РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
7.37K subscribers
2.26K photos
28 videos
1 file
1.29K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Forwarded from Толкователь
Перечитываю книгу великого советского археолога и историка Льва Клейна «Спор о варягах» (он первым, ещё в 1960-е создал в Ленинградском университете «Славяно-варяжский семинар»).
Очень логично выглядят главные скандинавские фактории на протоРуси. Первая, №1 на карте - Старая Ладога и Приладожье. Тут сходится контроль над торговым путём в Балтику из Новгорода и с Волги (и с Белого моря). Вторая по значимости, №8 на карте – приЯрославье (линия от Костромы до Ярославля). Как уже писал не раз, тут должны были стартовать и финишировать тяжёлые драккары викингов на торговом пути до Каспия и Персии (экипаж 12-14 человек, до 2-2,5 тонн груза).

Раскопки погребений в приЯрославье (В Тимеревском могильнике) показали племенной состав:
«75% останков принадлежит местному финскому населению, 12% - славянам и 13% - скандинавам».
Вплоть до начала XI в. протоРусь представляла из себя слабо связанный чем-либо конгломерат племён - славянских, балтских и финноугорских, руководимый викингами.
Forwarded from Толкователь
Я бы вообще при изучении ранней Руси поставил на первое место гидрографию. Да ещё и с применением палеоклиматологии, которая, например, нам говорит о том, что урезы рек тогда были на 1-2 метра ниже.
https://yangx.top/EbuldinSkySpez/5636

Скандинавам важны были главные реки и волоки между ними. А всё, что вне этого – это же сплошной лес и болота тогда. Особенно до окончания климатического оптимума в XIII веке. Судя по количеству костей бобров в раскопках и экспорту бобровых шкур, эти зверьки тогда наплодили множество болот и непроходимых дереволомов.

И также надо представлять себе пределы силового воздействия на эти непроходимые чащи Русской равнины. В XI веке дружина киевского князя – 120-140 воинов (вычислили по количеству серебра оплаты им). И это очень большой отряд по тем временам, Киев в то время по меркам раннего Средневековья – богатый город. Напомню, что примерно в то же время норманны брали Сицилию отрядом примерно в 200 рыцарей.
Но те же 120-140 дружинников – какую территорию (непроходимую) они могут охватить? Пределы их контроля – скандинавская фактория, волоки и реки.

Потому и говорю, что до окончания климатического оптимума в начале XIII века автохтоны Русской равнины жили в большинстве своём автономно (как сейчас сказали бы «безгосударственно», хотя, конечно, никаких государств тогда не было), большой семьёй в 2-3-4 двора, откочёвывая время от времени (раз в 10-20 лет), когда выжигали всё вокруг подсечным земледелием и выбивали всего пушного зверя в радиусе до 15-25 км от стоянки (дневной переход пешком или на лодке туда-обратно). Финны и эстонцы, не так сильно искалеченные крепостничеством, сохранили вот тот старый дух хуторской, автономной жизни предков.
Мариец Владимир Ильич Ленин.

Марийский кугыз Владимир Ильич Ленин побеждает московское войско царских воевод, князей Ивана Воротынского и Дмитрия Хворостинина. 1581 год. Третья Черемисская война.

Иллюстрация неизвестного художника.

#юмор #жизнь #история
Красное «воровское» знамя галичан.

Почему разинский атаман Илья Пономарев в 1670 году поднял против царя черносошенных и ясачных людей из южных и восточных районов Галичского уезда? И почему именно туда пошел с марийским отрядом из Козьмодемьянска?

Видимо потому, что сам был этническим марийцем и пошел в хорошо известные места к своим ближайшим родичам. В XVII веке население Поунжья, Галича Мерьского, Чухломы, и верховьев Ветлуги было еще не до конца обрусевшими меря и ветлужскими марийцами (костромские марийцы). Все XV и XVI века в ходе «Шемякиных войн», «Трехлетней войны 1467-1469 гг. Москвы с Казанью», войн связанных с завоеванием Казанского ханства в середине XVI в. и с последующими «Черемисскими войнами» 2 половины XVI в., они воевали с московскими князьями и царями за свой традиционный мир и свободу.

В продолжение истории борьбы мерянского населения Костромского Заволжья, затронутой в наших предыдущих публикациях, новый материал - Красное «воровское» знамя галичан.

#XVIIвек #разинскоевосстание
Полюбил я совеганку.

