Специалисты из Института археологии им. А.Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан осуществили 7-томное (!!!) издание "Археология Волго-Уралья". В серию вошли тома, охватывающие периоды от Каменного века до Позднего средневековья. Проект вызывает искренние восхищения и благодарность за такой огромный труд. Только том 5, касающийся Средних веков, составляет почти 900 страниц!!! Найти в этих материалах можно все, что угодно. Книги щедро снабжены иллюстративным материалом.
Ну и дежурная рубрика - почему это появилось тут? Ответ снова прост - Волга.
Издание выложено в свободный доступ правообладателем:
http://archtat.ru/arheologiya-volgo-uralya/
#поволжье #урал #археология
Ну и дежурная рубрика - почему это появилось тут? Ответ снова прост - Волга.
Издание выложено в свободный доступ правообладателем:
http://archtat.ru/arheologiya-volgo-uralya/
#поволжье #урал #археология
Культура рязанско-окских могильников II-VIII веков.
В первом тысячелетии до нашей эры и в начале нашей эры в среднем и нижнем Поочье, на правом берегу среднего Поволжья и на юге до Воронежа была распространена городецкая археологическая культура поволжско-финских племён, довольно бедная по своему инвентарю, включавшему в основном орудия из кости и железа и керамику.
На рубеже II-III вв. по рязанскому течению Оки ей на смену внезапно приходит новая, гораздо более богатая культура с ярко выраженным военным укладом.
Носители этой новой культуры, получившей название культуры рязанско-окских могильников, хоронили своих покойников в курганах с грунтовыми ингумациями в сопровождении многочисленного погребального инвентаря. Одним из первых в 1963-1964 гг. был раскопан Андреевский курган, содержавший 52 погребения.
Открытый лонгрид https://boosty.to/merjamaa/posts/2467868f-d1fc-4d96-a133-6b6c76f85209
#кром #ржв #поочье
В первом тысячелетии до нашей эры и в начале нашей эры в среднем и нижнем Поочье, на правом берегу среднего Поволжья и на юге до Воронежа была распространена городецкая археологическая культура поволжско-финских племён, довольно бедная по своему инвентарю, включавшему в основном орудия из кости и железа и керамику.
На рубеже II-III вв. по рязанскому течению Оки ей на смену внезапно приходит новая, гораздо более богатая культура с ярко выраженным военным укладом.
Носители этой новой культуры, получившей название культуры рязанско-окских могильников, хоронили своих покойников в курганах с грунтовыми ингумациями в сопровождении многочисленного погребального инвентаря. Одним из первых в 1963-1964 гг. был раскопан Андреевский курган, содержавший 52 погребения.
Открытый лонгрид https://boosty.to/merjamaa/posts/2467868f-d1fc-4d96-a133-6b6c76f85209
#кром #ржв #поочье
Boosty.to
Культура рязанско-окских могильников II-VIII веков. - Меря, история и футуризм. Merjamaa Ru. | Boosty
Культура рязанско-окских могильников II-VIII веков. - exclusive content from Меря, история и футуризм. Merjamaa Ru., subscribe and get access first!
Forwarded from Сказки Брянского леса (Кавун)
Я очень люблю творчество Ивана Яковлевича Билибина. С первого взгляда на его иллюстрации в сельской библиотеке. Я даже когда-то собрал целый архив его иллюстраций. Завораживающие произведения, иногда даже пугающие. Так вот в 1902-1904-х годах он совершил три летние этнографические экспедиции на Русский Север и, в частности, в 1903-м посетил Тотемский уезд Вологодской губернии. В ее состав тогда еще входила родина моего деда по матери — Совега (Великовская волость). Ныне Совега — в составе Солигаличского района Костромской области. Одним из результатов его работы стала открытка "Тотемский уезд. Вологодская губерния" с мельницами (рис.1). Но чем же меня привлекла именно эта небольшая открытка? На фото начала XX в. (фото 2) изображены мельницы-столбовки на Совеге. Я сомневаюсь, что Билибин смог доехать до нашей глухомани, и полагаю, что подобных столбовок в уезде было достаточно. Но все равно приятно думать, что Билибин вдохновился честным трудом тотьмичей и, возможно (а что, а вдруг!), родных для меня совеган.
