РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
6.76K subscribers
2.24K photos
29 videos
1 file
1.39K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Свежий выпуск подборки каналов, с которыми не соскучится ни один историк! Краеведение и разбор глобальных событий, война и мир, современность и прошлое — найдётся абсолютно всё. Однако, меньше — больше ссылок!

MOSCOW XXI — эстетика и атмосфера Москвы нулевых годов в фотографиях и заметках.

Парагномен — канал практикующего врача о психиатрии и смежных областях. История медицины, актуальные события, мемы, афоризмы, аfterkunst.

Золотой век — история в печатных источниках, рукописях, газетах, фотографиях и книгах.

Вторая Мировая война/WW2History — канал о Второй Мировой войне в фото, видеоматериалах и статьях.

ODAL — наследие предков, древние традиции и индоевропейское мировидение через призму истории, археологии, антропологии, археогенетики, лингвистики и даже философии.

Stuff and docs — исторические анекдоты, заметки о кино, удивительные фотографии и еженедельный подкаст "Синий бархат" о том, что история — не то, чем кажется.

Первая мировая война — у нас вы найдете множество редких фотографий в отличном качестве, различные заметки и статьи на самые разные события Первой Мировой войны.

Нумизматика/NumisKlad — история в кладах и монетах.

Ростовская Земля —  социальная антропология Замкадья. Канал о субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России.

Белое Дело — канал об истории Белого движения и русской эмиграции.

WeHistory —  всё об истории: интересные факты, увлекательные лонгриды, мемы, тематические дни и даже подкасты. С нами вы убедитесь, что история — это совсем не скучно, но весело и познавательно!

Уроки истории медицины— пишет преподаватель медицинского университета: всегда интересно, забавно и ново. Удивитесь, сколько уроков из прошлого дает нам история медицины каждый день.

Всё о Поднебесной - канал о истории, культуре и традициях Китая.

Аркадий Романов — канал лектора «Правого Полушария Интроверта», пишет об истории, музыке и популярной культуре, ведущий подкастов «На репите» и «Последний романов».

Ave Historia! — место, где ваши исторические запросы совпадают с нашими предложениями.

ТЕМНОВЕКОВЬЕ — погрузит тебя в атмосферу, когда за любую оплошность ждёт костёр.

Меряния — изучение финно-угорского субстрата Верхневолжья в его русском прошлом и настоящем; меря историческая и этнофутуристическая.
Воспоминания о лете и городе Шуя. Много слушал тогда группу "Оптимальный вариант", у которых рок-н-ролл и блюз идеально, с тонким юмором и без лишней клюквы переплетаются с исконно-русскими поэтическими образами - лапти, телеги, плуги, скоморохи, бежины луга, мельник Данила, капитан Копейкин и прочая и прочая.

Николай Некрасов (С)

#шуя #ивановскаяобласть #арт
Кукушкины слëзы.

Наталья Заруцкая. (С)

#коруна #арт
Продолжая рассказ о мерянских гребнях

Вопрос интерпретации стилизованных изображений в археологии является одним из наиболее дискуссионных. Ярким примером служат неутихающие споры о глиняных лапках из Тимиревского археологического комплекса, которые считали то медвежьими, то бобровыми…

Не обошёлся без разночтений и процесс интерпретации зооморфных наверший цельных роговых гребней. Так, в коллекции индивидуальных находок, полученных в результате раскопок городища Унорож, имеются три цельных односторонних гребня, выполненных на плоских роговых пластинах, вытянутых по вертикали, а также имеющих трапециевидную форму. Спинки гребней оформлены в виде пары животных в полный рост, обращенных друг к другу и опирающихся на треугольное основание. У фигурок отчетливо прорезаны головы, туловища, ноги и хвосты, но, несмотря на это, они сильно стилизованы.

На одном гребне у животных прорезаны гривы, что позволяет интерпретировать их как коней. В свою очередь, вопрос видовой принадлежности животных, изображённых на других гребнях, остаётся открытым, его разрешение осложняется и отсутствием в отечественной историографии общепринятой позиции по интерпретации зооморфных изображений на цельных односторонних роговых гребнях.

