Лубок «Два поколения», 1931
Открыл для себя еще одного галичского художника - Ивана Ивановича Каликина (Шокша — 1884, Галич — 1941).
Родился в деревне Шокша. Учился в Костромском реальном училище, где начал увлекаться живописью. В 1909—1912 годах учился в художественном высшем училище при Академии художеств у профессора Я. Ф. Циглинского. После окончания училища вернулся в Галич, работал самостоятельно.
В 1926 году участвовал в художественной выставке в Государственном музее изящных искусств в Москве. Работы «Рыбаки», «Жатва», «Праздник в деревне» были отмечены в центральной прессе.
Принимал участие в выставке 1926 года в Ленинграде в Академии художеств. В 1920—1930-х годах рисовал карикатуры для журналов «Крокодил», «Чудак», «Лапоть» и других. В 1926 году в организованным «Крокодилом» конкурсе рисунков получил первый приз за серию «Провинция». Эта серия работ была опубликована в журнале с сатирическими надписями поэта Лебедева-Кумача.
Традиционалист.
#галичмерьский #арт #костромскаяобласть
Открыл для себя еще одного галичского художника - Ивана Ивановича Каликина (Шокша — 1884, Галич — 1941).
Родился в деревне Шокша. Учился в Костромском реальном училище, где начал увлекаться живописью. В 1909—1912 годах учился в художественном высшем училище при Академии художеств у профессора Я. Ф. Циглинского. После окончания училища вернулся в Галич, работал самостоятельно.
В 1926 году участвовал в художественной выставке в Государственном музее изящных искусств в Москве. Работы «Рыбаки», «Жатва», «Праздник в деревне» были отмечены в центральной прессе.
Принимал участие в выставке 1926 года в Ленинграде в Академии художеств. В 1920—1930-х годах рисовал карикатуры для журналов «Крокодил», «Чудак», «Лапоть» и других. В 1926 году в организованным «Крокодилом» конкурсе рисунков получил первый приз за серию «Провинция». Эта серия работ была опубликована в журнале с сатирическими надписями поэта Лебедева-Кумача.
Традиционалист.
#галичмерьский #арт #костромскаяобласть
"Русский" или кривич, карел, словен и меря?
Интересная заметка историка Сергея Эрлиха: "Энтони Смит описывает аграрное общество как симбиоз двух типов этничности. "Горизонтальная" аристократическая этничность включает социальную верхушку. Верхушка осознает свою общую этничность, которая совпадает с именем государства. Но они не испытывают потребности расширить эту этничность на управляемые ими этносы. Напротив, их власть основана на реальном или мнимом чужеземном происхождении. Под властью "горизонтального" этноса находятся мелкие родо-племенные образования, которые Смит именуют "вертикальными" демократическими этничностями.
На мой взгляд, это плодотворная концепция, которая должна быть либо уточнена, либо опровергнута историческими источниками. Применительно к Древней Руси была "горизонтальная" этничость "русь" и множество "вертикальных" этничностей": кривичи, вятичи, водь, корела и т.д. Они долгое время не осознавали, что имеют общую этничность как с господами (русь) так и с другими подчиненными (русами) племенами. Не случайно берестяные грамоты, которые в большинстве случаев написаны представителями "вертикальных" этничностей используют понятия "новгородцы", "псковичи", "корела", "лопь", "водь". Но ни разу не употребляют термины "русь" (в смысле "русские"). Они не мыслят такими категориями. "Русь", в более чем 1000 (!) обнаруженных на сегодня берестяных грамот, упомянута однажды как территория, находящаяся за пределами Новгородских владений. ...
Предполагаю, что финно-угры также включались в состав русской верхушки. Постепенно с развитием внутренних контактов русскость стала просачиваться вниз. Но процесс этот занял не одно столетие. Первый документальный случай, когда крестьянский сын, купец Афанасий Никитин назвал себя русским - это конец XV в".
К этому можно добавить, что приведенные Сергеем Ефроимовичем факты не представляют собой чего-либо экстраординарного с точки зрения современной этнологии. Стремление любого этноса к самосохранению является важнейшим признаком наличия в нем выраженного этнического самосознания.
В качестве примера можно рассмотреть этногенез "древнерусской" народности в Ростово-Суздальской земле в XI-XIV веках. В его рамках основная масса мерян постепенно вошла вместе с славянами (кривичи, словене) в состав этого нового этноса. Это означало постепенное размывание сложившихся ранее племенных этно-границ, которые у славянских переселенцев уже были дополнительно размыты. В ходе этого процесса появились новые региональные идентичности, предшествующие позднесредневековой "русской", используемые летописцами - "новгородцы", "белозерцы", "ростовцы", "суздальцы", "муромцы". "рязанцы" и т. д.
А зафиксированные мерянские миграции в районы проживания близкого им в культурно-языковом отношении финно-угорского населения (в земли Кашинского княжества, Белозерья, княжества Кубенского, Великого княжества Устюжского, Костромского Заволжья и Галич-Мерьского княжества, Пошехонья и Поветлужья-Меровии) можно рассматривать как закономерный результат тенденции наиболее активной части мери к этнокультурной изоляции от экспансии христианства и "древнерусской культуры".
Из всего этого не стоит делать вывод о невозможности сохранения мерянами (как и другими изначальными этносами Д. Руси) своей этничности, религии и языка в рамках региональных и пограничных этнических групп. Этнические сообщества при сохранении этноизолирующих барьеров обладают достаточной устойчивостью и гомогенностью на протяжении столетий.
Весьма показательны в этом плане этнотопонимы XV-XVII вв. зафиксированные в границах Северо-Восточной Руси, образованные непосредственно от этнонима "меря". Это несколько десятков «Мерских» станов (районов) и волостей с специфически-мерянскими названиями "Шачебол", "Иледам", "Ликурга" и др..
Все они обладают общей чертой. Они свободны от собственно мерянских археологических памятников додревнерусского периода, находясь в то же время поблизости от плотно заселенных додревнерусских районов.
Залесец.
#древняярусь #этногенез #великороссы
Интересная заметка историка Сергея Эрлиха: "Энтони Смит описывает аграрное общество как симбиоз двух типов этничности. "Горизонтальная" аристократическая этничность включает социальную верхушку. Верхушка осознает свою общую этничность, которая совпадает с именем государства. Но они не испытывают потребности расширить эту этничность на управляемые ими этносы. Напротив, их власть основана на реальном или мнимом чужеземном происхождении. Под властью "горизонтального" этноса находятся мелкие родо-племенные образования, которые Смит именуют "вертикальными" демократическими этничностями.