Forwarded from Мерянский Язык / Merän Kyl
Шабить "курить", "дымить"
Слово шабить содержится в Костромском областном словаре, картотека которого хранится на кафедре русского языка Костромского пед. ин-та им. Н.А. Некрасова в Костроме. Ареал локализован в Костромском и Островском районах Костромской области.
Орест Ткаченко в своей работе "Мерянский язык" сравнивает его с карельским шавута "дымить" < шав "дым", срод. фин. savustaa "коптить", "окуривать", "выкуривать" < savu "дым" и связывает этот костромской диалектизм с мерянской праформой < *šaβ "дым".
Фото: Сергея Александровича Лобовикова, фотохудожника, председателя Вятского фотографического общества, почётного и действительного члена Русского фотографического общества. Рубеж XIX-XX вв..
#мерянскийязык #диалектизмы #костромскаяобласть
Слово шабить содержится в Костромском областном словаре, картотека которого хранится на кафедре русского языка Костромского пед. ин-та им. Н.А. Некрасова в Костроме. Ареал локализован в Костромском и Островском районах Костромской области.
Орест Ткаченко в своей работе "Мерянский язык" сравнивает его с карельским шавута "дымить" < шав "дым", срод. фин. savustaa "коптить", "окуривать", "выкуривать" < savu "дым" и связывает этот костромской диалектизм с мерянской праформой < *šaβ "дым".
Фото: Сергея Александровича Лобовикова, фотохудожника, председателя Вятского фотографического общества, почётного и действительного члена Русского фотографического общества. Рубеж XIX-XX вв..
#мерянскийязык #диалектизмы #костромскаяобласть
Сотрудники из Национального музея Финляндии выкладывают в открытый доступ коллекции древностей. Так, можно ознакомиться с результатами самых первых раскопок в Тимерёво в 1872 году Иоганна Аспелина. Музей, кстати, находится на улице Аспелина, что, безусловно, отражает его неоценимый вклад в развитие археологии Финляндии. Коллекция обладает большим потенциалом для зоологического и антропологического исследования.
Коллекция из раскопок 1872 года:
Aspelin J. R. Kumpukalmisto Timerevon kylan Jaroslavin Iaanissa // Suomen Muinaismuistoyhdistyksen Aikakauskirja I. Helsingfors. 1874.
Подробнее о самих работах и перевод статьи выше:
Седых В. Н., Зозуля С. С. Раскопки Иоганна Аспелина в Тимерёво в 1872 году // Археология: история и перспективы. Ярославль, 2018.
#тимерево #IXвек #Xвек #археология
Коллекция из раскопок 1872 года:
Aspelin J. R. Kumpukalmisto Timerevon kylan Jaroslavin Iaanissa // Suomen Muinaismuistoyhdistyksen Aikakauskirja I. Helsingfors. 1874.
Подробнее о самих работах и перевод статьи выше:
Седых В. Н., Зозуля С. С. Раскопки Иоганна Аспелина в Тимерёво в 1872 году // Археология: история и перспективы. Ярославль, 2018.
#тимерево #IXвек #Xвек #археология
В 2001 году в Санкт-Петербургском Университете под редакцией А.С. Герда и Г.С. Лебедева выходит коллективная монография "Очерки исторической географии. Северо-Запад России. Славяне и финны". Глава по археологии и ранней истории Ярославско-Костромского Поволжья написана известным специалистом, заведующим кафедрой археологии Института истории СПБГУ, много лет посвятившему изучению курганов и поселений у дд. Большое Тимерево, Петровское и с. Михайловское. В своем тексте В.Н. Седых отвечает на все критически важные и дискуссионные вопросы о материалах этих поселений и некрополей.
Очерки исторической географии - скачать
#тимерево #IXвек #Xвек #археология
Очерки исторической географии - скачать
#тимерево #IXвек #Xвек #археология
Предлагаем вашему вниманию подборку годных каналов по истории и искусству для интеллектуальных людей. Расширьте свой кругозор и проведите досуг с пользой!