Например, зооморфную часть гребня из Владимирских курганов, который близок по стилю унорожскому, Л. А. Голубева считает изображениями медведей. В свою очередь, О. А. Кондратьева, признавая условный характер изображений фигурок животных на гребне из курганов Суздальского Ополья, считает, что его зооморфная часть обладает признаками, характерными также и для лося, и «только отсутствие рогов и маленькие округлые уши» не позволяют, по её мнению, уверенно отождествлять её с этим животным. Н. Б. Крыласова считает, что на большинстве спинок гребней, оформленных в виде пары животных в полный рост, обращенных друг к другу и опирающихся на треугольное основание, изображены кони, но в то же время признаёт трудность определения в отдельных случаях вида животного из-за сильной стилизации изображения.
В общем, перефразируя М. Ю. Лермонтова, отметим, что в раннесредневековом искусстве смешалось всё: медведи, лоси, кони…)))

Литература:

Голубева Л. А. Зооморфные украшения финно-угров // Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Е1-59 / Отв. ред. В. В. Седов. М., 1979.
Кондратьева О. А. Зооморфные гребни IX–X вв. // КСИА. Вып. 166. М., 1981.
Кондратьева О. А. Гребни IX–XIX вв. в быту, обрядах, фольклоре, ремесле и художественном творчестве Древней Руси — России: Археологические и этнографические очерки / Науч. ред. С. В. Белецкий. СПб., 2011.
Крыласова Н. Б. Зооморфные роговые гребни в материальной культуре севера Восточной Европы // Археология, этнография и антропология Евразии. № 1.

Костромская археологическая экспедиция (С)

#КАЭ #мер #археология #унорож
Рыбник по-белозёрски.

Марина Викторовна расстаралась. Небольшенький - всего полметра длиной и 40 см шириной.Три стадии - прибытие, вскрытие и шабаш.

Михаил Столяров. Маэкса.

#рыбник #пирог #рыба #вологодскаяобласть
Forwarded from Меряфутурист
Астрагал бобра с «Огневой горы» в Угличе.

Ездили в Углич по делам и зашли к Виктору Ивановичу Ерохину чаю попить, он нам показал свою летнюю находку - астрагал бобра с просверленными в нем отверстиями, нашел летом копая картошку на огороде. Дом и огород у него на «Огневой горе», напротив ворот древнего Алексеевского Успенского монастыря, оную гору венчающего. Непростое место и по названию и по находкам. Из астрагала бобра финны в древности делали языческие подвески, широко используемые шаманами (арбуями) в качестве ритуального оберега.

Более всего почитание бобров сохранилось среди современных угров, бобр играет значительную роль в их мифологическом мировоззрении. У хантов иттармы (деревянные «куклы», «панки»), изображающие предков — прадедов и прабабок, — одеты в бобровые шкурки и хранятся в специальных сундуках или лабазах («избушках на курьих ножках») в лесу. Ханты считают бобра священным зверем. В мифологии угров бобр связан с Богиней-Матерью: в мансийской песне поется как по одной из кос Богини-Матери «поднимается живой соболь, а по другой спускается бобр».

К слову, Богиня-Мать почитается на «Огневой горе» и сейчас. В удивительном монастырском трёх шатровом храме Успения Божьей Матери, построенном в 1628 году, хранится самая чтимая в Угличе чудотворная икона Богородицы «Вратарницы» («Неугасимая Свеча»), Богиня Мать изображена на ней с жезлом в левой руке и свечой в правой.

#углич #археология #меря #народноеправославие
Forwarded from Князь Ярославский (Павел Карамышев)
Решил собрать в один текст всё, что публиковалось здесь последние два месяца о Липицкой битве. Двадцать страниц не влезли даже в формат телеграфа, так что пришлось разбить на две части. Приятного чтения!

Разорение Большого Гнезда.
Часть первая.

https://telegra.ph/Razorenie-Bolshogo-Gnezda-CHast-pervaya-12-14
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Антон)
Вот нас уже более 700 ! Уверенно движемся к миллиону подписчиков! )

По сложившейся в телеграме традиции хочу упомянуть каналы историко-культурной, антропологической или языковой направленности, с большинством авторов которых дискутируем, дополняем и порой репостим друг друга (в алфавитном порядке):