На мой взгляд, это плодотворная концепция, которая должна быть либо уточнена, либо опровергнута историческими источниками. Применительно к Древней Руси была "горизонтальная" этничость "русь" и множество "вертикальных" этничностей": кривичи, вятичи, водь, корела и т.д. Они долгое время не осознавали, что имеют общую этничность как с господами (русь) так и с другими подчиненными (русами) племенами. Не случайно берестяные грамоты, которые в большинстве случаев написаны представителями "вертикальных" этничностей используют понятия "новгородцы", "псковичи", "корела", "лопь", "водь". Но ни разу не употребляют термины "русь" (в смысле "русские"). Они не мыслят такими категориями. "Русь", в более чем 1000 (!) обнаруженных на сегодня берестяных грамот, упомянута однажды как территория, находящаяся за пределами Новгородских владений. ...
Предполагаю, что финно-угры также включались в состав русской верхушки. Постепенно с развитием внутренних контактов русскость стала просачиваться вниз. Но процесс этот занял не одно столетие. Первый документальный случай, когда крестьянский сын, купец Афанасий Никитин назвал себя русским - это конец XV в".
К этому можно добавить, что приведенные Сергеем Ефроимовичем факты не представляют собой чего-либо экстраординарного с точки зрения современной этнологии. Стремление любого этноса к самосохранению является важнейшим признаком наличия в нем выраженного этнического самосознания.
В качестве примера можно рассмотреть этногенез "древнерусской" народности в Ростово-Суздальской земле в XI-XIV веках. В его рамках основная масса мерян постепенно вошла вместе с славянами (кривичи, словене) в состав этого нового этноса. Это означало постепенное размывание сложившихся ранее племенных этно-границ, которые у славянских переселенцев уже были дополнительно размыты. В ходе этого процесса появились новые региональные идентичности, предшествующие позднесредневековой "русской", используемые летописцами - "новгородцы", "белозерцы", "ростовцы", "суздальцы", "муромцы". "рязанцы" и т. д.
А зафиксированные мерянские миграции в районы проживания близкого им в культурно-языковом отношении финно-угорского населения (в земли Кашинского княжества, Белозерья, княжества Кубенского, Великого княжества Устюжского, Костромского Заволжья и Галич-Мерьского княжества, Пошехонья и Поветлужья-Меровии) можно рассматривать как закономерный результат тенденции наиболее активной части мери к этнокультурной изоляции от экспансии христианства и "древнерусской культуры".
Из всего этого не стоит делать вывод о невозможности сохранения мерянами (как и другими изначальными этносами Д. Руси) своей этничности, религии и языка в рамках региональных и пограничных этнических групп. Этнические сообщества при сохранении этноизолирующих барьеров обладают достаточной устойчивостью и гомогенностью на протяжении столетий.
Весьма показательны в этом плане этнотопонимы XV-XVII вв. зафиксированные в границах Северо-Восточной Руси, образованные непосредственно от этнонима "меря". Это несколько десятков «Мерских» станов (районов) и волостей с специфически-мерянскими названиями "Шачебол", "Иледам", "Ликурга" и др..
Все они обладают общей чертой. Они свободны от собственно мерянских археологических памятников додревнерусского периода, находясь в то же время поблизости от плотно заселенных додревнерусских районов.
Залесец.
#древняярусь #этногенез #великороссы
Финно-угорский субстрат в Татарстане: попытка создания сводной карты
Территория Заказанья в относительно недавнем прошлом являлась зоной интенсивных контактов между финноязычным и тюркоязычным населением. Об этом свидетельствует большое количество лингвистических, археологических, антропологических, фольклорных, архивно-статистических и прочих источников. К сожалению, разрозненность этих источников, их принадлежность к разным научным дисциплинам, а также доступность некоторых материалов только на краеведческом уровне, зачастую исключительно на определённых языках (татарском, марийском, удмуртском) привели к тому, что процессы финно-тюркского взаимодействия в Заказанье до сих пор изучены относительно слабо, в особенности в том, что касается их пространственной картины.
Выполненная на платформе Google Maps сводная карта (ссылка указана в комментарии), представляемая вниманию читателей, является попыткой обобщить имеющиеся на данный момент сведения об историческом ареале проживания финноязычного населения в пределах западной части Предкамья, относящиеся к периоду с XVI в. по настоящее время.
Несколько исходных тезисов, послуживших мотивом для создания карты:
1. В Заказанье в настоящее время существуют небольшие островные ареалы финноязычного (удмуртского и марийского) населения.
2. В предшествующие века, по данным топонимики, лингвистики, археологии, фольклористики и – в сравнительно редких случаях – на основе письменных источников, ареал распространения финноязычного населения в Заказанье был гораздо обширнее. Указанные выше островные ареалы можно рассматривать в качестве своеобразных реликтов, представляющих собой группы, избежавшие ассимиляции или вытеснения со стороны тюркоязычного населения.
3. Финноязычное население послужило субстратом для формирования татарского населения Заказанья. Учитывая, что Заказанье являлось исходным пунктом для миграций казанских татар в Закамье, Приуралье и другие регионы, влияние данного фактора выходит далеко за границы собственно Заказанья.
Исходя из обозначенных тезисов, основная цель создания карты – высветить возможные ареалы распространения финноязычного населения в предшествующие века (с XVI в. по н.в.).
Составленная карта состоит из пяти слоев:
Слой 1. Документально зафиксированное присутствие удмуртов и / или марийцев в XVIII-XXI вв. (населенные пункты, в которых удмуртское / марийское население фиксируется в настоящее время (по переписи населения 2010 г.) либо фиксировалось документально по материалам ревизий XVIII-XIX вв. и последующим переписям населения).
Слой 2. Предания и сообщения об удмуртском / марийском присутствии (населенные пункты, в которых присутствие в прошлом удмуртского и / или марийского населения сохранилось в виде народных преданий, сообщений информантов, сообщений о присутствии в селении т. н. “черемисских кладбищ”, мест отправления религиозных обрядов и т. д.).
Слой 3. Ойконимы удмуртского и марийского происхождения (ойконимы, происхождение которых в научных / краеведческих работах, словарях и т. д., связывается с удмуртским и / или марийским языком).
Слой 4. Сведения об этнической ассимиляции / смене этнического самосознания (сведения о смене этнической принадлежности жителей того или иного населенного пункта, заимствованные из научных, публицистических, краеведческих работ).
