РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
7.26K subscribers
2.03K photos
26 videos
2 files
1.09K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Рассказы про русский Север.

Знакомый активист возрождения чуди рассказывает смешные истории про свои путешествия по русскому Северу.

История первая. Долго ездили на буханке по берегу Белого моря, заехали в глухую деревушку, товарищу преспичило купить на ужин корюшки. Подкатили к самой большой избе, вылез из окна мужик. Мы ему - "хозяин, хотим корюшки у тя купить" (а у него прямо на веревках они висели около дома). Он такой: "не вопрос, тысча рублей!" Ну хер с ним, дали ему косарь, он взял и назад в окне исчез. Минут через 15 окно открывается, вылетают две удочки и фраза: "нехуй чужим трудом кормиться", и окно захлопывается.

История вторая. Захотел я в Колежме купить наваги. Только зашел в избу, а мне хозяин прям с порога: "не заходи, у меня божий дом, а ты иди лесу своему молись, тебе тут делать нечего". При том, что я вообще нейтрально был одет.

История третья. Под Холмогорами остановились у бабки дорогу спросить, как добраться до трассы М8 на Москву. Она такая: "вам туда-то и туда-то, только я вас попрошу мне воды в бочку натаскайте, а то я слабая совсем." Натаскали, говорит: посмотрела я на вас и вы мне понравились, более короткую дорогу подскажу". Показывает: "езжайте туда-то, там поверните и через лес по дороге." Ну мы сели, поехали, часов 5 едем, а трассы все нет, в итоге к какому-то монастырю выехали и пиздец. Тупик. Пришлось назад опять до Холмогор пилить.

#юмор #русскийсевер #чудь
Али-Кули Джаббадар. Портрет московского посла в Персии — князя Андрея Приклонского, 1673 г.

Какая тонкая и изящная пальцовка у князя Андрея, заметили?

#персия #московия #XVIIвек
А у вас есть Отечество?

Вчера, 10 сентября, был День памяти Альберта Разина. В это день, 2 года назад, удмуртский ученый, общественный деятель и религиозный традиционалист совершил самосожжение в знак протеста против политики языковой ассимиляции удмуртов.

10 сентября 2019 года с 8 часов 30 минут в Ижевске Альберт Разин стоял в одиночном пикете перед зданием Государственного Совета Удмуртской Республики, протестуя против исчезновения удмуртского языка. Разин держал в руках два плаката на русском языке. Один из плакатов был с цитатой дагестанского поэта Расула Гамзатова: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть!». На втором было написано: «Есть ли у меня Отечество?».

На днях в телеге мелькнуло сравнение Альберта Разина с французским «новым правым» Домиником Веннером, застрелившимся в 2013 году в знак протеста против закона о гей-браках прямо у алтаря собора Парижской Богоматери.

Потомок архенгельской чуди Холмогоров тогда писал в газете Взгляд: «... оставленная Веннером записка помещает его поступок в более широкий контекст: это был протест не столько против конкретного закона, сколько против культурной, цивилизационной, религиозной, нравственной самоликвидации Европы.»

Разумеется не корректно сравнивать Разина и Веннера, слишком разные люди из разных миров, да и вряд ли бы Холмогоров написал подобный панегирик Альберту Разину, но однозначно, оба их поступка продиктованы болью, отчаянием и страхом за их исторические Отечества, удмуртское и французское.

Подумайте о своем Отечестве, друзья. Пока не поздно.

Арт: "Двое из Ада" (С)

#альбертразин #удмуртия
Увидел свежие сканы деревенских фото в FB Кати Соловьевой которые она совершенно случайно нашла в заброшенном доме в Совеге. Одна из них, с улыбающимся мужиком так зацепила, что решил нарисовать графику. Получился вот такой веселый мерянский Ёлс (Хозяин Жизни, имя которого в именовании лешего сохранила для нас костромская этнография).

Вот что пишет Катя про это место: "Совега - некогда живой, очень живой куст деревень в самом дальнем северо-западном углу области. Отсюда видны огни газопровода в Вологодской, попасть в которую можно только по охотничьим болотистым тропам, а на машине - в объезд через Солигалич, и то по зимнику. На пустых холмах еще до начала шестидесятых стояло несколько десятков мельниц, сюда летали вертолеты, работали колхозные школа, интернат, детсады, столовые.

