Кто назвал Соловки - Соловками?
"Мы, к сожалению, не можем с уверенностью сказать о первоначальном происхождении этих названий и проследить их постепенное изменение и приспособление к новым условиям, к новой языковой среде. Как ни соблазнительно связывать по созвучию название "Соловки" с "солью" или "соловьями", такое объяснение нельзя истолковать иначе как курьез: соль на Соловках не вываривалась, а соловьев здесь тем более не бывало...
Вероятнее всего в соловецких названиях запечатлелся топонимический пласт прибалтийских народов. Первоначальные названия постепенно изменялись, иногда приобретая черты внешнего сходства с русскими названиями. ..."
(Богуславский Густав. Из старинного новгородского документа. Острова Соловецкие: Очерки. 1966.)
Соловецкие острова (поморск. Соловки́, карел. Solokka от саамского Suollek — "острова")
Соло - дело времени. Изначально местные жители называли архипелаг просто - "Острова" ... "Суоловки", "Суоловейские". Такое звучание позднее и трансформировалось в поморское "Соловки".
Подробнее у коллег- https://yangx.top/zapiskivbukvare/72
#соловки #русскийсевер #чудь
"Мы, к сожалению, не можем с уверенностью сказать о первоначальном происхождении этих названий и проследить их постепенное изменение и приспособление к новым условиям, к новой языковой среде. Как ни соблазнительно связывать по созвучию название "Соловки" с "солью" или "соловьями", такое объяснение нельзя истолковать иначе как курьез: соль на Соловках не вываривалась, а соловьев здесь тем более не бывало...
Вероятнее всего в соловецких названиях запечатлелся топонимический пласт прибалтийских народов. Первоначальные названия постепенно изменялись, иногда приобретая черты внешнего сходства с русскими названиями. ..."
(Богуславский Густав. Из старинного новгородского документа. Острова Соловецкие: Очерки. 1966.)
Соловецкие острова (поморск. Соловки́, карел. Solokka от саамского Suollek — "острова")
Соло - дело времени. Изначально местные жители называли архипелаг просто - "Острова" ... "Суоловки", "Суоловейские". Такое звучание позднее и трансформировалось в поморское "Соловки".
Подробнее у коллег- https://yangx.top/zapiskivbukvare/72
#соловки #русскийсевер #чудь
Telegram
БУКВАРЬ
Соловецкие острова. Семиотическое культурное пространство
Семиотика культуры Соловецких островов представлена топонимической системой, состоящей из русских топонимов, с включением топонимов поморского языка. Среди названий островов Соловецкого архипелага…
Семиотика культуры Соловецких островов представлена топонимической системой, состоящей из русских топонимов, с включением топонимов поморского языка. Среди названий островов Соловецкого архипелага…
Коммуна ранних Советов
Артель существовала с 1930 гг. Вначале была коммуна.
"Коммуна – это форма коллективной организации, при которой производственная деятельность осуществляется сообща. Все блага принадлежат коллективу. Семьи живут в общих домах, питаются в общих столовых, дети воспитываются в общих яслях, детских садах и школах. Вознаграждение труда в форме заработной платы или в какой-либо другой форме распределения доходов отсутствует (но на деле это было не совсем так), поскольку коммуна берет на себя обеспечение своих членов всем необходимым.
После революции советская власть хотела видеть в коммунах главную производственную силу. В. И. Ленин в 1918 году отмечал, что "каждая фабрика, каждая артель и земледельческое предприятие, каждое селение, переходящее к новому земледелию с применением закона о социализации земли, является теперь в смысле демократических основ Советской власти самостоятельной коммуной с внутренней организацией труда".
Примерно до 1925 года в коммунах преобладал принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям", т.е. уравнительный подход. При таком подходе отсутствовала связь трудового вклада и потребляемой доли благ, а отсюда возникали и проблемы в организации труда. В чём суть проблемы? Как отмечает Д. Дюран дело в том, что "почти везде, где введена уравнительная поденщина, в результате получалось равнение на худших работников". Среди коммунаров поднимались споры о том, кто больше переработал или наоборот не доработал."
Эти реалии сказывались на росте сельскохозяйственного и кустарного производства.
К концу 20-х гг. в экономическом плане в масштабах всей страны коммуна показала себя несостоятельной, и с начала 30-х гг. коммуны были перестроены в колхозы и артели.
