Изба на курьих ногах
Случай из жизни этнографов. В Костромской области в одном селении экспедицией А.К. Бабурина была обнаружена одна из древнейших на тот момент изб, в которой жил слепой старик Скобелкин. Избе было больше двухсот лет (с середины XVIIIвека) и была построена на так называемых курицах – то есть пнях от спиленных деревьев. Скорее всего, использование естественного пня, напоминающего с корнями куриную ногу, и послужило основанием для возникновения в народных сказках финно-угров и северных русских образа избушки на курьих ножках.
Фото: амбары и бани деревни Вежи, Костромская губерния, рубеж XIX-XX вв.
#костромскаягуберния #этнография
Случай из жизни этнографов. В Костромской области в одном селении экспедицией А.К. Бабурина была обнаружена одна из древнейших на тот момент изб, в которой жил слепой старик Скобелкин. Избе было больше двухсот лет (с середины XVIIIвека) и была построена на так называемых курицах – то есть пнях от спиленных деревьев. Скорее всего, использование естественного пня, напоминающего с корнями куриную ногу, и послужило основанием для возникновения в народных сказках финно-угров и северных русских образа избушки на курьих ножках.
Фото: амбары и бани деревни Вежи, Костромская губерния, рубеж XIX-XX вв.
#костромскаягуберния #этнография
Деревня Вёжи во время весеннего половодья. 1950 – 1955 гг. Костромская область, Костромской район. Фото из архива Алексея Филатова.
На Костромском «море» есть заброшенный и заросший бурьяном и крапивой островок. До середины 50-х годов XX века на месте этого островка стояла деревня Вёжи, воспетая Н. А. Некрасовым в его знаменитом стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы».
Жизнь деревни определялась её географическим положением. Всё в Вёжах было не так, как в большинстве деревень. Все дома стояли, плотно прижавшись друг к другу, так как места на небольшой возвышенности, где стояла деревня, было мало, а всё вокруг весной заливало водой. Бани и огороды находились в стороне от деревни, за 250-300 метров и дальше. Осенью и весной, в сырую погоду, в улицах и проулках было грязно, так как было тесно и было много домашней скотины. В колхозное время в деревне находились еще и ферма коров, конюшня и телятник.
Особенностью Вежей было то, что много строений у нас стояло на высоких столбах (как и писал Н. А. Некрасов, «домики там на высоких столбах»).
В Вёжах в мою бытность было два дома на высоких столбах. Это – дом Федора Александровича Горбунова, где жила большая его семья – пятеро детей (сам хозяин дома погиб в Великую Отечественную войну). Рядом с ним стоял такой, на три окна, дом Анастасии Ивановны Халатовой. Чтобы подняться в этот дом-избу, нужно было преодолеть лестницу в 26-28 приступков. Правда, столбы под домом были забраны забором, и там находился как бы двор, где стояла корова и другая скотина. Когда весной подтопляло, скотину уводили.
Пожалуй, самым старым в деревне был Мазайхин дом, или, точнее сказать, дом дедушки Мазая (так его еще иногда называли). Он выделялся своей архитектурой – двухэтажный, окна второго этажа – полукруглые (такие окна во всех трех наших селениях, Вёжах, Спасе и Ведёрках, были только в этом доме), стены украшены пилястрами. Стены дома имели очень большую толщину, наверное, в четыре кирпича, помню, внизу подоконники были такой ширины, что на них можно было спать. Когда во время переселения в начале 50-х годов его разбирали, оказалось, что дом был сложен по глине, а не по извести, по его периметру оказалась заложенная в кладке металлическая стяжка из железной полосы с кованым креплением по углам. Такие стяжки оказались и в других домах, это объясняется тем, что грунт в Вёжах был слабый, подсыпной – навоз, мусор, привозимые из болота кочки и т. п.
Первоначально, и видимо, давно, дом Мазая построили на три окна по лицу и три окна на бок, на главную улицу Вежей. Позднее, видимо, в конце XIX века, к дому с южной стороны сделали двухэтажную же пристройку на два окна. В этой половине во время моего детства, в 30-е годы, жил младший брат Сергея Васильевича Мазайхина, Павел Васильевич с женой и двумя дочерьми. По ширине всего Мазайхина дома шел мост-сени и сарай, всё было покрыто железом.
В 30-е годы, в Вёжах жило четыре семьи Мазайхиных – две семьи братьев Сергея Васильевича и Павла Васильевича и две – братьев Кондратия Васильевича и Николая Васильевича.
Цитируется по Л. П. Пискунов "Из воспоминаний о деревне Вёжи".
