«Мокши» против Украины.
Снова и снова встречаю в соцсетях посты, в которых слово «мокши» используется для обозначения русских, россиян. Часто это посты в которых так пытаются топтать восточных соседей, типа, «мы не они», потому что они «мокши», а мы, «настоящие чистые славяне».
Почему именно «мокши», а не мари или не карелы? Мари гораздо сильнее и витальнее мокши, в XVI веке Ивану IV пришлось 30 лет воевать с черемисами после покорения Казани. Почему не татары? Это звучит еще более исторически воинственно. Что скажете, панове, «малоросы»? Это миллионы ваших предков строили Империю Романовых, воевали и гибли за нее. Ни один мокшанин не служил царям и генсекам так, как служили вы, «малоросы».
Вот к какому невежеству приводят глубокие психологические травмы украинцев.
К слову, про славян. Читал недавно у украинского историка Олега Гуцуляка из Ивано-Франковска про историю гуцулов (укр. гуцули) — жителей Карпат, этнографической группы украинцев. (Проживают в Ивано-Франковской, Черновицкой и Закарпатской области Украины.)
Название «гуцулы» происходит от осетинского (сарматского) слова «гыццыл» — «малый, младший», присутствующего в имени части сарматского племени языгов как «малые языги» - «гыццыл иаг / чызг (языг)». Эти языги остались на Прикарпатье и не приняли участие в походе остальных сармат (алан и больших языгов) в Европу.
Даное явление в этнонимии имеет типологический характер. Например, можно вспомнить разделение казахских племен на кете – «ушедшие» (они вышли и ушли из Алтая) и калмак (калмык) – «оставшиеся» (жунгары, осевшие в южно-русских степях).
Со временем этноним «малые языги» Потисья и Северного Приднестровья начал переосмысливатся в среде соседнего валашскогоо населения как «готские»: got/guth + румынский постартикиль -ul > guţul «разбойник, рекетир», поскольку языги одно время находились в союзе с гото-вандальскими племенами (особенно во времена Маркоманнских войн).
В Х-XI вв. гуцулы значительно ассимилировали тюркское кочевое племя печенегов, которые были изгнаны сюда со Степи половцами (куманами). Центром остатков печенегов в Галичине был гуцульский город Печенижин.
Возможно, что следом пребывания в Прикарпатье ираноязычных языгов является само название Галича, производимого от алано-осетин. «гал» – «бык». В летописи под 1164 г. упоминается большое наводнение в Галиче, которое достигло «Быкового болота» (микротопоним «Быкове болото» известно в соседнем с Галичем селе Поплавники), а в «Слове о полку Игореве» читаем: «Не буря соколы занесе чрезъ поля широкая – галици стады бежать къ Дону великому».
Вот такие вот «настоящие чистые славяне» Западенщины.
Залесец.
#мыиони #украина #славяне #финны #тюрки
Снова и снова встречаю в соцсетях посты, в которых слово «мокши» используется для обозначения русских, россиян. Часто это посты в которых так пытаются топтать восточных соседей, типа, «мы не они», потому что они «мокши», а мы, «настоящие чистые славяне».
Почему именно «мокши», а не мари или не карелы? Мари гораздо сильнее и витальнее мокши, в XVI веке Ивану IV пришлось 30 лет воевать с черемисами после покорения Казани. Почему не татары? Это звучит еще более исторически воинственно. Что скажете, панове, «малоросы»? Это миллионы ваших предков строили Империю Романовых, воевали и гибли за нее. Ни один мокшанин не служил царям и генсекам так, как служили вы, «малоросы».
Вот к какому невежеству приводят глубокие психологические травмы украинцев.
К слову, про славян. Читал недавно у украинского историка Олега Гуцуляка из Ивано-Франковска про историю гуцулов (укр. гуцули) — жителей Карпат, этнографической группы украинцев. (Проживают в Ивано-Франковской, Черновицкой и Закарпатской области Украины.)
Название «гуцулы» происходит от осетинского (сарматского) слова «гыццыл» — «малый, младший», присутствующего в имени части сарматского племени языгов как «малые языги» - «гыццыл иаг / чызг (языг)». Эти языги остались на Прикарпатье и не приняли участие в походе остальных сармат (алан и больших языгов) в Европу.
Даное явление в этнонимии имеет типологический характер. Например, можно вспомнить разделение казахских племен на кете – «ушедшие» (они вышли и ушли из Алтая) и калмак (калмык) – «оставшиеся» (жунгары, осевшие в южно-русских степях).
Со временем этноним «малые языги» Потисья и Северного Приднестровья начал переосмысливатся в среде соседнего валашскогоо населения как «готские»: got/guth + румынский постартикиль -ul > guţul «разбойник, рекетир», поскольку языги одно время находились в союзе с гото-вандальскими племенами (особенно во времена Маркоманнских войн).
В Х-XI вв. гуцулы значительно ассимилировали тюркское кочевое племя печенегов, которые были изгнаны сюда со Степи половцами (куманами). Центром остатков печенегов в Галичине был гуцульский город Печенижин.
Возможно, что следом пребывания в Прикарпатье ираноязычных языгов является само название Галича, производимого от алано-осетин. «гал» – «бык». В летописи под 1164 г. упоминается большое наводнение в Галиче, которое достигло «Быкового болота» (микротопоним «Быкове болото» известно в соседнем с Галичем селе Поплавники), а в «Слове о полку Игореве» читаем: «Не буря соколы занесе чрезъ поля широкая – галици стады бежать къ Дону великому».
Вот такие вот «настоящие чистые славяне» Западенщины.
Залесец.
#мыиони #украина #славяне #финны #тюрки
Проклятие
Чтобы защитить книги от кражи, в них часто помещались устрашающие предостережения. Например, в Служебнике XVI века на форзаце нижней крышки переплета читаем такую запись скорописью: «А хто сию книгу украдет, и у того рука отпадет, сверх того, ослепнет и души пагуба».
#зело #XVIвек #мифология #московия
Чтобы защитить книги от кражи, в них часто помещались устрашающие предостережения. Например, в Служебнике XVI века на форзаце нижней крышки переплета читаем такую запись скорописью: «А хто сию книгу украдет, и у того рука отпадет, сверх того, ослепнет и души пагуба».
#зело #XVIвек #мифология #московия
Святорусские национальные гномы (или лепреконы?) из Владимира от коллег @neohota Каков стиль!
Владимирские рожечники в Париже.
«Странная музыка и экзотические музыканты после выставки 1889 года находятся на волне популярности. Сейчас в Париже настоящее нашествие румынских лэутаров, цыган, инструменталистов, певцов, даже танцоров, более или менее странных и иностранных. Среди этих оригинальных трупп публика отдаёт особое предпочтение тем, кто прибыл из Царской Империи... Сегодня это рожечники, которые, кажется, станут фаворитами парижан. Эта команда русских крестьян дебютировала на последнем бале в Опере. Их разнообразный репертуар действительно привлекателен, и эффект усиливается странностью инструментов, на которых они исполняют мелодии своей страны.»