Слой 5. Археологические свидетельства финно-угорского присутствия (объекты, археологическое изучение которых дает основания предполагать, что они были оставлены населением, говорившим на удмуртском / марийском или родственных им языках).
Представленные в настоящее время на сводной карте данные – только начало работы в данном направлении. Имеющиеся материалы, хотя и довольно обширны, но далеко не исчерпывают накопленный массив данных по поднятой проблематике. Карта, разумеется, не статична и по возможности будет дополняться и совершенствоваться.
Интерактивная карта, список источников и abstract – по ссылке. Welcome!
Ренат Тимергалеев. FB.
#татары #марийцы #удмурты #этногенез
Территория Заказанья в относительно недавнем прошлом являлась зоной интенсивных контактов между финноязычным и тюркоязычным населением. Об этом свидетельствует большое количество лингвистических, археологических, антропологических, фольклорных, архивно-статистических и прочих источников. К сожалению, разрозненность этих источников, их принадлежность к разным научным дисциплинам, а также доступность некоторых материалов только на краеведческом уровне, зачастую исключительно на определённых языках (татарском, марийском, удмуртском) привели к тому, что процессы финно-тюркского взаимодействия в Заказанье до сих пор изучены относительно слабо, в особенности в том, что касается их пространственной картины.
Выполненная на платформе Google Maps сводная карта (ссылка указана в комментарии), представляемая вниманию читателей, является попыткой обобщить имеющиеся на данный момент сведения об историческом ареале проживания финноязычного населения в пределах западной части Предкамья, относящиеся к периоду с XVI в. по настоящее время.
Несколько исходных тезисов, послуживших мотивом для создания карты:
1. В Заказанье в настоящее время существуют небольшие островные ареалы финноязычного (удмуртского и марийского) населения.
2. В предшествующие века, по данным топонимики, лингвистики, археологии, фольклористики и – в сравнительно редких случаях – на основе письменных источников, ареал распространения финноязычного населения в Заказанье был гораздо обширнее. Указанные выше островные ареалы можно рассматривать в качестве своеобразных реликтов, представляющих собой группы, избежавшие ассимиляции или вытеснения со стороны тюркоязычного населения.
3. Финноязычное население послужило субстратом для формирования татарского населения Заказанья. Учитывая, что Заказанье являлось исходным пунктом для миграций казанских татар в Закамье, Приуралье и другие регионы, влияние данного фактора выходит далеко за границы собственно Заказанья.
Исходя из обозначенных тезисов, основная цель создания карты – высветить возможные ареалы распространения финноязычного населения в предшествующие века (с XVI в. по н.в.).
Составленная карта состоит из пяти слоев:
Слой 1. Документально зафиксированное присутствие удмуртов и / или марийцев в XVIII-XXI вв. (населенные пункты, в которых удмуртское / марийское население фиксируется в настоящее время (по переписи населения 2010 г.) либо фиксировалось документально по материалам ревизий XVIII-XIX вв. и последующим переписям населения).
Слой 2. Предания и сообщения об удмуртском / марийском присутствии (населенные пункты, в которых присутствие в прошлом удмуртского и / или марийского населения сохранилось в виде народных преданий, сообщений информантов, сообщений о присутствии в селении т. н. “черемисских кладбищ”, мест отправления религиозных обрядов и т. д.).
Слой 3. Ойконимы удмуртского и марийского происхождения (ойконимы, происхождение которых в научных / краеведческих работах, словарях и т. д., связывается с удмуртским и / или марийским языком).
Слой 4. Сведения об этнической ассимиляции / смене этнического самосознания (сведения о смене этнической принадлежности жителей того или иного населенного пункта, заимствованные из научных, публицистических, краеведческих работ).
Слой 5. Археологические свидетельства финно-угорского присутствия (объекты, археологическое изучение которых дает основания предполагать, что они были оставлены населением, говорившим на удмуртском / марийском или родственных им языках).
Представленные в настоящее время на сводной карте данные – только начало работы в данном направлении. Имеющиеся материалы, хотя и довольно обширны, но далеко не исчерпывают накопленный массив данных по поднятой проблематике. Карта, разумеется, не статична и по возможности будет дополняться и совершенствоваться.
Интерактивная карта, список источников и abstract – по ссылке. Welcome!
Ренат Тимергалеев. FB.
#татары #марийцы #удмурты #этногенез
Forwarded from Толкователь
Верное наблюдение ув. Залесской земли о времени появления самоназвания «русский» - конец XV века.
https://yangx.top/zalesje/2285
До того времени – это набор региональных идентичностей. Сплочению в одну народность, конечно, поспособствовало и православие, но под другим углом – «христианин» переросло в «крестьянин», как занятие для 95% населения того времени. Потому «русский» было принадлежностью немногочисленных горожан.
Окончательное закрепление термина произошло при абсолютизме (появлении регулярной бюрократии и начале официального легендирования, из которого выросла история). Русь в этом процессе, когда народность взяла название иноэтничных господ, не одинока. Например, галлы и романизированные метисы Окситании взяли название своих господ немецкоязычных франков во Франции (ну как взяли, многих на юге Франции заставили силой).
https://yangx.top/zalesje/2285
До того времени – это набор региональных идентичностей. Сплочению в одну народность, конечно, поспособствовало и православие, но под другим углом – «христианин» переросло в «крестьянин», как занятие для 95% населения того времени. Потому «русский» было принадлежностью немногочисленных горожан.
Окончательное закрепление термина произошло при абсолютизме (появлении регулярной бюрократии и начале официального легендирования, из которого выросла история). Русь в этом процессе, когда народность взяла название иноэтничных господ, не одинока. Например, галлы и романизированные метисы Окситании взяли название своих господ немецкоязычных франков во Франции (ну как взяли, многих на юге Франции заставили силой).
Telegram
Залесская Земля
"Русский" или кривич, карел, словен и меря?
