Forwarded from Москвитянин
В целом 2020 год для нашего канала можно признать успешным. Однако далеко не всё задуманное удалось осуществить, поэтому в новом году вас ждёт много нового и интересного, в том числе новые рубрики и новые форматы. Подписывайтесь и зовите друзей!
А пока напомним о дружественных каналах, а также сообществах, которые мы читаем сами и которые могут быть интересны читателям «Москвитянина».
Наши друзья и соратники
@rightcourse - «Правый курс» - агрегатор правильных новостей.
@Moscow_with_love - «О Москве с любовью» - всё, что вы хотели знать о Москве, но не знали, как спросить: тайны прошлого и современные истории мегаполиса.
@ecoyase - «Москва. Было — стало» - история столицы России за последние 100-130 лет на примере совмещения старинных и современных фотографий.
@zalesje — «Залесская земля» - история, культура и метафизика Северо-Восточной Руси.
@Moscow_Time_Machine - «Москва. Путешествия во времени» - история Москвы в фотографиях.
@RUSNG - «Русское Национальное Государство» - историко-политический канал о России: ее прошлое, настоящее и будущее.
@sputnikipogrom - «Спутник и Погром» - главный центр притяжения русской публицистики за последние десять лет.
Интересные каналы о Москве, истории и архитектуре (читаем и рекомендуем).
@arkhlikbez - «Архитектурные излишества» - всё об архитектуре России, от столицы до самой глубинки.
@moskvafishki - «Канал имени Москвы» - канал о московских деталях, подробностях, которых часто не замечает.
@MoskvaDetaly - «Москва. Детали» - авторский канал о малоизвестных местах Москвы.
@zamosk - «Замоскворечье 2.0» - канал о районе Замоскворечье/
@archi_econ - «Архитектура и экономика» - возвышенная архитектура и приземленная экономика.
@archnadzor - «Архнадзор» - главные защитники исторического наследия столицы.
@fondvnimanie - «Внимание» - фонд сохранения исторического наследия.
@zapiskivbukvare - «БУКВАРЬ» - культурно-историческое наследие Русского Севера.
@ryabchiki - «Рябчики въ сметанѣ» - История русской кулинарии.
@rus_gen - «Генеалогия Русской равнины» - генеалогические источники, теория и практика.
А пока напомним о дружественных каналах, а также сообществах, которые мы читаем сами и которые могут быть интересны читателям «Москвитянина».
Наши друзья и соратники
@rightcourse - «Правый курс» - агрегатор правильных новостей.
@Moscow_with_love - «О Москве с любовью» - всё, что вы хотели знать о Москве, но не знали, как спросить: тайны прошлого и современные истории мегаполиса.
@ecoyase - «Москва. Было — стало» - история столицы России за последние 100-130 лет на примере совмещения старинных и современных фотографий.
@zalesje — «Залесская земля» - история, культура и метафизика Северо-Восточной Руси.
@Moscow_Time_Machine - «Москва. Путешествия во времени» - история Москвы в фотографиях.
@RUSNG - «Русское Национальное Государство» - историко-политический канал о России: ее прошлое, настоящее и будущее.
@sputnikipogrom - «Спутник и Погром» - главный центр притяжения русской публицистики за последние десять лет.
Интересные каналы о Москве, истории и архитектуре (читаем и рекомендуем).
@arkhlikbez - «Архитектурные излишества» - всё об архитектуре России, от столицы до самой глубинки.
@moskvafishki - «Канал имени Москвы» - канал о московских деталях, подробностях, которых часто не замечает.
@MoskvaDetaly - «Москва. Детали» - авторский канал о малоизвестных местах Москвы.
@zamosk - «Замоскворечье 2.0» - канал о районе Замоскворечье/
@archi_econ - «Архитектура и экономика» - возвышенная архитектура и приземленная экономика.
@archnadzor - «Архнадзор» - главные защитники исторического наследия столицы.
@fondvnimanie - «Внимание» - фонд сохранения исторического наследия.
@zapiskivbukvare - «БУКВАРЬ» - культурно-историческое наследие Русского Севера.
@ryabchiki - «Рябчики въ сметанѣ» - История русской кулинарии.
@rus_gen - «Генеалогия Русской равнины» - генеалогические источники, теория и практика.
Forwarded from Толкователь
Согласен с ув. Залесской Землёй – с тем, как возрождать Нечерноземье
https://yangx.top/zalesje/2097
Что ещё добавил бы – восстановление «речной жизни». Реки – главные артерии и кормилицы этих территорий.
У меня отец был капитаном речного судна, и ещё в детстве в начале 1980-х с ним я прошёл неоднократно Волгу и часть её притоков, Оку и вплоть до Белого моря. Это был пик развития речного транспорта, когда суда ходили даже по самым малым рекам.
Вся эта транспортная речная система сейчас почти умерла.