Из статьи в журнале «Le Monde Illustrе́» от 12 марта 1892, страница 166.
Владимирские рожечники в Париже.
«Странная музыка и экзотические музыканты после выставки 1889 года находятся на волне популярности. Сейчас в Париже настоящее нашествие румынских лэутаров, цыган, инструменталистов, певцов, даже танцоров, более или менее странных и иностранных. Среди этих оригинальных трупп публика отдаёт особое предпочтение тем, кто прибыл из Царской Империи... Сегодня это рожечники, которые, кажется, станут фаворитами парижан. Эта команда русских крестьян дебютировала на последнем бале в Опере. Их разнообразный репертуар действительно привлекателен, и эффект усиливается странностью инструментов, на которых они исполняют мелодии своей страны.»
Из статьи в журнале «Le Monde Illustrе́» от 12 марта 1892, страница 166.
Telegram
Унежить душу
Красненький скромный платочек.
Анор Рашидовна Тукаева, чистокровная волжская татарка, восстанавливает уникальную церковь Рождества Христова в Крохино – уникальный храм-маяк, построенный в конце XVIII века у самого берега Белого озера, у истока реки Шексны, а ныне - единственный в России памятник на воде, сохранившийся после затопления огромных территорий при строительстве Волго-Балта. Ту самую церковь, что мелькает в шукшинской "Калине красной".
К слову, Крохино стоит напротив селища раннесредневекового Белоозера — одного из древнейших русских городов, "столицы" волго-финского народа весь, и одного из трех крупных политических центров на севере Руси, упоминаемого в Начальной летописи в связи с событиями IX—X вв. и пресловутой легендой о «призвании варягов» (Синеус на Белоозере).
Красный платочек, сарафан, лазоревые колокольчики и голубые глаза. Настоящий символ русской красоты, да? Или татарской? Мне думается что эти символы неразрывны, как два наших народа, некогда возникших по берегам великой Белой реки - Волги на финской субстратной почве.
Традиционалист.
#белозерск #вологодскаяобласть #крохино #великороссы #татары #волга
Анор Рашидовна Тукаева, чистокровная волжская татарка, восстанавливает уникальную церковь Рождества Христова в Крохино – уникальный храм-маяк, построенный в конце XVIII века у самого берега Белого озера, у истока реки Шексны, а ныне - единственный в России памятник на воде, сохранившийся после затопления огромных территорий при строительстве Волго-Балта. Ту самую церковь, что мелькает в шукшинской "Калине красной".
К слову, Крохино стоит напротив селища раннесредневекового Белоозера — одного из древнейших русских городов, "столицы" волго-финского народа весь, и одного из трех крупных политических центров на севере Руси, упоминаемого в Начальной летописи в связи с событиями IX—X вв. и пресловутой легендой о «призвании варягов» (Синеус на Белоозере).
Красный платочек, сарафан, лазоревые колокольчики и голубые глаза. Настоящий символ русской красоты, да? Или татарской? Мне думается что эти символы неразрывны, как два наших народа, некогда возникших по берегам великой Белой реки - Волги на финской субстратной почве.
Традиционалист.
#белозерск #вологодскаяобласть #крохино #великороссы #татары #волга
Здесь прекрасно всё.
Пост Кашина напомнил карикатуру на Павла Николаевича Милюкова, лидера партии кадетов. Больше ста лет прошло, а ничего не изменилось :)
#царьград #XXIвек #XXвек
Пост Кашина напомнил карикатуру на Павла Николаевича Милюкова, лидера партии кадетов. Больше ста лет прошло, а ничего не изменилось :)
#царьград #XXIвек #XXвек
Telegram
КАШИН
Трудно объяснить, но как-то это все грустно (субкультура какая-то).
От Ярославля до Пошехонья.
"Однажды я подвозил пассажира с «Бла-бла-кара» от Ярославля до Пошехонья.
Мужик рассказал мне, что жители Пошехонского района чувствуют себя совсем забытыми Ярославской областью. Пошехонцы якобы не прочь отделиться и стать частью более богатой, по их мнению, области Вологодской.
Я посмеялся. Ведь у нас в Вологодской области принято считать, что в соседнем Ярославле денег больше. Он и к Москве ближе. Но пассажир мой, как позднее выяснилось, был в Пошехонье не последним человеком и, видимо, хорошо знал настроения местных.
Я забыл об этом и не вспоминал до этих выходных. Угораздило меня поехать по знаменитой «дороге на Пошехонию» ночью. Временами мне казалось, что я управляю марсоходом, и чтобы его не угробить, надо останавливаться каждые 10 метров и проверять, нет ли еще ям. В Череповецком районе, конечно, бетонка тоже была не фонтан, но по ней хоть 80 км/ч ехать можно.
После всех мучений незадолго до Данилова увидел пафосный баннер: хватит, мол, ныть, дальше дорога отремонтирована. И действительно — начался автобан! Ну, думаю!.. Километров пять проехал — и нет автобана.
Если каждый год делать по пять километров, то всего лишь через 24 года все 120 километров от Данилова до Гаютино удастся привести в порядок. Если, конечно, «Пошехония» не отделится куда-нибудь раньше."
Автор: Андрей Ненастьев (Andrey Nenastev) Мой Ярославль в ФБ.
#ярославль #пошехонье #ярославскаяобласть #XXIвек #русскаядорога
"Однажды я подвозил пассажира с «Бла-бла-кара» от Ярославля до Пошехонья.
Мужик рассказал мне, что жители Пошехонского района чувствуют себя совсем забытыми Ярославской областью. Пошехонцы якобы не прочь отделиться и стать частью более богатой, по их мнению, области Вологодской.
Я посмеялся. Ведь у нас в Вологодской области принято считать, что в соседнем Ярославле денег больше. Он и к Москве ближе. Но пассажир мой, как позднее выяснилось, был в Пошехонье не последним человеком и, видимо, хорошо знал настроения местных.
Я забыл об этом и не вспоминал до этих выходных. Угораздило меня поехать по знаменитой «дороге на Пошехонию» ночью. Временами мне казалось, что я управляю марсоходом, и чтобы его не угробить, надо останавливаться каждые 10 метров и проверять, нет ли еще ям. В Череповецком районе, конечно, бетонка тоже была не фонтан, но по ней хоть 80 км/ч ехать можно.
После всех мучений незадолго до Данилова увидел пафосный баннер: хватит, мол, ныть, дальше дорога отремонтирована. И действительно — начался автобан! Ну, думаю!.. Километров пять проехал — и нет автобана.
Если каждый год делать по пять километров, то всего лишь через 24 года все 120 километров от Данилова до Гаютино удастся привести в порядок. Если, конечно, «Пошехония» не отделится куда-нибудь раньше."
Автор: Андрей Ненастьев (Andrey Nenastev) Мой Ярославль в ФБ.
#ярославль #пошехонье #ярославскаяобласть #XXIвек #русскаядорога
Леонардо Ди Каприо о русских.
