Хтоническая Суздальская Русь
Валы Мстиславля (ныне село Городище в Юрьев-Польском р-не Владимирской обл.) Сумрачно здесь... История словно остановилась в том моменте, когда в XIII в. гонец упал на пороге княжьего терема с криком "Княже! Рязани больше нет.."
Городище относится к VII-X, XI-XIII вв., это всхолмление среди болотистой низины р. Гза. Поселение на его месте, возникло в VII в., и первоначально было мерянским.
Летописный Мстиславль был основан (насыпаны его валы) на этом месте в конце XI века сыном Владимира Мономаха новгородским князем Мстиславом Владимировичем, являвшимся в 1093-1095 гг. держателем Ростовской земли. Не исключено, что город основан в те же годы самим Владимиром Мономахом и назван в честь сына.
1135 г. - первое упоминание.
1177 г. - близ Гзы Всеволод Георгиевич из-за великокняжеского престола бился с ростовцами Мстислава Ростиславича.
1177 г. – Мстислав Ростиславич, соединившись с рязанским князем Глебом, вновь напал на Всеволода на реке Колокша.
#суздаль #владимирскаяобласть
Валы Мстиславля (ныне село Городище в Юрьев-Польском р-не Владимирской обл.) Сумрачно здесь... История словно остановилась в том моменте, когда в XIII в. гонец упал на пороге княжьего терема с криком "Княже! Рязани больше нет.."
Городище относится к VII-X, XI-XIII вв., это всхолмление среди болотистой низины р. Гза. Поселение на его месте, возникло в VII в., и первоначально было мерянским.
Летописный Мстиславль был основан (насыпаны его валы) на этом месте в конце XI века сыном Владимира Мономаха новгородским князем Мстиславом Владимировичем, являвшимся в 1093-1095 гг. держателем Ростовской земли. Не исключено, что город основан в те же годы самим Владимиром Мономахом и назван в честь сына.
1135 г. - первое упоминание.
1177 г. - близ Гзы Всеволод Георгиевич из-за великокняжеского престола бился с ростовцами Мстислава Ростиславича.
1177 г. – Мстислав Ростиславич, соединившись с рязанским князем Глебом, вновь напал на Всеволода на реке Колокша.
#суздаль #владимирскаяобласть
Дорогие подписчики! Команда канала Дневник Археолога запускает новый проект и им нужна ваша маленькая помощь, за которую вы будете вознаграждены!)☝️
Проект связан с ремесленным шоколадом🍫 (т.е. абсолютно натуральный, без каких либо консервантов). Тем самым они будут делать продукт, максимально приближенный к рецепту древних племён Мая, ставших прародителями 🍫, который так популярен на всей планете.
Пожалуйста, прошу помочь им в этом начинании, ведь здорово когда хоть кто-то делает натуральные продукты питания.😇
Ниже ссылка на заполнение анкеты, в ней всего несколько легких вопросов. 🙏
И кстати, кроме основного вознаграждения для всех, первые 30 анкет еще получат дополнительный бонус, за неравнодушие !😉
Проект связан с ремесленным шоколадом🍫 (т.е. абсолютно натуральный, без каких либо консервантов). Тем самым они будут делать продукт, максимально приближенный к рецепту древних племён Мая, ставших прародителями 🍫, который так популярен на всей планете.
Пожалуйста, прошу помочь им в этом начинании, ведь здорово когда хоть кто-то делает натуральные продукты питания.😇
Ниже ссылка на заполнение анкеты, в ней всего несколько легких вопросов. 🙏
И кстати, кроме основного вознаграждения для всех, первые 30 анкет еще получат дополнительный бонус, за неравнодушие !😉
Рубль на Москве несколько веков использовался лишь как условная расчетная единица, так как был слишком большой суммой. Поэтому московские князья/цари рубль как монету не чеканили, а для расчетов внутри страны имели хождение чеканенные из серебра копейка, деньга (полкопейки) и полушка (четверть копейки).
Первое в нашей истории упоминание рубля обнаружено в берестяной грамоте, которую датируют XIII веком. «По 3 рубля продай, али не водя не продай», – писал новгородец по имени Матвей к «Есифу Давидову».
Тогда рубль был куском серебра весом около 100 граммов. Разрубленный пополам, он становился «полтиной» – термин происходит от «полоти», половины туши животного, рассеченной вдоль. На Руси в Средние века не было своих источников серебра: оно попадало в нашу страну в основном из Западной Европы через Новгород.
