Якеменко
34.7K subscribers
6.84K photos
1.91K videos
9 files
4.44K links
Канал историка, культуролога, ведущего программы «Наши» и «Утро Z” на канале Соловьев Live.


Главное - не знать, а понять.
加入频道
Россия находится в осаде. Проседают рынки, беднеют люди, растут цены. Однако одна сфера демонстрирует удивительный рост вопреки всему. Это жилищное строительство. Вокруг с пугающей скоростью растут безликие депрессивные кубики, сжирая всё на своем пути, круглосуточная реклама предлагает ипотеки. То есть все выглядит так, словно граждане страны переживают пик благополучия. Чем это кончится? Посмотрим.

Итак, США после Второй Мировой войны. Государство начинает давать фронтовикам ссуды на приобретение жилья. Несколько строительных компаний начали строить типовые дома – появились кварталы частной застройки, росту которых способствовала массовая автомобилизация. Постепенно по мере роста благосостояния американцев росла этажность и инфраструктура, обычный дом сменился особняком, который назвали McMansion («МакОсобняк») - безвкусный жилой дом с претензией на роскошь, возводившийся из дешевых материалов, аналог фастфуда – дешевая конвейерная еда, калорийная, но не полезная.

Пузырь надувается – в 1970 году средний новый дом стоил около $26 тыс., в 2005-м - $283 тыс. Сложилось устойчивое представление, что недвижимость будет дорожать, как золото, всегда и поэтому туда надо вкладываться. В начале 2000-х в США хлынул иностранный капитал, ФРС снизила до минимума процентную ставку, по которой банки предоставляют кредиты. Резко подешевели кредиты для населения, прежде всего ипотека – главный источник финансирования недвижимости.

Пазл сложился. Ипотечные кредиты подешевели, а жилье дорожает – миллионы американцев полезли в долги. Закономерно начали расти кредитные финансовые организации, американцев завалили рекламой доступного жилья. В итоге если в 1974 году общая сумма долговых обязательств домашних хозяйств составляла $705 млрд, то к 2008-му она увеличилась до $14,5 трлн.

Дальше больше. У банков (и не только) начали скапливаться долговые обязательства, которые начали скупать крупные инвестиционные банки и выпускать под их обеспечение ипотечные облигации, которые еще раз (и еще более выгодно) продавались. Так на ипотечную иглу так или иначе подсела, кроме населения, почти вся финансовая система страны. Родилась пирамида, работавшая только при постоянном потоке новых клиентов.

Когда платежеспособные граждане иссякли, банки начали втягивать в ипотеку тех, кто никогда раньше не получил бы кредит. Изобрели «субстандартную ипотеку» и начали ее выдавать людям из группы повышенного риска. Теперь кредит мог получить человек, у которого просто был банковский счет (пусть почти пустой). Потом ипотеку стали давать людям без дохода и безработным. Дело кончилось кредитами «ниндзя» (NINJA — no income, no job or assets), которые давали всем желающим, даже не имевшим ничего. В итоге брать ипотеку стали бездомные и нелегальные мигранты. И все под залог недвижимости.

Тем временем стоимость жилья все растет, ипотечные кредиты хлещут, строительные компании возводят десятки тысяч новых домов - спрос не падает. Одновременно стремительно росло количество людей, которые платить по кредиту не собирались. Срок оплаты истекал, банк забирал дом и выставлял его на продажу. Количество таких домов постоянно росло, банки, чтобы избавиться, снижали цену. Начали падать цены уже на новые дома.

И вот недвижимость, которая, как все думали, могла только дорожать, стала дешеветь. За 2 года цены упали на четверть и миллионы американцев поняли, что влипли. Изъятых домов становилось все больше (в 2009 году 4 млн), финансовые потери владельцев недвижимости составили $16 трлн, своих домов лишились более 10 млн человек. Массово банкротились ипотечные агентства, посыпались инвестбанки, вложившие миллиарды долларов в бумаги, обеспеченные долговыми обязательствами, которые уже никто не собирался исполнять. К августу 2008 года различные финансовые институты списали таких облигаций на полтриллиона долларов... Кризис катком покатился по миру...

Узнаете наш рынок жилья? Понятно, что нас скоро ждет с таким же пузырем жилищного строительства?