Интересная заметка в FB историка Сергея Эрлиха: "Энтони Смит описывает аграрное общество как симбиоз двух типов этничности. "Горизонтальная" аристократическая этничность включает социальную верхушку. Верхушка осознает…
Интересная заметка в FB историка Сергея Эрлиха: "Энтони Смит описывает аграрное общество как симбиоз двух типов этничности. "Горизонтальная" аристократическая этничность включает социальную верхушку. Верхушка осознает…
Forwarded from Спец по специям
Сложно добавить что-либо к весьма содержательному диалогу уважаемых Залесца и Толкователя по поводу заметки Сергея Эрлиха, отсылающей к Энтони Смиту. Согласны с Толкователем, ставящим во главу угла "регулярную бюрократию" и "официальное легендирование". И если это авторская терминология, то она весьма хороша и достойна использования в научном обороте - естественно, с позволения и с указанием. Также понимаем теперь, отчего ув. Толкователь в одном из своих постов заключил в кавычки слово "летописи". Никоновская от Даниила Рязанца - хорошее тому подтверждение. Летописи вообще по глубокому счету - это бесконечный поиск протографа. И все же, позволим себе перенести в наш любимый XIII в. размышления коллег от начала (у Залесца) и до конца их хронологии (т.е. конца XV в., как датирует появление самоназвания "русский" Толкователь). Как представляется, заметка Эрлиха содержит "ключ" и он - на той единственной берестяной грамоте новгородцев, где Русь - это все, что не Новгород. Не зная точной датировки, судить сложно, но известно, что накануне Батыева нашествия и Рязань, и Владимир с Суздалем тоже не были "русью". А называли так всего-навсего раздираемый, в отличие от Северо-Востока, постоянными княжескими раздорами юго-западный "останец" Руси Киевской.
Telegram
Залесская Земля
"Русский" или кривич, карел, словен и меря?
Интересная заметка в FB историка Сергея Эрлиха: "Энтони Смит описывает аграрное общество как симбиоз двух типов этничности. "Горизонтальная" аристократическая этничность включает социальную верхушку. Верхушка осознает…
Интересная заметка в FB историка Сергея Эрлиха: "Энтони Смит описывает аграрное общество как симбиоз двух типов этничности. "Горизонтальная" аристократическая этничность включает социальную верхушку. Верхушка осознает…
Англо-саксы и славянская колонизация.
Интересная заметка Андрея Павличенкова про то, что кроме истории, которой учат в школах – масштабной истории империй и завоеваний, в которой все время что-нибудь происходит, существует история локальная, в которой ничегошеньки не случается – и это самое ничегошеньки дает другую, детальную и объемную перспективу нашего прошлого.
Обидно, что в России анализом этой истории почти никто, похоже, не занимается. А как было бы интересно поглядеть на карте на чудь, водь и весь, меря и черемисов, голядь, мещеру и мурому, и может быть даже на вятичей и кривичей, и, возможно, понять, как эти народы превратились в поморов, сицкарей и тудовлян, жгонов, офеню и кержаков, и наших костромских агафонов-рябинников.
"Агафоны-рябинники", "Агафония" и племенная история Руси.
#великороссы #этногенез #англосаксы #славяне
Интересная заметка Андрея Павличенкова про то, что кроме истории, которой учат в школах – масштабной истории империй и завоеваний, в которой все время что-нибудь происходит, существует история локальная, в которой ничегошеньки не случается – и это самое ничегошеньки дает другую, детальную и объемную перспективу нашего прошлого.
Обидно, что в России анализом этой истории почти никто, похоже, не занимается. А как было бы интересно поглядеть на карте на чудь, водь и весь, меря и черемисов, голядь, мещеру и мурому, и может быть даже на вятичей и кривичей, и, возможно, понять, как эти народы превратились в поморов, сицкарей и тудовлян, жгонов, офеню и кержаков, и наших костромских агафонов-рябинников.
"Агафоны-рябинники", "Агафония" и племенная история Руси.
#великороссы #этногенез #англосаксы #славяне
"Ковидобесие" и "икота".
У уважаемого Дмитрия Хабарова в FB прочел интересную мысль: "антропологи многократно описывали ситуации, когда провинившийся член примитивного сообщества приговаривался шаманом/жрецом к смерти в присутствии племени, после чего в течение нескольких дней послушно умирал. Интересно, что на белых людей и представителей других племен заклятие совершенно не действовало: они не разделяли веры в его действенность и не признавали его внутренне. Думаю, немалая часть ковидной смертности связана именно с массовым внушением СМИ и вызванной им общественной паникой".
И тут в голове неожиданно сложилось следующее - вне многогранной темы Ковида мне эта ситуация напомнила этнографию архангельского Пинежья.
В частности знаменитую "икоту" (сглаз, порча передаваемая через еду и питье), которую деревенские бабки-знахарки "подсаживали" своим "суседям" от Архангельска и Вологды до Коми. Помнится исследователь пинежской чуди Сергей Григорьев описывал как с ним и его "чудской активностью" боролись местные недоброжелатели из Нюхчи. Они били стекла и пытались навести на Григорьева "икоту". Но вот проблема, "икота" на москвичей с высшим образованием не действует. Зато еще как действует на людей из местных сообществ. Пинежане "икали" целыми сельсоветами еще в 1960-тых, во времена развитого социализма, лаяли по собачьи, выли, рычали, говорили "загробными" голосами и тд. В общем массово участвовали в самой настоящей бесовщине.
Однофамилец Сергея, известный русский этнограф Александр Григорьев метко описал пост-чудские духовную культуру и психотип местного населения в своей книге "Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899—1901 гг.":
"Здешний народ еще очень легковерен, в особенности женщины. Еще прибегают к лечению наговорами, верят, что можно испортить человека, напустить на него кликушество ("икоту"), правда, женщины здесь довольно часто во время разговора начинают выкрикивать бессвязные фразы или ругань. Есть крестьяне и крестьянки, которые занимаются порчей и лечением. Женщины все страшатся второго пришествия; всякого человека, действия которого непонятны или необычны для них, они способны принимать за антихриста, как принимали за такового и меня, приводя в связь смущение мною народа (т. е. собирание старин) с китайской войной и считая оба эти явления предвестниками второго пришествия".
Прошло сто лет, как сон пролетели Революция, Советы, колхозы, ГУЛАГ, НТР, полёты Гагарина и "Бурана", распался СССР, затонула космическая станция "Мир", а на Пинеге северные русские, наследники средневековой чуди, все так же страшатся "икоты" и непонятных, опасных пришлых людей.
Про это мне рассказывала знакомая из Карпогор (одна из девушек на фото), находящихся от Нюхчи в 110 километрах, как их в детстве, в самом конце 1980ых годов, мамки и бабки учили не подходить к чужим старухам и дедкам, не брать ничего съестного, не пить чужого питья. Чтобы не "икать" потом.