Так новгородский термин «рубль» семь веков назад в Залесье дал имя главной денежной единице, заменив домонгольскую «гривну».
#рубль #московия #деньги
Первое в нашей истории упоминание рубля обнаружено в берестяной грамоте, которую датируют XIII веком. «По 3 рубля продай, али не водя не продай», – писал новгородец по имени Матвей к «Есифу Давидову».
Тогда рубль был куском серебра весом около 100 граммов. Разрубленный пополам, он становился «полтиной» – термин происходит от «полоти», половины туши животного, рассеченной вдоль. На Руси в Средние века не было своих источников серебра: оно попадало в нашу страну в основном из Западной Европы через Новгород.
Так новгородский термин «рубль» семь веков назад в Залесье дал имя главной денежной единице, заменив домонгольскую «гривну».
#рубль #московия #деньги
Forwarded from БУКВАРЬ
28 июня 2019
Отправляюсь в свое первое осознанное трудничество в Соловецкий монастырь, располагающийся в Белом море на севере европейской части России.
Об этом месте много сказано и написано, что позволяет осознать, что эти места сильны своей противоречивостью: в разное время здесь располагалась монашеская обитель и СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения). Эти места хранят святость, которую не обошли стороной кровавые события раскольного XVII века и богоборческие годы советского периода.
Одно остается неизменным на протяжении всей истории Соловецких островов: это место человеческого подвига и свидетельство способности человеческой сущности к преодолению всех мыслимых и немыслимых трудностей.
#Cоловецкий_монастырь
#СЛОН
#трудничество
Отправляюсь в свое первое осознанное трудничество в Соловецкий монастырь, располагающийся в Белом море на севере европейской части России.
Об этом месте много сказано и написано, что позволяет осознать, что эти места сильны своей противоречивостью: в разное время здесь располагалась монашеская обитель и СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения). Эти места хранят святость, которую не обошли стороной кровавые события раскольного XVII века и богоборческие годы советского периода.
Одно остается неизменным на протяжении всей истории Соловецких островов: это место человеческого подвига и свидетельство способности человеческой сущности к преодолению всех мыслимых и немыслимых трудностей.
#Cоловецкий_монастырь
#СЛОН
#трудничество
Кацкие семьи: большие и маленькие.
Принято считать, что семьи у великороссов в старину были большие. Но правильнее сказать, что семьи в старину были разные, в том числе и вовсе бездетные: то ли по бесплодию, то ли по какой другой причине.
Анализ метрических книг XIX-го века по деревне Мартынову в Кацком стане показал, что число женщин, у которых были всего одни роды, практические такое же, как и женщин, рожавших двенадцать раз – то есть наряду с многодетными семьями было много и малодетных. В среднем же у мартыновской женщины в том столетии рождалось семеро детей, половина из которых умирала во младенчестве. Так что супружеских пар, растящих шестерых-семерых, а тем более восьмерых детей, и в то время было немного.
И всё-таки семьи выглядели большими. Это потому что под одной крышей часто уживалось несколько поколений: старики-родители, их женатые сыновья и внуки, конечно же – куда же без них, если сыновья женаты?
С. Темняткин.
#кацкари #ярославскаяобласть #социология #XIXв
Принято считать, что семьи у великороссов в старину были большие. Но правильнее сказать, что семьи в старину были разные, в том числе и вовсе бездетные: то ли по бесплодию, то ли по какой другой причине.
Анализ метрических книг XIX-го века по деревне Мартынову в Кацком стане показал, что число женщин, у которых были всего одни роды, практические такое же, как и женщин, рожавших двенадцать раз – то есть наряду с многодетными семьями было много и малодетных. В среднем же у мартыновской женщины в том столетии рождалось семеро детей, половина из которых умирала во младенчестве. Так что супружеских пар, растящих шестерых-семерых, а тем более восьмерых детей, и в то время было немного.
И всё-таки семьи выглядели большими. Это потому что под одной крышей часто уживалось несколько поколений: старики-родители, их женатые сыновья и внуки, конечно же – куда же без них, если сыновья женаты?
С. Темняткин.
#кацкари #ярославскаяобласть #социология #XIXв
Коса–горбуша является древнейшим сенокосным орудием; коса–стойка появилась значительно позже – например, в России, по мнению археологов, она начала вытеснять горбушу начиная с XV в. Русский Север стал своеобразным заповедником косы–горбуши. Если в Центральной России о ней давно уже нет никакого воспоминания, то, например, в Заонежье она преобладала на покосах вплоть до 1950–х гг.