AnthropoLOGS - https://yangx.top/AnthropoLOGS

Байки дядюшки Огневита - https://yangx.top/ognevit_tales

В поисках Китеж-града - https://yangx.top/igrphoto

Vepsän rižakaz (Вепсский сентиментальный) - https://yangx.top/Vepsan_rizakaz

Вытоло - https://yangx.top/vytolo

Дёржанская Карелия - https://yangx.top/djorzhakarjala

Записки о старообрядчестве - https://yangx.top/russianoldbelievers

И к селу, и к городу - https://yangx.top/ikseluikgorodu

ИЛИ РАН - https://yangx.top/iliran_spb_1921

Кильдинско-саамское языкознание - https://yangx.top/kildinsaami

Князь Ярославский - https://yangx.top/theodoretheblack

Криватроп - https://yangx.top/kriwatrop

Меряния. Merjamaa  - https://yangx.top/merjanin

Новгородская энциклопедия - https://yangx.top/novgorod_enc

Пока горит солнце - https://yangx.top/pokagoritsolnce

Rakita Telegram - https://yangx.top/berendeev_stan

Ростов Великий и Ростовская Земля - https://yangx.top/gmz_RK

Ростовская Земля - https://yangx.top/zalesje

Север/мифология/руны - https://yangx.top/ethnoblogkarjala

Sevprostor - https://yangx.top/severprostor

Страна языков - https://yangx.top/stranayaz

Царь Казанский - https://yangx.top/tsarofkazan

Череповецкая губерния - https://yangx.top/cherepovesi
Forwarded from Меряфутурист
Галивон в творчестве Ивана Ивановича Каликина.

Иван Иванович Каликин (22.09.1884 — 02.11.1941) — русский советский живописец и график. Родился в деревне Шокша Костромской губернии (земляк знаменитого галичского поэта-самоучки Соловьева-Нелюдима).

Учился в Костромском реальном училище, где начал увлекаться живописью. В 1909—1912 годах учился в художественном высшем училище при Академии художеств у профессора Я. Ф. Циглинского. После окончания училища вернулся в Галич. С 1919 года работал учителем рисования в школах.

В 1926 году участвовал в художественной выставке в Государственном музее изящных искусств в Москве. Принимал участие в выставке 1926 года в Ленинграде в Академии художеств. В 1920—1930-х годах рисовал карикатуры для журналов «Крокодил», «Чудак», «Лапоть» и других.

Работы художника - живые свидетельства времени ранних Советов. Названия картин говорят сами за себя: «Пьяница», «Колокола на индустриализацию», «Перед "чисткой" сын экзаменует отца», «Два поколения».

#галичмерьский #арт
Кулага наше mämmi.

"В старину продавалось на базаре дешёвое лакомство для простого народа под названием "кулага". Она приготовлялась из калины, ржаной муки и мёда и представляла собой довольно густую, тягучую жидкость. Так что рыночные торговцы продавали кулагу, погружая в неё голую руку по локоть и снимая для покупателя оставшееся на руке тесто за известную плату. Это составляло своего рода меру, и покупщик обыкновенно спрашивал "дай мне на локоть кулаги".

Катерина Сидорова (С)

#мерянскаякухня #великорусскаякухня #кулага
Forwarded from Меряфутурист
Северное безмолвие. Кладбище деревень.

Фрагмент съёмки фильма в рамках проекта «Деревня- душа России». Сильная и красивая речь кокшарской женщины переворачивает сознание и заставляет задуматься о том, где наши истинные истоки, и где наша душа.

Маркуша, Тарнога, Кокшеньга — все это «кокшары», один из русских субэтносов. Русская субэтническая пёстрота была заложена в нашем большом этносе изначально: Север Верхневолжья и Заволжья, Пошехонье, Русский Север осваивались столетиями, в этом освоении широко участвовали как прибалтийские финны с новгородцами, так и волжские финны с ростовцами. Селились они далеко друг от друга или чересполосно, и активно смешивались с местным автохтонным чудским населением. Так на территории современного Севера сложились: «чудца», «двиняне», «важане», «кумзёры», «кокшары», «белозёры», «сухонцы», «митрополы», «устюжане», «южане», а также «поморы», «пинежане», «усть-цилёмы», «пустозёры» и другие. Чужакам не доверяли, даже если те из соседней волости или погоста были. Как верить, если они, к примеру, морковь не скотине скармливают, а сами её едят? И вообще, наш «толстобрюхий ваган (житель Ваги) роста среднего, телосложения крепкого и стройного», не то что кокшары, на зырян похожие, «бунтовщики; разбойники и головорезы»...

Немного истории. К XIV-XVI векам относится существование на землях юга и юго-востока современной Вологодской области так называемой «Ростовщины» (Ростовских владений), клином врезавшейся в Новгородское «Заволочье». Население «Ростовщины» по происхождению было связано с «низовцами» (суздальцами и ростовцами, этническими мерянами и славяно-мерянами) и жило в Белозерье, на северо-восточном берегу Кубенского озера («Заозерье»), в северо-восточной части уделов Ярославских князей (Бохтюжская волость Кадниковского и Авнежская — Грязовецкого уездов), в левобережье Северной Двины с притоками Кокшеньгой, Велью, Вагой. На соседней Сухоне «Ростовщина» заняла будущую Шуйскую волость Тотемского уезда — «Ростовское митрополье», и за здешними жителями закрепилось название «митрополы» (существовало в значении этнонима). А рядом с ним в XIV—XV веках на мерянско-чудской основе возникла этническая группа «кокшаров».