«Я знаю, что если в России тебя считают «настоящим мужиком» — это серьезный комплимент. Моя бабушка была русской – Смирновой – и для меня она – воплощение внутренней силы и цельности. Она прошла через нищету, войну и эмиграцию. Бабушка, дедушка и остальные родственники с их стороны – настоящие крепкие русские с трудной судьбой, которая их не сломала. Я не могу комментировать насколько я сам «настоящий мужик», но если во мне и есть что-то подобное, то это от них».
(из интервью Леонардо Ди Каприо для журнала Interview)
Его бабушка была русской – Смирновой – ну вы поняли, да?
Для тех кто не понял – Смирнов — самая частая русская фамилия в полосе, охватывающей исключительно Верхневолжье, с наибольшей частотой встречающаяся в Ярославской, Костромской, Ивановской областях и прилегающих районах соседних областей, на востоке эта зона распространяется только на Кировскую область.
О фамилии Смирнов можно говорить долго и многосложно. Но кто в теме, и так понимают: она напрямую связана с пост-мерянской этнографией. Совпадение поздне-мерянских этнографических ареалов и фамилии Смирнов настолько разительно, что не оставляет места для каких-то случайностей. Вероятно, первоначально фамилия Смирнов появилась в некоторых западных областях (Тверь и т.п.) и в массе не была связана с меря. Но попав на мерянскую почву центрального Верхневолжья по причине схожести с этническим названием местного населения распространилась очень широко и преобладает сегодня только в мерянском этническом ареале Верхневолжья.
#залесье #ономастика #смирновы #великороссы #мифология
«Я знаю, что если в России тебя считают «настоящим мужиком» — это серьезный комплимент. Моя бабушка была русской – Смирновой – и для меня она – воплощение внутренней силы и цельности. Она прошла через нищету, войну и эмиграцию. Бабушка, дедушка и остальные родственники с их стороны – настоящие крепкие русские с трудной судьбой, которая их не сломала. Я не могу комментировать насколько я сам «настоящий мужик», но если во мне и есть что-то подобное, то это от них».
(из интервью Леонардо Ди Каприо для журнала Interview)
Его бабушка была русской – Смирновой – ну вы поняли, да?
Для тех кто не понял – Смирнов — самая частая русская фамилия в полосе, охватывающей исключительно Верхневолжье, с наибольшей частотой встречающаяся в Ярославской, Костромской, Ивановской областях и прилегающих районах соседних областей, на востоке эта зона распространяется только на Кировскую область.
О фамилии Смирнов можно говорить долго и многосложно. Но кто в теме, и так понимают: она напрямую связана с пост-мерянской этнографией. Совпадение поздне-мерянских этнографических ареалов и фамилии Смирнов настолько разительно, что не оставляет места для каких-то случайностей. Вероятно, первоначально фамилия Смирнов появилась в некоторых западных областях (Тверь и т.п.) и в массе не была связана с меря. Но попав на мерянскую почву центрального Верхневолжья по причине схожести с этническим названием местного населения распространилась очень широко и преобладает сегодня только в мерянском этническом ареале Верхневолжья.
#залесье #ономастика #смирновы #великороссы #мифология
Меря и Ангел из Буслаевской псалтири, 1429 г.
В оформлении древнерусских буквиц с XV столетия возникает неовизантийский стиль. Изображения растительных орнаментов, диковинных зверей, а иногда и сюжетных композиций, характерных для этого стиля, иногда настолько деформировали облик инициала, что внешне его становится сложно определить. К примеру, в Буслаевской псалтири изображение ангела, восседающего на крылатом коне, образует буквицу "а".
Псалтирь была написана в одной из московских мастерских, заказчик её неизвестен. Согласно владельческой записи конца XV — начала XVI веков она принадлежала князю А. Д. Пенкову, который погиб в 1506 году под Казанью. После его смерти псалтирь стала вкладом в Троице-Сергиев монастырь. Своё название рукопись получила от имени её первого исследователя Ф. И. Буслаева.
Интересно, что Александр Данилович Пенков, был сыном князя Даниила Александровича Пенко (варианты — Пенько, Пенка, Пенек) Ярославского — единственного сына Александра Фёдоровича Брюхатого — последнего ярославского владетельного князя.
Этимология средневекового мирского имени Пенко или Пенек не связана ни с пнём, ни с пеной.
В Поволжье бытовало средневековое марийское, и (как видим) мерянское имя Пена, Пенек, Пенко — «ноющий», «жалующийся». От фин.перм. др.мар. пена -ныть, тужить; жаловаться, кряхтеть; фин. pena/ta — твердить что, настаиват+ь на чём, упорно требовать чего, эст. piin - страдание, мучение, терзание, мука, мученичество, мытарство душевные терзания, коми. пеня — досада, неудовольствие; претензия, морд.эрз. пеня/циця - жалобщик, пеня/ндамс жаловаться, роптать.
Интересно, что мерянское — пена — «ныть», «тужить», «жаловаться», «кряхтеть» перешло из мерянского в русский язык. Это распространенное русское пост-мерянское выражение: «пеняй на себя» — не жалуйся, вини себя.
Вот так, еще один Рюрикович с мерянским именем, книжник и служака у Великого князя Московского)
#зело #великоекняжествомосковское #московия #XVвек #ономастика #великороссы
В оформлении древнерусских буквиц с XV столетия возникает неовизантийский стиль. Изображения растительных орнаментов, диковинных зверей, а иногда и сюжетных композиций, характерных для этого стиля, иногда настолько деформировали облик инициала, что внешне его становится сложно определить. К примеру, в Буслаевской псалтири изображение ангела, восседающего на крылатом коне, образует буквицу "а".
Псалтирь была написана в одной из московских мастерских, заказчик её неизвестен. Согласно владельческой записи конца XV — начала XVI веков она принадлежала князю А. Д. Пенкову, который погиб в 1506 году под Казанью. После его смерти псалтирь стала вкладом в Троице-Сергиев монастырь. Своё название рукопись получила от имени её первого исследователя Ф. И. Буслаева.
Интересно, что Александр Данилович Пенков, был сыном князя Даниила Александровича Пенко (варианты — Пенько, Пенка, Пенек) Ярославского — единственного сына Александра Фёдоровича Брюхатого — последнего ярославского владетельного князя.
Этимология средневекового мирского имени Пенко или Пенек не связана ни с пнём, ни с пеной.
В Поволжье бытовало средневековое марийское, и (как видим) мерянское имя Пена, Пенек, Пенко — «ноющий», «жалующийся». От фин.перм. др.мар. пена -ныть, тужить; жаловаться, кряхтеть; фин. pena/ta — твердить что, настаиват+ь на чём, упорно требовать чего, эст. piin - страдание, мучение, терзание, мука, мученичество, мытарство душевные терзания, коми. пеня — досада, неудовольствие; претензия, морд.эрз. пеня/циця - жалобщик, пеня/ндамс жаловаться, роптать.
Интересно, что мерянское — пена — «ныть», «тужить», «жаловаться», «кряхтеть» перешло из мерянского в русский язык. Это распространенное русское пост-мерянское выражение: «пеняй на себя» — не жалуйся, вини себя.
