РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
7.32K subscribers
1.97K photos
26 videos
1 file
1.08K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
На "Авито" продается замечательный сундук - яркая устюжская роспись, XIX в. Но с аккуратным отверстием. Моя версия - отверстие для кошки, чтоб та всегда могла ценности на предмет мышей проконтролировать.

Аким Трефилов.

#русскийсевер #сундук #этнография
Древность и современность, война и мир, буквально всё от Адама до Саддама. Одним словом: РЕКОМЕНДУЕМ!

MOSCOW XXI — эстетика и атмосфера Москвы нулевых годов в фотографиях и заметках.

Катехизис Катарсиса — сборник авторских статей, мемов и постов на историческую и научную тематику.

Философское кафе – канал философов из редакции журнала "Финиковый Компот". Ни смысла, ни покоя.

Великая война —  канал о Первой мировой. Тактика и стратегия, великие сражения и окопный быт, боевая техника и оружие. Все о войне, перевернувшей мир.

Нумизматика/NumisKlad — История в кладах и монетах.

Ростовская Земля —  социальная антропология Замкадья. Канал о субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России.

Записки о Средневековье — хочешь в Средневековье? - Заходи, и узнаешь, как там!

Белое Дело — канал об истории Белого движения и русской эмиграции.

Retrospect | Подкасты | История — канал с короткими подкастами по истории, которые удобно слушать где и когда удобно. Подписывайте, и вам будет что рассказать друзьям;

WeHistory —  всё самое интересное из мировой истории: от Вавилона до Силенда, от осады Трои до войны виски.  Весело, увлекательно и со вкусом!

Starcheolog — канал археолога работающего в Старой Руссе и Новгороде  – рассказы (с картинками) о раскопках, археологических экспедициях, исторических исследованиях, событиях, интересных книгах, удивительных находках и музеях.

Amentia Bellum — ужасы войны, которые историки и сладкоголосые ораторы стараются обходить стороной; все фото и видео без цензуры.

mexicalli — авторский канал об ацтеках и Мезоамерике: история, быт, религия, война и мир, жизнь и смерть.

ТЕМНОВЕКОВЬЕ — погрузит тебя в атмосферу, когда за любую оплошность ждёт костёр.

Ave Historia! — место, где ваши исторические запросы совпадают с нашими предложениями.

CatGeek — канал для любителей комиксов, фильмов, сериалов, игр и всей современной гик-культуры в самом широком смысле.
Дорогие подписчики «Ростовской земли»! Огромное спасибо за поддержку нашего проекта с выставкой архивных фотографий Владимира Варновского. Все Вы помогли нам собрать больше 80 000 рублей, что покрыло расходы по печати и монтажу выставки. Отдельная благодарность уважаемому Павлу Пряникову, всегда поддерживающему наши инициативы на своем канале «Толкователь», очень ценим Ваш вклад и участие, спасибо!

На открытии выставки «Невидимая страна» был полный аншлаг, на следующий день я читала лекцию по фотоархивам, и там тоже зал был полон. Выставка работает в Центре Русского искусства Костромы до 19 ноября! Приходите, приводите друзей и родственников. После окончания срока выставка поедет по другим районам области и в итоге найдет место для постоянного экспонирования в Парфеньеве.

Екатерина Соловьева. Кострома.

https://www.theartnewspaper.ru/posts/20231030-trpc/

#кострома #фотография #история #парфеньево
Скандинавы, финно-угры или славяне? Кто в IX-X веках населял Тимерёвское поселение близ современного Ярославля?

Об особенностях Тимерёвского археологического комплекса рассказывает кандидат исторических наук Елена Спиридонова, доцент ЯрГУ им. Демидова в подкасте «Место силы. Золотое кольцо»:

«Само поселение и курганный могильник несколько друг от друга отличаются, хотя поселение Тимерево Дубов считал чуть ли не Арсой из арабских источников, городом, который участвовал в заключении русско-византийского договора 911 года и так далее, городом такое европейского масштаба. Судя по находкам он куда более скромный, скорее это что-то достаточно локальное получается. Дубов высказывал свою идею о переносе города, о протогороде, что Тимирево исчезает, не выдержав конкуренции с новым Ярославлем.

