РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
6.76K subscribers
2.24K photos
29 videos
1 file
1.39K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
"Большой брат 1160. Посвящение городу Ростову".

В ярославском городском выставочном зале им. Н.А. Нужина выставка с таким трогательным названием: "Большой брат 1160. Посвящение городу Ростову". Числительное в названии – отсылка к 1160-летию первого летописного упоминания Ростова.

Без преувеличения, Ростов старший (большой) брат Ярославля.

В составе Ростовской земли прошли первые столетия существования Ярославля, а до конца XVIII века город был в составе Ростовской епархии. Предание связывает основание Ярославля с ростовским князем Ярославом.

#ярославль #ростов #залесье #арт
Праправнуки Сусанина и ИПХС.

Недавно писали про ИПХС - Истинно православных христиан странников или "бегунов", одно из самых радикальных старообрядческих согласий возникшее в XVIII веке на постмерянской этнической основе в Верхневолжье. В контексте этой многогранной темы вспомнилось, в империи Готторпов был большой скандал, когда обнаружилось, что потомки Ивана Сусанина, крестьяне белопашцы, имевшие особые льготы в империи, исповедуют ИПХС https://iphs.livejournal.com/40843.html.

#ипхс #меряне #старообрядцы
Мерьские Боги с Дьяконовской поляны. Историко-культурное значение этой территории связано с именем преподобного Димитрия Прилуцкого, который на пути из Переславля-Залесского в Вологду проходил по берегу реки Черный Шингарь. Там он встретил языческое капище с родником, которые, по преданию, и освятил. Авнежская возвышенность на которой находится Дьяконовская поляна – нечто вроде острова среди болот на водоразделе Сухоны и Волги. Когда-то в средневековье здесь по верховьям волоковых рек шла бойкая торговля, была бойкая жизнь. Сейчас это – глухой угол Вологодской области: Батановский сельсовет Междуреченского района со столицей в селе Шуйском.

Наша глубинная полу-языческая духовность.

Фото: "Вологда достопримечательности" VK

#меря #чудь #православие #вологодскаяобласть #вологда
Белая или Мерянская Русь.

"Древние наши писатели под именем Белой России разумели ПольскОй и МерянскОй, или СуздальскОй предел с принадлежащими к ним областями..."

Русский историк Болтин Иван Никитич (Москва, 1807)

Известно, что Белая Русь это Северо-Восточная земля, Залесье или Московское государство.

В XV—XVII веках термин Белая Русь чаще всего применялся по отношению к Северо-Восточной земле, Московскому великому княжеству и позднее царству. Столицей Белой Руси обычно называют Москву, а московского князя иногда называют Белым князем или царём. Восточные народы называют его Ак-Падишах, то есть Белый Падишах.

#московия #меряния #залесье
Пока мы тут рассуждаем о проблемах и будущем русской классической литературы, деколонизация Пушкина уже началась! Пожалте: Пушкин - крестьянин великоросс. Побудь-ка в зипуне и грешневике крепостного, господин петербургский писатель. Вот про такого Пушкина с уверенностью можно сказать - Наш! ))

«Пушкиниана» башкирского художника Энгеля Хариевича Насибулина.

Источник фото: «музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское».

#арт #великороссы #юмор
Эхо Смуты.

— Ну что могу предложить, господа? Пять мушкетов: четыре XVII века, один XVI-го. Всё отстреляно. Все в полном боекомплекте. Гренады: противопехотные осколочные. Дают осечки, примерно, 50 на 50, извините, не проверял. Ручные мортиры — две. Вот пистоли есть: четыре колесцовых, один кремневый. Это из импортного. И теперь отечественный производитель: ствол пушечный, считай в масле. Четыре бердыша — машина тяжелая, но надежная, убойная. Тульский пряник, он же ТП, сегодня один, извини, очень быстро разбирают. Вот есть пернач, но совсем ненадежный. Время сточило ударный механизм. Пищали кнопочные, я думаю, вас не заинтересуют.
— Слушай, а откуда всё это?
— Эхо Смуты...

Руслан Уразбахтин

#XVIIвек #московия #юмор
Война продырявила Мишку насквозь. Осколок прошёл между рёбер, коснулся сердца, и, выходя, раздробил левую руку. В руке что-то испортилось: в локте она не разгибалась, а при ходьбе смешно болталась в разные стороны.

Мишка вернулся в колхоз работать фельдисполнителем. Попросту говоря нарочным. Он бегал, маша на ходу больной рукой, в село, куда был проведён телефон, получал переписанные от руки телефонограммы и разносил в деревни.

Фельдисполнителям платили не трудоднями, а живыми рублями, на которые можно было покупать что угодно – хоть белый хлеб. Но Мишке никто не завидовал, потому что у него было золотое сердце. Война сделала его ещё чувствительнее к чужим несчастьям. Он говорил, что много всего передумал в госпитале, и что-то в нем от раздумий переменилось.

Он отоваривал получку в лавке, куда обычных колхозниц (тех, что работали за трудодни) не пускали, а потом раздавал продукты соседкам.

-Зачем? - удивлялись они.

-Больно мне ваших детишек жалко - отвечал Мишка, у которого своих детей не было.

Бабы любили его до обожания. Не плотски - у Мишки была жена Настя - а от души. Жалели за то, что был таким добрым, жалели покалеченную руку, жалели его бездетность. Жалея его, жалели самих себя - он был единственным вернувшимся с войны мужиком.