А какие названия деревень между Карпогорами, топонима безусловно русского (в давние времена село называлось Карпова гора, потом название сократилось до Карпогор) и Нюхчей: Кулосега, Шуломень, Шуйга, Пимбера, Лавела, Явзора, Каскомень, Летопала, Веркола, Шотова, Ваймуша, Кеврола, Айнова, Киглохта, Немнюга, Шардонемь, Ёркино, Кушкопала, Хидгора, Чивикса, Шилега, Русковера, Церкова.
Русковера и Церкова, вообще огонь! Названия связанные с христианизацией, причем по историческим временам относительно недавней, состоявшейся на рубеже XVII-XVIII веков (главный центр православия на Пинеге - Артемиево-Веркольский мужской монастырь появился не ранее 1635 года), так что даже в чудских названиях это отразилось.
"Русковера" живо напомнило выражение куженерских и сернурских марийцев называющих православие "рушвера" (русская вера), по-видимому, полная калька с пинежского или наоборот.
Ну и напоследок обратите внимание на антропологию пинежанок, очевидно, те самые новгородские словене на Пинеге, Вашке, Мезени (с их "замещающей колонизацией") абсолютная романовская историографическая мифология.
Традиционалист.
#пинега #русскийсевер #чудь
У уважаемого Дмитрия Хабарова в FB прочел интересную мысль: "антропологи многократно описывали ситуации, когда провинившийся член примитивного сообщества приговаривался шаманом/жрецом к смерти в присутствии племени, после чего в течение нескольких дней послушно умирал. Интересно, что на белых людей и представителей других племен заклятие совершенно не действовало: они не разделяли веры в его действенность и не признавали его внутренне. Думаю, немалая часть ковидной смертности связана именно с массовым внушением СМИ и вызванной им общественной паникой".
И тут в голове неожиданно сложилось следующее - вне многогранной темы Ковида мне эта ситуация напомнила этнографию архангельского Пинежья.
В частности знаменитую "икоту" (сглаз, порча передаваемая через еду и питье), которую деревенские бабки-знахарки "подсаживали" своим "суседям" от Архангельска и Вологды до Коми. Помнится исследователь пинежской чуди Сергей Григорьев описывал как с ним и его "чудской активностью" боролись местные недоброжелатели из Нюхчи. Они били стекла и пытались навести на Григорьева "икоту". Но вот проблема, "икота" на москвичей с высшим образованием не действует. Зато еще как действует на людей из местных сообществ. Пинежане "икали" целыми сельсоветами еще в 1960-тых, во времена развитого социализма, лаяли по собачьи, выли, рычали, говорили "загробными" голосами и тд. В общем массово участвовали в самой настоящей бесовщине.
Однофамилец Сергея, известный русский этнограф Александр Григорьев метко описал пост-чудские духовную культуру и психотип местного населения в своей книге "Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899—1901 гг.":
"Здешний народ еще очень легковерен, в особенности женщины. Еще прибегают к лечению наговорами, верят, что можно испортить человека, напустить на него кликушество ("икоту"), правда, женщины здесь довольно часто во время разговора начинают выкрикивать бессвязные фразы или ругань. Есть крестьяне и крестьянки, которые занимаются порчей и лечением. Женщины все страшатся второго пришествия; всякого человека, действия которого непонятны или необычны для них, они способны принимать за антихриста, как принимали за такового и меня, приводя в связь смущение мною народа (т. е. собирание старин) с китайской войной и считая оба эти явления предвестниками второго пришествия".
Прошло сто лет, как сон пролетели Революция, Советы, колхозы, ГУЛАГ, НТР, полёты Гагарина и "Бурана", распался СССР, затонула космическая станция "Мир", а на Пинеге северные русские, наследники средневековой чуди, все так же страшатся "икоты" и непонятных, опасных пришлых людей.
Про это мне рассказывала знакомая из Карпогор (одна из девушек на фото), находящихся от Нюхчи в 110 километрах, как их в детстве, в самом конце 1980ых годов, мамки и бабки учили не подходить к чужим старухам и дедкам, не брать ничего съестного, не пить чужого питья. Чтобы не "икать" потом.
А какие названия деревень между Карпогорами, топонима безусловно русского (в давние времена село называлось Карпова гора, потом название сократилось до Карпогор) и Нюхчей: Кулосега, Шуломень, Шуйга, Пимбера, Лавела, Явзора, Каскомень, Летопала, Веркола, Шотова, Ваймуша, Кеврола, Айнова, Киглохта, Немнюга, Шардонемь, Ёркино, Кушкопала, Хидгора, Чивикса, Шилега, Русковера, Церкова.
Русковера и Церкова, вообще огонь! Названия связанные с христианизацией, причем по историческим временам относительно недавней, состоявшейся на рубеже XVII-XVIII веков (главный центр православия на Пинеге - Артемиево-Веркольский мужской монастырь появился не ранее 1635 года), так что даже в чудских названиях это отразилось.
"Русковера" живо напомнило выражение куженерских и сернурских марийцев называющих православие "рушвера" (русская вера), по-видимому, полная калька с пинежского или наоборот.
Ну и напоследок обратите внимание на антропологию пинежанок, очевидно, те самые новгородские словене на Пинеге, Вашке, Мезени (с их "замещающей колонизацией") абсолютная романовская историографическая мифология.
Традиционалист.
#пинега #русскийсевер #чудь
С Днём бородача, бородатые!
В 1772 году, 249 лет назад 6 апреля Екатерина Великая отменила пошлину на бороду введённую в 1705 году Петром. 16 января 1705 года Петр Первый издал указ, «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят».
#антихрист #борода #XVIIIвек
В 1772 году, 249 лет назад 6 апреля Екатерина Великая отменила пошлину на бороду введённую в 1705 году Петром. 16 января 1705 года Петр Первый издал указ, «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят».
#антихрист #борода #XVIIIвек
Поздравляем канал "Москвитянин" с пересечением рубежа в 1000 подписчиков.
Как справедливо заметил коллега Ебулдинский спец @EbuldinSkySpez: "Москвитянин - это тот неравнодушный, кто пытается спасти Москву, все о ней зная". Заходите - не пожалеете!
https://yangx.top/Moskvityanin - Два Рима падоша, а третий стоитъ, а четвертому не быти!
Как справедливо заметил коллега Ебулдинский спец @EbuldinSkySpez: "Москвитянин - это тот неравнодушный, кто пытается спасти Москву, все о ней зная". Заходите - не пожалеете!
https://yangx.top/Moskvityanin - Два Рима падоша, а третий стоитъ, а четвертому не быти!