📚 ЭСТЕТ — Твой путеводитель по миру культуры, который подскажет «Что посмотреть?» и «Что почитать?». Регулярные анонсы кинопремьер, новинки литературы и статьи о живописи и истории;
📚 КИТАЙ. 80-е и не только — авторский канал Ивана Зуенко о «долгих восьмидесятых» и современности Китая;
📚 Загадки истории с Лысым Камрадом — канал об истории-археологии, интересно, увлекательно и главное — достоверно;
📚 Вторая Мировая война — канал о Второй Мировой войне в фото и видеоматериалах, интересных и познавательных статьях;
📚 ФИЛОСОФСКОЕ КАФЕ — Канал философов из редакции журнала "Финиковый Компот". Философы, философия и философские журналы. Немного МГУ. Ни смысла, ни покоя;
📚Записки о Средневековье — хочешь в средневековье? Заходи и узнаешь как там!;
📚 LACE WARS | Историк Александр Свистунов — Канал известного историка. Сколько стоило повесить пирата? Какими были средневековые маньяки? Подписывайся – и узнаешь ;)
📚 РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ — социальная антропология Замкадья. О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России" — свежо, весело и без понтов;
📚 MOSCOWWW — истории, которые скрывают столичные фасады. Как архитектура отражает историю страны и города;
📚 ЛАБОРАТОРИЯ РЕЛИГИЙ — о религии научно ✔️ О необычных верованиях со всего мира, религиозных отсылках в популярных кино и литературе;
📚 PANFILOV FM — авторский канал об истории и мифологии в кино, сериалах и играх, о восприятии прошлого в разные эпохи и об истории костюма и доспехов;
📚 MEXICALLI — Авторский канал об ацтеках и Мезоамерике: история, быт, религия, война и мир, жизнь и смерть;
📚 МЕРЯНИЯ — изучение финно-угорского субстрата Верхневолжья в его русском прошлом и настоящем. Меря, чудь и мурома исторические и этнофутуристические.
📚 ЭСТЕТ — Твой путеводитель по миру культуры, который подскажет «Что посмотреть?» и «Что почитать?». Регулярные анонсы кинопремьер, новинки литературы и статьи о живописи и истории;
📚 КИТАЙ. 80-е и не только — авторский канал Ивана Зуенко о «долгих восьмидесятых» и современности Китая;
📚 Загадки истории с Лысым Камрадом — канал об истории-археологии, интересно, увлекательно и главное — достоверно;
📚 Вторая Мировая война — канал о Второй Мировой войне в фото и видеоматериалах, интересных и познавательных статьях;
📚 ФИЛОСОФСКОЕ КАФЕ — Канал философов из редакции журнала "Финиковый Компот". Философы, философия и философские журналы. Немного МГУ. Ни смысла, ни покоя;
📚Записки о Средневековье — хочешь в средневековье? Заходи и узнаешь как там!;
📚 LACE WARS | Историк Александр Свистунов — Канал известного историка. Сколько стоило повесить пирата? Какими были средневековые маньяки? Подписывайся – и узнаешь ;)
📚 РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ — социальная антропология Замкадья. О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России" — свежо, весело и без понтов;
📚 MOSCOWWW — истории, которые скрывают столичные фасады. Как архитектура отражает историю страны и города;
📚 ЛАБОРАТОРИЯ РЕЛИГИЙ — о религии научно ✔️ О необычных верованиях со всего мира, религиозных отсылках в популярных кино и литературе;
📚 PANFILOV FM — авторский канал об истории и мифологии в кино, сериалах и играх, о восприятии прошлого в разные эпохи и об истории костюма и доспехов;
📚 MEXICALLI — Авторский канал об ацтеках и Мезоамерике: история, быт, религия, война и мир, жизнь и смерть;
📚 МЕРЯНИЯ — изучение финно-угорского субстрата Верхневолжья в его русском прошлом и настоящем. Меря, чудь и мурома исторические и этнофутуристические.
Forwarded from Мерянский Язык / Merän Kyl
Колбать "говорить" < *kolbɘ "разговор". Или гипотетические балтизмы в мерянском.
Изучал сегодня прусско-русский словарь и встретив в нем слова kalbā "спор" > kalbītwei "спорить"; сродни лит. kalbėti "говорить", вспомнил про ярославский арготический диалектизм - колбать "говорить".
Место фиксации слова, как и его явные балтские связи, при том, что современные русские говоры постмерянских территорий с балтскими языками не контактируют - заставляют предположить в нем отражение балтского заимствования в мерянском языке, возможно попавшего в мерянский через тверских/смоленских кривичей.
Академик Ткаченко считал, что в пользу подобного предположения говорит также фонетическая форма слова, отражающая мерянские фонетические особенности.
