РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
7.45K subscribers
2.33K photos
29 videos
1 file
1.43K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Forwarded from WeHistory
Английская открытка, шутливо описывающая эволюцию медведя в русского мужичка. Конец XIX века
Forwarded from Меряфутурист
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Меряфутурист
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Меряфутурист
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Толкователь
У уважаемых коллег хорошие замечания по подсечно-огневому земледелию
https://yangx.top/merjanin/3616

Действительно, люди на севере Восточно-европейской равнины постепенно, века с X-XI, ещё на климатическом оптимуме, начинают уходить от «лесных зерновых» к подсеке.
Потом подсечно-огневое (П-О) земледелие стало основой аграрной жизни на русском Севере и в Финляндии вплоть до начала ХХ века.
И в отличие от «лесных плантаций зерновых» П-О система не требует от историков реконструкции, поскольку хорошо задокументированы её практике в начале ХХ века.
И читая эти практики, мы видим, что они тоже опровергают ряд сложившихся вокруг П-О мифов. Главный миф – что крестьяне рубили спелый лес, огромные деревья. Нет, рубили фактически подрост и кустаринк. Это хорошо описано в «Вестнике Брянского государственного университета», №4, 2020, на примере Олонецкой губернии:

«В качестве породы деревьев предпочтение отдавалось ельнику, ольшаннику или березняку. Деревья должны быть не старыми, а, значит, и не толстыми. Количество деревьев толщиной до 13 см на уровне груди на будущей подсеке не должно было превышать 6-7%. Например, в Повенецком уезде средняя толщина вырубаемых на подсеках деревьев равнялась почти 7 см, а средний возраст вырубаемого леса был около 20 лет. Для получения большей толщины плодородного слоя почвы на подсеку мог привозиться дополнительный сухостой.

Остывшая земля неглубоко (на глубину не более 7 см) вспахивалась сохой, которая разрывала и поднимала оставшиеся в земле корни. Считалось, что особенно плодородный слой земли остаётся у основания прогоревших пней. Затем вспаханная подсека бороновалась и засевалась.

В Повенецком уезде средняя площадь лесных расчисток составляла 0,31 дес. (0,33 га; или 33 сотки), что составляет примерно половину площади футбольного поля.

О малых размерах заложенных подсек говорит тот факт, что на двух участках леса в общей сложности было вырублено чуть больше 7 кубометров осины, ольхи и берёзы. В крестьянских лесах Повенецкого уезда к 1913 году насчитывалось 10.413 таких подсечных участка, 68% этих участков эксплуатировались только один сезон. На следующий год они забрасывались. 24% подсек засаживались два года подряд. Только 8% всех разработанных лесных участков в Повенецком уезде использовалось 3 года. Однолетняя подсека засевалась рожью или репой. Реже высаживался лён. Овёс на подсеках выращивался не часто. Карельские крестьяне старались высаживать этот злак на постоянном поле, поскольку на лесных пашнях посевы овса часто разорялись медведями.

В качестве примера приведём подсечные участки крестьянина д. Подкусельга Сямозерской волости А. Мартынова. В 1912 г. в его хозяйстве находилось 9 подсек на расстоянии от одной до двух вёрст от деревни. На месте подсек рос смешанный из ольхи и берёзы десятилетний лес (10 лет – это совсем подрост, почти кустарник – Т.). Подсека, разработанная в 1907 г., в 1912 г. уже была заброшена. Остальные расчистки или находились «под суками», то есть под поваленным и сохнущим лесом, или были засеяны различными культурами: рожью, ячменём, репой и льном. При этом нужно заметить, что по состоянию на 1905 г. в среднем на каждую семью в д. Подкусельга приходилось только 4,3 человека».
(численность семьи приведена не зря – малое количество работников в ней не позволяло вести трудозатратные расчистки зрелого леса).
Forwarded from Меряфутурист
Шейная гривна по мотивам мерянских, стильный элемент современного костюма.

Ремесленная лавка Цвергов Хрен. Ярославль.

