", после чего расправился с дуализмом Канта как "столпа злобы богопротивныя" и продолжил борьбой с идеализмом Модерна, оставлявшим мир расколдованным и обезбоженным, в "Водоразделах" и "Мнимостях".
Генон и Эвола неустанно бились как против тьмы материализма, так и против всех видов неоспиритуализма, развоплощавших телесный мир.
Карсавин в своих ранних диалогах легко расправился с коммунистическим атеизмом и материализмом, после чего 30 лет воевал с бестелесным, дуалистическим пониманием религии, причем прямо в "Философии истории" противопоставив Православие как панентеизм двум врагам - монотеизму и политеизму/пантеизму. Заветное слово было произнесено: религия Троицы и Боговоплощения не является ни "монотеистической", ни "авраамической", ибо вершится по чину Мелхиседекову.
Но ярче всех эту борьбу на два фронта сформулировал Лосев.
Самое первое дошедшее до нас сочинение Лосева - его гимназическая работа, в возрасте 15 лет он призывал к смертной казни для атеистов. Но, повзрослев, он под влиянием Флоренского понял, что бывает кое-что гораздо хуже атеизма. И вот уже в 31 год он пишет свои огненные строки:
...Первый более или менее яркий философский образец безбожия - это, конечно, не французские материалисты. Эти салонные безбожники, напыщенные болтуны и кавалеры - совершенно безвредная тварь, нисколько не опасная и никому не страшная. От первого же кнута подобное мелкое шарлатанство вылечивается до основания.
Гораздо безбожнее верующий Декарт и трансцеденталист Кант. С этим безбожеством ничего не поделает кнут, а если и поделает, то исключительно внешне и несущественно. Декарт и Кант есть безбожество мысли... Кант, объединивший дифференцированные силы личности и субъекта, и явился поэтому одним из ярких выразителей европейского сатанизма XVII - XVIII вв., доказавши и объявивши во всеуслышание, что Бог есть только Идея, хотя и - необходимая идея. Ещё один шаг, и - сам человек будет объявлен богом, но этот шаг сделал не Кант, но Фихте, романтики и Фейербах.
...Первый более или менее яркий философский образец безбожия - это, конечно, не французские материалисты. Эти салонные безбожники, напыщенные болтуны и кавалеры - совершенно безвредная тварь, нисколько не опасная и никому не страшная. От первого же кнута подобное мелкое шарлатанство вылечивается до основания.
Гораздо безбожнее верующий Декарт и трансцеденталист Кант. С этим безбожеством ничего не поделает кнут, а если и поделает, то исключительно внешне и несущественно. Декарт и Кант есть безбожество мысли... Кант, объединивший дифференцированные силы личности и субъекта, и явился поэтому одним из ярких выразителей европейского сатанизма XVII - XVIII вв., доказавши и объявивши во всеуслышание, что Бог есть только Идея, хотя и - необходимая идея. Ещё один шаг, и - сам человек будет объявлен богом, но этот шаг сделал не Кант, но Фихте, романтики и Фейербах.
Лосев (опять же, вслед за Флоренским) поясняет:
Если для Средних веков Бог есть сверх-бытие и сверх-факт, для Возрождения Он есть только факт, для Просвещения - условная идея, то для Канта Он - необходимая субъективная идея... От Возрождения до Канта была проделана первая и необходимая часть сатанинского проекта нападения на Бога. Два века упорной борьбы привели, наконец, к тому, что Бог перестал быть бытием и превратился только в идею. Этот огромный результат и есть, собственно говоря, единственно интересный вывод этой тусклой, абстрактно- метафизической мысли двух веков. На Канте видно, куда метила европейская мысль и какая незримая цель руководила и Возрождением, и просветительским рационализмом, и эмпиризмом.