С другой стороны, если брать раскопки более поздних времен поселок там был не очень большой, 100-120 человек, расположен в необычном для ранних поселений месте, на высоком коренном берегу Которосли, фактически на водоразделе между Которослью и Волгой, от самой Волги удален на 12 километров, для торговли не очень удобное положение, да и от самой Которосли он удален на 3 километра и его с ней соединяет маленькая речка Сечка, почти исчезнувшая сейчас.

Основным занятием жителей, судя по находкам, было земледелие, скотоводство, пушной промысел, все традиционно для сельского поселения, укрепления там не найдено, и тому подобное.

А вот могильник в Тимерёво богатый, и весьма значимый, плюс там были найдены три крупных клада, в одном из них, 1973 года было найдено более 2762 дирхемов»
.

Интересная оптика, поселение обычное, сельское, без укреплений, которыми, по ее логике, обязательно должен обозначаться экономический и политический центр, но при этом очень богатый, уникальный могильник. Как селище и могильник коррелируют между собой, да? Елена Владиславовна, а как же большие неукрепленные поселения Суздальского Ополья, как быть с неукрепленным Ростовом, который на протяжении всей своей средневековой истории не имел укреплений, которые в нём появляются только после Смутного времени?...

Но в целом очень информативно, рекомендую. https://vk.com/wall-217098103_2406

#тимерево #археология #меря #скандинавы #славяне #ярославль
Грешно ли русскому православному человеку вынимать из тыквы мякоть и помещать внутрь свечку?

Вдогонку к прошедшему Хэллоуину, Аким Трефилов цитирует "Ростовский вестник":

«В крупном торгово-промышленном селе Поречье, специализировавшемся на огородничестве на плодородных приозерных землях и на рыбной ловле, в XIX в. ростовскими краеведами описан необычный осенний праздник. Старожилы, которым 80 – 90 лет говорили, что так праздновали его, когда были детьми. Это так называемый «Никитин день», связанный у поречских крестьян с их сельскохозяйственным циклом:

"К концу уборки урожая, вечером, в престольный для здешней церкви вмч. Никиты праздник , дети ходили и ходят по селению, перекликаясь, держа в руках фонарики из овощей, у которых вынута сердцевина, а внутрь вставлена свечка. Молодежь в этот вечер может «чудить», устраивает некоторые «безобразия»: разваливает поленницы, может посветить фонариком в окно. Один из поречских старожилов упомянул, что огонь для фонариков когда-то выносили из церкви".

Краеведы XIX в. отметили, что плошками и фонариками со свечами, числом до тысячи, украшались в Поречье храмы и дома. Особенно оживленными были в канун праздника базарные дни, на которых продавались овощи. Богатое село у Ростовского озера - с самой высокой сельской колокольней в России и с площадью, застроенной двухэтажными крестьянскими каменными домами.»

(см.: "Ростовский вестник" 25 октября 2011; Федотова Т. П. Вокруг Ростова Великого. М., 1987 (Серия "Дороги к прекрасному") С. 88)

#ростоввеликий #поречьерыбное #никитиндень #тыква
Унорожский артуг.

На Вексе, соединяющей Галичское озеро с рекой Костромой, стоит погост Унорож. Церковь Благовещения и вокруг нее городище - вал, окружающий крупное финское (мерянское) поселение IX-X вв. Раскопки уже долгое время ведет Костромская археологическая экспедиция. Все как надо - шумящие подвески, вещи из Прикамья, предметы скандинавского облика, серебряные дирхемы из Средней Азии.

В 2018 г., однако, в верхнем слое нашлась вещь иной эпохи - небольшая монетка с крестами на обеих сторонах и не полностью сохранившейся латинской надписью по кругу.

Это артиг - ливонское подражание авторитетным для Прибалтики шведским эртугам. Они чеканились в Риге, Дерпте и в Ревеле. Именно этот, судя по всему, 1413-1417 гг.

Как он мог попасть на столь далекий Северо-Восток, за 1300 верст, в сердце удельных владений московского князя Звенигородского и Галич-Мерьского Юрия Дмитриевича?

Понятно, всякое может быть, но наиболее вероятными путями оказываются псковский и новгородский. Обе Республики много торговали с Ливонией, а во втором - начале третьего десятилетий XV в. придали хождению у себя импортных "артугов" официальный характер: стали на них торговать и во внутреннем обороте. Лишь в 1420-х от импортной монеты перешли уже к чеканке своих, новгородских и псковских денег.

