РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
7.32K subscribers
1.97K photos
26 videos
1 file
1.08K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
"Мерянское сердце и чудская душа". Нечяры.

Прекрасная графика, по духу напоминающая нашего костромского Ефима Честнякова. Настоящий финно-угорский автохтонизм и магия.

Кристина Петрова: "рисую, утопая в мыслях о северной топонимии, воспоминаниях про родной город - его рынки с грибами и ягодами, выставочный зал с мозаичными сиринами на стене, региональные передачи, музеи, в которых арктика и сиреневый вереск. за окном - снежная монументальность, предсонная похъела. предсонные мысли про синюю снежную топонимию, центр серого города с неоновыми украшениями на проспектах и про что-то слишком далеко-детское - какой-то родник среди зелёной архаики лета, в котором я тонула лет десять назад; про летнюю белоночность и другое лето, в котором я ехала в городском автобусе то ли по обводному, то ли недалеко от чумбаровки и голос диктора по радио рассказывал про то, кем же была белоглазая чудь, а капли дождя на стекле растекались беломорскими петроглифами, отражая пасмурный день."

#север #финноугры #арт
"Мерянское сердце", так называется первая иллюстрация в серии графики опубликованной в предыдущем посте. Рассматривая работы Кристины я еще раз понял, что бесполезно желать, ждать и требовать от наших людей хоть какой-то "чудской" или "мерянской" активности. Они нас просто тихо читают, слушают, никак себя не проявляя. Они "тихие души" которые описал Денис Осокин в своих "Овсянках". Но проходит время и ты с удивлением и радостью открываешь для себя очередной бриллиант, оказывается в офлайне кто-то тихо, для себя, рисует вот такую прекрасную графику. Настоящее открытие сродни археологическому или искусствоведческому. Помните как Савелий Ямщиков поехал в кологривскую глушь и нашел в грязном чулане картину деревенского чудака Ефима Честнякова, протер холст тряпьем, и увидел там целую бесконечную Вселенную?...

Наша Россия это страна-фрактал с бесконечным числом измерений.

Мерянин.

#север #россия #финноугры #арт
Отзыв про наш канал "Залесская земля".

Отзыв оставленный в ВК. Спасибо, ценим Ваши слова, отношение и интерес. Вдвойне приятно слышать подобное от вологжан, костромичей, ярославцев, владимирцев, нижегородцев, тверичей, ивановцев, наших дорогих земляков. Оставайтесь с нами и приглашайте своих друзей)
Во Владимире проводятся масштабные раскопки

Во Владимире Сергей Иванович Милованов с Волжской экспедицией ИА РАН ведут весьма масштабные исследования в Манежном тупике. Около 3000 квадратных метров на месте бывших гаражей ДРСУ в шестистах метрах в сторону Лыбеди от Успенского собора - это, конечно, многообещающе. Хотя бы и спешно перед стройкой. Уже есть хороший профиль городского вала XII в. рядом с так и не сдержавшими в 1238 г. идущие на штурм отряды Батыя Медяными воротами, и сохранный слой XII-XIV вв. с усадьбами и проулком, не нарушенный последующей хозяйственной деятельностью, поглядим, что будет дальше. С.И. говорит и о слое под валом, и в смысле возникновения города это может оказаться весьма любопытно. Копать собираются и сентябрь, и - по погоде - даж и в октябре. Ждем.

Нашли пока всякое ожидаемое городское и интересное лишь в комплексе - височные кольца, наконечники стрел и шпору, крестики и иконки, обломки стеклянных браслетов, фрагмент амфоры, но есть уже и свинцовая вислая печать с Успением Богоматери и крестом, какие принято связывать с домом Пресвятой Богородицы - Успенским собором.

Аким Трефилов.

#владимир #археология #XIIв #XIVв
Рассказы про русский Север.

Знакомый активист возрождения чуди рассказывает смешные истории про свои путешествия по русскому Северу.

История первая. Долго ездили на буханке по берегу Белого моря, заехали в глухую деревушку, товарищу преспичило купить на ужин корюшки. Подкатили к самой большой избе, вылез из окна мужик. Мы ему - "хозяин, хотим корюшки у тя купить" (а у него прямо на веревках они висели около дома). Он такой: "не вопрос, тысча рублей!" Ну хер с ним, дали ему косарь, он взял и назад в окне исчез. Минут через 15 окно открывается, вылетают две удочки и фраза: "нехуй чужим трудом кормиться", и окно захлопывается.