Не благодарите.
10 марта 1940 года умер Михаил Афанасьевич Булгаков. Умер, так и не увидев в печати «Мастера».

Над его могилой на Новодевичьем был поставлен камень с могилы Гоголя - писателя, которого Булгаков боготворил. Как известно, Гоголь был похоронен на кладбище Данилова монастыря и на его могиле была поставлена традиционная «Голгофа» - крест на большом камне (якобы этот камень привез из Крыма поэт и философ К.Аксаков). В 1930-е годы кладбище монастыря уничтожили, останки Гоголя перенесли на Новодевичье, на могиле поставили новое надгробие, а камень из под креста отнесли на склад мастерской кладбища.

Когда Булгаков умер, его вдова, Елена Сергеевна, искала для него надгробие, зашла на склад мастерской и, увидев камень, попросила сделать надгробие из него. Так Гоголь объединился с Булгаковым после смерти, а сам Булгаков продолжал участвовать в литературном процессе.

Когда режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов решили снимать свой легендарный «Бег», то литературным консультантом они пригласили вдову Булгакова Елену Сергеевну. Они были знакомы ещё до работы над фильмом. И тут началась мистика. Когда нужно было добавить какую-то сцену, придумать эпизод, она просила время подумать. А потом сообщала: «Можете делать так, как вы предложили, Мише это нравится» или «Михаил Афанасьевич просит добавить несколько деталей». Они переделывали, и действительно получалось в духе Булгакова.

 Вспоминает В.Алов: «Мы сочинили эпизод, которого у Булгакова нет. В нём стреляются белые офицеры, не желая покидать родину. Они вызывают гробовщика (Николай Сергеев) и говорят: «Надо похоронить трёх человек». На что гробовщик отвечает: «А где же покойники? Кого хоронить?» Белогвардейский полковник, которого играет Олег Ефремов, ему отвечает: «Хоронить нужно нас». Елена Сергеевна, посмотрев этот эпизод, сказала, что его нужно переснять, что об этом просит Михаил Афанасьевич. Она сказала, что гробовщик, стянув зубами перчатку со своей руки, должен провести пальцем по щетине на лице штабс-капитана, играл которого Михаил Глузский, и сказать: «Побриться бы надо, покойника брить трудно». Мы онемели! Это было потрясающее предложение! В тот момент я поверил, что она действительно общается с Булгаковым».

И если Булгаков не увидел в печати «Мастера», то Елена Сергеевна Булгакова не увидела «Бег». «Когда картина была готова, - вспоминал Алов, - состоялся рабочий просмотр, она осталась очень довольна и пригласила нас на следующий день домой на торжественный обед. После просмотра я провожал её до такси, которое ждало на площади. Машина тронулась, потом остановилась и задним ходом вернулась к месту, где я стоял. Елена Сергеевна выглянула в окно и очень серьёзно спросила: «Володичка, а почему вы в траурной рубашке?» Я удивился: «Да вы что, Елена Сергеевна, рубашка просто чёрная». «Нет, траурная», – сказала она и уехала. Это были последние её слова, которые я слышал. На следующий день в час дня мы должны были быть у неё, но в десять утра позвонили и сказали, что она скончалась».

Елена Сергеевна умерла 18 июля 1970 года, а фильм начали показывать в кинотеатрах в январе 1971 года. Ее похоронили рядом с Михаилом Афанасьевичем.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
⭕️УТРО Z на СоловьёвLive
"РОССИЯ ПРОВОДИТ СПЕЦОПЕРАЦИЮ НА УКРАИНЕ"

С 8.00 до 11.00

🎙в студии - Борис Якеменко.

⁃ Волнения в Грузии.
⁃ Оппозиционный террариум единомышленников.
⁃ США vs Китай.
⁃ И другое.

В гостях

‼️Анатолий Матвийчук -
главный редактор «Anna News».

‼️Армен Гаспарян, политолог, историк. Телеграм Гаспарян.

‼️Грегор Шпицен - политолог, независимый журналист (Германия). Телеграм Мекленбургский Петербуржец

‼️Шота Апхаидзе - директо центра исламских исследований Кавказа, журналист, политолог/ Грузия

‼️Алексей Маслов - Директор института стран Африки и Азии. Телеграм Маслов.