Сейчас этот анклав-изолят из 13 деревень - чистый Сайлент Хилл. Ветер хлопает пустыми ставнями заброшенных домов. По заросшей дороге летает газетный обрывок из 74-го года. Заброшены целые деревни. Какие полностью, а где горит одно окошко - будь то занявший пустой дом охотник или зажившаяся на этом свете баба Катя, разговаривающая с котом и телевизором."

Эти пленки Катя нашла в Лихотинке - полностью заброшенной деревне.

"Продралась сквозь крапиву, зашла в зияющую пустыми глазницами по-вологодски большую избу. Понятно, что отсюда давно вынесено все, представляющее ценность: мебель, посуда, даже содраны деревянные вешалки. На повети увидела бачок для проявки без крышки. Подумала еще, - да ладно, не может быть. Обыскала поветь - пусто, только сено и ращеные вилы-трезубец.

Пленки дожидались меня на чердаке. Размотанные, грязные, в паутине и дерьме. Посмотрела на свет - да, оно. Лошади, пионеры, застолья, ватники, треухи. Жизнь!"

Жизнь продолжается в нашей памяти и мыслях.

Мерянин.

#арт #1960ые #совега #костромскаяобласть
Стать серьёзным по-эстонски.

FB френд прислал прекрасное из одного чатика. Тема смерти, ухода из жизни для нас всегда особенная, табуированная, наверное, не надо объяснять почему. Лингвистическим следствием из этого факта является огромное количество фразеологизмов-эвфемизмов, которые созданы, чтобы говорить о смерти человека не напрямую, а полунамеками. В русском языке таких выражений очень много: "дать дуба", "отбросить коньки", "Кондратий хватил", "почить в Бозе", "склеить ласты" и т.д... В эстонском языке существует 281 устойчивое выражение которое обозначает уход в иной мир. Есть в этом списке и знакомые нам выражения, типа "отдать концы" или "уйти в мир иной", но есть и специфические, чисто эстонские. Более других зацепляют следующие:

"Tõsiseks jääma" - стать серьезным,
"Mulda sööma" - есть землю,
"Kuus lauda saama" - получить шесть досок,
"Omadega õhtul olema" - быть вечером вместе со своими,
"Viskas lusika nurka" - выбросил ложку в угол,
"Sussid püsti" - тапочками вверх,
"Suu mulda täis" - земля во рту,
"Veri on mullas" - кровь в земле,
"Lilled kasvavad läbi hammaste" - цветы растут сквозь зубы.

Последнее, пожалуй, самое поэтичное. В целом, конечно, такая вполне себе северная русская этнография, с жизненной логикой просматривающейся в каждом выражении, аллюзии вполне понятны, но все равно забавны. В привычных русских конструкциях уже не замечаешь этого, а здесь в новинку, правда без контекста выглядит довольно безумно.

Залесец.

#смерть #мифология #финноугры
Брутальные конокрады. Или «След далеких предков».

В Певческом корпусе Рязанского кремля открыта выставка «След далеких предков», она рассказывает о самобытной культуре финно-угорских народов Рязанщины. В экспозиции - традиционные костюмы, головные уборы и украшения IV-XIX веков н.э. В каждом представленном предмете - своя уникальная история.

Брутальные конокрады - так называет рязано-окцев и мещеряков исследователь Александр Трифонов. Это народ воинов и кочевников, который вел полуоседлый образ жизни, имел своих туземных князей. А еще почитал своих женщин. Представительницы прекрасной половины любили наряжаться, при том в каждый аксессуар вкладывали особый смысл. Это бронзовые накосники четвертого века - их носили замужние девушки, потому что волосы у них должны были быть собраны.

И точно такие же украшения, только намного позже и в текстильном исполнении носили эрзянские и мещёрские девушки в XIX веке.

https://www.youtube.com/watch?v=Xy6OpydWk4k

#рязань #рязаноокцы #мещёра #эрзя
Русь и татарское иго.