Далее – это рыбное прудовое и озёрное хозяйства. Сейчас ширится народное восстановление водоёмов, их зарыбление. Несколько раз давал ссылки на видеоролики такой деятельности энтузиастов. Даже без подкормки хорошо растут карп, толстолобик и белый амур (эти вообще сжирают всю растительность пруда, вплоть до ряски – и так чистят водоёмы). Даже стерлядь выращивают. Не говоря уже о линях и карасях.
Вместе с этим – восстановление пойменного хозяйства, среди которого, например, гусеводство. Самая традиционная птица Руси, растущая на подножном корме до 6-8 кг (плюс пух и перо). Очень печально, что гусь почти совсем исчез из рациона россиян (мясной стол России вообще очень обеднел – 85% его сейчас составляют свинина и курятина, отдельная большая и печальная тема).
Затем – система мини-ГЭС. Писал недавно об этом. Малые поселения на Руси смогут получить дешёвую электроэнергию по 40-70 копеек за кВт*ч, а не по 4-5 рублей, как сейчас. Это поднимет местные небольшие хозяйства (например, деревообработку).
В общем, было бы только желание поднимать Нечерноземье – возможности эти есть.
https://yangx.top/zalesje/2097
Что ещё добавил бы – восстановление «речной жизни». Реки – главные артерии и кормилицы этих территорий.
У меня отец был капитаном речного судна, и ещё в детстве в начале 1980-х с ним я прошёл неоднократно Волгу и часть её притоков, Оку и вплоть до Белого моря. Это был пик развития речного транспорта, когда суда ходили даже по самым малым рекам.
Вся эта транспортная речная система сейчас почти умерла.
Далее – это рыбное прудовое и озёрное хозяйства. Сейчас ширится народное восстановление водоёмов, их зарыбление. Несколько раз давал ссылки на видеоролики такой деятельности энтузиастов. Даже без подкормки хорошо растут карп, толстолобик и белый амур (эти вообще сжирают всю растительность пруда, вплоть до ряски – и так чистят водоёмы). Даже стерлядь выращивают. Не говоря уже о линях и карасях.
Вместе с этим – восстановление пойменного хозяйства, среди которого, например, гусеводство. Самая традиционная птица Руси, растущая на подножном корме до 6-8 кг (плюс пух и перо). Очень печально, что гусь почти совсем исчез из рациона россиян (мясной стол России вообще очень обеднел – 85% его сейчас составляют свинина и курятина, отдельная большая и печальная тема).
Затем – система мини-ГЭС. Писал недавно об этом. Малые поселения на Руси смогут получить дешёвую электроэнергию по 40-70 копеек за кВт*ч, а не по 4-5 рублей, как сейчас. Это поднимет местные небольшие хозяйства (например, деревообработку).
В общем, было бы только желание поднимать Нечерноземье – возможности эти есть.
Telegram
РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
Нечерноземье. Цивилизация лесных хуторов.
Уважаемый Павел Пряников пишет про лесное хозяйствование Мещёрского края. Много раз бывал там, видел типично северные малодворные деревни окруженные со всех сторон лесом, без полей, пастбищ, лишь с небольшими огородами…
Уважаемый Павел Пряников пишет про лесное хозяйствование Мещёрского края. Много раз бывал там, видел типично северные малодворные деревни окруженные со всех сторон лесом, без полей, пастбищ, лишь с небольшими огородами…
85 лет Николаю Рубцову (и без пары недель 50, как его нет).
Он родился в Емецке, а я жил в тех краях первые 4 из пяти лет жизни.
И потом, когда подрос и навещал родные места, много раз проходил влажной тропой мимо его дома, к реке и пристани. (Дом, где квартировали родители Рубцова, теперь обшит и покрашен, а тогда никто о Рубцове в Емецке не вспоминал, и я, пытливый школьник, начитавшийся похвал великому земляку в литературных журналах, этому тихо удивлялся.)
В Емецк, кстати, был продан и наш родовой дом, когда там некому стало жить, в дальней деревне. Насколько помню, за 130 рублей.
Но все эти цифры, в общем-то ни к чему. Непонятно то, куда девался при этом трансфере домовой, который прибегал ко мне в детстве, а еще раньше плакал под печкой, по рассказу бабушки - а потом узналось, что в этот день был убит в 1943-м году на речке Славянке под Питером ее муж, мой дед.
Не только тематически, но интонационно Рубцов был созвучен тому русскому северу, который я помню, изнемогшему в ХХ веке, полубезлюдному, печальному и все-таки прекрасному в своем жутком запустеньи.
Но его элегический, почти кладбищенский минор, если честно, несколько однообразен. В нем слишком мало энергий превозможенья эпохи и судьбы.
Рубцов был житейски абсолютно неуспешен, как часто бывает на Руси. У него и детство тотально катастрофично, и зрелость не состоялась. Он хорошо случился только как поэт. Поэтически он сказался, пожалуй, полностью - или должен был перемениться кардинально. Его сгубили русская тоска, советская постоттепельная безнадега, замкнутый вологодский горизонт 1971 года.