Совеганки, девки манки,
А вершковские, мешки.
Как полюбишь совеганку,
Берегись своей башки.

Совега отдельный куст деревень, самобытный, медвежий уголок Костромской области, этнографически близкий скорее к Тотьме чем к Солигаличу и Чухломе. Да и географически к Совеге ближе Сухона нежели райцентр Солигалич, куда по прямой сорок километров, но дорога сюда появилась относительно недавно — в 1982 году. Строилась она тяжело: прорывали болото до твердого грунта и засыпали песком. До того расстояние это преодолевалось при помощи… самолетов.

“Кукурузники” исправно бороздили небо над болотами и в день самолет мог делать по три, а то и пять "ходок" туда и обратно. Билет же стоил "рупь". Сейчас эти времена вспоминаются с легкой ностальгией, особенно, тот момент, когда на Масленицу для совеган устраивалось бесплатное катание по небесам с показом родного угла "с птичьего полета". Эх, времена…

Эх ма, встряхнем лучше голову и отшвырнем дурные мысли подале!

…Подавайте нам гулянку,
Мы назад не повернем,
Отчубучим совеганку,
Дробанем — дак дробанем!”

Видео: Совеганка под частушки, Завьялов Николай Николаевич. Август 2016. Совега, Костромская область.

#совега #великороссы #русскийсевер
Веселый сайт, с помощью которого можно заставить пресловутый контейнеровоз Ever Given застрять в любой точке мира, повертев или даже масштабируя его :) Вот так он мог бы (ну, чисто умозрительно!) застрять в реке Вологде непосредственно ниже моста 800-летия Вологды... Река здесь ещё типа считается судоходной. Так его засадить даже египетские лоцманы не смогли бы! Масштаб сохранён :)
https://evergiven-everywhere.glitch.me/

#вологда #юмор
Деньга Рязанская.

В марте 1535 года было ликвидировано одно из "наследств" Великого княжества Рязанского – все еще существовавшая после пленения Москвой (1521) последнего Великого князя рязанского Ивана Ивановича (1496—1533/1534, Великое княжество Литовское) — рязанская денежная система. Это произошло в рамках так называемой "реформы Елены Глинской".

До этого рязанская деньга по весу была больше московской и ценилась выше. При Глинской из гривны серебра (204,75 грамма) вместо 520 монет государев монетный двор в Москве стал чеканить 600 монет. Тем самым, масштаб «девальвации» составил 15,4%.

#великоекняжестворязанское #деньги #реформа #XVIвек
Кваркод Сороса.

Кто сказал, что краеведы-интеллигентики не подвержены "глубинному" слабоумию? Вот, пожалуйста, полный набор - Комитет 300, жъдъi, печать Зверя, кваркод Сороса, боевые вирусы с Сириуса, план Даллеса... Но старцы спасут Русь!

#углич #юмор #жизнь
"После вакцинации".

Я бы это так назвал. ))) Но как можно было изобразить Дугина без Проханова!!? Еще вспомнилось из сплиновского незабываемого (весна-2014):

"И под этим удивительнейшим из созвездий
Помолчим немного".

Традиционалист.

#юмор #дугин
Лубок «Два поколения», 1931

Открыл для себя еще одного галичского художника - Ивана Ивановича Каликина (Шокша — 1884, Галич — 1941).

Родился в деревне Шокша. Учился в Костромском реальном училище, где начал увлекаться живописью. В 1909—1912 годах учился в художественном высшем училище при Академии художеств у профессора Я. Ф. Циглинского. После окончания училища вернулся в Галич, работал самостоятельно.

В 1926 году участвовал в художественной выставке в Государственном музее изящных искусств в Москве. Работы «Рыбаки», «Жатва», «Праздник в деревне» были отмечены в центральной прессе.
Принимал участие в выставке 1926 года в Ленинграде в Академии художеств. В 1920—1930-х годах рисовал карикатуры для журналов «Крокодил», «Чудак», «Лапоть» и других. В 1926 году в организованным «Крокодилом» конкурсе рисунков получил первый приз за серию «Провинция». Эта серия работ была опубликована в журнале с сатирическими надписями поэта Лебедева-Кумача.

Традиционалист.

#галичмерьский #арт #костромскаяобласть
"Русский" или кривич, карел, словен и меря?