На землях центральной и северной России появилась она в начале 1 тыс. н.э. в результате длительной эволюции металлических инструментов человека, общее направление развития которых было следующим: нож – жатвенный нож – серп – горбуша. Горбуши найдены на балтских и финских городищах р.ж.в Днепро-двинской и Дьяковской культур. Формы ножей древних серпов и древних горбуш очень похожи, и орудия между собой различаются только размерами и весом.
Древнерусские горбуши (древнерусским периодом принято считать IX – XIV вв.) наследовали балто-финским. По размерам и пропорциям клинка отечественные археологи разделяют их на два основных типа – северный и южный. Клинки северных горбуш относительно уже, длиннее и более изогнуты, чем клинки южных. Внутри северного типа археологами были выделены, по географическому признаку, следующие основные виды горбуш: новгородский, прикамский и среднерусский; примыкает к ним прибалтийский вид бытовавший у балтов и прибалтийских финнов.
#север #раннийжелезныйвек #древняярусь
На землях центральной и северной России появилась она в начале 1 тыс. н.э. в результате длительной эволюции металлических инструментов человека, общее направление развития которых было следующим: нож – жатвенный нож – серп – горбуша. Горбуши найдены на балтских и финских городищах р.ж.в Днепро-двинской и Дьяковской культур. Формы ножей древних серпов и древних горбуш очень похожи, и орудия между собой различаются только размерами и весом.
Древнерусские горбуши (древнерусским периодом принято считать IX – XIV вв.) наследовали балто-финским. По размерам и пропорциям клинка отечественные археологи разделяют их на два основных типа – северный и южный. Клинки северных горбуш относительно уже, длиннее и более изогнуты, чем клинки южных. Внутри северного типа археологами были выделены, по географическому признаку, следующие основные виды горбуш: новгородский, прикамский и среднерусский; примыкает к ним прибалтийский вид бытовавший у балтов и прибалтийских финнов.
#север #раннийжелезныйвек #древняярусь
Telegram
БУКВАРЬ
Коса-горбуша - особый тип косы, который был наиболее востребован среди населения в XIX веке среди населения в лесных местах Русского Севера. На юге ее не знали, что подтверждает технологическую дихотомию Север-Юг.
Горбушей косят в две стороны, так, чтобы…
Горбушей косят в две стороны, так, чтобы…
Апокалипсис по карельски.
Это не праздничное шествие, как может спервоначалу показаться, а вовсе - Апокалипсис.
Откровение Иоанна Богослова в картинках карельских старообрядцев XIX в.
Ангел со староверским восьмиконечным крестом налагает печать Бога живого ( в нашем случае - это двуперстное крестное знамение) на чело ста сорока четырем тысячам праведников.
А четыре ангела по углам держат вовсе не голых людей, они стоят на четырех концах земли и удерживают четыре ветра - от севера, от юга, от востока, и от запада, чтобы они пока не дули: "да не дышет ветр на землю, ни на море, ни на всяко древо". Это этим ангелам строго велено: "не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам", пока с праведниками все дела не доделаем.
В целом, все по Откр. Инн. 7:1-4, и по 19 главе Толкового Апокалипсиса.
Несправедливо только, что левому нижнему ангелу не хватило крыльев. Ну да может, просто сложил, ангелы - они такие.
Что за загадочные красные предметы держат в руках два верхних ангела, спросите вы?
Ступку и пест держат ангелы. Для Апокалипсиса - самое то. Чтобы сразу в порошок, значит...
Кстати говоря, насколько помню, карелам и вепсам было свойственно выколачивать белье не привычными нам вальками, а гигантскими пестиками в специальных здоровенных деревянных ступах (не с этим ли, кстати, связан вепсский глагол pesta - стирать?), вот, небось, такую штуковину и представлял карельский изограф, когда рисовал.
В-общем, на праведников Севера ветра Апокалипсиса не дуют. Будьте!
Аким Трефилов.
#старообрядцы #карелы #апокалипсис
https://telegra.ph/Apokalipsis-11-20
Это не праздничное шествие, как может спервоначалу показаться, а вовсе - Апокалипсис.
Откровение Иоанна Богослова в картинках карельских старообрядцев XIX в.
Ангел со староверским восьмиконечным крестом налагает печать Бога живого ( в нашем случае - это двуперстное крестное знамение) на чело ста сорока четырем тысячам праведников.