Теперь в Вологде есть неплохой музей Рубцова.
Да и вообще он залюблен посмертно, хотя не сразу.
В сети нашлась старая фотка с емецким домом, где началась его жизнь. Сейчас всего, что на фото справа, нет: сразу у дома - насыпь на мост через реку, дорога ведет в заречье, в мокрые заливные луга, уходящие далеко к горизонту, где они встречаются с Двиной.
Евгений Ермолин. FB. Ярославль.
Маленький штрих. До XV века Емецк принадлежал Ростову Великому, это наши самые северные земли. Пространства колонизированные нашими мерянами, ростовцами.
В формировании современного русского населения Севера и Северного Подвинья в том числе, участвовали компоненты различного этнического происхождения. Освоение региона было связано как с двумя потоками «древнерусского» продвижения, пролегавшими через территории Новгородской земли и Ростово-Суздальского княжества (так называемая «новгородская» (словенская) и «низовая» (мерянская) колонизация), так и с местным субстратными финно-угорскими этносами, которые летописи называют собирательно «чудью», «чудскими племенами».
#рубцов #емецк #архангельскаяобласть
Он родился в Емецке, а я жил в тех краях первые 4 из пяти лет жизни.
И потом, когда подрос и навещал родные места, много раз проходил влажной тропой мимо его дома, к реке и пристани. (Дом, где квартировали родители Рубцова, теперь обшит и покрашен, а тогда никто о Рубцове в Емецке не вспоминал, и я, пытливый школьник, начитавшийся похвал великому земляку в литературных журналах, этому тихо удивлялся.)
В Емецк, кстати, был продан и наш родовой дом, когда там некому стало жить, в дальней деревне. Насколько помню, за 130 рублей.
Но все эти цифры, в общем-то ни к чему. Непонятно то, куда девался при этом трансфере домовой, который прибегал ко мне в детстве, а еще раньше плакал под печкой, по рассказу бабушки - а потом узналось, что в этот день был убит в 1943-м году на речке Славянке под Питером ее муж, мой дед.
Не только тематически, но интонационно Рубцов был созвучен тому русскому северу, который я помню, изнемогшему в ХХ веке, полубезлюдному, печальному и все-таки прекрасному в своем жутком запустеньи.
Но его элегический, почти кладбищенский минор, если честно, несколько однообразен. В нем слишком мало энергий превозможенья эпохи и судьбы.
Рубцов был житейски абсолютно неуспешен, как часто бывает на Руси. У него и детство тотально катастрофично, и зрелость не состоялась. Он хорошо случился только как поэт. Поэтически он сказался, пожалуй, полностью - или должен был перемениться кардинально. Его сгубили русская тоска, советская постоттепельная безнадега, замкнутый вологодский горизонт 1971 года.
Теперь в Вологде есть неплохой музей Рубцова.
Да и вообще он залюблен посмертно, хотя не сразу.
В сети нашлась старая фотка с емецким домом, где началась его жизнь. Сейчас всего, что на фото справа, нет: сразу у дома - насыпь на мост через реку, дорога ведет в заречье, в мокрые заливные луга, уходящие далеко к горизонту, где они встречаются с Двиной.
Евгений Ермолин. FB. Ярославль.
Маленький штрих. До XV века Емецк принадлежал Ростову Великому, это наши самые северные земли. Пространства колонизированные нашими мерянами, ростовцами.
В формировании современного русского населения Севера и Северного Подвинья в том числе, участвовали компоненты различного этнического происхождения. Освоение региона было связано как с двумя потоками «древнерусского» продвижения, пролегавшими через территории Новгородской земли и Ростово-Суздальского княжества (так называемая «новгородская» (словенская) и «низовая» (мерянская) колонизация), так и с местным субстратными финно-угорскими этносами, которые летописи называют собирательно «чудью», «чудскими племенами».
#рубцов #емецк #архангельскаяобласть
Тайная вечеря 1952 года.
Канун нового, 1952 года. Бог русской живописи Павел Корин (изначально - иконописец) с "апостолами", следит за установкой своих знаменитых витражей на станции Новослободская.
Павел Дмитриевич родился 25 июня 1892 года в селе с мерянским названием Палех, в семье потомственных иконописцев.
В 1903—1907 годах учился в Палехской иконописной школе у Е. И. Стягова, после окончания которой был принят учеником в московскую иконописную палату Донского монастыря, руководил которой К. П. Степанов.
В 1911 году М. В. Нестеров, для которого Корин копировал его работы, пригласил его помогать расписывать церкви; через много лет в письме от 26 июля 1935 года Павел Корин писал своему учителю: «Вы бросили мне в душу Ваш пламень, Вы виновник того, что я стал художником».
#павелкорин #XXвек #палех
Канун нового, 1952 года. Бог русской живописи Павел Корин (изначально - иконописец) с "апостолами", следит за установкой своих знаменитых витражей на станции Новослободская.
