РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
7.37K subscribers
2.26K photos
28 videos
1 file
1.28K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Дораскольные надгробия с "солнышком" XVI-XVII вв.. Навеяно сегодняшним походом в Музей истории Москвы.

Академик Беляев Л.А. в своей книге 1996 года: "Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII–XVII вв." пишет: с самого начала обязательным элементом украшения древнерусских надгробий был солярный знак или Сегнерово колесо — круг в виде солнца, который помещался в верхней части надгробия и в его середине." Этот мотив восходил к украшениям на крышке Гроба Господня в Иерусалиме и отражал христианскую идею воскресения из мертвых.

Впрочем, для двоеверческого древнерусского ума оно могло символизировать и нечто другое.

На каменных надгробиях доромановской Московии обычно 2 или 3 солнышка. Как на северных колыбелях, рубелях, прялках. Там соляpные знаки обычно тоже не единичны, а следовательно, могут изобpажать не солнце как единственное дневное светило, а какyю то инyю идею, где солнце является лишь вспомогательным сpедством, опpеделительным знаком.

Они могли обозначать три мира или три основных периода жизни человека.

Если на надгробьях изображен языческий символ. Как он оказался на погосте православного кладбища?

Здесь уместным будет вспомнить о старой традиции христианства, заключающийся в заимствовании, точнее включении старых символов и праздников в круг христианского культа.

https://telegra.ph/Staromoskovskie-srednevekovye-nadgrobiya-08-24-2
Русь меряно-словенская. Вдохновляющие фото с летней школы традиционной культуры "Петровские смотрины", которая прошла 14 июля на Верхней Волге.

Традиция в жизни? А как это? А вот, так! Огромный палаточный лагерь, человек 500, в основном это многодетные семьи, причём, многие дети буквально выросли на этом фестивале. Все друг друга знают, радостно встречают и провожают с песнями. Тепло и уютно здесь. Вечёрки тут до рассвета гуляют, мужчины стенку на стенку дерутся, а женщины по 10 детей рожают. А какие красивые и светлые лица. У многих такие знакомые эмоции. Как на северных фотографиях Прокудина-Горского начала XX в.

Это вам не псевдорусский пафос с "зигами". Кто не верит, что наш этнический корень жив, съездите, пообщайтесь, посмотрите. Очень отрезвляет от мелочной суеты повседневности.

А ещё фестиваль проходит в прекрасных местах, в г.Мышкине, где некогда сошлись два колонизационных потока - мерянский с Ростова и словенский из Новгорода, на берегу нашей священной реки - Волги, в сосновом бору!

Залесец.
Пожалуй, это один из наиболее выразительных архангелов в древнерусской, залесской металлопластике. XII-XIII вв. По бокам, если что, не щупальца, а крылья.

Художник передает чувства, о чем-то подобном говорил, вроде бы, Лев Николаич Толстой.
Утка-ковш эпохи ранней бронзы из Горбуновского торфяника (Урал)

На фото деревянный ковш 3-2 тысячелетия до н.э. в виде уточки и заготовка для него.

Деревянные ковши и ложки с навершиями в виде голов водоплавающих птиц, найденные в Горбуново отличает реалистичность, стилистическая однородность и тщательность изготовления. По существу, это - полифункциональный образ емкости и орнито-морфной культовой скульптуры. Оформление ручек в виде головы и шеи утки находит свое гармоничное продолжение в традиционной северной и поволжской деревянной утвари 18-20 веков, которую мы знаем по этнографии финно-угорских народов и северных великороссов. Ранняя бронза Урала - вот корни нашей культуры.

Горбуновский торфяник — всемирно известный археологический памятник, расположенный в Свердловской области близ города Нижний Тагил. Уникальность данного объекта заключается в огромном количестве находок, связанных с ритуально-культовым предназначением.
Нестеровская нетленка

Банер на улице в Сергиевом Посаде повествующий о том, как простому мальчику с озера Неро - Варфоломею явился сам Никола-бог, после чего тот стал великим святым и крестителем земли Залесской.
Региональный экспансионизм и этнический автономизм при ранних Советах 1920-ых годов.

