РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
7.37K subscribers
2.26K photos
28 videos
1 file
1.28K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Forwarded from Князь Ярославский (Павел Карамышев)
👆Любецкий съезд имел противоречивые последствия.  Междоусобиц он не прекратил, но ограничил их рамками родового раздела Руси между разными ветвями княжеского дома, а сам стал важным примером для последующих поколений князей: как можно договариваться и не губить Русской земли хотя бы ради опасности извне (со стороны половцев на то время).

Примечательно,  что этот, к сожалению, часто актуальный призыв к "князьям" - "не губить Русской земли" вдруг был вывешен в Ростове, ведь в Ростовской земле в 1097 году произошло последнее кровопролитие, завершившее "добрую войну" и приведшее к "худому миру", когда мудрый Володимер Мономах произнёс эти вечные слова.
“Время ЕСТЬ. Ростов Великий” .

С 17 ноября по 17 декабря в Ростове пройдет гастро фестиваль.

В честь этого события рестораны - участники предлагают гостям сеты по фиксированной цене содержащие эксклюзивные, здоровые и полезные блюда - авторские реконструкции старинных ростовских рецептов на основе локальных продуктов.

Участники:

кафе “Харчевня”, ул. 50 лет Октября, 5

кафе “Алешкины пельмешки”, ул. 50 лет Октября, 3

кафе “Аппетит”, Соборная площадь, 2

ресторан “Покровские Ворота”, ул. Ленинская, 28/18

ресторан “Русское подворье”, ул. Маршала Алексеева, 9

ресторан “Рождественский”, Советская площадь, 22

ресторан “Боярский двор”, ул. Каменный мост, 4

ресторан “Иван Царевич”, ул.Ленинская, 19

кафе "Провинция", ул. Каменный мост, 5

Подробности читайте на сайте фестиваля https://clck.ru/36cpNu

#ростоввеликий #традиционнаякухня
День рожденья - отличный повод напомнить о себе. Редко пишу в фб, но сегодня грех не написать, тем более, что есть о чем.

Кто-то знает, а кто-то еще нет, что уже почти три года как я занимаюсь костромскими фотоархивами советского времени. Их, найденных в брошенных домах или отданных мне в работу потомками фотографов - у меня уже десять. И явно будут еще. Волей-неволей задумались мы с Антоном и друзьями-единомышленниками, что публикации и выставки это хорошо, но нужен свой музей. Эдакий музей-дом друзей, как у Чебурашки.
Раз уж выпало в империи родиться, в империю вернуться, в аварии в этой империи выжить, то вторую половину жизни надо посвятить чему-то осмысленному.

В общем, в прошлом месяце мы с Антоном купили за 1 рубль у администрации города Галича, что в 100 км от Костромы - деревянный дом, объект культурного наследия в неудовлетворительном состоянии, бишь руину.

В этом доме с 1906 и до самой смерти в 1944 году жил Михаил Маркович Смодор - выдающийся фотограф того времени, который снимал Галич на протяжении сорока лет. Смодора в городе знают, выставки его устраивают, альбомы издают, даже памятник в центре города воздвигли. А дом стоял расселенный почти 20 лет, и никому не было до него дела. Украли крышу, отрезали электричество, устроили стихийный общественный туалет и стали ждать, когда дом, в который нарядные галичане начала прошлого века приходили на семейную съемку, - уйдет в небытие, и можно будет на его месте уже построить очередной фикс-прайс.

Беспощадные жернова советской истории перемололи и семью фотографа - его фотоателье национализировали, потом приняли его туда же на работу, в 1935-м году по доносу отправили в лагерь, а когда он вернулся, сломленный, уже не смог снимать. Его сыновей забрала война, а вдова, Фаина Ароновна, доживала свой век в комнатке, которую ей выделили в этом самом доме.

При жизни она успела передать одну коробку со стеклянными негативами в музей. Большая же часть архива сгинула - новые жильцы сбрасывали ящики со стеклами прямо в реку, дети скатывали пластины с городских валов и смотрели, как они разбиваются, переливаясь на солнце.

В 2016-м часть архива Смодора выставлялась в МАММе, огромная работа была проделана тогда нашими неравнодушными друзьями. Теперь пришло время и дому дать вторую жизнь. Он нас дождался, фотографа и реставратора. Очень страшно и ничего непонятно, но надо делать. Согласны?