Павел Дмитриевич родился 25 июня 1892 года в селе с мерянским названием Палех, в семье потомственных иконописцев.
В 1903—1907 годах учился в Палехской иконописной школе у Е. И. Стягова, после окончания которой был принят учеником в московскую иконописную палату Донского монастыря, руководил которой К. П. Степанов.
В 1911 году М. В. Нестеров, для которого Корин копировал его работы, пригласил его помогать расписывать церкви; через много лет в письме от 26 июля 1935 года Павел Корин писал своему учителю: «Вы бросили мне в душу Ваш пламень, Вы виновник того, что я стал художником».
#павелкорин #XXвек #палех
Forwarded from Толкователь
Конец XV – начало XVI веков это время одной из лучших дипломатий для российского государства. Странно, что об этом так мало упоминают. Московия в то время зажата между крупными и сильными региональными державами: Польшей, Крымским ханством, Ногайской ордой и Казанью (не считая ещё и шведов и немцев на Балтике). Москве приходится маневрировать между ними. Один на один с каждой из этих держав, вероятно, была бы тактическая ничья. Два противника, объединившись, уже были способны разбить Москву, три – стереть её. Потому Ивану III и Василию III приходилось искусственно вносить распри в эти четыре державы. Плюс в это же время идёт переманивание татарских мурз в Московию, с предоставлением им земли и статусов. Хедхантинг, как сказали бы в наше время. Плюс происходит «приручение» казачества, разбойников и ЧВК того времени. Плюс начинается дипломатическая игра с Османской империей – период, когда московиты и турки чаще были союзниками, чем противниками.
У историка Кусаиновой в её книге «Русско-ногайские отношения и казачество в конце XV-XVII веке» читаю об этих русско-османских отношениях и в целом дипломатической игре Москвы в то время:
«Крымские ханы со времен Мухаммед-Гирея (с 1515 г.) вели агрессивную завоевательную политику, направленную против Москвы, стремясь объединить под своим верховенством все татарские государства, когда-то входившие в состав Золотой Орды. … Эта ситуация вновь сблизила и объединила интересы ногайцев и России в Поволжье. Русь же по-прежнему поддерживала отношения с Османской империей. 28 мая 1514 г. в ответ на посольство Михаила Ивашева в Москву прибыл посол турецкого султана Селима Кемал-бек, бывший мангутский князь Феодорит. Факт появления турецкого посла в Москве — свидетельство международного престижа Руси. Султан признал все титулы Василия III, включая титул князя «всея Руси». С Кемал-беком был отправлен Василий Коробов, целью которого было удержать с помощью султана крымского хана Менгли-Гирея от набегов на Русь. Посольству удалось добиться многого: запрещения торговать в Азове русскими пленными и выпускать их на волю. Послы же пообещали вешать казаков за их разбои, что, однако, никогда в действительности не происходило.
В 1521 г. Крым и Астрахань пытались организовать совместный поход на Москву. В этой ситуации для Русского государства как никогда нужна быша поддержка Османов. Нагнетание антирусских настроений в Крыму, щедрый подкуп польским королём Мухаммед-Гирея ради организации крымского похода на Русь делали необходимым укрепление отношений с султаном. Настраивая султана против Крыма, русская дипломатия надеялась нейтрализовать воздействие королевских подарков, но опоздала. В июле 1521 г. по Руси прокатился «крымский смерч».
Больших успехов Москва добилась по отношению к Астрахани, сыграв на ногайско-астраханских противоречиях. Ногайцы, захватив Астрахань, свергли Джанибека, а на его место посадили хана Хусейна, который отказался участвовать в походе на Русь. Потеряв союзника, Крым объявил войну Астрахани. Весной 1523 г. Мухаммед-Гирею удалось овладеть Астраханью и изгнать оттуда хана Хусейна. Вновь сложившаяся политическая ситуация быша выгодна Москве. Дипломаты Василия III в 1520-30-х активно разжигали ногайско-крымские противоречия, добиваясь, чтобы ногайцы мешали крымцам нападать на русские земли. Особенно серьёзным их успехом было то, что они сумели вызвать непримиримую вражду в отношениях ногайского князя Агиша и Мухаммед-Гирея, добившись вооруженного столкновения между ними, закончившегося разгромом крымцев и гибелью Мухаммед-Гирея».
У историка Кусаиновой в её книге «Русско-ногайские отношения и казачество в конце XV-XVII веке» читаю об этих русско-османских отношениях и в целом дипломатической игре Москвы в то время:
«Крымские ханы со времен Мухаммед-Гирея (с 1515 г.) вели агрессивную завоевательную политику, направленную против Москвы, стремясь объединить под своим верховенством все татарские государства, когда-то входившие в состав Золотой Орды. … Эта ситуация вновь сблизила и объединила интересы ногайцев и России в Поволжье. Русь же по-прежнему поддерживала отношения с Османской империей. 28 мая 1514 г. в ответ на посольство Михаила Ивашева в Москву прибыл посол турецкого султана Селима Кемал-бек, бывший мангутский князь Феодорит. Факт появления турецкого посла в Москве — свидетельство международного престижа Руси. Султан признал все титулы Василия III, включая титул князя «всея Руси». С Кемал-беком был отправлен Василий Коробов, целью которого было удержать с помощью султана крымского хана Менгли-Гирея от набегов на Русь. Посольству удалось добиться многого: запрещения торговать в Азове русскими пленными и выпускать их на волю. Послы же пообещали вешать казаков за их разбои, что, однако, никогда в действительности не происходило.