Интересная заметка историка Сергея Эрлиха: "Энтони Смит описывает аграрное общество как симбиоз двух типов этничности. "Горизонтальная" аристократическая этничность включает социальную верхушку. Верхушка осознает свою общую этничность, которая совпадает с именем государства. Но они не испытывают потребности расширить эту этничность на управляемые ими этносы. Напротив, их власть основана на реальном или мнимом чужеземном происхождении. Под властью "горизонтального" этноса находятся мелкие родо-племенные образования, которые Смит именуют "вертикальными" демократическими этничностями.

На мой взгляд, это плодотворная концепция, которая должна быть либо уточнена, либо опровергнута историческими источниками. Применительно к Древней Руси была "горизонтальная" этничость "русь" и множество "вертикальных" этничностей": кривичи, вятичи, водь, корела и т.д. Они долгое время не осознавали, что имеют общую этничность как с господами (русь) так и с другими подчиненными (русами) племенами. Не случайно берестяные грамоты, которые в большинстве случаев написаны представителями "вертикальных" этничностей используют понятия "новгородцы", "псковичи", "корела", "лопь", "водь". Но ни разу не употребляют термины "русь" (в смысле "русские"). Они не мыслят такими категориями. "Русь", в более чем 1000 (!) обнаруженных на сегодня берестяных грамот, упомянута однажды как территория, находящаяся за пределами Новгородских владений. ...

Предполагаю, что финно-угры также включались в состав русской верхушки. Постепенно с развитием внутренних контактов русскость стала просачиваться вниз. Но процесс этот занял не одно столетие. Первый документальный случай, когда крестьянский сын, купец Афанасий Никитин назвал себя русским - это конец XV в".

К этому можно добавить, что приведенные Сергеем Ефроимовичем факты не представляют собой чего-либо экстраординарного с точки зрения современной этнологии. Стремление любого этноса к самосохранению является важнейшим признаком наличия в нем выраженного этнического самосознания.

В качестве примера можно рассмотреть этногенез "древнерусской" народности в Ростово-Суздальской земле в XI-XIV веках. В его рамках основная масса мерян постепенно вошла вместе с славянами (кривичи, словене) в состав этого нового этноса. Это означало постепенное размывание сложившихся ранее племенных этно-границ, которые у славянских переселенцев уже были дополнительно размыты. В ходе этого процесса появились новые региональные идентичности, предшествующие позднесредневековой "русской", используемые летописцами - "новгородцы", "белозерцы", "ростовцы", "суздальцы", "муромцы". "рязанцы" и т. д.

А зафиксированные мерянские миграции в районы проживания близкого им в культурно-языковом отношении финно-угорского населения (в земли Кашинского княжества, Белозерья, княжества Кубенского, Великого княжества Устюжского, Костромского Заволжья и Галич-Мерьского княжества, Пошехонья и Поветлужья-Меровии) можно рассматривать как закономерный результат тенденции наиболее активной части мери к этнокультурной изоляции от экспансии христианства и "древнерусской культуры".

Из всего этого не стоит делать вывод о невозможности сохранения мерянами (как и другими изначальными этносами Д. Руси) своей этничности, религии и языка в рамках региональных и пограничных этнических групп. Этнические сообщества при сохранении этноизолирующих барьеров обладают достаточной устойчивостью и гомогенностью на протяжении столетий.

Весьма показательны в этом плане этнотопонимы XV-XVII вв. зафиксированные в границах Северо-Восточной Руси, образованные непосредственно от этнонима "меря". Это несколько десятков «Мерских» станов (районов) и волостей с специфически-мерянскими названиями "Шачебол", "Иледам", "Ликурга" и др..

Все они обладают общей чертой. Они свободны от собственно мерянских археологических памятников додревнерусского периода, находясь в то же время поблизости от плотно заселенных додревнерусских районов.

Залесец.

#древняярусь #этногенез #великороссы
Финно-угорский субстрат в Татарстане: попытка создания сводной карты

Территория Заказанья в относительно недавнем прошлом являлась зоной интенсивных контактов между финноязычным и тюркоязычным населением. Об этом свидетельствует большое количество лингвистических, археологических, антропологических, фольклорных, архивно-статистических и прочих источников. К сожалению, разрозненность этих источников, их принадлежность к разным научным дисциплинам, а также доступность некоторых материалов только на краеведческом уровне, зачастую исключительно на определённых языках (татарском, марийском, удмуртском) привели к тому, что процессы финно-тюркского взаимодействия в Заказанье до сих пор изучены относительно слабо, в особенности в том, что касается их пространственной картины.