Telegram
Москвитянин
Два Рима падоша, а третий стоитъ, а четвертому не быти.
Forwarded from Спец по специям
Да, уважаемый коллега Залесец, у Москвитянина и пересечение рубежа прирастает не только подписчиками, но и новыми знаниями. Смотрим на их опрос и видим, что достаточное количество проголосовавших считало, что население Москвы превысило 1000 человек уже на рубеже XII и XIII веков, а не позднее. Вот и мы так думали и теперь в некотором недоумении еще больше гордимся Москвой. Потому что получается, что в январе 1238 года княжич Владимир Юрьевич и его военный наставник Филипп Нянка обороняли совсем крохотный деревянно-земляной детинец (много меньше нынешнего Кремля) целых пять(!) дней с горсткой защитников. Совершенно точно известно, что професссиональных бойцов-дружинников среди них было меньшинство. А теперь получается, что и счет городского ополчения шел на несколько сотен...
Telegram
Залесская Земля
Поздравляем канал "Москвитянин" с пересечением рубежа в 1000 подписчиков.
Как справедливо заметил коллега Ебулдинский спец @EbuldinSkySpez: "Москвитянин - это тот неравнодушный, кто пытается спасти Москву, все о ней зная". Заходите - не пожалеете!
htt…
Как справедливо заметил коллега Ебулдинский спец @EbuldinSkySpez: "Москвитянин - это тот неравнодушный, кто пытается спасти Москву, все о ней зная". Заходите - не пожалеете!
htt…
И снова про монеты.
К вопросу об образцах и о надписях на монетах. "A further argument in favour of such a limitation upon the source material used is the idiosyncracy of the types on Russian coins of the XIVth - XVth centuries, manifesting itself in the absence among them of any conciderable series of direct borrowings from foreign models"
(Chernetsov A. V. Types on Russian Coins of the XIV and XV Centuries. An iconographic study” // BAR International Series 167. Oxford, 1983. P. 4)
Алексей Владимирович Чернецов вот как-то написал, что западноевропейских влияний на изображения на древнерусских монетах XIV-XV в. не обнаруживается, а источником для них в то время служили образы русского фольклора, о которых, как полагал А.В., можно судить по трудам отечественных фольклористов (!!!:)) ) и по их первоисточникам - всяческим позднебарочным эмблематическим словарям с символическими толкованиями сюжетов XVII-XVIII в.
Вот, пожалуйста, медное пуло сына Владимира Андреевича Серпуховского Ярослава Владимировича, княжившего в Малом Ярославце и Боровске. 1410-1426.
От Ярославца до границы Литвы тогда было три дня конного пути, кстати. Медынь - а дальше уже и Угра. Если спешить, то два.
Но в рассматриваемом случае, скорее, источник (пришел) через Новгород и Ливонию.
Дракончик такой хорошо известен и по переславским серебряным денгам великого князя Василия Дмитриевича.
Если ж говорить про Schrift auf Münzen - не в смысле прямого образца, а лишь о параллелях - то просится что-то примерно такое, как на нижнем изображении.
Аким Трефилов.
#денга #XVвек #древняярусь
К вопросу об образцах и о надписях на монетах. "A further argument in favour of such a limitation upon the source material used is the idiosyncracy of the types on Russian coins of the XIVth - XVth centuries, manifesting itself in the absence among them of any conciderable series of direct borrowings from foreign models"
(Chernetsov A. V. Types on Russian Coins of the XIV and XV Centuries. An iconographic study” // BAR International Series 167. Oxford, 1983. P. 4)
Алексей Владимирович Чернецов вот как-то написал, что западноевропейских влияний на изображения на древнерусских монетах XIV-XV в. не обнаруживается, а источником для них в то время служили образы русского фольклора, о которых, как полагал А.В., можно судить по трудам отечественных фольклористов (!!!:)) ) и по их первоисточникам - всяческим позднебарочным эмблематическим словарям с символическими толкованиями сюжетов XVII-XVIII в.
Вот, пожалуйста, медное пуло сына Владимира Андреевича Серпуховского Ярослава Владимировича, княжившего в Малом Ярославце и Боровске. 1410-1426.
От Ярославца до границы Литвы тогда было три дня конного пути, кстати. Медынь - а дальше уже и Угра. Если спешить, то два.
Но в рассматриваемом случае, скорее, источник (пришел) через Новгород и Ливонию.
Дракончик такой хорошо известен и по переславским серебряным денгам великого князя Василия Дмитриевича.
Если ж говорить про Schrift auf Münzen - не в смысле прямого образца, а лишь о параллелях - то просится что-то примерно такое, как на нижнем изображении.
Аким Трефилов.
#денга #XVвек #древняярусь
На набережной в Рыбинске установят мерянскую подвеску.
На набережной в Рыбинске установят мерянскую подвеску, об этом в своем эксклюзивном материале рассказывает Рыбинский дневник: Глядя на огромную зооморфную композицию даже далёкие от археологии и краеведения люди проникнутся интересом к археологическому наследию Рыбинска. Так считает Алексей Алексашин, идейный вдохновитель проекта. С его подачи в течение трёх-четырёх месяцев на Волжской набережной появится 4,5-метровая металлическая композиция, изображающая стилизованную угро-финскую (мерянскую прим. Merjamaa) подвеску — один из артефактов, найденных Рыбинской археологической экспедицией во время раскопок на Усть-Шексне.
http://www.merjamaa.ru/news/na_naberezhnoj_v_rybinske_ustanovjat_merjanskuju_podvesku/2021-04-06-1533
#меря #рыбинск #устьшексна #древняярусь
На набережной в Рыбинске установят мерянскую подвеску, об этом в своем эксклюзивном материале рассказывает Рыбинский дневник: Глядя на огромную зооморфную композицию даже далёкие от археологии и краеведения люди проникнутся интересом к археологическому наследию Рыбинска. Так считает Алексей Алексашин, идейный вдохновитель проекта. С его подачи в течение трёх-четырёх месяцев на Волжской набережной появится 4,5-метровая металлическая композиция, изображающая стилизованную угро-финскую (мерянскую прим. Merjamaa) подвеску — один из артефактов, найденных Рыбинской археологической экспедицией во время раскопок на Усть-Шексне.
http://www.merjamaa.ru/news/na_naberezhnoj_v_rybinske_ustanovjat_merjanskuju_podvesku/2021-04-06-1533
#меря #рыбинск #устьшексна #древняярусь
"Гетерогенность «Корсунской легенды», сплетённой из устного/устных преданий и памятников литературного происхождения, позволяет вывести её из круга исторических источников прямой достоверности. А это, в свою очередь, даёт возможность разделить по текстологическим и лингвистическим критериям сопряженные через нарратив рассказы русской летописи об осаде Корсуни и о крещении Владимира. Эти события не были связаны изначально, и их взаимосвязь появилась лишь под пером летописца"
Любопытная, как мне показалось, небольшая статья с выводом, свидетельствующим в пользу того, что брать-то Корсунь Владимир брал, конешно, а вот крестился-таки в Киеве.