История вторая. Захотел я в Колежме купить наваги. Только зашел в избу, а мне хозяин прям с порога: "не заходи, у меня божий дом, а ты иди лесу своему молись, тебе тут делать нечего". При том, что я вообще нейтрально был одет.

История третья. Под Холмогорами остановились у бабки дорогу спросить, как добраться до трассы М8 на Москву. Она такая: "вам туда-то и туда-то, только я вас попрошу мне воды в бочку натаскайте, а то я слабая совсем." Натаскали, говорит: посмотрела я на вас и вы мне понравились, более короткую дорогу подскажу". Показывает: "езжайте туда-то, там поверните и через лес по дороге." Ну мы сели, поехали, часов 5 едем, а трассы все нет, в итоге к какому-то монастырю выехали и пиздец. Тупик. Пришлось назад опять до Холмогор пилить.

#юмор #русскийсевер #чудь
Али-Кули Джаббадар. Портрет московского посла в Персии — князя Андрея Приклонского, 1673 г.

Какая тонкая и изящная пальцовка у князя Андрея, заметили?

#персия #московия #XVIIвек
А у вас есть Отечество?

Вчера, 10 сентября, был День памяти Альберта Разина. В это день, 2 года назад, удмуртский ученый, общественный деятель и религиозный традиционалист совершил самосожжение в знак протеста против политики языковой ассимиляции удмуртов.

10 сентября 2019 года с 8 часов 30 минут в Ижевске Альберт Разин стоял в одиночном пикете перед зданием Государственного Совета Удмуртской Республики, протестуя против исчезновения удмуртского языка. Разин держал в руках два плаката на русском языке. Один из плакатов был с цитатой дагестанского поэта Расула Гамзатова: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть!». На втором было написано: «Есть ли у меня Отечество?».

На днях в телеге мелькнуло сравнение Альберта Разина с французским «новым правым» Домиником Веннером, застрелившимся в 2013 году в знак протеста против закона о гей-браках прямо у алтаря собора Парижской Богоматери.

Потомок архенгельской чуди Холмогоров тогда писал в газете Взгляд: «... оставленная Веннером записка помещает его поступок в более широкий контекст: это был протест не столько против конкретного закона, сколько против культурной, цивилизационной, религиозной, нравственной самоликвидации Европы.»

Разумеется не корректно сравнивать Разина и Веннера, слишком разные люди из разных миров, да и вряд ли бы Холмогоров написал подобный панегирик Альберту Разину, но однозначно, оба их поступка продиктованы болью, отчаянием и страхом за их исторические Отечества, удмуртское и французское.

Подумайте о своем Отечестве, друзья. Пока не поздно.

Арт: "Двое из Ада" (С)

#альбертразин #удмуртия
Увидел свежие сканы деревенских фото в FB Кати Соловьевой которые она совершенно случайно нашла в заброшенном доме в Совеге. Одна из них, с улыбающимся мужиком так зацепила, что решил нарисовать графику. Получился вот такой веселый мерянский Ёлс (Хозяин Жизни, имя которого в именовании лешего сохранила для нас костромская этнография).

Вот что пишет Катя про это место: "Совега - некогда живой, очень живой куст деревень в самом дальнем северо-западном углу области. Отсюда видны огни газопровода в Вологодской, попасть в которую можно только по охотничьим болотистым тропам, а на машине - в объезд через Солигалич, и то по зимнику. На пустых холмах еще до начала шестидесятых стояло несколько десятков мельниц, сюда летали вертолеты, работали колхозные школа, интернат, детсады, столовые.

Сейчас этот анклав-изолят из 13 деревень - чистый Сайлент Хилл. Ветер хлопает пустыми ставнями заброшенных домов. По заросшей дороге летает газетный обрывок из 74-го года. Заброшены целые деревни. Какие полностью, а где горит одно окошко - будь то занявший пустой дом охотник или зажившаяся на этом свете баба Катя, разговаривающая с котом и телевизором."

Эти пленки Катя нашла в Лихотинке - полностью заброшенной деревне.

"Продралась сквозь крапиву, зашла в зияющую пустыми глазницами по-вологодски большую избу. Понятно, что отсюда давно вынесено все, представляющее ценность: мебель, посуда, даже содраны деревянные вешалки. На повети увидела бачок для проявки без крышки. Подумала еще, - да ладно, не может быть. Обыскала поветь - пусто, только сено и ращеные вилы-трезубец.