#русскийсевер #кокшары #чудь #меря #вологодскаяобласть
Forwarded from Князь Ярославский (Павел Карамышев)
Пребывание Юрия Всеволодича в ссылке в Городце тоже оказалось своего рода предзнаменованием. Течение реки Унжы и участок течения Волги от устья этой реки до устья Оки долгое время были как бы естественной границей Суздальской земли на востоке. Когда русские князья не воевали между собой, они направляли свою воинственную энергию на соседей. Городец стоял на левом берегу Волги, и служил плацдармом для дальнейшего «натиска на восток», вглубь марийских и мордовских лесов и на Среднее Поволжье, которое исстари контролировалось Волжской Болгарией. У Юрия было время подумать о том, как можно использовать выгоды этого места. Опыт жизни на «фронтире» пригодился ему, когда он вернулся на великокняжеский стол. Городец был предтечей Нижнего Новгорода, основанного Юрием в 1221 году, а после татарского завоевания даже стал одним из сильнейших княжеских столов Северо-Восточной Руси. В правление великого князя Андрея Александровича (1281-1283, 1293-1304) Городец был фактической столицей.
Forwarded from Меряфутурист
Лодка-берестянка, Или Предки на водоразделах рек.

Телеграм канал «Толкователь» @tolk_tolk, периодически публикует интересные посты рассказывающие о торговых путях Средневековья и средствах передвижения по волокам, между верховьями мелких рек связывавших бассейны Волги, Днепра, Северной Двины.

В российской популярной исторической литературе укоренилась такая картина передвижения по волокам: орава воинов-купцов на протяжении многих километров по ухабам, через леса, тащит по «круглякам» и «каткам» огромную многотонную морскую лодью/дракар. Совершенно непосильная задача. Да и не нужная. Для передвижения по волокам и малым рекам в средневековье использовались легкие лодки: берестяные каюки, деревянные моноксилы (однодеревки), с дополнительно обшитыми бортами и другие, подобные им судна.

В сегодняшней России все волоки давно заросли лесом. Но есть любители истории, периодически обновляющие древние пути. Несколько лет назад состоялась экспедиция устроенная Кенозёрским национальным парком.

Столетия назад Новгород, Ростовскую землю и чудское Заволочье, как называлась территория современной Архангельской и Вологодской областей, соединяла сеть водно-волоковых путей, предназначенных для торговых судов. Летописные источники одним из таких путей называют Кенский волок. Целью экспедиции являлась реконструкция Кумбасозерского направления Кенского волока и испытание в полевых условиях берестяной лодки, повторяющей конструкцию лодок древних финно-угров, изготовленной мастером Александром Шутихиным по заказу Кенозерского национального парка.

На лодку Шутихина похоже творение другого мастера-энтузиаста Александра Лебедева из Вологды. Вдохновившись опытом Шутихина Александр сделал берестянку и проплыл на ней 400 км, за пять дней проделав путь от поселка Туровец Междуреченского района Вологодской области до Котласа.

Рано утром 4 августа 2023 года Александр Лебедев выдвинулся в дальний путь — по реке Сухоне от родного поселка Туровец до Великого Устюга — 350 км, а там еще 50 км до Котласа. В Котласе мужчина оставил свое плавсредство и на маршрутке вернулся домой.

О своей идее он поведал сайту «35медиа»:

— "Посмотрел что-то в интернете и сделал лодку, решил сплавиться до Великого Устюга. Не все получилось гладко — лодка немного подтекала, но обошлось без приключений и до Родины Деда Мороза я благополучно добрался", — рассказал Александр Лебедев в интервью.

Для изготовления лодки-берестянки нужна крепкая береза в диаметре не менее 30 см, без сучков. Сама работа занимает около недели. Мотора на «берестянке» нет, но имеется байдарочное весло. Вес лодки — от 20 до 30 кг, длина — 4 метра, ширина — 60-70 см. На ночь или во время непогоды путешественник причаливал к берегу и размещался в палатке.

Такая лодка легко пройдет по мелководной реке, перекатам, по болотинам, не говоря уже про полноводную реку или озеро. Ее удобно транспортировать по волоку на длинные расстояния.