📺Телеканал Соловьёв Live смотрите на бывших частотах Euronews, в Смарт ТВ, в приложениях Смотрим и Winkа, а также в телеграм https://yangx.top/SolovievLive
‼️⚡️⚡️17 марта в 18.30 в лектории Государственного Исторического Музея (Красная площадь, д.1) пройдёт презентация книги к.и.н., доцента кафедры истории России РУДН, телеведущего канала Соловьев Live Б.Г.Якеменко «Пепел над пропастью. Феномен Концентрационного мира нацистской Германии».
 

⚡️Тема Второй Мировой войны и связанной с ней масштабной человеческой трагедией не теряет актуальность и продолжает подниматься в современных научных трудах. Сегодня мы видим безнравственные попытки замолчать или даже оправдать преступления нацистского режима. Глубокое исследование Бориса Григорьевича Якеменко в этой связи приобретает особую ценность. Наш общий долг – передать будущим поколениям достоверные факты о самой кровопролитной войне в истории человечества» – говорит Алексей Левыкин, директор Исторического музея.⚡️

‼️Принять участие в презентации можно по входным билетам в ГИМ. Посетители мероприятия смогут приобрести книгу и взять автограф у автора.

Приобрести билеты в музей можно
на сайте Исторического музея
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
⭕️УТРО Z на СоловьёвLive
"РОССИЯ ПРОВОДИТ СПЕЦОПЕРАЦИЮ НА УКРАИНЕ"

С 8.00 до 11.00


🎙в студии - Борис Якеменко.

⁃ Ситуация на фронтах.
⁃ Религиозный кризис Запада.
⁃ Школьники и СВО.
⁃ Общество Запада и Россия.
⁃ И другое.

В гостях

‼️Николай Иванченко, участник СВО, руководитель центра подготовки к ЕГЭ «Логос» г. Калининград.

‼️Отец Савва Мажуко -
архимандрит, насельник Никольского монастыря г. Гомель

‼️Апти Алаудинов, герой России, помощник главы Чеченской республики по силовому блоку, командир спецназа ""Ахмат""

‼️Никита Томилин, политолог.

⚡️ГОСТЬ В СТУДИИ⚡️

‼️Дмитрий Бабич - журналист-международник, редактор интернет-издания ИноСМИ.

📺Телеканал Соловьёв Live смотрите на бывших частотах Euronews, в Смарт ТВ, в приложениях Смотрим и Winkа, а также в телеграм https://yangx.top/SolovievLive
Подруга Собчак, иноагент и светская болонка Белоцерковская выдала (наконец) ожидаемый текст:

«Я тут недавно смотрела довоенную немецкую хронику, я была поражена красотой этих людей. У них тестостерон национальный просто переливался через край. Сам Адольф Алоизович был военный герой, бесстрашно воевал, много раз был ранен, у них невозможно было отличить военных от мирного населения, все такие подтянутые, у них горят глаза».

Разумеется, она не понимает, что именно на такое обывательское, бюргерское восприятие и рассчитана была немецкая военная (а точнее эсэсовская) эстетика. В том, что именно СС были элитой фашистской военной системы была не только практическая, но и идеологическая и даже эстетическая составляющая. Как отмечает С.Сонтаг: «СС – идеальное воплощение открыто утверждавшегося фашистами права силы, права на безусловную власть над другими, права считать других заведомо низшими существами.

Эсэсовцы проводили эту идею наиболее последовательно, поскольку орудовали самым брутальным и действенным образом, используя при этом театральные эффекты и руководствуясь определенными эстетическими принципами… СС были сформированы как элитная военная организация, которой полагалось воплощать не только беспредельное насилие, но и высшую степень красоты».

Эсэсовцы в безупречно выполненной, плотно пригнанной форме, с небрежными, независимыми манерами должны были невольно возбуждать у «заведомо низших существ» чувство неполноценности. Узник Освенцима Р.Исраил вспоминал, что первое, на что он обратил внимание, попав в лагерь, это внешний вид офицеров СС. «Они были «идеальны»… высокие, стройные, в безупречной форме».

Заключенный Понар Ю.Фарбер вспоминает, что один из главных эсэсовцев был «утонченный садист, ему было лет 30. Он был щегольски одет, на нем были белые замшевые перчатки до локтя. Сапоги блестели, как зеркало. От него сильно пахло духами». Узник Дахау Т.Блатт вспоминал, что когда он прибыл в лагерь и впервые увидел эсэсовцев, то почувствовал, что «они лучше». «А на другом конце спектра я увидел евреев и поляков – напуганных, спасающихся бегством или прячущихся».