В октябре 1922 г. Вятское Губэкосо (Губернское экономическое совещание) приняло проект создания Вятско-Ветлужского края — новой административно-территориальной единицы в составе РСФСР, которая, должна была включить в себя Вятскую губернию (без Омутнинского уезда), Вотскую (Удмуртскую) и Марийскую автономные области, а также пограничные уезды Костромской и Нижегородской губерний. Органы планирования Вятской губернии, Вотской и Марийской национальных автономий создали Организационное бюро Вятско-Ветлужского края. В январе 1925 г. состоялся первый пленум этого Оргбюро. В 1928 г. начались административные реформы, предварявшие создание обширного края. Были упразднены уезды. Из состава Костромской и Нижегородской губерний был выделен Ветлужский округ с центром в Шарье. К 1929 г. всё было готово к объединению. Но инициативу перехватил Нижегородский губком. В итоге перестановок, интриг и партийной борьбы, Вятский край, Ветлужский округ, Нижегородская губерния и Вотская, Марийская и Чувашская автономии, были объединены под началом Нижнего Новгорода...

Если бы был осуществлён первоначальный план, мы бы получили объединение удмуртов, мари, в том числе северо-западных, жгонов, ветлугаев и последних этнических меря в полосе Нея — Шарья — Котельнич.

Появился бы край с бо́льшим уважением этнических традиций, чем в тех, где были крупные урбанистические центры — Нижний, Иваново, Ярославль. Быть может, жгонский язык начали бы изучать и записывать не после войны, в 1970-80-х., а уже в конце 1920-х., в этом случе и поздне-мерянский пласт Шарьи - Котельнича был бы описан этнографами. Много всего интересного могло бы произойти. Ведь это для Нижнего Новгорода все эти Шахуньи, Шарьи и Шабаленки были «глухими углами», «мухосрансками». Под эгидой Вятки всё было бы иначе.

Да, остается констатировать, что региональный экспансионизм и местный этнический автономизм при Советах образца 1920-х., процветали!

Нижний Новгород в конце 1920-ых, в пику Вятке, тоже выдвинул проект объединения Верхневолжья и Волго-Камья, под их, нижегородским, началом. (проект тоже так и не был реализован.) Т.е. то, что потом стало Ивановской промышленной областью и Горьковским краем. Тоже интересный проект, в рамках которого новая административная единица практически полностью охватила бы всю древнюю Мерянскую историческую территорию и плюс волжские финно-угорские автономии. Но столь жирные куски в один край просто побоялись включать, иначе получилась бы квази-Республика с половину Украины и по любому больше Белорусской ССР.

Нереализованные Вятский и Верхневолжский проекты не были единственными в своем роде. В 1928 году в рамках РСФСР был образован Средневолжский край — административная единица созданная из территорий четырёх бывших губерний: Самарской, Пензенской, Симбирской и Оренбургской, и просуществовавшая по 1935 год. Интересен он тем, что был образован ровно в исторической полосе расселения мордвы эрзя и мокши, включая Мордовскую автономную область, будущую Мордовскую АССР, с центром в Саранске.

Казалось бы, было логичнее присоединить эрзя и мокшу к Нижнему Новгороду, наряду с другими волжскими автономиями. Но резон был именно в объединении дисперсно расселённых финно-угорских этносов. Мордвы эрзя и мокши — в среднем Поволжье. Мари — в Вятско-Ветлужском крае... Видимо местные большевики реально мыслили именно в этом направлении.

https://telegra.ph/Vyatsko-Vetluzhskaya-Srednevolzhskaya-i-Verhnevolzhskaya-kvazi-respubliki-1920yh-godov-08-20
Владимирские краеведы и «сувенирный налог»

По сообщению https://zebra-tv.ru Владимиро-Суздальский музей-заповедник требует у исследователей Владимирской области оплаты «сувенирного налога». В начале августа музей уведомил типографию «Транзит-ИКС» о необходимости заплатить 4 тысячи рублей за использование изображений в книге Натальи Трофимовой о площадях города Владимира.

«Не могу я писать про князя Андрея Боголюбского, не приводя фотографий Золотых ворот, Боголюбово, Покрова на Нерли; не могу писать про князя Всеволода Большое Гнездо без Дмитриевского собора. Я совершенно не понимаю, почему я должна платить музею, музей не строил это и не является наследником князя Андрея Боголюбского. Если уж на то пошло, эти памятники являются объектами ЮНЕСКО, международным наследием.», – возмущается Инна Сбитнева.

Закономерный итог безудержной коммерциализации.
Безжизненные реки России.