#костромскаяобласть #XXвек #великороссы
На Костромском «море» есть заброшенный и заросший бурьяном и крапивой островок. До середины 50-х годов XX века на месте этого островка стояла деревня Вёжи, воспетая Н. А. Некрасовым в его знаменитом стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы».
Жизнь деревни определялась её географическим положением. Всё в Вёжах было не так, как в большинстве деревень. Все дома стояли, плотно прижавшись друг к другу, так как места на небольшой возвышенности, где стояла деревня, было мало, а всё вокруг весной заливало водой. Бани и огороды находились в стороне от деревни, за 250-300 метров и дальше. Осенью и весной, в сырую погоду, в улицах и проулках было грязно, так как было тесно и было много домашней скотины. В колхозное время в деревне находились еще и ферма коров, конюшня и телятник.
Особенностью Вежей было то, что много строений у нас стояло на высоких столбах (как и писал Н. А. Некрасов, «домики там на высоких столбах»).
В Вёжах в мою бытность было два дома на высоких столбах. Это – дом Федора Александровича Горбунова, где жила большая его семья – пятеро детей (сам хозяин дома погиб в Великую Отечественную войну). Рядом с ним стоял такой, на три окна, дом Анастасии Ивановны Халатовой. Чтобы подняться в этот дом-избу, нужно было преодолеть лестницу в 26-28 приступков. Правда, столбы под домом были забраны забором, и там находился как бы двор, где стояла корова и другая скотина. Когда весной подтопляло, скотину уводили.
Пожалуй, самым старым в деревне был Мазайхин дом, или, точнее сказать, дом дедушки Мазая (так его еще иногда называли). Он выделялся своей архитектурой – двухэтажный, окна второго этажа – полукруглые (такие окна во всех трех наших селениях, Вёжах, Спасе и Ведёрках, были только в этом доме), стены украшены пилястрами. Стены дома имели очень большую толщину, наверное, в четыре кирпича, помню, внизу подоконники были такой ширины, что на них можно было спать. Когда во время переселения в начале 50-х годов его разбирали, оказалось, что дом был сложен по глине, а не по извести, по его периметру оказалась заложенная в кладке металлическая стяжка из железной полосы с кованым креплением по углам. Такие стяжки оказались и в других домах, это объясняется тем, что грунт в Вёжах был слабый, подсыпной – навоз, мусор, привозимые из болота кочки и т. п.
Первоначально, и видимо, давно, дом Мазая построили на три окна по лицу и три окна на бок, на главную улицу Вежей. Позднее, видимо, в конце XIX века, к дому с южной стороны сделали двухэтажную же пристройку на два окна. В этой половине во время моего детства, в 30-е годы, жил младший брат Сергея Васильевича Мазайхина, Павел Васильевич с женой и двумя дочерьми. По ширине всего Мазайхина дома шел мост-сени и сарай, всё было покрыто железом.
В 30-е годы, в Вёжах жило четыре семьи Мазайхиных – две семьи братьев Сергея Васильевича и Павла Васильевича и две – братьев Кондратия Васильевича и Николая Васильевича.
Цитируется по Л. П. Пискунов "Из воспоминаний о деревне Вёжи".
#костромскаяобласть #XXвек #великороссы
На старорусских изображениях мы часто можем увидеть различных экзотических животных. Одним из примеров может служить эта миниатюра Святого Василия Нового с дельфинами. Художник имел весьма скудные познания об их облике, поэтому изобразил двух морских зверей в виде бородатых русалок.
Фото: Зело.
#книжнаяминиатюра
Фото: Зело.
#книжнаяминиатюра
Деревянное зодчество Севера.
Интересное мнение этнографа Соловьева из ФБ: "Деревянное зодчество уже достаточно давно не имеет реальной жизни, поскольку нет никакой основы для его воспроизводства – той материально базы, на котором основывалось само культурное явление РДЗ – того народа который его создавал.