«Они лучше, а мы дерьмо, мусор, отбросы» - именно такие чувства и впечатления немцы и хотели вызвать у тех, кого хотели подавить. Не случайно общепринятыми прозвищами заключенных в Дахау были “кретины”, в Майданеке и Нойенгамме “верблюды”, в Равенсбрюке “отбросы”. И главным инструментом, вызывающим эти чувства, становилась эстетика, которая наглядно демонстрировала прибывающим постулат об их неполноценности, сталкивала «культуру» и «антикультуру» (именно на этом визуальном противопоставлении строилась структура известной пропагандистской брошюры «Унтерменш», изданной в 1942 г. для СС тиражом в несколько миллионов экземпляров).

Примечательно, что передаваемый через воспоминания выживших безупречный внешний вид эсэсовцев нередко был только работой воображения узников. Данный механизм запускала внутренняя подавленность заключенных для того, чтобы оправдать бессилие и неспособность к сопротивлению. Подобная идеализация была первым признаком паралича свободы воли – узники, сохранявшие самостоятельное мышление, не видели в эсэсовцах этих идеализирующих черт.

Г.Лангбейн вспоминал, что очень многие узники описывали «доктора» Менгеле «блондином», «красивым Зигфридом», в «белых перчатках, с моноклем», «безупречно элегантным» и заключал: «Я видел Менгеле каждый день в кабинете лазарета, где он выполнял рутинную работу, и он не казался мне ни привлекательным, ни элегантным. Я никогда не видел, чтобы он носил монокль». Кстати, и блондином он не был.

Даже спустя 80 лет нацисты достигают своей цели. Белоцерковская признала их превосходство над собой. Ей осталось выбрать самоназвание. Выбор невелик, но уж какой есть. Пожалуйста: «Кретинка”, “Верблюдиха” или “Отброс”.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Интереснейший разговор в сегодняшнем «Утре Z” с героем России, помощником главы Чеченской республики по силовому блоку, командиром спецназа ""Ахмат" Апти Алаутдиновым. В чем секрет невозмутимости Апти? За что воюют сегодня наши солдаты? Почему важно хранить религиозный мир?

Обо всем этом и многом другом в разговоре.
Железные дороги Германии прекращают бесплатную перевозку гуманитарной помощи на Украину. Транспортные расходы уже составили пять миллионов евро.

И это правильно. И нечего тут…

Отродясь такого не было в Германии.

Поддержка уничтожения мирных жителей Донбасса и корм для убийц кое-чего да стоят.

Простой пример.

В годы Второй Мировой войны перевозкой предназначенных для уничтожения людей в лагеря смерти занималось «Центральноевропейское трансагенство» - обычная железнодорожная компания. Бесплатно это святое дело она осуществлять не собиралась. Поэтому перевозка обреченных на смерть (везли, кстати, их в вагонах для скота, а то и на открытых грузовых платформах. Последнее особенно любили делать зимой – в лагерь половина «пассажиров» приезжала уже замороженными трупами) осуществлялась по обычным гражданским тарифам. За детей моложе 10 лет платили половину стоимости билета, дети младше четырех лет доставлялись в газовые камеры бесплатно. Всем смертникам, разумеется, покупали билет в один конец и только охранникам оплачивали дорогу в обе стороны. Поскольку объем перевозок был огромен, взрослых смертников часто тоже везли по «льготному тарифу». При этом оплата перевозки смертников осуществлялась средствами…изъятыми у них же. То есть сплошная, чистая прибыль.

Поэтому сегодня они всего лишь возвращаются к прежней практике. Главное теперь – заставить гордых древних укров платить за откорм себя для гибели на полях сражений не раковинами Каури, кумачом, зеркальцами и бусами, а чистоганом, свежими, приятно пахнущими разноцветными бумажками.

А лучше золотом и драгоценностями.

Как всегда и было.
Очередной мыслитель, пораженный размягчающей мозг болезнью Дугина-Проханова (наиболее тяжёлое следствие болезни - утрата способности внятно говорить, приводящая к произнесению галиматьи, страсть к словам «ноомахия», «арктогея», «деривативы» и пр.) просто и доступно объясняет нам, что нужно делать, чтобы победить в СВО.