Вот так, еще один Рюрикович с мерянским именем, книжник и служака у Великого князя Московского)
#зело #великоекняжествомосковское #московия #XVвек #ономастика #великороссы
Генетика населения Ярославской области в контексте окружающих популяций Евразии.
Любопытные карты генетических расстояний сборной выборки населения Ярославской области и отдельно мологжан в сравнении с окружающими популяциями Евразии с генофонд.рф. Темно-зеленым цветом показаны наименьшие генетические расстояния (зоны генетического сходства), темно-красным цветом – наибольшие генетические расстояния.
И вот как это объяснять? А очень просто.
Карта генетических расстояний от сборной выборки русских Ярославской области прекрасно накладывается на карту исторической мерянской территории по графу Уварову, топонимисту академику Матвееву и археологу Рябинину.
Так же в глаза бросается четкий зеленый "шлейф" на Вятке и Поветлужье, на территориях средневековой Меровии и средневековых марийских княжеств в Ветлуго-Вятском междуречье. Это близкие к мере (а значит и к современным ярославцам) марийские и постмарийские популяции Нижегородской и Кировской областей. Генетический след того самого переселения части ростовской мери на восток о котором говорит В.О. Ключевский в своем "Курсе русской истории".("Сохранилось даже предание, записанное в XVII в., что часть языческого, очевидно, мерянского населения Ростовской земли, убегая от русского крещения, выселилась в пределы Болгарского царства на Волгу к родственным мери черемисам.")
Этот русско-мерянский "дрейф генов" тянется от Вятки до Перми Великой, а на юге, через исторические мордовские земли, доходит до Самары. Очевидно это след двух колонизационных потоков XV-XVII веков, когда В.К. Московское / Московское царство (верхневолжская популяция) осваивало/колонизировало Приуралье и Поволжье.
Но вот Молога "дрейфует" к северу. Основной ареал близкий к мологскому находится в районе Карпогор и Лешухонского. Видимо речь может идти о миграции чудского населения с севера в Верхнее Поволжье. Или это может быть свидетельством влияния новгородцев, либо пришлого с новгородцами финно-угорского компонента в лице предков карел и вепсов. Кроме того, с начала 17 века, после Столбовского мира с Швецией, ярославские и тверские земли заселяют карелы (кареляки).
Авторы исследования считают, что в генофонде мологжан остались следы финно-угорских племен – той самой летописной мери, а миграции славян в значительной мере заместили
финно-угорский протогенофонд (в случае с ярославской популяцией русских), причем шли они в основном по ростово-суздальскому, а не по новгородскому пути.
Меня удивил их вывод.
Почему это сомнительно? Потому, что если бы ярославцы и шире владимирцы, ивановцы, мещеряки, восточные тверичане были преимущественно потомками славянских мигрантов с запада и юго-запада, т.е. потомками вятичей и кривичей, центр их генетического ареала был бы не в районе Переславля Залесского и Ростова Великого (по карте), а находился бы западнее Москвы и Твери. Где-нибудь в Брянске и Полоцке.
Однако верхневолжская популяция русских имеет центром историческую "Ростовскую землю" - центр мерянского племенного союза в VII-X веках. Это обширный генетический пласт, унаследованный великороссами от волго-финского населения (меря, мурома, весь, люди дьяковской культуры р.ж.в), причем эти финно-язычные популяции унаследовали, в свою очередь, генофонд местного населения эпохи бронзы и неолита.
Такова картина генетического ядра русского народа (великороссов) находящегося в центре возникновения Московского государства.
Традиционалист.
#генеалогия #этногенез #великороссы #московия
Любопытные карты генетических расстояний сборной выборки населения Ярославской области и отдельно мологжан в сравнении с окружающими популяциями Евразии с генофонд.рф. Темно-зеленым цветом показаны наименьшие генетические расстояния (зоны генетического сходства), темно-красным цветом – наибольшие генетические расстояния.
И вот как это объяснять? А очень просто.
Карта генетических расстояний от сборной выборки русских Ярославской области прекрасно накладывается на карту исторической мерянской территории по графу Уварову, топонимисту академику Матвееву и археологу Рябинину.
Так же в глаза бросается четкий зеленый "шлейф" на Вятке и Поветлужье, на территориях средневековой Меровии и средневековых марийских княжеств в Ветлуго-Вятском междуречье. Это близкие к мере (а значит и к современным ярославцам) марийские и постмарийские популяции Нижегородской и Кировской областей. Генетический след того самого переселения части ростовской мери на восток о котором говорит В.О. Ключевский в своем "Курсе русской истории".("Сохранилось даже предание, записанное в XVII в., что часть языческого, очевидно, мерянского населения Ростовской земли, убегая от русского крещения, выселилась в пределы Болгарского царства на Волгу к родственным мери черемисам.")
Этот русско-мерянский "дрейф генов" тянется от Вятки до Перми Великой, а на юге, через исторические мордовские земли, доходит до Самары. Очевидно это след двух колонизационных потоков XV-XVII веков, когда В.К. Московское / Московское царство (верхневолжская популяция) осваивало/колонизировало Приуралье и Поволжье.
Но вот Молога "дрейфует" к северу. Основной ареал близкий к мологскому находится в районе Карпогор и Лешухонского. Видимо речь может идти о миграции чудского населения с севера в Верхнее Поволжье. Или это может быть свидетельством влияния новгородцев, либо пришлого с новгородцами финно-угорского компонента в лице предков карел и вепсов. Кроме того, с начала 17 века, после Столбовского мира с Швецией, ярославские и тверские земли заселяют карелы (кареляки).
Авторы исследования считают, что в генофонде мологжан остались следы финно-угорских племен – той самой летописной мери, а миграции славян в значительной мере заместили
финно-угорский протогенофонд (в случае с ярославской популяцией русских), причем шли они в основном по ростово-суздальскому, а не по новгородскому пути.
Меня удивил их вывод.
Почему это сомнительно? Потому, что если бы ярославцы и шире владимирцы, ивановцы, мещеряки, восточные тверичане были преимущественно потомками славянских мигрантов с запада и юго-запада, т.е. потомками вятичей и кривичей, центр их генетического ареала был бы не в районе Переславля Залесского и Ростова Великого (по карте), а находился бы западнее Москвы и Твери. Где-нибудь в Брянске и Полоцке.
Однако верхневолжская популяция русских имеет центром историческую "Ростовскую землю" - центр мерянского племенного союза в VII-X веках. Это обширный генетический пласт, унаследованный великороссами от волго-финского населения (меря, мурома, весь, люди дьяковской культуры р.ж.в), причем эти финно-язычные популяции унаследовали, в свою очередь, генофонд местного населения эпохи бронзы и неолита.
Такова картина генетического ядра русского народа (великороссов) находящегося в центре возникновения Московского государства.
Традиционалист.
#генеалогия #этногенез #великороссы #московия
Три кресала с Сарского городища.
Хранятся в музее-заповедике «Ростовский кремль» под инвентарными номерами А-89/508, А-89/1085, А-89/512. Калачевидные А.Е. Леонтьев на основе аналогий отнес к X веку V ‑ образное – к первой половине IX века.