В 1521 г. Крым и Астрахань пытались организовать совместный поход на Москву. В этой ситуации для Русского государства как никогда нужна быша поддержка Османов. Нагнетание антирусских настроений в Крыму, щедрый подкуп польским королём Мухаммед-Гирея ради организации крымского похода на Русь делали необходимым укрепление отношений с султаном. Настраивая султана против Крыма, русская дипломатия надеялась нейтрализовать воздействие королевских подарков, но опоздала. В июле 1521 г. по Руси прокатился «крымский смерч».
Больших успехов Москва добилась по отношению к Астрахани, сыграв на ногайско-астраханских противоречиях. Ногайцы, захватив Астрахань, свергли Джанибека, а на его место посадили хана Хусейна, который отказался участвовать в походе на Русь. Потеряв союзника, Крым объявил войну Астрахани. Весной 1523 г. Мухаммед-Гирею удалось овладеть Астраханью и изгнать оттуда хана Хусейна. Вновь сложившаяся политическая ситуация быша выгодна Москве. Дипломаты Василия III в 1520-30-х активно разжигали ногайско-крымские противоречия, добиваясь, чтобы ногайцы мешали крымцам нападать на русские земли. Особенно серьёзным их успехом было то, что они сумели вызвать непримиримую вражду в отношениях ногайского князя Агиша и Мухаммед-Гирея, добившись вооруженного столкновения между ними, закончившегося разгромом крымцев и гибелью Мухаммед-Гирея».
Берегите наших Алёнок.
Алёнка им не нравится, а вот вам статуя Мелони Трамп на её исторической родине. Красоту ничем не испортишь.
Установлена рядом с ее родным городом Севница в Словении.
Скульптура изображает Меланью в синем платье, в котором она была на инаугурации Дедушки. Деревянная статуя стоит на берегу реки Савы и поднятой рукой приветствует гостей города.
Концепция принадлежит американскому художнику Брэду Дауни, а воплотил ее в жизнь с помощью бензопилы местный мастер.
#арт #XXIвек
Алёнка им не нравится, а вот вам статуя Мелони Трамп на её исторической родине. Красоту ничем не испортишь.
Установлена рядом с ее родным городом Севница в Словении.
Скульптура изображает Меланью в синем платье, в котором она была на инаугурации Дедушки. Деревянная статуя стоит на берегу реки Савы и поднятой рукой приветствует гостей города.
Концепция принадлежит американскому художнику Брэду Дауни, а воплотил ее в жизнь с помощью бензопилы местный мастер.
#арт #XXIвек
"Боба порато баска негорюхом байны".
Белозёрский говор. Что это значит?
Слова "порато", "баско", "байна" распространены во многих регионах, их, наверняка, поймут многие читатели. Более, того, я внезапно поняла, что, например, слово "баще" (лучше), которое мне всегда казалось каким-то неформальным жаргоном 80х-90х, на самом деле является ничем иным, как превосходной степенью "баско".
Порато - очень, много, сильно, весьма, крепко, больно, много.
Баско - красиво (баской - красивый).
Баина (баенка) - баня.
А вот боба - удивительно, и мало кто может догадаться, но так звалась в белозерье старшая сестра.
А негорюхом означает "сразу же".
Вставай, Ванька, а то пасма дам (выволочку), так негорюхом вскочишь...
Вот и сложилась фраза "Боба порато баска негорюхом байны" - "старшая сестра очень красива сразу же после бани".
Анор Тукаева. Крохино.
#вологодскаяобласть #белозерск #великороссы
Белозёрский говор. Что это значит?
Слова "порато", "баско", "байна" распространены во многих регионах, их, наверняка, поймут многие читатели. Более, того, я внезапно поняла, что, например, слово "баще" (лучше), которое мне всегда казалось каким-то неформальным жаргоном 80х-90х, на самом деле является ничем иным, как превосходной степенью "баско".
Порато - очень, много, сильно, весьма, крепко, больно, много.
Баско - красиво (баской - красивый).
Баина (баенка) - баня.
А вот боба - удивительно, и мало кто может догадаться, но так звалась в белозерье старшая сестра.
А негорюхом означает "сразу же".
Вставай, Ванька, а то пасма дам (выволочку), так негорюхом вскочишь...
Вот и сложилась фраза "Боба порато баска негорюхом байны" - "старшая сестра очень красива сразу же после бани".