#меря #арт #ковка
Читать не вредно, вредно не читать. Лучшие образовательные каналы от настоящих гуру гуманитарного телеграма. Присоединяйтесь!

🎩 ЭСТЕТ 2.0
— Твой путеводитель по миру культуры, который подскажет «Что посмотреть?» и «Что почитать?». Регулярные анонсы кинопремьер, новинки литературы и статьи о живописи и истории;

🪖 Стальной шлем — западная политическая история Нового и Новейшего времени. Много Германии, Центральной и Восточной Европы;

🐱Cat_Cat —  cборник авторских статей, мемов и постов на историческую и научную тематику. «Познавательно, информативно и с юмором» — таков наш девиз;

👺Деликатесы Укиё-э — авторские рассказы о Японии эпохи самураев: актёры и проститутки, фантастические твари и весёлая эротика, запрещённая властями;

🛡 Записки о Средневековье — хочешь в средневековье? Заходи и узнаешь как там!;

⚔️ Великая Война — Война, которая перевернула мир. Тактика и стратегия, великие сражения и окопный быт, бронетехника и оружие Первой мировой. Всё о войне, которая до сих пор влияет на нашу жизнь;

🎖Вторая Мировая война — канал о Второй Мировой войне в фото и видеоматериалах, интересных и познавательных статьях;

🗺 Вечерний картограф — Карты всех эпох и жанров плюс многосерийные рассказы об истории, политике, а теперь и о путешествиях;

🧛🏻‍♂️ Panfilov FM — Настоящее прошлого. Масскульт глазами историка: история и мифология в кино, сериалах, играх. Костюмы, образы, необычные факты;

🏛 Эстетика Византии — История Рима античного и Рима средневекового в картинах, артах и других произведениях искусства. Ну и, конечно, классическая филология: латынька, греческий — куда без них? Иногда стримим и разыгрываем книжечки;

🇸🇪 Чертог Медведя — авторский канал о Швеции, викингах и путешествиях. Автор живёт в Стокгольме и делится уникальным контентом из Скандинавии и не только;

💣 Lace War — Канал известного историка. Статьи и циклы, а также авторские переводы иностранной литературы, которая едва-ли будет издана на русском;

🌃 Moscowww — история города в необычных маршрутах и уникальных памятниках: куда сходить, что посмотреть, на что обратить внимание в Москве;

⛪️ Лаборатория Культур — Самый сок гуманитарного Телеграма💥 Пишем про культуру, историю, религиоведение и привозим свежие материалы из африканских экспедиций;

🎠 РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ — социальная антропология Замкадья. О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России" — свежо, весело и без понтов;

🌞mexicalli — авторский канал об ацтеках и Мезоамерике: история, быт, религия, война и мир, жизнь и смерть;

📚История по полочкам — современные тенденции мирового развития: история, демография, социология, экономика. Строго научный подход;

🪬 Меряния. Merjamaa —изучение финно-угорского субстрата "Золотого кольца" России в его русском прошлом и настоящем. Меря, чудь и мурома исторические и этнофутуристические.
Forwarded from WeHistory
Степан Тимофеевич Разин — это больше, чем простой разбойник, казачий атман и бунтовщик. Это человек-легенда.

Родился он на Дону около 1630 года, отец — казак, мать, по одной из версий, — крымская татарка. И хотя Стенька Разин — первый человек из России, о котором в Европе была защищена диссертация, многие сведения о нём отрывочны, восходят к былинам и позднему осмыслению.

Сравнительно точно можно сказать, что к 1652 году он уже был донским атаманом, имел военный опыт и имел среди сородичей очень большой авторитет. В 1665 году Степан Разин участвует со своим братом Иваном (наказной атаман) в царском походе на крымскотатарский Перекоп. В какой-то момент брат возглавляет отряд, настаивающий на отбытии донцов с похода, но по инициативе воеводы Долгорукова его казнят, как изменника. Уцелевший Стенька такую благодарность Москвы за службу надолго запомнит, затаив с этого момента глубокую обиду и уверовав в важность казачьей вольницы.