В июле 1445 года в.к. Василий Тёмный бездарно проиграл битву с казанскими татарами под Суздалем и попал в плен. За формальное освобождение (октябрь 1445) он отдал казанцам Мещёру и ряд мест в Суздальской и Костромской землях. В Городце Мещерском образовалось Касимовское ханство, а в ряде мест Верхневолжья - обширные татарские "юрты", выполнявшие роль баз для отрядов с полицейскими функциями. По-видимому именно тогда на землях Верхневолжья образовалось множество анклавов с тюркской топонимикой.

Такого предательства и унижения не было ни при Батые, ни после. Василий Тёмный привёл с собой непосредственно в Москву большое татарское войско и поселил его за рекой в Замоскворечье, напротив Кремля. Оно стало главным орудием его власти. К Тёмному перешли на службу так же многие южно- и западно-русские князья со своими родичами, наёмниками и холопами, - т.н. "литовские люди". Верхневолжье заполонили отряды "литовцев" и татар - сборщиков великокняжеской дани. Разорение ждало каждого.

В течение двухсот лет до этого татарам не было доступа к нашим закромам. Батыево нашествие уже давно забылось, и смотрелось на фоне кошмара середины XV в. не столь уж выдающимся полумифическим эпизодом.

Между русскими княжествами и татарскими ханствами почти двести лет поддерживались непростые, но в целом взаимовыгодные отношения. "Двести лет вместе". И вот, трусость и злоба одного из даниловичей поставила этносы В.К. Московского на грань разорения и истребления.

Массы населения хлынули с обжитых земель в заволжские леса. Именно к этому времени относятся северные былины о "Литовской Орде". И так же - о "Двуудалых братьях Борисовичах", городецких князьях, не смирившихся с позорищем. В одном из эпизодов былины описан момент освобождения ими "Юрья Поволского" (Юрьевца) от власти московского наместника в 1446 году.

Антитатарское и антимосковское движение поднялось по всему Верхневолжью. В феврале 1446 года Василий Тёмный был свергнут князем Дмитрием Шемякой, уже занимавшем московский престол в период его пленения. Князья-"конфедераты", обосновывая свои действия, предъявили Тёмному обвинение в измене: "Для чего любишь татар и даёшь им русские города на кормление? Для чего серебром и золотом христианским осыпаешь неверных? Для чего изнуряешь народ податями? Для чего ослепил брата нашего, Василия Косого?"...

Дальнейшая история известна. Татары с литвой были прогнаны.

Но возник заговор, Василий Тёмный бежал из монастыря, литва с татарами окружили Москву, и в начале 1447 года Дмитрий Шемяка вынужден был бежать в Галич-Мерьский. Затем разгорелись "Шемякины" войны, когда литва с татарами вновь разоряли наши земли и истребляли целые этносы (галивонских мерян, кокшаров и других). С приходом Ивана "Великого" ситуация не изменилась. Татары с литвой окончательно закрепились в Москве, стали кровью и плотью московской власти. И всё так же порабощали и притесняли население Верхневолжья (эпизоды Трёхлетней войны 1467-69 гг.). И Великий Новгород был завоеван в основном их же силами в 1471, 1478 гг..

По вине Ивана В.К. Московское в 1490-х годах было втянуто в казанские междоусобицы, в которых Москва поддерживала "касимовскую партию". Но где тут "русские" интересы?! И что там нам поют о "Стоянии на Угре" (1480 г.)? Один татарский клан хотел отжать у другого поле для кормления. Но обломилось, бывает!..

На самом деле, большой вопрос, когда же на самом деле закончилось на Руси татарское "иго", а точнее - засилие служилых татар в силовых структурах... Представляется - что с падением клана Годуновых, имеющих происхождение от мурзы Чета. Иван Грозный по матери был из рода Глинских, также ведущих начало от тёмника Мамая. Служилые татары при подобных царях чувствовали себя в Московском государстве совершенно вольготно не смотря на то, что на протяжении XVI века их роль в силовом аппарате постепенно падала.

Ну и, в конце концов, в ходе Смуты XVII века их потеснила литовско-романовская партия. И мы плавно перешли от одного "ига" к другому.

Василий Малышев.

#XVвек #XVIвек #XVIIвек
«В вашей России» и «на нашем Севере».