Как-то весной бабы пахали поле у реки под деревней. Было ветрено и безоблачно, и, если не знать, что где-то тянулась война, очень покойно. Лошади неспешно ворочали плугом землю, бабы шли им вслед и думали бабские думы. Одни надеялись и ждали, другие больше не ждали, но все равно надеялись. Хоть бы и только на то, что все когда-нибудь кончится. Не будет похоронок, трудодней, безжалостных норм выработки, лесоповала, голодных детей, лепешек из клевера и мякины. А будет даже не сытость – внезапной сытости народ не поймет – пускай будут мир и хлеб.

Внезапно все увидели Мишку, который размахивая рукой, бежал по дороге с горы с почтовой торбой на здоровом плече. Его фельдисполнительская бляха блестела на солнце. Он бежал и что-то кричал, но ветер относил слова в сторону, и бабы не могли разобрать, что стряслось.

Ещё одна похоронка? Пожар? Прислали нового председателя?

Тем временем Мишка добежал и бабы увидели, что он плачет и не может сказать ни слова. Они не на шутку испугались.

-Что с тобой, Мишенька? – спросили они.

Но нарочный только рыдал. И бабы начали реветь вслед за ним. От испуга, от жалости, из солидарности. Одна за другой, все поддались чувству общей, но пока не известной беды.

Целый колхоз стоял и рыдал посреди наполовину вспаханного поля.

И только когда они вдоволь наплакались, когда начали подсыхать слезы, Мишка все объяснил:

-Бабоньки! Распрягайте коней! - выпалил он и нелепо махнул перебитой рукой. - Война кончилась!

__

Давно уже нету Мишки, нету тех баб и даже людей, которые помнили Мишку и рассказали эту историю тоже нету.

Есть только имена на обелисках в зарастающих тайгой деревнях, к которым никто никогда не приходит.

И мы снова плачем и ждем.

Андрей Павличенков.

#чухлома #кострома #великороссы
Магия древнего слова.

Прислушайтесь к первым словам песни - они из невообразимой седой древности наших мест! Термин встречается в языках восточной части финно-угорского мира. Унаследован он от более древнего неолитического населения этих мест (так же наших предков), родственного народностям енисейской группы, а опосредованно и северо-американским индейцам, в частности - навахо и атабаскам.

Сравните.

Йур (горно-марийс.) - дождь
Зор, зоръёслэн (удмуртс.) - дождь
Зэр (коми) - дождь
Сэра, сэрынта (селькупс.) - дождь
Уль, улесь; улттэ (кетс.) - дождь

Поразительным образом сближаются марийские и кетские (енисейские) формы. А по новейшим данным, мужчины гаплогруппы Q, характерной для енисейцев и индейцев, приняли участие в формировании до-финно-угорских неолитических народностей Верхнего Поволжья (при сохранении местных вариантов женских мито-ДНК), составив в нас с вами их урало-сибирский компонент (наряду с балтийским).

Василий Малышев.

#генеалогия #язык #финноугры
Пистики пошли…

Для тех кто не знает, это пистики. Ростки полевого хвоща. Очень популярный у нас продукт.

Пистики - это недозрелые верхушки генеративных побегов обычного полевого хвоща Equisétum arvénse, во множестве вылезающие на полях и лесных опушках по весне, вскоре после того, как сойдет снег и земля немного прогреется. В прошлом - распространенный продукт питания для множества евразийских народов (сосуды с заготовленными пестиками находят при археологических раскопках), ценный тем более, что появлялся в самое голодное время года, после долгой зимы, когда припасы уже подъедены. Ныне - традиционный элемент народной северной и уральской кухни, а также вполне достойный объект для первой "тихой охоты" в году.

Собирать пестики проще, чем землянику - без травы их сразу видно. а чистить куда быстрее и приятнее, чем грибы - чешуйки легко отделяются.

Богатые крахмалом и сахаром, обладающие неярким, но приятным вкусом, пестики используются в общем-то как обычные овощи - картошка или кабачки: для супов, окрошек, можно просто пожарить со сметаной, грибами или мясом или употребить прямо сырыми с молоком и сахаром, куча разных рецептов. Предки заготавливали их впрок методом засолки в кадках, пробовал их в детстве в Костромской области, но нам это сейчас без надобности - можно наморозить, а в качестве закуски они, соленые, на мой взгляд, так себе. Лучше приготовить шанежки.

Фото: Мари Ярасим (С)

#пистики #мерянскаякухня #финноугры #merjamaa
Свенельд и меря.

В это непростое время у писательницы Елизаветы Алексеевны Дворецкой вышла новая книга - исторический роман под названием "Свенельд. Зов валькирий". Это первая книга из её нового цикла "Свенельд", который служит предысторией к циклу "Княгиня Ольга". Начинается действие в 911 году. Князья руси готовят большой военный поход на Каспийское море, а Свенельду, будущему герою русских летописей, всего 20 лет и он жаждет отличиться.

В этой новой книге особенно интересно подробное описание жизни племени меря, которое в IX-XI веках играло немалую роль в становлении Древнерусского государства в Ростовской земле (Мерянии). Это особенно необычно тем, что летописями меря упомянуты неоднократно, но при этом, до сего дня, не было ни одного романа, в котором давались бы их подробное описание и реконструкция жизни.

Елизавета Алексеевна постаралась привлечь максимум доступных источников, археологических и этнографических. Большую помощь по части языка древней мери оказал художник-этнофутурист и реконструктор мерянского языка Андрей Мерянин. Оживлению образов весьма помогли меряне из числа исторических реконструкторов, особенно Катерина Ломтева из Владимира на Клязьме.

Подробнее - https://www.labirint.ru/books/852134/

#меря #древняярусь #залесье #литература