РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
7.44K subscribers
2.33K photos
29 videos
1 file
1.43K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Меря и славяне Волго-Клязьменского междуречья в эпоху христианизации. Часть 1. 

В средневековой Руси взаимоотношения финноязычных и славяноязычных племен являлись одной из главных составляющих исторического процесса формирования древнерусской народности и раннефеодальной социально-политической системы. Данные антропологических и генетических исследований показывают значительную роль финно-угорского субстрата в русском генофонде. Но многие реальные стороны взаимодействия славянских и финно-угорских популяций на разных хронологических срезах с учетом региональной и микрорегиональной специфики до сих пор остаются недостаточно изученными. Кроме того, преувеличенное значение придавалось «мирному» интеграционному характеру взаимоотношений разноэтничного населения. Для достижения полноценной интеграции требуется взаимное приспособление, включающее в себя принятие права всех этнических групп жить как культурно различные народы.

Многочисленные факты указывают на то, что при расселении славяноязычных сообществ на огромных пространствах Восточной Европы интеграция не являлась основной формой межэтнического взаимодействия с автохтонами этих территорий.

Важное значение приобретает анализ религиозных аспектов древнерусской этносоциальной истории. Как известно, этнические явления и свойства в течение длительного взаимодействия впитываются культом, становятся его составными элементами, «конфессионализируются».

Поговорим об этом подробнее 👇https://teletype.in/@merjamaa/merja-slavjane

#древняярусь #славяне #меря #этнология #история #ростовскаяземля
Меря и славяне Волго-Клязьменского междуречья в эпоху христианизации. Часть 2.

Очевидно, сложность меряно-славянских отношений была основной причиной неудачного начала христианизации Ростова. Ни славянское, ни мерянское население не было готово отказаться от «веры предков» и тем самым от своего «славянства» или «мерянства». Потеря связи со своей «исконной» религией означала выпадение из их изначального этносоциума. Предположительно, еще в период великого княжения князя Владимира Святого (но, может быть, и несколько позднее) сюда последовательно были направлены два епископа – Феодор, а затем – Иларион. Подробности их миссионерского служения в Ростове неизвестны. Они оба уехали из города, не выдержав сопротивления язычников (Карпов, 1998. С. 22–27). По сообщению жития следующего епископа Леонтия, «преже бывшии ту епископи Феодор и Ларион и збегоше, не терпяще неверьствия и многодосажения людии» (Семенченко, 1989. С. 250).

Быстрое поступательное развитие Ростова, усилившееся в эпоху Ярослава Мудрого, прямо соотносится с постепенным запустением Сарского городища, которое ко времени XI в. утратило функции племенного центра мери (Леонтьев, 1996. С. 281–282).

Его жители могли переселиться в Ростов, в прибрежный «мерянский» участок или в Чудской конец. А мерянская племенная знать, очевидно, влилась в формирующийся класс древнерусской феодальной аристократии, полиэтничный характер которой убедительно реконструирован на основании различных видов источников (см.: Свердлов, 2003. С. 173–178; Михайлов, 2005; Петрухин, 2011. С. 112–118).

При возникновении новых этносов реальным группоинтегрирующим фактором обычно становится не этническая, а сословная идентичность (Шипилов, 2005). Как показывают современные исследования, значительную роль в формировании и изменении этничности играют элита, лидеры, транслирующие свои идеи остальной группе (Егоров, Киселев, Чистяков, 2007. С. 10–11). Гипотетически возможное включение племенной знати мери в состав древнерусского правящего слоя могло ускорить процесс разрушения мерянской этносоциальной общности и ей вхождению в формирующуюся «древнерусскую народность».

Поговорим об этом подробнее 👇https://teletype.in/@merjamaa/merja-slavjane-2

#древняярусь #славяне #меря #этнология #история #ростовскаяземля
Древняя Русь и русско-финский этнокультурный синтез.

Наиболее трудна для анализа финно-угорская составляющая русской культуры. Этому имеется несколько причин. Во-первых, начало контактов славян с представителями финно-угорских племен уходят корнями в столь глубокую древность, и степень интеграции этих двух исторических общностей в процессах формирования великорусского этноса столь велика, что часто почти не возможно сепарировать славянские и финские элементы.

Уже Н.М. Карамзин писал о том, что многие финно-язычные племена в древности населявшие территорию России и известные нам по летописным свидетельствам (весь, чудь, меря, мурома) с течением времени растворились в русской массе – «смешались с Россиянами».

Точка зрения о мирном постепенном смешении славянского и финского компонента в этногенезе великорусского народа стала господствующей в дореволюционной историографии.