А четыре ангела по углам держат вовсе не голых людей, они стоят на четырех концах земли и удерживают четыре ветра - от севера, от юга, от востока, и от запада, чтобы они пока не дули: "да не дышет ветр на землю, ни на море, ни на всяко древо". Это этим ангелам строго велено: "не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам", пока с праведниками все дела не доделаем.
В целом, все по Откр. Инн. 7:1-4, и по 19 главе Толкового Апокалипсиса.
Несправедливо только, что левому нижнему ангелу не хватило крыльев. Ну да может, просто сложил, ангелы - они такие.
Что за загадочные красные предметы держат в руках два верхних ангела, спросите вы?
Ступку и пест держат ангелы. Для Апокалипсиса - самое то. Чтобы сразу в порошок, значит...
Кстати говоря, насколько помню, карелам и вепсам было свойственно выколачивать белье не привычными нам вальками, а гигантскими пестиками в специальных здоровенных деревянных ступах (не с этим ли, кстати, связан вепсский глагол pesta - стирать?), вот, небось, такую штуковину и представлял карельский изограф, когда рисовал.
В-общем, на праведников Севера ветра Апокалипсиса не дуют. Будьте!
Аким Трефилов.
#старообрядцы #карелы #апокалипсис
https://telegra.ph/Apokalipsis-11-20
Telegraph
Апокалипсис
Откровение Иоанна Богослова в картинках карельских старообрядцев XIX в.
Какими были древнейшие храмы Великого Новгорода? Ответ на этот вопрос может дать выставка «Новые открытия Древнего Новгорода: церковь Благовещения на Городище и Георгиевский собор Юрьева монастыря», которая проходит в Новгородском музее-заповеднике с 27 декабря 2019 года по 9 марта 2020 года.
Появилась редкая возможность – увидеть самые яркие находки 2013–2019 годов: фрагменты фресок Георгиевского собора и церкви Благовещения на Городище, содержащие как лицевую роспись, так и граффити XII–XIII веков. Среди них – самая большая глаголическая надпись, обнаруженная на территории России, фрагменты кириллических текстов, рассказывающих о смерти новгородских епископов Мартирия и Антония, княжичей Ростислава и Изяслава, фрагмент стены с фреской, содержащий большое количество граффити, а также находки из Георгиевского собора: плетёные кресты со шнурами, погребальная кожаная обувь.
Подробнее на сайте ИА РАН
#новгород #археология #архитектура
Появилась редкая возможность – увидеть самые яркие находки 2013–2019 годов: фрагменты фресок Георгиевского собора и церкви Благовещения на Городище, содержащие как лицевую роспись, так и граффити XII–XIII веков. Среди них – самая большая глаголическая надпись, обнаруженная на территории России, фрагменты кириллических текстов, рассказывающих о смерти новгородских епископов Мартирия и Антония, княжичей Ростислава и Изяслава, фрагмент стены с фреской, содержащий большое количество граффити, а также находки из Георгиевского собора: плетёные кресты со шнурами, погребальная кожаная обувь.
Подробнее на сайте ИА РАН
#новгород #археология #архитектура
Forwarded from БУКВАРЬ
Колокольный звон. Северная сакральность
В русской музыкальной картине мира колокол антропоморфен: язык (голос), голова, плечо, шейка, уши, губа, тулово, колоколу дается имя (Первенец, Корноухий, Медведь, Баран и др). Колокольный звон- ритуальная речь, Глас Бога Слова. Звон заполняет несколько измерений: аудиальное (пространство распространения звучания) и визуальное (колокольня- доминанта русского ландшафта).
Поморские старообрядцы вместо колоколов (колокол дорог в изготовлении и олицетворяет новообрядческий никонианский мир) использовали била (деревянную или металлическую доску, по которой ударяли палкой или молотком).
"С билом-то много спокойнее, постучим только про себя и довольно с нас, а за оградой, даже в ближнем лесу нас не слышно; значит не доходна наша молитва до станового или до вашего благочинного".
Какой бы ни был, Звон находится вне времени и вне эпох на русском пространстве.
#Русский_Север
#этнография
#колокола
#старообрядцы
В русской музыкальной картине мира колокол антропоморфен: язык (голос), голова, плечо, шейка, уши, губа, тулово, колоколу дается имя (Первенец, Корноухий, Медведь, Баран и др). Колокольный звон- ритуальная речь, Глас Бога Слова. Звон заполняет несколько измерений: аудиальное (пространство распространения звучания) и визуальное (колокольня- доминанта русского ландшафта).