Екатерина Соловьева. Кострома-Галич.

#смодор #галичмерьский #XXвек #нашенаследие
Forwarded from Меряфутурист
Николай Александрович Морозов, мельник. Совега.

«Дедушка, замечательный был! Он везде побывал – и на германской, и в астрийском плену, и в Москве был, и в Питере. Работал плотником, строил мельницы по всей Совеге. В Коре тоже построил мельницу, и сам же на ней работал, молол кому чего нужно. Дед катал валенки, плел корзины, долбил колоды, в которых жали льняное масло. Целое дело - пестом толкли семя льна в муку, запаривали эту муку в печи, замачивали, заворачивали колобком в ткань и отжимали в колоде. А какой вкусный из льна жмых выходил!

Дедушка сколотил атомобиль из бревен и досок на тележных колесах и рессорном ходу. Настоящий автомобиль, но без двигателя. Называл его "мимузин". Мужики повозили друг друга на этой машине туда и сюда, закатили ее на угор, залезли в нее вдесятером и покатились вниз – а она под ними рассыпалась. Колеса от этой машины валяются в нашей старой избе в Совеге на чердаке.»

Морозова Серафима Александровна, 1935 Гр, Совега.

#совега #антропология #костромскаяобласть #XXвек
Путешествуя по великорусским регионам России, некоторые возможно обращали внимание, что для той или иной местности характерны свои, пока еще сохранившиеся особенности расположения традиционных домов и дворов. Где-то дома с двух- или трехскатной крышей со светелкой стоят торцом к улице, где-то дома стоят параллельно улице и имеют двух- или четырехскатные крыши, где-то встречается оба этих способа постановки дома относительно улицы. Разновидностей на самом деле масса, но все они являются производными от основных локальных особенностей традиционной планировки дома и приусадебного пространства.

У восточнославянских племен исследователи с I тысячелетия н. э. различают два типа жилища: бревенчатые срубные постройки, характерные для северной группы в лесной полосе и постройки полуземляночного типа, характерные для южных групп в лесостепной полосе соответственно. Первый тип получил развитие главным образом на территории великорусских регионов и к XIX в. в совокупности со сложившимися типами приусадебного пространства сформировал облик традиционных великорусских сельских и городских населенных пунктов.

К XIX в. основными разновидностями конструктивно-планировочных решений жилой зоны сруба стали четырехстенок, пятистенок и шестистенок. Первые две разновидности были распространены в средне- и южновеликорусской этнографических зонах, третий тип бытовал на Русском Севере. Четырехстенок представляет из себя простейшее жилое помещение, ограниченное четырьмя стенами, которое может быть однокамерным (с единственным помещением – избой), двухкамерным (с пристройкой неотапливаемого помещения – сеней или моста) или трехкамерным (с пристройкой сеней и клети). В пятистенке изба разделена капитальной стеной на два помещения. Шестистенок является комбинацией двух жилых срубов и подразделяется на различные типы.

С точки зрения вертикальной структуры выделялись дома с подклетом – нижним не жилым этажом и без подклета с завалинкой – насыпью вдоль наружных стен дома служащей для удержания тепла. Основными типами кровли были: двухскатная в северно- и среднерусской этнографических зонах, трехскатная и трехскатная со светелкой в среднерусской этнографической зоне, четырехскатная в средне- и южнорусской этнографической зоне. Крыли крышу тесом, дранью, соломой, позднее лучиной и железом.

В традиционной избе в зависимости от расположения печи и направления ее устья выделяют четыре типа внутреннего плана: северо- и среднерусский (печь у входа, устье печи направлено в другую от входа сторону), восточный южнорусский (печь напротив входа, устье ко входу), западный южнорусский (печь напротив входа, устье от входа), западнорусский (печь у входа, устье ко входу). Во всех случаях по диагонали от печи располагался передний (красный) угол где висели иконы и стоял обеденный стол.

Двор (усадьба) традиционно (классификация Е.Э. Бломквист) подразделяется в зависимости от взаиморасположения жилой и хозяйственной зон на две группы: северный примыкающий к жилью крытый двор и южный открытый двор, окруженный надворными постройками, которые включают в себя по два типа.