Именно поэтому, все споры о его судьбах имеют абсолютно бесплотные значения по одной простой причине – народная деревянная архитектура уже не воссоздается в виду отсутствия своей образующей. Та сила, которая его развивала, создавала и воспроизводила на протяжении многих столетий и тысяч километров ныне не существует. Это нужно принять как факт. И ровно поэтому, нет никакой объективной причины, наедятся на то, что деревянное зодчество, как явление, будет когда-либо воссоздано в тех реалиях, которые были его основой. Его ренессанс может произойти лишь в силу ряда общих цивилизационных причин. Все остальные попытки его поддержания и сохранения обречены на фиаско, поскольку никакой потенции на создание именно народной архитектуры в нынешних реалиях не возможно. Я сейчас даже не пытаюсь разделить теологически само общепринятое понятие деревянного зодчества на его составляющие коих достаточно много. Сейчас речь идет лишь о сроках отпущенных тем немногим объектам, которые официально явились частью так называемого культурного наследия. Участь же остальных (не вошедших) - предрешена и понятна… Процесс этот неизбежен и необратим. Ну, собственно, как и всё под луной…
Что же по факту. Современная, так называемая, деревянная архитектура является лишь плодом бесконечных эклектических формообразований, которые не несут в себе никакой смысловой и функциональной нагрузки. По своей основной сути – это адаптивные «АРТ» объекты, призванные выразить своим существованием, лишь уникальность личности их автора. И не более.
А по сему, многослойные рассуждения, и даже множественные практические действия, связанные с сохранением памятников, и не памятников русского деревянного зодчества имеют некий акт агонии и желание продлить муки умирающего. Однако я не говорю, что нужно отключить умирающего от аппарата искусственного жизнеобеспечения. Наоборот. Его жизнь нужно продлевать как можно дольше, но не стоять со стенаниями и плачем над постелью умирающего, а слушать и запоминать то, что он пытается вам сказать."
#север #великороссы
https://telegra.ph/Derevyannye-sruby-Severa-09-19
Интересное мнение этнографа Соловьева из ФБ: "Деревянное зодчество уже достаточно давно не имеет реальной жизни, поскольку нет никакой основы для его воспроизводства – той материально базы, на котором основывалось само культурное явление РДЗ – того народа который его создавал.
Именно поэтому, все споры о его судьбах имеют абсолютно бесплотные значения по одной простой причине – народная деревянная архитектура уже не воссоздается в виду отсутствия своей образующей. Та сила, которая его развивала, создавала и воспроизводила на протяжении многих столетий и тысяч километров ныне не существует. Это нужно принять как факт. И ровно поэтому, нет никакой объективной причины, наедятся на то, что деревянное зодчество, как явление, будет когда-либо воссоздано в тех реалиях, которые были его основой. Его ренессанс может произойти лишь в силу ряда общих цивилизационных причин. Все остальные попытки его поддержания и сохранения обречены на фиаско, поскольку никакой потенции на создание именно народной архитектуры в нынешних реалиях не возможно. Я сейчас даже не пытаюсь разделить теологически само общепринятое понятие деревянного зодчества на его составляющие коих достаточно много. Сейчас речь идет лишь о сроках отпущенных тем немногим объектам, которые официально явились частью так называемого культурного наследия. Участь же остальных (не вошедших) - предрешена и понятна… Процесс этот неизбежен и необратим. Ну, собственно, как и всё под луной…
Что же по факту. Современная, так называемая, деревянная архитектура является лишь плодом бесконечных эклектических формообразований, которые не несут в себе никакой смысловой и функциональной нагрузки. По своей основной сути – это адаптивные «АРТ» объекты, призванные выразить своим существованием, лишь уникальность личности их автора. И не более.
А по сему, многослойные рассуждения, и даже множественные практические действия, связанные с сохранением памятников, и не памятников русского деревянного зодчества имеют некий акт агонии и желание продлить муки умирающего. Однако я не говорю, что нужно отключить умирающего от аппарата искусственного жизнеобеспечения. Наоборот. Его жизнь нужно продлевать как можно дольше, но не стоять со стенаниями и плачем над постелью умирающего, а слушать и запоминать то, что он пытается вам сказать."
#север #великороссы
https://telegra.ph/Derevyannye-sruby-Severa-09-19
Telegraph
Деревянные срубы Севера
От кудрявых стружек тянет смолью,Духовит, как улей, белый сруб.Крепкогрудый плотник тешет кольяНа слова медлителен и скуп. Тёпел паз, захватисты кокоры,Крутолоб тесовый шоломок.Будут рябью писаны подзоры,И лудянкой выпестрен конёк. По стене, как зернь, пройдут…
Эмигрантам из деревни.
Наш привет прощальный вам!
С миром отъезжайте!
И пишите чаще нам,
Нас не забывайте.
То же Вам хотят сказать
Лес, поля и гряды...
А воротитесь назад,
Здесь Вам будут рады!
#ефимчестняков #кологрив
Наш привет прощальный вам!
С миром отъезжайте!
И пишите чаще нам,
Нас не забывайте.
То же Вам хотят сказать
Лес, поля и гряды...
А воротитесь назад,
Здесь Вам будут рады!
#ефимчестняков #кологрив
Summa.