С чем это было связано? Возможно с теми процессами которые недавно описывал в своем канале Толкователь @tolk_tolk Павел Пряников:
"Исследования великого русского экономиста, эсера Александра Чаянова, проведённые в нескольких губерниях в 1910–1913 годах, выявили, что мотивации русских крестьян были направлены не на обогащение, а удовлетворение минимальных потребностей семьи. Русский крестьянин просто переставал работать после получения им необходимого ему и его семье прожиточного минимума. В идеальных условиях это вело к увеличению "середнячества", что показали годы НЭПа, когда резко упало и число бедняков, и кулаков.
Именно рост "середнячества" в 1920-е годы и вызвал ненависть города к крестьянам – сельское хозяйство всё больше становилось полунатуральным, и деревня отказывалась производить больше продуктов, чем требовалось для её прожиточного минимума. На индустриализацию стране требовался экспортный хлеб. В царское время 70-80% экспорта зерна обеспечивали крупные помещичьи хозяйства. Большевики на замену этим крупнотоварным производствам придумали колхозы."
На фото: артель "Заря социализма" в деревне Матвейцево, Середского сельсовета, Даниловского района Ивановской промышленной области. (Из архива Василия Андрианова "Бухаловское землячество"). 30-е годы.
Артель существовала с 1930 гг. Вначале была коммуна.
"Коммуна – это форма коллективной организации, при которой производственная деятельность осуществляется сообща. Все блага принадлежат коллективу. Семьи живут в общих домах, питаются в общих столовых, дети воспитываются в общих яслях, детских садах и школах. Вознаграждение труда в форме заработной платы или в какой-либо другой форме распределения доходов отсутствует (но на деле это было не совсем так), поскольку коммуна берет на себя обеспечение своих членов всем необходимым.
После революции советская власть хотела видеть в коммунах главную производственную силу. В. И. Ленин в 1918 году отмечал, что "каждая фабрика, каждая артель и земледельческое предприятие, каждое селение, переходящее к новому земледелию с применением закона о социализации земли, является теперь в смысле демократических основ Советской власти самостоятельной коммуной с внутренней организацией труда".
Примерно до 1925 года в коммунах преобладал принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям", т.е. уравнительный подход. При таком подходе отсутствовала связь трудового вклада и потребляемой доли благ, а отсюда возникали и проблемы в организации труда. В чём суть проблемы? Как отмечает Д. Дюран дело в том, что "почти везде, где введена уравнительная поденщина, в результате получалось равнение на худших работников". Среди коммунаров поднимались споры о том, кто больше переработал или наоборот не доработал."
Эти реалии сказывались на росте сельскохозяйственного и кустарного производства.
К концу 20-х гг. в экономическом плане в масштабах всей страны коммуна показала себя несостоятельной, и с начала 30-х гг. коммуны были перестроены в колхозы и артели.
С чем это было связано? Возможно с теми процессами которые недавно описывал в своем канале Толкователь @tolk_tolk Павел Пряников:
"Исследования великого русского экономиста, эсера Александра Чаянова, проведённые в нескольких губерниях в 1910–1913 годах, выявили, что мотивации русских крестьян были направлены не на обогащение, а удовлетворение минимальных потребностей семьи. Русский крестьянин просто переставал работать после получения им необходимого ему и его семье прожиточного минимума. В идеальных условиях это вело к увеличению "середнячества", что показали годы НЭПа, когда резко упало и число бедняков, и кулаков.
Именно рост "середнячества" в 1920-е годы и вызвал ненависть города к крестьянам – сельское хозяйство всё больше становилось полунатуральным, и деревня отказывалась производить больше продуктов, чем требовалось для её прожиточного минимума. На индустриализацию стране требовался экспортный хлеб. В царское время 70-80% экспорта зерна обеспечивали крупные помещичьи хозяйства. Большевики на замену этим крупнотоварным производствам придумали колхозы."
На фото: артель "Заря социализма" в деревне Матвейцево, Середского сельсовета, Даниловского района Ивановской промышленной области. (Из архива Василия Андрианова "Бухаловское землячество"). 30-е годы.
Мещёрская вера.