#сарскоегородище #ростовскаяземля #археология #Xвек #IXвек
Хранятся в музее-заповедике «Ростовский кремль» под инвентарными номерами А-89/508, А-89/1085, А-89/512. Калачевидные А.Е. Леонтьев на основе аналогий отнес к X веку V ‑ образное – к первой половине IX века.
#сарскоегородище #ростовскаяземля #археология #Xвек #IXвек
ОБ ОБЩЕСТВЕ ПРОШЛОМ НАСТОЯЩЕМ И ГРЯДУЩЕМ
CHUZHBINA – канал о русском зарубежье от эмигрантской живописи, литературы и известных персоналий до потомков эмигрантов, видеоклипов и интервью с нашими современниками.
Русская Пустошь – канал марксистского издания, посвящённого развитию теории адекватной современным культурно-историческим реалиям. Догматикам вход воспрещён.
Красный богомол – политический навигатор поможет выжит в бушующем море белого шума из политоты и фейкньюс.
North Korea Daily – канал о современной Северной Корее. Много Кима, политики и фото счастливых людей. Атмосфера пропаганды присутствует.
Беларускі піонэр – канал посвященный БССР 1920-х, 1930-х годов. Фотоснимки, журналы, газеты, архитектура и много чего другого о межвоенной истории Беларуси - только уникальный контент.
Пробковый шлем – канал о колониальных империях, антиколониальных движениях и постколониальной реальности.
Картинные истории – Картины и Художники, их жизнь, истории, факты. От средних веков до современности.
VATNIKSTAN – познавательный интернет-журнал о русскоязычной цивилизации. Самое интеллектуальное медиа из народных, самое народное из интеллектуальных.
ХУНТА – новейшая история стран третьего мира.
Красный Фронтовик – канал о военно-политической истории Европы и политическом искусстве начала XX века.
Соцреализм – канал, позволяющий увидеть и проследить историю развития социалистического реализма в работах художников, архитекторов,скульпторов, мозаистов. Строители социализма. Жизнь, надежды и мечты.
Антология Палеонтолога – Авторский канал коммуниста с радикальными теоретическими рассуждениями на тему истории, культуры и искусства.
Красный тебе к лицу – канал об истории левого движения. Здесь пишут про революцию и коммунистическую теорию, а также анализируют опыт построения социализма в нашей стране.
СССР – канал об истории самой большой страны мира с 1922 по 1991 года, простёршейся на территории 1/6 части Земли. О том как она жила, строила, покоряла, воевала, мечтала, учила и училась, любила и ненавидела.
Чернозём и Звёзды – канал о русском космизме, бессмертии, воскрешении и путях их достижения, пролегающих через изобретения современного искусства, равенство и социальную справедливость, а также технологическое развитие.
Залесская земля – социальная антропология великой русской равнины. О субстратной истории, культуре и метафизике Северо-Восточной России - свежо, весело и без понтов.
Politeconomics – заработная плата и цены, квартирная плата и налоги, прибыли и инвестиции, безработица и инфляция — все это наша повседневная жизнь.
Начетчик – канал профессионального историка. Рассказывает о прошлом без унылой копипасты с Википедии.
Стальной шлем – исторический канал об эпохе революций, массовых идеологий и мировых войн.
Memes War – историко-политический юмор и самые важные актуальные новости.
Туркестан и Поволжье – Канал рассказывающий об истории Туркестана и Поволжья. Самые интересные события, редкая информация, неизвестные фотографии.
ЭнергоТройка – канал о положении современной российской, и не только, энергетики.
Записки на заборе – Советский Союз разрушен, но процессы, запущенные с его уничтожением, ещё далеки от завершения. Здесь новости из всех бывших советских республик, их анализ и прогнозы на будущее.
ШУЛЬЦ – авторский канал о современной политике, истории, масс-медиа и немного о пиаре.
Криминальная хроника – 1920-х Авторский канал о криминале 1920-х годов.
НРБУ – группа для общения, объединения, совместной выработки повестки, определения проблем и поиска их решений для наемных работников.
Желающие присоединиться к списку, пишите
@rotermariner
CHUZHBINA – канал о русском зарубежье от эмигрантской живописи, литературы и известных персоналий до потомков эмигрантов, видеоклипов и интервью с нашими современниками.
Русская Пустошь – канал марксистского издания, посвящённого развитию теории адекватной современным культурно-историческим реалиям. Догматикам вход воспрещён.
Красный богомол – политический навигатор поможет выжит в бушующем море белого шума из политоты и фейкньюс.
North Korea Daily – канал о современной Северной Корее. Много Кима, политики и фото счастливых людей. Атмосфера пропаганды присутствует.
Беларускі піонэр – канал посвященный БССР 1920-х, 1930-х годов. Фотоснимки, журналы, газеты, архитектура и много чего другого о межвоенной истории Беларуси - только уникальный контент.
Пробковый шлем – канал о колониальных империях, антиколониальных движениях и постколониальной реальности.
Картинные истории – Картины и Художники, их жизнь, истории, факты. От средних веков до современности.
VATNIKSTAN – познавательный интернет-журнал о русскоязычной цивилизации. Самое интеллектуальное медиа из народных, самое народное из интеллектуальных.
ХУНТА – новейшая история стран третьего мира.
Красный Фронтовик – канал о военно-политической истории Европы и политическом искусстве начала XX века.
Соцреализм – канал, позволяющий увидеть и проследить историю развития социалистического реализма в работах художников, архитекторов,скульпторов, мозаистов. Строители социализма. Жизнь, надежды и мечты.
Антология Палеонтолога – Авторский канал коммуниста с радикальными теоретическими рассуждениями на тему истории, культуры и искусства.
Красный тебе к лицу – канал об истории левого движения. Здесь пишут про революцию и коммунистическую теорию, а также анализируют опыт построения социализма в нашей стране.
СССР – канал об истории самой большой страны мира с 1922 по 1991 года, простёршейся на территории 1/6 части Земли. О том как она жила, строила, покоряла, воевала, мечтала, учила и училась, любила и ненавидела.
Чернозём и Звёзды – канал о русском космизме, бессмертии, воскрешении и путях их достижения, пролегающих через изобретения современного искусства, равенство и социальную справедливость, а также технологическое развитие.
Залесская земля – социальная антропология великой русской равнины. О субстратной истории, культуре и метафизике Северо-Восточной России - свежо, весело и без понтов.
Politeconomics – заработная плата и цены, квартирная плата и налоги, прибыли и инвестиции, безработица и инфляция — все это наша повседневная жизнь.
Начетчик – канал профессионального историка. Рассказывает о прошлом без унылой копипасты с Википедии.
Стальной шлем – исторический канал об эпохе революций, массовых идеологий и мировых войн.
Memes War – историко-политический юмор и самые важные актуальные новости.
Туркестан и Поволжье – Канал рассказывающий об истории Туркестана и Поволжья. Самые интересные события, редкая информация, неизвестные фотографии.
ЭнергоТройка – канал о положении современной российской, и не только, энергетики.