Еще одна старообрядческая иллюстрация к Апокалипсису: из уст зверя, змея и лжепророка исходят жабы. Для художника-старообрядца слугами сатаны являлись Никон и Петр I, поэтому своим апокалиптическим монстрам он придал их портретные черты.
Источник: Российская национальная библиотека.
Залесец.
#русское #старообрядцы
Еще одна старообрядческая иллюстрация к Апокалипсису: из уст зверя, змея и лжепророка исходят жабы. Для художника-старообрядца слугами сатаны являлись Никон и Петр I, поэтому своим апокалиптическим монстрам он придал их портретные черты.
Источник: Российская национальная библиотека.
Залесец.
#русское #старообрядцы
Старухи и матери-большухи.
Старухи на лавке у подъезда во времена нашего детства были явлением повсеместным. Доходило до того, что люди, проживающие в том же подъезде, иногда чувствовали себя просто на просто неловко, пытаясь пройти к себе домой. Особенно это касалось молодежи, которой всегда были неприятны осудительные вздохи и ахи вслед. Старухи на лавочке, как класс, давно уже исчезли в крупных городах, и сохраняются лишь в глубинке. Меж тем, это социальное явление уходит глубоко в почву нашей корневой крестьянской цивилизации.
Об этом пишет питерский этнограф Светлана Адоньева в своей статье "Материнство: мифология и социальный институт":
"Класс матерей-большух, женщин-хозяек, матерей взрослых детей – главная воспитывающая и контролирующая сила деревни. Старухи (матери матерей, сложившие с себя «большину»), сидя по завалинкам – приглядывают, докладывают матерям, а те карают своих чад или обращаются с требованием кары к соседкам-большухам. Объект их контроля – дети, парни, девушки и молодые женщины. Если встает вопрос о неправильном поведении мужика (женатого мужчины), большухи обращаются к его отцу или к старшему мужскому сообществу через своего мужа-большака. В любом случае, надзор – функция старших матерей."
#традиция #женщины #русскийсевер #великороссы #деревня
Старухи на лавке у подъезда во времена нашего детства были явлением повсеместным. Доходило до того, что люди, проживающие в том же подъезде, иногда чувствовали себя просто на просто неловко, пытаясь пройти к себе домой. Особенно это касалось молодежи, которой всегда были неприятны осудительные вздохи и ахи вслед. Старухи на лавочке, как класс, давно уже исчезли в крупных городах, и сохраняются лишь в глубинке. Меж тем, это социальное явление уходит глубоко в почву нашей корневой крестьянской цивилизации.
Об этом пишет питерский этнограф Светлана Адоньева в своей статье "Материнство: мифология и социальный институт":
"Класс матерей-большух, женщин-хозяек, матерей взрослых детей – главная воспитывающая и контролирующая сила деревни. Старухи (матери матерей, сложившие с себя «большину»), сидя по завалинкам – приглядывают, докладывают матерям, а те карают своих чад или обращаются с требованием кары к соседкам-большухам. Объект их контроля – дети, парни, девушки и молодые женщины. Если встает вопрос о неправильном поведении мужика (женатого мужчины), большухи обращаются к его отцу или к старшему мужскому сообществу через своего мужа-большака. В любом случае, надзор – функция старших матерей."
#традиция #женщины #русскийсевер #великороссы #деревня
Норвегия и Московия. Аккультурация.
Переписывались с коллегой в личке по поводу коньковых подвесок. И "дотянулись" до Норвегии, в которой с средневековья были популярны парные конеголовые ковши и чаши. Прямо классический-северорусский дизайн)
Вот один из них, с интернет-аукциона V&A' - церемониальная чаша для питья 1750-1800 гг., Норвегия. Узор таких чаш, ярко раскрашенных и украшенных резьбой с ручками в виде лошадиных голов, был традиционным в Норвегии со времен средневековья. А рядом, знакомые нам по северорусской этнографии, "рубели" (приспособления для глажки белья). Если отбросить рассуждения о "общих северных архетипах" - типичный пример аккультурации. Только кто у кого взял "сюжет", не известно)
Впрочем, известно, что норвежская традиция расписной мебели XVII-XVIII веков повлияла на северорусскую традицию XVIII-XIX веков, мы об этом уже писали.
Лет за сто до наших росписей на Севере, появились. Через порт в Архангельске богатые поморы, и московиты норвегов навещали, по торговым делам, или ещё как, потом делали у себя "евроремонт" по возвращению, красиво же. Так и пошло и со временем превратилось в особую нашу традицию. А началось отсюдова. Может и с чашами так.
Залесец.