Пленки дожидались меня на чердаке. Размотанные, грязные, в паутине и дерьме. Посмотрела на свет - да, оно. Лошади, пионеры, застолья, ватники, треухи. Жизнь!"

Жизнь продолжается в нашей памяти и мыслях.

Мерянин.

#арт #1960ые #совега #костромскаяобласть
Стать серьёзным по-эстонски.

FB френд прислал прекрасное из одного чатика. Тема смерти, ухода из жизни для нас всегда особенная, табуированная, наверное, не надо объяснять почему. Лингвистическим следствием из этого факта является огромное количество фразеологизмов-эвфемизмов, которые созданы, чтобы говорить о смерти человека не напрямую, а полунамеками. В русском языке таких выражений очень много: "дать дуба", "отбросить коньки", "Кондратий хватил", "почить в Бозе", "склеить ласты" и т.д... В эстонском языке существует 281 устойчивое выражение которое обозначает уход в иной мир. Есть в этом списке и знакомые нам выражения, типа "отдать концы" или "уйти в мир иной", но есть и специфические, чисто эстонские. Более других зацепляют следующие:

"Tõsiseks jääma" - стать серьезным,
"Mulda sööma" - есть землю,
"Kuus lauda saama" - получить шесть досок,
"Omadega õhtul olema" - быть вечером вместе со своими,
"Viskas lusika nurka" - выбросил ложку в угол,
"Sussid püsti" - тапочками вверх,
"Suu mulda täis" - земля во рту,
"Veri on mullas" - кровь в земле,
"Lilled kasvavad läbi hammaste" - цветы растут сквозь зубы.

Последнее, пожалуй, самое поэтичное. В целом, конечно, такая вполне себе северная русская этнография, с жизненной логикой просматривающейся в каждом выражении, аллюзии вполне понятны, но все равно забавны. В привычных русских конструкциях уже не замечаешь этого, а здесь в новинку, правда без контекста выглядит довольно безумно.

Залесец.

#смерть #мифология #финноугры
Брутальные конокрады. Или «След далеких предков».

В Певческом корпусе Рязанского кремля открыта выставка «След далеких предков», она рассказывает о самобытной культуре финно-угорских народов Рязанщины. В экспозиции - традиционные костюмы, головные уборы и украшения IV-XIX веков н.э. В каждом представленном предмете - своя уникальная история.

Брутальные конокрады - так называет рязано-окцев и мещеряков исследователь Александр Трифонов. Это народ воинов и кочевников, который вел полуоседлый образ жизни, имел своих туземных князей. А еще почитал своих женщин. Представительницы прекрасной половины любили наряжаться, при том в каждый аксессуар вкладывали особый смысл. Это бронзовые накосники четвертого века - их носили замужние девушки, потому что волосы у них должны были быть собраны.

И точно такие же украшения, только намного позже и в текстильном исполнении носили эрзянские и мещёрские девушки в XIX веке.

https://www.youtube.com/watch?v=Xy6OpydWk4k

#рязань #рязаноокцы #мещёра #эрзя
Русь и татарское иго.

В июле 1445 года в.к. Василий Тёмный бездарно проиграл битву с казанскими татарами под Суздалем и попал в плен. За формальное освобождение (октябрь 1445) он отдал казанцам Мещёру и ряд мест в Суздальской и Костромской землях. В Городце Мещерском образовалось Касимовское ханство, а в ряде мест Верхневолжья - обширные татарские "юрты", выполнявшие роль баз для отрядов с полицейскими функциями. По-видимому именно тогда на землях Верхневолжья образовалось множество анклавов с тюркской топонимикой.

Такого предательства и унижения не было ни при Батые, ни после. Василий Тёмный привёл с собой непосредственно в Москву большое татарское войско и поселил его за рекой в Замоскворечье, напротив Кремля. Оно стало главным орудием его власти. К Тёмному перешли на службу так же многие южно- и западно-русские князья со своими родичами, наёмниками и холопами, - т.н. "литовские люди". Верхневолжье заполонили отряды "литовцев" и татар - сборщиков великокняжеской дани. Разорение ждало каждого.

В течение двухсот лет до этого татарам не было доступа к нашим закромам. Батыево нашествие уже давно забылось, и смотрелось на фоне кошмара середины XV в. не столь уж выдающимся полумифическим эпизодом.