В балт. kalbá, согласно акцентуационной особенности мерянского языка, конечное ударение, допустимое на основании лит. kalbá, перенеслось, по-видимому, на начальный слог = древнемер. *kálba. Кроме того, оно изменило свою форму согласно другой фонетической закономерности, характерной для мерянского языка, = исходное -а- начального слога перешло в нем в гласный -о-. Следовательно, в основе русского глагола колбать "говорить" лежит мерянское заимствование из балтского *kolbɘ "речь", "язык", "разговор".
Русский диалектизм или образован непосредственно от этого существительного, или в его основе лежит мерянский глагол *kolβɘ "говорить (kolβɘma "говорение").
В этом случае уместно вспомнить венг. beszéd «разговор», «беседа», отражающее, видимо, сходную ситуацию: славянское по происхождению beszéd отражает факт оживленных связей венгров со славянами, при которых венграми использовался славянский язык.
Сохранение слова до полного вытеснения мерянского языка и наличие его в постмерянском русском арго свидетельствуют о том, что оно прочно укоренилось в мерянском языке и принадлежало, видимо, к части наиболее употребительной лексики.
#прусский #литовский #мерянский #углич
Изучал сегодня прусско-русский словарь и встретив в нем слова kalbā "спор" > kalbītwei "спорить"; сродни лит. kalbėti "говорить", вспомнил про ярославский арготический диалектизм - колбать "говорить".
Место фиксации слова, как и его явные балтские связи, при том, что современные русские говоры постмерянских территорий с балтскими языками не контактируют - заставляют предположить в нем отражение балтского заимствования в мерянском языке, возможно попавшего в мерянский через тверских/смоленских кривичей.
Академик Ткаченко считал, что в пользу подобного предположения говорит также фонетическая форма слова, отражающая мерянские фонетические особенности.
В балт. kalbá, согласно акцентуационной особенности мерянского языка, конечное ударение, допустимое на основании лит. kalbá, перенеслось, по-видимому, на начальный слог = древнемер. *kálba. Кроме того, оно изменило свою форму согласно другой фонетической закономерности, характерной для мерянского языка, = исходное -а- начального слога перешло в нем в гласный -о-. Следовательно, в основе русского глагола колбать "говорить" лежит мерянское заимствование из балтского *kolbɘ "речь", "язык", "разговор".
Русский диалектизм или образован непосредственно от этого существительного, или в его основе лежит мерянский глагол *kolβɘ "говорить (kolβɘma "говорение").
В этом случае уместно вспомнить венг. beszéd «разговор», «беседа», отражающее, видимо, сходную ситуацию: славянское по происхождению beszéd отражает факт оживленных связей венгров со славянами, при которых венграми использовался славянский язык.
Сохранение слова до полного вытеснения мерянского языка и наличие его в постмерянском русском арго свидетельствуют о том, что оно прочно укоренилось в мерянском языке и принадлежало, видимо, к части наиболее употребительной лексики.
#прусский #литовский #мерянский #углич
Forwarded from Мерянская кухня
Загибенька с курицей и картофелем.
В Костромском Заволжье традиционно пекли пироги двух видов в зависимости от теста, приготовленного разными способами.
Дрожжевое тесто называют опарой, оно подходит на дрожжах или закваске —"заводке" (Нерехта). В Мантурово и Вохме и других северо-восточных регионах Заволжья особым образом сделанная закваска - это остаток гущи от приготовления пива, он назывался "мел".
В тех же местах изделия из недрожжевого, пресного теста называли "преснушечки", "преснина", "преснухи". Пироги из такого теста с начинкой из картошки, репы, называют "легонькие" или "бездушники". В Шарье пирог с капустой из пресного теста называют "прясник", "пресник".
Во многих местах Заволжья дрожжевые пироги назывались — "опарные", "вечерошники".
Недрожжевые и дрожжевые пироги эти бывают открытые и закрытые.
В Буе, Нее и Макарьеве закрытые пироги называют — "глухой пирог", "заворотень", в Нерехте — "загибенник", в Сусанино "загибенька", в Костроме — "загибушка", "загибиш".