#норвегия #поморье #русскийсевер #московия #великороссы
Переписывались с коллегой в личке по поводу коньковых подвесок. И "дотянулись" до Норвегии, в которой с средневековья были популярны парные конеголовые ковши и чаши. Прямо классический-северорусский дизайн)
Вот один из них, с интернет-аукциона V&A' - церемониальная чаша для питья 1750-1800 гг., Норвегия. Узор таких чаш, ярко раскрашенных и украшенных резьбой с ручками в виде лошадиных голов, был традиционным в Норвегии со времен средневековья. А рядом, знакомые нам по северорусской этнографии, "рубели" (приспособления для глажки белья). Если отбросить рассуждения о "общих северных архетипах" - типичный пример аккультурации. Только кто у кого взял "сюжет", не известно)
Впрочем, известно, что норвежская традиция расписной мебели XVII-XVIII веков повлияла на северорусскую традицию XVIII-XIX веков, мы об этом уже писали.
Лет за сто до наших росписей на Севере, появились. Через порт в Архангельске богатые поморы, и московиты норвегов навещали, по торговым делам, или ещё как, потом делали у себя "евроремонт" по возвращению, красиво же. Так и пошло и со временем превратилось в особую нашу традицию. А началось отсюдова. Может и с чашами так.
Залесец.
#норвегия #поморье #русскийсевер #московия #великороссы
Водяный царь, пляшет под гусли Садко от Frank C. Pagé из "The Russian Story Book" (Richard Wilson, 1916) Нет, вы только посмотрите на это! Тут ведь всё разом — и модерн, и драконы японокитайские, и Русь-матушка с неочевидной точки зрения!
Садко (Богатый гость) — герой былин так называемого "новгородского цикла".
По сегодняшний день опубликовано около сорока записей былины о Садко, которые распадаются на группы: олонецкую, беломорскую, печорскую. Заметьте, что это северные территории, этнически не новгородские, т.е. варианты, записанны среди полуобрусевших карел, вепсов, чуди.
Всеволод Фёдорович Миллер — русский учёный, фольклорист, этнограф, языковед и археолог, находил объяснение типов Садко-гусляра и Морского царя в карельских и чудских сказаниях: приравнивая Морского царя былины к Морскому царю Ахто, который также является охотником до музыки; прототип Садко-гусляра же видел в музыканте и певце
Вяйнямёйнене из карельской Калевалы.
Аким Трефилов
#арт
Садко (Богатый гость) — герой былин так называемого "новгородского цикла".
По сегодняшний день опубликовано около сорока записей былины о Садко, которые распадаются на группы: олонецкую, беломорскую, печорскую. Заметьте, что это северные территории, этнически не новгородские, т.е. варианты, записанны среди полуобрусевших карел, вепсов, чуди.
Всеволод Фёдорович Миллер — русский учёный, фольклорист, этнограф, языковед и археолог, находил объяснение типов Садко-гусляра и Морского царя в карельских и чудских сказаниях: приравнивая Морского царя былины к Морскому царю Ахто, который также является охотником до музыки; прототип Садко-гусляра же видел в музыканте и певце
Вяйнямёйнене из карельской Калевалы.
Аким Трефилов
#арт
Forwarded from Толкователь
У моего товарища Дмитрия Прокофьева украли его канал «Деньги и песец».
https://yangx.top/moneyandpolarfox
Не поленитесь, напишите в поддержку Телеграма об этом. Или хотя бы сообщите в report (правый верхний угол), что это fake account и с пояснением, что он украден.
И как в большинстве случаев кражи – причина в фишинговой ссылке. Не открывайте их. Не помогла и двойная защита через пароль.
Дмитрию – всяческую поддержку! Может, ещё удастся спасти прекрасный канал.
https://yangx.top/moneyandpolarfox
Не поленитесь, напишите в поддержку Телеграма об этом. Или хотя бы сообщите в report (правый верхний угол), что это fake account и с пояснением, что он украден.
И как в большинстве случаев кражи – причина в фишинговой ссылке. Не открывайте их. Не помогла и двойная защита через пароль.
Дмитрию – всяческую поддержку! Может, ещё удастся спасти прекрасный канал.
Telegram
Деньги и песец
Авторский канал экономиста Дмитрия Прокофьева и финансиста Никиты Демидова. Говорим по делу, чтобы песец не подкрался к деньгам
(Все вопросы авторам - @dpolarfox)
УВЕДОМЛЕНИЕ О РЕГИСТРАЦИИ РКН № 009057
https://clck.ru/3Fm2e8
(Все вопросы авторам - @dpolarfox)
УВЕДОМЛЕНИЕ О РЕГИСТРАЦИИ РКН № 009057
https://clck.ru/3Fm2e8
Forwarded from Деньги и песец
Внимание всем! Канал «Деньги и песец» возвращён владельцу! Спасибо всем кто помог и поддержал меня!