Первая группа (северный крытый двор) подразделяется на двухъярусный (северорусский) тип, где жилище с двором составляет одно целое и располагается перпендикулярно улице, и одноярусный (среднерусский) тип, где крытый двор примыкает к жилищу, расположенному также перпендикулярно улице.

Вторая группа (южный открытый двор) включает тип покоеобразной застройки (среднерусский), где изба располагается перпендикулярно или параллельно улице, образуя с расположенными рядом надворными постройками букву "п" в плане, и тип четырехугольного открытого двора (южнорусский), где двор представляет собой большое открытое пространство.

Первая группа распространена на Русском Севере и севере средневеликорусской этнографической зоны, вторая группа на юге средневеликорусской этнографической зоны и в южной этнографической зоне.

#традиции #жилище #двор
Уважаемые подписчики! Просим ознакомиться  с замечательными историческими каналами наших коллег, уверены, что каждый из вас найдет в этом списке то, что его точно заинтересует.   
     
@vatnikstan - пишем об истории и культуре. Издаем книги.
     
@popscienceru — «Загадки истории с Лысым Камрадом». Об истории-археологии —  интересно, увлекательно и достоверно;
     
@ww2history —  канал о Второй Мировой войне в фото и видеоматериалах, интересных и познавательных статья;
     
  • @crypttales — Правда ли, что древнеегипетские мумии могли ожить, и какие ритуалы  проводили жители Долины Нила?  Древний Египет. Только наука и минимум тайн;

@lacewars — Канал известного историка. Сколько стоило повесить пирата? Какими были средневековые маньяки?  Заходи на канал и узнаешь;
     
@zalesje — социальная антропология Замкадья. О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России" — свежо, весело и без понтов;

@medievalnotes — "Записки о Средневековье". Хочешь в Средневековье? Заходи, и узнаешь, как там!
    
@myretrospect — аудио и тексты с историческими фактами, о которых вы захотите рассказать друзьям;
     
@religionlab — исследовательское пространство для гуманитариев. Религиоведение, культура, философия;

@mexicalli — авторский канал об ацтеках и Мезоамерике: история, быт, религия, война и мир, жизнь и смерть;

@panfilovfm —  авторский канал историка и музейного куратора — об истории и мифологии в кино, сериалах и играх, а еще о костюме и вооружении разных эпох.
Forwarded from Меряфутурист
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Реконструкция протоуральского человека, жившего в регионе Уральских гор в середине IV тысячелетия до н.э. и оживленного с помощью искусственного интеллекта.

@factsmania777 (С)

#протоуральцы #протофинноугры #протоуральскийязык
​​В преддверии новогодних каникул и периода основных традиционных крестьянских праздников зимнего цикла, вдохновившись приближающимся масленичным челенджем, проводимым ув. Андреем (@merjanin), родилась идея провести дни традиционных блюд.

Правила простые: 
- до новогодних праздников все желающие каналы, касающиеся этно-региональной тематики, публикуют региональные рецепты праздничных блюд (желательно с указанием на источник, но можно и традиционные семейные рецепты);
- в период новогодних каникул все желающие читатели готовят блюда по понравившимся рецептам и до 10 января присылают фото админам. 
- 14 января каналы, участвовавшие в днях традиционных блюд, выкладывают фото, присланные читателями. 

К участию приглашаются ВСЕ желающие! 

#традиции #кухня #днитрадиционныхблюд

(Ниже на фото Татьяны Мякушиной традиционный курник с. Ильинка Скопинского р-на Рязанской обл.)
Тайный язык костромских жгонов.

Смотрите на нашем ютуб-канале Merjamaa уникальный фильм про жгонов.

Когда-то в Костромском Заволжье жили жгоны — ремесленники, вручную валявшие валенки. Осенью, собрав урожай, они уходили на жгонку — шли пешком или ехали поездом в разные регионы страны, оставались там на несколько месяцев и делали обувь для местных жителей. У них был свой тайный язык - своясовая зетка. Сейчас жгонов почти не осталось, а тем, кто еще жив, уже немало лет. Почти исчез и жгонский язык. Телеканал "Россия" нашел последних жгонов, записали их частушки.