Если для Средних веков Бог есть сверх-бытие и сверх-факт, для Возрождения Он есть только факт, для Просвещения - условная идея, то для Канта Он - необходимая субъективная идея... От Возрождения до Канта была проделана первая и необходимая часть сатанинского проекта нападения на Бога. Два века упорной борьбы привели, наконец, к тому, что Бог перестал быть бытием и превратился только в идею. Этот огромный результат и есть, собственно говоря, единственно интересный вывод этой тусклой, абстрактно- метафизической мысли двух веков. На Канте видно, куда метила европейская мысль и какая незримая цель руководила и Возрождением, и просветительским рационализмом, и эмпиризмом.
Таким образом, нужно принципиально противопоставлять Традицию, предполагающую обожение человека, его приобщение к Абсолюту, Богу (понимаемое в православии как энергийное и в то же время реальное, но нигде, даже в индийской адвайта-веданте, вовсе не понимаемое как безличностное растворение), Анти-Традицию и Контр-Традицию, которые начинают с постулата оторванности Бога (которого делают просто фактом среди сущего, а не источником бытия мира) от человека (радикальный креационизм в исламе, иудаизме, протестантизме), чтобы потом обожествить падшего, земного человека (все секулярные идеологии, от коммунизма до национализма и расизма, но больше всех - либерализм как обожествление сначала раздробленного индивида с отрицанием Всеединства, а на постмодернистской стадии - обожествление уже дивидуума, фрагмента).
Кстати, Донбасс богат на фольклор, отражающий подчас глубокие пласты Традиции. Таковы верования крестьян Донбасса, описанные Миролюбивым - уроженцем Бахмута. Но есть ещё и новый, шахтерский фольклор. Он лишь относительно новый: диссертация Швабауэр доказывает однотипность верований горняков по всей Европе и России.
❗Шубин - главный персонаж шахтерского фольклора на Донбассе
У шахтеров Донбасса очень популярен образ Шубина. Алексей Ионов, активно собиравший рабочий фольклор в Донбассе в 1930-е гг., пришел к выводу, что фольклорная традиция на этой территории формировалась независимо от устного народного творчества рабочих Урала и Сибири. Но мы наблюдаем здесь типологически сходный образ горного духа. Он оформляется по тем же принципам коллективного метафорического мышления, что и персонажи других рабочих регионов. Шубин известен всем шахтерам Донбасса: подобный персонаж встречается в шахтерских рассказах Краснодона, Горловки, Грушевки, Макеевки, Кадиевки [23, с. 195]. Он не обладает зооморфными чертами – облик максимально приближен к человеку. В одном из вариантов преданий Шубин – старик, работающий под землей дежурным в рудничном дворе. В другом – бывший шахтер, который поссорился с хозяином и из-за мести взорвал шахту. Дух предстает в виде знакомого («шахтовладельца Кошкина»), седого старика с ярко горящими глазами (отличительная черта многих горных), «человека-невидимки» [23, с. 195], незнакомца в шахтерской спецовке с обушком на плече [42, с. 61]. Его отличительными чертами выступает нервная ухмылка и глаза-угли – «как у кошки в темноте светятся» [42, с. 69]. Когда подобное существо здоровается с горняком в забое, следует ответить на приветствие этикетным «твоими молитвами» [42, с. 61]. Появление Шубина может означать скорую гибель – «кому встретится – тому, значит, скоро амба: завалит» [23, с. 195] – или
конец разработок – «как только выйдет последняя клеть с народом, он седым стариком садится в клеть и спускается в шахту, после этого шахта обязательно окажется затопленной» [15, с. 34]. С другой стороны, Шубин способен предсказать катастрофу и спасти горняка. «Дернуло его с такой силой, что забойщик кубарем выкатился из печки на продольный ход, и в тот же час у пласта что-то затрещало, загрохотало, вырвались столбы угольной пыли» [23, с.197]. Однако не стоит испытывать судьбу. По поверью, горный дух только три раза «милует» [206, с. 1].