Записки на заборе – Советский Союз разрушен, но процессы, запущенные с его уничтожением, ещё далеки от завершения. Здесь новости из всех бывших советских республик, их анализ и прогнозы на будущее.
ШУЛЬЦ – авторский канал о современной политике, истории, масс-медиа и немного о пиаре.
Криминальная хроника – 1920-х Авторский канал о криминале 1920-х годов.
НРБУ – группа для общения, объединения, совместной выработки повестки, определения проблем и поиска их решений для наемных работников.
Желающие присоединиться к списку, пишите
@rotermariner
Telegram
CHUZHBINA
Где нас не было. Русское зарубежье. История и современность.
Репост не означает согласия с точкой зрения.
Mother Russia - @vatnikstan
Здесь читай наши тексты - https://www.vatnikstan.ru/category/chuzhbina/
Для связи - @taralevich.
Репост не означает согласия с точкой зрения.
Mother Russia - @vatnikstan
Здесь читай наши тексты - https://www.vatnikstan.ru/category/chuzhbina/
Для связи - @taralevich.
Карамышевы. Из века XV в XXI.
Наш подписчик задал интересный вопрос про корни костромской, галичской фамилии Карамышевы.
В источниках: Карамыш, Карамышевы: кн. Михаил Федорович Карамыш Курбский, 1493 г.; князь Карамыш Семенович Шелепшанский, середина XVI в.; Александр Васильевич Карамышев, наместник кн. Андрея Васильевича в Бежецке, 1470 г.; Семен Карамышев, боярин, 1480 г., Нижний Новгород.
Князь Михаил Федорович Карамыш Курбский - дед князя Андрея, известного оппонента Ивана Грозного. Курбские получили свою фамилию от названия своей вотчины - ярославского села Курба.
Князь Карамыш Семенович Шелепшанский принадлежит княжескому роду Шелешпанских (Шелепшанские, Шелешпальские, Шелеспанские), ветки Белозерских Рюриковичей. Фамилию получили, вероятно, от наименования своих владений по реке Шелекша при её впадении в Ухтому. В XV-XVII вв. фамилия писалась Шелешпальские. В варианте Шелешпальские легко угадывается мерянский топоформант -б(п)ал – «место, селение», «место проживания». Названия с таким формантом распространены на Верхневолжье: Кужбал, Шудобал, Ружбал, Шенбалка, Юмбалово, Деболово, Хихиболы, Толгобол, Яхробол, реже -пал, -пол, -пола и т.п., Нушпола, Шашпал и тд.
Как видим ареал мирского имени Карамыш в источниках XV-XVI веков - Верхнее Поволжье.
Распространенное мнение, что имя Карамыш - татарское, тюркское. Известный тюрколог Н.А. Баскаков считал, что это имя - прозвищного происхождения и образовано от тюркско-турецкого слова «корумыш», означающего «защитивший, пощадивший». По второй версии, это имя древнетюркское, и имеет значение «ребёнок родился». Существует и версия, по которой имя Карамыш является диалектным вариантом арабского имени Карамшах, состоящего из двух корней, первый из которых, арабское слово «карам», означает «щедрость, великодушие, святость». Второй компонент имени, персидское слово «шах», первоначально имело значение «шах, хан, повелитель; владелец, хозяин».
Мы же рассмотрим возможную волго-финскую этимологию этого имени.
В волго-финских именах тоже часто встречается корень -кара, он является составной частью многих мужских имен:
Кара, Карай м. древн.-ф.-у.; фин.-перм. кар+а,-ай-суф. 1. «крепко сложенный; здоровяк» 2. «родовой, родной». Упомин. (1678,1748).
Карабай, Каравай м. древн.-ф.-у. ССИ: кар(а)+бай=вай голова, «отпрыск»; ер. Кара, Карай. Упомин. (1651), (1717), (1678), (1722).
Карагузя м. пермск. ССИ: кар>коми гар, гарй+гозъя «пара, чета»; вар. Каракузя; Упомин. (1719), (1762).
Каракан м. I древн.-мар. стаж. ф. ССИ: кара=кар+хана=ана «побег, росток»; Досл.—«крепкая поросль»; Упомин. (1719), (1748).
Карамай м. древн.-мар. стяж. ф. ССИ: кара+мыйи «малорослый»; эст. maja «домовой». Упомин. (1719).
Кармиш, Кармыш м. I эст. Kärmas «проворный, быстрый, расторопный». II чуваш. кармаш «приближаться, быть близким» (ф-у заимствование в чувашском). Вар. Кармишка, Кармышка. Упомин. (1678), (1748), ( 1744), (1748).
Суффикс -иш, -ыш так же часто встречается в волго-финских именах, например: Карыш, Карпиш, Катлыш, Кацыш, Каныш и т.д..
Корень -кара образует и целый пучок средневековых мирских имен в Московии для которых по мимо тюркский этимологии можно предложить волго-финскую:
Карабузин Василий, посол вел. кн. Бориса Тверского к митрополиту Ионе,1459 г., Карабузины в XV - XVII вв. в Кашине, где существовало село Карабузино в Нерехотском стане; в самом Кашине храм Варвары Карабузинской.
Карабышев Андрей, холоп, 1545 г., Белоозеро
Карандей, Карандеев: Карандей Злобин, 1580 г.; Степан Гаврилович Карандеев, 1597 г., Рязань.
Корондыш, Корондышев Борис Дмитриевич, 1587 г., Тула; Анучка Карандышев, посадский человек, 1637 г., Устюг.
Таким образом, возможно, Карамыш, имя - прозвищного происхождения, может быть образовано от древне-финно-угорского слова кар - 1. «крепко сложенный; здоровяк» 2. «родовой, родной». + мыш-суф. Или быть вариантом волго-финского имени Кармиш, Кармыш - 1. «проворный, быстрый, расторопный», 2. «приближаться, быть близким».
#XVвек #XVIвек #XVIIвек #ономастика #московия
Наш подписчик задал интересный вопрос про корни костромской, галичской фамилии Карамышевы.
В источниках: Карамыш, Карамышевы: кн. Михаил Федорович Карамыш Курбский, 1493 г.; князь Карамыш Семенович Шелепшанский, середина XVI в.; Александр Васильевич Карамышев, наместник кн. Андрея Васильевича в Бежецке, 1470 г.; Семен Карамышев, боярин, 1480 г., Нижний Новгород.
Князь Михаил Федорович Карамыш Курбский - дед князя Андрея, известного оппонента Ивана Грозного. Курбские получили свою фамилию от названия своей вотчины - ярославского села Курба.
Князь Карамыш Семенович Шелепшанский принадлежит княжескому роду Шелешпанских (Шелепшанские, Шелешпальские, Шелеспанские), ветки Белозерских Рюриковичей. Фамилию получили, вероятно, от наименования своих владений по реке Шелекша при её впадении в Ухтому. В XV-XVII вв. фамилия писалась Шелешпальские. В варианте Шелешпальские легко угадывается мерянский топоформант -б(п)ал – «место, селение», «место проживания». Названия с таким формантом распространены на Верхневолжье: Кужбал, Шудобал, Ружбал, Шенбалка, Юмбалово, Деболово, Хихиболы, Толгобол, Яхробол, реже -пал, -пол, -пола и т.п., Нушпола, Шашпал и тд.