Открытые пироги, обычно с ягодами, и с сеточкой из полосок теста в Нее, Макарьеве, Мантурово называются — "верхник". Открытые пироги с картошкой в Судиславле называются — "наливаха", "ниливыш", "наливашник", в Макарьеве, Кадые, Нее — "круглянка", в Вохме — "намазник", в Павино, Поназырево — "круговик".
Испекли сусанинску загибеньку с курицей, картофелем и луком.
Рецептура дрожжевого теста и начинки классическая:
Мука 500 гр.
Молоко коровье 250 мл.
Масло сливочное 125 гр.
Яйцо куриное 2 шт.
Сахар-песок 1 ч.л.
Соль 1 ч.л.
Сухие дрожжи 1 ч.л.
Картошка 400 гр
Куриное филе 300 гр
Лук репчатый 1 шт.
Соль по вкусу
Яичные желтки (для смазывания пирога) 1 шт.
#мерянскаякухня #загибенька #сусанино #merjamaa
В Костромском Заволжье традиционно пекли пироги двух видов в зависимости от теста, приготовленного разными способами.
Дрожжевое тесто называют опарой, оно подходит на дрожжах или закваске —"заводке" (Нерехта). В Мантурово и Вохме и других северо-восточных регионах Заволжья особым образом сделанная закваска - это остаток гущи от приготовления пива, он назывался "мел".
В тех же местах изделия из недрожжевого, пресного теста называли "преснушечки", "преснина", "преснухи". Пироги из такого теста с начинкой из картошки, репы, называют "легонькие" или "бездушники". В Шарье пирог с капустой из пресного теста называют "прясник", "пресник".
Во многих местах Заволжья дрожжевые пироги назывались — "опарные", "вечерошники".
Недрожжевые и дрожжевые пироги эти бывают открытые и закрытые.
В Буе, Нее и Макарьеве закрытые пироги называют — "глухой пирог", "заворотень", в Нерехте — "загибенник", в Сусанино "загибенька", в Костроме — "загибушка", "загибиш".
Открытые пироги, обычно с ягодами, и с сеточкой из полосок теста в Нее, Макарьеве, Мантурово называются — "верхник". Открытые пироги с картошкой в Судиславле называются — "наливаха", "ниливыш", "наливашник", в Макарьеве, Кадые, Нее — "круглянка", в Вохме — "намазник", в Павино, Поназырево — "круговик".
Испекли сусанинску загибеньку с курицей, картофелем и луком.
Рецептура дрожжевого теста и начинки классическая:
Мука 500 гр.
Молоко коровье 250 мл.
Масло сливочное 125 гр.
Яйцо куриное 2 шт.
Сахар-песок 1 ч.л.
Соль 1 ч.л.
Сухие дрожжи 1 ч.л.
Картошка 400 гр
Куриное филе 300 гр
Лук репчатый 1 шт.
Соль по вкусу
Яичные желтки (для смазывания пирога) 1 шт.
#мерянскаякухня #загибенька #сусанино #merjamaa
Forwarded from Мерянский Язык / Merän Kyl
Кирбяс "топор".
Уважаемый Алексей, автор канала "Криватроп", в контексте вчерашней темы посвященной мерянскому балтизму *kolbɘ "разговор, вспомнил про ярославский диалектический арготизм кирбяс "топор". Это еще один интересный балтизм в верхневолжском (угличском) диалекте.
По мнению О.Б. Ткаченко о возможности употребления этого слова в мерянском языке свидетельствуют его изолированное положение в русских говорах (отсутствует в "Словаре русских народных говоров"), связь с бывшей мерянской территорией (ИМЗ), а также распространение в балтийских и прибалтийско-финских языках, с которыми существовал контакт у мерянского языка и отсутствуют связи у современных русских угличских (постмерянских) говоров.
О возможности употребления слова именно в мерянском языке говорит также своеобразие его фонетической формы: наличие в русском слове звука б (b) вместо v в балтских и прибалтийско-финнских языках, что может свидетельствовать о характерном для мерянского звуке β; -я- вместо -е- в финском и -i- в литовском, что, по-видимому, говорит об употреблении вместо них звука -ӓ-, известного мерянскому языку. Слово в мерянском можно считать балтизмом, сродни лит. kirvis "топор", лтш. cirvis "то же".