Скит святого Леонтия вблизи села Беливо Орехово-Зуевского района – самое необычное место старообрядческой духовной культуры всей Московской Мещёры. Некогда здесь, в глубине леса, стоял монастырь, основанный в 1671 году святыми старцами Леонтием и Иосифом. Во время наиболее решительных правительственных действий по ликвидации раскольнических скитов в середине 19 века обитель сожгли. Но люди продолжают приходить молиться на это место в глухом лесу и по сей день, как в огромный храм без стен, алтаря и Царских врат.
#староверы #мещера #московскаяобласть
Скит святого Леонтия вблизи села Беливо Орехово-Зуевского района – самое необычное место старообрядческой духовной культуры всей Московской Мещёры. Некогда здесь, в глубине леса, стоял монастырь, основанный в 1671 году святыми старцами Леонтием и Иосифом. Во время наиболее решительных правительственных действий по ликвидации раскольнических скитов в середине 19 века обитель сожгли. Но люди продолжают приходить молиться на это место в глухом лесу и по сей день, как в огромный храм без стен, алтаря и Царских врат.
#староверы #мещера #московскаяобласть
Карта Ивановской Промышленной области
Ивановская Промышленная область (сокр. ИПО) — административная единица на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, существовавшая с 14 января 1929 года по 11 марта 1936 года после упразднения губерний. Административным центром был город Иваново-Вознесенск (в 1932 году переименован в Иваново).
Включала 7 округов (до 23 июля 1930 года), 60 р-нов, 1836 сельских советов. Её площадь ровнялась 123 080 км². Численность населения составляла 4 407 700 чел, национальность - русские (великороссы) - 99,2% (1931 г.). Плотность 35,8 чел./км².
Это образование интересно тем, что фактически, объединило в себе исторические земли Залесья, Ростово-Суздальской земли, Владимирского Великого княжества и княжеств сателлитов (За исключением Великого Устюга, Вологды и Москвы). Т.е. территорию где в средние века на базе мери, словен, кривичей, веси и муромы возникла великорусская народность.
#ивановскаяобласть #ростовскаяземля #древняярусь #этногенез
Ивановская Промышленная область (сокр. ИПО) — административная единица на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, существовавшая с 14 января 1929 года по 11 марта 1936 года после упразднения губерний. Административным центром был город Иваново-Вознесенск (в 1932 году переименован в Иваново).
Включала 7 округов (до 23 июля 1930 года), 60 р-нов, 1836 сельских советов. Её площадь ровнялась 123 080 км². Численность населения составляла 4 407 700 чел, национальность - русские (великороссы) - 99,2% (1931 г.). Плотность 35,8 чел./км².
Это образование интересно тем, что фактически, объединило в себе исторические земли Залесья, Ростово-Суздальской земли, Владимирского Великого княжества и княжеств сателлитов (За исключением Великого Устюга, Вологды и Москвы). Т.е. территорию где в средние века на базе мери, словен, кривичей, веси и муромы возникла великорусская народность.
#ивановскаяобласть #ростовскаяземля #древняярусь #этногенез
Меншикова башня.
В 1699 году Александр Меншиков купил у Дмитриевых-Мамоновых двор на Мясницкой улице на месте нынешнего Центрального почтамта. Церковь Архангела Гавриила, стоявшая на границе этих земель, стала домовой церковью его семьи. Через три года Меншиков решил построить новую церковь на месте старой. Причиной обновления послужила икона Богоматери, привезённая им из Полоцка. Считалось, что она была написана евангелистом Лукой.
Храм строился с 1704 по 1707 год и был выполнен в стиле нарышкинского барокко. Возводила постройку артель каменотёсов из Костромы и Ярославля под руководством архитектора Ивана Зарудного.
В народе церковь прозвали Меншиковой башней, «сестрой колокольни Ивана Великого». Башня стала самым высоким зданием в Москве. Её высота составила 81 метр, что было на 3,2 метра выше Ивановской колокольни.
#москва #краеведение #архитектура
В 1699 году Александр Меншиков купил у Дмитриевых-Мамоновых двор на Мясницкой улице на месте нынешнего Центрального почтамта. Церковь Архангела Гавриила, стоявшая на границе этих земель, стала домовой церковью его семьи. Через три года Меншиков решил построить новую церковь на месте старой. Причиной обновления послужила икона Богоматери, привезённая им из Полоцка. Считалось, что она была написана евангелистом Лукой.
Храм строился с 1704 по 1707 год и был выполнен в стиле нарышкинского барокко. Возводила постройку артель каменотёсов из Костромы и Ярославля под руководством архитектора Ивана Зарудного.