Билетерша парома в Усть-Пинеге – он ходит каждые два часа или, если скапливается много машин, чаще – говорила: «в вашей России» и «на нашем Севере». На 750 километрах грунтовок между паромом, перед которым асфальт заканчивается, и Усогорском в Республике Коми, в котором асфальт временно появляется, не раз слышали про «вашу» Россию и «наши» Поморье, Пинегу, Мезень, Лешуконию.

Это и вправду немного отдельные страны – шутка ли, до некоторых даже не добрался «Магнит». Редко куда проникла мобильная связь, не везде появились дороги и не в каждый массив тайги забрались лесорубы.

От того, что здесь далеко до "России", местные привыкли рассчитывать на свои силы и не ждут помощи. Они более самостоятельны, чем жители центральных областей, крепче стоят на ногах, сильнее любят свою малую родину и лучше о ней заботятся. Отток людей в города, к сожалению, идет здесь так же быстро, как и всюду, но деревни вдоль берегов Пинеги и Мезени до сих пор в основном жилые, тогда как в центральных областях 80-85 процентов деревень вымерло.

Проскакиваем склады леса в Усть-Пинеге и едем без остановок до Петухово – красивой, без советских домов деревне на горе над бесконечными песчаными отмелями Пинеги. На одной из изб растяжка: «Я люблю Петухово» - и правда, как его не любить? За одно отражение острых северных елок в реке - как первоклассник, в сопли.

В Каргомени, куда мы заехали из-за милого названия (кажется, «медвежий мыс» с финского) и скромной деревянной церквушки – внезапное: дача архангелогородца Крестовского. Замок принцессы, пиратский корабль, карета Золушки, мозаики из бутылочных крышек. В Англии в деревнях любят ставить вдоль дорог смешных тряпичных и пластиковых человечков – здесь молочника, там пожарника, а тут толстую маму-наседку с тремя карапузами.

В Архангельской попадалось похожее – не осточертевшие лебеди и мишки из шин, а что-то более креативное и человеческое. У Крестовского – апофеоз такого немного комичного стиля. Дети увязли на час.

Выше Каргомени начинается заповедник, охраняющий таежные карстовые ландшафты. На Пинежье прежде ходили легенды о сражениях русских и чуди; здесь считали, что чудь не исчезла, а спряталась в карстовых ямах – мургах. Чужое племя - чужой, не похожий на среднерусский ландшафт - другая Россия.

На краю заповедника на берегу гостиница Голубино – ближайший к Асташово по духу проект из нам известных. Команда Клепиковских и Шестаковых огромные молодцы – место полный восторг! – прекрасная база для исследований Пинеги и Мезени, или просто для отдыха на Севере.

На въезде в Пинегу – совершенно чумовые рябчики художницы Алены Вальковой, местной жительницы. Сегодня в провинции появляются классные современные художники – слежу за несколькими - которые не бегут завоевывать Москву и не подстраиваются под ее вкусы, а делают что-то свое, и это – круто!

Пинега, бывший уездный город - центр Пинежского района, но не райцентр – райцентр находится в Карпогорах, откуда летом прямой дороги в Пинегу нет – жителям приходится делать крюк в 150 километров. Знакомимся с художницей Аленой и с Алексеем Павловым, который задумал восстановить дом, принадлежавший его раскулаченным предкам. Дом находится в деревне Кулогора - она поделена оврагами на шесть околотков и стоит на обрыве над Пинегой, в месте, откуда начинается тракт на Мезень. Изба 1874 года постройки - типичный пинежский пятистенок в два этажа, оштукатуренный внутри. Заброшен давно – состояние сложное – но здесь строили из лиственницы, а она – дерево почти вечное, костромская елка уже бы сгнила. Так что надежда есть, попробуем помочь Алексею советами и экспертизой.

Покидаем Кулогору – в ней, кстати говоря, отбывал ссылку будущий председатель Совнаркома Алексей Рыков – за 10 минут до заката. До ночлега на сцене дома культуры в Кимже – 130 километров тайги.

Андрей Павличенков. FB.

#пинега #север #чудь
"Как нам обустроить Россию"

Разбирая книги на полках нашел брошюру Солженицына. Скромно стояла между собранием сочинений Куприна и двухтомником Мельникова-Печерского. Москва, Патриот 1990 год, 30 лет прошло, а воз и ныне там. С ума сойти просто.

А какие заголовки!