Между русскими княжествами и татарскими ханствами почти двести лет поддерживались непростые, но в целом взаимовыгодные отношения. "Двести лет вместе". И вот, трусость и злоба одного из даниловичей поставила этносы В.К. Московского на грань разорения и истребления.

Массы населения хлынули с обжитых земель в заволжские леса. Именно к этому времени относятся северные былины о "Литовской Орде". И так же - о "Двуудалых братьях Борисовичах", городецких князьях, не смирившихся с позорищем. В одном из эпизодов былины описан момент освобождения ими "Юрья Поволского" (Юрьевца) от власти московского наместника в 1446 году.

Антитатарское и антимосковское движение поднялось по всему Верхневолжью. В феврале 1446 года Василий Тёмный был свергнут князем Дмитрием Шемякой, уже занимавшем московский престол в период его пленения. Князья-"конфедераты", обосновывая свои действия, предъявили Тёмному обвинение в измене: "Для чего любишь татар и даёшь им русские города на кормление? Для чего серебром и золотом христианским осыпаешь неверных? Для чего изнуряешь народ податями? Для чего ослепил брата нашего, Василия Косого?"...

Дальнейшая история известна. Татары с литвой были прогнаны.

Но возник заговор, Василий Тёмный бежал из монастыря, литва с татарами окружили Москву, и в начале 1447 года Дмитрий Шемяка вынужден был бежать в Галич-Мерьский. Затем разгорелись "Шемякины" войны, когда литва с татарами вновь разоряли наши земли и истребляли целые этносы (галивонских мерян, кокшаров и других). С приходом Ивана "Великого" ситуация не изменилась. Татары с литвой окончательно закрепились в Москве, стали кровью и плотью московской власти. И всё так же порабощали и притесняли население Верхневолжья (эпизоды Трёхлетней войны 1467-69 гг.). И Великий Новгород был завоеван в основном их же силами в 1471, 1478 гг..

По вине Ивана В.К. Московское в 1490-х годах было втянуто в казанские междоусобицы, в которых Москва поддерживала "касимовскую партию". Но где тут "русские" интересы?! И что там нам поют о "Стоянии на Угре" (1480 г.)? Один татарский клан хотел отжать у другого поле для кормления. Но обломилось, бывает!..

На самом деле, большой вопрос, когда же на самом деле закончилось на Руси татарское "иго", а точнее - засилие служилых татар в силовых структурах... Представляется - что с падением клана Годуновых, имеющих происхождение от мурзы Чета. Иван Грозный по матери был из рода Глинских, также ведущих начало от тёмника Мамая. Служилые татары при подобных царях чувствовали себя в Московском государстве совершенно вольготно не смотря на то, что на протяжении XVI века их роль в силовом аппарате постепенно падала.

Ну и, в конце концов, в ходе Смуты XVII века их потеснила литовско-романовская партия. И мы плавно перешли от одного "ига" к другому.

Василий Малышев.

#XVвек #XVIвек #XVIIвек
«В вашей России» и «на нашем Севере».

Билетерша парома в Усть-Пинеге – он ходит каждые два часа или, если скапливается много машин, чаще – говорила: «в вашей России» и «на нашем Севере». На 750 километрах грунтовок между паромом, перед которым асфальт заканчивается, и Усогорском в Республике Коми, в котором асфальт временно появляется, не раз слышали про «вашу» Россию и «наши» Поморье, Пинегу, Мезень, Лешуконию.

Это и вправду немного отдельные страны – шутка ли, до некоторых даже не добрался «Магнит». Редко куда проникла мобильная связь, не везде появились дороги и не в каждый массив тайги забрались лесорубы.

От того, что здесь далеко до "России", местные привыкли рассчитывать на свои силы и не ждут помощи. Они более самостоятельны, чем жители центральных областей, крепче стоят на ногах, сильнее любят свою малую родину и лучше о ней заботятся. Отток людей в города, к сожалению, идет здесь так же быстро, как и всюду, но деревни вдоль берегов Пинеги и Мезени до сих пор в основном жилые, тогда как в центральных областях 80-85 процентов деревень вымерло.

Проскакиваем склады леса в Усть-Пинеге и едем без остановок до Петухово – красивой, без советских домов деревне на горе над бесконечными песчаными отмелями Пинеги. На одной из изб растяжка: «Я люблю Петухово» - и правда, как его не любить? За одно отражение острых северных елок в реке - как первоклассник, в сопли.