В народе церковь прозвали Меншиковой башней, «сестрой колокольни Ивана Великого». Башня стала самым высоким зданием в Москве. Её высота составила 81 метр, что было на 3,2 метра выше Ивановской колокольни.
#москва #краеведение #архитектура
Forwarded from Красный Фронтовик
Россия, которую мы потеряли. Вспоминает уроженец Брейтовского района Ярославской области генерал-майор Николай Калинин, участник гражданской и Великой Отечественной войны:
«Крестьяне, сгрудившись в стороне от телег, курили, о чем-то беседовали. Отец, сдав свой мешок, подошел к ним. Я тоже.
Ефим Табаков, по прозвищу Гусар, рассказывал:
— У нашего барина еще с деда-прадеда повелось держать в усадьбе медведя. Сейчас он ручной, а прежде за палача служил. Держали его впроголодь. Проштрафится кто, не угодит барину или кому там из его семьи, вталкивали беднягу в клетку. Там ему и конец...
Я слушал затаив дыхание. Слова Ефима Табакова вызывали в моем воображении страшные картины.
Семидесятилетний дед Евсей из Ивановского подтвердил:
— Да, наш барин грозный. Едет четверкой по селу, так все встречные должны падать ниц. А холуй, стоящий на задке кареты, для острастки плетью по спинам прохаживается. А когда мне было лет шесть или семь, помню такой случай. Собрали на господский двор всех деревенских ребятишек. Вышел управляющий и сказал: «Слушайте, чертенята! Наш барин и благодетель решил развести сад. Так вот, чтобы вы не воровали груш и яблок, мы вас сейчас выпорем». Двое дворовых притащили длинную скамейку. На ней каждому из нас кучер всыпал по пятнадцати хлыстов ниже спины. На следующий день барин уехал. О своей затее он скоро забыл и сад так и не посадил. Зато мы о нем до сих пор помним».
«Крестьяне, сгрудившись в стороне от телег, курили, о чем-то беседовали. Отец, сдав свой мешок, подошел к ним. Я тоже.
Ефим Табаков, по прозвищу Гусар, рассказывал:
— У нашего барина еще с деда-прадеда повелось держать в усадьбе медведя. Сейчас он ручной, а прежде за палача служил. Держали его впроголодь. Проштрафится кто, не угодит барину или кому там из его семьи, вталкивали беднягу в клетку. Там ему и конец...
Я слушал затаив дыхание. Слова Ефима Табакова вызывали в моем воображении страшные картины.
Семидесятилетний дед Евсей из Ивановского подтвердил:
— Да, наш барин грозный. Едет четверкой по селу, так все встречные должны падать ниц. А холуй, стоящий на задке кареты, для острастки плетью по спинам прохаживается. А когда мне было лет шесть или семь, помню такой случай. Собрали на господский двор всех деревенских ребятишек. Вышел управляющий и сказал: «Слушайте, чертенята! Наш барин и благодетель решил развести сад. Так вот, чтобы вы не воровали груш и яблок, мы вас сейчас выпорем». Двое дворовых притащили длинную скамейку. На ней каждому из нас кучер всыпал по пятнадцати хлыстов ниже спины. На следующий день барин уехал. О своей затее он скоро забыл и сад так и не посадил. Зато мы о нем до сих пор помним».
"Финский скелет" восточных славян
"Для правильного понимания этногенеза славян существенным является не столько факт установления их древнейшей прародины, сколько указание областей их многовекового формирования, проходившего путем освоения ими новых территорий и восприятия культур, уже существовавших до их прихода.
Мы еще не раз будем возвращаться к вопросу об этих субстратах и влияниях, среди которых особое внимание обращает на себя угро-финский пласт, занимавший в незапамятной протоиндоевропейской древности значительную часть Центральной-Восточной Европы."
Из "Мифологии славян" польского историка-медиевиста Александра Гейштора.
Гимбутас, кстати, также высказывала эту мысль в своей книге "Славяне".
#славяне #этногенез #финноугры
"Для правильного понимания этногенеза славян существенным является не столько факт установления их древнейшей прародины, сколько указание областей их многовекового формирования, проходившего путем освоения ими новых территорий и восприятия культур, уже существовавших до их прихода.