Как видим ареал мирского имени Карамыш в источниках XV-XVI веков - Верхнее Поволжье.
Распространенное мнение, что имя Карамыш - татарское, тюркское. Известный тюрколог Н.А. Баскаков считал, что это имя - прозвищного происхождения и образовано от тюркско-турецкого слова «корумыш», означающего «защитивший, пощадивший». По второй версии, это имя древнетюркское, и имеет значение «ребёнок родился». Существует и версия, по которой имя Карамыш является диалектным вариантом арабского имени Карамшах, состоящего из двух корней, первый из которых, арабское слово «карам», означает «щедрость, великодушие, святость». Второй компонент имени, персидское слово «шах», первоначально имело значение «шах, хан, повелитель; владелец, хозяин».
Мы же рассмотрим возможную волго-финскую этимологию этого имени.
В волго-финских именах тоже часто встречается корень -кара, он является составной частью многих мужских имен:
Кара, Карай м. древн.-ф.-у.; фин.-перм. кар+а,-ай-суф. 1. «крепко сложенный; здоровяк» 2. «родовой, родной». Упомин. (1678,1748).
Карабай, Каравай м. древн.-ф.-у. ССИ: кар(а)+бай=вай голова, «отпрыск»; ер. Кара, Карай. Упомин. (1651), (1717), (1678), (1722).
Карагузя м. пермск. ССИ: кар>коми гар, гарй+гозъя «пара, чета»; вар. Каракузя; Упомин. (1719), (1762).
Каракан м. I древн.-мар. стаж. ф. ССИ: кара=кар+хана=ана «побег, росток»; Досл.—«крепкая поросль»; Упомин. (1719), (1748).
Карамай м. древн.-мар. стяж. ф. ССИ: кара+мыйи «малорослый»; эст. maja «домовой». Упомин. (1719).
Кармиш, Кармыш м. I эст. Kärmas «проворный, быстрый, расторопный». II чуваш. кармаш «приближаться, быть близким» (ф-у заимствование в чувашском). Вар. Кармишка, Кармышка. Упомин. (1678), (1748), ( 1744), (1748).
Суффикс -иш, -ыш так же часто встречается в волго-финских именах, например: Карыш, Карпиш, Катлыш, Кацыш, Каныш и т.д..
Корень -кара образует и целый пучок средневековых мирских имен в Московии для которых по мимо тюркский этимологии можно предложить волго-финскую:
Карабузин Василий, посол вел. кн. Бориса Тверского к митрополиту Ионе,1459 г., Карабузины в XV - XVII вв. в Кашине, где существовало село Карабузино в Нерехотском стане; в самом Кашине храм Варвары Карабузинской.
Карабышев Андрей, холоп, 1545 г., Белоозеро
Карандей, Карандеев: Карандей Злобин, 1580 г.; Степан Гаврилович Карандеев, 1597 г., Рязань.
Корондыш, Корондышев Борис Дмитриевич, 1587 г., Тула; Анучка Карандышев, посадский человек, 1637 г., Устюг.
Таким образом, возможно, Карамыш, имя - прозвищного происхождения, может быть образовано от древне-финно-угорского слова кар - 1. «крепко сложенный; здоровяк» 2. «родовой, родной». + мыш-суф. Или быть вариантом волго-финского имени Кармиш, Кармыш - 1. «проворный, быстрый, расторопный», 2. «приближаться, быть близким».
#XVвек #XVIвек #XVIIвек #ономастика #московия
Орудия труда из костромских курганов: серп, топор и сошник (наконечник сохи), XII-XIII вв.
Топоры с относительно узким лезвием были распространены в основном на Севере: в Финляндии, Карелии и Новгородских землях; считается, что такими орудиями было удобно расчищать лес при подсечной и переходной от него переложной системе земледелия. Серпы костромских курганов, найденные исключительно в женских погребениях, по пропорциям близки к новгородским.
Урожайность при подсеке была относительно высока, одно семя приносило 30-80 зерен, для сравнения в Англии при пашенном земледелии обычный урожай составлял сам-15, сам-20, т.е. средняя урожайность на подсеке в лесной зоне превосходила урожайность при пашенном земледелии. Минусом такой системы хозяйствования было быстрое снижение плодородия почвы, через 2-3 года использования расчищенного с большим трудом участка приходилось искать новые места. Поля среди бескрайних лесов Костромского Поволжья кочевали вдоль рек, по которым двигались наши предки.
Деревья подсекались в осенне-зимний период, пожог проводили весной, как только сходил снег. Зола являлась отличным удобрением, огонь выжигал семена сорных трав. Сеяли прямо в золу, пни не корчевали. Возделывали яровую пшеницу, ячмень, рожь, просо. Через 3-4 года заброшенное поле могли использовать для выпаса скота, полностью плодородие участка восстанавливалось за 20-30 лет, после чего его могли пахать сохой более или менее регулярно.
Интересный факт, в Финляндии каждую весну проходит этнографический праздник Kaskenpoltto, посвященный подсеке.
Костромской музей заповедник.
#археология #древняярусь #археология #мерянское #финноугры #волга #костромскаяобласть
Топоры с относительно узким лезвием были распространены в основном на Севере: в Финляндии, Карелии и Новгородских землях; считается, что такими орудиями было удобно расчищать лес при подсечной и переходной от него переложной системе земледелия. Серпы костромских курганов, найденные исключительно в женских погребениях, по пропорциям близки к новгородским.
Урожайность при подсеке была относительно высока, одно семя приносило 30-80 зерен, для сравнения в Англии при пашенном земледелии обычный урожай составлял сам-15, сам-20, т.е. средняя урожайность на подсеке в лесной зоне превосходила урожайность при пашенном земледелии. Минусом такой системы хозяйствования было быстрое снижение плодородия почвы, через 2-3 года использования расчищенного с большим трудом участка приходилось искать новые места. Поля среди бескрайних лесов Костромского Поволжья кочевали вдоль рек, по которым двигались наши предки.
Деревья подсекались в осенне-зимний период, пожог проводили весной, как только сходил снег. Зола являлась отличным удобрением, огонь выжигал семена сорных трав. Сеяли прямо в золу, пни не корчевали. Возделывали яровую пшеницу, ячмень, рожь, просо. Через 3-4 года заброшенное поле могли использовать для выпаса скота, полностью плодородие участка восстанавливалось за 20-30 лет, после чего его могли пахать сохой более или менее регулярно.
Интересный факт, в Финляндии каждую весну проходит этнографический праздник Kaskenpoltto, посвященный подсеке.
Костромской музей заповедник.
#археология #древняярусь #археология #мерянское #финноугры #волга #костромскаяобласть
Духоборские домовины из Джавахетии.