Большинство ученых сходились во мнении, что славянская миграция имела характер медленной инфильтрации на финские территории, при которой практически не было военных столкновений ввиду наличия большого количества свободных земель, где пришлые селились, не мешая коренным жителям.

Поговорим об этом подробнее 👇https://teletype.in/@merjamaa/finno-ugry-rus

#древняярусь #славяне #финноугры #этнология #история
Forwarded from Portal «Severnoe svojačestvo»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Старички из Гороховца.

Берет за душу и задевает за живое... В глухенькой деревне под Гороховцом, на старом кладбище, заброшенная могилка с покосившейся оградой а на оградке вот это изображение.

#гороховец #владимирскаяобласть #хтонь
Forwarded from Меряфутурист
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
История-знание (идеология) и история-память.

Жизненный мир обеспечивается непрерывностью транслируемого коллективного опыта, его обесценивание рвет социальную ткань, предоставляя доминирующему дискурсу право на идеологическую «штопку». Я позволила себе парафраз из гетевского высказывания: «нет никакого прошлого, по которому следовало бы томиться, есть только вечно-настоящее, образующееся из расширенных элементов прошлого, и подлинное томление должно быть всегда продуктивным, чтобы созидать нечто новое и лучшее» (Geothe. Unterhaltungen mit dem Kanzler Friedrich von Muller. Shtudgart, 1870. S.38. Цит. по: Ницше Ф. Сочинения в 2х тт. М.: Мысль, 1990. С.783).

В отличие от прошлого, «расширяющегося в настоящее», «культурное наследие» является по необходимости «вечно-вчерашним».
Отчуждение от коллективного опыта, случившееся на территории бывшей Российской империи после Революции 1917 года, освободило место для «монументальной истории» как истории-знании (т.е. – идеологии), в ущерб истории-памяти.

Представим себе: одна из рачительных царевен, обитательниц золотого, серебряного или медного царств, свернула свое царство в яйцо и пришла с ним в человеческий мир. О том, что этот артефакт когда-то был царством, знала только одна она. И когда ее не стало, артефакт занял свое место в государственном музее объектов культурного наследия, исправно служа научным спекуляциям на тему прошлого.

Светлана Адоньева. 2020 г.

#великороссы #история #род #XXвек
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Решение гендерного вопроса в России начала ХХ-го века.

На штампе: Солигаличская библиотека для учителей и учительниц.

#солигалич #XXвек #костромскаягуберния
Forwarded from Меряфутурист
Поприсыпало лум-снежком Святую мерянскую оты-рощу под Судаем.

Уважаемый Виталий Филатов с берегов Шимпола прислал сакральную предзимнюю итерацию.

Наша атмосфера.

У мерян, как и у марийцев с чудинами существовал культ священных рощ. До нас дошли обрывки этого древесного почитания в этнографии и три реальных природных объекта, один из которых под Судаем (Чухломской район), второй в Ярославской области (Любимский район) и третий в Вологодской области (Грязовецкий район).

Реальные места где молились Юма и Ёлсу наши мерянские предки.

#меря #судай #костромскаяобласть #роща
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Ростовская земля в эпоху викингов.

Экономическим центром Ростовской земли-Мерянии в VII-XI вв. был летописный Ростов - Сарское городище, главный мерянский племенной центр где сидел князь-князей. Согласно карте из экспозиции Ростовского музея заповедника Ростов активно торговал с Булгаром и Хазарией, народами Фенно-Балто-Скандии и славянами Поднепровья. На карте, к сожалению, отсутствует Смоленск - один из важнейших городских центров и торговых хабов этого времени. Родоначальник нашей земли - Ростов сохранял ведущее экономическое положение и в позднем средневековье. Помнится уважаемый Павел Пряников у себя в канале публиковал интересное описание величины ежегодных налогов с городов во время правления Ивана Грозного, сделанное английским дипломатом Джеромом Горсеем. Из этих сумм можно хорошо увидеть уровень экономического развития городов Московии в то время:

«Город Псков платит каждый год тяглом и податью 18.000 рублей, Новгород 35.000, Торжок и Тверь по 8000, Рязань 30.000, Муром 12.000, Холмогоры и Двина по 8000, Вологда 12.000, Казань 18.000, Устюг 30.000, Ростов 50.000, Москва 40.000».

Ростов Великий – главный экономический центр XVI века.

Интересно сравнить с днем сегодняшним. Ростов Великий превратился в грязный, медленно опускающийся в болото провинциальный городишко, жители которого по возможности бегут кто в Ярославль, кто в Москву.