Мы - на последнем докате.
А что есть Россия?
Слово к великороссам.
Слово к украинцам и белорусам.
Слово к малым народам.
Процесс разделения.

Земля.
Хозяйство.
Провинция.
Семья и школа.
Самоограничение.
Народное представительство.
Демократия малых пространств.
Земство.
Давайте искать.

Искать никто не стал. Остановились на "докате". Так и катимся. Скоро ли конечная?

А демократия малых пространств, хорошо звучит, надо использовать в дискурсе.

Залесец.

#солженицын #россия
Финно-угорские суппортеры ФК "Муром".

Тверской камрад скинул видео Ивана Романтика про его выезд в Муром на матч ФК "Муром" (Муром) и ФК "Шинник" (Ярославль). Зацепили кричалки на секторе красно-черных фанатов ФК "Муром": "Мы, финно-угры! Мы, финно-угры! Мы, мурома!"

Те самые "микротенденции" — маленькие изменения ведущие к большим переменам из концепции Марка Пенна. Тот самый патриотизм малых пространств. Глубинная Великороссия не перестает удивлять и радовать.

Залесец.

#муром #футбол #микротенденции
Очень милая иконография "Чюда"

Так-то ясно, конечно, что на этой иконке XVI в. изображено "Чюдо святого Георгия о змие", драматичная победа героя-змееборца над злом.
Но то, что в профанной жизни вышло у мастера-резчика модели, заставляет подумать и об ином сюжете: Георгий с обнаженным мечом, конь и змий вместе дружно идут куда-то вдаль по дороге из желтого кирпича...

Аким Трефилов.

#московия #XVIвек
Forwarded from Толкователь
С одной стороны, исчезновение пропашных культур в сельском хозяйстве Нечерноземье – трагедия (в частности, это способствовало исчезновению сельской местности). С другой – существование этих культур с мизерной урожайностью было не меньшей трагедией, т.к. рентабельность такого сельского хозяйства была нулевой или даже отрицательной. Это можно увидеть в цифрах, приведённых в сборнике статей XVIII Международной научно-практической конференции «Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности». Пенза, РИО ПГАУ, 2021.
«Так, посевная площадь Нечерноземной зоны по сравнению с 1990 годом сократилась на 14, 6 млн. га - в 2 раза. В том числе посевная площадь зерновых и зернобобовых сократилась на 7,5 млн. га, посевная площадь картофеля - на 8,3 млн. га.

Например, урожайность зерновых и зернобобовых была в Карелии 2,7 ц/га, Коми 5,6 ц/га, в Тверской области 14,6 ц/га. В среднем же по России – 25,2 ц/га. Для сравнения: урожайность зерновых и зернобобовых в Германии была 70,9 ц/га, Китае 59,2 ц/га, Японии 49,1 ц/га, Канаде 34,9 ц/га, США 80,1 ц/га.

Средняя урожайность картофеля в России равнялась 161,4 ц/га. Но в Мурманской области урожайность была 97,3 ц/га, Вологодской 128,2 ц/га, Архангельской 130,6 ц/га. Урожайность картофеля была в Германии 444 ц/га, США 490 ц/га.

Средняя урожайность овощей открытого грунта в России равнялась 231,7 ц/га. Но в Мордовии 141,4 ц/га, Рязанской области 156,5 ц/га. Урожайность овощей открытого грунта была: в Испании 335 ц/га, Японии 276 ц/га, Корее 349 ц/га, США 285 ц/га».

Много раз писал, что экономически обоснованно заниматься в Нечерноземье только животноводством. И вторая высокорентабельная отрасль – лесоводство и производство пиломатериалов.
Но если зерноводство, картофелеводство, масличные, овощеводство сейчас сместились в Черноземную область – т.е. рынок тут привёл экономические отношения в норму, то развитое животноводство (как и развитая деревообработка) так и не возникли в Нечерноземье. И это тоже трагедия.
Нечерноземье. Пятерочка. Касса не принимает оплату картами, только наличными. Каждую купюру 5000 р записывают в специальную тетрадь – регистрируют номера...

Вот она - настоящая дигитализация, т. е. внедрение цифровых методов в аналоговую среду... 🙃

#XXIвек #экономика
Панславизм. Ярославский историк культуры Евгений Ермолин в своем FB размышляет, существует ли еще панславизм. Не как законспирированное отделение "русского мира", а как реально самовоспроизводящееся избирательное сродство.