Выполненная на платформе Google Maps сводная карта (ссылка указана в комментарии), представляемая вниманию читателей, является попыткой обобщить имеющиеся на данный момент сведения об историческом ареале проживания финноязычного населения в пределах западной части Предкамья, относящиеся к периоду с XVI в. по настоящее время.

Несколько исходных тезисов, послуживших мотивом для создания карты:

1. В Заказанье в настоящее время существуют небольшие островные ареалы финноязычного (удмуртского и марийского) населения.

2. В предшествующие века, по данным топонимики, лингвистики, археологии, фольклористики и – в сравнительно редких случаях – на основе письменных источников, ареал распространения финноязычного населения в Заказанье был гораздо обширнее. Указанные выше островные ареалы можно рассматривать в качестве своеобразных реликтов, представляющих собой группы, избежавшие ассимиляции или вытеснения со стороны тюркоязычного населения.

3. Финноязычное население послужило субстратом для формирования татарского населения Заказанья. Учитывая, что Заказанье являлось исходным пунктом для миграций казанских татар в Закамье, Приуралье и другие регионы, влияние данного фактора выходит далеко за границы собственно Заказанья.

Исходя из обозначенных тезисов, основная цель создания карты – высветить возможные ареалы распространения финноязычного населения в предшествующие века (с XVI в. по н.в.).

Составленная карта состоит из пяти слоев:

Слой 1. Документально зафиксированное присутствие удмуртов и / или марийцев в XVIII-XXI вв. (населенные пункты, в которых удмуртское / марийское население фиксируется в настоящее время (по переписи населения 2010 г.) либо фиксировалось документально по материалам ревизий XVIII-XIX вв. и последующим переписям населения).

Слой 2. Предания и сообщения об удмуртском / марийском присутствии (населенные пункты, в которых присутствие в прошлом удмуртского и / или марийского населения сохранилось в виде народных преданий, сообщений информантов, сообщений о присутствии в селении т. н. “черемисских кладбищ”, мест отправления религиозных обрядов и т. д.).

Слой 3. Ойконимы удмуртского и марийского происхождения (ойконимы, происхождение которых в научных / краеведческих работах, словарях и т. д., связывается с удмуртским и / или марийским языком).

Слой 4. Сведения об этнической ассимиляции / смене этнического самосознания (сведения о смене этнической принадлежности жителей того или иного населенного пункта, заимствованные из научных, публицистических, краеведческих работ).

Слой 5. Археологические свидетельства финно-угорского присутствия (объекты, археологическое изучение которых дает основания предполагать, что они были оставлены населением, говорившим на удмуртском / марийском или родственных им языках).

Представленные в настоящее время на сводной карте данные – только начало работы в данном направлении. Имеющиеся материалы, хотя и довольно обширны, но далеко не исчерпывают накопленный массив данных по поднятой проблематике. Карта, разумеется, не статична и по возможности будет дополняться и совершенствоваться.

Интерактивная карта, список источников и abstract – по ссылке. Welcome!

Ренат Тимергалеев. FB.

#татары #марийцы #удмурты #этногенез
Forwarded from Толкователь
Верное наблюдение ув. Залесской земли о времени появления самоназвания «русский» - конец XV века.
https://yangx.top/zalesje/2285

До того времени – это набор региональных идентичностей. Сплочению в одну народность, конечно, поспособствовало и православие, но под другим углом – «христианин» переросло в «крестьянин», как занятие для 95% населения того времени. Потому «русский» было принадлежностью немногочисленных горожан.
Окончательное закрепление термина произошло при абсолютизме (появлении регулярной бюрократии и начале официального легендирования, из которого выросла история). Русь в этом процессе, когда народность взяла название иноэтничных господ, не одинока. Например, галлы и романизированные метисы Окситании взяли название своих господ немецкоязычных франков во Франции (ну как взяли, многих на юге Франции заставили силой).
Сложно добавить что-либо к весьма содержательному диалогу уважаемых Залесца и Толкователя по поводу заметки Сергея Эрлиха, отсылающей к Энтони Смиту. Согласны с Толкователем, ставящим во главу угла "регулярную бюрократию" и "официальное легендирование". И если это авторская терминология, то она весьма хороша и достойна использования в научном обороте - естественно, с позволения и с указанием. Также понимаем теперь, отчего ув. Толкователь в одном из своих постов заключил в кавычки слово "летописи". Никоновская от Даниила Рязанца - хорошее тому подтверждение. Летописи вообще по глубокому счету - это бесконечный поиск протографа. И все же, позволим себе перенести в наш любимый XIII в. размышления коллег от начала (у Залесца) и до конца их хронологии (т.е. конца XV в., как датирует появление самоназвания "русский" Толкователь). Как представляется, заметка Эрлиха содержит "ключ" и он - на той единственной берестяной грамоте новгородцев, где Русь - это все, что не Новгород. Не зная точной датировки, судить сложно, но известно, что накануне Батыева нашествия и Рязань, и Владимир с Суздалем тоже не были "русью". А называли так всего-навсего раздираемый, в отличие от Северо-Востока, постоянными княжескими раздорами юго-западный "останец" Руси Киевской.
Англо-саксы и славянская колонизация.