Анор Тукаева. Крохино.
#вологодскаяобласть #белозерск #великороссы
Forwarded from Спец по специям
Выше мы уже кратко касались истории храма Николы на Липне. Можно добавить, что на территории Господина Великого Новгорода он, по некоторым оценкам, стал первой каменной постройкой такого рода послемонгольского периода. Кстати, посещение Президентом богослужения именно в новгородском древнерусском храме - хороший повод для нас вспомнить о Новгородской Первой летописи. А заодно предложить что-то более серьезное, нежели досужие исторические аллюзии. Например -полноценное историческое исследование, которое, к тому же, касается истории разведки, контрразведки и пограничного дела на Руси (попутно - никуда не деться - респект В. Мединскому за "хитрого боярина" эпохи Дмитрия Донского). Дело это, однако, не быстрое. И еще неизвестно, как зайдет, как ляжет в политическом контексте/сегменте. Уповаем исключительно на интерес коллег, и, прежде всего, Залесской Земли и земли Рязанской. Итак, маленькое рождественское исследование. Смеем утверждать, что впервые (и в Телеграм, и вообще) можем назвать имя автора "рязанского" протографа рассказа о Батыевом вторжении 1237 года в НПЛ.
Для того, чтобы хотя бы приблизиться к разгадкам многочисленных загадок, приходится раз за разом вчитываться, прежде всего, в летописные тексты. А таковыми в отношении прихода Батыя и других царевичей-чингизидов на Русь историки отнюдь не избалованы: по существу, в их распоряжении имеются записи всего трех летописей (Лаврентьевской 1377 года, Новгородской Первой начала XIV века и Галицко-Волынской XIII века), ни одна из которых, даже последняя, не является современной описываемым событиям, хотя все прочие созданы еще позже и, соответственно, доверия вызывают меньше. И все же можно попытаться увидеть глазами очевидца картину тех трагических событий, что прозорливо заметил в свое время еще академик Д. С. Лихачев, указав на сугубое значение как исторического источника Новгородской Первой летописи (НПЛ). Каким бы странным это ни казалось на первый взгляд, но наиболее подробно о вторжении монголов, татар и их сателлитов в рязанские пределы говорится в записи, сделанной в городе, счастливо спасшемся от «великой конечной погибели», каковой летописцы воспринимали Батыево нашествие. В отличие от исследователей, навскидку считающих, что в НПЛ могли найти отражение устные свидетельства выживших очевидцев, Лихачев полагал, что у ее фрагментов, связанных непосредственно с Рязанью, имелся протограф в виде не дошедшей до наших дней местной летописи. Но кто мог быть автором текста-предшественника, тем самым рязанским летописцем, о котором говорил академик? Несомненно, он принадлежал к лицам духовным. Из текста самой НПЛ следует, что «епископа ублюде богъ: отъѣха проче во тъ годъ, егда рать оступи градъ». Таким образом, епископу Рязанскому посчастливилось покинуть город до того, как он был взят в осаду. При этом его имя автором скромно опущено, в отличие от княжеских, все из которых признаются достоверными. Однако в ряде работ церковных историков XIX-XX столетий в период с 1223 по 1237 годы упомянут как епископ Муромский и Рязанский преосвященный Евфросин (святогорец), родом, возможно, грек с Афона или выходец с юга Руси. Спасался епископ, вероятнее всего, в Муроме, через который «батыева тропа» пролегла только в 1239 году, поэтому у него было время вернуться на место рязанского пепелища. В том, что рязанский протограф НПЛ написан очевидцем страшных последствий разгрома, сомнений нет: «…И кто, братье, о семь не поплачется, кто ся нас осталъ живыхъ, како они нужную и горкую смерть подъяша. Да и мы то видѣвше, устрашилися быхомъ и грѣховъ своихъ плакалися съ въздыханиемь день и нощь».