Фото моего коллеги, тюрколога и знатока Великой Хазарии, Дмитрия Каниболоцкого. Духоборское кладбище Могилки в Джавахетии. Джавахк — историко-географическая область на юге Грузии в верховьях реки Кура, где еще при Николае I поселились духоборы – этноконфессиональная группа русских, которая отрицает иконы и необходимость священников. За это РПЦ всегда относила их к сектантам. «Борец с Духом» – так эту религиозную группу назвал Екатеринославский православный архиепископ в 1785 году.
Сооружения очень похожи на средневековые "домики мертвых", "домовины", широко распространенные от карел до мордвы, про них мы недавно писали. У мордвы такой обряд сохранялся до середины XIX века, и преследовался властями, разорявшими языческие мольбища и могильники. Похоже, у духоборов это мордовское влияние.
Первоначально духоборство появилось не в Екатеринославской, а в Харьковской губернии, в селе Охочее, и оттуда распространилось в разных направлениях, как на юг, так и на восток. Одним из крупных центров духоборов была Тамбовская губерния (с раннего средневековья по середину XVII века традиционно мокшанский регион). Мордва мокша - третий после русских и украинцев народ, массово вошедший в состав духоборов. Духоборы так и говорят, что они и не русские, и не украинцы, а отдельный народ, потому что они смешались из русских, украинцев и мордвы.
Вообще на Северном Кавказе тоже есть подобные "домики мертвых", например в Северной Осетии, в селении Даргавс находится самый крупный некрополь Кавказа состоящий из подобных сооружений. Это очень древняя похоронная традиция восходящая к так называемым "дольменам Краснодарского края" - погребальным сооружениям предков северокавказских народов.
Но это на Северном и Западном Кавказе. Но там, где в Джавахетии живут духоборы, нет даже грузин. Исторически там жили армяне и тюрки, а у них нет такой традиции. И до сих пор грузины там в меньшинстве, в основном живут армяне.
Еще у духоборов в Джавахетии были священные валуны, которые использовались в лечебных целях, что тоже, вероятно, мордовское влияние, так как подобные камни широко распространены от Мордовии до Финляндии.
Залесец.
#духоборы #грузия #северныйкавказ #домовина #мордва #домикмертвых
Фото моего коллеги, тюрколога и знатока Великой Хазарии, Дмитрия Каниболоцкого. Духоборское кладбище Могилки в Джавахетии. Джавахк — историко-географическая область на юге Грузии в верховьях реки Кура, где еще при Николае I поселились духоборы – этноконфессиональная группа русских, которая отрицает иконы и необходимость священников. За это РПЦ всегда относила их к сектантам. «Борец с Духом» – так эту религиозную группу назвал Екатеринославский православный архиепископ в 1785 году.
Сооружения очень похожи на средневековые "домики мертвых", "домовины", широко распространенные от карел до мордвы, про них мы недавно писали. У мордвы такой обряд сохранялся до середины XIX века, и преследовался властями, разорявшими языческие мольбища и могильники. Похоже, у духоборов это мордовское влияние.
Первоначально духоборство появилось не в Екатеринославской, а в Харьковской губернии, в селе Охочее, и оттуда распространилось в разных направлениях, как на юг, так и на восток. Одним из крупных центров духоборов была Тамбовская губерния (с раннего средневековья по середину XVII века традиционно мокшанский регион). Мордва мокша - третий после русских и украинцев народ, массово вошедший в состав духоборов. Духоборы так и говорят, что они и не русские, и не украинцы, а отдельный народ, потому что они смешались из русских, украинцев и мордвы.
Вообще на Северном Кавказе тоже есть подобные "домики мертвых", например в Северной Осетии, в селении Даргавс находится самый крупный некрополь Кавказа состоящий из подобных сооружений. Это очень древняя похоронная традиция восходящая к так называемым "дольменам Краснодарского края" - погребальным сооружениям предков северокавказских народов.
Но это на Северном и Западном Кавказе. Но там, где в Джавахетии живут духоборы, нет даже грузин. Исторически там жили армяне и тюрки, а у них нет такой традиции. И до сих пор грузины там в меньшинстве, в основном живут армяне.
Еще у духоборов в Джавахетии были священные валуны, которые использовались в лечебных целях, что тоже, вероятно, мордовское влияние, так как подобные камни широко распространены от Мордовии до Финляндии.
Залесец.
#духоборы #грузия #северныйкавказ #домовина #мордва #домикмертвых
Forwarded from Унежить душу
К предыдущему посту.
Сергей Петрович Оссовский «Дорога к храму».
Очень тоталитарная эстетика.
Сергей Петрович Оссовский «Дорога к храму».
Очень тоталитарная эстетика.
Наше коренное самосознание.
Вообще я в Костроме как дома, сплю до обеда, гуляю, наблюдаю, разговариваю. Вот сегодня, фотаю деревянную церковь Собора Пресвятой Богородицы 1552 года в Ипатьевской слободе.
Дед идет. Говорит: эта церковь с родины Пуговкина (село Холм Галичского района). Слыхал про Пуговкина?
Я, да слыхал, он же чухломской.
Да, говорит дед, чухломской. А ты сам откель? Москвич?
Отвечаю, предки с Сусанинской округи, а так, да, москвич.
А чего ты там не живешь?, спрашивает дед.
У меня 4 двоюродных бабки в Костроме, отвечаю я, гощу.
У нас в Костроме пол города сусанинских, отвечает дед. А ты знаешь, что нам Камчатка уже не принадлежит, продали китайцам?, вдруг говорит он.
Я говорю, главное чтоб Сусанино с Костромой стояли крепко.
Это да, говорит дед, тогда Руси быть, а Камчатка, никуда тогда не денется.
Традиционалист.
#кострома #костромскаяобласть #XVIвек #самосознание
Вообще я в Костроме как дома, сплю до обеда, гуляю, наблюдаю, разговариваю. Вот сегодня, фотаю деревянную церковь Собора Пресвятой Богородицы 1552 года в Ипатьевской слободе.
Дед идет. Говорит: эта церковь с родины Пуговкина (село Холм Галичского района). Слыхал про Пуговкина?
Я, да слыхал, он же чухломской.
Да, говорит дед, чухломской. А ты сам откель? Москвич?
Отвечаю, предки с Сусанинской округи, а так, да, москвич.
А чего ты там не живешь?, спрашивает дед.
У меня 4 двоюродных бабки в Костроме, отвечаю я, гощу.
У нас в Костроме пол города сусанинских, отвечает дед. А ты знаешь, что нам Камчатка уже не принадлежит, продали китайцам?, вдруг говорит он.
Я говорю, главное чтоб Сусанино с Костромой стояли крепко.
Это да, говорит дед, тогда Руси быть, а Камчатка, никуда тогда не денется.
Традиционалист.
#кострома #костромскаяобласть #XVIвек #самосознание
Forwarded from 76.ru - Ярославль онлайн (Ольга Прохорова)
В лесах Ярославской области пошли грибы. Да такие красавцы и так много, что народ несёт полные корзины. Не все, правда, спешат делиться местами, где собирают.
❗️Но мы даём карту из 25 секретных грибных мест в Ярославской области.
❗️Но мы даём карту из 25 секретных грибных мест в Ярославской области.