#жгоны #костромскаяобласть #жгонскийязык
Пареная калина.

Вдохновил опыт с томленой калиной уважаемой Натальи из Sevprostor. В старо-время калину томили часов по шесть в чугуне в печи, теперича, за неимением печи, приходится пользоваться духовкой и глиняным горшком.

Помыл гроздья калины, и заморозил их для того чтобы было удобнее собрать ягоды с веточек (они легко давятся). Отделил ягоды от гроздей, положил в горшок, добавил немного воды, столовую ложку сахара и поставил в духовку нагретую до 200 градусов. Как калина закипела, уменьшил температуру до 130 градусов и парил её 4 часа. В готовую калину добавил пару ложек меда.
Как известно мёд лучше не греть, а добавить в конце.

Вкус очень интересный, лишенный горечи и специфического запаха свежей калины, мёд придает особенную пикантность. Привередливым на вкус детям пареная калина зашла на ура. И мне понравилась. Следующей осенью заготовлю в банках впрок, на зиму.

#мерянскаякухня #калина #мед
КОЛЕНВАЛ, ЧУРИКОВЦЫ, сектанты-трезвенники

В ПРОЖИТО попались записки о временах почти недавних - андроповских. Воспоминания Альфреда Симонова:

«…Как-то наша группа возвращалась из Пошехонья — там ликвидировали абсолютно лишнее в этих краях подразделение КГБ, — и на обратном пути мы остановились у винного магазина, чтобы взять бутылочку и вечером отметить уход в небытие пошехонского отделения.

Но наметанным чекистским глазом мы заметили неподалеку притаившуюся милицейскую машину — и рисковать не стали. Проехали мимо. С нами тоже не церемонились бы. Время-то было рабочее.

Сколько карьер было испорчено! Но в стране, где все стали немного строже, постепенно появился порядок и восстанавливалась дисциплина. Медленно, нехотя и не без сопротивления.

По крайней мере, бегать за водкой с заводов в рабочее время люди почти перестали. Видимо, брали с собой. Но появляться пьяным на улице стало опасно. Милиция действовала беспощадно по отношению к пьяницам. Даже в нашем городе, где в дни получки на заводах казалось, что покачиваются не только люди, но и фонари.

Помню эпизод, когда рыбинский мужичок, слегка приняв на грудь, торопливо убежал из магазина с бутылкой водки в руках, завидев издали милицию. Он знал, что все кончится плохо, если его засекут.

Появилась новая водка, которую называли андроповкой или коленвалом. Название водки было написано скачущими вверх-вниз буквами. Она была значительно дешевле той, что продавали в период позднего застоя. Люди это оценили и поняли: пить можно, но дома.

Как стихийный отклик на происходившие перемены в городе появилась достаточно многочисленная секта трезвенников-чуриковцев, которая считала основателя секты Чурикова чем-то вроде живого бога. Чуриков активно действовал, создавая подобные секты, в начале XX века, еще при царе. При советской власти он основал коммуну трезвенников, но непьющие, видимо, вызвали подозрение у новой власти. Дальнейшая судьба его мне не известна.

В общем-то, ничего плохого в пропаганде трезвого образа жизни не было. Правда, посещали ее в основном пожилые люди. Для них это тоже был своеобразный клуб по интересам. Это объединение мне казалось очень полезным, тем более что иногда они действительно добивались результата.

Как-то в Брейтовском районе мне пришлось опрашивать жителей одного села, стоявшего на дороге. Я, как руководитель группы, разыскал избу, где жил председатель местного колхоза, с тем чтобы побеседовать с ним.

Мне открыла немолодая женщина, которая, узнав, кто я и что мне нужен хозяин, страшно перепугалась. Я как мог успокоил женщину и, решив не дожидаться председателя, которого ждали домой только к вечеру, попрощался и пошел к выходу.

Женщина, обрадовавшись, что неприятный визит закончился, вдруг просительно сказала: «Вы уж мужика-то не трогайте, только-только человеком стал. Ну и что, что сектант, зато не пьет».
— А где же он состоит?
— Да у трезвенников. И сегодня поехал туда. Я его туда привела, а то ведь пил по-страшному. А он председатель, ему трезвый ум нужен.