Я благодарю всех и завтра всем напишу свои благодарности!
Я благодарю всех и завтра всем напишу свои благодарности!
Славяне в рабстве: экономика Древней Руси в свете археологии, нумизматики и новых документов.
Свежее интервью Клима Саныча Жукова с гостем Вячеславом Сергеевичем Кулешовым, старшим научным сотрудником Отдела славяно-финской археологии ИИМК РАН.
Послушайте, антинорманистика стекает в утиль.
https://www.youtube.com/watch?v=ZDpJAIpRc64
#древняярусь
Свежее интервью Клима Саныча Жукова с гостем Вячеславом Сергеевичем Кулешовым, старшим научным сотрудником Отдела славяно-финской археологии ИИМК РАН.
Послушайте, антинорманистика стекает в утиль.
https://www.youtube.com/watch?v=ZDpJAIpRc64
#древняярусь
YouTube
Беспощадная экономика Древней Руси в свете археологии, нумизматики и новых документов.
Куда пойти учиться? Сюда: https://clc.to/klimpoli0322
Беспощадная экономика Древней Руси в свете археологии, нумизматики и новых документов.
Аудиоверсия - https://mcdn.podbean.com/mf/web/atcwct/ekonomika_drevney_Rusi.mp3
Подписка на спонср.ру - https:…
Беспощадная экономика Древней Руси в свете археологии, нумизматики и новых документов.
Аудиоверсия - https://mcdn.podbean.com/mf/web/atcwct/ekonomika_drevney_Rusi.mp3
Подписка на спонср.ру - https:…
Между тем в Ростовском музее продолжаются раскопки.
Предполагается отдать под экспозиционные помещения и прежде недоступную для посетителей нижнюю часть Самуилова корпуса - архиерейские палаты митрополита Ионы, роскошные сводчатые интерьеры 1670-80-х гг. В подвалах работают музейные археологи. И вот - помимо прочего - в культурном слое ниже уровня пола, сформировавшемся до постройки нынешнего дворца, нашелся замечательный костяной крестик. Небольшой, 6 см, но хорошей работы. С Распятием, парящими ангелами и предстоящими Марией и Иоанном. На обороте - святой Никола в рост.
Это XVI в., точнее мне сложно датировать. Носивший крестик человек был явно небеден, принадлежа, вероятно, к соборному клиру или к владычной администрации. Не понять, потерял ли его владелец уже в послесмутное время, или при страшном погроме Ростова 14 октября 1608 г. переславцами во время гражданской войны, когда грабежу и пожару подвергся и митрополичий двор. А может быть при Борисе Годунове или даже при Иване Грозном, при котором Ростов был отписан в опричинину, а то и раньше.
Красивый, Крест Хранитель Всея Вселенныя, как помним.
Аким Трефилов.
#ростов #XVI #археология
Предполагается отдать под экспозиционные помещения и прежде недоступную для посетителей нижнюю часть Самуилова корпуса - архиерейские палаты митрополита Ионы, роскошные сводчатые интерьеры 1670-80-х гг. В подвалах работают музейные археологи. И вот - помимо прочего - в культурном слое ниже уровня пола, сформировавшемся до постройки нынешнего дворца, нашелся замечательный костяной крестик. Небольшой, 6 см, но хорошей работы. С Распятием, парящими ангелами и предстоящими Марией и Иоанном. На обороте - святой Никола в рост.
Это XVI в., точнее мне сложно датировать. Носивший крестик человек был явно небеден, принадлежа, вероятно, к соборному клиру или к владычной администрации. Не понять, потерял ли его владелец уже в послесмутное время, или при страшном погроме Ростова 14 октября 1608 г. переславцами во время гражданской войны, когда грабежу и пожару подвергся и митрополичий двор. А может быть при Борисе Годунове или даже при Иване Грозном, при котором Ростов был отписан в опричинину, а то и раньше.
Красивый, Крест Хранитель Всея Вселенныя, как помним.
Аким Трефилов.
#ростов #XVI #археология
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
2022 год - Год культурного наследия народов России в РФ. Пыщугская мужская пляска «трепак» часть наследия культуры пыщуган.
Видео: МКУК Краеведческий музей «Пыщуганье», С.Пыщуг, 1993 год.
Отчасти напоминает марийскую «дробушку».
