Forwarded from Меряфутурист
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Зверь на этой ранней денге Юрия Дмитриевича Звенигородского и Галичского — отца Дмитрия Шемяки и Василия Косого, столь внушителен и крылат, что хорошо бы смотрелся и в интерьере холла какого-нибудь небоскреба с серьезным банком или корпорацией эпохи ар-деко.
Ну и сам Юрий Дмитриевич умел воевать, умел вести людей за собой и добиваться своего. Написал отец Юрия великий князь Дмитрий Иванович Донской в своем завещании, что после смерти его старшего сына Василия I на великокняжеский стол во Владимире должен сесть второй сын, Юрий — так и должно быть, и Юрий это обеспечил вопреки всем препятствиям. Да, ему пришлось целых восемь лет бороться с племянником Василием II Тёмным, опиравшимся на Витовта и Литву, на ордынского хана и на пролитовскую московскую знать — ну что ж, все равно все стало так, как решено в завещании Дмитрия.
Аким Трефилов.
#звенигород #галичмерьский #XVвек
Ну и сам Юрий Дмитриевич умел воевать, умел вести людей за собой и добиваться своего. Написал отец Юрия великий князь Дмитрий Иванович Донской в своем завещании, что после смерти его старшего сына Василия I на великокняжеский стол во Владимире должен сесть второй сын, Юрий — так и должно быть, и Юрий это обеспечил вопреки всем препятствиям. Да, ему пришлось целых восемь лет бороться с племянником Василием II Тёмным, опиравшимся на Витовта и Литву, на ордынского хана и на пролитовскую московскую знать — ну что ж, все равно все стало так, как решено в завещании Дмитрия.
Аким Трефилов.
#звенигород #галичмерьский #XVвек
Собор Успения на Городке в Звенигороде.
Продолжая тему Юрия Дмитриевича Звенигородского и Галичского: с построенного им собора Успения на Городке наконец-то сняли леса после многолетней реставрации.
Вышло хорошо, это стоило сделать, как кажется. Хотя я его помню и таким, каким он был этак в 1970-е, и вместе с еще прежним ландшафтом долины Москвы-реки, с лугами и душистым хмелем на ивах над ровным и мощным речным течением, а не с коттеджами и автотрассой, и хорошо, что в моей голове сидит теперь этакое антихронологическое стерео.
Аким Трефилов.
Историческая справка.
Успенский собор — 1 из 4 сохранившихся московских храмов конца XIV — начала XV века: собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря, Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и собора Нерукотворного образа Спасителя Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Строителями были московские мастера, незадолго до этого построившие в Москве церковь Рождества Богородицы на Сенях.
Фото: galik_123.
#звенигород #древнерусскоезодчество #XIVвек
Продолжая тему Юрия Дмитриевича Звенигородского и Галичского: с построенного им собора Успения на Городке наконец-то сняли леса после многолетней реставрации.
Вышло хорошо, это стоило сделать, как кажется. Хотя я его помню и таким, каким он был этак в 1970-е, и вместе с еще прежним ландшафтом долины Москвы-реки, с лугами и душистым хмелем на ивах над ровным и мощным речным течением, а не с коттеджами и автотрассой, и хорошо, что в моей голове сидит теперь этакое антихронологическое стерео.
Аким Трефилов.
Историческая справка.
Успенский собор — 1 из 4 сохранившихся московских храмов конца XIV — начала XV века: собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря, Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и собора Нерукотворного образа Спасителя Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Строителями были московские мастера, незадолго до этого построившие в Москве церковь Рождества Богородицы на Сенях.
Фото: galik_123.
#звенигород #древнерусскоезодчество #XIVвек
Forwarded from Музей археологии Москвы
60 лет назад на берегу Пахры археологи изучали Щербинское городище — известный памятник раннего железного века. Раскопками руководил Александр Федорович Дубынин. Среди типичных для городища предметов встретился клад — целый комплекс уникальных украшений! Предположительно, ценности спрятала хозяйка в момент опасности.
Датируется находка концом I — началом II вв. Что же было в составе? Детали головного убора, стеклянные бусы, массивные ручные спиральные браслеты, бронзовые пронизки… и небольшой по размеру грузик дьякова типа! Он тоже использовался как украшение? Был обязательным аксессуаром? Ответа нет, но то, что грузик был важен владельцу клада — очевидно.
Показываем сам грузик (из фондов музея), предметы из клада и процесс их обнаружения. На последней картинке — реконструкция головного убора (автор: М. А. Сабурова).
Лично приобщиться к дьяковской археологической культуре можно на выставке «Археологические памятники».