Для того, чтобы хотя бы приблизиться к разгадкам многочисленных загадок, приходится раз за разом вчитываться, прежде всего, в летописные тексты. А таковыми в отношении прихода Батыя и других царевичей-чингизидов на Русь историки отнюдь не избалованы: по существу, в их распоряжении имеются записи всего трех летописей (Лаврентьевской 1377 года, Новгородской Первой начала XIV века и Галицко-Волынской XIII века), ни одна из которых, даже последняя, не является современной описываемым событиям, хотя все прочие созданы еще позже и, соответственно, доверия вызывают меньше. И все же можно попытаться увидеть глазами очевидца картину тех трагических событий, что прозорливо заметил в свое время еще академик Д. С. Лихачев, указав на сугубое значение как исторического источника Новгородской Первой летописи (НПЛ). Каким бы странным это ни казалось на первый взгляд, но наиболее подробно о вторжении монголов, татар и их сателлитов в рязанские пределы говорится в записи, сделанной в городе, счастливо спасшемся от «великой конечной погибели», каковой летописцы воспринимали Батыево нашествие. В отличие от исследователей, навскидку считающих, что в НПЛ могли найти отражение устные свидетельства выживших очевидцев, Лихачев полагал, что у ее фрагментов, связанных непосредственно с Рязанью, имелся протограф в виде не дошедшей до наших дней местной летописи. Но кто мог быть автором текста-предшественника, тем самым рязанским летописцем, о котором говорил академик? Несомненно, он принадлежал к лицам духовным. Из текста самой НПЛ следует, что «епископа ублюде богъ: отъѣха проче во тъ годъ, егда рать оступи градъ». Таким образом, епископу Рязанскому посчастливилось покинуть город до того, как он был взят в осаду. При этом его имя автором скромно опущено, в отличие от княжеских, все из которых признаются достоверными. Однако в ряде работ церковных историков XIX-XX столетий в период с 1223 по 1237 годы упомянут как епископ Муромский и Рязанский преосвященный Евфросин (святогорец), родом, возможно, грек с Афона или выходец с юга Руси. Спасался епископ, вероятнее всего, в Муроме, через который «батыева тропа» пролегла только в 1239 году, поэтому у него было время вернуться на место рязанского пепелища. В том, что рязанский протограф НПЛ написан очевидцем страшных последствий разгрома, сомнений нет: «…И кто, братье, о семь не поплачется, кто ся нас осталъ живыхъ, како они нужную и горкую смерть подъяша. Да и мы то видѣвше, устрашилися быхомъ и грѣховъ своихъ плакалися съ въздыханиемь день и нощь».
Кокошник и венец. Реконструкция Великороссии.
Приходилось слышать мнение, что северовеликорусский кокошник в современном городе выглядит трешово.
Вспомнил об этом наткнувшись в инсте на аккаунт костромского бренда KoToMâ. Он изготавливает и продает различные женские аксессуары, в том числе современные городские кокошники и венцы.
По форме они неотличимы друг от друга и их очень часто путают. Главное отличие этих головных уборов в том, что венец - девичий, дозамужний убор, при его ношении волосы остаются открытыми. А кокошник, традиционно - головной убор замужней женщины, закрывающий волосы.
Упрощенные варианты кокошников/венцов KoToMâ - это уборы не только для праздников и случаев, когда надо подчеркнуть этноидентичность, они довольно практичны и предназначены для повседневной носки в городе.
В общем, стиль нашего Севера жив, а критики всегда будут в пролете!
Традиционалист.
#кокошник #венец #великороссия
Приходилось слышать мнение, что северовеликорусский кокошник в современном городе выглядит трешово.
Вспомнил об этом наткнувшись в инсте на аккаунт костромского бренда KoToMâ. Он изготавливает и продает различные женские аксессуары, в том числе современные городские кокошники и венцы.
По форме они неотличимы друг от друга и их очень часто путают. Главное отличие этих головных уборов в том, что венец - девичий, дозамужний убор, при его ношении волосы остаются открытыми. А кокошник, традиционно - головной убор замужней женщины, закрывающий волосы.
Упрощенные варианты кокошников/венцов KoToMâ - это уборы не только для праздников и случаев, когда надо подчеркнуть этноидентичность, они довольно практичны и предназначены для повседневной носки в городе.
В общем, стиль нашего Севера жив, а критики всегда будут в пролете!
Традиционалист.
#кокошник #венец #великороссия
Forwarded from Ruthenorum radicalium
#Этноархеология #Либералы #Фашизм #ИсторическаяРоссия #РусскийНеолит #РусскийПалеолит
В дискуссии об историческом моменте, в котором сегодня находится Россия, между Игорем Яковенко и Владимиром Пастуховым, последним были высказаны действительно интересные сображения.
https://telegra.ph/O-fashizme-krepostnichestve-russkom-neolite-paleolite-i-arheofuturizme-01-06
В дискуссии об историческом моменте, в котором сегодня находится Россия, между Игорем Яковенко и Владимиром Пастуховым, последним были высказаны действительно интересные сображения.
https://telegra.ph/O-fashizme-krepostnichestve-russkom-neolite-paleolite-i-arheofuturizme-01-06
Telegraph
О фашизме, крепостничестве, русском неолите, палеолите и археофутуризме
В дискуссии об историческом моменте, в котором сегодня находится Россия, между Игорем Яковенко и Владимиром Пастуховым, последним были высказаны действительно интересные сображения. Увы, этого нельзя сказать об его оппоненте - в прошлом секретаре комсомола…
Самые грандиозные здания и сооружения, времëн развитого социализма. Охватываем не только территорию СССР, но и страны бывшего соц лагеря.
Подписывайся у нас интересно. @socialmodernism
Подписывайся у нас интересно. @socialmodernism
Кофе VS водка. Реконструкция Великороссии.
Коллеги с канала Зелёные подняли тему трезвенничества и культуры кофе в странах Севера. Как говорится, все новое это давно забытое старое.