Мы еще не раз будем возвращаться к вопросу об этих субстратах и влияниях, среди которых особое внимание обращает на себя угро-финский пласт, занимавший в незапамятной протоиндоевропейской древности значительную часть Центральной-Восточной Европы."
Из "Мифологии славян" польского историка-медиевиста Александра Гейштора.
Гимбутас, кстати, также высказывала эту мысль в своей книге "Славяне".
#славяне #этногенез #финноугры
Эта фотография напоминает мне дорогу шестидесятых годов - Белозерск - Шола, участок между деревнями Лохта и Перкумзь. То ещё было приключение.
Автор фото мне не известен. Из интернета в свободном доступе.
Белозёрский.
#белозерск #вологодскаяобласть #дорога
Автор фото мне не известен. Из интернета в свободном доступе.
Белозёрский.
#белозерск #вологодскаяобласть #дорога
Forwarded from Толкователь
У английского дипломата Джерома Горсея есть интересное описание величины ежегодных налогов с городов во время правления Ивана Грозного. Из этих сумм можно хорошо увидеть уровень экономического развития городов Московии в то время:
«Город Псков платит каждый год тяглом и податью 18.000 рублей, Новгород 35.000, Торжок и Тверь по 8000, Рязань 30.000, Муром 12.000, Холмогоры и Двина по 8000, Вологда 12.000, Казань 18.000, Устюг 30.000, Ростов 50.000, Москва 40.000».
Ростов Великий – главный экономический центр того времени.
«Город Псков платит каждый год тяглом и податью 18.000 рублей, Новгород 35.000, Торжок и Тверь по 8000, Рязань 30.000, Муром 12.000, Холмогоры и Двина по 8000, Вологда 12.000, Казань 18.000, Устюг 30.000, Ростов 50.000, Москва 40.000».
Ростов Великий – главный экономический центр того времени.
Явление Богоматери прп. Кириллу Белоезерскому.
Кирилл один из центровых древнерусских подвижников XIV в., ученик Сергия. Происхождение его неизвестно. Известно лишь, что будущий святой носил имя Козьма и был близок знатному боярскому роду Вельяминовых и в молодости служил казначеем у боярина Тимофея Вельяминова.
Постригся Козьма в Симоновом монастыре в игуменство сергиева племянника Феодора Симоновского. В этом монастыре и произошло знакомство инока Кирилла с преп. Сергием, который там неоднократно беседовал с ним.
Как сообщает житие, однажды ночью за акафистом он слышит голос Богородицы: «Кирилл, выйди отсюда и иди на Белоозеро. Там я уготовала тебе место, где можно спастись». В Белозерье святой Кирилл отправился вместе с другим монахом Ферапонтом.
Там, на берегу Сиверского озера, в 1397 году преп. Кирилл ископал свою пещеру. Так было положено начало Кирилло-Белозерского монастыря и монастырской колонизации Севера.
#православие #вологодскаяобласть
Пелена. Мастерские Московского Кремля, 1620-1635 гг.
Кирилл один из центровых древнерусских подвижников XIV в., ученик Сергия. Происхождение его неизвестно. Известно лишь, что будущий святой носил имя Козьма и был близок знатному боярскому роду Вельяминовых и в молодости служил казначеем у боярина Тимофея Вельяминова.
Постригся Козьма в Симоновом монастыре в игуменство сергиева племянника Феодора Симоновского. В этом монастыре и произошло знакомство инока Кирилла с преп. Сергием, который там неоднократно беседовал с ним.
Как сообщает житие, однажды ночью за акафистом он слышит голос Богородицы: «Кирилл, выйди отсюда и иди на Белоозеро. Там я уготовала тебе место, где можно спастись». В Белозерье святой Кирилл отправился вместе с другим монахом Ферапонтом.
Там, на берегу Сиверского озера, в 1397 году преп. Кирилл ископал свою пещеру. Так было положено начало Кирилло-Белозерского монастыря и монастырской колонизации Севера.
#православие #вологодскаяобласть
Пелена. Мастерские Московского Кремля, 1620-1635 гг.
Это не деревенский музей народного быта, а фишки финской городской моды 21 века, моды вековечного северного Леса. А что у нас в коренной Великороссии?
#традиция #финны #великороссы
#традиция #финны #великороссы
Время для Великой Русской стены - настало)
Московию любить не бросим!