Датируется находка концом I — началом II вв. Что же было в составе? Детали головного убора, стеклянные бусы, массивные ручные спиральные браслеты, бронзовые пронизки… и небольшой по размеру грузик дьякова типа! Он тоже использовался как украшение? Был обязательным аксессуаром? Ответа нет, но то, что грузик был важен владельцу клада — очевидно.
Показываем сам грузик (из фондов музея), предметы из клада и процесс их обнаружения. На последней картинке — реконструкция головного убора (автор: М. А. Сабурова).
Лично приобщиться к дьяковской археологической культуре можно на выставке «Археологические памятники».
Forwarded from Меряфутурист
Лапник/ветки ели/пихты/можжевельника как обереги от духов/душ умерших.
В Мерянском чате вчера затронули тему веток хвойных деревьев выступающих в качестве оберегов от духов/душ мёртвых.
У поволжских постмерян в ходе похоронной процессии кидают еловый лапник, у коми-пермяков для этих же целей используют ветви пихты, в Видземе латыши постливы в ходе похоронной процессии также кидают еловый лапник. Лапником часто устилали дно могильной ямы. В похоронном обряде ветви хвойных деревьев указывают дорогу душе покойного и выступают в роли защитного оберега для живых.
Лапник можжевельника используется в марийской домашней защитной магии. В илемах его часто можно видеть воткнутыми в калитки и ворота дворов. Например как на фото из Чодраяла сделанном мной в 2014 году. Семантика такая же как в случае с еловым лапником на дороге при похоронной процессии. Веточки призваны закрыть духам вход в мир живых (в перт) из иного мира.
Возвращаясь к семантике ели в нашей северной мифологии. О том, что хвойные деревья, связаны с миром умерших, т.е. с иным миром, говорят финно-угорский фольклор и традиции. В похоронных плачах северных финнов зачастую можно услышать сравнения, связанные с елью, еловым бором и пр. Унелма Конкка — известный карельский фольклорист, замечала, что в карельских похоронных причитаниях часто упоминаются еловые леса, в которые относят умершего. Карельский этнолог Алексей Конкка исследуя могилы на кладбищах Северо-восточной Карелии зафиксировал 17 случаев захоронения под старыми соснами и елями в которых похороненные были направлены головой или ногами прямо на ствол деревьев, из них в 5 случаях это были детские могилы. Но чаще всего хвойные деревья находились внутри ограды в непосредственной близости от могилы. Хвойные деревья столь же часто можно видеть и на наших верхневолжских кладбищах, особенно сельских.
Остановлюсь на этом подробно в своих следующих постах.
#ель #духи #можжевельник #хвойныедеревья #мифология #финноугры
В Мерянском чате вчера затронули тему веток хвойных деревьев выступающих в качестве оберегов от духов/душ мёртвых.
У поволжских постмерян в ходе похоронной процессии кидают еловый лапник, у коми-пермяков для этих же целей используют ветви пихты, в Видземе латыши постливы в ходе похоронной процессии также кидают еловый лапник. Лапником часто устилали дно могильной ямы. В похоронном обряде ветви хвойных деревьев указывают дорогу душе покойного и выступают в роли защитного оберега для живых.
Лапник можжевельника используется в марийской домашней защитной магии. В илемах его часто можно видеть воткнутыми в калитки и ворота дворов. Например как на фото из Чодраяла сделанном мной в 2014 году. Семантика такая же как в случае с еловым лапником на дороге при похоронной процессии. Веточки призваны закрыть духам вход в мир живых (в перт) из иного мира.
Возвращаясь к семантике ели в нашей северной мифологии. О том, что хвойные деревья, связаны с миром умерших, т.е. с иным миром, говорят финно-угорский фольклор и традиции. В похоронных плачах северных финнов зачастую можно услышать сравнения, связанные с елью, еловым бором и пр. Унелма Конкка — известный карельский фольклорист, замечала, что в карельских похоронных причитаниях часто упоминаются еловые леса, в которые относят умершего. Карельский этнолог Алексей Конкка исследуя могилы на кладбищах Северо-восточной Карелии зафиксировал 17 случаев захоронения под старыми соснами и елями в которых похороненные были направлены головой или ногами прямо на ствол деревьев, из них в 5 случаях это были детские могилы. Но чаще всего хвойные деревья находились внутри ограды в непосредственной близости от могилы. Хвойные деревья столь же часто можно видеть и на наших верхневолжских кладбищах, особенно сельских.
Остановлюсь на этом подробно в своих следующих постах.
#ель #духи #можжевельник #хвойныедеревья #мифология #финноугры
Forwarded from Ярославский Новостной
В обмелевшем Рыбинском водохранилище нашли клад со старинными монетами.