Так бы сразу и сказал.

И ведь действительно серьезный вопрос – что делать в Зионе???

Что??? Пришел, как дурак, в Зион, а что делать – не подумал! Эх тыииии! А это ведь не что-нибудь эдакое, пустяшное, а Зион! Зион, понимаете???

Вот всё у нас так – припрутся в Зион и сидят. Зачем? Для чего? Сами не знают!

Вам же сказали - надо искать выход. И одновременно вход. И через вход осуществить выход всех, кто хочет, на волю.

И победим.

И совсем тяжелый вопрос – сколько же таких?

Думаю, человек пять. Сам мыслитель, Дугин-Проханов, ну и может еще кто-то со справкой.

Ну как тут победить в СВО?

Беда.

P.S. А ведь они это на каких то своих камланиях всерьёз обсуждают.
Назначенный АП «писателем» графоман и подонок Прилепин (после нескольких диких и позорных заявлений его отправили на Донбасс помыть репутацию, но он скоро опять вернётся, ибо придёт пора всунуть его в президентскую кампанию) «обличает» Гребенщикова. Сегодня. А немногим раньше он равняет его с Львом Толстым (сам он, как нам заявляет секта его свидетелей, выше Пушкина, так что Гребенщиков как Толстой пойдёт) и умиляется тому, что благодаря Гребенщикову правда на нашей стороне.

А ещё раньше он так же нападал на свою подругу Ауг. На дружка Быкова. И на многих других своих закадычных приятелей.

Неужели он изменился? Прозрел?

Конечно, нет. Он как был мелкой, изворотливой мразью, так и остался. Конъюнктура изменилась. Просто за их похвалы и дружбу с ними больше не платят - сегодня платят за «патриотизм». Ярмарочный, частушечный, с матом, гиканьем, визгом и ухарством.

Вот он и старается. Хуторок то сам себя не прокормит. Да и патриотической литературной гопоте, его рахитичному детищу, кушать тоже надобно.
Forwarded from СОЛОВЬЁВ
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
⚡️⚡️⚡️⚡️Наша база Хмеймим — жемчужина. Собственными глазами увидел как организован быт, пообщался с военнослужащими.

Владимир Соловьев в эфире «Воскресного вечера» на телеканале «Россия 1» рассказал о поездке на авиабазу России в Сирии.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
В этот день в 1985 году прошли последние соревнования в новом виде спорта, появившемся в СССР в 1982 году - «гонки на орудийных лафетах от Дома Союзов до Красной Площади».

Так шутили тогда в Москве.

Смерть Черненко стала симптомом тяжёлой болезни государства. В обществе кисло смеялись и перешептывались. Я только что закончил школу и работал уже тогда в своём Университете в Интерклубе. Звонок из ректората застал меня на вахте. «Умер Черненко, включайте телевизор», - мрачно сказал кто - то.

Я пошёл в кабинет директора, очень осторожного человека и известил его. «Прекратите идиотские шутки, - заорал он. - Не могут же они так часто… все время…» «Телек включите», - посоветовал я. Он пугливо, как лань, выбежал из кабинета к телевизору в фойе, включил и я услышал «… с глубоким прискорбием … после тяжёлой и продолжительной…» Директор с нездешним лицом полетел в ректорат, а я принялся обзванивать знакомых. Все уже все знали и я, разочарованный, поставил чайник и включил Queen.

Начиналась новая эпоха.
Почти год назад у меня на канале Соловьев Live вышел стрим под названием «Что мы скажем тем, кто вернется с войны?» С тех пор внятных ответов на этот вопрос у государства и общества не возникло, хотя он сегодня ключевой и от него зависит напрямую, в какой стране мы будем жить после победы.

Начнем с того, что после окончания СВО мы окажемся в совершенно другой стране. После Смуты начала XVII века Россия стала принципиально иной – монументальное, слитное время России Грозного закончилось и начался «бунташный век», прошедший, по замечанию Г.Флоровского, «в крайнем напряжении и беспокойстве, в разноголосице, в пререканиях и спорах». Война 1812 года, завершив галломанский, дамский, фаворитный, западнический век Петра, открыла новый век России, обратившейся к своим истокам, обретшей почву под ногами. Чем закончились для нас Первая и Вторая Мировые, напоминать не надо. Довоенный и послевоенный миры были совсем разными. Стоит напомнить, что все эти войны были с Западом, то есть давали возможность сравнивать.