«Ну и дела, — подумал я, — раз председатель, наверное, в партии состоит. Ну да бог с ним, это его дела, перестал пить — и хорошо». И об этом я сказал женщине.

Мне как-то показывали фотографии Чурикова 20-х годов в окружении последователей. Суровый дядька. А среди трезвенников все-таки преобладали женщины. Да и немудрено — в России они были главными жертвами пьянства мужчин…»
Электричка идёт мимо Боголюбовского луга у церкви Покрова на Нерли во время весеннего разлива.

📸Кирилл Новиков
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Антон)
ВЕПСЫ И ЛЕТОПИСНАЯ ВЕСЬ

В связи с возникающими вопросами о соотнесении вепсов с летописной весью кратко изложу свое видение вопроса

Поскольку этноним весь, несомненно, производен от vepsä, то и весь белозерско-пошехонскую отождествляли с вепсами. Но тогда еще не было в достаточной степени изучены географические названия

Вместе с тем, топонимия свидетельствует, что даже юг Белозерья был для вепсов периферией

И археологически белозерская весь входит в волжско-финскую культурную зону

В настоящее время вполне обоснованной является точка зрения, что вепсское население сложилось в результате смешения прибалтийско-финских по языку носителей средневековой приладожской курганной культуры и белозерской веси, волжско-финской по языку

Таким образом, летописная весь - это общая составляющая (наряду со славянской) современного русского населения Белозерья, Пошехонья и современного вепсского населения

При этом ранних вепсов ("приладожскую чудь") в большей степени интересовало Заволочье (оно интересовало всех), поэтому они со своей основной территории к востоку от Волхова, района Ояти проходили широкой полосой по Вытегорскому, северу Бабаевского района, северу Белого озера и частично переходили волоки, сливаясь с остальными колонизационными потоками, частично оставались на территории северо-запада Вологодской области

Хотя отдельные вепсские группы, разумеется, доходили до Шексны и Сухоны, но сплошного массива топонимии не оставили
Как добавить себе важности.

На обороте этой маленькой симпатичной нательной иконки с шестикрылым Серафимом скрывается прикладная печать, которой владелец мог заверить важные для него грамотки, капнув горячим воском и сделав на нём оттиск всегда сопровождающей его вещицы. Такие иконки-печати мастера отливали скопом загодя (видно, что изображение в центре печати человечка-воина уже пережило немало копирований), а потом на каждой отдельной уже под конкретный заказ вырезали имя - печать Варсонофиева, Тимофеева или там Антониева. Но в нашем случае имя заказчика было простым и коротким - Иван, и резчик решил самовыразиться, заполнив надписью всё поле и не оставляя неизящной пустоты. Вышла "ПЕЧАТЬ ИВАННООВА". Немножко по-фински звучит, но ни с кем не спутаешь.

Аким Трефилов.

24х15. Серебро. Звенигородская земля. XV в.

#археология #звенигород #XVвек
Forwarded from Меряфутурист
Хамуны и сицкари.

В Словаре ярославско-костромского диалекта Мельниченко наткнулся на «хамунов». Согласно «Словарю» так называли уроженцев некоторых деревень Брейтовского района Ярославской области живших рядом с сицкарями. Там же, в «Словаре» упоминается частушка, сложенная про две эти субэтнические популяции:

«Сицкари идут дорогой,
хамуны по сторонам.
Вы не бойтеся, ребята,
Ничего не будет вам»

В каких именно деревнях жили хамуны Мельниченко в своем «Словаре» не уточняет, но я нагуглил, что жили они в селе Брейтово, Черкасово и в близлежащих деревнях.

Этот катойконим (именование жителей определённой местности от др.-греч. κατά — «под» и οἶκος — «дом») происходит от слова «хамовники», т.е. ткачи. Известно, что с XIV века в районе современного села Брейтово сильно развивалось ткачество. Своего расцвета это занятие достигло там в XVII веке, когда Брейтово и стоящее рядом Черкасово превратились в один из самых крупных центров ткачества в Московском царстве.