Интересная заметка Андрея Павличенкова про то, что кроме истории, которой учат в школах – масштабной истории империй и завоеваний, в которой все время что-нибудь происходит, существует история локальная, в которой ничегошеньки не случается – и это самое ничегошеньки дает другую, детальную и объемную перспективу нашего прошлого.

Обидно, что в России анализом этой истории почти никто, похоже, не занимается. А как было бы интересно поглядеть на карте на чудь, водь и весь, меря и черемисов, голядь, мещеру и мурому, и может быть даже на вятичей и кривичей, и, возможно, понять, как эти народы превратились в поморов, сицкарей и тудовлян, жгонов, офеню и кержаков, и наших костромских агафонов-рябинников.

"Агафоны-рябинники", "Агафония" и племенная история Руси.

#великороссы #этногенез #англосаксы #славяне
"Ковидобесие" и "икота".

У уважаемого Дмитрия Хабарова в FB прочел интересную мысль: "антропологи многократно описывали ситуации, когда провинившийся член примитивного сообщества приговаривался шаманом/жрецом к смерти в присутствии племени, после чего в течение нескольких дней послушно умирал. Интересно, что на белых людей и представителей других племен заклятие совершенно не действовало: они не разделяли веры в его действенность и не признавали его внутренне. Думаю, немалая часть ковидной смертности связана именно с массовым внушением СМИ и вызванной им общественной паникой".

И тут в голове неожиданно сложилось следующее - вне многогранной темы Ковида мне эта ситуация напомнила этнографию архангельского Пинежья.

В частности знаменитую "икоту" (сглаз, порча передаваемая через еду и питье), которую деревенские бабки-знахарки "подсаживали" своим "суседям" от Архангельска и Вологды до Коми. Помнится исследователь пинежской чуди Сергей Григорьев описывал как с ним и его "чудской активностью" боролись местные недоброжелатели из Нюхчи. Они били стекла и пытались навести на Григорьева "икоту". Но вот проблема, "икота" на москвичей с высшим образованием не действует. Зато еще как действует на людей из местных сообществ. Пинежане "икали" целыми сельсоветами еще в 1960-тых, во времена развитого социализма, лаяли по собачьи, выли, рычали, говорили "загробными" голосами и тд. В общем массово участвовали в самой настоящей бесовщине.

Однофамилец Сергея, известный русский этнограф Александр Григорьев метко описал пост-чудские духовную культуру и психотип местного населения в своей книге "Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899—1901 гг.":

"Здешний народ еще очень легковерен, в особенности женщины. Еще прибегают к лечению наговорами, верят, что можно испортить человека, напустить на него кликушество ("икоту"), правда, женщины здесь довольно часто во время разговора начинают выкрикивать бессвязные фразы или ругань. Есть крестьяне и крестьянки, которые занимаются порчей и лечением. Женщины все страшатся второго пришествия; всякого человека, действия которого непонятны или необычны для них, они способны принимать за антихриста, как принимали за такового и меня, приводя в связь смущение мною народа (т. е. собирание старин) с китайской войной и считая оба эти явления предвестниками второго пришествия".

Прошло сто лет, как сон пролетели Революция, Советы, колхозы, ГУЛАГ, НТР, полёты Гагарина и "Бурана", распался СССР, затонула космическая станция "Мир", а на Пинеге северные русские, наследники средневековой чуди, все так же страшатся "икоты" и непонятных, опасных пришлых людей.
Про это мне рассказывала знакомая из Карпогор (одна из девушек на фото), находящихся от Нюхчи в 110 километрах, как их в детстве, в самом конце 1980ых годов, мамки и бабки учили не подходить к чужим старухам и дедкам, не брать ничего съестного, не пить чужого питья. Чтобы не "икать" потом.