Поморские старообрядцы вместо колоколов (колокол дорог в изготовлении и олицетворяет новообрядческий никонианский мир) использовали била (деревянную или металлическую доску, по которой ударяли палкой или молотком).
"С билом-то много спокойнее, постучим только про себя и довольно с нас, а за оградой, даже в ближнем лесу нас не слышно; значит не доходна наша молитва до станового или до вашего благочинного".
Какой бы ни был, Звон находится вне времени и вне эпох на русском пространстве.
#Русский_Север
#этнография
#колокола
#старообрядцы
Константин Ушинский в 1848 г. описывал свои впечатления о посещении Ростова Великого: "Едва ли какой-нибудь город России сохранил более Ростова признаков древности. Для археолога взглянуть на Ростов все равно что понюхать старую залежавшую рукопись: не обыкновенно приятное ощущение, лучше лимбургского сыру!".
Forwarded from Толкователь
Исследования великого русского экономиста, эсера Александра Чаянова, проведённые в нескольких губерниях в 1910–1913 годах, выявили, что мотивации русских крестьян были направлены не на обогащение, а удовлетворение минимальных потребностей семьи. Русский крестьянин просто переставал работать после получения им необходимого ему и его семье прожиточного минимума. В идеальных условиях это вело к увеличению «середнячества», что показали годы НЭПа, когда резко упало и число бедняков, и кулаков.
Именно рост «середнячества» в 1920-е годы и вызвал ненависть города к крестьянам – сельское хозяйство всё больше становилось полунатуральным, и деревня отказывалась производить больше продуктов, чем требовалось для её прожиточного минимума. На индустриализацию стране требовался экспортный хлеб. В царское время 70-80% экспорта зерна обеспечивали крупные помещичьи хозяйства. Большевики на замену этим крупнотоварным производствам придумали колхозы.
Именно рост «середнячества» в 1920-е годы и вызвал ненависть города к крестьянам – сельское хозяйство всё больше становилось полунатуральным, и деревня отказывалась производить больше продуктов, чем требовалось для её прожиточного минимума. На индустриализацию стране требовался экспортный хлеб. В царское время 70-80% экспорта зерна обеспечивали крупные помещичьи хозяйства. Большевики на замену этим крупнотоварным производствам придумали колхозы.
О зоне древних контактов финно-угорских племен.
Этот вопрос помогают решить археологические находки, сделанные по Вычегде и ее устью, Сухоне, Югу, Костроме, верховьям Ветлуги: они сочетают элементы, принадлежащие вепсам, марийцам, мере, пермским народам (Савельева, 1971, с.180).
О непосредственном контакте костромской мери с ветлужскими марийцами пишет и Е.И. Горюнова (Горюнова, 1961, с.244). Родственная связь мерянских племен с марийцами прослеживается в лексических параллелях, относящихся к материальной и духовной культуре марийцев и вепсов.
Самый примитивный вид жилища - конусообразный шалаш из жердей с открытым очагом посередине у эстонцев называется "коа". Такое название жилища у остальных прибалтийских и волжских финнов неизвестен. Однако название "кудо" известно у мордвы (современная изба) и марийцев (летняя кухня). Срубное жилище по-марийски - "пёрт". Этот термин не встречается у соседних финно-угорских и тюркских народов, но известен у венгров - pert, карелов - perti, ижоры - pertti, саамов - pyrt, латышей - pirts (баня), фольклоре верхневолжских русских - "избушка-пердушка" и их тайных языках "елмане" и "елтоне" - перт (дом).
Это сходство могло возникнуть только в результате непосредственного контакта носителей балтийских языков с древними финнами. Срубные сооружения, называемые "пёрт", аналогичны жилым постройкам дьяковской культуры - предков мери - на Верхней Волге.
В горномарийском языке скотный двор называется "левичы", в других наречиях - "вольык пече", "сарай". Слово в горном языке, вероятно, восходит к основам "воот" - "скот" в прибалтийско-финских языках и "пичы" -"изгородь" в марийском.
Акцорин В. А. Прошлое марийского народа в его эпосе. / Под ред. докт . филол. наук. Н. В. Морохина. — Саров: Альфа, 2000. — 88 с.