Иллюстрация: Павел Рыженко, Александр Самсонов. Диорама "Крещение князя Владимира и его войска в Херсонесе". 35 Х 5 м. Холст, масло, причиндалы реконструкторов.
для ценителей искусства - ссылка на фоторепортаж про диораму.
Аким Трефилов.
#древняярусь #крещениевладимира #корсунь
Любопытная, как мне показалось, небольшая статья с выводом, свидетельствующим в пользу того, что брать-то Корсунь Владимир брал, конешно, а вот крестился-таки в Киеве.
Иллюстрация: Павел Рыженко, Александр Самсонов. Диорама "Крещение князя Владимира и его войска в Херсонесе". 35 Х 5 м. Холст, масло, причиндалы реконструкторов.
для ценителей искусства - ссылка на фоторепортаж про диораму.
Аким Трефилов.
#древняярусь #крещениевладимира #корсунь
Алябышев - московитское мирское имя Алабыш встречается в грамотах уже с XV века. Любопытно, что один из Алабышей (1556), ямщик, был сыном Колоба и, очевидно, по деду носил фамилию Перепечин - пример традиционных родовых имен по сходным предметам или калькам с туземных языков. (Фасмер). Алябыш , олябыш - изделие из теста: у жителей верхнего Поволжья это пирожок, у жителей Вятки - колобок.
#имена #XVвек #XVIвек #московия
#имена #XVвек #XVIвек #московия
Христианизация в Рязанских землях протекала медленнее, чем в других частях Древней Руси. До XII века у рязанских вятичей удерживался обряд трупосожжения, а затем еще до XIV века покойников хотя и хоронили в земле по-христиански, над могилой насыпали небольшой курган. В Старой Рязани есть погребения, где покойника посыпали углем, имитируя сожжение, (тоже распространенный элемент похоронного обряда в Волго-Окском междуречье), в могиле могли оставить горшок с пищей и кости съеденных на тризне животных. А также погребения в долбленой деревянной колоде с обертыванием берестой.
Между прочим, обёртывание покойника берестой древний и устойчивый обряд. Рязань не самый древний пример: достаточно обратиться к материалам Кочкинского мерянского могильника (Ивановская обл.) VII-VIII веков н.э. Древнерусская география ритуала обширна: меряно-славянские города и сёла Ростово-Суздальской земли, Москва, славяно-финнская Новгородчина, земли марийцев, коми, вотяков, веси.
#стараярязань #древняярусь
Между прочим, обёртывание покойника берестой древний и устойчивый обряд. Рязань не самый древний пример: достаточно обратиться к материалам Кочкинского мерянского могильника (Ивановская обл.) VII-VIII веков н.э. Древнерусская география ритуала обширна: меряно-славянские города и сёла Ростово-Суздальской земли, Москва, славяно-финнская Новгородчина, земли марийцев, коми, вотяков, веси.
#стараярязань #древняярусь
Авторам анонимных каналов не всегда можно доверять, и лично я стараюсь рекомендовать только те каналы, с авторами которых знаком лично или чьи имена можно увидеть на научном портале academia.edu – как в случае с Иваном Савченко и его каналом «Археология Today».
Кандидат наук, археолог из МГУ и автор научпоп-канала, он не только увлекательно и экспертно пишет новостях современной науки, но и сам участвует в археологических экспедициях в России, Гватемале и Эквадоре, а также выступает на международных конференциях по иероглифике древних майя.
Хотите узнать, где в России проводятся раскопки курганов времен викингов? Что нашли российские археологи при раскопках в Гватемале и Египте в 2020-м? И как самому попасть в научную экспедицию в 2021-м? Все это – на канале @apxeo_today.
https://yangx.top/apxeo_today
Кандидат наук, археолог из МГУ и автор научпоп-канала, он не только увлекательно и экспертно пишет новостях современной науки, но и сам участвует в археологических экспедициях в России, Гватемале и Эквадоре, а также выступает на международных конференциях по иероглифике древних майя.
Хотите узнать, где в России проводятся раскопки курганов времен викингов? Что нашли российские археологи при раскопках в Гватемале и Египте в 2020-м? И как самому попасть в научную экспедицию в 2021-м? Все это – на канале @apxeo_today.
https://yangx.top/apxeo_today
На Украине уничтожают памятники легендарным булгарским ханам, чьи потомки основали Болгарское царство на Дунае и Серебряную Булгарию на Волге, предкам нынешних болгар, чуваш и волжских татар. Великая Булгария не вписывается в новейшие редакции украинской истории? Или это дело рук уродов черных копателей?
Может, общественности Чувашии и Татарстана стоит присоединиться к голосу Болгарии и заявить по данному поводу протест? Всё таки общие пращуры.
#булгария #украина #великаябулгария #вандализм
Может, общественности Чувашии и Татарстана стоит присоединиться к голосу Болгарии и заявить по данному поводу протест? Всё таки общие пращуры.
#булгария #украина #великаябулгария #вандализм
Украина.ру
Золото Кубрата: на Полтавщине разрушили памятник легендарному хану
Уникальный мемориал вандализировали копатели древностей или ультраправые «активисты»
Чем питались ярославцы в средневековье.
В ходе проведенных исследований 2004–2011 гг. в Ярославле был вскрыт культурный слой, который содержит бесценную информацию о быте средневекового города. Благодаря его сохранности можно представить, как выглядели его жители, какую одежду носили, в каких домах жили, чем болели, что выращивали и чем питались, с кем торговали, каков был уровень развития производства. Для реконструкции жизни средневекового города ставилась задача комплексного изучения культурных отложений.
Поэтому работы в Ярославле сопровождались широким спектром естественнонаучных исследований с участием палеоботаников, палеозоологов, почвоведов, антропологов и многих других специалистов. В частности, археозоологические исследования показали, что наиболее многочисленными по костным остаткам были домашние животные, и, прежде всего, крупный рогатый скот.