Дон же действительно был очень автономен — любой беглый на нём считался свободным казаком («С Дону выдачи нет»), а также не подчинялся царю напрямую, служа своего рода фронтиром от набегов и получая за это оружие и боеприпасы. В правление Алексея Михайловича закрепощение крестьян усилилось, бегство людей на Дон приобрело небывалый размах, и Разин собирал вокруг себя таких людей: зачастую нищих, часто с из среды преступников, но решительных. И с ними регулярно ходит в волжские воровские походы. К началу 1667 года под его предводительством находилось уже 2 000 казаков, и с ними в мае того же года он идёт в поход на Персию.

Пограбив на Волге (тогда там часто попадались иноземцы) в союзе с яицкими и терскими казаками, к весне 1668 года разинцы вышли в Каспийское море. Грабили они всё западное побережье, пока персидские войска не настигли разбойников у Решта, выбили их оттуда. В возобновившемся бою разбойничий отряд одержал победу и занял Фарбант. Там они укрепились и перезимовали.

С весны 1669 года казаки не теряли времени даром, то и дело грабя азербайджанское побережье. Бой у Свиного острова (около 20-30 стругов против 50 персидских кораблей) окончился громкой и крупной победой разинцев, и атаман даже захватил в плен... нет, не персидскую княжну сына шаха, которого казаки называли в шутку Шаболдой. Оказавшись зажатыми и измотанными после стольких столкновений, разинцы отступили к Астрахани и договорились с местными властями о том, чтобы их не задерживали и отпустили за отказ от собранной добычи. Добычу Стенька Разин никому не отдал.

С лета 1669 года начинается подготовка к полноценному восстанию: победа на море привлекла в его войско тысячи добровольцев, Яицкий городок был захвачен разинцами, а сам атаман разослал всем знакомым главам казаков воззвания пойти с ним походом на Москву. Мало кто из казачьих голов согласился, но низового казачества с ним было много, и Разин в 1670 году разжёг невиданную прежде по своим масштабам крестьянскую войну.

Снова действуя на Волге, они либо грабили, либо брали поселения вообще без боя, объясняя свою войну тем, что царя пленили бояре, а они-де спасли наследника — Алексея Алексеевича (на деле умершего) и патриарха Никона, с которыми они набирают ополчение, чтобы потом освободить Москву. Многим это казалось убедительным, а заодно и ОЧЕНЬ многих привлекала идея освободиться от крепостной повинности или уплаты дани (марийцы, чуваши, татары, мордва) — и в моменте вся Волга загорелась восстанием. К осени 1670-го Степан Разин занял Астрахань, Царицын, Саратов и Самару. Однако, подоспевшие царские силы (60 000 человек) стали всё чаще громить недисциплинированные казачьи войска.

В апреле следующего года Стеньку Разина с младшим братом Фролом выдали союзные ему атаманы, выторговав тем самым прощение. В июне оба были доставлены в Москву, подверглись жестоким пыткам, но не проронили ни слова. 16 июня всё того же 1671 года обоих прилюдно казнили, отрезав руки с ногами, а затем обезглавив.

Война была обречена на провал и завершилась в течение года, а вот Стенька Разин обессмертил себя, став в народной памяти благородным разбойником, почти богатырём.
Forwarded from Меряфутурист
Мерянский костюм Ростово-Суздальской земли IX-XI веков.

В мерянском чате вчера зашел разговор о раннесредневековом костюме мери. Вот так он мог выглядеть на жителя Ростово-Суздальской земли (Мерянии) IX-XI веков. Женский костюм с этноопределяющими финно-угорскими украшениями, в комплексе наличествуют штаны, согласно с волжско-финской этнографией. Известно, что под рубаху марийские и мокшанские женщины, как и мужчины, надевали холщовые штаны. Их покрой зависел от местности проживания – восточные марийцы облачались в просторные штаны, горные и луговые – в узкие.).