"Мне кажется, что это может быть только сугубо личным проектом, не поддержанным вообще никем и существующим как ментальная иллюзия" - пишет он.

Мне же думается, что панславизм, рожденный хорватами Прибоевичем и Крижаничем в XVI-XVII веках, после долгого пути наконец реализовался в рамках НАТО и ЕС, не на почве религии и языка, а в рамках евроатлантизма.

"Европа" и есть его самовоспроизводящееся избирательное сродство.

Россия же, начиная с времен Погодина и заканчивая эпохой Варшавского договора так и не смогла стать для славян естественным центром притяжения. Кроме того, не стоит забывать о том, что панславизм для России всегда выступал в роли разрушительного "трояна".

Полмиллиона великорусских крестьян сложили головы в бесконечно чужих им имперских походах по освобождению сербов и болгар в XIX веке. 1,7 миллиона великороссов и родственных им народов Империи погибли в огне Первой Мировой войны развязанной славянскими националистами на Балканах. В ходе Гражданской войны (последовавшей после поражения России в Мировой войне) мы потеряли от 8 до 13 миллионов человек. Все это прямые следствия заигрывания с панславизмом.

России давно пора повернуться лицом к самой себе, стать матерью для своих автохтонных народов, включая русских.

Залесец.

#панславизм #ярославль
В преддверии переписи.

Интересный факт из истории Московии XVII века, в 1656 г. в Шацком уезде был убит архиепископ Рязанский Мисаил, прибывший туда с царской грамотой, и с государевыми служилыми людьми (сиречь с стрельцами) склонять «мордву и татар во крещение».

Шацк, на минуточку, всего в 160 км от Переяславля-Рязанского, так тогда называлась современная Рязань, и всего в 100 км от Старой Рязани. Начиная с Шилова вся Рязанская сторона эрзянская, это хорошо заметно по сохранившейся топонимике.

Вот вы какие, славяне вятичи.

#рязань #эрзя #татары #московия #XVIIвек
Денга великого князя Владимирского Василия Дмитриевича, действительно редкая и при этом, как мне кажется, красивая, с изображением мантикоры - существа с человеческой головой, туловищем льва и хвостом скорпиона. Раздвоенное жало, венчающее хвост этого известного по средневековым бестиариям "индейского зверя", как писали знающие люди, могло убить человека мгновенно.
Непрост, сдается мне, был этот правнук Ивана Калиты, сын Дмитрия Донского и зять Витовта, не слишком-то удачлив, да, но весьма непрост. Как, похоже, и окружавшие его и близкие ему люди.
Просто сравните - у его отца все в основном с изображениями на монетах прозрачно - задорный петух, воин с топором и мечом, воин с саблей, хищник, угрожающе поднявший передние лапы. А вот у сына уже не только эти унаследованные им сюжеты, не только ставшие привычными нам всадники с копьем или с соколом, но и двуликий Янус тож, и еще всяческое такое из бестиария.
Серебро, 0,91 г. Чекан 1400-х гг., Москва.

Аким Трефилов

#XVвек #ВКМ
Что есть русское. Genesis.

8 октября отмечалась память преставления великого святого Руси Сергия Радонежского. Основной первичный источник наших сведений о нём — «житие», написанное его учеником Епифанием Премудрым, которое входит в число вершин старомосковской агиографии и является ценнейшим источником сведений о жизни Московии XIV века.

А это знаменитое полотно Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». 1889. Юный Сергий Радонежский встречает неподалеку от Ростова ангела в образе старца. Святая Русь в чистом виде и в незамутненной глубине. Собственно, ее образ возник и живет в нашем сознании через романтичную призму русского модерна - кроме Нестерова над ним постарались еще и Васнецовы, Рерих, Билибин.

Обобщенный до крайности образ русского мальчика на фоне стожков, капусты и алтаря деревянной церкви. Спросят: что есть русское? - ответишь - вот же оно.

А вот еще один мальчик:

Это картина Аксели Галлен Каллелы «Сирота». 1885. Автор - певец финской народной жизни и природы в духе того же самого романтичного модерна, борец за свободу Финляндии, адъютант Маннергейма, автор финского штык-ножа образца 1919 года.