С хамунами сицкари сосуществовали очень напряженно. Негласная территориальная граница между хамунами и сицкарями проходила в районе современных деревень Цыбыцино (хамуны) и Новое Мерзлеево (сицкари). На гулянья и беседы они друг к другу не ходили. Сицкари были драчливее и гораздо более отчаяннее, зашедших к ним по какой-то причине хамунов избивали. При этом главными задирами в этом вековом конфликте были сицкари. Хамунов во всей Сицкой округе в культурном плане считали выше сицкарей, образованнее.

Как видим, приведенная выше частушка появилась не случайно. Хамуны и сицкари никогда не роднились между собой, и между ними существовала устойчивая вражда.

Хамуны как и сицкари были небольшой субэтнической группой, по-видимому, автохтонной, скорее всего близкой к мологжанам, и ее численность вряд ли когда либо превышала 2,5 тыс. человек.

К слову, разглядывая весьма своеобразную архитектуру сицкарских деревень я обратил внимание на «ломаную» крышу характерную для хат голядско-крывицкого (балтского) этно ареала Смоленщины, Северо-западной Калужчины и Восточной Беларуси. И тут интересно то, что существует предположение о наличии у сицкарей белорусского («литовского») этнического компонента.

Ярославский этнолог Лена Павлова как-то рассказывала, что они вместе с коллегой Ниной Владимировной Обнорской, на основе изучения истории князей Сицких — князей Сицкого княжества, являвшегося уделом княжества Моложского, предположили, что предки сицкарей могли быть перевезены в эту местность после Второй русско-литовской войны 1507-1508 гг.. князем Фёдором Петровичем «Кривым» Сицким (ум. после 1535 г.), активным участником этой военной кампании. Т.е. сицкари это «литовские людишки», полон с пограничья ВКЛ, а попросту говоря, кривичи.

По-видимому, именно этим объясняется замкнутость их общины на протяжении столетий и кровная вражда с местными автохтонами — хамунами.

#сицкари #хамуны #XVIвек #сицкоекняжество #ярославскаяобласть
Forwarded from Меряфутурист
«Morsie». Меря или Татарские мурзы? (Часть I)

В 1698 г. по приглашению Петра I в Московское царство прибывает английский корабельный мастер Джон Перри. Прослужив здесь в общей сложности 14 лет, и вернувшись на родину, в 1716 году Перри публикует в Лондоне сочинение о своей службе и о преобразованиях царя Петра под заглавием «Состояние России при нынешнем царе» (англ. The state of Russia under the present czar). Наше внимание привлёк следующий фрагмент этой книги в русском переводе княжны Ольги Михайловны Дондуковой-Корсаковой (1871):

«Мордва и Меря, а также Черемышские Татаре по сю сторону Волги, покоренные за 140 лет тому назад, проживающие в деревнях, находящиеся в постоянных сношениях с Русскими и под непосредственным управлением Царя, также положительно отказываются от принятия Христианской Веры».

Как можно убедиться из оригинальной копии сочинения, словом «меря» княжной Ольгой Михайловной Дондуковой-Корсаковой был переведён с английского некий этноним Morsie упомянутый автором наряду с Murdaw (мордва), Cheremiss Tartars (марийцы).

На первый взгляд Morsie походит одновременно и на Mari / Marie и на Ersia. А так же на форму термина Меря в наклонении: Мерский. Известно, что на Верхневолжье были Мерские станы, и выходцев из них тоже могли звать «мерскими». По аналогии с «русскими», а сами меря мигрировали с территорий Ростово-Суздальской земли в Меровию (Ветлуга).

С другой стороны, Морсе — это такой же оборот как Морд-ов и уд-Мурт. Впрочем, в списке мы видим мордву и черемису. Значит, речь не о них. Конструкт же «удмурт» заметно дальше по звучанию, поэтому тоже не подходит.

Долго мы с Оли и Ваской ломали голову над этим загадочным этнонимом пока не нашли сборник саратовского историка, краеведа, архивиста, родоначальника изучения истории мордовского народа Александра Александровича Гераклитова (1867–1933), «Избранное» Саранск, 2011.

В нем, в статье «Несколько малоизвестных заметок о мордве иностранных путешественников конца XVII — начала XVIII в.», Гераклитов подробно разбирает труд Перри.