#археология #этногенез #финноугры
Этот вопрос помогают решить археологические находки, сделанные по Вычегде и ее устью, Сухоне, Югу, Костроме, верховьям Ветлуги: они сочетают элементы, принадлежащие вепсам, марийцам, мере, пермским народам (Савельева, 1971, с.180).
О непосредственном контакте костромской мери с ветлужскими марийцами пишет и Е.И. Горюнова (Горюнова, 1961, с.244). Родственная связь мерянских племен с марийцами прослеживается в лексических параллелях, относящихся к материальной и духовной культуре марийцев и вепсов.
Самый примитивный вид жилища - конусообразный шалаш из жердей с открытым очагом посередине у эстонцев называется "коа". Такое название жилища у остальных прибалтийских и волжских финнов неизвестен. Однако название "кудо" известно у мордвы (современная изба) и марийцев (летняя кухня). Срубное жилище по-марийски - "пёрт". Этот термин не встречается у соседних финно-угорских и тюркских народов, но известен у венгров - pert, карелов - perti, ижоры - pertti, саамов - pyrt, латышей - pirts (баня), фольклоре верхневолжских русских - "избушка-пердушка" и их тайных языках "елмане" и "елтоне" - перт (дом).
Это сходство могло возникнуть только в результате непосредственного контакта носителей балтийских языков с древними финнами. Срубные сооружения, называемые "пёрт", аналогичны жилым постройкам дьяковской культуры - предков мери - на Верхней Волге.
В горномарийском языке скотный двор называется "левичы", в других наречиях - "вольык пече", "сарай". Слово в горном языке, вероятно, восходит к основам "воот" - "скот" в прибалтийско-финских языках и "пичы" -"изгородь" в марийском.
Акцорин В. А. Прошлое марийского народа в его эпосе. / Под ред. докт . филол. наук. Н. В. Морохина. — Саров: Альфа, 2000. — 88 с.
#археология #этногенез #финноугры
"Киевская Русь" ТМ.
Читатель спрашивает: "А как быть с историей Киевской Руси?"
"Киевская Русь" поздний, книжный термин. Имперские историки 19 века надуманно выпятили представление о Древней Руси, как исключительно "Киевской", поскольку в большинстве сами были выходцами с Украины, (из священнического сословия и украинской шляхты). Переписывая историю Московского государства они мстили за захват Поднепровья союзом северных племен под руководством Олега, гегемонию Новгорода и Залесья над Киевом в 9-10 веках, за разорение Киева суздальским князем Андреем Боголюбским в 12 веке, за проигранную "Московскую войну" за Московский престол (Русско-польская война 1609—1618 гг. в которой украинцы принимали самое деятельное участие наравне с литвой), и вновь гегемонию Московского царства над Украиной - с 17 века.
Залесец.
#русь #историософия #украина
Читатель спрашивает: "А как быть с историей Киевской Руси?"
"Киевская Русь" поздний, книжный термин. Имперские историки 19 века надуманно выпятили представление о Древней Руси, как исключительно "Киевской", поскольку в большинстве сами были выходцами с Украины, (из священнического сословия и украинской шляхты). Переписывая историю Московского государства они мстили за захват Поднепровья союзом северных племен под руководством Олега, гегемонию Новгорода и Залесья над Киевом в 9-10 веках, за разорение Киева суздальским князем Андреем Боголюбским в 12 веке, за проигранную "Московскую войну" за Московский престол (Русско-польская война 1609—1618 гг. в которой украинцы принимали самое деятельное участие наравне с литвой), и вновь гегемонию Московского царства над Украиной - с 17 века.
Залесец.
#русь #историософия #украина
Ростовская колонизация Севера и верхневолжский антропотип.
Ареал верхневолжского антропологического типа представляет собой что-то вроде треугольника, основание которого вытянуто от Чудского озера до Вятского края, а вершина находится на средней Двине. В направлении на северо-запад и северо-восток верхневолжский тип сменяется другими (онежским и лапоноидным).
Если главным центром его распространения выступают верхняя Волга и ее левые притоки то только Сухона и Юг могли быть тем путем, по которому население, несшее верхневолжский тип, проникло на Север. На Двину попадали, видимо, через Устью и Вагу, так как верховья этой реки и низовья Вычегды были заняты населением другого происхождения. Данные письменных источников полностью соответствуют тем выводам, которые могут быть сделаны на основании изучения физического типа населения. Известно, что политические и экономические связи между ростово-суздальскими феодалами и населением Севера, особенно Подвинья, установились рано.