Фрязин и Солари, 1488-1495 гг.!
#московия #коронавирус #юмор
Московию любить не бросим!
Фрязин и Солари, 1488-1495 гг.!
#московия #коронавирус #юмор
Forwarded from БУКВАРЬ
Поморские жёнки
1887 год
Женщин называли жёнками. Слово "баба" считалось оскорбительным: "Мы не бабы, мы жёнки, а бабами-то сваи бьют"
#Русский_Север #этнография #XIXвек #семья
1887 год
Женщин называли жёнками. Слово "баба" считалось оскорбительным: "Мы не бабы, мы жёнки, а бабами-то сваи бьют"
#Русский_Север #этнография #XIXвек #семья
Прогулки по Гороховцу. По улице Ленина. Дом Пришлецова ("Дом с русалками")
Фото: Вера Серегина.
#гороховец #владимирскаяобласть #зодчество
Фото: Вера Серегина.
#гороховец #владимирскаяобласть #зодчество
90 лет с момента утраты Сарского городища - одного из важнейших археологических памятников центральной России (часть историков считает его летописным Ростовом)
В 1930 г. сотрудник Ростовского музея Д.А. Ушаков писал в Академию истории материальной культуры:
«Академии, вероятно, небезизвестно о производстве раскопок на Сарском городище близ с. Дебол Ростовского района ИВПО. Раскопки эти в текущем году явились продолжением работ предыдущего года, а начало производства их было вынуждено тем, что массив возвышения, на котором городище стоит, срывается Трестом Москомнеруд, добывающим там гравий. Протестуя против намечавшегося срытия, Ростовский Музей обращался за поддержкой в академию ИМК. Однако протесты остались безрезультатны. Главнаука дала согласие на срытие с тем, чтоб на работы по фиксации городища.., а равно на раскопки, Трестом были отпущены средства».
#мерянское #ростовскаяземля #археология
В 1930 г. сотрудник Ростовского музея Д.А. Ушаков писал в Академию истории материальной культуры:
«Академии, вероятно, небезизвестно о производстве раскопок на Сарском городище близ с. Дебол Ростовского района ИВПО. Раскопки эти в текущем году явились продолжением работ предыдущего года, а начало производства их было вынуждено тем, что массив возвышения, на котором городище стоит, срывается Трестом Москомнеруд, добывающим там гравий. Протестуя против намечавшегося срытия, Ростовский Музей обращался за поддержкой в академию ИМК. Однако протесты остались безрезультатны. Главнаука дала согласие на срытие с тем, чтоб на работы по фиксации городища.., а равно на раскопки, Трестом были отпущены средства».
#мерянское #ростовскаяземля #археология
Стилизация северной речи.
"Цего ето на клуби-то повесили? Глаза-ти худы стали, дак ницего не розберу. Ну-ко, Марья, обскажи... Ето Ломоно-о-сов на плокати? Знаю, знаю, как не знать. Холмогорска-та сторонушка от нашой Тоемской недалёко будё. Великой целовек. Послужил Россиюшки-то. Великому целовеку и плокат великой. Быват, ище послужишь, Ломоносушко? Твой-то плокат больно уж крепкой да большой. Летом-то им хорошо было бы сено от дождя закрывать. Моя-та клиёнка худа стала и от дождицька уж не устоит... Да кто мине етот плокат-от дас? Ишь, цего выдумала. Не велика шишка."
(На фото Таисья Никитична Малыгина д. Чешегора (2008 г.), фотограф Владимир Шрага)
#пинега #чудь #архангельскаяобласть
"Цего ето на клуби-то повесили? Глаза-ти худы стали, дак ницего не розберу. Ну-ко, Марья, обскажи... Ето Ломоно-о-сов на плокати? Знаю, знаю, как не знать. Холмогорска-та сторонушка от нашой Тоемской недалёко будё. Великой целовек. Послужил Россиюшки-то. Великому целовеку и плокат великой. Быват, ище послужишь, Ломоносушко? Твой-то плокат больно уж крепкой да большой. Летом-то им хорошо было бы сено от дождя закрывать. Моя-та клиёнка худа стала и от дождицька уж не устоит... Да кто мине етот плокат-от дас? Ишь, цего выдумала. Не велика шишка."
(На фото Таисья Никитична Малыгина д. Чешегора (2008 г.), фотограф Владимир Шрага)
#пинега #чудь #архангельскаяобласть
Чтобы не портить шкурку...