В Каргомени, куда мы заехали из-за милого названия (кажется, «медвежий мыс» с финского) и скромной деревянной церквушки – внезапное: дача архангелогородца Крестовского. Замок принцессы, пиратский корабль, карета Золушки, мозаики из бутылочных крышек. В Англии в деревнях любят ставить вдоль дорог смешных тряпичных и пластиковых человечков – здесь молочника, там пожарника, а тут толстую маму-наседку с тремя карапузами.

В Архангельской попадалось похожее – не осточертевшие лебеди и мишки из шин, а что-то более креативное и человеческое. У Крестовского – апофеоз такого немного комичного стиля. Дети увязли на час.

Выше Каргомени начинается заповедник, охраняющий таежные карстовые ландшафты. На Пинежье прежде ходили легенды о сражениях русских и чуди; здесь считали, что чудь не исчезла, а спряталась в карстовых ямах – мургах. Чужое племя - чужой, не похожий на среднерусский ландшафт - другая Россия.

На краю заповедника на берегу гостиница Голубино – ближайший к Асташово по духу проект из нам известных. Команда Клепиковских и Шестаковых огромные молодцы – место полный восторг! – прекрасная база для исследований Пинеги и Мезени, или просто для отдыха на Севере.

На въезде в Пинегу – совершенно чумовые рябчики художницы Алены Вальковой, местной жительницы. Сегодня в провинции появляются классные современные художники – слежу за несколькими - которые не бегут завоевывать Москву и не подстраиваются под ее вкусы, а делают что-то свое, и это – круто!

Пинега, бывший уездный город - центр Пинежского района, но не райцентр – райцентр находится в Карпогорах, откуда летом прямой дороги в Пинегу нет – жителям приходится делать крюк в 150 километров. Знакомимся с художницей Аленой и с Алексеем Павловым, который задумал восстановить дом, принадлежавший его раскулаченным предкам. Дом находится в деревне Кулогора - она поделена оврагами на шесть околотков и стоит на обрыве над Пинегой, в месте, откуда начинается тракт на Мезень. Изба 1874 года постройки - типичный пинежский пятистенок в два этажа, оштукатуренный внутри. Заброшен давно – состояние сложное – но здесь строили из лиственницы, а она – дерево почти вечное, костромская елка уже бы сгнила. Так что надежда есть, попробуем помочь Алексею советами и экспертизой.

Покидаем Кулогору – в ней, кстати говоря, отбывал ссылку будущий председатель Совнаркома Алексей Рыков – за 10 минут до заката. До ночлега на сцене дома культуры в Кимже – 130 километров тайги.

Андрей Павличенков. FB.

#пинега #север #чудь
"Как нам обустроить Россию"

Разбирая книги на полках нашел брошюру Солженицына. Скромно стояла между собранием сочинений Куприна и двухтомником Мельникова-Печерского. Москва, Патриот 1990 год, 30 лет прошло, а воз и ныне там. С ума сойти просто.

А какие заголовки!

Мы - на последнем докате.
А что есть Россия?
Слово к великороссам.
Слово к украинцам и белорусам.
Слово к малым народам.
Процесс разделения.

Земля.
Хозяйство.
Провинция.
Семья и школа.
Самоограничение.
Народное представительство.
Демократия малых пространств.
Земство.
Давайте искать.

Искать никто не стал. Остановились на "докате". Так и катимся. Скоро ли конечная?

А демократия малых пространств, хорошо звучит, надо использовать в дискурсе.

Залесец.

#солженицын #россия
Финно-угорские суппортеры ФК "Муром".

Тверской камрад скинул видео Ивана Романтика про его выезд в Муром на матч ФК "Муром" (Муром) и ФК "Шинник" (Ярославль). Зацепили кричалки на секторе красно-черных фанатов ФК "Муром": "Мы, финно-угры! Мы, финно-угры! Мы, мурома!"

Те самые "микротенденции" — маленькие изменения ведущие к большим переменам из концепции Марка Пенна. Тот самый патриотизм малых пространств. Глубинная Великороссия не перестает удивлять и радовать.

Залесец.