Ввиду того, что на юго-западе мерянская языковая территория непосредственно соприкасалась в прошлом с балтийской, оно могло быть прямым заимствованием из балтских языков, однако, поскольку то же заимствование имеется также в прибалтийско-финских языках фин. kirves "топор", вепс. kirvez, лив. kīraz, имевших гораздо более интенсивные контакты с балтскими языками, чем мерянский, есть основания считать, что слово проникло в мерянский через их посредство, в частности через вепсский, территориально наиболее близкий к мерянскому.
В пользу этого, как представляется, говорит и форма слова в мерянском, обнаруживающая большую связь с прибалтийско-финскими языками, чем с балтскими.
Цитируется по О.Б.Ткаченко. "Исследования по мерянскому языку". Кострома, 2007.
#мерянскийязык #балтскиеязыки #верхневолжскийдиалект
Уважаемый Алексей, автор канала "Криватроп", в контексте вчерашней темы посвященной мерянскому балтизму *kolbɘ "разговор, вспомнил про ярославский диалектический арготизм кирбяс "топор". Это еще один интересный балтизм в верхневолжском (угличском) диалекте.
По мнению О.Б. Ткаченко о возможности употребления этого слова в мерянском языке свидетельствуют его изолированное положение в русских говорах (отсутствует в "Словаре русских народных говоров"), связь с бывшей мерянской территорией (ИМЗ), а также распространение в балтийских и прибалтийско-финских языках, с которыми существовал контакт у мерянского языка и отсутствуют связи у современных русских угличских (постмерянских) говоров.
О возможности употребления слова именно в мерянском языке говорит также своеобразие его фонетической формы: наличие в русском слове звука б (b) вместо v в балтских и прибалтийско-финнских языках, что может свидетельствовать о характерном для мерянского звуке β; -я- вместо -е- в финском и -i- в литовском, что, по-видимому, говорит об употреблении вместо них звука -ӓ-, известного мерянскому языку. Слово в мерянском можно считать балтизмом, сродни лит. kirvis "топор", лтш. cirvis "то же".
Ввиду того, что на юго-западе мерянская языковая территория непосредственно соприкасалась в прошлом с балтийской, оно могло быть прямым заимствованием из балтских языков, однако, поскольку то же заимствование имеется также в прибалтийско-финских языках фин. kirves "топор", вепс. kirvez, лив. kīraz, имевших гораздо более интенсивные контакты с балтскими языками, чем мерянский, есть основания считать, что слово проникло в мерянский через их посредство, в частности через вепсский, территориально наиболее близкий к мерянскому.
В пользу этого, как представляется, говорит и форма слова в мерянском, обнаруживающая большую связь с прибалтийско-финскими языками, чем с балтскими.
Цитируется по О.Б.Ткаченко. "Исследования по мерянскому языку". Кострома, 2007.
#мерянскийязык #балтскиеязыки #верхневолжскийдиалект
Telegram
Криватроп
В контексте упомянутых привесок-топориков и недавней темы балтизмов в Залесье, в частности "кирбис", вспомнилась графика ув. Андрея Мерянина, посвященная голяди. "Galindas Kirwis" – Голядская Секира.
#голядь
#голядь
Реконструкторы XIV века?
При раскопках вологодского посада на ул. Ударников, 12 этим летом помимо прочего вполне ожидаемого в слое XIV в. нашли современный слою наконечник стрелы. Вполне себе обычный, хорошей работы, только вот не железный, а костяной.
Как этак тысячею лет раньше делали.
Тупые костяные наконечники-томары для охоты на пушного зверя - чтобы не портить шкуру, конечно делали и тогда, но этот-то вполне по себе боевых форм!
Источник: https://cultinfo.ru/news/2023/8/ukrasheniya-srednevekovykh-vologzhanok-i-neobychny
Аким Трефилов.
#вологда #археология #XIVвек
При раскопках вологодского посада на ул. Ударников, 12 этим летом помимо прочего вполне ожидаемого в слое XIV в. нашли современный слою наконечник стрелы. Вполне себе обычный, хорошей работы, только вот не железный, а костяной.
Как этак тысячею лет раньше делали.
Тупые костяные наконечники-томары для охоты на пушного зверя - чтобы не портить шкуру, конечно делали и тогда, но этот-то вполне по себе боевых форм!
Источник: https://cultinfo.ru/news/2023/8/ukrasheniya-srednevekovykh-vologzhanok-i-neobychny
Аким Трефилов.
#вологда #археология #XIVвек