Мужской комплекс обобщенный, в нашем регионе это костюм характерный как для финнов мери, так и для скандинавов и словен. В общем, тогдашний аналог «камуфла» или Levi Strauss & Co.

Комплексы и фото: КИР "Рарог" г. Владимир. (С)

#реконструкция #меря #скандинавы #словене #костюм #северовосточнаяземля
Корнский язык возрождается в Англии.

Ежегодно, как указывают эксперты, в мире исчезают десятки языков и региональных диалектов. Умирают последние носители языка, малые народы ассимилируются большими. Тем значительней выглядит возникшее в Великобритании движение за возрождение одного из мертвых кельтских языков — корнуэльского, или корнского, на котором до XVI века говорили жители Корнуолла — исторического региона и графства на юго-западе Англии. Последний человек, говоривший только на корнском, умер в 1676 году, а в 1777-м скончался последний житель Корнуолла, для которого он был родным

Группе ученых-лингвистов удалось недавно разработать нормы правописания этого языка.

Движение за возрождение корнского языка возникло еще в начале ХХ века. Однако к тому времени в Корнуолле не осталось людей, говорящих на этом языке. Упадку языка, на котором говорили жители этого живописного региона Англии, способствовало подавление английскими войсками в 1549 году восстания жителей Корнуолла, протестовавших против замены латинских текстов молитвенников на английские. Тогда в Корнуолле погибло более четырех тысяч восставших. Тогда-то и начался упадок корнского и тотальная гегемония английского.

Корнский язык принадлежит к семейству кельтских языков, он ближайший родственник валлийского и бретонского. К началу ХХ века корнский окончательно стал мертвым языком. От него осталось лишь несколько манускриптов и отрывочные записи лингвистов XIX века. Никто не знал, как писать на корнском, нормы его правописания и правила орфографии были полностью утрачены. Это и вызывало самые бурные споры между сторонниками возрождения языка. И лишь совсем недавно группе ученых во главе с норвежским лингвистом Трондом Тростерудом (Trond Trosterud) удалось прийти к соглашению и разработать стандартные нормы его правописания. Местный совет графства Корнуолл надеется, что после этого Европейский союз признает корнский одним из региональных языков. Это даст возможность местным властям Корнуолла обратиться к британскому правительству с просьбой о субсидировании его преподавания в школах. В последние годы интерес к корнскому языку заметно повысился. Сейчас на нем говорит около трехсот человек, началось его изучение и освоение. Происходит это под эгидой организации «Корнское языковое партнерство» (Cornish Language Partnership).

продолжение👇

#ревитализация #реэтнизация #корнскийязык #кельтскиеязыки
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Кайф-топонимы на Шаче 2. 
 
Есть в Старой Середе улица Нелегальная. Буквально так и называется. 
 
Сам топоним появился благодаря середским пассионариям, которые устраивали здесь нелегальные сходки, чтобы заниматься борьбой с коррупцией изучением марксистской литературы, результат — за окном юго-западных границ.
 
Хулиганское название надо брать, и оно есть, что меня очень радует. Люди, которые имеют место регистрации на этой улице, — счастливчики, они могут хвастаться крутым топонимом в паспорте перед всеми москвичами, все Рочдельские и Тверские даже рядом не стояли, правду говорю вам. 
 
Стоит сказать, что поиск улицы с таким же названием в другом населенном пункте результатов не дал, и если Фурманов — единственный населенный пункт с такой улицей, то это лютое бинго.
 
Нелегальная улица — это кайф? Нет, но да.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Улангерская Сосна: претендент на звание главного дерева страны.

350-летняя сосна из деревни Улангерь Семеновского округа является памятником природы областного значения.

Высота многовекового дерева составляет 30 метров, а диаметр ствола – 1,3 метра.

По легенде, сосна считается святой. Она растёт возле единственного жилого дома в деревне, где ранее располагался Улангерский старообрядческий скит, перенесённый сюда после пожара в 1780 году из Костромской губернии.

В конкурсе «Российское Дерево Года» принимают участие 74 уникальных дерева из разных регионов России.