#пыщуг #трепак #этнография
Видео: МКУК Краеведческий музей «Пыщуганье», С.Пыщуг, 1993 год.
Отчасти напоминает марийскую «дробушку».
#пыщуг #трепак #этнография
Сегодня Дарья-говнопролубница (19 марта по старому стилю). Если го́вна на дорогах вытают и видно их — к доброму году.
Прим. Поскольку основным видом транспорта в нашей деревне была лошадь, оставлявшая за собой следы жизнедеятельности на дорогах, заметаемых зимой снегом, то речь идёт именно об их вытаивании.
Фото: Ва́ймуша VK
#этнография #русскийсевер #чудь
Прим. Поскольку основным видом транспорта в нашей деревне была лошадь, оставлявшая за собой следы жизнедеятельности на дорогах, заметаемых зимой снегом, то речь идёт именно об их вытаивании.
Фото: Ва́ймуша VK
#этнография #русскийсевер #чудь
"Портрет старухи в черном платке". Честняков Е.В.
Портрет принято относить к началу 30-ых годов ХХ века. Считается, что в этой работе Ефим Честняков воплощает образ матери – баушки Василисы (ее не стало в 1936-37 г).
Пожилая женщина 70-80 лет, на голове темный платок, под ним красный повойник, также на ней черная кофта с белым условно намеченным узором.
Портрет получился очень естественным, жизненным...
Здесь ощущается обращение к приемам иконописи, к образу Богоматери – заступницы, покровительницы. В сознании северного великоросса её образ всегда был окружен ореолом чистоты, святости и жертвенной любви. Глаза героини полны чувств, как еще в средние века говорили «радости святой печали».
Живопись плотная, объемная. Вокруг платка высветленный ореол, словно подобие нимба. Глубокая правдивость, богатство в простоте – доброта, твердость несмотря на прожитые годы, внимательный взгляд – все это выражает целую жизнь.
Дом Ефима Честнякова д.Шаблово
#кологрив #ефимчестняков
Портрет принято относить к началу 30-ых годов ХХ века. Считается, что в этой работе Ефим Честняков воплощает образ матери – баушки Василисы (ее не стало в 1936-37 г).
Пожилая женщина 70-80 лет, на голове темный платок, под ним красный повойник, также на ней черная кофта с белым условно намеченным узором.
Портрет получился очень естественным, жизненным...
Здесь ощущается обращение к приемам иконописи, к образу Богоматери – заступницы, покровительницы. В сознании северного великоросса её образ всегда был окружен ореолом чистоты, святости и жертвенной любви. Глаза героини полны чувств, как еще в средние века говорили «радости святой печали».
Живопись плотная, объемная. Вокруг платка высветленный ореол, словно подобие нимба. Глубокая правдивость, богатство в простоте – доброта, твердость несмотря на прожитые годы, внимательный взгляд – все это выражает целую жизнь.
Дом Ефима Честнякова д.Шаблово
#кологрив #ефимчестняков
Костромские меря. Ареалы этнографических груп.
Интересная карта этногрупп потомков костромских меря из блога ивановского историка Василия Малышева. На ней обозначены этнотерриториальные ареалы чудцы, чухломских, буевлян, костромских, вичуган, кержаков, галивонских, неян, унжаков, межаков, кокшаров, ветлугаев, шабаленских.
Несколько групп в полосе от Буя до Унжи, а так же в Нерехтском районе представляются прямыми потомками костромских меря. Группы Чухломы и Солигалича этнически не менее мерянские, но в подоснове частью имеют "чудское" население. Группы Костромы, Кинешмы, Вичуги и Иванова имеют в основе мерянское население, но с некоторой славянской примесью, особенно вдоль Волги. Жгоны имеют галивонско-кинешемское происхождение и культурно-историческую связь с Ветлужским регионом. Ветлугаи имеют галивонское происхождение и некоторое культурное влияние и примесь от ветлужских марийцев. Шабаленские имеют галивонско-марийско-вятское происхождение и компоненты в культуре. Кокшары имеют чудское, близкое к пермяцкому, происхождение и мерянскую, на севере новгородско-вологодскую, а на юго-востоке и марийскую примесь. Кержаки имеют отчасти костромско-кинешемское, отчасти суздальско-городецкое происхождение.
Костромские пост-мерянские этногруппы этнографически сохранились лучше ростовских и суздальских. У последних в 19 веке ещё бытовал офенский язык. Теперь же наблюдаются лишь отдельные этномаркирующие словечки, обычаи и традиции. У костромских же пост-мерянская диалектная лексика ещё жива. А у жгонов до сих пор бытует свой "тайный" язык "жгонска зетка".