Не менее важно учесть, что контраст между довоенным и послевоенным временем был настолько велик, а противоречия во время войны настолько обострялись, что следствием всегда было сильное общественное напряжение, брожение, выливавшееся в большинстве случаев в социальный взрыв.

Смута закончилась расколом общества, бунтами и, в конечном итоге, религиозным расколом – единственной формой раскола, который мог существовать в условиях полного отсутствия политического и партийного дискурса. Война 1812 года привела к восстанию декабристов, Первая Мировая взорвалась революцией 1917 года, а Вторая Мировая – страшным напряжением и брожением общества, надеждами, ожиданиями, волнениями, которые с очень большим трудом удалось притушить «борьбой с космополитизмом» и хрущевской «оттепелью».

То есть социальная напряженность, разочарование, ожидание, ощущение контраста между прежней жизнью, военной жизнью и мирной жизнью это неизбежное следствие любого глобального конфликта с Западом (а мы сегодня воюем с Западом). И к этому следует готовиться. Усугубляет ситуацию тот факт, что за минувший год завелось множество людей, которым хочется, чтобы война не кончалась (они могут говорить, что угодно, но это так). Это «блогеры», «эксперты», «военные аналитики», «политологи», многие самозваные «независимые военкоры» из вчерашней националистической шпаны, патриотическая литературная гопота, финансисты, промышленники, телемагнаты и много кто еще, кого еще совсем недавно никто не читал, не смотрел и не слушал, о ком никто не знал и никогда бы не узнал, если бы не СВО.

Я уж не говорю про бесчисленных собирателей средств и гуманитарки на помощь фронту – старую историю про дядюшку, племянника и сало никто не отменял из-за неактуальности. В годы Великой Отечественной такого быть не могло – общество единодушно желало победы и заработать на войне было невозможно, это считалось преступным и подавлялось самыми жесткими способами. Сегодня это сделать легко.

Страна выйдет из СВО другой, хотим мы этого или нет. Скорее всего, радикально другой. Домой вернутся сотни тысяч военных. Будет много семей, куда никто не вернулся или вернулся инвалидом. Все эти люди (также как и многие, кто честно и самоотверженно работал в тылу, приближал победу) будут иметь четкую систему координат и размещенных в ней ценностей, которая может (и скорее всего, будет) сильно не совпадать с тем, что предложит официальный дискурс.

Они обостренно будут воспринимать любую социальную несправедливость, у них будут свои представления о ней, их будет невозможно запугать или объявить оппозиционерами. Что они увидят здесь? Те же самые лица в администрациях и по телевизору? Тех же самых воров и грабителей в банках, те же методы выкачивания денег? Те же заборы, те же мигранты, та же грязь, мат, пьянь, просрочка в «Пятерочке», дорога как после бомбежки?

Понравится им? Нет. Согласятся? Едва ли.

Что будет потом? См. выше.

Есть время все это предусмотреть и обо всем позаботиться. Надеюсь, что власть это понимает.
Сегодня 135 лет А.Макаренко. Очень дорожу одним из первых изданий его «Педагогической поэмы», на котором он оставил автограф: «Коммунары. Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного».

Он стоял у истоков советской педагогики, работая с самыми тяжелыми детьми. Таких тогда было немало - в усадьбе Суханово под Москвой в это же время создаёт школу И.Журавель и т.д. В нечеловеческих условиях голода, тифа, войны, холода они учили детей, создавали школьные газеты, музеи и театры, пахали, копали, сажали и сеяли, играли. Они вернули к жизни тысячи детей, которые без них погибли бы.

Я вспоминаю об этом всякий раз, когда сегодня слышу нытье о том, какое плохое у нас образование и как много всего мешает ему стать хорошим. А тогда, в годы лишений, оказывается, ничего не мешало. Просто учили. Воспитывали. Строили нового человека. Практически на пустом месте.

Строили и всё.

А если бы они на тиф, на войну, на зиму начали ссылаться - так ничего бы и не было.