#муром #футбол #микротенденции
Очень милая иконография "Чюда"

Так-то ясно, конечно, что на этой иконке XVI в. изображено "Чюдо святого Георгия о змие", драматичная победа героя-змееборца над злом.
Но то, что в профанной жизни вышло у мастера-резчика модели, заставляет подумать и об ином сюжете: Георгий с обнаженным мечом, конь и змий вместе дружно идут куда-то вдаль по дороге из желтого кирпича...

Аким Трефилов.

#московия #XVIвек
Forwarded from Толкователь
С одной стороны, исчезновение пропашных культур в сельском хозяйстве Нечерноземье – трагедия (в частности, это способствовало исчезновению сельской местности). С другой – существование этих культур с мизерной урожайностью было не меньшей трагедией, т.к. рентабельность такого сельского хозяйства была нулевой или даже отрицательной. Это можно увидеть в цифрах, приведённых в сборнике статей XVIII Международной научно-практической конференции «Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности». Пенза, РИО ПГАУ, 2021.
«Так, посевная площадь Нечерноземной зоны по сравнению с 1990 годом сократилась на 14, 6 млн. га - в 2 раза. В том числе посевная площадь зерновых и зернобобовых сократилась на 7,5 млн. га, посевная площадь картофеля - на 8,3 млн. га.

Например, урожайность зерновых и зернобобовых была в Карелии 2,7 ц/га, Коми 5,6 ц/га, в Тверской области 14,6 ц/га. В среднем же по России – 25,2 ц/га. Для сравнения: урожайность зерновых и зернобобовых в Германии была 70,9 ц/га, Китае 59,2 ц/га, Японии 49,1 ц/га, Канаде 34,9 ц/га, США 80,1 ц/га.

Средняя урожайность картофеля в России равнялась 161,4 ц/га. Но в Мурманской области урожайность была 97,3 ц/га, Вологодской 128,2 ц/га, Архангельской 130,6 ц/га. Урожайность картофеля была в Германии 444 ц/га, США 490 ц/га.

Средняя урожайность овощей открытого грунта в России равнялась 231,7 ц/га. Но в Мордовии 141,4 ц/га, Рязанской области 156,5 ц/га. Урожайность овощей открытого грунта была: в Испании 335 ц/га, Японии 276 ц/га, Корее 349 ц/га, США 285 ц/га».

Много раз писал, что экономически обоснованно заниматься в Нечерноземье только животноводством. И вторая высокорентабельная отрасль – лесоводство и производство пиломатериалов.
Но если зерноводство, картофелеводство, масличные, овощеводство сейчас сместились в Черноземную область – т.е. рынок тут привёл экономические отношения в норму, то развитое животноводство (как и развитая деревообработка) так и не возникли в Нечерноземье. И это тоже трагедия.
Нечерноземье. Пятерочка. Касса не принимает оплату картами, только наличными. Каждую купюру 5000 р записывают в специальную тетрадь – регистрируют номера...

Вот она - настоящая дигитализация, т. е. внедрение цифровых методов в аналоговую среду... 🙃

#XXIвек #экономика
Панславизм. Ярославский историк культуры Евгений Ермолин в своем FB размышляет, существует ли еще панславизм. Не как законспирированное отделение "русского мира", а как реально самовоспроизводящееся избирательное сродство.

"Мне кажется, что это может быть только сугубо личным проектом, не поддержанным вообще никем и существующим как ментальная иллюзия" - пишет он.

Мне же думается, что панславизм, рожденный хорватами Прибоевичем и Крижаничем в XVI-XVII веках, после долгого пути наконец реализовался в рамках НАТО и ЕС, не на почве религии и языка, а в рамках евроатлантизма.

"Европа" и есть его самовоспроизводящееся избирательное сродство.

Россия же, начиная с времен Погодина и заканчивая эпохой Варшавского договора так и не смогла стать для славян естественным центром притяжения. Кроме того, не стоит забывать о том, что панславизм для России всегда выступал в роли разрушительного "трояна".

Полмиллиона великорусских крестьян сложили головы в бесконечно чужих им имперских походах по освобождению сербов и болгар в XIX веке. 1,7 миллиона великороссов и родственных им народов Империи погибли в огне Первой Мировой войны развязанной славянскими националистами на Балканах. В ходе Гражданской войны (последовавшей после поражения России в Мировой войне) мы потеряли от 8 до 13 миллионов человек. Все это прямые следствия заигрывания с панславизмом.

России давно пора повернуться лицом к самой себе, стать матерью для своих автохтонных народов, включая русских.

Залесец.

#панславизм #ярославль