Этот же артуг явно уже побывал в русском обращении: он обрезан по краям, чтобы его вес примерно соответствовал прочей тогдашней русской норме. Как он попал в галичские пределы? Или с каким-нибудь новгородцем, прибывшим из Вологды или из Подвинья через Лежский волок на Кострому, а с той свернувшего в Вексу к Галичу-Мерьскому.

На Унороже в то время функционировал небольшой Благовещенский монастырек, заграничная денежка могла быть потеряна во время посещения обители или дана как пожертвование. Есть и иные варианты: несомненно, немало ливонских монет получили бояре и слуги из окружения державшего Углич князя Константина Дмитриевича в то время, когда он княжил в Пскове и потом сидел в Новгороде. В таком случае кто-то из его людей либо ушел на службу в Галич-Мерьский - к Юрию Дмитриевичу или к Дмитрию Шемяке, ну или приезжал с каким-то поручением от Константина. Несколько менее вероятна связь появления на Северо-Востоке этой ливонской монеты с княжениями во Пскове ростовских князей в 1409-1434 гг. Понятно, конечно, что возможны и более сложные варианты с несколькими посредниками.

Аким Трефилов.

#XVвек #унорож #археология #галичмерьский #нумизматика
А где "Из варяг в персы"?

Вопрос из "Большого этнографического диктанта". Волжский торговый путь "Из варяг в персы" — самый ранний и самый важный из трёх великих речных путей Древней Руси, соединявших Ладогу и Ростов с Халифатом в раннем средневековье, забыли, киевоцентричные этнографы вы наши.

#изварягвперсы #древняярусь #история
ИСТОРИЯ РОСТОВСКОЙ ЗЕМЛИ: что нашли археологи?

В блоге отдельная страница была посвящена ключевым предметам, представленным в залах исторической экспозиции #гмзрк.

К сожалению, картинки без впн не открываются, но тексты - вполне. Ссылки внутри - тоже могли погибнуть, поскольку вели на старую версию официального сайта.

На картинках: ременный разделитель, птичка с Горы святой Марии, копоушка и коньковидная подвеска.

Кстати, не открылась и ссылка на сайте ИА РАН - со статьей: Голубева Л.А. Коньки-подвески междуречья Волги и Оки // Советская археология. 1976. № 2. С. 67-82 - где коньковидная подвеска присутствует. В общем, традиционная библиографическая ссылка работает надежнее.

Читаем книжки!
В селе Учма Ярославской области нашли очень простой, но действенный приём рассказать о людях и домах: рядом со зданиями висят старинные фотографии их владельцев.

Фото: Мария Максимова (С)

#учма #ярославскаяобласть
Ростовский провинциальный погост позапрошлого или начала прошлого века.

Любопытно: когда мы себе представляем провинциальный погост позапрошлого или начала прошлого века, то нами там ожидаются простые деревянные крестьянские кресты (если погост староверческий - то они же с меднолитыми иконками или с деревянными же вырезанными сложными голгофскими крестами, ну и голбцы), а также близко знакомые и нам в силу их понятной сохранности вычурные чугунные и кованые железные - богатых крестьян, купцов, дворян. Ну и какой-нибудь одинокий помещичий памятник с наивной и мудрой эпитафией, резанной по камню.

А вот на фото Ивана Кузнецова 1908 г. на погосте у церкви Иоанна Богослова на Ишне на переднем плане стоит пара деревянных с иконописным Распятием с предстоящими и с херувимами. Понятно, что до наших времен (в широком смысле, включающем период этак с 1950-х гг.) такие не доживали - климат, влажность, деревянный крест без ухода падает через поколение, лет через 25-30. И интересно - насколько все ж широка была такая традиция, когда зародилась, кого нанимали такое делать - иконописцев ли местных, или еще кого.

Кстати, на иконе , которая в киоте на наружной стене церкви - явление преподобному Авраамию апостола Иоанна Богослова, Иоанн вручает Авраамию чудотворный посох, которым тот по мысли агиографов XVI в. поразил потом языческого идола.

Аким Трефилов.
Источник фото HUMUS.

#ростоввеликий #богословнаишне #XXвек #погост