А.Н.Насонов считает, что самым ранним известием, которое позволяет предполагать спор за дань в Заволочье между ростовцами и новгородцами, относится к середине XII в. (1149 г.), хотя достоверно и не известно, где разыгрывались события. Распространение ростовской дани в Заволочье А.Н. Насонов относит к 50-60-м годам XII в. В документе о споре по поводу права владения Шенкурским погостом (1315-1322 гг.) упоминаются ростовские межи к югу от Паденги и Селенги. А.Н.Насонов, в отличие отдругих исследователей, относит, в связи с этим, бассейн Устьи и Кокшеньги к областям ростовской колонизации и, сопоставляя документ 1315-1322 гг. с более поздними, обосновывает тезис о пути распространения ростовской дани с Сухоны на Кокшеньгу [58: 188-189].
Большой интерес представляет сопоставление карты распространения верхневолжского типа в бассейне Двины и Ваги с названиями тамошних погостов. Некоторые погосты называются «ростовскими», на что обратили внимание еще М.Б. Едемский и Д.К. Зеленин. Позднее этот вопрос специально анализировал А.Н. Насонов. «Ростовских» погоста три: на Кокшеньге, на Вели и на Северной Двине, в сорока километрах выше впадения Ваги. Любопытно, что соединив эти точки, мы получим треугольник, как раз совпадающий с выступом нашего верхневолжского типа на Север.
Д.К.Зеленин связывает именно эту территорию с «ростовщиной», упоминаемой в Духовных Ивана III и Ивана IV.
Источник: "Антропологические данные как источник информации по истории колонизации Русского Севера". Витов М.В.
Иллюстрация Андрей Малышев, из серии "Предки на водоразделах рек и культур". 2016 год.
#ростовскаяземля #этногенез #колонизациясевера
Ареал верхневолжского антропологического типа представляет собой что-то вроде треугольника, основание которого вытянуто от Чудского озера до Вятского края, а вершина находится на средней Двине. В направлении на северо-запад и северо-восток верхневолжский тип сменяется другими (онежским и лапоноидным).
Если главным центром его распространения выступают верхняя Волга и ее левые притоки то только Сухона и Юг могли быть тем путем, по которому население, несшее верхневолжский тип, проникло на Север. На Двину попадали, видимо, через Устью и Вагу, так как верховья этой реки и низовья Вычегды были заняты населением другого происхождения. Данные письменных источников полностью соответствуют тем выводам, которые могут быть сделаны на основании изучения физического типа населения. Известно, что политические и экономические связи между ростово-суздальскими феодалами и населением Севера, особенно Подвинья, установились рано.
А.Н.Насонов считает, что самым ранним известием, которое позволяет предполагать спор за дань в Заволочье между ростовцами и новгородцами, относится к середине XII в. (1149 г.), хотя достоверно и не известно, где разыгрывались события. Распространение ростовской дани в Заволочье А.Н. Насонов относит к 50-60-м годам XII в. В документе о споре по поводу права владения Шенкурским погостом (1315-1322 гг.) упоминаются ростовские межи к югу от Паденги и Селенги. А.Н.Насонов, в отличие отдругих исследователей, относит, в связи с этим, бассейн Устьи и Кокшеньги к областям ростовской колонизации и, сопоставляя документ 1315-1322 гг. с более поздними, обосновывает тезис о пути распространения ростовской дани с Сухоны на Кокшеньгу [58: 188-189].
Большой интерес представляет сопоставление карты распространения верхневолжского типа в бассейне Двины и Ваги с названиями тамошних погостов. Некоторые погосты называются «ростовскими», на что обратили внимание еще М.Б. Едемский и Д.К. Зеленин. Позднее этот вопрос специально анализировал А.Н. Насонов. «Ростовских» погоста три: на Кокшеньге, на Вели и на Северной Двине, в сорока километрах выше впадения Ваги. Любопытно, что соединив эти точки, мы получим треугольник, как раз совпадающий с выступом нашего верхневолжского типа на Север.
Д.К.Зеленин связывает именно эту территорию с «ростовщиной», упоминаемой в Духовных Ивана III и Ивана IV.
Источник: "Антропологические данные как источник информации по истории колонизации Русского Севера". Витов М.В.
Иллюстрация Андрей Малышев, из серии "Предки на водоразделах рек и культур". 2016 год.