Мерянский томар - из рога с Сарского городища, предположительно X век.
Размеры: 3,1х2,3х2,3. Поверхность орнаментирована.
Томар - стрела без наконечника, с тупым концом, часто раздвоенным, или же с тупым костяным наконечником, употреблявшаяся в охотничьем промысле на мелкого пушного зверя, особенно на соболей. Ср. Винклер, "Оружие" (СПб., 1897).
Этимология слова "томар" — стрела, олонецк. (Кулик.), сиб. (Даль), др.-русск. "томара" – то же (Опись имущ. Бориса Годунова, 1589 г.; см. Срезн. III, 976), неясна. Видимо заимствование угорских языков в древнерусский, хантыйский "tamàr" – тупая стрела для охоты за белками, остяцк. сиб. "томар", "томарка" – стрела, с костяным, тупым наконечником, для боя соболя, куницы, горностая. "Тамаром побежал" – бегом, летом, сломя голову. Толковый словарь Даля, Кальман, Асtа Lingu. Hung., Этимологический словарь Макса Фасмера.
#сарскоегородище
#мерянское #ростовскаяземля
Мерянский томар - из рога с Сарского городища, предположительно X век.
Размеры: 3,1х2,3х2,3. Поверхность орнаментирована.
Томар - стрела без наконечника, с тупым концом, часто раздвоенным, или же с тупым костяным наконечником, употреблявшаяся в охотничьем промысле на мелкого пушного зверя, особенно на соболей. Ср. Винклер, "Оружие" (СПб., 1897).
Этимология слова "томар" — стрела, олонецк. (Кулик.), сиб. (Даль), др.-русск. "томара" – то же (Опись имущ. Бориса Годунова, 1589 г.; см. Срезн. III, 976), неясна. Видимо заимствование угорских языков в древнерусский, хантыйский "tamàr" – тупая стрела для охоты за белками, остяцк. сиб. "томар", "томарка" – стрела, с костяным, тупым наконечником, для боя соболя, куницы, горностая. "Тамаром побежал" – бегом, летом, сломя голову. Толковый словарь Даля, Кальман, Асtа Lingu. Hung., Этимологический словарь Макса Фасмера.
#сарскоегородище
#мерянское #ростовскаяземля
Гамма Севера.
Давно заметила, что русская богохранимая наша провинция выдержана в идеально подобранной цветовой гамме. Как будто итальянский дизайнер поработал.
Екатерина Соловьева. Остров Кего. Март 2017.
#архангельскаяобласть #север #краеведение
Давно заметила, что русская богохранимая наша провинция выдержана в идеально подобранной цветовой гамме. Как будто итальянский дизайнер поработал.
Екатерина Соловьева. Остров Кего. Март 2017.
#архангельскаяобласть #север #краеведение
Историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович.
Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.
Это отождествление некоторыми учёными однако ставится под сомнение: они полагают, что актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах может отражать знакомство с былинами об Алёше Поповиче. Вячеслав Иванов и Владимир Топоров отмечают характерные архаичные реликты в описаниях самого Алёши Поповича; по их мнению в персонаже просвечивают его некогда более тесные связи с хтонической стихией.
С другой стороны, нет ничего необычного в том, что знаменитый воин, чем-то поразивший воображение современников, по мере развития эпоса оторвался от своей исторической почвы и заместил гораздо более древнего мифологического героя.
https://yangx.top/malzoffsgallery/36058
#ростовскаяземля #XIIIвек #древняярусь
Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.
Это отождествление некоторыми учёными однако ставится под сомнение: они полагают, что актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах может отражать знакомство с былинами об Алёше Поповиче. Вячеслав Иванов и Владимир Топоров отмечают характерные архаичные реликты в описаниях самого Алёши Поповича; по их мнению в персонаже просвечивают его некогда более тесные связи с хтонической стихией.
С другой стороны, нет ничего необычного в том, что знаменитый воин, чем-то поразивший воображение современников, по мере развития эпоса оторвался от своей исторической почвы и заместил гораздо более древнего мифологического героя.
https://yangx.top/malzoffsgallery/36058
#ростовскаяземля #XIIIвек #древняярусь
Telegram
Мальцовская Галерея
Билибин, 1902, Алёша Попович из набора открыток.