Шубин рубит руду, причем нередко – вместе с человеком. Предпочитает дух пользоваться по старинке обушком, а не отбойным молотком, потому что «от трескотни голова болит» – неприятие сверхъестественным существом резких звуков фиксировалось уже не раз. Однажды он помогает шахтеру, прокутившему все деньги и вынужденному работать в праздник. Парень нагружал вагонетки, а демон откатывал их. Когда шахтер вышел наружу, он стал полностью седым. Мотив изменения внешности человека в результате контакта со сверхъестественными силами уже наблюдался в немецком
материале (сюжет об омоложении Якоба Иллинга). Подвергает Шубин горняков и испытанию на физическую силу и смекалку. К примеру, он соревнуется с забойщиком Изотовым, кто больше и ценнее урок выполнит [42, с. 61-69]. Хитрый горный властелин стремится «озадачить, унизить рабочего» [42, с. 65], однако не тут-то было. Одураченный смекалистым Изотовым, дух вынужден бежать от громкого человеческого смеха, который противостоит его инфернальной сути. «Такой хохот загремел на рудничном дворе, что Шубин испугался, бросил вагонетку и скрылся в дальних выработках» [42, с. 69].
У шахтеров Донбасса очень популярен образ Шубина. Алексей Ионов, активно собиравший рабочий фольклор в Донбассе в 1930-е гг., пришел к выводу, что фольклорная традиция на этой территории формировалась независимо от устного народного творчества рабочих Урала и Сибири. Но мы наблюдаем здесь типологически сходный образ горного духа. Он оформляется по тем же принципам коллективного метафорического мышления, что и персонажи других рабочих регионов. Шубин известен всем шахтерам Донбасса: подобный персонаж встречается в шахтерских рассказах Краснодона, Горловки, Грушевки, Макеевки, Кадиевки [23, с. 195]. Он не обладает зооморфными чертами – облик максимально приближен к человеку. В одном из вариантов преданий Шубин – старик, работающий под землей дежурным в рудничном дворе. В другом – бывший шахтер, который поссорился с хозяином и из-за мести взорвал шахту. Дух предстает в виде знакомого («шахтовладельца Кошкина»), седого старика с ярко горящими глазами (отличительная черта многих горных), «человека-невидимки» [23, с. 195], незнакомца в шахтерской спецовке с обушком на плече [42, с. 61]. Его отличительными чертами выступает нервная ухмылка и глаза-угли – «как у кошки в темноте светятся» [42, с. 69]. Когда подобное существо здоровается с горняком в забое, следует ответить на приветствие этикетным «твоими молитвами» [42, с. 61]. Появление Шубина может означать скорую гибель – «кому встретится – тому, значит, скоро амба: завалит» [23, с. 195] – или
конец разработок – «как только выйдет последняя клеть с народом, он седым стариком садится в клеть и спускается в шахту, после этого шахта обязательно окажется затопленной» [15, с. 34]. С другой стороны, Шубин способен предсказать катастрофу и спасти горняка. «Дернуло его с такой силой, что забойщик кубарем выкатился из печки на продольный ход, и в тот же час у пласта что-то затрещало, загрохотало, вырвались столбы угольной пыли» [23, с.197]. Однако не стоит испытывать судьбу. По поверью, горный дух только три раза «милует» [206, с. 1].
Шубин рубит руду, причем нередко – вместе с человеком. Предпочитает дух пользоваться по старинке обушком, а не отбойным молотком, потому что «от трескотни голова болит» – неприятие сверхъестественным существом резких звуков фиксировалось уже не раз. Однажды он помогает шахтеру, прокутившему все деньги и вынужденному работать в праздник. Парень нагружал вагонетки, а демон откатывал их. Когда шахтер вышел наружу, он стал полностью седым. Мотив изменения внешности человека в результате контакта со сверхъестественными силами уже наблюдался в немецком
материале (сюжет об омоложении Якоба Иллинга). Подвергает Шубин горняков и испытанию на физическую силу и смекалку. К примеру, он соревнуется с забойщиком Изотовым, кто больше и ценнее урок выполнит [42, с. 61-69]. Хитрый горный властелин стремится «озадачить, унизить рабочего» [42, с. 65], однако не тут-то было. Одураченный смекалистым Изотовым, дух вынужден бежать от громкого человеческого смеха, который противостоит его инфернальной сути. «Такой хохот загремел на рудничном дворе, что Шубин испугался, бросил вагонетку и скрылся в дальних выработках» [42, с. 69].