Обнаруживается, что у обитателей Ярославля первое место по потреблению занимала говядина (до 90%), затем — свинина и (или) баранина, козлятина (не больше 10%). Интересно, что кости свиньи демонстрируют постоянную тенденцию уменьшения их числа, начиная с древнейшего периода истории Ярославля (XI в.) и вплоть до XIX в. А костей лошади в кухонных остатках оказалось в Ярославле ничтожно мало. Мизерную долю в ярославской коллекции занимают остатки диких животных. Тем не менее, их видовое разнообразие превышает число видов домашних млекопитающих: из восемнадцати 12 отнесены к диким животным. Это и крупные – лось, благородный олень, северный олень, кабан, медведь, и относительно небольшие по размерам – волк, рысь, лиса, куница, выдра, заяц и бобр. Все они – обычные обитатели лесной зоны Восточной Европы, несомненно, были охотничьей добычей для человека. Таким образом, среди найденных в Ярославле костных остатков (более 160 тыс.) отмечено абсолютное преобладание костей млекопитающих (не менее 96%). Оставшуюся долю (не более 4%) представляют остатки птиц и рыб. Среди птиц есть гуси, утки, глухари, которые являлись охотничьей добычей, и ловчие птицы – ястребы и соколы. Из всех видов рыб (осетра, стерляди, судака, белорыбицы, сома, окуня и щуки) более половины костей составляют остатки осетровых. Реконструируемые размеры осетров и стерлядей образуют группы довольно крупных особей – соответственно с общей длиной 120-140 см и 80-90 см.
В археоботаническом спектре раннего периода истории Ярославля (XI – первая половина XIII вв.) выделяются две главные сельскохозяйственные культуры: овёс (40,6%) и рожь (30,8%). Далее в порядке убывания их значимости следуют ячмень (16,2%), пшеница (9,4%), горох (1,7%), просо (0,8%) и лён (0,6%). Коллекция археоботанических образцов конца XIII–XVII вв. показала иную картину: на протяжении нескольких столетий наблюдается постоянный рост удельного веса овса за счет сокращения доли всех остальных культурных растений. Кроме того, из спектра совершенно исчезают пшеница-двузернянка и горох. Возможно, изменения в спектрах разных хронологических периодов связаны с нерепрезентативностью выборки археоботанических материалов конца XIII–XVII вв. Однако в целом, можно говорить о том, что основу питания горожан во все времена составлял ржаной хлеб. Пшеничный хлеб или печеные пшеничные изделия были более редкими и может быть даже изысканными продуктами.
Энговатова А.В. Древний Ярославль: Археологическое изучение "Рубленого города" на Стрелке.
#ярославль #древняярусь #кухня
В ходе проведенных исследований 2004–2011 гг. в Ярославле был вскрыт культурный слой, который содержит бесценную информацию о быте средневекового города. Благодаря его сохранности можно представить, как выглядели его жители, какую одежду носили, в каких домах жили, чем болели, что выращивали и чем питались, с кем торговали, каков был уровень развития производства. Для реконструкции жизни средневекового города ставилась задача комплексного изучения культурных отложений.
Поэтому работы в Ярославле сопровождались широким спектром естественнонаучных исследований с участием палеоботаников, палеозоологов, почвоведов, антропологов и многих других специалистов. В частности, археозоологические исследования показали, что наиболее многочисленными по костным остаткам были домашние животные, и, прежде всего, крупный рогатый скот.
Обнаруживается, что у обитателей Ярославля первое место по потреблению занимала говядина (до 90%), затем — свинина и (или) баранина, козлятина (не больше 10%). Интересно, что кости свиньи демонстрируют постоянную тенденцию уменьшения их числа, начиная с древнейшего периода истории Ярославля (XI в.) и вплоть до XIX в. А костей лошади в кухонных остатках оказалось в Ярославле ничтожно мало. Мизерную долю в ярославской коллекции занимают остатки диких животных. Тем не менее, их видовое разнообразие превышает число видов домашних млекопитающих: из восемнадцати 12 отнесены к диким животным. Это и крупные – лось, благородный олень, северный олень, кабан, медведь, и относительно небольшие по размерам – волк, рысь, лиса, куница, выдра, заяц и бобр. Все они – обычные обитатели лесной зоны Восточной Европы, несомненно, были охотничьей добычей для человека. Таким образом, среди найденных в Ярославле костных остатков (более 160 тыс.) отмечено абсолютное преобладание костей млекопитающих (не менее 96%). Оставшуюся долю (не более 4%) представляют остатки птиц и рыб. Среди птиц есть гуси, утки, глухари, которые являлись охотничьей добычей, и ловчие птицы – ястребы и соколы. Из всех видов рыб (осетра, стерляди, судака, белорыбицы, сома, окуня и щуки) более половины костей составляют остатки осетровых. Реконструируемые размеры осетров и стерлядей образуют группы довольно крупных особей – соответственно с общей длиной 120-140 см и 80-90 см.
В археоботаническом спектре раннего периода истории Ярославля (XI – первая половина XIII вв.) выделяются две главные сельскохозяйственные культуры: овёс (40,6%) и рожь (30,8%). Далее в порядке убывания их значимости следуют ячмень (16,2%), пшеница (9,4%), горох (1,7%), просо (0,8%) и лён (0,6%). Коллекция археоботанических образцов конца XIII–XVII вв. показала иную картину: на протяжении нескольких столетий наблюдается постоянный рост удельного веса овса за счет сокращения доли всех остальных культурных растений. Кроме того, из спектра совершенно исчезают пшеница-двузернянка и горох. Возможно, изменения в спектрах разных хронологических периодов связаны с нерепрезентативностью выборки археоботанических материалов конца XIII–XVII вв. Однако в целом, можно говорить о том, что основу питания горожан во все времена составлял ржаной хлеб. Пшеничный хлеб или печеные пшеничные изделия были более редкими и может быть даже изысканными продуктами.
Энговатова А.В. Древний Ярославль: Археологическое изучение "Рубленого города" на Стрелке.
#ярославль #древняярусь #кухня
От столицы удельного княжества к мухосранску. Региональные актуалии.
Гоп-стоп-арт-футуризм Андрей Малышев-Мерянин. 2017.
#юмор #регионализм #XXIвек
Гоп-стоп-арт-футуризм Андрей Малышев-Мерянин. 2017.
#юмор #регионализм #XXIвек