#ростоввеликий #роствоскаяземля #экономика #древняярусь #история
Статус исторических поселений регионального значения получат некоторые населенные пункты нашего региона. Сейчас в списке уже 13 заявок от разных районов. В предварительный перечень вошли Поречье-Рыбное, поселок Борисоглебский, села Кукобой, Веретея, Закобякино и другие.

Что это дает? Новые возможности для развития. Исторические поселения регионального значения смогут принять участие во Всероссийском конкурсе Министерства строительства РФ и получить федеральную поддержку на реализацию проектов по благоустройству. Мы активно участвуем в этой программе, ежегодно берем призовые места. Всего Ярославская область побеждала в конкурсе 20 раз. Упор мы делали на малые города, привлекая средства в Мышкин, Углич, Ростов, Пошехонье, Тутаев, Данилов и другие.

Но нам важно, чтобы благоустройство затрагивало не только города. В области много интересных, красивых исторических мест, которые также необходимо привести в порядок. Категория «Исторические поселения» открывает для этого дополнительные возможности.

Благодарю глав за подготовку заявок. Руководители понимают, что это еще один инструмент для развития. Поручил проанализировать, насколько обеспечены наши поселения объектами инфраструктуры. Постараемся предусмотреть областные средства для создания комфортных точек притяжения для жителей и гостей нашего региона.
Forwarded from WeHistory
Свенельд (X век) – варяг, влиятельный древнерусский воевода, вероятный советник Святослава Игоревича и соправитель малолетнего Ярополка Святославича.

Происхождение смутно: по имени можно предположить, что он скандинав. Бытуют сомнения: все ли упоминания о Свенельде в источниках Х века – упоминания об одном лице,  или это разные люди. Так или иначе, все сюжеты в ПВЛ, связанные с именем Свенельда, приводят к смерти князей, которым он служил.

При Игоре Киевском, сыне легендарного Рюрика, Свенельд кормится с земель древлян и уличей, у него имелась своя дружина. На этой почве возникает конфликт – дружина Киевского князя недовольна богатством Свенельда и подстрекает совершить поход на древлян и уличей. Отношение Свенельда к этой коллизии летопись не раскрывает, но в полюдье он не участвует, а Игорь Киевский гибнет от рук древлян мучительной смертью.

Свенельд сопровождает княгиню Ольгу в карательном походе против древлян и становится воспитателем малолетнего князя Святослава. Позже участвует в войнах князя против Византии и Болгарского царства. Положение Свенельда при Святославе очень высоко – его имя упоминается в мирном договоре 971 года с Византией. А потом снова начинаются загадочные события: возвращаясь с неудачной войны, войско русов зимует на днепровском острове. Свенельд оставляет Святослава и уходит со своей дружиной через степи. Святослав весной 972 года со своей дружиной попадает в засаду печенегов, погибает в бою, а хан Куря делает из его черепа кубок. Свенельд снова жив и ни при чём, но при новом Киевском князе Ярополке.

Пик карьеры Свенельда приходится на годы правления Ярополка Святославовича Киевского (972–980), и в этот период он тоже умудряется отметиться: в 977 году Свенельд провоцирует первую междоусобную войну на Руси. Ярополк нападает на своего брата Олега, который княжил у древлян, и во время штурма Овруча Олег случайно гибнет. До Ярополка начинают доходить смутные сомнения о роли Свенельда в текущих и прошлых событиях. Он изгоняет воеводу, но было уже поздно – в 980 году Ярополк гибнет от рук дружинников своего брата Владимира.

Как окончилась жизнь Свенельда нам неизвестно. Кем он был на самом деле – любителем интриги ради интриги, властолюбивым авантюристом или попросту приносил неудачи тем, кому служил? – Это уже вопросы, на которые каждый найдёт свой ответ.
Forwarded from Меряфутурист
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Цирк, пельменная и синагога (Ekaterina Solovieva)
Всего две фотографии и очередная грустная история. Гуляли с псом по деревне. Деревня стремительно теряет облик. На глазах. Родина умелых отходников, которые украшали свои дома резьбой и соревновались, у кого красивее наличники.
Сфотографировала дом, в который вставили одно большое пластиковое окно вместо двух исторических. И остальные рамы заменяют на пластик.
Сразу нарушились симметрия и гармония. Обошла дом, увидела одно пока нетронутое окно с наличником, характерным для наших мест, с полусолнцами.
Вышел хозяин, молодой, деловитый.
- Что фотографируете?
- Наличник.
- Да, последний остался. Скоро сниму.
- А вернете наличники обратно?
- Уже сжег их. Я дом обшивать буду.

P.S. Обещал не сжигать последний, нам отдаст.
P.P.S. Интересно, резьбу тоже сожжет?