Кофе на Севере России пьют давно, кроме столичной барской культуры "французских булок," традиционно, кофе был популярен в культуре сельских популяций Севера - карел, вепсов(чудь), поморов.
Коробейники с севера Карелии ходили в Финляндию торговать и приносили оттуда колониальные товары (в том числе и кофе). А поморы ходили в Норвегию (уже на кораблях) — и привозили оттуда. Готовили напиток в "русской" печи: засыпали в чугунок, и потом он долго там настаивался и получался очень крепкий, именно по этому его считали мужским напитком и варили чуть подсоленным. Женщины такое пить просто не могли. Женский вариант — разные травяные настои.
К слову, карелы и вепсы оказали серьезное влияние на формирование традиционной кухни северных великороссов Приладожья, Прионежья, Заонежья. Несомненно, что способы приготовления пищи (рыба в молоке, сканые из тонко раскатанного теста пироги, некоторые молочно- творожные кушанья и пр.), техника консервации пищевых продуктов (засол, вяление и сушка рыбы, вяление и сушка мяса) были заимствованы славяноязычным населением у коренного населения Севера, которое накопило в этом отношении богатый многовековой опыт. Даже в финскую национальную кухню, через посредство карел, проникли исконно русские блюда, подчас с русскими или карельскими названиями.
Так что нео-великорусская трезвость чудской, да поморской культурой прирастать будет.
Традиционалист.
#великороссы #реконструкциявеликороссии #север #карелы #поморы
Коллеги с канала Зелёные подняли тему трезвенничества и культуры кофе в странах Севера. Как говорится, все новое это давно забытое старое.
Кофе на Севере России пьют давно, кроме столичной барской культуры "французских булок," традиционно, кофе был популярен в культуре сельских популяций Севера - карел, вепсов(чудь), поморов.
Коробейники с севера Карелии ходили в Финляндию торговать и приносили оттуда колониальные товары (в том числе и кофе). А поморы ходили в Норвегию (уже на кораблях) — и привозили оттуда. Готовили напиток в "русской" печи: засыпали в чугунок, и потом он долго там настаивался и получался очень крепкий, именно по этому его считали мужским напитком и варили чуть подсоленным. Женщины такое пить просто не могли. Женский вариант — разные травяные настои.
К слову, карелы и вепсы оказали серьезное влияние на формирование традиционной кухни северных великороссов Приладожья, Прионежья, Заонежья. Несомненно, что способы приготовления пищи (рыба в молоке, сканые из тонко раскатанного теста пироги, некоторые молочно- творожные кушанья и пр.), техника консервации пищевых продуктов (засол, вяление и сушка рыбы, вяление и сушка мяса) были заимствованы славяноязычным населением у коренного населения Севера, которое накопило в этом отношении богатый многовековой опыт. Даже в финскую национальную кухню, через посредство карел, проникли исконно русские блюда, подчас с русскими или карельскими названиями.
Так что нео-великорусская трезвость чудской, да поморской культурой прирастать будет.
Традиционалист.
#великороссы #реконструкциявеликороссии #север #карелы #поморы
Telegram
Зелёные (Народный Радикализм)
#Алкоголь #Кофе #Север
В отклике на относительно недавнюю нашу публикацию о социальных причинах и последствиях алкоголизма у русских некоторые оппоненты указали на то, что такая проблема есть и у других северных народов, с другой социальной историей.
Да…
В отклике на относительно недавнюю нашу публикацию о социальных причинах и последствиях алкоголизма у русских некоторые оппоненты указали на то, что такая проблема есть и у других северных народов, с другой социальной историей.
Да…
375 лет одному из самых драматичных и многозначительных событий в истории Ярославля – расправе царя Алексея Михайловича Романова над лидером ярославского посада Епифанием Андреевичем Светешниковым.
Расправа с Надеей была вызвана, возможно, личными неприязненными чувствами 17-летнего Алексея Михайловича к удачливому современнику. Но это был и урок Ярославскому посаду, урок горожанам, мнящим себя гражданами, в то время как от них ожидалось подданство холопов.
https://erm-kontinent.livejournal.com/382864.html
#XVIIвек #ярославль #великороссы #московскоецарство
Расправа с Надеей была вызвана, возможно, личными неприязненными чувствами 17-летнего Алексея Михайловича к удачливому современнику. Но это был и урок Ярославскому посаду, урок горожанам, мнящим себя гражданами, в то время как от них ожидалось подданство холопов.
https://erm-kontinent.livejournal.com/382864.html
#XVIIвек #ярославль #великороссы #московскоецарство
Livejournal
Гибель Надеи
В этом году исполняется 375 одному из самых драматичных и многозначительных событий в истории Ярославля – расправе царя Алексея Михайловича Романова над лидером ярославского посада Епифанием Андреевичем Светешниковым. Надея (Епифаний) Андреевич Светешников…
Forwarded from Унежить душу
Актуальная русская культура от Андрея Сурнова. Даже круче, чем «Федерация Нордланд».