Сдается, между мальчиками немного разницы. Как и между финской и северной русской культурами.

#русское #сергийрадонежский
В Лихудове корпусе владычного двора в Новгороде открылся "Музей письменности". Небольшой, несколько залов, но наполнен всяческими интересными вещами, а вместе с ними и тем то, что нередко именуется интерактив или типа того. И всё бы хорошо, но прямо в первом зале натыкаешься на несколько замечательных резных белокаменных крестов и большую надгробную плиту с надписью.

Кабы не музейная табличка при плите, было б просто прелестно. Красивая и подлинная вещь, да и с историей - в 1606 году новгородский воевода боярин князь Михаил Петрович Катырев-Ростовский и его супруга княгиня Домникея (дочь славного князя Василия Дмитриевича Палецкого, убитого при нападении литовцев на крепость Копие в 1567 г., там, кстати, и князь Петр Серебряных, толстовский князь Серебряный, тож был, но вырвался - "убегл в Полоцк"), так вот, воевода с супругой скончались в мор (чума, а не то, что вы могли подумать) и были погребены у святой Софии.

Выразительная вязь на выставленной в экспозиции плите княгини, однако, оказалась вдруг препятствием для новгородских музейщиков: вместо Палецкого оне прочли там "Углицкого", сделав воеводину жену дочерью никогда не существовавшего князя, да ещё и не справились с переводом даты от сотворения мира на современный счёт: лета 7115 сентября 21 - это ещё 1606 год, а никак не 1607, если уж на то пошло.

И сейчас надпись читается вполне себе хорошо, и ведь ещё ключарь Софийского собора прот. Пётр Соловьёв в 1858 г. всё правильно разглядел и опубликовал: Соловьёв П. И. Описание Новгородского Софийского собора. СПб., 1858. С. 105-106.

Аким Трефилов.

#великийновгород #XVIвек #XVIIвек
Тишина верхневолжской Руси.

Увидев эту картину петербургского художника и иконописца Александра Простева вспомнил момент из фильма «Русские евреи» Леонида Парфёнова где он рассказывает про Левитана: «конкурент Левитана за звание главного нашего пейзажиста Шишкин, но он хоть и Иван Иванович, а русскую природу писал какой то бодрой, нарядной, как будто немецкой. И только у Исаака Ильича, это невыразимо родное, щемящее чувство…

Николай Рубцов потом напишет –
«...И колокольцем каждым в душу
Любого русского спроси
Звонит, как в колокол, не глуше,
Звон Левитановской Руси!»

Итак, картина. Тут нет ни немецкой шишкинской нарядности, ни щемящего левитановского чувства, в ней истинные наши космизм и шаманство. Студёная речка с древним мерянским названием, «ярославская свеча», аккуратные домики и ранний октябрьский снег поверх необлетевшего золота листвы. Все как в позабытом детстве. Ни вам натужной борьбы за томос, ни морока «чо там у хохлов». Тихо, спокойно, без слез и патетики, запах дымка березовых дров, чистая вода, щука хорошо клюет, а ангел небесный тихо играет на берестяном рожке.

Залесец.

#верхневолжье #тишина
Галич-Мерьский хиджаб.

Рассматривая книгу Марии Николаевны Мерцаловой «Поэзия народного костюма» встретил прекрасный образец народной моды - праздничный костюм молодой жительницы города Галича-Мерьского Костромской губернии. Малиновый штофный сарафан с выкройной спинкой из нескольких частей и шугай, обшитый понизу золотым позументом. Головной убор - высокий кокошник — «галичский наклон» и белый платок из прозрачной ткани, шитый золотом. Первая половина XIX века. Ленинград, ГЭМ. Уникальные цветные съёмки были произведены в различных областях РСФСР в основном в начале 70-х годов.

Наряд однозначно архаичный, корнями как минимум из XVI века. Явственно чувствуется влияние не только традиционной финно-угорской моды (башнеобразный кокошник в стиле удмуртского «айшона», мордовского «панго» и марийской «шурки»), но и восточной моды Царства Казанского и Персии. Эдакий меряно-русский хиджаб.

Залесец.

#галичмерьский #костромскаягуберния #XIXвек