У Перри в тексте сначала упоминаются Mordwa and Morzee Tartars потом Murdaw and Morsie, and the Cheremiss Tartars. Гераклитов переводит Morzee Tartars как «татарские мурзы», соответственно далее по тексту Джона Перри Morsie — просто «мурзы».

Речь идет о мурзах бывшего Мещёрского юрта, т.е. земель бывшего Касимовского ханства существовавшего с 1452 по 1681 г. в междуречье средней Оки и бассейна Мокши на части территорий современных Рязанской, Тамбовской, Нижегородской областей и Республики Мордовия со столицей в Касимове. Татары в Мещёрском юрте составляли правящую верхушку — хан, его семья и двор, карачаи, беки, мурзы, аталыки, казыи и казаки. Податным населением была «мордва», т.е. эрзя и мокша. Сами татары разделялись на два субэтноса — собственно касимовских татар и мишарей, которые также были военным сословием юрта.

С конца XVI века началась медленная христианизация касимовских татар, в 1573 году принял крещение Сеин-Булат и был наречён Симеоном; около 1653 года — Сеид-Бурхан под именем Василия.

Ликвидация Касимовского ханства в 1681 году, перевод касимовских татар и мишарей из правящего и военного сословия в гражданское, в ходе которого многие из них стали торговцами, ремесленниками, мелкими землевладельцами и государственными крестьянами, а также усиление христианизации в Петровское время, стали причиной переселения касимовских татар, и в особенности мишарей, из пределов бывшего Касимовского ханства на земли современного Татарстана, и нижней Волги. Особенно сильно этот процесс затронул татарских мурз, чей дрейф был связан с потерей доминионов в Мещерском юрте.

Именно с такими мурзами — Morzee Tartars / Morsie, конными дворянами, познакомился Перри при строительстве Волго-Донского канала через Камышинку — Иловлю.

Продолжение 👇

#меря #мишари #татары #мордва
Forwarded from Меряфутурист
«Morsie». Меря или Татарские мурзы? (Часть II)

В итоге, упомянутые Перри этнонимы можно интерпретировать так: Mordwa — мордва, Morsie или Morzee Tartars — татарские мурзы (мишари), Cheremiss Tartars — горные марийцы, или, чуваши, тут не очевидно.

Откуда же в тексте княгини Ольги Михайловны Корсаковой-Дундуковой, автора первого русского перевода книги Джона Перри, появилась Меря— Morsie?

Ольга Михайловна выросла в образованной аристократической семье. Её отец сделал карьеру по линии министерства просвещения, став вице-президентом Академии наук. Брат отца был приятелем Пушкина. Старший брат – генералом, успешным полководцем и воинским управленцем. Другие братья и сёстры тоже не потерялись в жизни: одни сделали карьеру по разным ведомствам, другие вращались в кругах образованного общества. В целом, все они были в курсе новейших веяний общественной мысли, в том числе исторической науки. Постреформенное же время — эпоха взлёта интереса не только к древнерусскому, но и как следствие, к мерянскому наследию, как естественной части первого.

В 1851 г. граф Алексей Сергеевич Уваров, начинает свои раскопки курганных могильников Владимиро-Суздальского княжества, на основании которых позднее напишет свою книгу «Меряне и их быт по курганным раскопкам» вышедшую на год позже (1872) перевода Джона Перри сделанного Корсаковой-Дундуковой (1871). Не удивительно, что Ольга Михайловна знала о Меря, бывших во второй половине XIX века на слуху, и допускала, что речь у Джона Перри может идти именно о них. Но, как видим, её интерпретация этого загадочного этнонима оказалась ошибочной.

Оли, Васка, Анди. (С)

#меря #мишари #татары #мордва
Под ногами нынешних вологжан лежит средневековая Вологда. Так она выглядит сверху, если раскопать. Дворы, загородки, вымостки, срубы. XV - первые десятилетия XVI в. Эпоха Ивана III и вскоре после. Влажный культурный слой, сохранность дерева и прочей органики.

Аким Трефилов.

Деревянные конструкции XV – первой половины XVI в. в нижних культурных напластованиях (раскоп 22, 2007 г.

Фото из: Андрианова Л. С. , Фёдоров А. С. Вологда XV–XVI вв. В границах крепости Ивана Грозного. (АВСЗ-13).

#вологда #археология #XVвек #XVIвек