К слову, большинство волоковых путей в Северном Поволжье, Заволжье и на Русском Севере было открыто древними финно-уграми задолго до появления тут скандинавов и славян. По этим водным путям, соединяющим Уральские горы с Балтийским и Каспийским морями, еще в раннем железном веке финны торговали с индоевропейцами, в частности с балтами, предками современных западных русских, беларусов, литовцев и латышей. Именно так уральская бронза с Волги попадала в Оковский лес и на верхнюю Оку, и далее на городища днепро-двинских и мощинских племен про которые пишет наш коллега Криватроп.

Средние и малые реки были важнейшими частями грандиозной транспортной системы водно-волоковых путей, а их названия своеобразной «лоцией», понятной всем жителям единого тогда финского мира.

#волоковыепути #торговля #финноугры #древняярусь
Forwarded from Меряфутурист
Дети средневековья. Младенчество. (1)

Археологические раскопки – это не поиск экзотических древностей. Это, как уже говорилось не раз, один из путей получения драгоценных сведений о жизни наших далёких предков. А если раскопки многолетние, да к тому же не спешные, не «охранные» (на месте строительных работ), а целенаправленные, научные, то постепенно накапливается весьма обширное собрание сведений, позволяющее рассматривать отдельные темы жизни и быта наших предков. Я уже писал об этом в «Плёсских ведомостях». Да что там газетные статьи: сходите на Соборную гору да посмотрите на реконструкцию большой сторожевой плёсской башни 1410 года. Идея создать такую туристическую смотровую площадку - в виде разреза средневековой башни - зародилась в 1990 году в раскопе, где нам достались остатки крепостных сооружений нескольких эпох.

Но были в том большом раскопе находки и куда более впечатляющие. Например, скелеты младенцев…

Да, вот с такого печального факта начнётся мой небольшой рассказ о детях средневекового Плёса. Ведь сегодняшнему его жителю и в голову не придёт простая историческая данность: до детства младенцу надо было ещё дожить. А не доживало большинство! Отсюда и скелеты. Впрочем, даже если не заглядывать столь глубоко в историю - вспомним первые строчки пушкинской «Капитанской дочки»: «Нас было девять человек детей. Все мои братья и сёстры умерли во младенчестве». У автора знаменитой сказки «Конёк-горбунок» Ершова из пятнадцати родившихся детей умерло девять… И это не XIII век, а вполне, как принято считать, цивилизованный XIX-й.

Что же касается XIII века, то по его печальным останкам сегодня шествует практически каждый, кто хочет посмотреть на Волгу с Соборной горы. Дело в том, что после монгольского нашествия в течение нескольких лет крепость не восстанавливалась, и на ней успело возникнуть городское кладбище, а на нём, соответственно, соблюдался древний ритуальный порядок. Младенцев хоронили отдельно от взрослых и поближе к мысу, посевернее, поближе к потустороннему миру. По ним и дорожки для туристов проложены... Кстати, тот же погребальный обычай мы проследили на старейшем плёсском городском кладбище, на Холодной горе: младенцы – в стороне и ближе к северу.

Почему же так – отдельно? Да потому, что если малыш и родился, он ещё не принят в общество живых, он ещё одной ногой там, в том внешнем мире, откуда пришёл. Так полагали наши предки, исходя из хрупкости бытия. Отсюда и странное, с нашей точки зрения, отношение к малышам. Доживёт до пяти лет – стал человеком. Не доживёт… Известный писатель, археолог и этнограф конца XIX столетия Ф.Д. Нефёдов, путешествуя по Волге, отмечал, что в крестьянской семье отцы порой не знали имён младенцев. А зачем? Вот вырастет помощник, перейдёт из-под опеки женщин и девочек на «мужскую половину» - там уже отцу браться за обучение «маленького мужика».

На древних плёсских кладбищах всё выглядело ещё нагляднее. Не дожил младенец до обряда «выведения из младенчества», значит, и погребальные сложности ему не положены (как то курган, под ним домовина, тризна и прочие подробности). Сколько раз во время археологических раскопок мы убеждались: умер младенец – его похоронили без обряда. То есть обернули в ткань, перевязали свёрток и положили в совсем не глубокую ямку. Буквально прикопали. И вскоре забыли. Ну, не судьба, не состоялся человек…

Конечно, это не значит, что родившегося младенца не берегли. Во-первых, сами роды проходили в наиболее подходящем месте: не в избе, а в бане - специально подготовленной, а значит, чистой (отчасти даже прошедшей дезинфекцию). Семантически баня и была пограничьем между «нашим» миром и «тем» (потому, кстати, в ней и девушки гадали).

#археология #верхневолжье #средневековье

Продолжение 👇