#ростовскаяземля #этногенез #колонизациясевера
Канал посвященный социальной антропологии Русского Севера - БУКВАРЬ - считает своей целью сохранение культурно-исторического наследия русской ойкумены во всем его разнообразии.
В основе заметок лежит личный духовный опыт от соприкосновения с культурными особенностями и историей родных пространств, включая религиозный контекст, а также личное взаимодействие с местным населением, сохранившим знания о быте своих предков.
@zapiskivbukvare
В основе заметок лежит личный духовный опыт от соприкосновения с культурными особенностями и историей родных пространств, включая религиозный контекст, а также личное взаимодействие с местным населением, сохранившим знания о быте своих предков.
@zapiskivbukvare
Telegram
БУКВАРЬ
Записки этнокультуролога-энтузиаста Даниила Сина.
Наблюдение культурно-исторического наследия через призму бытовой религиозности.
Связь: @yabukvar
Наблюдение культурно-исторического наследия через призму бытовой религиозности.
Связь: @yabukvar
Проект формы революционных милиционеров.
1. Проект художника Льва Бакста (театральный стиль, костюм персиянина).
2. Проект художника Ивана Билибина (псевдорусский стиль, костюм стрельца).
3. Проект художника Давида Бурлюка (кубофутуризм).
4. Проект художника Кишинёвскаго. На погонах звёзды Давида.
Карикатура МАДа (Михаила Арнольдовича Дризо) из одесского журнала, апрель 1917.
Это не хохма. В 1917 году Временное правительство обратилось к разным художникам для создания формы для милиционеров.
Не смотря на явную пародию видную в проектах художника Кишиневского (Погрома) с магендавидами на погонах, у Билибина потрясающий "милиционер", сразу виден наш старомосковский дух. )))
Залесец.
#арт #билибин #революция
1. Проект художника Льва Бакста (театральный стиль, костюм персиянина).
2. Проект художника Ивана Билибина (псевдорусский стиль, костюм стрельца).
3. Проект художника Давида Бурлюка (кубофутуризм).
4. Проект художника Кишинёвскаго. На погонах звёзды Давида.
Карикатура МАДа (Михаила Арнольдовича Дризо) из одесского журнала, апрель 1917.
Это не хохма. В 1917 году Временное правительство обратилось к разным художникам для создания формы для милиционеров.
Не смотря на явную пародию видную в проектах художника Кишиневского (Погрома) с магендавидами на погонах, у Билибина потрясающий "милиционер", сразу виден наш старомосковский дух. )))
Залесец.
#арт #билибин #революция
Войсковое стрелецкое знамя Великого Устюга. В центре знаменитый северный единорог, которым великорусские крестьяне любили украшать свои избы.
По местному преданию с этим знаменем ополченцы из Устюга в Смуту ходили биться с воровскими литовскими людьми и украинскими казаками. И по возвращении дали обет, что построят церковь - именно ту в которой это знамя потом и хранилось - Чуда Михаила Архангела на Городище.
Но не нынешнюю каменную, построенную в 1888 года, а её деревянную предшественницу, которая как раз и была построена после Смуты.
#великийустюг #вологодскаяобласть #смута
По местному преданию с этим знаменем ополченцы из Устюга в Смуту ходили биться с воровскими литовскими людьми и украинскими казаками. И по возвращении дали обет, что построят церковь - именно ту в которой это знамя потом и хранилось - Чуда Михаила Архангела на Городище.
Но не нынешнюю каменную, построенную в 1888 года, а её деревянную предшественницу, которая как раз и была построена после Смуты.
#великийустюг #вологодскаяобласть #смута
Forwarded from Архитектурные излишества (Paul Melkiades)
«Топоры, которые делались отцом и сыновьями Красиловыми в деревне Починки Даниловского уезда были известны не меньше даниловских самоваров. Их закаливали в овсяной закваске – брали молотый овес, запаривали, разбавляли водой и опускали в бадью с этой закваской раскаленный топор. Со стороны все это выглядит натуральным шаманством, но качество топоров при этом было отменным. На топоре ставили клеймо – медведь. Это в том случае, если топор ковал сам старик Красилов. Если его сын, то медведь и точка рядом. Если внук – то точек было две. Трех точек не на клейме не случилось – раскулачили Красиловых».
Михаил Бару
Михаил Бару
Страшный Суд. Фрагмент фрески Успенского собора во Владимире на Клязьме. 1408 г.
#владимир #владимирскаяобласть #XVвек #архитектура
#владимир #владимирскаяобласть #XVвек #архитектура