Павел Пряников в @redzion сегодня рассказал о своем ощущении от Москвы-реки увиденной с 84-го этажа башни «Око»: «за 4 часа по реке прошло всего 3 судна – вот эта баржа с песком и два прогулочных кораблика. Безжизненная река в плане транспорта. ... А сейчас речной транспорт в России почти совсем умер. Если даже в богатейшей Москве не видно кораблей на реке, то что уж говорить о другой России.»

Перекликается с личным впечатлением от Волги в Ярославле, с ее нулевым трафиком. При том, что, на минуточку, она всегда была основной транспортной артерией России.

Был там в середине лета, Волга совершенно пустая. За полтора часа не прошло ни одной баржи, танкера или сухогруза. Помню в советское время по реке сновали десятки больших и малых кораблей. А попади мы на сто лет назад нас бы оглушили десятки пароходных гудков, ржание коней сотен подвод, крики тысяч людей у причалов. Великая река превратилась в запруду, а Великороссия в тень. Говорят, что такая же картина и на Шексне.

Залесец.
Хмурое утро 1319 года. Не-3D визуализация.

Увидал тут у humus в ЖЖ симпатичную подборку фотографий авторства А.А. Белякова, изображающих деревенский быт финно-угров вожан (водь) из округи села Тосно, Петроградской губернии, РСФСР. 1925 год.
Если кто хочет по представлять, что видел, к примеру, состоятельный средневековый суздалец или новгородец, выйдя поутру из своего дома во двор, то вот, пожалуйста. Отличия в мелочах, окно великовато немножко, разумеется, но сам дух до крайности аутентичен — включая и деревянное мощение двора. Очень наглядно видно, как накапливался культурный слой в наших древних залесских и новгородских городах.

Залесец.
Всматриваясь в Россию.

Суровая Аглая из Млева, Тверин Кариела, поздравляет с началом учебного года.

Когда мы всматриваемся в Россию, то Тверин Кариела, Меряма, Мещёра, Мурома, Весь всматриваются в нас. Девочка поздравляет с наступающим днем знаний? Нет. Это испытующе смотрят наши Великие Матери: Божья Мать, Мать Огня, Мать Земли, Мать Воды, Мать Леса...

Фото: Екатерина Соловьева, Гамбург.
Две зыбки - две эпохи.

Торцы северных зыбок (люлек). Север, 1921, 1939 гг.
Частное собрание.
Диалекты и словечки как ключевые маркеры племенных этногрупп

Распространение терминов -
Изба - зеленый цвет
Хата - желтый цвет
Дом - штриховка
Хоромы - красные точки
Курень - треугольники

Любопытен так же желтый островок у Чухломы совпадающий с островком "аканья" среди всеобщего великорусского "оканья". Но лица у местных чухломичей конечно совершенно не смоленские, витебские или гродненские. )

Интересная загадка.

Из серии карт ''Язык русской деревни''.
Счастье Устюжны в том, что она оказалась не нужна советской власти. Просто было не до неё. Даже храмы толком не снесли, только улицы переименовали. И постсоветской власти она тоже оказалась не нужна. И нынешней власти. И главное - вездесущим туроператорам. И слава Богу. Мы имеем радость в чистом виде - законсервированный, застывший во времени город, с длинной улицей Карла нашего с вами Маркса, которая начинается колонией номер 20, детским садом Сосенка и нереальным Казанским храмом. Заканчивается тоже храмом, Рождества Богородицы, в котором музей. Пятерочка, Магнит, Дикси и субботний рынок только добавляют милоты. Везде лежат собаки, быстро течёт рекамоейжизни (Молога), у домиков по набережной уже свалены осиновые дрова, а гоголевский ревизор все никак не доедет сюда на машине времени.

Екатерина Соловьева. Пушкино - Гамбург.
Брусчатка и мостовые.

Ещё до Первой мировой войны (1914-1918) московские улицы мостили брусчаткой привезённой из Швеции и Финляндии.

В середине 20-х годов в центре Москвы началась масштабная реконструкция улиц, и финно-скандинавскую брусчатку заменили на карельскую с берегов Онежского озера.

В последнее время возникает все больше предложений вновь замостить центральные улицы Москвы брусчаткой. А почему бы и нет? Намедни Варламов высоко оценил Старую Ригу с ее мощёными улицами, чем Москва хуже?

Залесец.