А какие названия деревень между Карпогорами, топонима безусловно русского (в давние времена село называлось Карпова гора, потом название сократилось до Карпогор) и Нюхчей: Кулосега, Шуломень, Шуйга, Пимбера, Лавела, Явзора, Каскомень, Летопала, Веркола, Шотова, Ваймуша, Кеврола, Айнова, Киглохта, Немнюга, Шардонемь, Ёркино, Кушкопала, Хидгора, Чивикса, Шилега, Русковера, Церкова.

Русковера и Церкова, вообще огонь! Названия связанные с христианизацией, причем по историческим временам относительно недавней, состоявшейся на рубеже XVII-XVIII веков (главный центр православия на Пинеге - Артемиево-Веркольский мужской монастырь появился не ранее 1635 года), так что даже в чудских названиях это отразилось.

"Русковера" живо напомнило выражение куженерских и сернурских марийцев называющих православие "рушвера" (русская вера), по-видимому, полная калька с пинежского или наоборот.

Ну и напоследок обратите внимание на антропологию пинежанок, очевидно, те самые новгородские словене на Пинеге, Вашке, Мезени (с их "замещающей колонизацией") абсолютная романовская историографическая мифология.

Традиционалист.

#пинега #русскийсевер #чудь
С Днём бородача, бородатые!

В 1772 году, 249 лет назад 6 апреля Екатерина Великая отменила пошлину на бороду введённую в 1705 году Петром. 16 января 1705 года Петр Первый издал указ, «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят».

#антихрист #борода #XVIIIвек
Поздравляем канал "Москвитянин" с пересечением рубежа в 1000 подписчиков.

Как справедливо заметил коллега Ебулдинский спец @EbuldinSkySpez: "Москвитянин - это тот неравнодушный, кто пытается спасти Москву, все о ней зная". Заходите - не пожалеете!

https://yangx.top/Moskvityanin - Два Рима падоша, а третий стоитъ, а четвертому не быти!
Да, уважаемый коллега Залесец, у Москвитянина и пересечение рубежа прирастает не только подписчиками, но и новыми знаниями. Смотрим на их опрос и видим, что достаточное количество проголосовавших считало, что население Москвы превысило 1000 человек уже на рубеже XII и XIII веков, а не позднее. Вот и мы так думали и теперь в некотором недоумении еще больше гордимся Москвой. Потому что получается, что в январе 1238 года княжич Владимир Юрьевич и его военный наставник Филипп Нянка обороняли совсем крохотный деревянно-земляной детинец (много меньше нынешнего Кремля) целых пять(!) дней с горсткой защитников. Совершенно точно известно, что професссиональных бойцов-дружинников среди них было меньшинство. А теперь получается, что и счет городского ополчения шел на несколько сотен...
И снова про монеты.

К вопросу об образцах и о надписях на монетах. "A further argument in favour of such a limitation upon the source material used is the idiosyncracy of the types on Russian coins of the XIVth - XVth centuries, manifesting itself in the absence among them of any conciderable series of direct borrowings from foreign models"
(Chernetsov A. V. Types on Russian Coins of the XIV and XV Centuries. An iconographic study” // BAR International Series 167. Oxford, 1983. P. 4)

Алексей Владимирович Чернецов вот как-то написал, что западноевропейских влияний на изображения на древнерусских монетах XIV-XV в. не обнаруживается, а источником для них в то время служили образы русского фольклора, о которых, как полагал А.В., можно судить по трудам отечественных фольклористов (!!!:)) ) и по их первоисточникам - всяческим позднебарочным эмблематическим словарям с символическими толкованиями сюжетов XVII-XVIII в.

Вот, пожалуйста, медное пуло сына Владимира Андреевича Серпуховского Ярослава Владимировича, княжившего в Малом Ярославце и Боровске. 1410-1426.

От Ярославца до границы Литвы тогда было три дня конного пути, кстати. Медынь - а дальше уже и Угра. Если спешить, то два.

Но в рассматриваемом случае, скорее, источник (пришел) через Новгород и Ливонию.

Дракончик такой хорошо известен и по переславским серебряным денгам великого князя Василия Дмитриевича.
Если ж говорить про Schrift auf Münzen - не в смысле прямого образца, а лишь о параллелях - то просится что-то примерно такое, как на нижнем изображении.

Аким Трефилов.

#денга #XVвек #древняярусь