Пунктиром обведён пост-мерянский этно-ареал, где мерянские традиции присутствуют дисперсно, наряду с традициями других этногрупп.
Василий Малышев. Кохма.
#меря #великороссы #костромскаяобласть
Интересная карта этногрупп потомков костромских меря из блога ивановского историка Василия Малышева. На ней обозначены этнотерриториальные ареалы чудцы, чухломских, буевлян, костромских, вичуган, кержаков, галивонских, неян, унжаков, межаков, кокшаров, ветлугаев, шабаленских.
Несколько групп в полосе от Буя до Унжи, а так же в Нерехтском районе представляются прямыми потомками костромских меря. Группы Чухломы и Солигалича этнически не менее мерянские, но в подоснове частью имеют "чудское" население. Группы Костромы, Кинешмы, Вичуги и Иванова имеют в основе мерянское население, но с некоторой славянской примесью, особенно вдоль Волги. Жгоны имеют галивонско-кинешемское происхождение и культурно-историческую связь с Ветлужским регионом. Ветлугаи имеют галивонское происхождение и некоторое культурное влияние и примесь от ветлужских марийцев. Шабаленские имеют галивонско-марийско-вятское происхождение и компоненты в культуре. Кокшары имеют чудское, близкое к пермяцкому, происхождение и мерянскую, на севере новгородско-вологодскую, а на юго-востоке и марийскую примесь. Кержаки имеют отчасти костромско-кинешемское, отчасти суздальско-городецкое происхождение.
Костромские пост-мерянские этногруппы этнографически сохранились лучше ростовских и суздальских. У последних в 19 веке ещё бытовал офенский язык. Теперь же наблюдаются лишь отдельные этномаркирующие словечки, обычаи и традиции. У костромских же пост-мерянская диалектная лексика ещё жива. А у жгонов до сих пор бытует свой "тайный" язык "жгонска зетка".
Пунктиром обведён пост-мерянский этно-ареал, где мерянские традиции присутствуют дисперсно, наряду с традициями других этногрупп.
Василий Малышев. Кохма.
#меря #великороссы #костромскаяобласть
На конференции в губернском городе, куда я приехал, вместо того, чтобы выдать мне заслуженный авторский экземпляр сборника с моею статьею, милые и давным-давно уж знакомые организаторы стыдливо извинялись, что вот да, мы понимаем, что обещали, вот все-все готово и сверстано, но не удается издать из-за отсутствия у типографии бумаги, но есть надежда, что через полтора месяца что-то все же наладится.
Поймал себя на мысли, что вот прям ровно то же самое в том же практически комьюнити звучало по поводу публикаций в 1990 и 1991 годах. Что ж, и это тоже логично.
Аким Трефилов.
#жызнь #наука #русскийобраз
Наше, чудское
Мезень 1958: «Раньше по всей Мезени было много часовен и крестов на угорах. В 1930-х годах все это усиленно уничтожалось. Но, как ни странно, за последнее время начали снова восстанавливать. Так, женщины на палубе рассказывали мне, что немного выше Юромы в лесу заново поставлены два больших креста. Некая бабка Паранька из Кельчемгоры видела вещий сон, повелевавший ей восстановить поруганную святыню. Бабка Паранька купила досок и своим иждивением соорудила первый крест, а рядом с ним как-то сам собой вырос и второй. Вскоре оба оказались обвешены, как и прежде, пеленами и иконами и туда опять-таки как прежде стали время от времени уединяться молельщицы. Все было встарь, все повторится снова».
Из полевого дневника Н. П. Колпаковой. (№ 17. С. 262).
Подсмотрено у Светланы Адоньевой
#чудь #север #мезень
Мезень 1958: «Раньше по всей Мезени было много часовен и крестов на угорах. В 1930-х годах все это усиленно уничтожалось. Но, как ни странно, за последнее время начали снова восстанавливать. Так, женщины на палубе рассказывали мне, что немного выше Юромы в лесу заново поставлены два больших креста. Некая бабка Паранька из Кельчемгоры видела вещий сон, повелевавший ей восстановить поруганную святыню. Бабка Паранька купила досок и своим иждивением соорудила первый крест, а рядом с ним как-то сам собой вырос и второй. Вскоре оба оказались обвешены, как и прежде, пеленами и иконами и туда опять-таки как прежде стали время от времени уединяться молельщицы. Все было встарь, все повторится снова».
Из полевого дневника Н. П. Колпаковой. (№ 17. С. 262).
Подсмотрено у Светланы Адоньевой
#чудь #север #мезень